Как понять, что пора на приём к психотерапевту. Кто такой психолог и зачем он нужен

Здравствуйте, дорогие гости! Эта статья расскажет о том, как работает психолог, о его роли в терапии и формах работы. Вы узнаете также, чего не стоит ждать от психолога.

Терапия у психолога проходит по-разному: это может быть преимущественно беседа, в которую могут включаться элементы постановочный игры, либо сеанс целиком проводится в виде игры, возможны также групповые тренинги. Для семейных пар у психологов существуют свои методы работы, которые также отличаются большим разнообразием. Важно не столько то, как проходит терапия, сколько ее результативность.

Хороший психолог – не тот, который дает советы, указывает, как поступить, что сказать и сделать. Роль психолога заключается в том, чтобы помочь человеку понять себя самого, научить его самостоятельно принимать решения, не бояться, быть в гармонии с самим собой. Не психолог решает Вашу проблему, а Вы сами, при помощи и под руководством специалиста. Психолог помогает Вам взглянуть на Вашу проблему со стороны, с разных точек зрения, выскажет свое мнение. Только Ваши старания и откровенность определяют, насколько эффективной будет Ваша с психологом работа.

Хороший психолог научит Вас быть более независимым, морально подкованным, более сильным. Цель психолога - не просто помочь решить трудность, а научить Вас в будущем самостоятельно справляться с ними. Многие боятся стать зависимыми от психолога и беспомощными без него. Если в жизни клиента ничего не меняется после посещения психолога, то такая терапия и не нужна. Но, конечно, если человеку хочется бессмысленно тратить свои силы, нервы, время и деньги, то это его право. У хорошего психолога при завершении терапии зависимых клиентов нет. Думаю, даже для непросвещенного человека после нескольких сеансов терапии не составит большого труда понять, приносит ли работа психолога хоть какую-то пользу.

Подробно описать формы работы психолога не представляется возможным. Существует очень много видов и способов работы в рамках различных психологических школ, которых существует бессчетное множество. Кроме того, каждый психолог в работе сам выбирает конкретные техники и методы. Одно объединяет почти всех психологов – они с Вами ведут психотерапевтическую беседу. Кроме того психолог может использовать игры, рисунки, музыку, телесные техники, театральные сценки и многое другое. Как видите, все зависит от конкретного психолога, предпочитаемых им методов работы, личностных качеств клиента, конкретного запроса (темы, с которой клиент пришел на терапию). Исходя из всех известных параметров, психолог выбирает метод, с помощью которого он будет с клиентом работать. Разные психологи могут работать с одними и теми же темами, используя разные подходы и способы, но при этом одинаково успешно. Перед приемом психолога не стоит волноваться и задаваться вопросами "что говорить психологу?", "какие вопросы задают психологи". Специалист сам все расскажет и пояснит.

Чего психолог не делает:

1. Психолог никогда не дает советы. Поправка: ХОРОШИЙ психолог никогда не дает советов. Не существует универсальных советов для всех людей. Ни один человек, каким бы мудрым и опытным он ни был, не может дать совета, который точно поможет другому человеку, сделает лучше. Поэтому советы как минимум не имеют никакого смысла. А что касается психотерапии, то советы играют очень злую шутку – клиент в этом случае ходит к психологу бесполезно: он не учится сам принимать решения, обдумывать их и брать на себя ответственность за свои поступки, а слепо следует советам (которые к тому же не помогают).

2. Психолог не работает с людьми заочно. Например, когда человек приходит с запросами типа: "Пригласите моего мужа, объясните ему как надо себя вести!" или "Я к Вам приведу свою дочь, почините ее!". Психолог работает только с тем человеком, который к нему пришел самостоятельно, принял решение на его посещение. Нельзя заставить человека меняться, если его самого все в жизни устраивает. В этом случае психолог может предложить помощь человеку, который к нему пришел с таким запросом.

3. Психолог не прописывает и не рекомендует никакие медикаменты и лекарства, это может делать только врач - выпускник медицинского вуза, в данном случае - психиатр или психотерапевт, но только с медицинским образованием. О том, чем эти специалисты отличаются друг от друга, Вы можете прочитать в этой статье .

