Аналитическая справка егэ физика. Материал по физике (11 класс) на тему: Анализ МПЭ по физике

Анализ

пробного ЕГЭ по физике

11 класс

МОАУ «СОШ № 23 г.Новотроицка»

Учитель: Сипкова Л.В.

Писали ЕГЭ по физике -2 человека

Справились – 2 человека

Структура КИМ пробного ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 2 частей и включает в себя 32 задания, различающихся формой и уровнем сложности

Часть 1 содержит 24 задания, из которых 9 заданий с выбором и записью номера правильного ответа и 15 заданий с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр.

Часть 2 содержит 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (25–27) и 5 заданий (28–32), для которых необходимо привести развернутый ответ.

В части 1 для обеспечения более доступного восприятия информации задания 1–22 группируются исходя из тематической принадлежности заданий: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика.

В части 2 задания группируются в зависимости от формы представления заданий и в соответствии с тематической принадлежностью.

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

В КИМах контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса физики.

1. Механика (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны).

2. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика).

3. Электродинамика и основы СТО (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, основы СТО).

4. Квантовая физика (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра).

Число участников пробного ЕГЭ по физике 28 февраля 2018 года составило 2 человека.

В целом результаты выполнения экзаменационной работы в 2018 г. оказались для учащихся, обучавшихся по программе базового уровня низкие.

    В процессе преподавания курса физики и проведении тематического контроля знаний необходимо шире использовать тестовые задания, учитывать необходимость контроля не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но и, проверки овладения учащимися основными умениями;

    Не стоит забывать и о тех вопросах курса физики основной школы, которые являются частью тематических разделов курса средней школы, но, как правило, не повторяются в учебно-методических материалах для старших классов. В начале изучения каждой из тем в 10-11 классах необходимо чётко выявлять степень усвоения тех опорных знаний по данной теме, которые должны были быть усвоены в основной школе. Самым оптимальным для этого является проведение стартового контроля, по результатам которого в каждом конкретном классе корректируется план изучения темы и ликвидируются пробелы;

    Проводить пробные репетиционные экзамены по физике с последующим подробным поэлементным анализом и отработкой пробелов в знаниях учащихся 11 класса.

набранных


Анализ допущенных ошибок:

Проверяемые элементы

Количество учащихся, выполнивших задания

ЧАСТЬ №1

Равном.прямол.дв-е, равноуск.прямолин.дв-е,

Законы Ньютона,з-н всемирного тяготения,з-н Гука,с

З-н сохр.имп,кинет.и потенц.энергии,работа,мощность,ЗСЭ

Усл-е равновес.тв.тела,з-н Паск,сила Арх,маятн,мех.волны,звук

Механика(объясн.явл-й,интерпретация рез-тов опытов)

Механика ( )

Механика(устан.соответствия м/у графиками,физ.велич,ф-лами)

Связь м/у давл.и ср.кин.эн-ей,абс.темп-ра,ур-е Менд.-Клапейр.,изопр-сы

Работа в ТД, 1 ЗТД, КПД ТД

Отн.влажность воздуха,кол-во теплоты

МКТ,ТД (объясн.явл-й,интерпретация рез-тов опытов)

МКТ,ТД (изменение физ.величин в процессах)

Принцип суперпозиции эл.полей,магн.поле пров.с током,Fa,Fл,пр-ло Ленца

З-н Кулона,конденсатор,сила тока,з-н Ома,послед.и парал.соед

Поток в-ра магн.инф,з-н ЭМИ,колеб.контур,отраж.и преломл.св,линзы

Электродинамика

Электродинамика (изменение физических величин в процессах )

Электродин-ка(установление соотв.м/у гр-ками,физ.велич,ф-лами)

Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра,ядерн.р-ции

Фотоны,линейч.спектры,з-н радиоакт.распада

Квант.физ

Механика-квантовая физика (методы научн.познания)

Механика-квантовая физика

Элементы астрофизики

Часть №2

Механика,молекулярн.физика (расчетная задача)

Молекулярная физика,электродинамика (расчетная задача)

Электродинамика,квантовая физика(расчетная задача)

Механика – квантовая физика (качественная задача )

Не приступали

Механика (расчетная задача

Не приступали

Молекулярная физика (расчетная задача )

Не приступали

Электродинамика (расчетная задача )

Не приступали

Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача )

Не приступали

Слабые знания по темам:

 незнанием формул для изменения импульса тела и механической работы;

 ошибками при извлечении квадратного корня;

 невнимательным прочтением условия

Связь м/у давл.и ср.кин.эн-ей Отн.влажность воздуха,

Напряжённость эл.поля ,ЗСзаряда и массового числа

Малый процент выполнения заданий свидетельствует о непонимании выпускниками основных законов и постулатов, лежащих в основе современной электродинамики и квантовой физики.

