Звук и буква а задания на листе. Занятие Знакомство со звуком и буквой. Самостоятельная работа «Найди и обведи»

Обучение грамоте

30 урок

Тема: Буква Аа

Цель: Познакомить детей со звуком [а], буквами А а, и их употреблением в речи.

Задачи:

Учить выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический образ этих букв.

Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

Воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

Ход урока

1.Организационный момент

Важнее нет науки!

Совсем не знает скуки.

2. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. Слайд 1

В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, её зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

3. Повторение

На какие две группы можно разделить звуки (буквы)? (Гласные и согласные)

Как отличить гласный от согласного?

Как вы думаете, кому живётся легче, гласным или согласным?

Конечно, гласным. Они свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Гласные звуки очень музыкальные.

4. Работа по теме

Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Анна. Скажем хором имя Феи.

Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а])

Анна предлагает нам спеть этот звук на мотив любой знакомой детской песенки. (Дети поют.)

Работа с букварём

Определите, с какого звука начинается слово АЗБУКА?

Какой это звук: согласный или гласный? Докажите.

Правильно, ребята. Звук [а]- гласный. Гласные звуки поселились в нашем Красном замке.

Слайд 2

Что это? (Это глобус)

Это модель нашей Земли. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты.

Вы хотите быть путешественниками?

Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука [а]. Вот - Америка. Есть Южная и Северная Америка. А сейчас мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолёте сделаем перелёт на Южный полюс холода. Это - Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где ещё жарко? (В Африке)

Повторите, где мы с вами побывали?

Ребята, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы.

Физминутка

Звук [а] обозначается буквой А. (Вывешиваю картинку)

На что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Буква А очень важная, с неё начинается русский алфавит.

Встаньте те ребята, чьи имена начинаются с изучаемой буквы.

Рассмотрите печатные и письменные буквы. (в алфавите и прописи)

Где вы можете встретить печатные буквы? А письменные?

Сколько вы видите печатных букв? Письменных?

Почему письменных букв по две? (заглавные и строчные)

Для чего нужны заглавные буквы? Строчные?

С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, озёр, деревень и др. Об этом мы ещё будем говорить на уроках.

Где всегда пишутся заглавные буквы в слове? (В начале слова)

Можно ли их "встретить" в середине или в конце слов? Почему?

5.Работа в прописи

Ребята, назовите, что изображено на рисунке? (Ананас, арбуз, астра)

С какого звука они начинаются? (все слова начинаются со звука [А])

Как вы думаете, какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)

Давайте сделаем звукобуквенный анализ слов: ананас, арбуз и астра. Выделим гласный звук А.

Какой цветом карандаш мы возьмем? (красный)

Почему? (потому что гласный звук, обозначается красным цветом)

А теперь давайте же узнаем, из каких элементов состоят заглавная и строчная буква Аа. Слайд 3

Слайд 4

Ребята, сейчас внимательно рассмотрите строчную букву «а». Скажите из скольки элементов, она состоит? (2)

Назовите эти элементы? (овал и короткая наклонная с закруглением снизу)

А теперь посмотрите, как пишется строчная буква. При написании овала обратите внимание, чтобы овал имел округлую и замкнутую форму.

Пальчиковая гимнастика

Стихотворение про тетрадь

(прописываем в воздухе, а затем в прописях (1 строка)

Слайд 5

А теперь рассмотрите заглавную букву. Из каких элементов состоит буква? (Высокая наклонная с закруглением снизу)

Внимательно посмотрите, как пишется заглавная буква. При написании буквы обратите внимание на наклон.

(прописываем в воздухе, а затем в прописях (3 строка)

Теперь будьте внимательны, мы напишем соединение заглавной и строчной буквы Аа.

6.Итог урока

С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

Какой звук она обозначает?

Охарактеризуйте звук и буква А? (гласная, тянется и поется)

Дома: с.4 написать

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района

Санкт-Петербурга

Урок на тему

«Звук и буква А»

Подготовила воспитатель

Гребнева Татьяна Валерьевна

Санкт-Петербург 2014г.

