Анализ причин девиантного поведения. Семья Маши является полной и благополучной. В тоталитарных сектах и других деструктивных организациях ребенок не состоит. Схема анализа отклоняющегося поведения

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним. Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная - для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная - более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная - направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное - дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к или , в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ФГБОУ ВПО "ОмГПУ")

Анализ конкретного случая девиантного поведения ребенка

г. Омск 2013.

1. Описание особенностей, проявлений поведения

Маше 15 лет и вот уже порядка 2 лет она является самым ярким примером случая девиантного поведения среди моих знакомых. Отклоняющееся поведение у Марии появилось спонтанно, после достижения 13 летнего возраста и появления в ее семье младшей сестры. Девочка с бравадой стала говорить, что ей никто не нужен, люди ее раздражают, все вокруг глупы до безобразия, и никто ее, особенную, не понимает. В школе ребенок держится особняком, ни с кем не дружит и даже не пытается наладить контакт, не признает авторитеты. За год сменила 2 школы из-за конфликтов с преподавателями и одноклассниками. Отношения с родителями тоже довольно натянуты, доверительных отношений между ребенком и родителями нет. Маша жутко ревнует родителей к младшей сестре. По ее мнению младшего ребенка родители любят, а ее нет. Не любит проводить время с семьей, старается закрыться в своей комнате, дабы никого не видеть и не слышать. Довольно часто говорит родителям фразы: "я вас ненавижу", "когда мне будет 18, я уйду".

В прошлом году у Марии была попытка суицида (прыжок с 3-го этажа). Позже она сама назвала это глупостью. Не редки уходы из дома, но каждый раз она сама вечером возвращалась. Мама Маши подозревает, что она прогуливает уроки и курит.

Семья Маши является полной и благополучной. В тоталитарных сектах и других деструктивных организациях ребенок не состоит.

2. Причины, факторы формирования

1. Специфические подростковые реакции;

Обострение взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями, учителями, проявляющееся в моральном "конфликте" младших и старших, в неадекватном чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

Повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных суждений;

Акцентуированные черты характера;

Детская ревность, отсутствие коммуникативных навыков;

Стремление доказать свою самостоятельность и чувство взрослости.

3. Прогноз развития

При наличии психологической помощи проблема сдвинется с мертвой точки и, через какое-то количество времени станет продвигаться в сторону улучшения. Психолог посредством методик (например: "Самооценка психических состояний" Айзенка, САН, Шкала реактивной тревожности Спилбергера, "Акцентуации характера" Шмишека-Леонгардта и т.д.) определит психологическое состояние ребенка и настроение, выявит его страхи и разработает план психокоррекционной работы.


4. Способы коррекции

Психокоррекционный комплекс, включает себя четыре основных блока.

Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определёнными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Работать с данным ребенком и его родителями можно, как в группах, так и индивидуально. В качестве используемых методов целесообразно использовать такие методы, как: "сказкотерапия" (для высвобождения своих страхов, чувств и эмоций), телесно-ориентированная терапия (для улучшения контакта с родителями, одноклассниками), психогимнастика (для релаксации и познания себя), арт-терапия (для снятия агрессивности и направления энергии в позитивное русло) и многие другие.

девиантное поведение ребенок психокоррекционный

Список использованной литературы

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.

Негативной тенденцией в жизни общества является кризис института семьи, нивелировка понятия нравственных ценностей и моральных норм, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности, преступности. Понятие девиантное поведение пре вратилось в широко применяемое в педагогике.

Девиантное поведение в педагогической практике обыкновенно соотносимо с понятием трудный подросток.

В настоящее время трудным подросткам или подросткам с девиантным (отклоняющимся) поведением уделяется достаточно много внимания специалистов. Психологический портрет трудного подростка, подаваемый в современной литературе, выглядит примерно так: «Под росток с девиантным поведением агрессивен, тщеславен, упрям, эмоционально неуравновешен, апатичен, не приемлет общественных норм. Поведение имеет импульсивный характер, система ценностей подменена групповыми нормами, ориентирована на досуг». Хотелось бы отметить, что к трудным относят различные категории подростков. Это и педагогически запущенные дети и социально дезадаптирован ные и трудновоспитуемые, к которым часто относят акцентуированных подростков, конфликтных, подростков с высоким уровнем негативиз ма, демонстрирующих нонконформистские тенденции в поведении. Также, к девиантам относят и подростков с антисоциальной направ ленностью. Все эти категории подростков обыденным сознанием, которым обладаем, как правило, мы специалисты -- практики, обычно объединяются в одну группу - подростки с отклоняющимся поведением. Различные составляющие приведенной нами характеристики в той или иной степени действительно свойственны различным категориям трудных подростков. Вместе с тем, объединение их в оду группу как бы предопределяет ожидание отклоняющегося поведения и проявления характеристик, соответствующих негативным ожиданиям. Данная схема соотносима с теорией стигматизации (31, с. 76), объясняющей появление и закрепление девиантного поведения след ствием того, что социальная группа наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с определенными ожиданиями (первичная девиантность), создается репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).

Таким образом, относя подростка к группе трудных мы даем ему возмож ность усугублять свою девиантность.

Вместе с тем, подростки с отклоняющимся поведением, демонстрирующие негативное отношение к тем или иным социальным нормам по внутренним установкам, стремлениям и готовности взаимодействовать с окружающими существенно отличаются друг от друга и, следо вательно, существенно отличаются их психологические портреты.