Период полураспада

Элементы астрофизики (конфигурации планет), геометрическая оптика, соединение конденсаторов.

Задания, проверяющие умение интерпретировать результаты эксперимента, представленные в виде графика или таблицы, традиционно являются затруднительными для большинства учащихся.


Задачи, которые я ставлю перед собой при подготовке к ЕГЭ

 Воспроизведение в памяти учащихся наиболее важных из изученных законов, формул, алгоритмов.

 Систематизация и обобщение приобретенных знаний.

 Раскрытие взаимосвязи между отдельными вопросами и целыми разделами курса.

 Использование математики для решения задач.

План повторения при подготовке учащихся к ЕГЭ

    Повторение теоретического материала.

    Тренировка умения подбирать опорные знания при выполнении заданий

    Тренировка в решении задач базового уровня с последующим разбором.

При подготовке к экзамену обращаю внимание на повторение особенностей явлений:
        • тепловое расширение,
        • броуновское движение,
        • диффузия,
        • свойства паров,
        • электростатическая индукция
        • электромагнитная индукция,
        • преломление света,
        • дисперсия света,
        • явление фотоэффекта.
При подготовке к экзамену обращаю внимание на умения:
          • запись показаний приборов при измерении физических величин (амперметр, вольтметр, мензурка, термометр, гигрометр);
          • правильное включение в электрическую цепь электроизмерительных приборов;
          • запись результатов вычисления физической величины с учетом необходимых округлений (по заданной абсолютной погрешности);
          • выбор физических величин, необходимых для проведения косвенных измерений;
          • определение параметра по графику, отражающему экспериментальную зависимость физических величин (с учетом абсолютных погрешностей);
          • определение возможности сравнения результатов измерения двух величин, выраженных в разных единицах ;
          • построение графика по экспериментальным данным (с учетом абсолютных погрешностей измерений);
          • анализ результатов опыта, представленного в виде графика или таблицы и формулировка вывода;
          • расчет параметра физического процесса по результатам опыта, представленного в виде таблицы;
          • анализ применимости физических моделей.

Я выделяю факторы, которые обусловили удовлетворительный результат пробного экзамена по физике в нашей школе:

1. Многие ошибки выпускников обусловлены неотработанностью элементарных математических умений, связанных с преобразованием математических выражений, действиями со степенями, чтением графиков и др.

2. КИМы пробного ЕГЭ по физике сделаны на основе федерального компонента образовательного стандарта профильного уровня. Профильный уровень обучения предполагает обучение физике в формате 5 часов в неделю. Базовый уровень обучения отличается от профильного в 2,5 раза – 2 часа физики в неделю. При этом образовательные стандарты базового уровня подразумевают общекультурную подготовку школьников, формирование общих представлений о методологии науки. Среди требований к уровню подготовки выпускника в стандарте базового уровня отсутствует позиция, связанная с формированием умений решать физические задачи. Структура контрольно-измерительных материалов такова, что отличник, изучивший физику на базовом уровне, должен справиться в идеале с 10 заданиями части 1 и двумя заданиями части 2, т. е. заработать максимум 24 первичных балла из 50 возможных. В этом учебном году у меня не было дополнительных часов по подготовке к ЕГЭ, т.к. данный класс является по профилю социально-гуманитарным. Однако никакие элективные курсы и факультативы не могут заменить профильный систематический курс по предмету. Таким образом, участники пробного экзамена 2018года изучали физику на базовом уровне.

3.Самый низкий результат показан при выполнении заданий, где использована модель задания (предложено описать проведение опыта по наблюдению зависимости физических величин) Многие из заданий базового уровня, вызвавшие затруднения, являются абсолютно стандартными, традиционными, присутствуют во всех школьных задачниках, неоднократно решались при подготовке к ЕГЭ. Проблемы с их выполнением однозначно свидетельствуют о недостаточной подготовке выпускников к экзамену по физике.

Субъективные причины, которые повлияли на результат пробного экзамена ЕГЭ 28.02.2018 г.

    В целом не сформировано умение учащихся работать с расчётными заданиями.

    «Пробелы» в знаниях по отдельным темам и разделам учебных программ.

Корректирующие действия:

    Уделять внимание системе итогового повторения и индивидуальным формам работы с учащимися.

    Эффективнее организовывать итоговое повторение.

    Уделять больше внимания проведению в течение года тренировочных и диагностических работ с целью корректировки знаний учащихся, ликвидации пробелов знаний, объективной оценки собственных знаний учащимися.

    Увеличить долю самостоятельной, в том числе практической, работы учащихся.Например, при проведении контрольных работ использовать качественные задачи, при решении которых учащиеся должны представить развернутый логически обоснованный ответ.

