В чем плюсы аспирантуры. Для общего развития, получить "легкие" деньги, закосить от армии, отдохнуть. Отсрочка от армии

В аспирантуре, которая является очередным этапом постижения науки, принято выделять несколько этапов обучения. Это время, отведенное на учебу в аспирантуре, надо использовать предельно рационально и разумно, т.е. так, чтобы, чтобы успеть усвоить учебный материал достаточно хорошо и в тоже время достойно защитить диссертацию.


Многие приступают к обучению в аспирантуре сразу по окончании вуза и сразу же сталкиваются с определенными трудностями, свойственными данному периоду обучения. Естественно, что молодые ученые, особенно аспиранты гуманитарных и естественных специальностей часто прибегают к нехитрым рекомендациям, чтобы наиболее эффективно использовать годы учебы с целью расширения и углубления знаний в своей сфере.

Первый год обучения. Обычно после поступления в аспирантуру будущие ученые теряются, не зная, с чего начать обучение. Надо иметь ввиду, что в аспирантуре, как и в вузе, времени будет в обрез и поэтому надо постараться не терять время или тратить его попусту, а сразу приступить к делу. Первым делом обязательно надо посещать занятия по философии и иностранному языку, если такую возможность предоставляет выбранное аспирантом учебное заведение. Это необходимое условие не только для повышения уровня своей эрудиции и общей образованности, но и для успешной подготовки и сдачи экзаменов по упомянутым дисциплинам, чтобы получить ученую степень кандидата наук.

Пройденный курс философии дает аспиранту возможность в дальнейшем углубить свои познания и лучше понимать не только направления современной философии, но и литературу, искусство, политику, устройство общества, особенности духовности разных стран. Изучение иностранного языка окажет незаменимую услугу в прочтении трудов зарубежных авторов по интересующей аспиранта специальности. Чтение этих трудов в оригинале поможет лучше понять изучаемый предмет. Даже при слабом знании иностранного языка чтение источников зарубежной литературы со временем станет проще, ведь вскоре аспирант обязательно обнаружит бесчисленное множество схожих со своим основным языком терминов, конструкций. Легче всего ему будет читать работы, написанные неносителями языка, например, испанцами или китайцами на английском, так как они пишут просто, доступно и понятно, без всяких изощренных фраз и сложных слов. Во многих учебных заведениях преподают также курс психологии и педагогики. Прослушивание вышеупомянутых курсов необходимо как для дальнейшей педагогической практики, так и для углубления своих знаний.

Надо иметь ввиду, что люди с ученой степенью имеют высокий авторитет и считаются в высшей степени интеллигентными. Многие считаются с их мнением, и поэтому аспиранту за годы обучения надо постараться соответствовать такой высокой оценке, чтобы иметь авторитет. Надо учиться, пока есть время, силы и возможности, ведь по окончании аспирантуры молодой ученый теряет этот шанс в основном в силу своей занятости. Потом придется учиться самостоятельно, порой уча при этом других, но получение аспирантом образования уже вряд ли кого заинтересует.

Регулярно посещая занятия, аспирант получит возможность сдать кандидатские экзамены. Но для написания диссертации этого недостаточно. В первый же год обучения надо заняться организацией научного исследования, так как получение кандидатской степени предполагает также написание кандидатской работы. Поэтому, зачислив аспиранта в аспирантуру, университет назначает ему научного руководителя из числа докторов наук или профессоров. Тему кандидатской диссертации утверждает Кафедра или Совет факультета до 31 декабря года поступления. Вместе с научным руководителем аспирант разрабатывает индивидуальный план работы, заполняет титульный лист плана, объяснительную записку относительно выбора темы и заполняет план на первый год обучения. После утверждения плана на заседании кафедры, аспирант находится под чутким вниманием профессора, т.е. научного руководителя, организующего и направляющего научные исследования аспиранта, контролирующего и несущего ответственность за выполнение индивидуального плана.

Правильнее всего постараться сдать экзамены по философии и иностранному языку в конце первого учебного года, ведь потом аспирант вряд ли найдет свободное время, чтобы посвятить его на повторное посещение занятий по этим дисциплинам. К тому же у аспиранта уже не будет большого желания посещать лекции без группы аспирантов, составлявших ему в свое время компанию. Если аспирант захочет сдавать экзамен, то ему надо подать в аспирантуру соответствующее заявление о своем намерении.

Молодые ученые могут и не мечтать о том, чтобы расслабиться, ведь по окончании каждого года обучения они обязаны сделать отчет о проделанной за год работе на заседании кафедры. Для этого им необходимо сдать в аспирантуру уже заранее оформленный и утвержденный отчет.

Для того чтобы отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры, надо предварительно позаботиться о его организации. В аспирантуре никого не будет волновать, по каким внутренним причинам кафедра не смогла провести заседания. (Если учебный год кончается в декабре, то заняться сдачей отчета надо в ноябре. Следовательно, в октябре пройдет заседание кафедры, а заняться организацией его созыва надо в сентябре, т.е. непосредственно после того, как аспирант выйдет из отпуска.)