Итак, подведем итог: Не столь важно как именно работает психолог, лишь бы Ваша совместная работа приносила плоды, была эффективна.

Круг проблем, с которыми можно обращаться к психологу, подробно описан

Экология сознания. Психология: В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Принести благодать себе и нести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Зачем люди идут в психологию?

Ответить на экзистенциальные вопросы о смысле жизни и научиться экологии общения. Раньше за этим шли в духовную семинарию - сейчас идут в психологию.

Мотивация выбора этой профессии?

В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Обрести свою благодать и отнести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Но по ходу обучения предмету, большинство из них забывают, зачем пришли. Информация по диагностике психологических явлений и состояний захватывает и очаровывает. И вот уже новоиспеченный психолог вовсю ставит диагнозы другим, демонстрируя свою эрудицию - это у вас «гиперопека», а это «прокрастинация», а здесь «невротическая привязанность».

«Испорченный» терминологией специалист, получивший доступ к дополнительной «игре» может начать самоутверждаться на клиентах , произносить сложные термины без попытки объяснить их простым языком. С ходу ставить мудрёные диагнозы, вызывая у клиента преждевременное и пока еще не обоснованное уважение к себе как «специалисту» и рискует окончательно забыть про свою изначальную цель - помочь самому себе.

Преждевременная деятельность психолога начинает подпитывать его личность и он теряет необходимость разбираться со всем тем багажом внутренних проблем, с которыми он пришел в психологию. Так, новоиспеченный специалист, увлёкшись игрой «я - психолог» прежде, чем разберется сам с внутренними обидами / жаждой признания / собственной неуверенностью, вместо исцеления собственных травм души начинает опираться на институт психологии как на компенсацию собственной ущербности.

Поэтому так важно начинающему психологу помнить о той первичной цели, с которой он зашел в психологию и работать над собственным исцелением. Для этого в пространстве психологии существует территория «экспериментов на кошках», которая называется мудрёным словом «супервизия» - это обязательная терапия, которую должны студенты проходить друг у друга или у более компетентного коллеги, для того, чтобы обсудить друг с другом и с преподавателем - «что же мы делали, когда мы это делали?».

Именно так хороший психолог шлифует своё мастерство. После своего обучения психологу полезно продолжать общение со своим психологом, учителем, супервизором - это не даст ему впасть в заблуждение о собственной непогрешимой компетентности.

Таким образом, он будет освежать в памяти роль «клиент психолога», что даёт навык уметь видеть «косяки» своих коллег, задавать правильные вопросы, делать выводы, совершать открытия и… чувствовать границы ответственности каждой из сторон терапии.

Границы ответственности - очень важная тема. Важность её в том, что психологу необходимо научиться разделять, где заканчивается его ответственность и начинается ответственность клиента. В этом ему поможет только собственное участие в процессе терапии в роли клиента.

Иначе происходит злоупотребление понятием «ответственность» и новоиспеченный психолог, естественно из лучших побуждений, начинает брать на себя лишнее - обещать волшебные результаты , подчеркивая этим свою значимость. Вместо того, чтобы способствовать процессу, в котором обратившийся становится более инициативным и самостоятельным хозяином своих решений и своей жизни.

Эта игра с лишней ответственностью приводит к тому, что обижены остаются оба:

    клиент, потому что ему обещали, что чудо произойдет легко и безусильно, а оно не произошло;

    психолог, «недолеченный» в своё время, тоже остаётся недоволен тем, что его искрений порыв неоценен клиентом;

Клиент, по мнению «великодушного психолога», как бы должен сам догадаться, что пора проявить ответное великодушие и порадовать психолога самостоятельным включением в работу и взятием ответственности за свою жизнь. Но этого почему-то не происходит.

Не происходит, так как в самом начале, еще на старте, некомпетентный психолог, занятый демонстрацией своей информированности, не способен стать «пустой чашкой», чтобы вместить в себя человека, пришедшего к нему и прочувствовать, что способно пробудить внутренний резерв клиента - включить его энтузиазм.