    Осуществлять тщательный анализ методических материалов, в которых даются детальные рекомендации по основным вопросам методики обучения.

Таким образом, в ходе проведения пробного экзамена в формате ЕГЭ по физике знания учащихся подтвердились.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются особенности выполнения заданий на едином государственном экзамене по физике в Воронежской области выпускниками 2016 года, приведен анализ содержания одного из вариантов контрольно-измерительных материалов нашего региона. Проводится краткий разбор типичных ошибок при выполнении заданий на экзамене выпускниками Воронежской области.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Единый государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, типичные ошибки.

Количественный состав участников ЕГЭ по физике в Воронежской области в 2016 году - 3953 человек, что составляет 35,97 от общего числа участников и показывает замедление роста в процентном отношении за последние годы: 2015 году - 3806 человек (35,10%), 2014 год - 3824 человек (32,70%), 2013 год - 3759 (29,42%).

Таблица 1 - Динамика результатов ЕГЭ по физике

Средний балл ЕГЭ по физике в 2016 году в Воронежской области - 49,38 (50,02 по РФ), 100 баллов получили 2 участника всего в РФ - 143 человека.

Так как ЕГЭ по физике является выбираемым экзаменом, то процент участия выпускников значительно варьируется. Так, по городскому округу город Воронеж максимальный процент участников экзамена от общего количества выпускников был зафиксирован в Советском районе - 42,39%, минимальный процент - 21,31% в Центральном районе .

Динамика результатов ЕГЭ по физике в Воронежской области за последние 3 года представлена в паблице 1.

Число участников, не перешагнувших минимального порога - 230 человек (5,82%), по РФ процент несколько больше - 6,1%. Пороговое значение по физике в 2016 году было обозначено в 32 тестовых балла.

Участников, получивших больше 81 балла, - 68 человек (1,72%) от общего числа участников по предмету, количество участников с результатом более 81 балла уменьшилось по сравнению с 2015 годом на 80 участников.

В целом показатели сдачи ЕГЭ по физике в Воронежской области с точки зрения соотношения среднего балла за последние три года несколько изменились в сторону уменьшения 54,46 - в 2014 году, 50,71 - в 2015 году, 49,38 - в 2016 году. Незначительное изменение в сторону уменьшения могут быть связаны с существенными изменениями в структуре КИМ.

Средний балл по городскому округу г. Воронеж - 51,27, при этом доля участников, получивших от 81 балла, - 3,01%/

В районах региона максимальный средний балл зафиксирован среди выпускников городского округа г. Нововоронеж - 56,46, Семилукского муниципального района - 50,79 и Новохоперского муниципального района - 50,35 .

В 2016 году каждый вариант экзаменационной работы по физике состоял из двух частей и включал в себя 32 задания, различающихся формой и уровнем сложности. Часть содержала 24 задания, из которых 9 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа, и 15 заданий с кратким ответом в виде числа или последовательности цифр. Часть 2 содержала 8 заданий, объединенных общим видом деятельности - решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом и 5 заданий, для которых необходимо было привести развернутый ответ.

В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня включены в часть 1 работы: 19 заданий, из которых 9 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа, и 10 заданий с кратким ответом в виде последовательности цифр. Минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по физике, устанавливается, исходя из требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня.

Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 экзаменационной работы: 5 заданий с кратким ответом в части 1, 3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики. 4 задания части 2 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы физики и физические модели в измененной или новой ситуации.

Структура КИМ ЕГЭ в 2016 г. оставлена без изменений по сравнению с 2015 г.

Для линий заданий 2-5, 8-10 и 11-16 заявлялся в спецификации 2016 г. расширенный спектр контролируемых элементов содержания.

Для задания 2
принцип суперпозиции сил, законы Ньютона, момент силы, закон сохранения импульса (выделены добавленные в 2016 году проверяемые элементы содержания). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа. Представленное задание 2 проверяет добавленный элемент содержания - момент силы.

Задание 2
Однородный куб опирается одним ребром на пол, другим на вертикальную стену (см. рис. 1). Плечо силы трения относительно оси, проходящей через точку О3 перпендикулярно плоскости рисунка, равно:

1) О;
2) О 2 О 3 ;
3) О 2 В;
4) О 3 В.

Верный ответ: 4.

В данном задании требовалось определить плечо силы через точку, которая не лежит на линии действия силы. Плечом силы относительно некоторой оси называется кратчайшее расстояние от этой оси до линии действия силы. Задание требовало знания и понимания понятия плечо силы .

Для задания 3 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: Закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения, давление, движение по окружности (выделены добавленные в 2016 году проверяемые элементы содержания). Это задание с кратким ответом в виде последовательности цифр.