Второй год обучения в аспирантуре в основном посвящен продолжению проведения соответствующего эксперимента, сбору и первичной обработке данных, а также более глубокому анализу проводимой работы на данном этапе обучения. Промежуточными этапами работы здесь являются исследование, результаты, обсуждение (анализ) результатов, выводы. Лучше проводить оформление и представление каждого промежуточного этапа работы как научную статью.

Такое представление проделанной промежуточной работы впоследствии может помочь аспиранту при написании текста диссертации. Это также может явиться важным опытом в преподнесении полученных при изучении материала данных.

Особенностью второго года обучения является то, что он становится основным как по количеству конференций, где аспирант докладывает свои результаты, так и по количеству его публикаций на основании проделанной работы. Другой особенностью второго года обучения является педагогическая практика, которую проходят аспиранты. Во время педагогической практики они выполняют работу преподавателя на кафедре, что составляет 40-50 учебных часов. Положительный аспект в том, что во второй половине второго года обучения аспирант благодаря практике, легче сдаст кандидатский экзамен по специальности. Конец второго года предполагает завершение экспериментальной части работы или, в крайнем случае, основной ее части.

Третий год обучения характерен тем, что на данном этапе придется завершить проведение эксперимента, если работы по его завершению не были закончены заранее. Надо также успеть провести окончательную обработку данных, их анализ, после чего сделать выводы. Третий год знаменателен тем, что именно в это время аспирант пишет львиную долю текста своей диссертации. Целесообразнее начало года потратить на завершение написания главы 3 («Результаты исследования»), основательное редактирование текста главы и оформление рисунками, таблицами, схемами. Для написания главы 4 («Обсуждение результатов») придется использовать знания, обретенные в процессе изучения соответствующей литературы по специальности. Цель главы 4 - провести теоретический анализ данных. В главе 1 приводится обзор и/или анализ использованной литературы. Можно приступить к написанию главы 1 намного раньше (летом по окончании второго года, в первый год обучения или одновременно с главами 3 и 4).

Что касается выводов работы, то их необходимо формулировать четко, конкретно, но емко. Они должны логически исходить из результатов исследования. Примерно 5-8 выводов достаточно для кандидатской диссертации, однако, естественно, что количество реальных выводов будет превосходить количество проводимых в диссертации выводов. Следует заметить, что не стоит спешить с формулировкой этой части диссертации, так как окончательный вариант выводов может быть написан только в результате многочисленных изменений в редакции.

Во время написания своей скромной диссертации аспиранту не стоит заботиться о славе ученого, оставившего неизгладимый след в науке. Только время покажет, насколько удачной «путевкой» в научную жизнь стала его кандидатская диссертация.

Часто, когда мы встречаем человека, поступившего в аспирантуру, возникает желание задать ему один единственный вопрос: «Зачем?». Что же заставило человека принять такое решение? Если бы нужно было охарактеризовать аспирантуру тремя словами, то «долго», «бесполезно» и «низкооплачиваемо» идеально бы подошли. Большинство людей не видят никакого смысла в том, чтобы поступать в аспирантуру и посвящать свою жизнь науке, чтобы получить учёную степень. Но есть студенты, которые после окончания ВУЗа, принимают решение пройти еще и аспирантуру. В сегодняшней статье мы поговорим о том, зачем люди поступают в аспирантуру и какие это перед ними открывает возможности.

На самом деле есть масса причин, которые подталкивают людей поступать в аспирантуру. Далее мы отметим четыре основных.

Первая причина

Большая часть студентов поступает в аспирантуру, чтобы в результате добиться получения степени кандидата. Степень кандидата - это заключительный этап учёбы в аспирантуре. Если вы думаете, что в аспирантуру поступают только те, кто сильно любит учиться, то вы ошибаетесь. На самом деле, 90% аспирантов просто нужна соответствующая отметка в резюме, которая станет большим преимуществом при поиске высокооплачиваемой работы. Как показывает практика, кандидаты наук имеют массу бонусов и привилегий. Человек со степенью кандидата может рассчитывать на достойную должность и высокую зарплату. Кроме того, кандидаты наук быстрее поднимаются по служебной лестнице. Если учесть все эти моменты, то поступление в аспирантуру уже не кажется таким бессмысленным.

Но не всё так безоблачно, как может показаться сначала. Достаточно привести один небольшой пример, чтобы опровергнуть все упомянутые выше преимущества. Давайте представим следующую ситуацию: вы стали кандидатом наук в сфере информационных технологий. Согласно действующему законодательству, человек, получивший степень кандидата в этой области, не может рассчитывать на прибавку к окладу больше 30%. К счастью, данное ограничение неактуально для других дисциплин.