Характерные признаки деаиации: небольшое отклонение от социальных норм, т. е. низкая и средняя степень отклоняющегося поведения характеризуется существенным снижением общей самооценки, повышением обшей тре вожности, стремлением компенсировать неуспехи в учебной деятельности взаимоотношениями со сверстниками, склонностью к зависи мому поведению. Подростки из этой группы могут иметь высокую агрессивность или враждебность (вопросник Басса-Дарки). сочетание высоких баллов по обоим показателям, как правило, для них не свойственно. Для таких подростков характерно преимущественно использо вание неконструктивных и неадаптивных копинг-механизмов, что, безусловно, влияет на закрепление отклоняющегося поведения. К этой категории воспитанников Центра относятся подростки со школьной дезатаптацией, акцентуированные подростки. Эти воспитанники могут иметь столкновения с законом и правоохранительными органами, но их правонарушения носят, как правило, случайный, либо детский характер. Данная категория трудных подростков нуждается, на наш взгляд, в педагогической поддержке и психологическом сопровождении. Психологическая коррекция направлена на формирование адекватной самооценки и рефлексивных навыков, нормализацию тревожности, коррекцию навыков саморегуляции, формирование адаптивных поведенческих стратегии и способов реагирования на трудные жизненные ситуации. Помимо этого, для данной категории воспитанников важна социальная поддержка.

Также можно выделить и другую группу подростков. Для них характерна нормальная или немного повышенная общая тревожность, нормальная или завы шенная самооценка. Неуспехи в учебной деятельности, отмечаемые ими, не влияют на оценку своего интеллекта, как в вышеописанной группе. Для них также свойственна парциальная потеря критичности в оценке своих отношений со сверстниками, что, панаш взгляд, имеет явно компенсаторный характер, однако свои проблемы этими подростками не осознаются, они, как правило, демонстрируют мощные бес сознательные защиты. В зависимости от типа личности это могут быть л ибо отрицание, либо проекция, при обязательном защитном замеще нии. Исследование преобладающего копинг-поведения, показало, что подростки данной группы гораздо ближе к некоей усредненной «норме», к которой специалисты стремят ся привести трудных подростков. Однако существует одна особенность, позволяющая взглянуть на данную картину с несколько другого ракурса. Эти подростки могут иметь различную историю взаимоотношений с правоохранительными органами. Могут состоять на учете, иметь условные судимости, быть «выпускниками» спецшколы или нигде не «засветиться», однако всех их объединяет принадлежность к организованным антисоциальным группам.

Принад лежность подростка к антисоциальной группировке, а, следовательно - усугубление его отклоняющегося поведения, полное выпадение из морально-этических норм общества, противопоставление себя не только правовым, но и нравственным законам общества, позволяют под росткам с отклоняющимся поведением иллюзорно компенсировать свое психологическое состояние. Самоотнесение к значимой группе, присвоение ее законов и норм через механизм идентификации помогает обрести психологическую и эмоциональную устойчивость, что позволяет чувствовать себя психологически комфортно в группе, и способствует все большему отчуждению от просоциального общества. Психологическая и педагогическая коррекция данной категории подростков затруднена именно из-за отсутствия у них мотивации к само изменению. Подобная мотивация возникает только в том случае, если индивид чувствует себя некомфортно и возникает ситуация конфликта между желанием и возможностями. В данной ситуации конфликты в прошлом. Нравственная сфера искажена или не сформирована, мощно действуют психологические защиты, вытесняя или трансформируя страх наказания, а преступная группа заботится о подростке, не требуя ни денег, ни школьных успехов.

Коррекция поведения подростков, должна начинаться с установления реального контакта. Желательно, чтобы специалист, работающий с данной категорией подростков, был аутентичен и конгруэнтен, демон стрировал искреннюю заинтересованность в конкретном подростке и, что очень важно, имел четкие нравственные правила и этические нормы, которые на поведенческом уровне мог бы противопоставить правилам криминальной субкультуры, выполняющим в данной среде функцию нравственного закона. При позитивном контакте, главный упор в работе с данной категорией подростков, следует, на наш взгляд, делать не на горячую проповедь просоциальных ценностей (к чему обычно и склонны педагоги, способные этот контакт устанавливать), а на формирование навыков рефлексии, способности к самостоятельному оцениванию ситуации и принятию самостоятельных решений, одним словом - формирование интернальности.

Таким образом, трудные подростки, не являются монолитной социальной группой, требующей единого подхода к психокоррекционной и реабилитационной деятельности. Разные группы подростков с отклоняющимся поведением, обладают не только различным «набором девиаций», но и различными психологическими характеристиками, разным мировоззрением и различным субъективным опытом, который необходимо учитывать, пытаясь оказать им помощь.

Положительный результат реабилитационной работы появляется только в случае заинтересованности подростка в самоизменении, что возможно в ситуации уважения к его мнению и опыту, выражающегося в реальной возможности выбора и принятия на себя ответственности за него.

Наиболее эффективным способом реабилитационной работы с трудными подростками мы считаем метод развивающего диалога. В основе диалога как коррекционного метода лежит безусловное принятие другого, уважение к нему. Уметь уважать другого без самоуважения, работать над формированием способности к самостоятельности, не имея опыта принятия решений - иллюзия. Наиболее продуктивной пемхокоррекшюнная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением является в том случае, если к психокоррекционной деятельности привлечены все участники педагогического процесса (учителя, воспитатели, врачи, руководители). Специалисты, объединенные не только обшей целью, но и владеющие практическими ми в различных психологических направлениях и информацией о сегодняшнем психологическом состоянии каждого подростка. Педагогическая коррекция девиантного поведения требует кропотливой серьезной и осмысленной работы, рассчитанной на результат.