Задание 3
Определите силу, под действием которой пружина жесткостью 200 Н/м удлинится на 5 см.
Верный ответ: 10 Н.

В данном задании требовалось знание закона Гука, умение перевести единицы измерения длины в систему СИ (систему интернациональную).

Для задания 4 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии. Это задание с кратким ответом в виде последовательности цифр.

Задание 4
Скорость груза массой 0,2 кг равна 3 м/с. Какова кинетическая энергия груза?
Верный ответ: 0,9 Дж.

В данном задании требовалось знание формулы кинетической энергии поступательно движущегося тела.

Для задания 5 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: условие равновесия твердого тела, закон Паскаля , сила Архимеда, математический маятники, механические волны, звук (выделены добавленные в 2016 году проверяемые элементы содержания). Это задание с кратким ответом в виде последовательности цифр.

В данном задании требовалось знание формулы, связывающей частоту и длину звуковой волны.

Для задания 8 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: модели строения газов, жидкостей и твердых тел, диффузия, броуновское движение, модель идеального газа, изопроцессы, насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха . Изменение агрегатных состояний вещества, тепловое равновесие, теплопередача (объяснение явлений). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа. Представленное задание 8 проверяет добавленный элемент содержания - насыщенные и ненасыщенные пары.

Задание 8
При нагревании воды на большой высоте она закипает при более низкой температуре, чем на земной поверхности. Это происходит потому, что:
1) при кипении давление насыщенного пара равно атмосферному давлению, которое убывает с высотой;
2) на воду действует меньшая сила тяжести;
3) при подъеме воды ее внутренняя энергия становится больше, чем на земной поверхности;
4) при меньшем давлении происходит более интенсивное испарение жидкости с ее поверхности.
Верный ответ: 1.

В данном задании требовалось знание того факта, что температура кипения зависит от давления, оказываемого на жидкость. При увеличении атмосферного давления кипение начинается при более высокой температуре, при уменьшении давления - наоборот, так как давление насыщенных паров при кипении в пузырьке воздуха также изменяется.

Для задания 9 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютная температура, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева-Клапейрона , изопроцессы (выделены добавленные в 2016 году проверяемые элементы содержания). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа.

Задание 9
Зависимость давления р от объёма V для фиксированного количества идеального газа при постоянной температуре представлена на графике (см. рис. 2).


Рис 2
Верный ответ: 3.

В данном задании требовалось знание изопро- цессов и графиков изопроцессов. Изотермическим называется процесс при постоянной температуре. Согласно закону Бойля-Мариотта, для идеального газа при изотермическом процессе выполняется равенство PV = const и линия, изображающая этот процесс на диаграмме pV, является гиперболой. Подобным свойством обладает график 3.

Для задания 10 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: относительная влажность воздуха, количество теплоты, работа в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины (выделены добавленные в 2016 году проверяемые элементы содержания). Это задание с кратким ответом в виде последовательности цифр. Представленное задание 10 проверяет добавленный элемент содержания - первый закон термодинамики.

Задание 10
На рисунке 3 показан график изменения состояния постоянной массы одноатомного идеального газа. В этом процессе газ получил количество теплоты, равное 3 кДж. На сколько в результате увеличилась его внутренняя энергия?
Верный ответ: на 3 кДж.

В данном задании требовалось знание первого начала термодинамики. Из графика видно, что процесс является изохорическим. Поскольку объем газа не изменялся - газ не совершал работы. Следовательно, согласно первому началу термодинамики, увеличение внутренней энергии газа равно полученному газом количеству теплоты.

Для задания 11 базового, повышенного уровней сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: MKT, термодинамика (изменение физических величин в процессах). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа (выбор соответствия).

Задание 11

При исследовании изопроцесов использовался закрытый сосуд переменного объема, заполненный разреженным криптоном и соединенный с манометром. Объем сосуда медленно уменьшают, сохраняя температуру криптона в нем неизменной. Как изменяются при этом давление криптона в сосуде и его внутренняя энергия?

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличивается;
2) уменьшается;
3) не изменяется.
Верный ответ:
давление криптона сосуде - 1;
внутренняя энергия - 3.

В данном задании требовались знания закона Бойля-Мариотта и формулы внутренней энергии идеального газа. Изотермическим называется процесс при постоянной температуре. Следовательно, температура газа останется неизменной, а так как масса газа не изменяется, то и внутренняя энергия тоже не изменяется (внутренняя энергия - 3). Поскольку газ сжимают в сосуде, его объем уменьшается. Криптон представлен как разряженный газ, поэтому его можно считать идеальным. При изотермическом процессе, согласно закону Бойля-Мариотта, величина pV остается постоянной. Таким образом, заключаем, что при изотермическом сжатии криптона в сосуде его давление увеличивается - 1.