Для сравнения, обычный студент четвёртого курса, который учится на факультете информационных технологий и владеет несколькими языками программирования, имеет хорошие шансы трудоустроиться, и получать зарплату более высокую, чем аспирант, который даже на нормальную прибавку не может рассчитывать. Так стоит ли поступать в аспирантуру? Ответ на этот вопрос опять уже не кажется таким однозначным.

Если рассматривать этот вопрос более глобально, то в развитых странах кандидаты наук считаются очень важными людьми и высоко ценятся среди работодателей. Почему-то многие считают, что все кандидаты наук работают в таких крупных корпорациях, как Googleи Microsoft, но это не совсем так. Например, в США обладатели учёной степени более престижной считают работу в научных институтах и исследовательских станциях. Такой подход немного непривычный для нашего менталитета, но он также имеет право на существование.

Вторая причина

В результате проведённых недавно статистических опросов выяснилось, что многие люди поступают в аспирантуру, чтобы продолжить семейную традицию. Зачастую родственники будущих аспирантов уже работают на кафедре, и это дарит им небольшое преимущество при поступлении.

Третья причина

Человек, который прошёл полный курс обучения в аспирантуре, получает на вооружение большой массив теоретических знаний. Но проблема заключается в том, что эти знания никак не закреплены на практике. Получается, что кандидату наук уже в достаточно сознательном возрасте придётся адаптироваться к применению теоретических знаний. В свою очередь, люди, получившие обычный диплом о высшем образовании уже во всю оттачивают своё мастерство и получают за это приличные деньги.

Это вовсе не значит, что теория абсолютно бесполезна. Она так же важна для специалиста, как и практика. Просто теоретические знания всегда должны закрепляться на практике, а аспирантура, к сожалению, не создаёт для этого необходимых условий. Как бы это жёстко не звучало, но аспирантура затормаживает развитие человека на рабочем месте.

Четвёртая причина

Аспирантура - прекрасный вариант для людей, у которых есть масса идей, но они не знают, как их реализовать. В аспирантуре созданы идеальные условия для реализации идей и их дальнейшего продвижения.

Стоит отметить, что для защиты диссертации аспирант должен предоставить все опубликованные работы, которые он написал за время обучения в аспирантуре. Этот пункт является обязательным. Получается, что человек может реализовывать свои идеи, писать об этом, а затем использовать эти статьи в процессе защиты диссертации.

Пятая причина

Некоторые люди поступают в аспирантуру, чтобы иметь возможность заниматься преподавательской деятельностью. Так они могут заработать дополнительные деньги и поднять свой социальный статус. Кроме того, будущий кандидат наук может завести массу новых знакомств и набраться драгоценного опыта, в результате общения с коллегами.

Каждый должен сам решить, стоит ли поступать ему аспирантуру. Важно при этом учитывать не только преимущества, но и очевидные недостатки этой затеи. Надеемся, что наша статья стала полезной для вас, и вы получили ответы на все интересующие вопросы.

Сегодня с одной стороны большинство выпускников школ стремится получить высшее образование. Но перспектива получения диплома сначала бакалавра, а затем магистра, несколько отодвинули перспективу обучения в аспирантуре. Да и раньше аспирантами становились единицы.

Но вместе с тем, на современном этапе развития общества нашему государству необходимы свежие научные решения в сфере модернизации экономики. Именно поэтому надо выяснить, кто же такой аспирант на самом деле и стоит ли им становится.

В переводе с латинского языка «аспирант» — стремящийся к чему-либо. Буквально аспирант – это человек, который стремиться получить новые качественные знания.

В Российской Федерации аспирантов готовят в аспирантурах при вузах и научно-исследовательских учреждениях. В аспирантуру может поступить гражданин Российской Федерации, получивший высшее профессиональное образование с квалификацией специалиста или магистра.

Также поступающему необходимо иметь творческие достижения в науке, подтвержденные документально. Кандидаты должны сдать конкурсные вступительные экзамены по специальности, философии и иностранному языку.

Процесс обучения аспиранта

Во время обучения аспирант готовится к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Пишется диссертация под руководством научного руководителя: доктора наук или профессора.

Образовательная деятельность аспиранта строго регламентирована индивидуальным планом работы, где определены сроки сдачи экзаменов на кандидатский минимум. Обязательными предметами для посещения на первом курсе является английский язык и философия. Также не менее важно участвовать в работе кафедры.

Невыполнение плана грозит отчислением. Только от самого аспиранта зависит получение заветного кандидатского минимума и защита диссертации.

Государственная поддержка

Аспиранты – это молодые ученые, которые выбрали долгий путь совершенствования своих знаний. Именно поэтому Правительством Российской Федерации осуществляется поддержка аспирантов, которые имеют ряд государственных гарантий.

Обучающиеся в аспирантуре по очной форме ежемесячно получают стипендию. Размер ее определен государственными нормативами и дифференцирован в зависимости от результатов промежуточной аттестации и отсутствия задолженности у аспиранта.