Литературный анализ по проблеме исследования обнаружил, что при социализиро ванном расстройстве поведения показатели девиантного поведения подростков выше, чем аналогичные показатели у их сверстников. При социализированном расстройстве поведения у подростков с девиантным поведением выяв лен больший удельный вес суицидального поведения, наркомании, алкоголизации в сравнении с группой подростков с адекватными формами поведения. При смешанном расстройстве поведения и эмоций у подростков суициды наблюдаются значительно чаще, чем в группе подростков с позитивным социальным поведением.

Для всех видов расстройств поведения (социализированное, несоциализированное, смешанное расстройство поведения и эмоций) нарушения в системе личностных отношений среди подростков «группы риска» проявляются с большей частотой, а также в системе межличностных и семейных отноше ний. У подростков с девиантным поведением преобладают нарушения личностных и семейных отношений.

Для всех расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации, диаг ностировались высокие уровни реактивной и личностной тревожности, невротизации и психопатизации.

Среди подростков с расстройствами поведения установлены следующие факторы риска социальной дезадаптации:

  • - сочетания аддиктивного и делинквентного поведения;
  • - делинквентного пове дения и психопатизации;
  • - суицидального поведения и негативного отношения к семье;
  • - негативного отношения к родителям и родственникам;
  • - аддиктивного пове дения и направленности ценностей на развлечения.

У подростков с расстройствами поведения к факторам риска относятся:

  • - сочетания эпилептоидного типа личности и негативного отношения к семье;
  • - неустойчивого типа личности и направленности системы ценностей на развлечения;
  • - психопатизации и школьной дезадаптации;
  • - психопатиза ции и переадресации личностно значимых проблем асоциальной семье;
  • - пси хопатизации и негативного отношения к правилам и законам;
  • - переадресации.

Для реализации теоретических исследований по профилактике девиантного поведения необходимо создание центров с целью разработки и апробации в них соответствующих профилактических программ. По результатам раз работки и апробации возможны попытки внедрения этих программ в институты социализации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ФГБОУ ВПО "ОмГПУ")

Анализ конкретного случая девиантного поведения ребенка

г. Омск 2013.

1. Описание особенностей, проявлений поведения

Маше 15 лет и вот уже порядка 2 лет она является самым ярким примером случая девиантного поведения среди моих знакомых. Отклоняющееся поведение у Марии появилось спонтанно, после достижения 13 летнего возраста и появления в ее семье младшей сестры. Девочка с бравадой стала говорить, что ей никто не нужен, люди ее раздражают, все вокруг глупы до безобразия, и никто ее, особенную, не понимает. В школе ребенок держится особняком, ни с кем не дружит и даже не пытается наладить контакт, не признает авторитеты. За год сменила 2 школы из-за конфликтов с преподавателями и одноклассниками. Отношения с родителями тоже довольно натянуты, доверительных отношений между ребенком и родителями нет. Маша жутко ревнует родителей к младшей сестре. По ее мнению младшего ребенка родители любят, а ее нет. Не любит проводить время с семьей, старается закрыться в своей комнате, дабы никого не видеть и не слышать. Довольно часто говорит родителям фразы: "я вас ненавижу", "когда мне будет 18, я уйду".

В прошлом году у Марии была попытка суицида (прыжок с 3-го этажа). Позже она сама назвала это глупостью. Не редки уходы из дома, но каждый раз она сама вечером возвращалась. Мама Маши подозревает, что она прогуливает уроки и курит.

Семья Маши является полной и благополучной. В тоталитарных сектах и других деструктивных организациях ребенок не состоит.

2. Причины, факторы формирования

1. Специфические подростковые реакции;

2. Обострение взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями, учителями, проявляющееся в моральном "конфликте" младших и старших, в неадекватном чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

3. Повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных суждений;

4. Акцентуированные черты характера;

5. Детская ревность, отсутствие коммуникативных навыков;

6. Стремление доказать свою самостоятельность и чувство взрослости.

3. Прогноз развития

При наличии психологической помощи проблема сдвинется с мертвой точки и, через какое-то количество времени станет продвигаться в сторону улучшения. Психолог посредством методик (например: "Самооценка психических состояний" Айзенка, САН, Шкала реактивной тревожности Спилбергера, "Акцентуации характера" Шмишека-Леонгардта и т.д.) определит психологическое состояние ребенка и настроение, выявит его страхи и разработает план психокоррекционной работы.

При отсутствии же психологической помощи семье и ребенку поведение может лишь ухудшиться. Социальные контакты будут до конца оборваны, у ребенка не будет желания включаться в жизнь коллектива или семьи. Отношения с семьей станут только хуже, ребенок станет агрессивным, закрытым, возможно повторятся попытки суицида.

4. Способы коррекции

Психокоррекционный комплекс, включает себя четыре основных блока.

1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

2. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни.

3. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определёнными способами деятельности.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Работать с данным ребенком и его родителями можно, как в группах, так и индивидуально. В качестве используемых методов целесообразно использовать такие методы, как: "сказкотерапия" (для высвобождения своих страхов, чувств и эмоций), телесно-ориентированная терапия (для улучшения контакта с родителями, одноклассниками), психогимнастика (для релаксации и познания себя), арт-терапия (для снятия агрессивности и направления энергии в позитивное русло) и многие другие.

