Использование песочной терапии для повышения интеллектуального развития детей с овз. Песочная терапия с детьми в условиях инклюзивного образования. Игра « Космическое путешествие»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Организация: МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Старая Русса

Песок - это доступный материал, который можно встретить в песочнице, на пляже, по берегам рек и озёр. Что же тогда песочная терапия? И для чего она? Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Игры на песке - это естественный и доступный для каждого ребёнка вид деятельности, одна из форм взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Ребенок с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, эмоции и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития и обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, выкапывать ямки, строить тоннели, горы, дороги, города. А если к этому добавить различные игрушки, то у ребёнка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. Создание песочных построек не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно! А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На занятиях дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Также в работе с песком у ребят развивается творчество и фантазия. Они получают от этого процесса удовольствие, что способствует возникновению положительных эмоций и развитию коммуникативных навыков. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, речь. Занимательна «Песочная грамота», то есть игры, направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучения чтению и письму. Песок станет подспорьем, если ребенок учится читать и писать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно, произносить звуки. Все это происходит в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Самым современным и увлекательным является - рисование песком на специальных столах или песочная анимация. На планшете установлена цветная подсветка, которая управляется небольшим пультом. С его помощью можно выбрать один из 16 цветов. Также можно увеличивать или уменьшать яркость. Использовать 5 разных функций, режим мигания 7 цветов, 3 цветов, плавная смена 7 или 3 цветов и статичные цвета. Рисование на стекле происходит с помощью пальчиков и ладошек. В чём же проявляется позитив от этих занятий?

У ребёнка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. И в руки дают не краски вовсе, а песок, который сыпется и сначала совершенно не поддаётся «приручению». А ещё песок может быть не обычный, а подкрашенный. Или подсветка меняет цвет и можно выбрать любой, который в данный момент соответствует настроению. 3. Ребёнок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!». Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты отмечают, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. В своей практике я использую разные формы работы с песком, всевозможное оборудование и разнообразный песок. Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимо: - мини-песочница. Это водонепроницаемый деревянный ящик определённых размеров. Его внутренняя поверхность, дно и борта окрашены в голубой цвет. Дно символизирует воду и море, а борта воздух и неб и чистый просеянный песок, а также коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице. В такой песочнице ребята строят города, рисуют картины, проводят опыты, отыскивают спрятанные клады и сокровища, угадывают, чьи следы. Песочница может использоваться как основа для кукольного настольного театра. Это очень удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Самыми увлекательными являются игры-путешествия, где ребята используют разную атрибутику, камешки, ракушки разных цветов и размеров, фигурки животных, людей, транспорта, растений. Я провожу занятия для коррекции тревожности и неуверенности, расширения эмоционального опыта, умения работать в коллективе, развития эмпатии. В песочнице мы знакомились с разными видами песка, карьерным, речным и кинетическим. Кинетический песок, «оживает» в руках. Он удивительным образом совмещает в себе свойства сухого и влажного песка. Он легко приобретает форму, удерживает её и так же легко режется, рассыпается, утекая между пальцев. Взаимодействуя с кинетическим песком, дети испытывают массу тактильных ощущений. Из цветного кинетического песка ребята строят разные коллажи, например, «Мир моря», «Весна», «Кондитерская», «Цветы» и т.д. Следующим этапом работы является песочная аппликация. Ребёнок наносит на контурное изображение клей ПВА, потом засыпает сверху песком одного цвета. Процедура повторяется несколько раз. Для каждого участка изображения используется свой цвет песка, что в итоге позволяет создать многоцветный и красочный рисунок. Рисунки детей на тему «Космос», созданные по этой технологии, заняли первые места на всероссийском и международном конкурсах.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для меня это еще один способ понять чувства ребенка. Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передаёт человеческие чувства, мысли и стремления. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Наша работа дополняла и украшала деятельность детей по разным темам. Если говорили про осень, то рисовали «Сказку про деревце», о зиме - снежинки, вспоминали о лете - делали «Радугу в бутылке» и лепили из цветного песка цветы, вели разговор о космосе - делали аппликации «Космические путешествия» и ещё много интересного и познавательного.

Робкие и застенчивые ребята становились более активными и уверенными, а подвижные и энергичные подолгу засиживались в песочнице, строили, разрушали, строили снова, дополняли работу новыми деталями, героями, атрибутами. К своим постройкам возвращались вновь и вновь, создавая и проигрывая новые сюжеты.

Играйте с детьми в песок! Это просто, интересно, увлекательно и полезно!

Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье будут рассматриваться две формы работы с песком: занятия в песочнице и рисование песком на световом планшете. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении.Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице или на световом столе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и т.д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия одинаково успешно применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми. В качестве материала для манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста. В каждом дворе есть песочницы и малыши с удовольствием в нем возятся. Ребенок словно становится завороженным, пересыпает струйки в руки, делает домики, куличики, возит машинки, закапывает сокровища и многое другое. Являясь регрессивным материалом, песок способен проникать сквозь те защитные механизмы, которые при обычной терапии приходится преодолевать различными, порой долгосрочными, методами. Это ускоряет и облегчает процесс психокоррекции. Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.

При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными.

Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией (список см. в Приложении). Первоначально для работы с песком использовали ящики размером 50х72х8 см, дно которых было выкрашено в голубой цвет, моделирующий воду и небо, однако сейчас с развитием этого вида терапии специалисты все чаще экспериментируют с различными формами песочниц для работы. Поверхность светового стола, на которой происходит рисование, представляет собой деревянный стол с подсветкой, то есть ребенок окружен максимально природными и близкими для его развития материалами. Помещение затемняется, чтобы на подсветке максимально были видны песочные следы и фактуры. Рисование песком сильно отличается от обычного рисования, для него не требуются специальные навыки и умения. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью рисования на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Мощно развивается тактильная чувствительность. Выполняя задания на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро. Таким образом, сочетания природных материалов и уникальных методов дает огромные возможности для коррекционно-развивающей деятельности, развития воображения.

Особо хочется отметить роль песочной терапии в коррекции когнитивных навыков у детей с ОВЗ. Работа в песочнице с небольшими фигурками дает много возможностей для: - развития памяти. Пример: специалист ставит перед ребенком от 4 до 7 фигур в зависимости от возраста и уровня развития, затем ребенок закрывает глаза, в это время специалист прячет какую-либо фигуру, ребенок открывает глаза и называет недостающую фигуру, вынимает ее из песка. Упражнение можно усложнять, пряча несколько фигур. - развития внимания. Пример: на световом столе рисует рубашку с оторванной пуговицей и рядом много пуговиц разных размеров. Ребенок должен понять по пуговицам на одежде, какая подходящая и пальцем соединить ее с рубашкой. - восприятия. Пример: высыпаем в песочницу различные цветные предметы, перемешиваем их. Ребенок должен найти и положить каждый предмет в ведерко соответствующего цвета. - мышление. Пример: игра в «3 лишний» или «4 лишний». Рисуем на столе 3 или 4 предмета, объединенных по одному признаку, и один предмет, отличный от остальных. Ребенок должен сказать, какой предмет отличается и почему. Далее по такому же принципу водит сам ребенок. - воображение. Пример: даем ребенку простую инструкцию «Построй свой мир». Этот метод является проективным, и зачастую такие постройки являются дополнительной диагностикой внутрисемейных взаимоотношений, а так же пополняет темы работы с родителями. Занятия песочной терапией являются эффективными в детском развитии, особенно среди детей с ОВЗ, однако они довольно быстро устают, песок поглощает много сил. Поэтому рекомендовано заниматься по 40 минут 2 раза в неделю, чередуя песочницу и световой стол.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список произведений:

1) П. И. Чайковский. Музыка из балета «Щелкунчик». 2) А. Л. Вивальди. Времена года. 3) П. И. Чайковский. Времена года. 4) В. А. Моцарт. Симфонии и серенады. 5) В. Шуман. Сонаты и пьесы. 6) Л. Бетховен. Лунная соната. 7) Н. Паганини. Каприччо. 8) М. Мрвица. Хорватская рапсодия. 9) И. С. Бах. Арии. 10) Р. Вагнер. Полет валькирии. 11) П. И. Чайковский. Музыка из балета «Лебединое озеро». 12) К. Дебюсси. Лунный свет. 13) А. Корелли. Симфонии и сонаты.

Список литературы: 1) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. . – СПб.: «Речь», 2007. 2) Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: «Речь», 2008. 3) Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: «Речь», 2008. 4) Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001.

Марина Шенгелая
Песочная терапия в коррекции развития детей с ОВЗ

Актуальность проблемы

Еще в древние времена люди проявляли интерес к этому материалу. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев рисунки на песке использовались в церемониях излечения, изгнания нечистой силы и других целей. Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов для достижения совершенства и духовной гармонии. Песок обладает сильными медитативными свойствами, "заземляет" отрицательную энергию.

Песок , по мнению психотерапевтов , - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому "обладателю". Человек, особенно ребенок, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. С помощью песка и маленьких фигурок можно проигрывать волнующие, конфликтные ситуации - это позволяет получить новый опыт в безопасном пространстве, освобождает от внутреннего напряжения.

Форма и размер

Песочницы могут быть нескольких видов. Традиционные параметры - 50см (ширина) * 70 см (длина) * 8 см (глубина) . Такие габариты оптимально соответствуют размерам полю зрительного восприятия. Хотя можно использовать песочницу квадратной и даже круглой формы (квадратная и круглая форма провоцирует стремление занять центр) . Если играть с подгруппой -идеальной окажется песочница побольше - 140 см * 100см * 8см.

Цвет бортов и дна

Можно добавить в увлекательные песочные занятия немного цветотерапии , то есть время от времени менять цвета бортов : черный цвет вызывает неоднозначные впечатления (страх, интрига, тайна) .

Зеленый - цвет растительной жизни, потому вызывает глубинные переживания, порождает особенную откровенность;

Желтый (золотой) ассоциируется со стремлением к достижению цели, что подарит ощущение жизненной перспективы и освободит от внутренних и внешних ограничений;

Красный - цвет активности, сексуальности, импульсивности и творчества, потому особенно полезен для провоцирования подавленной агрессии

Основные предметы которые используем в песочной терапии :

люди - фигурки младенцев, детей , взрослых, представители разных профессий, сказочные персонажи;

Жилища и дома с мебелью : эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель.

Домашняя утварь и продукты : горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве.

Животные - рыбы (акула, дельфин, рыба-меч) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты, земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) . И обязательно парочку игрушечных динозавров;

Транспортные средства : эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки, воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты) .

Объекты среды обитания человека : заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. д.

растения - деревья, кустарники, цветы

объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки)

естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАДАЧ ПОСТАВЛЕННЫХ В РАБОТЕ ПЕДАГОГ ВЫПОЛНЯЕТ РАЗНЫЕ РОЛИ :

1. педагог становится внимательным зрителем его позиция - это «активное присутствие» , для наибольшего самораскрытия ребенка;

2. педагог становится ведущим песочной игры , в процессе которой дети осваивают новые знания, закрепляют приобретенные навыки (звукопроизношения, умения классифицировать предметы, развитие фантазии и т . п.)

Диагностическое обследование :

До 3 лет игра ребенка в песке носит познавательный и развивающий характер , посредством песка малыш «простраивает» свою жизнь, играя в «куличики» он формирует свое представление о мире. С 3 лет работа в песочнице носит уже коррекционно- развивающий характер . Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых нарушений.

Игры с песком могут способствовать :

стабилизации эмоционального состояния

развитию тактильно-кинестетической чувствительности и моторики рук

развитию восприятия , внимания, памяти, графических навыков

расширению представлений об окружающем и развитию речи

формированию математических представлений : о форме, величине, количестве, пространстве

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Тактильные ощущения мы получаем через кожу : "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое".

Кинестетические ощущения получаются во время движения :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.) ;- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера .

Можно выложить на песке из палочек фигуру, букву…

Песочницу можно использовать для нахождения определенной игрушки или буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек") .

Знакомство с песочницей (от 3 лет)

Цель - снижение психофизического напряжения.

Предложить ребенку"поздороваться" с песочком , сделать, что ему нравится : погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь : холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный-неприятный, мягкий и т. п.

Знакомство с мокрым песком

проводится так же, как и с сухим. Обратите внимание крохи на то, что песок изменился , он не сыплется, похож на кашу, теперь из него можно лепить.

Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т. п.

Засыпание песка в емкости, пересыпание (от 3 лет)

Оборудование : 2 емкости с узким горлышком, воронка.

Ребенок насыпает песок в бутылку , при желании можно использовать воронку. С помощью воронки можно пересыпать песок из одной бутылки в другую.

Песочный дождик (от 3 лет)

Цель - регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Расскажите, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер . Покажите, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу , на другую ладонь, на ладонь другого человека.

Песочный ветер (от 3 лет)

Дыхательное упражнение.

Предложите малышу дуть на песок через трубочку от коктейля - таким способом можно делать ямки и любые линии. Здесь нужна осторожность. Следите, чтобы трубочка не касалась песка и малыш не вдохнул через нее!

Вывод :

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты :

У обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям;- обучающиеся чувствуют себя более успешными;- на занятиях нет места монотонности и скуке;

Целенаправленная коррекционно -педагогическая работа по развитию речи на занятиях с песком способствует развитию моторики пальцев рук и речевых процессов.