Заочникам работодатели должны оплачивать ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 дней, а также один свободный день в неделю для занятий с 50% оплатой.

Дополнительные возможности

Кроме того, органами власти и бизнес-сообществом предусмотрена грантовая поддержка для аспирантов. Грамотно предлагая свои научные идеи, уже можно получить серьезную поддержку на их реализацию. Также у аспирантов есть возможность стажироваться на предприятиях страны и за рубежом.

Необходимо отметить, что во многих вузах решают и жилищные проблемы аспирантов, предоставляя право проживать в общежитиях. Это особенно важно, если у аспиранта уже есть семья.

Таким образом, аспирант – это дипломированный специалист, обучающийся очно или заочно в аспирантуре, где получает подготовку к будущей преподавательской и научно-исследовательской работе. Защита кандидатской диссертации приносит соискателю статус кандидата наук.

У кандидата наук значительные возможности в профессиональной деятельности, получении достойной заработной платы и защите докторской диссертации. Именно поэтому, если человек уверен в своих знаниях, необходимо стремиться стать аспирантом.

Подходит к концу учеба в университете, и в то время, когда одни радуются возможности отдохнуть, другие планируют учиться дальше. Неужели имеет смысл продолжение учебы? Да. Просто те, кто планирует в дальнейшем связать свою деятельность с наукой или получить уникальный опыт самостоятельного исследования и написания проектов, переходят на другую ступень обучения.

Что такое аспирантура?

Это один из видов послевузовского профессионального обучения. Она служит главным этапом при подготовке научных работников и научно-педагогических кадров. Во время обучения в аспирантуре у людей приобретается навык самостоятельной работы с научными исследованиями. Другими словами, эта ступень образования является прекрасной возможностью повысить квалификацию и получить научное звание.

Кто может стать аспирантом?

У желающего стать аспирантом, как правило, уже есть высшее образование, а дальнейшее его обучение в аспирантуре связано с написанием и защитой диссертации на соискание степени кандидата наук. То есть аспирантом может стать человек, у которого имеется квалификация магистра или специалиста, также он должен являться гражданином той страны, в которой планирует пройти обучение. В противном случае прием иностранных граждан осуществляется в соответствии с положением высшего учебного заведения.

Плюсы аспирантуры

Большинство не видят перспектив, которые могут открыться тем, кто получает образование в аспирантуре. Для многих смысл дальнейшей учебы состоит в том, чтобы получить научную степень. Но ее плюсы на этом не заканчиваются:

  1. Это возможность постоянного самосовершенствования. Учеба дается молодым людям гораздо легче, чем представителям старшего поколения. А без постоянного саморазвития достигнуть значительных высот в выбранной деятельности будет непросто.
  2. Занятие научной деятельностью. Ведь даже если аспирант не собирается защищать диссертацию, он может бывать на научных конференциях и выступать на них, что даст бесценный опыт публичных выступлений перед научной публикой.
  3. Возможность заниматься педагогической деятельностью. После того как будет окончена аспирантура, выпускник получает не только специальность, но и возможность преподавания в вузах.
  4. И конечно же, получение степени кандидата наук - но это только в случае защиты диссертации. Это сразу открывает много возможностей. Не считая материальных бонусов, появляется возможность в дальнейшем получить степень доктора наук. А это уже хорошая перспектива карьерного роста в выбранной области.

Минусы аспирантуры

Кроме плюсов имеются еще и минусы в том, чтобы быть аспирантом. Поэтому прежде, чем принять решение учиться дальше, следует учитывать не только положительные моменты:

  1. Это довольно длинный путь к достижению цели. Нужно быть готовым к тому, что придется так же учиться, как и раньше, посещать все занятия и готовиться к защите диссертации, что, несомненно, сложнее, чем курсовая работа.
  2. Проведение семинаров со студентами. Для некоторых это вовсе не является пределом мечтаний, ведь обычные студенты (не проходящие обучение в педагогических вузах) такого не практикуют, потому что их не готовят к дальнейшей преподавательской деятельности.

Формы обучения

Формы получения данного вида образования могут быть следующими:

  • очная;
  • заочная.

Различия между заочной аспирантурой и очной небольшие, но все-таки есть. Конечно, при заочной форме получается возможным совмещать работу и учебу, однако придется заниматься практически всегда самостоятельно.

Теперь читателям уже понятно, что такое аспирантура и почему некоторые так стремятся туда поступить. Главное - это адекватно оценить свои возможности, потому что, несмотря на все красивые слова о самосовершенствовании и научной деятельности, это все требует самодисциплины, целеустремленности и готовности постоянно учиться.

На кого здесь обучают и как поступить в аспирантуру

Поступить в аспирантуру не так сложно, как кажется многим. Если вы хорошо знаете предмет и подготовлены, то сдать вступительные испытания для вас не составит никакого труда. Какие нужны экзамены в аспирантуру:

  1. Специальная дисциплина, которая соответствует программе.
  2. Философия.
  3. Иностранный язык.