девиантное поведение ребенок психокоррекционный

Список использованной литературы

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема девиантного поведения в современной литературе. Особенности проявления девиантного поведения подростков. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2008

    Исследование влияния неудовлетворения эмоциональных потребностей подростка на формирование у него девиантного поведения. Причины отклоняющегося поведения, его формы. Стимулирование позитивной мотивации для изменения девиантного поведения подростка.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков. Психологический подход, рассматривающий девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Определение понятия девиантного поведения и его особенностей. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности. Биологическое объяснение, социологическое объяснение. Особенности девиантного поведения подростков.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2006

    Понятие и виды девиантного поведения, его психологические и социальные причины. Эмпирическое изучение взаимосвязи творческого мышления и девиантного поведения у подростков. Диагностика вербальной и невербальной креативности по различным методикам.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2012

    Социально-психологические причины и факторы девиантного поведения у учащихся специальных учебных заведений. Выявление взаимосвязи влияния акцентуации характера на формирование девиантного поведения. Разработка коррекционно-профилактических мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Условия и причины развития девиантного поведения у подростков, влияние семейного воспитания на поведение ребенка. Разработка и апробация методики социально-педагогической профилактики девиантного действия подростков в общеобразовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2015

    Сущность и содержание понятия девиантного поведения, его основные причины. Психологические особенности подросткового возраста. Организация и проведение исследования девиантности у подростков 15 лет. Рекомендации по профилактике девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2016

    Признаки, причины объяснения и предупреждение девиантного поведения подростков. Педагогическая и психотерапевтическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Нарушение психики у ребенка.

    доклад , добавлен 04.05.2015

    Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему девиантного поведения. Концепции девиантного и деликвентного поведения. Специфика семейного воспитания, его влияние на поведение подростков. Главная цель методики "Незаконченные предложения".

Введение ………………………………………………………………...

Глава1.Девиантность……………………………………………………

4- 8

1.1Определение девиантности…………………………………………

1.2. Виды девиантности ………………………………………………..

5 - 7

1.3 Формы девиаций……………………………………………………

7 - 8

Глава 2.Особенности отдельных форм девиантного поведения …….

8-12

Заключение……………………………………………………………….

Список используемых источников…………………………………….

Приложение А. ………………………………………………………….

14-18

Приложение Б. ……….............................................................................

19-22

Словарь……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Общество представляет собой многокомпонентную и многоуровневую социальную систему, включающую в себя множество переменных, но основной переменной, без которой его не может быть, является личность. Что же такое личность?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос мы должны выделить различие в трех терминах: человек, индивид, личность. Когда мы говорим человек, имеется ввиду родовое понятие, охватывающие всех людей как представителей специфического вида (homo sapiens ), воплощающего высшую ступень развития жизни на Земле и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Это понятие указывает на качественное отличие людей от животных, но ничего не говорит о социальных различиях между самими людьми. Понятие индивид обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий психофизиологическими особенностями - темпераментом, характером, спецификой способностей памяти, чувств и т.п. Понятие личность имеет в виду социальное качество и особенности индивида, которые формируются, развиваются, реализуются в совместной деятельности и общении с другими людьми. С учетом сказанного можно дать определения личности. Личность это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Личность существует в определенном человеческом теле, а потому обладает определенными биологическими предпосылками, без которых она сформироваться не может (например: невозможно представить личность в отсутствии мозга). Личность предстаёт в общественной жизни как уникальный носитель сознания и самосознания, субъект межличностных отношений и социальных взаимодействий.

Процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, верований, норм, ценностей, образцов поведения, статусно-ролевых стандартов называется в науке социализацией.

Социализация имеет свои формы, факторы, этапы, разновидности, сложный механизм своего проявления, сочетающий в себе внешне воздействия на человека. Внешняя информация и внутренний процесс отбора этой информации своеобразный психологический фильтр, благодаря наличию которого можно объяснить, почему при равных условиях социализации в обществе, приходится сталкиваться не только с нормальным, но и девиантным поведением, с антигуманной, агрессивной деятельностью отдельных личностей, причем не только на уровне рядовых людей, но и крупных политиков, возводящих преступность в ранг государственной деятельности, например фашизм, сталинизм (см. Словарь) и т.д.

Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Поведение это реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции ˗ смех, плач ˗ также являются поведением

Актуальность и необходимость исследования темы девиантного поведения определяется тем, что современное общество нуждается в физически и психически здоровых гармонически развитых людях, имеющих определенную цель в жизни, способных ее достигать. Исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к современной экономической ситуации, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.

Цель исследования: изучение девиантного поведения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть особенности девиантного поведения.

2. Изучить виды и причины девиантного поведения личности.
3. Рассмотреть меры коррекции и профилактики девиантного поведения подростков.

4. Особенности отдельного вида девиации(преступность).

Объект исследования: девиантное поведение.

Гипотеза состоит в том, что подростки в возрасте 15-18 лет имеют склонность к девиантному поведению.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, беседа, анкетирование, интервьюирование.

Глава 1. Девиантность

      Определение девиантности

Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие “норма“. Социальная норма исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. Социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поведении людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших,
консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное
творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников). Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они регулируют общий ход социализации, интегрируют индивидов в группы, а группы в общество, контролируют отклоняющееся поведение, служат эталонами поведения. Из всего этого следует, что если индивид соблюдает все нормы, предписанные обществом, то его поведение не является отклоняющимся, если же он не соблюдает какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Но обычно в обществе не существует людей, которые бы соблюдали абсолютно все нормы.