Для задания 12 повышенного, базового уровней сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: MKT, термодинамика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и формулами). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа (выбор соответствия).

Задание 12
Аргон помещают в открытый сверху сосуд под легкий подвижный поршень и начинают охлаждать. Давление воздуха, окружающего сосуд, равно 105 начальный объем газа 9 литров, начальная температура - 450 К. Масса газа в сосуде остается неизменной. Трением между поршнем и стенками сосуда пренебречь. Установите соответствие между физическими величинами, характеризующими аргон, и формулами, выражающими их зависимость от абсолютной температуры Т газа в условиях данной задачи. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Верный ответ:

Объем газа - 3;
- внутренняя энергия - 1.

В данном задании требовались знания закона Гей-Люссака и формулы внутренней энергии идеального газа, а также умение переводить литры в кубические метры. Изобарным называется процесс при постоянном давлении. Поскольку газ охлаждают в сосуде, его объем уменьшается. При изобарном процессе, согласно закону Гей-Люссака, величина V/T остается постоянной. Таким образом, заключаем, что при изобарном охлаждении аргона в сосуде его объему соответствует зависимость 3). Следовательно, при уменьшении температуры аргона уменьшается и его объем. И при неизменной массе газа внутренняя энергия тоже уменьшается пропорционально уменьшению объема газа (внутренняя энергия - 1).

Для задания 13 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: электризация тел, проводники и диэлектрики в электрическом поле, конденсатор, условия существования электрического тока, носители электрических зарядов, опыт Эрстеда , явление электромагнитной индукции, правило Ленца , интерференция света, дифракция и дисперсия света (объяснение явлений) (выделены добавленные в 2016 году проверяемые элементы содержания). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа.

Задание 13
К двум одинаковым легким металлическим шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят снизу отрицательно заряженную широкую пластинку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке 4 (пунктирными линиями указано первоначальное положение нитей). Каковы знаки зарядов шариков?

Варианты ответов.
1) оба шарика заряжены отрицательно;
2) первый шарик заряжен отрицательно, а второй - положительно;
3) первый шарик заряжен положительно, а второй - отрицательно;
4) оба шарика заряжены положительно.

Верный ответ: 3

В данном задании требовалось знание взаимодействия разноименных зарядов и принципа суперпозиции полей.

Для задания 14 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа.

Задание 14

Электрическая цепь, состоящая из четырех прямолинейных горизонтальных проводников (1-2, 2-3, 3-4, 4-1) и источника постоянного тока, находится в однородном магнитном поле, вектор магнитной индукции которого направлен горизонтально вправо (см. рисунок 5, вид сверху). Куда направлена вызванная этим полем сила Ампера, действующая на проводник 3-4?

Варианты ответов:
1) от наблюдателя, перпендикулярно плоскости рисунка;
2) к наблюдателю, перпендикулярно плоскости рисунка;
3) горизонтально вправо;
4) горизонтально влево.

Верный ответ: 1.

В данном задании требовались знания правила левой руки, а также необходимо было понимать, как направлен электрический ток в представленной цепи.

Для задания 15 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: закон Кулона, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля — с кратким ответом в виде последовательности цифр.

Задание 15
Два неподвижных точечных электрических заряда действуют друг на друга с силами 16 нН. Какими станут силы взаимодействия между ними, если, не меняя расстояния между зарядами, увеличить модуль каждого из них в 4 раза?

Верный ответ : 256 нН.

В данном задании требовалось знание формулы закона Кулона.

Для задания 16 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: поток вектора магнитной индукции , закон электромагнитной индукции Фарадея, индуктивность, энергия магнитного поля катушки с током , колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе. Это задание с кратким ответом в виде последовательности цифр. Представленное задание 16 проверяет добавленный элемент содержания - энергия магнитного поля катушки с током.

Задание 16
Определите энергию магнитного поля катушки индуктивностью 2*10"4 Гн при силе тока в ней 3 А.

Верный ответ : 0,9 мДж.

В данном задании требовалось знание формулы энергии магнитного поля катушки с током.
Анализ заданий 2-5, 8-10 и 11-16, в которых заявлялись расширенные контролируемые элементы содержания, показывает, что в КИМ ЕГЭ по физике, использованных в Воронежской области в 2016 г., по сравнению с предыдущим годом в КИМ ЕГЭ 2015 г. по физике, расширенные контролируемые элементы содержания появились всего в 4 заданиях: 2, 8, 10, 16. Все остальные задания представляли контролируемые элементы содержания, аналогичные КИМ 2015 г.

Приведем анализ выполнения отдельных заданий, вызвавших наибольшее затруднение у участников ЕГЭ по физике. Основные проблемы при выполнении ЕГЭ по физике в Воронежской области вызывает реализация умения применять полученные знания для решения физических задач. Это задания 28-29. Анализ проводился на основе открытого ФИПИ варианта КИМ 428.

Задание 28 (Качественная задача)
Качественная задача, это задача, в которой решение представляет собой логически выстроенное объяснение с опорой на физические законы и закономерности. Невысокий процент выполнения задания на 3 балла связан с тем, что в 2016, так же как и в прошлом 2015 году внесены правки в описание ответов на 2 и 1 балла в сторону «строгости» оценивания: решение, оцениваемое 2 баллами, обязательно предполагает правильный ответ и объяснение . В объяснении допускается целый ряд недостатков:
- в объяснении не указано или не используется одно из физических явлений, свойств, определений или один из законов (формул), необходимых для полного верного объяснения;
- указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но в них содержится один логический недочёт;
- имеются лишние записи (рассуждения, которые не относятся к решению задачи) и отсутствие указания на одно из используемых явлений или закономерность.

К самым распространённым ошибкам при выполнении качественной задачи в соответствии с критериями оценивания мы отнесем следующие моменты:

1. Экзаменуемые не дают непосредственно правильного ответа.
Как правило, всегда задания 28 содержат требование к формулировке ответа — «Как изменится... (показание прибора, физическая величина)», «Опишите движение...» или «Постройте график...» и т.п.

Задание 28 варианта 428 по теме «Фотоэффект». Традиционно трудная для выпускников тема на правильное применение трех законов фотоэффекта, что и объясняет очень маленький процент выполнения (1 балл - 16%, 2 балла - 2%, 3 балла - 0,5%).

В опыте по изучению фотоэффекта катод освещается жёлтым светом, в результате чего в цепи возникает ток (рис. 6). Зависимость показаний амперметра I от напряжения U между анодом и катодом приведена на рис. 7. Используя законы, фотоэффекта и предполагая, что отношение числа фотоэлектронов к числу поглощённых фотонов не зависит от частоты света, объясните, как изменится представленная зависимость I(U), если освещать катод зелёным светом, оставив мощность поглощённого катодом света неизменной.

Отвечая на вопрос задания: «Как изменились физические величины, характеризующие процесс
или показания приборов?», экзаменуемые могут приводить объяснения с опорой на необходимые физические закономерности или явления, а также указывать используемые при объяснении явлений закономерности, но сам ответ на поставленный вопрос не представить.

2. Не выполняются требования к полноте ответа.
Задания 28 содержат требование привести развернутый ответ с обоснованием. «Объясните... указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано» или «...Поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения».
Экзаменуемые могут приводить рассуждения, не назвав одно или несколько физических явлений даже при указании впоследствии правильного ответа.

3. Результаты проверок экспертами показали, что экзаменуемые плохо умеют приводить логически связный ответ , корректно использовать физические термины и физические законы. У многих экзаменуемых очевидна грамматическая и лексическая безграмотность.

Задания 29-32 (расчетные задачи)
Расчетные задач высокого уровня сложности предполагают анализ всех этапов решения. Здесь используются измененные ситуации, в которых необходимо оперировать несколько большим, чем в типовых задачах, числом законов и формул, вводить дополнительные обоснования в решение или анализировать совершенно новые ситуации, которые не встречались ранее в учебной литературе и предполагают серьезный аналк цессов и самостоятельный выбор физической модели для решения задачи.

Недавнее введение формул в кодификатор связано в первую очередь с особенностями оценивания расчетных задач с развернутым ответом. Полное правильное решение таких задач предполагает запись всех физических законов и формул, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом.

Задача 29 428 варианта по теме «Статика» считается традиционно трудной для выпускников школ, серьезное изучение данной темы происходит лишь в профильных классах. Отсюда небольшой процент выполнения на 3 балла (1 балл - 11%, 2 балла - 0,9%, 3 балла - 0,7%).

Тонкий однородный стержень АВ шарнирно закреплён в точке А и удерживается горизонтальной нитью ВС (см. рис. 8). Трение в шарнире пренебрежимо мало. Масса стержня т = 1 кг, угол его наклона к горизонту а = 45°. Найдите модуль силы F, действующей на стержень со стороны шарнира. Сделайте рисунок, на котором укажите все силы, действующие на стержень.

Большинство участников, приступивших к ее решению, неверно указывали направление силы, действующей на стрежень со стороны шарнира, - вдоль стержня.

Задача 30 428 варианта по теме «Внутренняя энергия» показала «традиционный» процент выполнения задач по молекулярной физике и термодинамике. Представлена «классическая» задача на установление равновесного состояния в теплоизолированном сосуде (1 балл - 18%, 2 балла - 2%, 3 балла - 3%).