Многие начинают теряться в догадках о том, на кого же обучают в аспирантуре. Перечень специальностей аспирантуры имеется в каждом вузе, в котором намерен обучаться будущий аспирант. Совсем не обязательно поступать только по своему направлению - можно выбрать любое, только нужно быть готовым к большему объему информации.

Какие документы нужны для поступления

Чтобы не терять зря время и потом в спешке не искать нужные документы, лучше их подготовить заранее. Как правило, список выглядит так:

  • заявление о приеме на обучение и приложение к нему;
  • рекомендации Ученого совета (если имеются);
  • ваши научные труды и статьи, которые были опубликованы, а если таких нет, нужно написать реферат по нужной специальности;
  • копия диплома о высшем образовании и вкладыша к нему;
  • если поступаете не сразу после вуза, а после работы на предприятии, то нужно будет представить личный лист из отдела кадров;
  • если вы работаете, нужна характеристика с места работы ;
  • 3 фотографии - 3 х 4 и одна размером 4 х 5;
  • тема и обоснование диссертации.

Как проходит обучение

Разобравшись с вопросом о том, что такое аспирантура, взвесив все за и против и решив, что дальнейшее обучение нужно, следует составить примерное представление о том, как построен образовательный процесс.

За каждым аспирантом закрепляется научный руководитель, под чутким руководством которого он работает над диссертацией. Помимо диссертации, у аспиранта имеется и индивидуальный план работы. В нем указываются сроки, когда сдается кандидатский минимум. Также там прописаны даты, когда нужно сдать некоторые части диссертационной работы.

В перечень обязанностей аспиранта входит посещение дополнительных занятий, которые проводятся на первом году обучения. Также аспиранту желательно участвовать в работе кафедры, за которой он закреплен. Если он не выполнит календарный план, то его могут отчислить.

Эффективность аспирантуры в России

Несмотря на то, что в стране достаточное количество университетов, число аспирантов снижается с каждым годом. Это можно объяснить тем, что происходит сокращение бюджетных мест, и не у всех есть возможность платить большие суммы за обучение. Но определенная часть специалистов считает, что недостаточно высокая эффективность связана с человеческим фактором. Под ним подразумевается мотивация аспирантов, их ценности и личностные особенности.

Также не все аспиранты готовы в дальнейшем заниматься научной деятельностью. Одни идут в аспирантуру из-за того, что присвоение ученой степени считается престижным, другие хотят продлить годы студенчества, а для молодых людей приятным бонусом является отсрочка от армии. В обществе по-прежнему продолжают считать, что кандидату наук гораздо проще построить карьеру. Возможно, среди студентов было бы больше желающих продолжать обучение, если бы им объясняли, что такое аспирантура и какие возможности открываются перед теми, кто защитил диссертацию.

Недавно я закончил университет и получил свой красный диплом магистра. Настало время делать выбор, идти в аспирантуру в моем университете или не идти. Привычка искать ответы на цепочку вопросов "Зачем?"-"Что тебе это даст?"-"Зачем тебе нужно то, что тебе это даст?" привела меня в некоторый ступор при размышлении о продолжении обучения в аспирантуре в моем университете. Нужно уточнить, что под собой я понимаю себя, свою семью и свое окружение.

Немного предыстории.

На пятом курсе я нашел возможность ходить на занятия вместе с аспирантами. В результате, к концу пятого курса я выслушал аспирантские курсы по философии, психологии и педагогике, английскому языку, сдал допуск к кандидатскому экзамену по английскому (как соискатель), вчитывался и вдумывался в философию которую преподавали, написал и защитил реферат по работам Хантингтона "Столкновение цивилизаций" и Фукуямы "Конец истории?", получил допуск к кандидатскому по философии, прочитал пару докладов на местном форуме, сьездил на SECR 2008.
На вопросы друзей "Ты идешь в аспирантуру?" я отвечал: "Я делаю шаги к поступлению в аспирантуру, но я еще не имею цели туда попасть, т.к. не определил, зачем мне это нужно". Мне нравились занятия по философии и я реально получал кайф от изучения этого предмета, так же как и от психологии с педагогикой. За этими курсами я бы мог пойти в аспирантуру, но они достались мне и без этого.
Вскоре после защиты диплома, имея на руках все необходимые документы, я сдал кандидатский минимум по иностранному языку по специальности, на отлично. И это все при том, что я не ответил на тот момент на вопрос "Зачем?".
А потом был кандидатский экзамен по философии, который я сдал на 2. Не буду скрывать, что этой оценкой я, похоже, удивил всех, кого только можно было. Разочаровал и огорчил талантливых преподавателей, которые судя по моей активности на практических занятиях, насколько я понял, ожидали от меня чего-то большего; Некоторые мои сокурсники эту двойку восприняли как шутку...
Я бы сказал, что это была моя первая двойка за все время обучения в университете - но это было бы не правдой. Эту двойку я получил уже после получения диплома:-)