В большинстве случаев отклоняющееся поведение подлежит социальным санкциям. Слабые и случайные формы девиации, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми (ложь, грубость и т.п.) фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. Методы и средства наказания по отношению к устойчивым формам девиаций определяются общественным сознанием или интересами правящей элиты в зависимости от степени опасности отклонений.

Социальное поведение это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется, прежде всего, социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степениот врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Под девиантным поведением в широком смысле понимают любые поступки или действия людей, не соответствующие писаным и неписаным нормам, причем как положительные, так и отрицательные. Это могут быть культурно одобряемые отклонения, например сверхгениальность, героизм, самопожертвование, альтруизм, трудоголизм и др., а также культурно неодобряемые отклонения, начиная от безбилетного проезда, кончая

убийствами и другими тяжкими преступлениями.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения от нормы (от закона), которые влекут за собой уголовное наказание. Совокупность противоправных поступков получила в социологии название делинквентное поведение. (см. Словарь)

Девиантное поведение относительно, поскольку имеет отношение к моральным нормам, ценностям данной группы, делинквентное абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Девиантное поведение как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, что вывело эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

1.2. Виды девиантности

Принято различать первичную и вторичную девиацию. Первичным называют такое отклонение, которое в целом соответствует принятым в обществе нормам и является настолько незначительным, что окружение индивида не квалифицирует его девиантом и он себя таковым не считает. Под вторичным отклонением понимают поведение, которое в значительной степени отклоняется от существующих в группе норм и потому определяется как девиантное и личность уже идентифицируется как девиант. Большинство людей нарушают какие-либо социальные нормы. Например , правила дорожного движения при переходе улицы или разговор по мобильному телефону на лекциях, но их не считают девиантами. Социологи называют такое поведение «первичной девиацией». Но привод в милицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из учебного заведения ставят на человеке ярлык девианта. Это уже «вторичная девиация», после чего окружающие начинают общаться с ним как с девиантом.

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социальноэкономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» воплощают сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Каковы же причины девиации? Более ста лет назад были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Так,

итальянский врач Ломброзо предложил френологическую теорию девиации, пытаясь выявить прямую связь между преступным поведением человека и его биологическими характеристиками. По его мнению, «криминальный тип» есть результат деградации в более ранних стадиях человеческой эволюции. В 1940 г. Последователь Ломброзо американский психолог и врач У.Х.Шелдон подчеркивал важность строения тела. В его типологии эндоморф (человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) общителен, умеет ладить с людьми; мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен: эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. На основе проведенных исследований Шелдон приходит к выводу, что наиболее склонны к девиации мезоморфы. Психологическую теорию девиации развивает врач-психиатр 3игмунд Фрейд. Он объясняет ее недостаточно развитым «Супер-Эго» и обосновывает «умственными дефектами», «слабоумием» и «психопатией», как бы запрограммированностью отклонений. Основы социологической теории девиации были положены французским социологом Эмилем Дюркгеймом. По его мнению, основной причиной

девиации является аномия состояние дезорганизации общества, когда

ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Все это нарушает стабильность общества, дезорганизует людей и в результате появляются различные виды девиаций. Дальнейшее развитие теория аномии получает у американского социолога Роберта Мертона. Главной причиной девиации он считал разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. На основании дилеммы

«цельсредства» Р. Мертон выделил пять типов поведения, четыре из которых относятся к девиации: конформность тип поведения, предполагающий соответствие принятым в обществе целям и средствам их осуществления; инновация индивид разделяет социально одобряемые цели общества, но выбирает неодобряемые средства их достижения, причем средства не обязательно должны быть криминальными, они просто непривычные в данный момент времени для данного общества; ритуализм предполагает отрицание целей, провозглашенных обществом, при условном согласии с одобряемыми средствами их достижения, например, ученик, не выполнивший домашнее задание, идет в школу и втайне мечтает, чтобы учитель чудесным образом вдруг заболел. Но когда он входит в класс, то произносит: «Здравствуйте, Марья Ивановна»; ретрицизм - отказ от принятых обществом целей и средств как «бегство от действительности», своеобразный социальный нигилизм (бродяги, наркоманы, алкоголики, живущие в обществе, но не принадлежащие ему) бунт, мятеж отрицание старых социально принятых целей и средств с одновременной заменой их новыми (революционеры, радикальные

экстремисты).

При использовании этой типологии необходимо помнить, что люди, живя в обществе, никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы, но преобладает какой-то один.

Отметим еще один интересный феномен проявления девиантного поведения нормы-оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких- либо запретных желании и действии без открытого вызова существующим моральным нормам.

Среди других теорий, объясняющих происхождение девиаций, можно выделить:

1)теорию подражания французского социолога - криминалиста Габриеля Тарда. По его мнению, люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду.

2) теорию дифференциальной ассоциации американского социолога и криминалиста Эдвина. Сазерленда. Развивая мысль Г. Тарда, он подчеркивал, что многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т.е. от того, кто именно его учит и чему. Поэтому, чем дольше индивид пребывает в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом. Эти две теории объединяются под общим названием «теория культурного переноса девиации»;

3)теорию стигматизации (от Греч, stigma - клеймо), или навешивание ярлыков, авторами которой являются американские социологи Эдварт Лемерт, экономист Гэри Стэ́нли Бе́ккер. Согласно этой теории девиация определяется не столько поведением или содержанием конкретных поступков, сколько групповой оценкой, «навешиванием» на человека ярлыка «нарушителя» установленных норм и применением против него санкций.