Цель : Познакомить с понятиями «звук» и «буква», формировать умение выделять звук [А] из речи, познакомить с буквой А. Задачи :
    закрепление понятия «гласный звук»; знакомство со звуком [А]; упражнения в выделении звука [А] из ряда звуков, слогов, слов; упражнения в определении места звука в слове; развитие фонематического слуха, внимания; развитие мелкой моторики пальцев рук; закрепление графического образа буквы А.
Материалы и оборудование : зеркало, ноутбук, экран, счетные палочки, бобы фасоли, тетради в крупную клетку, карандаши, картинки на слова со звуком [А]:в начале, середине, конце слова. Предварительная работа: знакомство с предложением, знакомство с гласными и согласными звуками, дидактические игры: « живое предложение», «живое слово». Ход занятия: - Ребята, давайте вспомним правило, что такое звук? Дети : звуки мы слышим и произносим. -Какие бывают звуки? Дети : гласные и согласные. -Почему звуки называются гласными? Дети : они произносятся голосом, воздух проходит свободно, их можно петь и тянуть. -Молодцы, ребята. Действительно, когда мы говорим, то произносим и слышим звуки. Это устная речь. Есть ещё письменная речь, это когда мы видим и пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков. -Отгадайте загадку: К нам приехали с бахчи Полосатые мячи. Дети : Арбузы. -Какой звук слышится вначале слова? Дети : А. -Возьмите зеркало и произнесите перед ним [А] тихо-тихо, а теперь громко. Что вы увидели в зеркале? Где у вас находится язык, что происходит с губами, как проходит воздух? Дети : рот открыт, язык свободно лежит, воздух проходит свободно, ему ничто не мешает. -Значит, это какой звук? Дети : гласный. -Давайте поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук [А]:
    М, И,А,О,А,Н,У,Р,А,Э,А. ма, га, ум, он, ар, ис, ас, ус, на. банка, стол, ваза, дом, горка, аист, астра.
-Молодцы, не ошиблись. -посмотрите, как обозначается звук [А] (слайд 2). Это буква А. Она так и называется: гласная буква А. Из каких элементов состоит буква А? Дети : из трех палочек. -На что похожа буква А? (слайд 3) - Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
- А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
- Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
-Нарисуйте в воздухе пальцем букву А. -Возьмите счетные палочки, составьте из них букву А. Теперь попробуйте из фасоли выложить букву А. -Посмотрите на экран, найдите спрятанные буквы А (слайд 4). Сколько вы нашли букв? Физкультминутка. А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
-Отдохнули? Тогда открывайте тетради, обведите букву А по точкам. Теперь попробуйте самостоятельно напечатать букву А. -Послушайте сказку Г. Юдина «Почему А первая?» и постарайтесь запомнить слова со звуком [А].

Почему буква А первая?

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита? - Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я. - Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? – не унималась Я.
- Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! – сказал твердый знак.

Какие слова вы запомнили? Дети : акула, ангина, арбуз, ананас и т.д. -Посмотрите на экран, нужно найти картинки, в которых звук [А] в начале слова. Вы называйте, я буду нажимать на картинки, посмотрим, что с ними произойдет (слайд 5). -Хорошо справились. А на этом слайде надо найти картинки со звуком [А] в середине слова (слайд 6). -Здесь нужно найти картинки со звуком [А] в конце слова (слайд 7). -И последнее задание: каждую картинку привести в свой домик (слайд8). Вы помните, что обозначает красный квадрат на схеме слова? Дети : гласный звук в начале слова, в середине слова, в конце слова. -Молодцы, ребята, не ошиблись. Сейчас я раздам вам картинки, каждый из вас будет по очереди называть, что на ней изображено и где находится звук [А]: в начале, середине или конце слова. (Картинки по количеству детей). -С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Поиграйте дома с мамами и папами в слова на звук [А], поищите, на что она похожа и нарисуйте.

Используемая литература и интернет - ресурсы:

    Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. Юдин Г. Букварёнок. М.,1980 Маршак С. « Вот два столба наискосок..» Тарлапан Е. «Вот буква вроде шалаша…» Шибаев А. «А-начало алфавита..»

Тема: звук и буква А.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.

Образовательные:
- Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.

Коррекционно-развивающие:
- Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику
- Развивать фонематическое восприятие и представление.
- Формировать звукослоговой анализ и синтез.
- Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений.
- Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза.
- Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами.
- Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности).
- Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.

Коррекционно-воспитательные:
- Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии.
- Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.

