Complex sentences with the conjunction words "где", "куда", "откуда", "когда". Complex sentences with the conjunction words "где", "куда", "откуда", "когда" Стишок где куда откуда и зачем почему
Эти "запоминалки" помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила русского языка.
Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!
Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.
Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)
Орфография:
Шомпол, чопорный и шоры,
шов, крыжовник и обжоры,
шоколад, шоссе, шофер -
вот и весь набор.
Множественное число:
В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин
Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение – Ты ее немедленно ставь под ударение!
В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.
На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку «Цыц!»
Грамматика
Для верного определения начальной формы глагола: вид не менять, -СЯ не терять.
Вопросы, на которые отвечают наречия:
где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
(из-за, из-под)
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Прилагательные с суффиксом -ЯН-:
исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н : в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
Наречия на шипящую – исключения: Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова:
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Зарифмованные грамматические правила
1. Написание -тся и -ться в глаголах
Прежде, чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать,
Так как мягкий знак в вопросе,
И в глаголы его вносим.
2. Написание слов с корнями –бер-/-бир-, -тер-/-тир-, -мер-/-мир- и т.д.
Если есть за корнем А,
В корне будет И всегда,
Вот пример, запоминай:
Ноги выТЕР ? – ВыТИР Ай!
3. Правописание корней –КАС-/-КОС-
Чтобы нам не ошибаться,
Когда –КАС- должен писаться,
А когда напишем –КОС-,
Мы ответим на вопрос:
Есть за корнем суффикс –А-?
КАС- напишем мы всегда;
КОС- напишем мы тогда,
Когда нет за корнем –А-.
4. Чтобы запомнить алфавит
А, б, в, г, д, е, ё –
Постираем мы бельё.
Ж, з, и, й, к, л, м –
Апельсинку быстро съем.
Н, о, п, р, с, т, у –
Погуляем на мосту.
Ф, х, ц, ч, ш, щ –
Ах, какая чаща!
Не запомнятся никак.
Вот и всё, друзья!
Вопросы
косвенных падежей
Ты безошибочно
знаешь уже.
Если задашь их без
промедления,
Тут же отыщутся дополнения.
6.Определение.
Признак
предмета или явления
Обозначает
определение.
Чей и какой? - ответы
просты,
Лишь не хватает волнистой
черты.
7. Вопросы обстоятельства
Семь вопросов – просто чудо!
Их запомнить просто так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
На
вопросы:
где? когда?
Как? откуда? и куда?
Обстоятельства
всегда
Дадут ответ вам, да-да-да
Второстепенные члены предложения
Признак предмета или явления
Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ .
Чей? и какой? – ответы просты
(Лишь не хватает волнистой черты!).
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Сразу отыщешь все ДОПОЛНЕНИЯ !
Вот вопросы: где? куда? как? откуда? и когда?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО в ответ
Никогда не скажет «нет»!
Всё подробно вам расскажет:
Образ действия покажет,
Время, место назовёт
И причину приведёт
8. Причастие
Причастие – дитя глагола и прилагательного – очень храброе и не обособляется, когда одиноким скитается. Но как семьей обзаводится, перед ОСой (определяемым словом) храбрится, а за ней – жала боится, запятыми отгородится.
9. Орфоэпия
Возил не шОфер, а шофЁр.
Не фАрфор, а фарфОр.
Был оглашен не прИговор –
Судебный приговОр.
Строгал не стОляр, а столЯр,
Но дОску – не доскУ.
И слушал в одиночестве
Не «Тоску», а тоскУ.
10. Знаки препинания при однородных членах
Если
стоят однородные члены,
Их запятой
раздели непременно:
Дети рисуют,
играют, сидят,
Спорят, смеются, поют,
говорят.
11. Как найти главные члены предложения
Когда
перед вами задача - найти
Главные
члены предложения,
Прежде всего отыщи
глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружишь этот глагол
Между
другими словами,
То подчеркни его
поскорее
Сразу двумя чертами.
Потом
от него мы вопросы кто? что?
К другим
словам направляем
И подлежащее, как
на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут
мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем
без сомнения,
И полюбуйся - перед тобой
Главные члены предложения.
12. Что такое словосочетание
Внимание!
Внимание!
Вот словосочетание.
В нем
ходят парою слова,
Но не равны у них
права.
В нем слово главное всегда
С
зависимым шагает.
А
кто тут главный - без труда
Вопрос
определяет.
Вопрос от главного идет
К
зависимому слову,
И никогда - наоборот,
Запомни как основу.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание:
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права
(В нём слово главное всегда с зависимым шагает!):
Вопрос от главного идёт
И никогда – наоборот!
13. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
ПРИ-
Приближение.
Прибыл
ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт
прилетел из Вселенной -
Обо всех, кто
придет, прилетит, приплывет
Пишется
ПРИ-, несомненно.
2. Присоединение.
Винт привинтил, прикрутил
колесо,
Приклеил, пришил умело -
Помни,
что ПРИ- говорят обо всем,
Что добрые
руки приделали.
3.Близость.
На
пригорке придорожном,
В пригороде
приморском,
На пришкольном участке
пригожем
Даже привередливому - приволье.
4. Неполнота действия.
Язык
прикусил - не совсем откусил.
Пригорела
- не значит горит.
Помни, что сделано,
но не совсем,
Пишут с приставкой ПРИ-.
В значении "очень".
Предлинный
достанет до крыши рукой,
Прежадный
не даст вам конфету.
Кто очень такой
или очень сякой –
ПРЕ- мы пишем при этом.
Сходна с ПЕРЕ-.
Дожди непрерывные льют в
октябре,
Но грамотным дождь - не
преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и
ПРЕ-,
Там только ПРЕ- ставить надо...
14.О правописании приставок
Все приставки,
как и люди,
Дорожат своим лицом.
Чтоб
запомнить внешность каждой,
Быть не
надо мудрецом.
Лишь на З
и С
приставки
В этом отличаются:
Под
влиянием соседа
З и С меняются.
15. Правописание приставок на З и С
Ты запомни, что приставки
РАЗ-,ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, ЧЕРЕЗ-, БЕЗ-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.
Есть приставочки на З
,
И на
С
бывают.
Как прилежный ученик
Приставки различает?
Посмотрите на
соседа –
Эффективный ход простой! –
И в приставке С
пишите,
Если
вслед за ним глухой!
Водит дружбу З
со звонким –
Вот что нужно знать
ребёнку!
16.О правописании суффикса -ЧИК в существительных
Пары
подружились,
В вальсе закружились,
Д
и Т, З и С,
Ждут от жизни лишь
чудес!
Самодостаточен и лих,
Ж танцует
за двоих.
Пять согласных –
В крепкой
дружбе.
В слове каждый – на посту.
Суффикс
-Чик иль -Щик им нужен?
– Чик увидят за
версту!
Знает каждый ученик,
Что
после них мы пишем -Чик.
17. о разделительном Ъ
Всегда после приставки
Такое правило мое.
Было «сели»,
Стало «съели»,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
- Твёрдый знак!
Твёрдый знак нам нужен тоже –
Без него писать не сможем:
Съезд, сЪедобный, обЪясненье,
И подЪезд, и обЪявленье.
18. Спряжение глагола
Ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,4 глагола на –АТЬ и 7 глаголов на –ЕТЬ:
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,
ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,
СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ И ОБИДЕТЬ,
а ещё ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,
НЕНАВИДЕТЬ И СМОТРЕТЬ.
Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя!
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить ,
Исключая брить, стелить,
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
19. Н и НН в суффиксах имен прилагательных
Вам скажет каждый джентльмен:
Две буквы Н любой порою
Пиши в словах, где –онн- и –енн-,
И только ветреный с одною.
Ему в ответ абориген:
На Н кончается основа,
К ней прибавляешь суффикс –н- -
С двумя НН получаешь слово!
А в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-
Пишите Н одно, друзья!
Лишь оловянный , деревянный
И стеклянный пишутся с двумя.
20. Синонимы
Слова – синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас:
Родимый край – Отечество – Отчизна!
Как много в них священного для нас!
21. Антонимы
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный!
Все антонимы всегда
Противоположны!
22. Омонимы
Различен смысл в словах. И что же?
Как близнецы, они похожи:
Груз подаёт подъёмный кран ,
И воду льёт в квартире кран .
23. Прямое и переносное значение слова
Железную подкову кузнец ковал коню.
Я в человеке волю железную ценю:
Хоть звона наковальни не слышала она,
Но, как железо, прочной и крепкой быть должна.
24. Стили речи
Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой –
Стиль это просто разговорный ,
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу –
Знай, в них художественный стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль публицистический –
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой- официально-деловой .
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль научный !
25. Заглавная буква
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда!
26. Безударная гласна
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно её
Ставь под ударение.
27. Разделительный Ь
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
ВоробЬи, семЬя, жилЬё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
28. Ь – показатель мягкости
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
ТридцатЬ, двадцатЬ, десятЬ, пятЬ.
Вместо «шесть» получим шест,
Вместо «есть» напишем ест,
Станут пенками «пеньки»,
Уголками – «угольки»,
«Банька» в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
29. Непроизносимые согласные
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.
30. Окончания имен прилагательных
Зимним днём, зимним днём
На прогулку мы идём.
Ради шутки, ради смеха
Спросим мы лесное эхо:
«Ты на дереве какОМ?»
Отвечает эхо: «ОМ!»
«Ты под кустиком какИМ?»
Отвечает эхо: «ИМ!»
«Расскажи ты это всем!»
Отвечает эхо: «Ем!»
31. Правописание НЕ с глаголами
НЕ выучил, НЕ делай,
НЕ знаешь, НЕ спеши!
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши!
32. Полные и краткие прилагательные
У полных прилагательных отчаянье:
Куда-то убежало окончание,
Умчалось, разрешенья не спросив,
И стал вдруг смелый смел,
Красивый стал красив!
33. Виды предложений по цели высказывания
По цели всегда различай предложение:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос в вопросительном (дашь нам ответ?),
А в побудительном – просьба, совет.
34. Разбор слова по составу
Школьник! При разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
35. Сложное предложение
Одно предложенье простое с другим
Стать предложеньем решили одним.
Простых может три быть, четыре и пять –
Важно их все запятой отделять!
36.Раздельное написание предлога
Машину я свою гоню,
Все окончанья заменю.
В кабине я сижу отдельно,
Со словом я пишусь раздельно,
С лентяями я очень строг!
Меня зовут шофёр ПРЕДЛОГ.
37. Слова-исключения, в которых в корне после шипящих пишется О
Наш О сегодня разозлен:
Шов в капюшоне сделал он.
Накинув вышитый наряд,
Полез за ягодами в сад.
Но шов цеплялся за крыжовник,
И шорох услыхал садовник.
38. Дефисное написание неопределенных местоимений и наречий
При –то, -либо, кое-, -нибудь
Черточку не позабудь!
39. Слова-исключения, в которых в корне после Ц пишется Ы
Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!»
Пришел на цыпочках цыган и на цыпленка «Цыц!» сказал.
Есть что / где / куда / когда...
цельное по смыслу выражение, сказуемое + союз
1. Цельное по смыслу выражение. Между частями выражения знаки препинания не требуются.
есть что вспомнить! В. Шукшин, Два письма. Таперича, слава богу, благодать, по дорогам деревень и дворов много, есть где от погоды уйти, а допрежь и не приведи создатель, что было! А. Чехов, На большой дороге. Значит, надо поднимать подполье, коли есть куда его поднимать, делать из него лунку с деревянным настилом. В. Распутин, Прощание с Матерой.
2. Сказуемое + союз. Если часть предложения с подчинительным союзом «что, где, куда» можно опустить или переместить, то запятая перед союзом ставится по правилам пунктуационного оформления сложноподчиненных предложений.
Все у нее есть, что только ее душеньке угодно. Н. Тэффи. Нянькина сказка про кобылью голову. «...Золота да серебра по нашим лесам много лежит, – отвечал Артемий. – Записи такие есть, где надо искать...» П. Мельников-Печерский, В лесах. Волки так волки и есть, куда их ни повороти!.. Д. Мамин-Сибиряк, Золотуха.
Словарь-справочник по пунктуации. - М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ . В. В. Свинцов, В. М. Пахомов, И. В. Филатова . 2010 .
Смотреть что такое "есть что / где / куда / когда..." в других словарях:
ЧТО Толковый словарь Ушакова
ЧТО - (1) ЧТО (1) [што] чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… … Толковый словарь Ушакова
Что - (1) ЧТО (1) [што] чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… … Толковый словарь Ушакова
ЕСТЬ Толковый словарь Даля
ЕСТЬ - муж. названье шестой буквы церковной и русской азбуки, е. | Есть, 3 лицо, наст. вр., гл. быть, опускается, подразумеваясь, в русском языке там где употр., на др. языках, напр. он есть добр, он есть сердит и пр.; но есть свойственно языку,… … Толковый словарь Даля
есть - ЕСТЬ, ем, ешь, ест, едим, едите, едят; ел, ела; ешь; евший; ев; несовер. 1. кого (что). Принимать пищу, употреблять в пищу. Е. хочется. Е. с удовольствием. Не е. мяса. Тоска ест сердце (перен.; разг.). Жучок ест древесину (портит, прогрызая,… … Толковый словарь Ожегова
Цель: обобщить, закрепить и показать знания по теме «Наречие».
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок пройдет в форме игры под названием «Где, куда, когда, откуда, почем, зачем и как?» (Слайд 1). А как вы думаете, почему она так называется? (Потому что говорить мы будем о такой части речи как наречие, которая отвечает на вопросы, указанные в названии игры).
Повторение изученного.
На доске расположены карточки с понятиями и терминами(наречие, признак действия, признак признака, неизменяемость, обстоятельство, образ действия, степень, место, время, причина, цель), которые вы должны логически расставить и на их основе рассказать все об изучаемой части речи.
Закрепление изученного.
Наиболее сложным вопросом является орфография наречий. Поэтому в ходе нашей игры мы должны будем показать свои умения в правописании этой части речи и еще раз закрепить свои знания. У каждого из вас на столе лежит рабочий лист с заданиями игры, в ходе которой вы будете его заполнять. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетон со словами-наречиями, которые пополнят ваш словарный запас. Кто наберет наибольшее количество жетонов, тот и станет победителем игры. А работать мы будем по такому плану (Слайд 2):
Где наречия с приставкой НИ?
Когда пишется Н, а когда НН?
Куда пропал Ь на конце наречий?
Откуда появилось слитное, раздельное и дефисное написание наречий?
Почему в некоторых наречиях на конце пишется А, а у других – О?
Зачем нужны наречия?
Как отличить наречие от других частей речи?
Задание 1. «Где?» (Слайд 3)
- Отметьте номера предложений, где пишутся наречия с приставкой НИ.
Проверка выполнения осуществляется с помощью слайда.(Слайд 4)
Задание 2. «Когда?» (Слайд 5)
С помощью перфокарты решите орфографическую задачу: когда пишется Н, а когда НН?
Задание3. «Куда?» (Слайд 6) (Физминутка)
Я буду называть наречия с орфограммой «Ь на конце наречий после шипящих», когда слышите наречие, которое пишется с мягким знаком – приседайте, без мягкого знака – вставайте.
Задание 4. «Откуда?» (Слайд 7) (задание по группам)
Сейчас мы объединим свои усилия для решения сложной задачи «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий». 1-ый ряд: украсит лепестки ромашки наречиями, которые пишутся слитно, 2-ой ряд: раздельно, 3-ий ряд: через дефис. (У каждой группы на столе желтая сердцевина цветка со словом «наречие» и белые лепестки).
Задание 5. «Почему?» (Слайд 8)
У вас на столах лежат карточки с буквами Е,О,А. Я буду называть наречия, а вы поднимать карточку с той буквой, которая пишется на конце слова.
Задание 6. «Зачем?» (Слайд 9)
- Замените слова в скобках образованными от них наречиями и запишите. Подумайте, для чего служат наречия в речи.
Прочитайте.
Задание 7. «Как?» (Слайд 10)
Укажите какой частью речи являются выделенные слова.
Работа со словарем.
С помощью «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова определите значение наречий СЫЗДАВНА и СЫЗНОВА. К какой группе лексики они относятся?
Поставьте ударение в наречиях НЕЗАДОЛГО, НЕНАДОЛГО. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.
Запишите в столбик наречия ТОЧНО, НАРОЧНО, СКУЧНО. Рядом запишите их в транскрипции. Есть ли разница в правописании и произношении сочетания ЧН в данных словах. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.
Подведение итогов урока.
Наша игра подошла к концу, подсчитайте свои жетоны, сейчас мы определим победителей. (Выставление оценок).
Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Но некоторые из вас увидели свои пробелы в знаниях по теме «Наречие». Я прошу каждого из вас высказаться, что вы усвоили, а что нет.
Слайд 12:
Я усвоил(а)правописание…
Я не усвоил(а) правописание…
Всем спасибо, до свидания.
Такое счастье работать с такими детьми! Быть их штурманом, рулевым, следить за тем, чтобы они не потерялись в океане нового и еще неизведанного, чтобы вопросы стали попутным ветром, а не страшным препятствием. Это невероятно увлекательно, но и неизмеримо сложно, ведь нельзя угадать, что их заинтересует, сложно суметь ответить на все вопросы. А как найти в себе силы признаться в том, что ты сам чего-то не знаешь? Это, наверное, самое сложное. Но если великий Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», то почему мы, простые учителя, должны знать все? Такое признание может стать еще большим стимулом для ребят: да, мы знаем многоe, но не знаем всего, смотрите, мы тоже задаем вопросы и тоже хотим знать больше.
Так что же значит уметь задавать вопросы? Конечно, это постоянная работа ума, самосовершенствование и самообразование. То есть, с одной стороны, научив спрашивать, мы даем своим ученикам возможность учиться всегда, получать непрерывное образование. И если дети, став уже взрослыми, не потеряют интерес к нашему предмету, будут пользоваться полученными знаниями и стремиться обрести новые, то, значит, мы сумели дать им по-настоящему качественное образование, которое им пригодилось в жизни, а не которое они аккуратно оставили на школьном крыльце сразу после выпускного бала.
Но ведь есть и другая сторона, думаю, более важная. Мы должны научить своих учеников задавать вопросы самим себе, анализировать собственные поступки, задумываться о том, что и почему происходит вокруг них в мире, в стране, в обществе. Пожалуй, лучше всего для этого подходят уроки литературы, на которых мы не только обсуждаем литературные произведения, жизненные пути авторов и образность языка, а рассуждаем о вечных ценностях, обмениваемся мнениями, сопереживаем, сочувствуем героям или не соглашаемся с ними.
Получается, что в первом случае речь идет о любознательности, пытливости, а во втором - о совести и правде.
Задавать вопросы - вещь зачастую неблагодарная, неприятная. Гораздо легче закрыться в своем уютном мирке, надеть футляр, забиться в норку (а для пущей убедительности поставить герань на подоконник и завести канарейку). Меньше знаешь - крепче спишь, но ведь и совесть твоя от этого спит крепче, не правда ли?
Задавать вопросы, на которые нет однозначного ответа, дело сложное и мучительное, но только так, наверное, и можно стать человеком. Я мыслю, следовательно, я существую, я спрашиваю, следовательно, мне не все равно.
Борис Пастернак писал:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Этому мы должны учить, это и будет залогом качественной (читай: полноценной, насыщенной) жизни - спрашивать, искать, подвергать сомнению, не соглашаться. Наши дети должны стремиться, как Пастернак, «дойти до самой сути», а не стать теми, кто, бездумно принимая навязанное свыше, скажет: «Я Пастернака не читал, но осуждаю». В этом цель нашей работы.