Фактор выбора

Думаю, что в определенной степени, человек - tabula rasa, чистый лист, суждения и мировоззрение которого формируются окружением с момента рождения. Однажды он начинает сознательно копаться в собственном мировозрении, включается и формирует мировоззрение других людей... По жизни, на меня постоянно воздействовали разные и противоречивые мнения. Прежде всего, мнения родителей, потом - сотрудников, преподавателей, друзей, героев книг, соседей, и еще куча разных мнений, заблуждений и предрассудков... Кто-то хотел, чтобы я пошел в аспирантуру, и считал, что это - правильно. Другие говорили: "зачем это тебе нужно?" и побуждали цепочку размышлений. Третьи говорили: "твой выбор, думай своей головой".
Я пришел к тому, что нужно спрашивать других людей, слушать, что они говорят, но думать своей головой, самостоятельно принимать решения и действовать.
Я спрашивал разных людей. Спрашивал аспирантов, спрашивал тех, кто только что защитился, тех, кто защитился уже давно, тех, кто учился в аспирантуре но так и не защитился (есть те, что сожалеют об этом и те, что не сожалеют), спрашивал однокурсников, соискателей, умных студентов, что младше, людей, которые вообще не шли учиться в институт, родителей, преподавателей и сотрудников. Я получил целый спектр ответов. Далее - краткие, что особенно запомнились.
"Я не знаю, зачем, но это - точно круто!".
"Если есть возможность - нужно использовать".
"Степень не помешает. За предметы буду договариваться, основное время - работать. Степень - это уже что-то. Как минимум - страховка". Нужно еще добавить, что для этого человека аспирантура еще решает вопрос армии и официального пристанища.
"Хочу работать преподом." - "Но ведь у них маленькие зарплаты." - "Но можно брать взятки, за одну сессию можно поднять до 35 штук гривен, если лектором...".
"Я иду, потому что могу. Потом, на работе, мне дадут зарплаты на 50$ больше, чем другим. И пенсия будет больше".
"Кошу от армии".
"Чтобы получить степень. Да и деньги не плохие - стипендия 800 грн в месяц на дороге не валяется. Есть люди, которые работают по 8 часов в день целый месяц, чтобы получать 800 грн в месяц. Учиться в аспирантуре не так накладно по времени."
"Спроси об этом у моей мамы"
"У меня есть проект, я хочу над ним работать и развивать его. Буду двигать науку."
"Закрепиться, застраховаться, получить стабильную работу..."

Зачем люди идут в аспирантуру?

На самом деле, у каждого - свои специфические мотивы. И на каждый мотив - свои факторы. Но можно выделить какие-то общие или распространенные мотивы.

1. Делать ДЕЛО

Люди, которые идут в университет двигать науку или преподавать, ставят своей целью делать это качественно, получают кайф и от процесса, и от результата. Деньги их волнуют мало, ситуации они до взяток не доводят, этих людей приятно вспоминать. Дело, сделанное с любовью, не может быть плохим. Как правило, они умеренны в своих потребностях и в сумме денег, которую хотят получать. У них есть где жить, и есть, что есть. Возможно, есть другая работа, где они работают "за деньги". От научной/преподавательской работы они получают кайф и занимаются этим для души. Это - их призвание. Таких людей мало, и большая часть из них - Ученые и Преподаватели от Бога. Я очень уважаю и люблю этих людей. И я бы хотел работать с ними.

2. Получить степень

Хочу поставить ударение, что я не смог вспомнить ни одного человека, чьим мотивом было "стать к.т.н.-ом", но я много раз слышал мотив "получить степень". Цель "получить степень" имеет в большинстве случаев два мотива.
Выгода . Например, кто-то мечтает уехать за границу, и, поскольку там наши титулы якобы котируются, думает получить там лучшую работу/зарплату, кто-то в нашей стране рассчитывает на повышенную научную пенсию, прибавку к зарплате или лучшую должность. Если работать преподом в универе - степень и научное звание однозначно нужны, т.к. их наличие повышает почасовую ставку преподавателя.
Тщеславие . Желание иметь "корочку" - довольно первобытное желание, сродни желанию индейца повесить на себя красивую побрякушку, чтобы остальные смотрели и завидовали. А в электронных письмах в подписи можно было добавить заветные буквы PhD. Похоже на желание иметь малиновые штаны в фильме "Кин-дза-дза", чтобы другие цаки носили, приседали и "ку" делали. Ну или хотя-бы обращались на Вы. А еще была возможность в споре, когда все аргументы уже исчерпаны, невзначай использовать манипулятивную фразу типа "Я - к.т.н., а Вы, простите, кто?".
"Тщеславие - мой любимый грех" - говорил Джон Милтон (в исполнении Аль Пачино) в фильме Адвокат Дьявола.
Но, формальное возвышение с помощью титулов, а не дел, приводит к тому, что титулы перестают цениться. Например, к.т.н человек, или нет - играет для меня чуть ли не последнюю роль при определении его профессиональной компетенции. Если титулы покупают - вскоре они обесцениваются и ничего не значат. Люди ими уже не гордятся, не смотрят на них и не ценят. Дипломы уже давно не вешают на стенку и не демонстрируют, а складывают в ящичек.
Я решил, что для себя нужно ответить на вопросы: "Зачем тебе степень?", "Что тебе это даст?", "Зачем тебе нужно то, что это даст?".

