Достижения людовика 14. Биография Людовика XIV (Louis XIV). Война против всех

Людовик XIV Французский. Конец жизни и смерть

Как уже упоминалось, между 1683 и 1690 гг. Версаль постепенно начал отгораживаться от внешнего мира. Париж стал более притягательным и для благородного общества. Большую роль в этом сыграли экономические проблемы как результат войны, старение короля и не в последнюю очередь растущее влияние мадам де Ментенон. Но определенное значение имел и тот факт, что позиции короля в вопросах веры все больше сближались с позициями «набожных» и он требовал от своего окружения беспрекословного соблюдения морали.

Мадам Скаррон, урожденная Франсуаза д’Обиньи, маркиза де Ментенон (1635-1719), заботившаяся о внебрачных детях короля Людовика XIV и маркизы де Монтеспан, находилась в тесном контакте с королем. Она сопровождала короля и его метрессу во многих поездках. Когда старший выживший сын Монтеспан и Людовика XIV в декабре 1673 г. был узаконен, мадам Скаррон прибыла вместе с ним ко двору. Анализ ее корреспонденции указывает на то, что эта очень красивая женщина через несколько месяцев после некоторого колебания и преодоления угрызений совести стала метрессой короля. Во всяком случае, с того времени она была осыпана денежными вознаграждениями, привилегиями и торговыми монополиями. Кроме того, Людовик XIV присвоил ей титул «мадам де Ментенон», использовав название замка, который она купила в декабре 1674 г. Тесная близость короля с мадам де Ментенон, которая отказывалась от возведения в сан герцогини, стала в 1681 г. совершенно явной, когда Людовик XIV предоставил ей в Версале апартаменты, примыкавшие к его собственным. Когда королева Мария-Терезия умерла 30.07.1683 г., король предложил своей фаворитке тайный брак. Из переписки между мадам де Бринон и Шарлем д’Обиньи можно сделать вывод, что эта державшаяся в тайне женитьба произошла 9 или 10.10.1683 г. Начиная с этого времени, мадам де Ментенон стала «некоронованной королевой Версаля». С этого момента ее жизнь была тесно связана с историей королевства. Однако этот неоспоримый факт не должен приводить к ложному выводу, что она стала оказывать заметное, хотя и тайное влияние на политику короля.

Людовик XIV в течение всей своей жизни никому не позволял руководить собой в государственных делах. И все же, учитывая особо тесные отношения между мадам де Ментенон и королем, нельзя не признать, что мнение «некоронованной королевы Версаля» в политических делах имело вес. С конца 1683 г. они ежедневно подолгу беседовали обо всем: о стройках, театре, религиозных проблемах, и прежде всего о людях. Поэтому было неизбежно, что их беседы хотя бы касались политики. Так, известно, что Ментенон невысоко ставила Лувуа и оказывала предпочтение клану Кольбера. Кроме того, известно, что в конце правления Людовика XIV министры предпочитали искать доступа к ослабевшему королю, которого они не хотели слишком утомлять, через мадам де Ментенон. Они информировали ее и оставляли на ее усмотрение, нужно ли беспокоить короля этим делом. Поэтому злые языки в 1714 г. утверждали, что над советом министров правит триумвират - Ментенои, исповедник Мишель Тейе (1643 - 1719) и канцлер Даниэль-Франсуа Вуазен де ла Нуарей (1654 - 1717). Это было не совсем так. Но нельзя отрицать, что канцлер Вуазен своей карьерой в основном был обязан протекции де Ментенон. Даже если Ментенон и не делала политику, то все же она участвовала в некоторых важнейших политических решениях короля, например, о закреплении наследования трона и завещании. Бесспорно также, что этой выдающейся женщине удалось провести коренные изменения в жизни короля и всего двора. Жизнь в Версале стала серьезнее и, на взгляд придворных, скучнее. Под ее влиянием король приобрел более серьезное мировосприятие.

После смерти министра Сеньелея (Жан-Батист Кольбер, маркиз де Сеньелей, 1651 - 1690) и Лувуа (1641 - 1691) наблюдается дальнейшее увеличение полноты личной власти короля, хотя нельзя - как некоторые современники - говорить о деспотизме. Это проявляется, например, в его стратегических, тактических и административных усилиях, направленных на ликвидацию последствий опустошительных неурожаев и голода 1693/94 г.

Очень огорчили и обеспокоили старого короля три смерти близких людей, которые произошли в течение нескольких месяцев и поставили под угрозу прямое наследование трона по мужской линии династии. 14.04.1711 г. умер сын Людовика XIV, дофин Людовик Французский (1661 - 1711) от ветряной оспы. Его смерть потрясла короля и отца. Еще не оправившись от этого удара, он потерял 18.02.1712 г. своего внука, второго дофина Людовика Французского, герцога Бургундского (1682 - 1712). Менее чем через три недели, 8.03.1712 г., умер старший правнук короля третий дофин, Людовик Французский, герцог Бретанский (1707 - 1712). Он пробыл дофином только 19 дней. Чтобы в этой ситуации надолго сохранить для династии, находившейся под угрозой, наследование трона, король решился на меру, которая являлась нарушением регулирующего престолонаследие «Основного закона» монархии, так называемого «Салического закона». В июле 1714 г. он издал распоряжение, что родившиеся от связи с маркизой де Монтеспан, т.е. незаконнорожденные сыновья, герцог Мень (1670 - 1736) и граф Тулузский (1678 - 1723) допускаются к наследованию трона, в случае если больше не останется принцев королевской крови. И хотя этот эдикт, в появлении которого участвовала и мадам де Ментенон, явно нарушал «Основной закон» королевства, Парижский парламент зарегистрировал его 2.08.1714 г.