Если психолог прошел собственную терапию, то он имеет свою «я-историю»: историю исцеления/пробуждения/вырастания и он обладает, благодаря собственному опыту исцеления, не столько информацией об этом, сколько знанием как этого достичь . Знания, в отличие от информации, не занимают много места, сколько занимает его научная терминология и эрудиция.

Знания - это то, что существует в пустоте и приводит к обретению тишины. Когда мы решаем какую-то задачу, мы можем проследить весь этот процесс. От суеты поиска, через экспериментирование с идеями и информацией, к обретению знания в момент получения результата и последующей тишины в удовлетворении.

Весь тот шум, который существует внутри личности, порождается её обеспокоенностью отсутствия желаемого или мыслями из тоски по неосуществимости своих чаяний. Шум и суета о том, что есть на "сейчас" это не то, что должно быть - занимает столько места в человеке, что у него не остаётся «свободных гигабайт» для радости. Радости, что он у себя есть, радости от самой жизни. Озабоченный проблемой человек не вмещает в себя жизнь. Он полон размышлениями о жизни, он в ней не находится - это парадокс обеспокоенных людей.

Беспокойство изматывает и обесточивает человека, а истощенный внутренним шумом, он не способен на эффективные действия.

Психолог, сумевший помочь себе, имеет внутри себя ту пустоту, которая готова принять человека пришедшего к нему за помощью. Размещаясь в тишине этой пустоты, в поле психолога, с клиентом происходят осознания о себе и своей жизни. В этой тишине у человека затихает суетливый шум/мозговой штурм - освобождается внимание для восприятия. Восприятие становится такого качества, что человек в процессе рассказа о себе делает открытия и начинает становится понятен самому себе.

Поэтому, если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста - это не ваш специалист.

Или если вы не исцелились с первого раза, но с первой встречи вам стало лучше, яснее, вдохновенней или спокойней - это ваш психолог / ваш доктор.

И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда… однажды… что вы хотите решить проблему за раз, если вы создавали её годами» - не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Нет формул приводящих к счастью, потому что человек идет не к нему. Оно, счастье, существует как лакмусовая бумажка качества жизни. Как явление суммарной сбалансированности жизни человека, но к нему не идут.

Ребенок от рождения имеет способность к счастью. И если он здоров, то будучи сытым, он прибывает в нём - безусильно счастливый и любопытный к жизни. И только влияние значимых взрослых, корректирующих поведение ребёнка, лишает его постоянной и безоглядной способности прибывать в счастливом расположении духа.

Это Вам будет интересно:

Вывод:

Люди по разному теряют способность к счастью, отрекаются от своих желаний в угоду значимым и любимым. Уникален путь каждого, кто решает восстановить собственные опоры - собственную способность к счастью, целостности и эффективности в отношениях и целедостижениях

Психолог - он только проводник, разворачивающий для клиента ландшафт охоты на его собственные самоограничивающие программы.

Когда человек начинает видеть, как он сам создал ограничения на своем пути к свободе и счастью –появляется понимание и энтузиазм к освобождению своей дороги -пути врождённого могущества и благодати. опубликовано

В некоторых случаях при возникновении у ребенка проблем психологического характера, поддержки родителей недостаточно, и тогда на помощь приходит детский психолог. Именно этот специалист чаще всего становится незаменимым посредником между родителями и ребенком, главной задачей которого является налаживание между ними прочной эмоциональной связи.

Родители и другие взрослые родственники часто не понимают, почему у малыша возникают конфликты со сверстниками, почему он плохо успевает в школе, устраивает истерики и не слушается дома. Корнем всех этих проблем может быть серьезный внутренний психологический конфликт, не дающий личности полноценно и гармонично развиваться в детском возрасте.


Чтобы понять, что происходит с вашим ребенком, лучше всего записаться на консультацию к хорошему детскому психологу. Помощь детского психолога может понадобиться, как ребенку младшего школьного возраста, так и подростку. Главное – своевременно проконсультироваться с психологом, выявить и начать работу над имеющимися проблемами. Игнорировать неблагоприятное психологическое состояние ребенка или подростка очень опасно, так как впоследствии оно может привести к развитию психических и психосоматических заболеваний.