3. Для общего развития, получить "легкие" деньги, закосить от армии, отдохнуть.

Достаточно соблазнительный комплекс причин, ради которого много людей попадают в аспирантуру. Интересное общение, при желании, обеспечено. Люди в аспирантуре собираются, как правило, грамотные и образованные, так что компания - интересная. Также это как-то финансируется стипендией около тысячи гривен, которые, кстати, на дороге не валяются. Кому надо - дается отсрочка от армии на три года, по истечении которых в нашей стране уже не призывают по возрасту. А еще, это - способ еще три года побыть студентом, адаптироваться к жизни, что-то доказать себе, типа "Я смог!" (если надо доказывать). Возможно, что если страна все-таки преодолеет кризис в системе образования, у преподов будет хорошая зарплата. Так что даже есть какая-то перспектива. Но эти люди обычно серьезно подзабивают и не защищаются в срок. Аспирантура - это серьезно, если и заниматься, то заниматься надо серьезно и посвящать этому время, добиваясь цели. В противном случае - это холостой ход.

"Отстраненный" взгляд.

Система ученых степеней была не всегда, а появилась не так уж давно. Это - иерархия. Пирамида. В ее основе много студентов и бакалавров, уровнем выше - уже меньше магистров, аспирантов - еще меньше, еще меньше кандидатов, совсем мало докторов, очень мало академиков. Это чем-то похоже на структуру армии. Система построена таким образом, чтобы отсеивать то, что не вписывается в правила системы. Это - хорошо, но всякая палка о двух концах и, система, таким образом, оставляет в иерархии только тех людей, которые ей подходят. Головокружительные идеи вместе с изобретателями вечных двигателей идут лесом. Также миновали аспирантуру Эйнштейн и Тесла, Эдисон и Билл Гейтс...
Но, хороший физик без докторской степени - сейчас скорее исключение. А вот хороший программист без степени - скорее правило. Все специфично. Кто, где, когда - все важно и каждый фактор имеет значение. Сейчас речь идет о системе, как я ее увидел своими глазами в моем техническом институте, который выпускает компьютерных и околокомпьютерных специалистов.
Когда фильтры в системе начинают работать "неправильно", система перестает выполнять функции, для которых строилась. Поступают не те люди, которые обладают знаниями, а те, которые "должны" поступить: дети преподавателей, чьи-то родственники, люди, которые платят деньги, и прочие "хорошие" мальчики и девочки с нужными связями. Университет порой напоминает большую семью, когда вдруг узнаешь, что вот те два человека - родственники... Да и не является ли соблазнительной возможность пристроить сына себе под крылышко на кафедру, когда вы работаете завкафедрой...
Со временем система вырождается и некоторое время существует в вырожденном состоянии. А потом все понимают, что происходит кризис, после которого количественные изменения перейдут в качественные... То, в чем все были уверены, оказывается зыбким и текучим, и приходится опять приспосабливаться... Да так, чтоб спать - на мягком в тепле, кушать - вкусно, а вдыхать - благовония...
Некоторые люди считают, что система там насквозь коррумпирована и не имеет ничего общего с настоящей наукой, а именно наука должна быть основной деятельностью в аспирантуре. Одни говорят "в этом навозе я не хочу ходить даже в резиновых сапогах - сгнило там все, к сожалению". Другие тоже уверены, что все коррумпированно и универ - большая "семья", но они принимают ситуацию и используют это с выгодой. Встроиться в большую семью и сидеть возле большой кормушки - очень даже выгодно, хоть и может быть противно то, что прийдется изменить собственные принципы, чтобы фильтр тебя пропустил и ты прижился в "семье". С волками жить - по волчьи выть . Но это - не правило. В универе много умных и хороших людей, а система не так уж и коррумпированна. Кроме выгоды есть еще душа, совесть и нервные клетки... Поступить в универ, отучиться там и закончить его - можно честно и без связей/взяток. Тому есть множество примеров. В универе, несмотря на все, есть классные люди и они действительно учат. Так что учиться там - стоит. И не только там. Впрочем, все - субъективно.
Несмотря на все "за" и "против", в аспирантуру идет очень много умных и хороших мальчиков и девочек. Но, я знаю, что не меньшее, а даже большее, количество не менее умных и прекрасных людей держатся подальше от аспирантуры и прекрасно себя чувствуют.

Специфика технической аспирантуры

Завихрение. Аспирантура по профилю информационных технологий специфична. Все большие и серьезные исследования делаются в лабораториях больших корпораций или в сотрудничестве с ними. В моей области нужно напрямую спрашивать научного руководителя "С какой фирмой вы сотрудничаете?". Потому что если ни с какой - то есть ли тогда смысл заниматься этим исследованием? Тогда это похоже на завихрение, маленькую турбулентность в хвосте потока исследований, фронт и основная часть которых происходят в недрах лабораторий Samsung, Google, Microsoft, Intel, других фирм и некоторых западных университетов. Другие области - другое дело. Впрочем, в завихрении тоже можно "поймать рыбу" :)
Скорость обновления технологий. Компьютерные технологии эволюционируют очень быстро. Психологическое, лингвистическое, медицинское и другое гуманитарное образование, полученное 20 лет назад, сейчас намного более актуально, чем компьютерное образование 20-ти летней давности. Грубо говоря, в университете нас много учили технологиям, которые умерли, принципам, которые устарели, прививали навыки, которые никогда не будут использованы. Большую часть пригодившихся знаний, полученных за время обучения в университете, я получил на рабочем фронте, самостоятельно изучая предмет. Я убедился, что имеет место и работает следующее утверждение: "скажи мне — и я забуду; покажи мне — и я запомню; вовлеки меня — и я научусь."
Много людей попадают в мотивационный кризис, когда вдруг поступают в техническую аспирантуру. Они не знают, зачем она им. Но они уже как бы начали, а бросать на середине не хорошо... и все тянется дальше... По статистике за какой-то из прошедших годов, которая (подозрительно случайно) попала мне на глаза в отделе аспирантуры, в универе у нас есть две кафедры, где высокий процент защитившихся (вовремя): философия - 80% (4 из 5, персональный подход), защита информации - тоже какая-то цифра, вроде больше 40%. Все остальные кафедры колеблятся на уровне 30% и менее.
Стоит упомянуть еще про один случай. Сейчас я мало читаю, и много вдумываюсь. Так вот, после защиты я увидел на полке книгу, которую еще не читал и читать не планировал (а стояла она там лет десять). Айзек Азимов "Мертвое прошлое". Спонтанно взял и прочитал. Я не знаю, что именно побудило меня прочитать именно эту книгу... но там я нашел такую мысль, которая так или иначе повлияла на принятие моего решения.
"Ральф Ниммо не имел специализированного университетского диплома и гордился этим.
Специализированный диплом, - объяснял он как-то Джонасу Фостеру, в дни, когда оба они были значительно моложе, - это первый шаг на пути к гибели. Человеку жалко не воспользоваться полученной привилегией, и вот он уже готовит магистерскую, а затем и докторскую диссертацию. И в конце концов ты оказываешься глубочайшим невеждой во всех областях знания, кроме крохотного кусочка выеденного яйца."
"Свой ум нужно оберегать и не загромождать его единообразными сведениями, пока не достигнешь зрелости, а вместо этого тренировать его в логическом мышлении и снабжать широкими представлениями, и в результате можно получить могучее орудие в свое распоряжение..."

На благо всего человечества

Может это смешно, но я думал об аспирантуре в свете принесения пользы миру, вклада в общее дело, деяния на благо всего человечества. И пришел к тому, что в университетах трудятся очень много очень умных людей, но их труд над диссертацией проходит зря. Написанные диссертации идут в корзину. Их читает очень мало людей, и при этом ничего не происходит, не запускается цепь событий, которая приводит к изменениям. А если ничего не происходит - нет вклада. Я думаю, что глобальной пользы от одной качественной лекции/книги/статьи/песни/фотографии будет больше, чем от одной диссертации, что одна статья или лекция, в среднем, может привести к большему количеству действий и изменений в мире, чем одна диссертация.
Да, я утрирую, но я делаю это, чтобы подчеркнуть контура и грани.

Выбор субъективный. Каждый выбирает для себя

Еще раз нужно повторить, что выбор субъективный. Каждый выбирает для себя. Есть люди, которые получили степень и рады. Есть люди, которые получили степень и считают что зря потратили столько сил и времени. Есть люди, которые не получили степень, а хотели бы. Почти все считают, что ученая степень и опыт не будет лишним. Подчеркну, что "не будет лишним", а это - совсем не означает "необходима". Если есть желание, тема, есть время и средства, есть где жить, есть научный руководитель, интерес, и естество не противится реальному положению вещей - очень даже можно заниматься.
Но даже, если этих условий нет, кто хочет - найдет возможности;
кто не хочет - причины
.
В конечном счете, выбираете Вы.
И Вы несете ответственность за Ваш выбор.
P.S. Спасибо всем людям, кто был смел поделиться своими мыслями и принял участие в формировании моего видения вопроса.