Два одинаковых теплоизолированных сосуда соединены короткой трубкой с краном. Объём каждого сосуда V =1 м 3 . В первом сосуде находится v1 = 1 моль гелия при температуре Т 1 = 400 К; во втором - v 2 = 3 моль аргона при температуре Т 2 . Кран открывают. После установления равновесного состояния давление в сосудах р = 5,4 кПа. Определите первоначальную температуру аргона Т 2 .

Задача 31 428 варианта по теме «Движение частиц в электрических полях» показала, что геометрия приведенного в задаче дугообразного конденсатора привела к очень распространённой ошибке: многие экзаменуемые ошибочно полагали, что в задаче идет речь о силе Лоренца, а не о силе Кулона из-за траектории движения частиц, так как движение происходило по дуге определенного радиуса (1 балл - 3%, 2 балла - 5%, 3 балла - 7%).


На рисунке 9 показана схема устройства для предварительного отбора заряженных частиц для последующего детального исследования. Устройство представляет собой конденсатор, пластины которого изогнуты дугой радиусом R ~ 50 см. Предположим, что в промежуток между обкладками конденсатора из источника заряженных частиц (и.ч.) влетают ионы, как показано на рисунке. Напряжённость электрического поля в конденсаторе по модулю равна 5 кВ/м. Скорость ионов равна 105 м/с. При каком значении отношения заряда к массе ионы пролетят сквозь конденсатор, не коснувшись его пластин? Считать, что расстояние между обкладками конденсатора мало, напряжённость электрического поля в конденсаторе всюду одинакова по модулю, а вне конденсатора электрическое поле отсутствует. Влиянием силы тяжести пренебречь.

Задача 32 428 варианта по теме «Колебательный контур» также показала неплохой процент приступивших к задаче, но справиться с задачей полностью смогла только пятая часть от приступивших (1 балл - 10%, 2 балла - 3%, 3 балла - 2%). Данная тема также достаточно подробно изучается только в профильных классах. Наличие источника постоянного тока в колебательном контуре для учащихся представляет определенные затруднения с точки зрения понимая физических процессов, протекающих в такой системе.

В электрической цепи, показанной на рисунке 10, ключ К длительное время замкнут, е = 6 В, г = 2 Ом, L = 1 мГн. В момент t = 0 ключ К размыкают. Амплитуда напряжения на конденсаторе в ходе возникших в контуре электромагнитных колебаний равна ЭДС источника. В какой момент времени напряжение на конденсаторе в первый раз достигнет значения s? Сопротивлением проводов и активным сопротивлением катушки индуктивности пренебречь.

К самым распространённым ошибкам при выполнении расчетных задач в соответствии с критериями оценивания мы отнесем следующие моменты:

1. Не описаны физические величины.
В критериях оценивания расчетных задач указано, что должны быть «описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений величин, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов)». Таким образом, если участник экзамена записал «Дано» в традиционных обозначениях физических величин, которые указаны в кодификаторе, то других дополнительных пояснений не требуется. Словесные пояснения необходимы только в тех случаях, когда в ходе решения появляется новая физическая величина (например, параметр, не указанный в условии). Чаще всего эксперты сталкиваются с частичным «неописанием» физических величин: имеется грамотно записанное «Дано», но промежуточные вновь вводимые величины не описаны.

Также встречаются случаи использования одной буквы при обозначении разных величин. Например, все имеющиеся в задаче массы экзаменуемый обозначает одной буквой т.

2. Отмеченные на рисунке, схеме, графике и т.п. обозначения не соответствуют решению.
Отмеченные на рисунке, схеме, графике и т.п. обозначения не соответствуют тезуются в формулах или в решении. В ходе решения появляются строчные буквы, в противовес обозначенных на рисунке заглавных (например, длины нитей или высоты), исчезают или напротив появляются новые индексы у физических величин. Данную ошибку можно отнести к небрежности при решении задач, часто она не позволяет поставить полный балл при оценивании работы экзаменуемого.

3. Ошибочные записи законов и физических формул.
Ошибочная запись закона сохранения энергии, импульса и т.п. Достаточно распространена ошибка в написании проекций физических величин при записи законов в проекции на оси координат. Пропуск числового коэффициента в формуле.

4. Формула ошибочно записывается как исходная.
Экзаменуемые неверно определяют физическое явление или процесс, или неверно определяют физическую модель в решаемой задаче, что приводит к неправильным записям физических закономерностей.

5. Неправильно выполнены математические преобразования.
При выполнении заданий с развернутым ответом даже при правильной записи всех физических закономерностей учащиеся не могут выразить необходимую физическую величину, или происходит необоснованное «переобозначение» величин в ходе решения задачи. Это может быть связно:
а) со слабой математической базой и подготовкой;
б) недостаточно развитыми навыками решения расчетных задач.

Многие ошибки выпускников связаны с математическими «неумениями»: преобразование математических выражений, действия со степенями, чтение графиков и др.

6. Запись ответа без указания единиц измерения физических величин.
Анализ выполнения заданий позволяет сделать ряд рекомендаций по изучению курса физики.
При изучении механики необходимо обратить внимание на класс задач по теме «Статика». Затруднения при выполнении экзаменационной работы возникают при решении всех задач такого типа. Необходимо при обучении сначала в целом разобрать физическую ситуацию в задачи в самом общем случае, обсудив все условия равновесия твердого тела. А лишь затем разбирать частные случаи таких задач. Подобные задачи, несомненно, должны предварять подготовку в решении разнообразных задач по динамике, особенно на наклонную плоскость и блоки, а также движение связанных тел.

При решении задач по молекулярной физике акцент необходимо делать на применение первого закона термодинамики к изопроцессам.

В электродинамике следует уделить больше внимания решению задач на правило Ленца, правило левой руки.

Для обучающихся со средним уровнем подготовки (большинство сдающих экзамен по физике в Воронежской области) неудачи при решении задач по- прежнему связаны с низким уровнем математической подготовки. В процессе подготовки к экзаменам таким учащимся, несомненно, будет полезным сделать акцент на решении задач в «общем виде».

Решение любых задач, от базового до повышенного уровня сложности, стоит начинать с анализа условия, письменной записи условия задачи, обоснования выбора законов и формул и требовать от учащихся доведение задачи до числового ответа.

В целях совершенствования организации и методики преподавания физики в Воронежской области мы рекомендуем:

1. Использовать учителям физики в текущей работе те подходы к оцениванию расчётных задач, которые применяются экспертами при проверке заданий с развёрнутым ответом. Решение задач 2932 оценивается по единым обобщённым критериям, опубликованным к началу каждого учебного года. Эксперты часто сталкиваются с работами, где присутствует «Дано», но нет хода решения. Экзаменуемые не записывают частично верное решение, потому что в школьной практике учитель оценивает только полностью решённые задачи. На наш взгляд, важным этапом подготовки ученика к экзамену может стать знакомство как учителей, так и учащихся с критериями оценивания предстоящего экзамена.

2. Применять в работе с учащимися не только традиционные задачники, рекомендованные к использованию в учебном процессе в школе, но и пособия с для подготовки к ЕГЭ за последние три года.

3. Совершенствовать математическую подготовку учащихся и на уроках физики.

4. Предложить образовательным организациям, учащиеся которых будут сдавать ЕГЭ по физике, проводить промежуточный мониторинг готовности выпускников 2-3 раза в год с целью выявления проблемных тем и умений для конкретных учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Статистико-аналитический отчет о результатах ЕГЭ в Воронежской области (Физика). Сборник статистических и аналитических материалов [Текст] / под общ. ред. О.Н. Мосолова, С.Е. Ландсберга. — Воронеж: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, 2016 — 48 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Аналитическая справка заместителя директора по УВР

На ЕГЭ по физике в текущем учебном году было заявлено 7 выпускников (41% списочного состава), все явились на экзамен и успешно его сдали. Получены следующие результаты:

успеваемость – 100%

средний первичный балл – 22

средний тестовый балл – 51, что соответствует результатам по РФ.

При проходном минимальном балле, определённом Рособрнадзором – 36, минимальный результат у А.(41), лучший – у Х.(69).

Выполнение заданий ЕГЭ выявило уровень предметной подготовки учащихся. За верный ответ на задания 1-5, 8-10, 13-16, 19-21, 22-23,25-27ставилось по 1 баллу. Задания 6,7,11,12,18,22,24 оценивались 0-2 баллами.

В таблице представлены результаты учащихся по выполнению заданий 1-27:

Всего баллов

выполнили

% выполнивших

Анализ выполнения заданий 1-27 показал, что учащиеся плохо справились с заданием 4 (расчёт энергии), 15 (законы постоянного тока), 25 (закон сохранения импульса и энергии), 27 (электромагнетизм).

Хорошо справились с заданиями по темам «Механика», «Электрические колебания», « Оптика», « Ядерная физика». Выполнение заданий 1-27 наглядно представлено на диаграмме:

Задания 28-32 повышенного уровня предполагали решение комбинированных задач и оценивались 0-3 баллами. Результаты представлены в таблице:

Ф.И. учащихся

выполнили в той или иной мере

% выполнивших в той или иной мере

100% сдали ЕГЭ

Выполнение заданий 28-32 наглядно представлено на диаграмме:

Учащиеся слабо справились с заданиями данного типа.

В целом учителем К., администрацией гимназии проделана большая работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по физике в течение всего учебного года: проводились дополнительные занятия, консультации, пробные тестирования.