Что входит в сферу деятельности детского психолога

Детский психолог – это специалист, оказывающий психологическую помощь детям и изучающий функционирование их психики с учетом возрастных особенностей. Психология является одной из самых бурно развивающихся наук, поэтому быть специалистом в этой сфере считается очень престижным. Вопреки распространенному заблуждению детский психолог – это не врач, так как у него нет высшего медицинского образования. Поэтому нельзя сказать, что детский психолог лечит психические расстройства или заболевания.


Основная задача этого специалиста – оказание психологической поддержки и помощь в решении психологически сложных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок.


Детский психолог обязательно должен иметь высшее образование по специальности «психология» и дополнительно пройти специализацию по детской психологии. В ходе своего обучения он получает углубленные знания об особенностях формирования и функционирования детской психики на разных возрастных этапах, а также осваивает необходимые практические навыки для дальнейшей работы с детьми и их родителями. Проконсультироваться у детского психолога можно в специализированных центрах психологической поддержки детей, частных кабинетах. Детские психологи также работают на базе дошкольных и школьных учебных учреждений. Желательно заранее записываться на прием к востребованному специалисту, чтобы избежать очередей и длительного ожидания.

Отличие от других специалистов

Не следует путать детского психолога с психиатром или психотерапевтом. Детский психолог занимается проблемами психически здоровых детей, имеющих определенные психологические особенности или попавших в непростую ситуацию в семье или коллективе. В то же время детский психиатр занимается диагностикой и лечением психических расстройств, в том числе и при помощи лекарственных средств и специального режима. Психиатр имеет высшее медицинское образование, то есть является врачом и работает с маленькими пациентами, нуждающимися в квалифицированной психиатрической помощи.


Детский психотерапевт также является врачом и прошел обучение специальности «психиатрия», однако в своей практике он использует преимущественно методы психотерапии, а лекарства и другие варианты лечебного воздействия являются только вспомогательными. Психотерапевт помогает пациентам при помощи беседы и детального анализа прошлых, настоящих проблем и конфликтных ситуаций. Психотерапевт также может помочь, если на фоне сильного стресса в детском возрасте появились признаки психосоматического заболевания или подозрения на невроз.

Когда нужно обращаться к специалисту

Родителям очень важно своевременно заметить изменения в поведении и эмоциональном состоянии своего ребенка. Нередко частые капризы, беспричинные слезы и непослушание являются неосознанной просьбой о помощи и поддержке. Поэтому не стоит сразу объяснять плохое поведение ребенка дурным характером или избалованностью, потому что так вы можете не заметить начало тяжелого внутреннего психоэмоционального конфликта у малыша. Помощь детского психолога может понадобиться, если ваш ребенок:

  • Очень застенчив , испытывает большие трудности при общении со сверстниками. Застенчивость очень часто напрямую связана с негативным восприятием своего тела и личности, поэтому важно помочь ребенку преодолеть эту черту как можно раньше. Застенчивость и замкнутость приводят к тому, что ребенок не может полноценно адаптироваться к новому окружению и испытывает сильный стресс при попадании в новую социальную группу (переход из детского сада в школу, перевод в другую школу, переезд и так далее).
  • Гиперактивный . Чрезмерная активность является одной из наиболее часто встречающихся проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенка сложно успокоить и привлечь к полезной деятельности, он неусидчив, плохо концентрирует внимание, что приводит к плохой успеваемости в школе. Гиперактивность в таких случаях становится главной причиной конфликтов между родителями и малышом. Детский психолог поможет ребенку научиться управлять своей энергией и переменчивыми желаниями, концентрироваться на учебе и полезном проведении досуга.
  • Часто пугается , склонен к тревожности и переживаниям. Многие дети сталкиваются со страхом темноты, одиночества, фантастических чудищ. Эти, на взрослый взгляд, беспочвенные и несущественные страхи, могут нанести серьезный урон психике ребенка. Именно поэтому важно как можно быстрее от них избавиться и предотвратить появление страхов в будущем. При игнорировании проблемы страх может перерасти в фобию, которая является одним из симптомов психических расстройств.
  • Агрессивный . Существует множество причин агрессивного поведения ребенка, выявить и устранить которые поможет квалифицированный специалист. Склонность к чрезмерной агрессии вредит здоровью ребенка и окружающих его детей, а в будущем может стать почвой для формирования вспыльчивого и жестокого характера. Поэтому нельзя закрывать глаза на вспышки агрессии у крохи, особенно если они повторяются регулярно. Психолог поможет избавиться от агрессивности и настроить ребенка на доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
  • Плохо учится в школе . Еще одной важной задачей детских психологов является помощь ученикам, которые по каким-то причинам не справляются со школьной программой. Если у ребенка не диагностирована умственная отсталость, но он с завидным постоянством приносит из школы двойки, то у этого явления могут быть серьезные причины. Например, страх ответа перед классом, произошедшая ранее конфликтная ситуация с учителем или одноклассниками, неумение концентрироваться на важной информации, отсутствие интереса к предмету и понимания его важности для будущего. Работа с психологом в таком случае поможет эффективно устранить имеющиеся проблемы.
  • Прошел через травмирующую ситуацию . Травмирующей ситуацией для детской психики может быть развод родителей, смерть родственника, постоянные ссоры в семейном кругу, переезд и даже рождения братика или сестренки. Нужно обязательно обратиться к детскому психологу, если подобные ситуации произошли в прошлом (даже если вам кажется, что прошло уже много времени и все забылось). Специально обученные детские психологи также работают с детьми, столкнувшимися с домашним насилием или пережившими стихийное бедствие, военные действия или другие чрезвычайные события.


Каждый ребенок с самого раннего детства уже является полноценной личностью, имеющей свои переживания, проблемы и страхи. Бережное отношение к детской психике и подключение при необходимости специалистов в этой сфере позволит избежать многих неприятных последствий в будущем, поэтому если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов касается вашего малыша, консультация у детского психолога пойдет ему и вам только на пользу.

Как работает детский психолог

Психолог для детей, столкнувшихся с определенными трудностями на том или ином периоде взросления, играет очень важную роль для гармоничного и здорового восприятия, как собственной личности, так и окружающей среды. Поэтому специалист в сфере детской психологии должен находить контакт с самыми разными детьми и уметь выстраивать с ними доверительные отношения.


Первичная консультация у специалиста начинается с налаживания контакта между ним, ребенком и родителями. Далее проводится психодиагностика ребенка, результаты которой позволят судить о наличии или отсутствии психических отклонений и раскрывают психологические особенности его личности.


Во время первой консультации также определяют, как именно в дальнейшем будет проходить работа с ребенком и сколько приблизительно времени необходимо для устранения психологической проблемы. На консультации у детского психолога родители получают всю нужную информацию о состоянии психики малыша и рекомендации по воспитательному процессу, улучшению взаимоотношений в семье.


Чтобы добиться нужного результата, детский психолог и родители должны работать вместе и создавать ребенку благоприятные условия для развития.


Детские психологи располагают множеством специальных методик, направленных на коррекцию тех или иных психологических проблем ребенка. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми, в зависимости от того, какое общение нужно малышу на данном этапе. Работа с детьми младшего возраста проходит в непринужденной, игровой форме. В кабинете детского психолога должна быть создана приятная атмосфера, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Широко применяется арт-терапия, обучение полезным навыкам и правильному поведению на примере сказок, воспитательные беседы, проходящие в форме активного диалога с ребенком.


Многие родители к детскому психологу обращаются для того, чтобы узнать, соответствует ли психика их ребенка возрастной норме. Если в ходе работы с малышом у детского психолога появятся подозрения на более серьезные проблемы (психические отклонения), то он может порекомендовать родителям обследование ребенка у психиатра, который сможет провести диагностику и дать официальное заключение. Если же никаких психических заболеваний у малыша не обнаружили, то регулярные занятия с детским психологом и активная позиция родителей помогут в ближайшее время справиться с любой, даже самой сложной детской психологической проблемой.