Таковы основные исследовательские подходы к изучению причин появления и распространения девиантного поведения.

      Формы девиаций

К основным формам девиантного поведения в широком смысле относятся:

    пьянство и алкоголизм ;

    употребление наркотиков;

    преступность;

    самоубийство;

    проституция.

Как считают специалисты, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. При этом они отмечают, что девиации закономерно возникают в обществах, переживающих

трансформацию, где на фоне усиления кризисных явлений у людей нарастает неудовлетворенность своим положением, что вызывает чувство социальной неудовлетворенности, невостребованности и отчуждения от общества. Это чувство депривации (лат. deprivatio потеря, лишение сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности психофизиологические либо социальные) в ряде случаев может привести к появлению среди населения пессимистических настроений и его деморализованности (упадок духа, растерянность).

Типичным реакциями становятся безразличие к средствам достижения цели, коррупция, цинизм, экстремизм. Механизм девиантного поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

И так данные формы девиации связаны с формированием асоциальных типов личности и преступными действиями, направленными против личности, общества и государства.

Глава 2.

Преступность как одна из форм девиации

Под преступлением в самом общем виде понимается нарушение законов.(см. Словарь) Преступниками считаются лица, осужденные судом. В этом случае судьи выполняют функцию стигматизации, т. е. накладывают своеобразное государственное «клеймо» на человека, объявляя его преступником.

Преступность в зависимости от сферы деятельности имеет различные трактовки и интерпретации. С юридической точки зрения преступление это нарушение закона. С политической, преступление это акт, воспринимаемый властью как прямая или косвенная угроза ее интересам. Социология рассматривает преступление, как антисоциальный акт, который предполагает необходимость защиты существующей социальной системы. А психология говорит, что преступление это форма социального неумения приспособиться к окружающей среде, затруднение, которое индивид испытывает при реагировании на окружающие его стимулы. При изучении преступности, как формы девиантного поведения, исследователи находят все больше факторов, которые воздействую на ее динамику. К таким факторам следует отнести: нищету, социальное положение, общественный статус, род занятий, образование человека, уровень его воспитания и развития. Каждое общество имеет ту преступность, «которую оно заслуживает», а конкретнее – которая соответствует культуре данного общества. В современных странах Западной Европы вряд ли кто-то из психически нормальных людей воспользуется таким способом причинения вреда здоровью, как «сглаз», или таким способом убийства, как колдовство. Компьютерные преступления возможны только в обществах с соответствующей «информационной» культурой.

Культура общества «подсказывает» нам всевозможные образцы поведения и различные варианты разрешения конфликтов напиться, украсть, выяснить отношения, перестать встречаться, покончить жизнь самоубийством и т.п. Также культурно обусловлены не только характер и способы совершения преступлений, но и применяемые обществом меры социального контроля и наказания.

Преступность отражает все пороки человечества. И до сегодняшнего дня ни одному обществу еще не удалось устранить её. В настоящее время это одна из самых актуальных социальных проблем, и данному явлению необходимо уделять большое внимание со стороны государства и общества. Нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему социально-политическую. Снижение преступности приведет к повышению качества жизни страны в целом и каждого ее человека в частности.

По данным исследований всех возрастных категорий, наибольшую тревогу вызывают масштабы распространения негативных явлений среди молодежи и несовершеннолетних.

Вольно или невольно человек придерживается линии поведения, одобряемой ближайшим его окружением, в котором могут присутствовать или даже преобладать установки и ориентации, противоречащие нормам рационального образа жизни. Чаще всего бывает так, что лишь какой-то элемент микросреды, а не вся она в целом имеет антиобщественную направленность. И здесь многое зависит от того, какая группа будет для личности более авторитетной и притягательной. Многие отклонения зарождаются в семье или связаны с ней, вызваны недостатками семейного воспитания. Занятость обоих родителей, малодетность, устранение детей от домашнего труда и серьезных жизненных проблем часто становятся тем фактором, который способствует развитию неблаговидных наклонностей и поступков. На психики и поступках детей отрицательно сказываются противоречия между словами и делами родителей, родственников, взрослых. Трудно ожидать, что у подростка сформируются нравственная устойчивость, здоровые привычки, когда тот, кто его воспитывает, провозглашая те или иные «истины», на деле поступает вопреки ним.

Согласно официальной статистики МВД Республики Беларусь отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними. (Приложение Б). Общественная опасность преступлений в значительной степени зависит от того в одиночку или в группе совершены эти деяния.

Нужно остановиться на таком важном показателе, как групповая преступность. Истоки групповой преступности лежат в уличных компаниях с антиобщественной направленностью. Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. Подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения.

Именно групповые преступления несовершеннолетних отличаются наибольшей жестокостью.

В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место выдвигается проблема личности преступника. Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника - возраст. По возрастным особенностям несовершеннолетних делят на следующие группы: 14-15 лет - подростково-малолетняя, 16-17 лет - несовершеннолетние.

Особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Именно в семье формируются социально значимые качества личности и оценочные критерии.

Особой является и проблема досуга, согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. По данным тех же исследований, из числа подростков, имеющих 2-3 часа свободного времени на учете в милиции состояло 18%, 5-7 часов - 53%.

Средства массовой информации также влекут за собой рост подростковой преступности. Программы телевидения перенасыщены сценами насилия. Европейское общество защиты детей подсчитало, что в фильмах и передачах по всем европейским каналам ежечасно показывают не менее двадцати убийств и кровавых злодеяний. Наше телевидение, к сожалению, не уступает европейскому по части демонстрации насилия юным зрителям. Поскольку подростки проводят в среднем от трех до четырех часов в день у экрана, то можно себе представить силу воздействия на неокрепшую детскую психику всей этой лавины ужасов и её роль в процессе становления личности.