Оборудование:
Демонстрационный материал:
ПК, презентация РР.
Раздаточный материал:
Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.

Ход занятия:

1. Организационный момент
Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.

2. Артикуляционная гимнастика
Приготовим наши язычки к работе.

3. Пальцевая гимнастика
Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.

4. Работа в тетради в клеточку
Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.

5. Повторение пройденного
Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.

6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец.
Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.

7. Работа с артикуляционным профилем
Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.

8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах.
Если есть [А] в слове - карточка со знаком +, если нет – со знаком -
Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март.
Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.

9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.

10. Рассказ тетушки Совы о букве А
Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.

11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди)
Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.



12. Физ. пауза о/р
Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту)
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.

13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради).
Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков - красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Знакомство со звуком (а) и буквой А.

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

Оргмомент

Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

- Отгадайте загадки.

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор.... (Айболит)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спеет, все довольны,

Так приятен он на вкус.

А зовут его...(арбуз)

Какой звук вы слышите в этих словах?

Правильно, слышится звук «А».

Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Рот широко открыт.

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Игра «Придумай предложение»

(придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва

Опускаем руки мы.

По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

На что похожа буква А?

Из скольких элементов состоит буква?

Игра «Найди букву А»

Выкладывание буквы из палочек.

Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас - беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!

Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Обучение грамоте

Старшая группа

Тема: «В мире звуков. Звук и буква А».

Цель : способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

Задачи: познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением, формировать умение определять место звука в словах, выделять его из ряда других звуков на слух. познакомить с буквой А, учить писать ее, используя образец;

развивать фонематический слух, внимание, память;

воспитывать интерес к познанию, трудолюбие.

Форма организации : подрупповая, индивидуальная.

Оборудование: кукла,

дудочка, колокольчик, бубен,

Д/и “Буква сломалась”,

иллюстрации – рак, азбука, жираф, луна, платье, аист.

магнитная азбука,

схемы слов для определения места буквы в словах, магниты красного цвета,

магнитофон

аудиозаписи “У жирафа пятнышки”, “Слова на букву А”

Ход деятельности.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия, сюрпризный момент.

Игра “Молчанка”

В гости пришла кукла Аня и принесла игрушки – бубен, колокольчик, дудочку.

слушание звуков вокруг;

с закрытыми глазами:

Раз, два, три четыре, пять –

Начинаем мы молчать

И слушать разные звуки.

Педагог с помощью детей демонстрирует различные звуки.

Вывод звуки бывают разные – громкие, тихие. Звуки мы слышим ушами. Звуки могут издавать не только разные предметы, но и сам человек.

1‘

3. Д/и “Найди одинаковый звук”

Кукла Аня принесла не только игрушки, но и картинки. Ананас, автобус, аист. Какой звук в этих словах одинаковый?

1‘

4. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями – белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

(Рот)

1‘

5. Фонетическая зарядка.

Фонетическая зарядка

– Как мама укачивает малыша?

– Как мы показываем больное горло доктору?

6. Д/и “Поймай звук” (из череды звуков “поймать” 9 хлопнуть в ладоши) только звук А)

7. Характеристика звука А.

8. Д/и “Найди звук “А”

Выбрать только те картинки, в названии которых есть звук А.

3‘

9. Д/и “Найди место звука А”

Работа на магнитной доске на схеме.

рак, азбука, жираф, луна, платье, аист.

2‘

10. Физпауза

“У жирафа пятнышки”

11. Знакомство с буквой А.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

Рассматривание буквы.

На что похожа буква А?

Д/и “Вспомни слова на букву А”

Букву А
За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля -
Реки, горы и поля.
И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?
- Я хочу быть агрономом,
Я смогу и астрономом,
Архитектором, артистом
И еще … аквалангистом!..
А какие вы слова
Знаете на букву А?

Прослушивание аудиозаписи “Слова на букву А”

2‘

12. Рисование буквы на магнитных экранах.

13. Работа в рабочих тетрадях

Найди и обведи букву А.

14. Д/и “Буква сломалась”.

Из отдельных элементов составляем букву.

Рефлексия

Список использованной литературы:

1. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991

2.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000

3.Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008

Разработала педагог дополнительного образования
Золотарева Алла Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Центр развития ребенка – детский сад №169”
г. Воронеж.