Завещание, предоставленное в августе 1714 г. Парижскому парламенту, также мало соответствовало «Основному закону». Этим завещанием король хотел урегулировать будущее регентство для своего правнука, дофина, предусмотрев учреждение регентского совета, даже зафиксировав его персональный состав и установив, что решения в этом совете будут приниматься большинством голосов. Однако это завещание не сыграло роли, поскольку 2.09.1715 г., на следующий день после смерти короля, Парижский парламент объявил его недействительным.

9.08.1715 г. король заболел и на следующий день вернулся из Марли, где он находился на охоте, в Версаль. Хотя в последующие дни он как мог занимался государственными делами, каждому было ясно, что состояние его здоровья постоянно ухудшается. 24.08 двор, друзья короля и его врачи начали серьезно беспокоиться из-за течения болезни. На следующий день Людовик XIV принял соборование. В течение следующих дней он попрощался со двором, с членами своей семьи и приготовился к смерти. 30.08 он потерял сознание, гангрена распространилась на колено и вес бедро. Людовик XIV умер 1.09.1715 г. в 7.15 утра. С его смертью Франция потеряла одного из своих самых великих и значительных властителей, чье правление наложило неизгладимый отпечаток на французскую монархию и достижения которого вызвали многочисленные подражания далеко за пределами Франции.

Государственные финансы находились в 1715 г. в плачевном состоянии. Если дошедшие до нас сведения верны, государственные долги достигли гигантской для того времени суммы около 2 млрд. ливров. Однако, несмотря на это, следует подчеркнуть, что страна благодаря своим природным ресурсам, сравнительно прочной аграрной экономике, мануфактурным мощностям и своей заморской торговле, пусть даже и с величайшими трудностями, выстояла в течение 25 военных лет.

Хотя Людовику XIV и не удалось воплотить своего стремления к гегемонии в Европе, после смерти он оставил страну больше и лучше защищенную, чем в начале его единоличного правления. Людовик XIV оставил своему преемнику монархию, которая и в последующие десятилетия была в состоянии играть в Европе первостепенную политическую роль. Следует согласиться с Вольтером, метко заметившим: «Несмотря на все, что написано против него, его имя будут произносить не без благоговения, и с этим именем будут соединять идею столетия, которое навсегда останется благодарным».

В 1695 году госпожа де Мэнтенон торжествовала победу. Благодаря на редкость удачному стечению обстоятельств бедная вдова Скаррона стала гувернанткой внебрачных детей госпожи де Монтеспан и Людовика XIV. Г-жа де Мэнтенон, скромная, незаметная — и к тому же хитрая,— сумела привлечь к себе внимание короля-солнце 2, и тот, сделав ее своей любовницей, в конце концов тайно обручился с нею! На что Сен-Симон 3 в свое время заметил: «История в это не поверит». Как бы то ни было, а Истории, хоть и с большим трудом, все же пришлось в это поверить.

Г-жа де Мэнтенон была прирожденной воспитательницей. Когда же она стала королевой in partibus, ее склонность к воспитанию переросла в подлинную страсть. Уже знакомый нам герцог Сен-Симон обвинял ее в болезненном пристрастии к управлению другими, утверждая, что «сия тяга лишала ее свободы, коей она могла наслаждаться вполне». Он упрекал ее в том, что она тратила уйму времени на попечение доброй тысячи монастырей. «Она взваливала на себя бремя никчемных, призрачных, нелегких забот, — писал он, — то и дело отправляла письма и получала ответы, составляла указания для избранных — словом, занималась всякой чепухой, которая, как правило, ни к чему не приводит, а если и приводит, то к каким-то из ряда вон выходящим последствиям, горьким оплошностям в принятии решений, просчетам в управлении ходом событий и неправильному выбору». Не очень-то любезное суждение о благородной даме, хотя, в общем-то, справедливое.

Итак, 30 сентября 1695 года г-жа Мэнтенон известила главную настоятельницу Сен-Сира — в ту пору это был пансион благородных девиц, а не военное училище, как в наши дни,— о нижеследующем:

«В ближайшее время намереваюсь постричь в монахини одну мавританку, выразившую желание, чтобы на обряде присутствовал весь Двор; я предлагала провести церемонию при закрытых дверях, но нас уведомили, что в таком случае торжественный обет будет признан недействительным — надобно-де предоставить народу возможность потешиться».

Мавританка? Какая еще мавританка?

Надо заметить, что в те времена «маврами» и «мавританками» называли людей с темным цветом кожи. Стало быть, г-жа де Мэнтенон писала о некоей юной негритянке.

О той самой, которой 15 октября 1695 года король назначил пансион в 300 ливров в качестве награды за ее «благое намерение посвятить свою жизнь служению Господу в Бенедиктинском монастыре в Морэ». Теперь нам остается узнать, кто же она такая, эта мавританка из Морэ.

По дороге из Фонтенбло в Пон-сюр-Ионн лежит маленький городишко Морэ — опоясанный древними стенами, восхитительный архитектурный ансамбль, состоящий из старинных зданий и улиц, совершенно непригодных для автомобильного движения. Со временем облик городка сильно изменился. В конце XVII века там находился Бенедиктинский монастырь, ничем не отличавшийся от сотен других, разбросанных по всему Французскому королевству. Про эту святую обитель никто никогда бы и не вспомнил, если бы в один прекрасный день среди ее обитательниц не обнаружилась чернокожая монахиня, существование которой так поражало современников.

Самым удивительным, однако, было не то, что у бенедиктинцев прижилась какая-то мавританка, а забота и внимание, которые проявляли к ней высокопоставленные особы при Дворе. Если верить Сен-Симону, г-жа де Мэнтенон, к примеру, «то и дело наведывалась к ней из Фонтенбло, и, в конце концов, к ее визитам привыкли». С мавританкой она, правда, виделась нечасто, но и не так чтоб уж очень редко. Во время таких посещений она «участливо справлялась о ее жизни, здоровье и о том, как к ней относится настоятельница». Когда принцесса Мария-Аделаида Савойская прибыла во Францию обручиться с наследником престола герцогом Бургундским, г-жа де Мэнтенон повезла ее в Морэ, чтобы та могла собственными глазами увидеть мавританку. Дофин, сын Людовика XIV, видел ее не раз, а принцы, его дети, — раз или два, «и все они относились к ней добросердечно».

В самом деле, с мавританкой обходились как ни с кем другим. «К ней относились с куда большим вниманием, нежели к любой известной, выдающейся личности, и она гордилась тем, что к ней проявляют столько заботы, равно как и тайной, что окружала ее; хотя жила она скромно, чувствовалось, что за нею стоят могущественные покровители».

Да уж, в чем не откажешь Сен-Симону, так это в умении завладевать интересом читателей. Его мастерство проявляется особенно ярко, когда он, рассказывая о мавританке, сообщает, например, что «однажды, услышав звук охотничьего рога — в лесу неподалеку охотился Монсеньор (сын Людовика XIV), — она как бы между прочим обронила: «Это мой брат охотится».

Итак, благородный герцог поставил вопрос. Но дает ли он ответ? Дает, хотя и не совсем ясный.

«Поговаривали, будто она дочь короля и королевы... писали даже, что у королевы случился выкидыш, в чем были уверены многие придворные. Но, как бы то ни было, это осталось тайной».

Откровенно говоря, Сен-Симону были неведомы основы генетики — не можно ли его осуждать за это? Сегодня любой студент-медик скажет вам, что муж и жена, если они оба белые, просто не в состоянии дать жизнь чернокожему ребенку.

Для Вольтера, столько писавшего о тайне Железной маски, тут все было ясно как божий день, если он решился написать такое: «Она была на редкость смуглая и к тому же походила на него (короля). Когда король отправил ее в монастырь, он сделал ей подарок, назначив содержание в двадцать тысяч экю. Бытовало мнение, будто она его дочь, что вызывало у нее чувство гордости, однако настоятельницы выражали по сему поводу явное недовольство. Во время очередной поездки в Фонтенбло г-жа де Мэнтенон посетила Морэйский монастырь, она призвала чернокожую монахиню к большей сдержанности и сделала все, чтобы избавить девицу от мысли, тешившей ее самолюбие.

— Сударыня, — ответила ей монахиня, — усердие, с каким такая знатная особа, как вы, пытается внушить мне, что я не дочь короля, убеждает меня как раз в обратном».

Подлинность свидетельства Вольтера трудно подвергнуть сомнению, поскольку свои сведения он почерпнул из источника, заслуживающего доверия. Однажды он сам отправился в Морэйский монастырь и лично видел мавританку. Друг Вольтера Комартен, пользовавшийся правом свободно посещать монастырь, выхлопотал такое же разрешение и для автора «Века Людовика XIV».

А вот еще одна подробность, заслуживающая внимания читателя. В пансионной грамоте, что вручил мавританке король Людовик XIV, значится ее имя. Оно было двойное и состояло из имен короля и королевы... Мавританку звали Людовика-Мария-Тереза!

Если благодаря своей мании возводить монументальные сооружения Людовик XIV был схож с египетскими фараонами, то страсть к любовным утехам роднила его с арабскими султанами. Так, Сен-Жермен, Фонтенбло и Версаль были превращены в настоящие серали. Король-солнце имел обыкновение небрежно ронять носовой платок — и всякий раз находилось с десяток дам и девиц, притом из самых знатных родов Франции, которые тотчас же устремлялись его подобрать. В любви Людовик был скорее «обжорой», нежели «гурманом». Самая откровенная женщина в Версале — княгиня Пфальцкая, невестка короля, говорила, что «Людовик XIV был галантен, однако зачастую галантность его перерастала в сущее распутство. Он любил всех без разбору: благородных дам, крестьянок, дочерей садовника, горничных, — для женщины главное было прикинуться, будто она влюблена в него». Неразборчивость в любви король начал проявлять с самого первого своего сердечного увлечения: женщина, приобщившая его к любовным усладам, была старше его лет на тридцать, к тому же у нее не было глаза.

Однако в дальнейшем, надо признать, он добился более значительных успехов: его любовницами были очаровательная Луиза де Лавальер и Атенаис де Монтеспан, восхитительная красавица, хотя, ежели судить по нынешним понятиям, и несколько полноватая — ничего не попишешь, со временем мода меняется как на женщин, так и на наряды.

К каким только уловкам не прибегали придворные дамы, чтобы «заполучить короля»! Ради этого молоденькие девицы даже были готовы на кощунство: нередко можно было видеть, как в часовне, во время мессы, они без всякого стыда поворачивались спиной к алтарю, чтобы лучше видеть короля, а точнее, чтобы королю было удобнее их разглядеть. Ну и ну! А меж тем «Величайший из королей» был всего лишь коротышка — его рост едва достигал 1 метра 62 сантиметров. Так что, поскольку он всегда стремился выглядеть статным, ему приходилось носить башмаки с подошвой толщиной 11 сантиметров и парик высокой 15 сантиметров. Однако это еще пустяки: можно быть маленьким, но красивым. Людовик XIV же перенес тяжелую операцию на челюсти, после чего в верхней полости рта осталось отверстие, и, когда он ел, пища выходила у него через нос. Хуже того: от короля всегда дурно пахло. Он знал это — и когда входил в комнату, тут же открывал окна, даже если снаружи стоял мороз. Чтобы отбить неприятный запах, г-жа де Монтеспан всегда сжимала в руке платочек, пропитанный резкими духами. Однако, невзирая ни на что, для большинства версальских дам «мгновение», проведенное в обществе короля, казалось истинно райским. Быть может, причина тому женское тщеславие?

Королева Мария-Тереза любила Людовика не меньше других женщин, которые в разное время делили с королем его ложе. Едва Мария-Тереза, по прибытии из Испании, ступила на остров Бидассоа, где ее ждал юный Людовик XIV, она влюбилась в него с первого взгляда. Она восхищалась им, ибо он показался ей красавцем, и всякий раз в восторге замирала перед ним и перед его гением. Ну а король? А король был ослеплен куда меньше. Он видел ее такой, какой она и была,— тучной, маленькой, с некрасивыми зубами, «испорченными и почерневшими». «Говорят, зубы у нее стали такими оттого, что она ела много шоколада,— объясняет княгиня Пфальцкая и прибавляет: — К тому же она в непомерных количествах употребляла чеснок». Таким образом, выходило, что один неприятный запах отбивал другой.

Король-солнце в конце концов проникся чувством супружеского долга. Всякий раз, когда он представал перед королевой, настроение ее делалось праздничным: «Стоило королю одарить ее дружеским взглядом, она ощущала себя счастливой целый день. Она радовалась, что король делит с нею брачное ложе, ибо ей, испанке по крови, любовные утехи доставляли истинное наслаждение, и ее радость не могли не замечать придворные. Она никогда не гневалась на тех, кто над нею подтрунивал за это,— она сама смеялась, подмигивала насмешникам и при этом довольно потирала свои маленькие ручки».

Их союз длился двадцать три года и принес им шестерых детей — трех сыновей и трех дочерей, однако все девочки умерли в младенчестве.

Вопрос, имеющий касательство к тайне мавританки из Морэ, подразделяется, в свою очередь, на четыре подвопроса: могло ли быть, что чернокожая монахиня являлась одновременно дочерью короля и королевы? — и на этот вопрос мы уже дали отрицательный ответ; могла ли она быть дочерью короля и любовницы-негритянки? — или же, по-иному говоря, дочерью королевы и любовника-негра? И наконец, могло ли быть так, что чернокожая монахиня, не имея никакого отношения к королевской чете, просто-напросто заблуждалась, называя дофина «своим братом»?

В Истории есть две личности, чьи любовные связи стали предметом тщательных исследований — Наполеон и Людовик XIV. Иные историки потратили всю жизнь на то, чтобы определить, сколько у них было любовниц. Так вот, что касается Людовика XIV, никому так и не удалось установить — хотя ученые досконально изучили все документы, свидетельства и мемуары того времени,— что у него хоть однажды была «цветная» любовница. Что правда, то правда, в ту пору во Франции цветные женщины были в диковину, и если б король невзначай приглядел себе одну, слухи о его увлечении в мгновение ока распространились бы по всему королевству. Тем паче если учесть, что каждый божий день король-солнце старался держаться у всех на виду. Ни один его жест или слово просто не могли быть пропущены любопытными придворными: еще бы, ведь Двор Людовика XIV слыл самым злоречивым на свете. Представляете, что было бы, если б пошла молва, будто у короля появилась чернокожая пассия?

Однако ничего подобного не было. В таком случае, как же мавританка могла быть дочерью Людовика XIV? Впрочем, такого предположения придерживались далеко не все историки. Зато многие из них, в том числе и Вольтер, вполне серьезно считали, что чернокожая монахиня была дочерью Марии-Терезы.

Здесь читатель может удивиться: как это так? У такой целомудренной женщины? У королевы, которая, как известно, буквально обожала своего супруга короля! Что верно, то верно. Однако ж при всем том не следует забывать, что эта милейшая женщина была на редкость глупа и до крайности простодушна. Вот что, к примеру, пишет о ней знакомая нам княгиня Пфальцкая: «Она была слишком скудоумна и верила всему, что ей говорили,— хорошему и плохому».

Версия, которую выдвигали такие писатели, как Вольтер и Тушар-Лафос, автор знаменитых «Хроник Бычьего глаза», а также известный историк Госселен Ленотр, сводится, за небольшой разницей, примерно к следующему: посланники одного африканского царя подарили Марии-Терезе маленького мавра десяти или двенадцати лет ростом не выше двадцати семи дюймов. Тушар-Лафос якобы даже знал его имя — Набо.

А Ленотр утверждает, что с той-то поры и вошло в моду — основоположниками которой были Пьер Миньяр и иже с ним — «рисовать негритят на всех крупных портретах». В Версальском дворце, например, висит портрет мадемуазель де Блуа и мадемуазель де Нант, внебрачных дочерей короля: как раз посередине полотно украшено изображением негритенка, непременного атрибута эпохи. Однако вскоре после того, как стала известна «постыдная история, связанная с королевой и мавром», эта мода постепенно сошла на нет.

Итак, спустя время ее величество обнаружили, что им скоро предстоит стать матерью — то же подтвердили и придворные врачи. Король радовался, ожидая появления на свет наследника. Какая опрометчивость! Негритенок вырос. Его научили говорить по-французски. Всем казалось, что «невинные забавы мавра происходили от его простодушия и живости натуры». В конце концов, как говорится, королева полюбила его всем сердцем, так крепко, что никакое целомудрие не могло уберечь ее от слабости, которую вряд ли был способен ей внушить даже самый изысканный красавец из христианского мира.

Что касается Набо, то он, вероятно, умер, причем «довольно внезапно» — сразу же после того, как публично объявили, что королева на сносях.

Бедная Мария-Тереза вот-вот должна была родить. Но король никак не мог взять в толк, отчего она так нервничает. А королева знай себе вздыхала и, словно в горьких предчувствиях, говорила:
— Я сама себя не узнаю: откуда эта дурнота, отвращение, капризы, ведь прежде ничего подобного со мной не случалось? Если б мне не нужно было сдерживаться, как того требует приличие, я бы с радостью повозилась на ковре, как мы частенько делали с моим мавритенком.

— Ах, сударыня! — недоумевал Людовик.— Ваше состояние ввергает меня в дрожь. Нельзя же все время думать о прошлом — а то, не приведи Господь, еще родите пугало, противное природе.

Король как в воду глядел! Когда младенец появился на свет, врачи увидели, что это «чернокожая девочка, черная как чернила, с головы до пят», и пришли в изумление.

Придворный медик Феликс божился Людовику XIV в том, что «достаточно было одного взгляда мавра, чтобы превратить младенца в себе подобного еще в материнской утробе». На что, по утверждению Тушар-Лафоса, Его величество заметили:
— Гм, одного взгляда! Значит, взгляд его был слишком проникновенный!

А Ленотр сообщает, что лишь много позднее «королева призналась, как однажды юный чернокожий невольник, прятавшийся где-то за шкафом, вдруг кинулся к ней с диким криком — хотел, как видно, испугать, и это ему удалось».

Таким образом, претенциозные слова мавританки из Морэ подтверждаются следующим: поскольку ее родила королева, будучи в то время замужем за Людовиком XIV, юридически она была вправе называть себя дочерью короля-солнца, хотя фактически ее отцом был мавр, выросший из несмышленого невольника-негритенка!

Но, говоря откровенно, это только легенда, и на бумагу она была переложена много позднее. Вату писал примерно в 1840 году: «Хроники Бычьего глаза» вышли в свет в 1829 году. А рассказ Г.Ленотра, опубликованный в 1898 году в журнале «Монд иллюстре», заканчивается на такой вот малоутешительной ноте: «Единственное, что не вызывает сомнений, так это подлинность портрета мавританки, хранящегося в Сент-женевьевской библиотеке, того самого, про который все говорили еще в конце прошлого века».

Подлинность портрета и вправду не подлежит сомнению, чего, однако, нельзя сказать о самой легенде.

И все же! История мавританки из Морэ, очевидно, началась с вполне достоверного события. Мы располагаем доказательством, каковым являются письменные свидетельства современников, что королева Франции действительно произвела на свет чернокожую девочку. Давайте теперь, следуя хронологическому порядку, предоставим слово свидетелям.

Итак, мадемуазель де Монпансье, или Великая мадемуазель, близкая родственница короля, писала:
«В течение трех дней кряду королеву мучили тяжелые приступы лихорадки, и она разродилась раньше срока — в восемь месяцев. После родов лихорадка не прекратилась, и королева уж приготовилась к причащению. Ее состояние ввергло придворных в горькую печаль... Под Рождество, помнится, королева уже не видела и не слышала тех, кто вполголоса переговаривался в ее покоях...

Его величество поведал и мне, какие страдания причиняла королеве болезнь, сколько народу собралось у нее перед причащением, как при виде ее священник едва не лишился чувств от горя, как при этом рассмеялись Его величество принц, а следом за ним и все остальные, какое выражение лица было у королевы... и что новорожденная как две капли воды походила на очаровательного мавритенка, которого привез с собой г-н Бофор и с которым королева никогда не расставалась; когда все смекнули, что новорожденная могла быть похожа только на него, несчастного мавра убрали прочь. Еще король сказал, что девочка ужасна, что ей не жить и чтобы я ничего не говорила королеве, ибо это могло бы свести ее в могилу... А королева поделилась со мной печалью, которая овладела ею после того, как рассмеялись придворные, когда ее уже собрались причащать».

Так в год, когда случилось это событие — установлено, что роды произошли 16 ноября 1664 года, — двоюродная сестра короля упоминает о сходстве чернокожей девочки, родившейся у королевы, с мавром.

Факт рождения чернокожей девочки подтверждает и г-жа де Моттвиль, горничная Анны Австрийской. А в 1675 году, спустя одиннадцать лет после случившегося, Бюсси-Рабютен поведал историю, на его взгляд, вполне достоверную:
«Мария-Тереза говорила с г-жой де Монтозье о фаворитке короля (мадемуазель де Лавальер), когда к ним неожиданно вошли Его величество — он подслушал их разговор. Его появление настолько поразило королеву, что она вся зарделась и, стыдливо опустив глаза, спешно удалилась. А по прошествии трех дней она родила чернокожую девочку, которая, как ей казалось, не выживет». Если верить официальным сообщениям, новорожденная действительно вскоре умерла — говоря точнее, это случилось 26 декабря 1664 года, когда ей от роду было чуть больше месяца, о чем Людовик XIV не преминул сообщить своему тестю, испанскому королю: «Вечером вчерашнего дня моя дочь умерла... Хотя мы и были готовы к несчастью, большого горя я не испытал». А в «Письмах» Ги Патена можно прочесть вот какие строки: «Нынче утром у маленькой госпожи случились судороги и она умерла, ибо ни сил, ни здоровья у нее не было». Позже про смерть «безобразного младенца» писала и княгиня Пфальцкая, хотя в 1664 году ее во Франции не было: «Все придворные видели, как она умерла». Но действительно ли все так и было? Если новорожденная и вправду оказалась чернокожей, вполне логично было объявить о том, что она умерла, а на самом деле взять и спрятать ее где-нибудь в глуши. А коли так, то лучшего места, нежели монастырь, и не сыскать...

В 1719 году княгиня Пфальцкая писала, что «народ не верил, будто девочка умерла, ибо все знали, что она находится в монастыре в Морэ, близ Фонтенбло».

Последним, более поздним, свидетельством, относящимся к этому событию, было сообщение принцессы Конти. В декабре 1756 года герцог де Люин вкратце изложил в своем дневнике беседу, которую он имел с королевой Марией Лещинской, супругой Людовика XV, где речь как раз шла о мавританке из Морэ: «Долгое время только и было разговоров, что о какой-то чернокожей монахине из монастыря в Морэ, неподалеку от Фонтенбло, которая называла себя дочерью французской королевы. Кто-то убедил ее, что она дочь королевы, однако из-за необычного цвета кожи ее упрятали в монастырь. Королева оказала мне честь и поведала, что у нее был разговор об этом с принцессой Конти, узаконенной внебрачной дочерью Людовика XIV, и принцесса Конти сказала ей, что королева Мария-Тереза действительно родила девочку, у которой было фиолетовое, даже черное, лицо — очевидно, оттого, что при появлении на свет она сильно мучилась, однако ж немного спустя новорожденная умерла».

Тридцать один год спустя, в 1695 году, г-жа де Мэнтенон намеревалась постричь в монахини одну мавританку, которой через месяц Людовик XIV назначает пансион. Эту мавританку зовут Людовикой-Марией-Терезой.

Когда она попадает в Морэйский монастырь, ее окружают всяческими заботами. Мавританку часто навещает г-жа де Мэнтенон — она требует, чтобы к ней относились с почтением, и даже представляет ее принцессе Савойской, едва та успевает обручиться с наследником престола. Мавританка же твердо убеждена, что она сама дочь королевы. Точно так же, судя по всему, считают и все морэйские монахини. Их мнение разделяет и народ, потому что, как нам уже известно, «народ не верил, будто девочка умерла, ибо все знали, что она находится в монастыре в Морэ». Да уж, как говорится, здесь есть над чем призадуматься...

Не исключено, однако, что тут было простое и вместе с тем потрясающее совпадение. Сейчас самое время привести одно любопытное объяснение, которое королева Мария Лещинская дала герцогу де Люину: «У некоего Лароша, привратника в Зоологическом саду, в ту пору служили мавр и мавританка. У мавританки родилась дочь, и отец с матерью, не будучи в состоянии воспитать ребенка, поделились своим горем с г-жой де Мэнтенон, та сжалилась над ними и обещала позаботиться об их дочери. Она снабдила ее весомыми рекомендациями и препроводила в монастырь. Так появилась легенда, которая на поверку оказалась выдумкой от начала и до конца».

Но откуда в таком случае дочь мавров, служителей Зоосада, вообразила, будто в жилах у нее течет королевская кровь? И почему ее окружали таким вниманием?

Я думаю, не следует торопиться с выводами, решительно отвергая гипотезу о том, что мавританка из Морэ так или иначе не имеет никакого отношения к королевскому роду. Мне бы очень хотелось, чтобы читатель правильно меня понял: я не говорю, что сей факт бесспорен, просто я считаю, что мы не вправе категорически отрицать его, не изучив со всех сторон. Когда же мы рассмотрим его всесторонне, мы непременно возвратимся к заключению Сен-Симона: «Как бы там ни было, а это осталось тайной».

И последнее. В 1779 году портрет мавританки еще украшал кабинет главной настоятельницы Морэйского монастыря. Позднее он пополнил коллекцию Сент-женевьевского аббатства. Ныне же полотно хранится в одноименной библиотеке. В свое время к портрету было приложено целое «дело» — переписка, касающаяся мавританки. Это дело находится в архивах Сент-женевьевской библиотеки. Однако теперь в нем ничего нет. От него осталась одна лишь обложка с надписью, которая наводит на размышления: «Бумаги, имеющие касательство к мавританке, дочери Людовика XIV».

Ален Деко, французский историк
Перевел с французского И. Алчеев

Самое длительное время на престоле Франции находился Людовик XIV Бурбон, получившие прозвище «король-солнце». Людовик родился в 1638 году после 22 лет бесплодного брака короля Людовика XIII и Анны Австрийской, и уже спустя пять лет стал французским королем. После смерти отца, Людовик с матерью проживал в довольно аскетической обстановке в Пале-Рояль.

Несмотря на то, что Анна Австрийская была регентшей государства, вся полнота власти была у первого министра кардинала Мазарини. В раннем детстве молодому королю пришлось пережить гражданскую войну – борьбу с так называемой Фрондой, и лишь в 1652 году мир был восстановлен, однако, несмотря на то, что Людовик уже был совершеннолетним, власть оставалась у Мазарини. В 1659 году Людовик заключил брачный союз с испанской принцессой Марией-Терезией. Наконец, в 1661 году после смерти кардинала Мазарини Людовик смог сосредоточить всю полноту власти в своих руках.

Король был слабо образован, плохо читал и писал, однако обладал чудесной логикой и здравым смыслом. Главной отрицательной чертой короля было чрезмерное себялюбие, гордость и эгоизм. Так, Людовик посчитал, что во Франции нет дворца, подчеркивающего его величие, поэтому с 1662, он начал строительство , которое затянулось на долгих пятьдесят лет. Начиная с 1982 года, король почти не бывал в Париже, весь королевский двор размещался в Версале. Новый дворец был чрезвычайно роскошным, на его строительство король потратил четыреста миллионов франков. Во дворце находились многочисленные галереи, салоны и парки. Король обожал игру в карты, его примеру следовали и придворные. В Версале ставили комедии Мольера, почти каждый вечер устраивались балы и приёмы, был разработан новый строжайший церемониал, который должен был, исполнятся до мелочей каждым из придворных.

Еще при жизни Людовика стали называть Королём Солнцем из-за отождествления королевской власти с небесным светилом, причем шло это еще с 16 века, Однако во время Людовика XIV достигло апогея. Людовик обожал всевозможные постановочные балеты, маскарады и карнавалы и главная роль в них отводилось, конечно, королю. На этих карнавалах король представал перед своими придворными в роли Аполлона или Восходящего солнца. В возникновении этого прозвища большую роль сыграл Балет Тюильри 1662 года, на этом карнавале король предстал в образе римского императора, в руках которого был щит с изображением солнца, как символа короля, который озаряет всю Францию. Именно после этого конного балета Людовика стали называть Королем Солнцем.

Всегда рядом с Людовиком было множество красивых женщин, однако король никогда не забывал свою супругу, в их браке родилось шесть детей. Так же у короля было более десяти внебрачных детей, некоторых из которых король узаконил. Именно при Людовике возникло понятие «официальной фаворитки» — любовницы короля. Первой стала Луиза де Лавальер, которая родила ему четверых детей и закончила свою жизнь в монастыре. Следующей известной любовницей короля стала Атенаис де Монтеспан, она около 15 лет была рядом с королем наравне с королевой Марией-Терезией. Последней фавориткой, была Француаза де Ментенон. Именно она после смерти королевы Марии-Терезии в 1683 году стала морганатической супругой французского короля.

Людовик полностью подчинил всю власть своей воле, в управлении государством монарху помогали Совет министров, Совет финансов, Почтовый совет, Торговый и Духовный советы, Большой и Государственные советы. Однако в решении любых вопросов последнее слово оставалось за королем. Людовик ввел в оборот новую налоговую систему, которая в основном отразилась в увеличении налогов с крестьян и мелкой буржуазии для расширения финансирования военных потребностей, в 1675 году даже был введен налог на гербовую бумагу. Монархом была введена первая конфикация торгового права, и был принят Торговый кодекс. При Людовике продажа государственных должностей достигла своего апогея, в последние годы его жизни для обогащения казны были созданы две с половиной тысячи новых должностей, что принесло в казну 77 миллионов ливров. Для окончательного установления абсолютизма он даже хотел добиться создания французского патриархата, это бы создало политическую независимость духовенства от папы. Также Людовик отменил Нантский эдикт и возобновил преследования гугенотов, что, скорее всего, являлось последствием влияния его морганатической супруги де Ментенон.

Эпоха Короля Солнце ознаменовалась во Франции широкомасштабными завоевательными войнами. До 1681 Франция сумела захватить Фландрию, Эльзас, Лотарингию, Франш-Конте, Люксембург, Кель и земли в Бельгии. Лишь с 1688 года завоевательная политика французского короля начала терпеть крах, огромные затраты на войну требовали постоянного повышения налогов, король часто отдавал на переплавку свою серебряную мебель, и различную утварь. Понимая, что война может вызвать огромное недовольство у народа, Людовик начал добиваться мира с противником, которым на тот момент был король Англии Вильгельм Оранский. По заключенному договору Франция лишалась Савойи, Каталонии, Люксембурга, в конце концов, сохранить удалось лишь захваченный ранее Страсбург.

В 1701 году уже стареющий Людовик развязал новую войну за Испанскую корону. На испанский трон претендовал внук Людовика Филипп Анжуйский, однако нужно было соблюсти условие неприсоединения испанских земель к Франции, но французская сторона сохранила за Филиппом права на трон, кроме того французы ввели свои войска в Бельгию. Против такого положение вещей выступили Англия, Голландия и Австрия. Война с каждым днем подрывала экономику Франции, казна полностью опустела, много французов голодало, на переплавку ушла вся золотая и серебряная посуда, даже при королевском дворе белый хлеб был заменен на черный. Мир был заключен поэтапно в 1713-14 году, испанский король Филипп отказался от прав на французский трон.

Сложная внешнеполитическая обстановка усугубилась и проблемами внутри королевской семьи. На протяжении 1711-1714 годов от оспы скончался сын монарха – дофин Людовик, немного позже внук и его жена, а спустя двадцать дней от скарлатины умер и их сын – правнук короля пятилетний Людовик. Единственным наследником остался грудной правнук короля, которому и суждено, было взойти на престол. Многочисленные смерти детей и внуков очень подкосили уже старого короля, и в 1715 году он практически не вставал с постели, а в августе этого же года он умер.

Французский король Людовик XIV является одним из рекордсменов по пребыванию на троне - в общей сложности семьдесят два года, с 1643 по 1715 г. Из монархов Европы у власти большее время находились только некоторые правители мелких княжеств Священной Римской империи.

Существует версия, что Анна Австрийская в 1638 г. родила близнецов. Один стал королем Людовиком XIV, а другой - «Железной маской» и умер в заточении. Королем маленький Людовик был провозглашен в возрасте пяти лет (а наш Иван IV - в три года). Людовик, как и Иван Грозный, в детские годы получил немало неприятных жизненных впечатлений. События периода Фронды (1648–1653) сделали его сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей .

В 1660 г. Людовик женился на Марии Терезии Австрийской. На следующий год, после смерти Мазарини, правившего страной вместе с его матерью Анной Австрийской, он объявил, что первого министра больше назначать не будет. Он сам подбирал себе помощников, которые с одобрения короля многое сделали для развития и усиления страны. Достаточно назвать имена знаменитого экономиста и финансиста Ж. Б. Кольбера (см. ниже), реформатора армии маркиза де Лавуа и некоторых других.

При Людовике XIV Франция бесконечно воевала. От нее крепко доставалось Нидерландам, Люксембургу, немецким княжествам.

Людовик выстроил роскошный дворец в Версале. Вокруг короля находился самый роскошный двор Европы. Никто не смел перечить королю и противиться его воле. «Абсолютный без возражения, Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считалась преступлением», - писал известный философ Анри Сен-Симон. Людовика XIV придворные льстецы называли «король-солнце». Во Франции королевская власть сравнивалась с солнечным светилом. При Людовике XIV эта символика стала широко использоваться. Молодой король лично участвовал в балетных постановках, в которых он появлялся в образе восходящего солнца, а затем исполнял и роль Аполлона - бога солнца. Так что король «отрабатывал» свой когномен, почетное прозвище. Людовик XIV считался наиболее полным олицетворением абсолютизма. Ему приписывается выражение: «Государство - это я». Он произнес эту фразу в парижском парламенте (суде), собственноручно выдирая из судебных дел «лишние» листы.

Надежной опорой короля был мощный государственный аппарат. Центральное управление составляли Совет министров, Совет финансов, Почтовый, Торговый, Духовный, Государственный и Большой советы. Высшим чиновником в стране являлся канцлер. Важную роль играли четыре государственных секретаря, тридцать государственных советников. Провинциями управляли губернаторы и интенданты, городами - советы.

Постоянные войны сопровождались ростом налогов, которые в основном несло третье сословие. Самым тяжелым считался налог на соль - габель. Во Франции появился налог на гербовую бумагу. «Налогообложение - это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка», - любил приговаривать Ж. Б. Кольбер. В 1673 г. во Франции был составлен свод законов в области торговли, который по имени своего создателя получил название «Кодекс Савари». Покидать Францию было запрещено под угрозой конфискации имущества. А возвращаться в страну тем, кто покинул ее без разрешения, воспрещалось под угрозой смертной казни.

Людовик XIV находился под сильным влиянием иезуитов, был ревностным защитником католицизма. Он достаточно настойчиво преследовал протестантов, запрещая даже смешанные браки. В 1683 г. актом в Фонтенбло был отменен Нантский эдикт, после чего многие протестанты покинули страну.

Последние полтора десятилетия были для стареющего короля очень тяжелыми. Он ввязался в войну за испанское наследство против целой коалиции европейских государств. Французская армия потерпела ряд тяжелых поражений. Англичане завоевали господство на море. Территориальные приобретения прежних лет были частично потеряны. Страна оказалась измотана.

Начались потери в более близком кругу. В 1711 г. умер сын короля, дофин, то есть наследник престола. В 1712 г. друг за другом умерли старший сын и внук дофина, то есть внук и правнук короля. В 1714 г. умер еще один внук короля. Остался лишь один наследник - четырехлетний правнук, который стал Людовиком XV. У «короля-солнца» были внебрачные дети, но они в качестве серьезных претендентов на престол не рассматривались. Сам Людовик XIV умер в 1715 г., оставаясь до последних дней на ногах и в здравом уме.

Правление Людовика XIV иногда определяется как «великий век». При нем происходила политическая консолидация Франции, нарастала ее военная мощь, налицо были значительные достижения в материальной и духовной культуре.

В 1822 г. Людовику XIV воздвигли конную статую на площади Побед в Париже.

Людовик XIV - популярный персонаж множества художественных фильмов, поставленных по романам А. Дюма и других авторов.

Французский король Людовик XIV (1638-1715) остался в истории как автор изречения «Государство - это я». Система государственной власти, при которой монарх (царь, король, император) может принимать решения лишь по своей воле, без всяких представителей народа или дворянства, называется абсолютизм. Во Франции абсолютизм сложился еще при отце Людовика XIV, Людовике XIII (его время описывается в знаменитом романе А. Дюма «Три мушкетера»). Но Людовик-папа сам страной не правил, его больше интересовала охота. Все дела решал первый министр кардинал Ришелье. Маленький Людовик рано остался без отца, и до его совершеннолетия страной управлял другой первый министр, тоже кардинал, Мазарини. Большое влияние на государственные дела оказывала королева-мать, Анна Австрийская. Юный король, как казалось, интересовался только танцами, балами и музыкой.

Но после смерти Мазарини он резко повзрослел, не стал назначать первого министра и сам каждый день подолгу занимался делами. Его главной заботой были государственные финансы. Вместе с государственным контролером финансов Ж. Кольбером король добивался увеличения государственных доходов. Для этого поощрялось развитие мануфактур, началась история знаменитого лионского шелка, гобеленов. Именно в эпоху Людовика XIV Франция стала стремительно превращаться в законодательницу мод всего мира. Даже враги-англичане старались скопировать парижские фасоны одежды и причесок (а ведь это была эпоха весьма причудливых мод). Желая придать блеск своему царствованию, Людовик сделал свой двор ослепительно-роскошным и окружил себя всеми искусствами, как выдающиеся правители древности.

Его придворными драматургами были Мольер, Расин и Корнель, любимым композитором - Люлли, а художники, мебельщики, ювелиры создавали изделия невиданного до той поры изящества.

В детстве Людовик перенес немало неприятных минут во время восстания парижских горожан Фронда («Рогатка»). Поэтому он решил построить для себя новую роскошную резиденцию Версаль за пределами Парижа. Все это требовало огромных расходов. Людовик XIV ввел несколько новых налогов, которые тяжким бременем легли на крестьян.

Быстрое промышленное развитие Франции вступило в явное противоречие с ее средневековым укладом жизни, но Людовик не тронул привилегии дворянства и оставил сословное деление общества. Впрочем, он приложил большие усилия для организации заморских колоний, особенно в Америке. Территории здесь были названы Луизиана в честь короля.

Король-Солнце - так называли короля льстивые придворные. Однако Людовик переоценил свое величие. Он отменил указ о веротерпимости своего деда, Генриха IV, поэтому страну покинули сотни тысяч протестантов, многие из которых были замечательными мастерами-ремесленниками. Переселившись в Англию и Германию, они создали там текстильную промышленность, которая впоследствии успешно конкурировала с французской. Он поссорился даже с римским папой, сделав французскую церковь независимой от Рима. А уж воевал он со всеми своими соседями. И эти войны закончились для Франции в целом неудачно.

Некоторые территориальные приобретения обошлись слишком дорого. К концу царствования Людовика Франция вошла в пору экономического спада, от былой зажиточности крестьян остались лишь воспоминания. Наследником Людовика XIV стал его правнук Людовик XV, прославившийся, в свою очередь фразой: «После нас хоть потоп». Великолепный фасад государства Короля-солнце скрывал гнилые опоры, но лишь Великая французская революция показала, насколько они прогнили. Однако культурное влияние страны утвердило за ней европейское первенство на долгие века.