Многие детские учреждения, организации прекратили своё существование, а помещения, принадлежащие им, переданы в аренду коммерческим структурам. Большое количество спортивных секций, кружков перешли на коммерческую основу, т.е. стали платными, а значит недоступными.

В нашей стране закон разрешает работать молодым людям, достигшим 16-летнего возраста, а те, кто не достиг такого возраста, сталкивается с проблемой трудоустройства. Таким образом, подростки вынуждены подрабатывать на различных работах нелегальным путём, вопреки закону. «Деньги - любым путём!», - таков девиз для многих молодых людей. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности. Трудоустройство несовершеннолетних, их адаптация и подготовка к профессиональной трудовой деятельности являются одними из важных задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодых людей на труд, использовать их потенциал в развитии экономики страны.

Становление человека как личность происходит на протяжении всей его жизни, но основа поведения, характера закладывается именно в подростковом возрасте. Как показывает практика, лица, получившие уголовное наказание за преступления в подростковом возрасте и в дальнейшем совершают рецидивные преступления. Значит, для снижения числа правонарушений большое значение имеет воспитание, имеющее целью не допустить совершения человеком первого в его жизни преступления.

Итак, несовершеннолетний преступник это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Для них характерны: постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т. д.); пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх; бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений; ранние половые связи,; систематическое проявление злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения: виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи; культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе,; привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

Преступность несовершеннолетних - это лишь начальная часть общей преступности. Влияние взрослой преступности на преступность несовершеннолетних чаще всего осуществляется опосредованно через преступность молодежи. Связь преступности несовершеннолетних и молодежи двусторонняя. Преступность несовершеннолетних это как бы отражение или тень преступности молодежи, так как младшие пытаются повторять поведенческие стереотипы старших, а преступность старших пополняется за счет притока вчерашних несовершеннолетних.

Большое значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, то есть индивидуальная профилактика. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Целью профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов. Важную роль в антикриминогенном влиянии на

несовершеннолетних должна оказывать школа, поскольку самовоспитание наряду с обучением составляет содержание процесса соответствующего воздействия на подростка, формируя его в качестве полезного для общества человека. В беседе с социальным педагогом нашей школы Н.Р.Шалюта, я выяснила, что в нашей школе нет учащихся, состоящих на учёте по делам несовершеннолетних, совершивших преступления. Этому есть объяснение. Внеклассная работа в нашей школе организована на должном уровне. У нас функционируют с начальной школы различные кружки по интересам, секции и профильное обучение в старших классах по выбору. Большое разнообразие спортивных секций, которые проходят после уроков и в шестой школьный день. Таким образом, вопросы занятости после уроков у ребят нашей школы не возникают.

Так же у нас в школе функционирует совет профилактики, который проходит один раз в неделю. На совет приглашаются ученики, которые имеют неудовлетворительные оценки, пропускают школу без уважительных причин, нарушают дисциплину.

В заключении я хотела бы подвести некоторые итоги.

Большинство несовершеннолетних не занято никаким делом, они не посещают кружки, секции, не занимаются чтением, а только гуляют со своими друзьями. Выявлено полное нежелание учиться или работать.

Несовершеннолетние правонарушители предпочитают выходить на улице в вечернее или ночное время, хотя в это время они должны быть дома.

Большинство несовершеннолетних живут в неполных семьях или их родители находятся в долгих командировках. Безнадзорность со стороны родителей, вседозволенность это важнейшие факторы совершения преступлений и правонарушений.

В целом рост подростковой преступности создаёт предпосылки для роста общей преступности. В целях профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних необходимо проводить разъяснительные и профилактические беседы, привлекать их к участию в различных общественных мероприятиях, секциях. Доступность образования должна быть одинаковой для всех слоёв населения с различным материальным положением, что на данный момент не является таковым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это
поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым
нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются, такой
индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда
культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют,
ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется
аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Также в ходе исследования гипотеза о том, что подростки в возрасте 15-18 лет имеют склонность к девиантному поведению, была подтверждена.

Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. «Социологическая теория девиантного
поведения», Социально-политический журнал №4, 1993г.
2.Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы»
Социально-политический журнал №2, 1995г.
3.Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии», М., 1995
4. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. «Социодинамика самоубийств», Социс №5, 1988г.
5. Голод С.И. «Проституция в контексте изменений половой морали», Социс
№2,. 1988г.
6.Петелин Б.Я. «Организованная преступность несовершеннолетних», Социс
№9, 1990г.

7. Девиантное поведение и его типы. [Электронный ресурс] /. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-deviaciya.html -Дата доступа: 20.02.2017.

8. Девиантное поведение в подростковой среде. [Электронный ресурс] /. – Режим доступа:http://smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-46-25/54-2010-09-07-19-09-09/1058-2011-02-01-01-44-43 – Дата доступа: 18.02.2017.

9.Общая статистика. [Электронный ресурс] /. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=256493 – Дата доступа: 18.02.2017.

10.А.Н. Елсуков «Социология краткий курс», учебное пособие 2009г.

11.Е.М. Бабосов «Общая социология», учебное пособие для студентов ВУЗов 2002 г.

Приложение А

1. Как Вы проводите свободное время?

А) читаю книги Г) гуляю с друзьями

Б) смотрю телевизор Д) хожу на дискотеки

В)посещаю кружки секции Е)_________________________________

2. В какое время суток Вы предпочитаете встречаться с друзьями?

А) днем Б) вечером В) в ночное время

3. Как Вы оцениваете свою успеваемость?

А) отлично В) удовлетворительно

Б) хорошо Г) не удовлетворительно

4. Вы посещаете учебу, так как

А) заставляют родители

Б) нравиться

В)_________________________________

5. С кем Вы проживаете?

6. Кто из родителей занимается Вашим воспитанием?

А) мать Б) отец В) бабушка и дедушка Г) оба родителя

7. Где работают Ваши родители?

А) в городе Могилеве Б) в других городах В) не работают

8. Есть ли у Вас вредные привычки?

А) да (к вопросу 9) Б) нет (к вопросу 10)

9. Ваша вредная привычка ?

А) курение

Б) употребление наркотических или токсических веществ

В) употребление алкоголя

10. Есть ли вредные привычки у ваших родителей? Какие?

А) курение Б) употребление наркотических или токсических веществ

В) употребление алкоголя

Г) ________________________________________________________

11. Ваш пол

А) женский Б) мужской

12. Ваш возраст __________________

Приложение Б

ОБЩАЯ СТАТИСТИКА ЗА 2015 ГОД

По данным Министерства внутренних дел, в 2015 году в республике зарегистрировано 96 982 преступления, или 103,2% к уровню 2014 года.

На 100 000 человек населения в 2015 году в республике зарегистрировано 1 024 преступления (в 2014 году – 992 преступления).

Число зарегистрированных преступлений и уровень преступности по областям и г. Минску в 2015 году

Число зарегистрированных преступлений

Уровень преступности
на 100 000 человек населения

темпы прироста (снижения)

к 2014 г.,в %

Республика Беларусь

области и г.Минск:

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Могилевская

В 2015 году зарегистрировано 12 390 особо тяжких и тяжких преступлений, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных преступлений составил 12,8% (в 2014 году – 10 842 преступления, или 11,5%).

Зарегистрированные преступления по отдельным видам

темпы прироста (снижения)

к 2014 г., в %

Зарегистрировано преступлений

особо тяжкие

менее тяжкие

Из общего числа зарегистрированных преступлений:

убийство и покушение на убийство

умышленное причинение тяжкого телесного повреждения

изнасилование и покушение
на изнасилование

из квартир и частных домов

вымогательство

хулиганство

взяточничество

мошенничество

хищение путем злоупотребления служебными полномочиями

хищение путем присвоения
либо растраты

злоупотребление властью или
служебными полномочиями

служебный подлог

преступления, связанные
с наркотиками

незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ,
их прекурсоров и аналогов

в том числе с целью сбыта

В республике в 2015 году зарегистрировано 2 894 преступления против порядка осуществления экономической деятельности, что на 14,8% больше, чем в 2014 году, из них особо тяжких – 15 преступлений (в 3,8 раза больше).

В 2015 году предварительное расследование окончено по 66,6 тыс. преступлениям, что на 5,5% больше, чем в 2014 году.

Преступления, предварительное расследование по которым окончено

темпы прироста (снижения)

Преступления, предварительное
расследование по которым окончено

из них совершены:

несовершеннолетними и при их участии

лицами, имеющими судимость

не работавшими, не учившимися

группой лиц

в состоянии алкогольного опьянения

в состоянии наркотического опьянения

По уголовным делам, расследование по которым окончено, в 2015 году выявлено 53,1 тыс. лиц, совершивших преступления.

Лица, совершившие преступления

темпы прироста (снижения)

Выявлено лиц, совершивших преступления

несовершеннолетние

не работавшие, не учившиеся

лица, имеющие судимость

лица, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения

лица, находившиеся в состоянии наркотического опьянения

К уголовной ответственности привлечено более 45 тыс. человек, или 84,9% от общего числа выявленных лиц, совершивших преступления (в 2014 году – 41,6 тыс. человек, или 83,2%).

На 1 января 2016 г. в местах лишения свободы содержалось 33,3 тыс. человек, что на 11,9% больше, чем на соответствующую дату 2015 года, в том числе в исправительных колониях для взрослых – 25,7 тыс. человек (на 12,2% больше), воспитательной колонии для несовершеннолетних – 231 человек (на 35,9% больше), СИЗО – 6,9 тыс. человек (на 11,8% больше), тюрьмах – 555 человек (на 5,8% меньше).

В республике в 2015 году органами внутренних дел зарегистрировано 3 758,8 тыс. административных правонарушений, по которым вынесены постановления о наложении административного взыскания (94,7% к уровню 2014 года). За превышение скорости движения вынесено 1 309,7 тыс. административных взысканий (в 2014 году – 1 632 тыс.), за распитие алкогольных напитков в общественном месте – 349,8 тыс. (в 2014 году – 326,5 тыс.), за мелкое хулиганство – 108,7 тыс. (в 2014 году – 107,5 тыс.). Сумма наложенного штрафа за административные правонарушения в 2015 году составила 1 207,6 млрд. рублей против 1 022,3 млрд. рублей в 2014 году.

СЛОВАРЬ

Фашизм форма открытой диктатуры с опорой на расизм и шовинизм, направленная на искоренение демократии, на установление режима жестокой реакции и на подготовку агрессивных войн.

Сталинизмполитическая система в СССР в конце 1920-х начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и правящей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем над всеми сторонами жизни общества.

Делинквентное поведение антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред, как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Преступление действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности