Украинцы в 17 веке где проживал народ. Как новорожденная Украина в XVII веке искала свое место в Европе и что из этого вышло

Средневековая культура Украины была довольно специфической. Во многом можно сказать, что средневековая украинская культура – яркий пример культуры «пограничной»: здесь причудливо смешались Запад и Восток, цивилизация и дикость, стремление вперёд и мракобесная косность взглядов, оголтелая религиозность и светская устремлённость идей. Такое пёстрое сочетание, которым характеризовалась культура Украины XVII века, сложилось в силу ряда обстоятельств.

  • К XIV веку украинские земли окончательно освободились от татаро-монгольского ига, то есть значительно раньше, чем «великорусские» территории. Правда, сильно радоваться коренным жителям бывшей Киевской Руси не пристало: страна была разграблена, производительные силы, а именно – богатые и образованные князья и бояре – в значительной мере уничтожены. Кроме того, свято место пусто не бывает, и освободившуюся территорию заняли представители более развитых соседних стран – Польши, Литвы, Венгрии.Руководящую роль, видимо, играли литовцы, которые в этнографическом и культурном смысле представляли собой народ более «молодой», чем восточные славяне (которые и в землях Украины предпочитали называть себя русскими); поэтому литовцы предпочли «новину не вносить, старину не рушить», то есть не стали упразднять привычный русским жизненный уклад и древнерусское законодательство, а наоборот – активно воспринимали основы славянской культуры и даже приняли православие. Но под влиянием западных соседей литовцы восприняли европейское просвещение, и постепенно хозяйственная, политическая и культурная жизнь Украины были во многом переустроены на европейский лад.
  • Развитие народно-освободительного движения, носящего преимущественно крестьянско-казацкий характер. Украинские низшие слои населения, принадлежавшие к восточнославянской народности, чувствовали себя покорёнными. Литовцы и поляки, а также ополяченная «русская» элита, по мнению крестьян, присвоили себе принадлежащие православному народу средства и распоряжаются ими неправедно, по крайней мере – не в интересах «автохтонного» населения. Крестьяне и казаки в большинстве своём были людьми малограмотными, тёмными и суеверными, что и отложило отпечаток на культурную жизнь Украины.
  • Некоторая изолированность украинских земель от центров европейской культурной жизни. Творческие, философские и технологические завоевания европейской цивилизации приходили на Украину с определённым опозданием. Вообще для всего этого региона Восточной Европы наблюдается строгая градация по уровню цивилизации. В белорусских землях в XVI веке вовсю господствовало европейское Возрождение, Украина в это же время осваивала по большей части культуру позднего Средневековья, а в России царило мрачное и беспросветное раннее Средневековье, а в некоторых районах едва ли не первобытнообщинный строй. Из-за этого имела место и своеобразная культурная фильтрация: европейская культура проникала на Украину и в Белоруссию в «ополяченном» виде, а затем, в XVII веке, она проникала в Московское государство уже в украинизированной форме: Симеон Полоцкий, Памво Берында и многие другие московские «учёные люди» приехали в Москву с Украины.

Полемическая культура Украины XIV – XVII веков

Средневековая культура Украины в силу сложившихся обстоятельств была сильно полемизированной. Выдающиеся памятники украинской литературы представлены по большей части полемическими сочинениями, в которых отстаивалось преимущество православной веры над католической (или наоборот), проклинались или, наоборот, поддерживались униаты, заключившие так называемую Брестскую унию.

Полемика, однако, не перерастала в общекультурную конфронтацию: так, один из самых образованных украинцев, князь Острожский, покровительствовал деятельности именно православных писателей и ремесленников, включая сбежавшего из дикой татарской Москвы печатника и оружейника Ивана Фёдорова. Православные художники пытались совместить византийские иконописные каноны с достижениями европейского изобразительного искусства, а также осваивали собственно гражданскую живопись.

Старые украинские церкви древнерусского образца и свежевыстроенные храмы в ренессансном и барочном стилях переходили то к православным, то к католикам, то к униатам. За этой полемической культурой Украины скрывалась острая политическая борьба между коренным украинским населением и европейцами, воспринимавшимися как захватчики.

В одном строю с полемикой шла и схоластика. Основанные Петром Могилой «братские школы», одна из которых ко второй половине XVII века переросла в Киево-Могилянскую академию, сосредоточивали свою деятельность в схоластических спорах, в которых в большой мере погрязли.

Реальная цель схоластических споров – желание предотвратить «духовную диверсию»: скрупулёзно исследуя вероучение, права человека в соответствии со «священным писанием», образованные православные священники пытались, преодолевая первобытную дикость, определить для верующих максимальную «цивилизационную дозу», которая позволяла бы принявшему её человеку всё ещё именоваться православным.

Культура Украины XVII – XVIII веков

Украинская культура в эти века подверглась взаимовлиянию с культурой московской. С одной стороны, учёные, писатели, архитекторы и художники охотно приезжали в Московское государство и даже специально приглашались Алексеем Михайловичем, опять-таки с той же целью: воспринять европейскую цивилизацию как бы «в обход» католических и протестантских миссионеров.

С другой стороны, войдя в состав Российского государства, Украина восприняла и последующую русскую культуру, перекроенную Петром на западный лад. И так называемое «украинское барокко», культурно представлявшее собой не что иное, как ранний Ренессанс, в XVIII веке резко превратилось в барокко настоящее. Начало этому положил, видимо, Мазепа, в своём письме к Петру попросивший прислать ему из Москвы архитектора Осипа Старцева.

Видео: История культуры Украины

Собственно говоря, не секрет, что слово "Украина" (оукраина, окраина) означает в русском языке "пограничье". Впервые оно и встречается в русских летописях в таком значении, в отношении Перяславского княжества, которое действительно было пограничным между Русью и степью в 1187 году в Ипатьевской летописи:
и плакашасѧ по немь вси А Переӕславци. бѣ бо любѧ дроужиноу. и злата не сбирашеть. имѣниӕ не щадѧшеть. но даӕшеть дроужинѣ . бѣ бо кнѧзь добръ. и крѣпокъ на рати. и моужьствомъ крѣпкомъ показаӕсѧ. и всѧкими добродѣтелми наполненъ. ѡ нем же Оукраина много постона

В отношении Галицкого пограничья
И еха и Смоленьска в борзѣ и приѣхавшю же емоу ко Оукраинѣ Галичькои
[ПСРЛ. - Т. 2. Ипатьевская летопись. - СПб., 1908. - Стлб. 652-673.]

А отношении Волынского пограничья
Данилоу же возвратившоусѧ к домови. и ѣха с братомъ. и приӕ Берестии. и Оугровескъ. и Верещинъ. и Ст҃олпъ Комовъ. и всю Оукраиноу .
[ПСРЛ. - Т. 2. Ипатьевская летопись. - СПб., 1908. - Стлб. 715-736.]

Не стоит считать что этот термин применялся исключительно к современным украинским землям (которые, понятно, и были русским пограничьем, достаточно посмотреть на карту Руси).
И по сем Андреи с полочаны и своея оукраины пригнавше без вести и повоеваша неколико селъ.

В лето 6856 (1348 г.) месяца июня, на Иванъ день, посадник псковскыи Илья со псковичами отъехаша къ Орешку городку в помощь Новгородцемъ противу свейского короля Магнуша. А в то время Немци развергоша миръ съ псковичи и, перехавше Норову, повоеваша села псковская. И пакы по том, съ иныя оукраины пришедше, воеваша Островскую и Изборскую; и, приехавше подо Псковъ, пожгоша Завеличье и, много зла починивше и пожегъше волости изборскыя
Псковская I летопись

В данном случае, нет никаких сомнений, что для русских летописцев значение слово "оукраина" однозначно - пограничье.

В этом же значении это слово существует и в 17 веке. Самая известная карта украины-пограничья Речи Посполитой - это карта Боплана 1648 года.

Показательно, как называется карта: Delineatio generalis Camporum Desertorum vulgo Ukraina, т.е. Общий план пустынных равнин, обычно называемых Украина

Естественно, что за годы монгольского нашествия, потом ига, а потом постоянных набегов эта область, бывшая когда то южным пограничьем Руси на границе со степью, обезлюдела. Центром этой собственно Украины польской была приблизительно Днепропетровская область. Что интересно, на другой карте того же времени, составленной братьями Блау, эти земли уже относятся к России, но называются Ocraina Dikoia (Дикое пограничье).

Что НЕ относится к Украине в карте Боплана: Северщина, Киевщина, Черниговщина, Подолье (с Брацлавщиной), Покутье, и Русское воеводство (Галичина и Лодомерия). Т.е. жители этих областей - НЕ украинцы.

Описание

УКРА‘ИНЦЫ (самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн. человек). Живут также в России (4,36 млн. человек), Казахстане (896 тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290 тыс. человек), Киргизии (109 тыс. человек), Узбекистане (153 тыс. человек) и других государствах на территории бывшего СССР.

Общая численность 46 млн. человек, в том числе в Польше (350 тыс. человек), в Канаде (550 тыс. человек), США (535 тыс. человек), Аргентине (120 тыс. человек) и других странах. Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи.

Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Украинцы имеют в своём составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы.

Историческая справка

Становление украинской народности (зарождение и формирование) произошло в 12-15 веках на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав древнерусского государства - Киевской Руси (9-12 века). В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта (в 12 веке появился и топоним "Украина") создались предпосылки для формирования на основе древнерусской народности трёх восточнославянских народов - украинского, русского и белорусского.

Основным историческим центром становления украинской народности было Среднее Поднепровье - Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Немалую интегрирующую роль играл при этом восставший из руин после разгрома золотоордынскими захватчиками в 1240 Киев, где находилась важнейшая святыня православия - Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели другие юго-западные восточнославянские земли - Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Начиная с 13 века Украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям.

С конца 15 века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым пленением и угоном Украинцев. В 16-17 веках в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества (15 век), создавшего государство (16 век) со своеобразным республиканским строем - Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом Украинцев. В 16 веке сложился книжный украинский (так называемый староукраинский) язык. На основе среднеприднепровских говоров на рубеже 18-19 веков сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.

Определяющими моментами этнической истории Украинцев 17 века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства - Гетманщины и вхождение его (1654) на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель.

В 17 веке произошло перемещение значительных групп Украинцев из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины. В 90-х годах 18 века в состав России вошли Правобережная Украина и южные, а в первой половине 19 века - придунайские украинские земли.

Название "Украина", употреблявшееся ещё в 12-13 веках для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к 17-18 веку в значении "краина", т.е. страна, закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонима "украинцы". Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-восточной их группе, - "украинцы", "козаки", "козацкий народ", "руськи". В 16 - начале 18 века в официальных документах России Украинцы Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто назывались "черкасами", позже, в дореволюционное время - "малороссиянами", "малороссами" или "южнороссами".

Особенности исторического развития различных территорий Украины, их географические различия обусловили возникновение историко-этнографических районов Украинцев - Полесье, Центральное Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали яркую и самобытную национальную культуру.

Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало.

Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши - кутя и колыво с мёдом.

Национальные праздники

Традиции, культура

Разнообразен и красочен украинский народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки - спидници); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пёстрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже - платки.

Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время - войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги.

В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу - однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т.п.

Вторая половина XVII века в истории Украины. Вторая половина XVII века в истории Украины была преисполнена отчаянными спорами относительно общественного устройства страны, социально-экономическими проблемами, борьбой правящих гетманов с многочисленными претендентами на гетманскую булаву.

Большинство преемников Хмельницкого не имели ни его популярности и авторитета, ни управленческого таланта. Поэтому эти правители постоянно искали «покровителей» для Украины, легко поддавались влиянию хищников-соседей или приспосабливались к смене обстоятельств. Правили они большей частью недолго. Многие из них руководствовались не столько государственными, сколько своими собственными интересами.

Следствием этого стали чужеземная интервенция и захват украинских земель, политический кризис, экономическая разруха и гражданская война. Украинское общество раскололось почти сразу после смерти Хмельницкого. Его преемник, Иван Выговский, столкнувшись с проявлениями агрессивной политики Московии, вынужден был искать союза с недавним врагом украинцев - Речью Посполитой.

В 1658 году он разбил под Конотопом 150-тысячное московское войско, а потом заключил с Польшей Гадячский трактат, предусматривавший автономию Украины. Но воспользоваться этим соглашением гетман не смог, так как против него восстала казацкая старшина, обвинившая его в том, что «он продает Украину полякам». Это событие стало причиной братоубийственной войны, которая только в1659 году стоила украинцам около 50 тысяч жизней, а самому Выговскому - гетманской булавы.

Гражданская война, то утихая, то разгораясь с новой силой, пылала в Украине на протяжении 1656-1665 и 1668-1689 годов. Описывая эти события в послании к королю Яну Казимиру, польский магнат Потоцкий свидетельствовал: «…украинцы сами себя поедают, одно село воюет с другим, сын отца, а отец сына грабит». После отречения Выговского власть в Украине приподдержке московского царя перешла к сыну Богдана Хмельницкого Юрию. Этот 18-летнийюноша, совсем молодой и не обладавший талантом правителя, к тому же слабый здоровьем, сразу подписал с Москвой новый, фактически кабальный для украинцев вариант Переяславского соглашения.

Отныне русские гарнизоны были размещены во всех крупных городах Украины, а гетман, лишенный права вести внешнюю политику без царского разрешения, превратился в марионетку, игрушку в руках чужестранцев. Именно при наследнике Хмельницкого Украина потеряла свою целостность.

Согласно подписанному в 1667 году между русскими и поляками Андрусовскому миру левобережная часть государства оставалась под властью Московии, а правобережная - снова вошла в состав Речи Посполитой. Что же касается земель, на которых располагалась Запорожская Сечь, то они перешли под двойное польско-московское управление. Это был первый, но, к сожалению, не последний случай раздела нашей страны.

Ужасные последствия этой политической катастрофы украинский народ испытывал на себе на протяжении почти 300 лет. Оставив гетманскую должность, Юрий Хмельницкий ушел в монастырь. Тем временем Украину охватила гетманская круговерть. За непродолжительный промежуток времени гетманская булава побывала в руках Павла Тюри, и снова Юрия Хмельницкого - на Правобережье, и Якова Сомко, Ивана Брюховецкого, Демьяна Многогрешного и Ивана Самойловича - на Левобережье. Большинство из этих политических деятелейбыли ставленниками или русского царя, или поляков и беспрекословно выполняли их указания, еще более ухудшая жизнь украинского народа.

Изменить положение пытался . Он провел ряд реформ, положительно сказавшихся на обстановке внутри страны. Такой же взвешенной была и внешняя политика гетмана. Воспользовавшись давней задумкой Богдана Хмельницкого, Дорошенко заключил союз с Турцией. Затем осенью 1667 года объединенное войско казаков и турок напало в Галиции на польскую армию, что заставило короля Яна Казимира предоставить гетману широкую автономию. Закрепившись на Правобережье, перешел с войском на левобережную часть Украины, устранил с гетманского поста Ивана Брюховецкого и объединил под своей властью все государство.

Боевые подвиги Ивана Сирко воспеты во многих казацких думах, народных песнях и легендах. Именно с его именем историческая традиция связывает и знаменитый ответ запорожцев турецкому султану Магомету IV на его требование покориться Оттоманской империи. В письме к нему казаки, в частности, писали: «Не будешь ты сынiв христіянських під собой маты, твойого війска мы не боїмся, землею і водою будем биться з тобою,..» По легенде, получив это письмо, султан издал специальный фирман(указ), чтобы во всех мечетях молили Аллаха о погибели Ивана Сирко.

Значительную роль в этих событиях сыграла казацкая старшина, среди которой особенно выделялись соратники Богдана Хмельницкого - Иван Богун и Иван Сирко.

Посвятив всю свою жизнь борьбе с врагами украинского народа, они принимали участие в решающих битвах с иноземными захватчиками. В частности, о преданности делу освобождения народа от гнета, необыкновенной храбрости, организационном и военном таланте Ивана Сирко свидетельствует хотя бы тот факт, что запорожцы восемь раз избирали его кошевым атаманом. Этого казацкого предводителя очень уважали в войске. За свою жизнь он участвовал более чем в ста военных походах и потерпел поражение только один раз. А еще любили его и за то, что был он простого происхождения - родом из казацкой слободы Артемовка под Мерефой, что на Харьковщине. (Существуют и другие предположения относительно места рождения Сирко: село Грушевка на Днепропетровщине или Подолье - ныне Винницкая область.)

Но, несмотря на поддержку Ивана Сирко и других казацких предводителей, удержать завоеванные позиции не смог. Вскоре против него поднялись претенденты на гетманскую должность, которых подстрекали россияне, поляки и татары.

Снова разгорелась междоусобная борьба, о которой Сирко с горечью говорил: «Теперь у нас четыре гетмана: Самойлович, Суховей, Ханенко, Дорошенко, и ни от кого ничего доброго нет: дома сидят и только христианскую кровь проливают за гетманство, за имения, за мельницы». Вследствие внутренних спорови политических посягательств на Украину в 1686 году после заключения между Россией и Польшей так называемого «вечного мира» она снова и надолго была разделена между соседними государствами. Соглашение 1686 года И. Я. Франконазвал «диким договором», который почти на 100 лет узаконил существование «двух Украин». Кстати, чтобы оставить за собой Киев, русский царь уплатил за него Речи Посполитой 146 тысяч золотых рублей. Левобережье, которое украинцы называли Гетманщиной, а россияне - Малороссией, отошло под власть Москвы; Правобережье досталось Польше. В руках турок осталась только Северная Буковина, а население западных Карпат находилось под властью венгров. Что же касается Запорожской Сечи, то в конце XVII века она постепенно потеряла свое значение как оплот казачества и полностью перешла под крыло Российской империи.

Народ, живущий "против солнца, головой к чумацкому возу, ногами к синему морю", как поется в старинной песне. Выбеленные хаты в окружении садов, прекрасные печные изразцы и глиняная посуда, яркие, веселые ярмарки - все это узнаваемые приметы богатой традиционной культуры украинцев...

Расселение и формирование этноса

Группа девушек и замужних женщин в праздничных нарядах

На юго-западе Восточной Европы "против солнца, головой к Чумацкому возу (Большая медведица), ногами к синему морю", - как пели в народе, - расположилась древняя славянская земля Украина.

Происхождение названия в значении "край, крайна" восходит ко времени существования древнерусского государства - Киевской Руси. Так в XII-XIII вв. называли его южные и юго-западные земли - правобережное Поднепровье: Киевщину, Переяславщину, Чернигово-Северщину, ставшие центром формирования украинской народности. Впоследствии название Украина закрепилось за всей этнической территорией.

Основное занятие

Основное занятие украинцев - земледелие регламентировало уклад жизни крестьянской семьи и общины в целом. Зерно и приготовленные из него продукты (каша, кутья, каравай) в качестве атрибутов присутствовали практически во всех обрядах календарного цикла и обрядах, связанных с жизненным циклом человека. Хлеб у украинцев, как и у многих других народов, являлся символом гостеприимства. В хате на столе всегда были хлеб и соль. Очевидцы отмечали, что гостей украинцы принимали радушно и ласково, ничего не жалея для дорогого гостя. В горных районах Карпат преобладало скотоводство.

Поселения и жилище

Села украинцев располагались вблизи рек, занимая земли, не пригодные под пашню. В степных районах строили хуторские поселения.

"Рушник" - полотенце. Конец XIX века. Харьковская губерния, Змеевский уезд

Основным жилищем украинцев была глинобитная беленая хата с высокой четырехскатной крышей, крытой соломой или камышом, края которой значительно выступали над стенами, защищая обитателей хаты от холода зимой и от зноя летом. Для дополнительного утепления зимой стены хаты обкладывали соломой. Чистые, выбеленные хаты почти всегда были окружены садиками, а легкий плетень и неглухие сколоченные из жердей ворота давали возможность увидеть двор и его обитателей.

Хозяйка и ее дочери подбеливали хату после каждого ливня, а также трижды в течении года: к Пасхе, Троице и Покрову.

Внутреннее пространство хаты

Печь расписная и роспись на стене около печи

Печь занимала почти четвертую часть хаты и находилась в левом углу от входа. Угол этот назывался "напечный", а пустое место под печью - "пидпичча" - служило для хранения топлива или туда помещали клеть для кур - "кучу".

Напротив печного угла располагался красный угол - "покуття". Здесь на полочках - божницах стояли иконы, называвшиеся благословенными, так как ими благословляли хозяина, хозяйку и их сыновей перед венчанием. Иконы покрывались узорными полотенцами - "божныками".

Угол справа от дверей, названный "глухим", имел исключительно хозяйственное назначение. Пространство над дверью и верхней частью глухого угла занимала полка - "полыця", на которой стояли запасные горшки, перевернутые вверх дном. Ближе к углу в глиняной посуде хранились многочисленные женские украшения. Ниже располагались полки с постановленной на видном месте лучшей столовой посудой: расписными поливными глиняными и деревянными мисками, ложками, тарелками и флягами.

Гуцульская керамика

Миски керамические кандийки. Полтавская губ, Зеньковский у., м. Опашня.

Природно-географические условия Карпатского региона предопределили своеобразие культуры его населения, известного под названием русины, или гуцулы. Несмотря на то, что эта группа украинского народа проживала в отрыве от него в силу территориально-политической отчужденности, она не утратила культурно-исторического единства со своим этносом. Гуцульщина славилась керамическими изделиями.

Особое впечатление на входящего в гуцульскую хату производила печь, внутренняя часть дымохода которой - камин - была выложена изразцами - "кахлями". Камин складывается из двух-трех ярусов изразцов, замкнутых в верхней и нижней части рядами узких карнизов. Завершали верхний край камина два-три фронтона - "скрыжали" и "шишки" под углом. На изразцах изображались сцены из жизни гуцулов, церкви, кресты, лики святых, австрийский герб, цветы.

Сосуд. Восточная Галиция, с. Пистынь. Конец XIX века. Украинцы - гуцулы

Убранству печного камина были созвучны "мысник" - шкафчик из трех-четырех полочек, помещавшийся в простенке между дверью в хату и боковой стеной, и "намысник" - полочка над дверью, где стояла глиняная посуда: "глеки" ("дзбанки"), "черсаки" (горшки), баньки, сосуды для напитков - калачи, "плесканки", миски и др. Самые нарядные миски, служащие исключительно украшением интерьера, помещались на "намыснике", который по той же причине украшался резьбой и выжженными узорами.

Глиняные изделия привлекали внимание совершенством форм, разнообразием декора и цветовой гаммой - коричневой, желтой и зеленой. Все изделия покрывались глазурью, которая блестела, создавая в хате даже в пасмурные дни атмосферу праздничности и нарядности.

Изготовлением керамики занимались гончары-гуцулы из Косова и Пистыня. Наиболее известные из них: И. Баранбк, О. Бахматюк, П. Цвилык, П. Кошак. Как правило, все они были потомственными гончарами, воплотившими в изделиях не только лучшие достижения предшественников, но, безусловно, раскрывшие свою индивидуальность.

Несмотря на то, что основными занятиями гуцулов были скотоводство и, в первую очередь, овцеводство, а также заготовка и сплав леса, многие из них занимались и промыслами, особенно те, что жили в местечках и не имели ни земли, ни скота. Для гуцульской девушки не было ничего почетнее, чем выйти замуж за ремесленника.

Украинская ярмарка

Ярмарка в селе Янковцы. Полтавская губерния, Лубенский уезд. Украинцы.

В большинстве украинских сел в большие храмовые праздники бывали ярмарки. Наиболее оживленные из них проходили осенью, после сбора урожая. Торжище располагалось на храмовой площади или на выгоне за селом.

Ярмарка для крестьян была своего рода "клубом", где поддерживались общественные связи и знакомства. Ярмарочные ряды располагались в строгой последовательности: в одном ряду торговали гончарными изделиями, фабричной посудой и иконами, здесь же располагались бакалейные и чайные лавки; в другом ряду - мануфактурой, галантереей, картузами, женскими платками, обувью; в следующем - изделиями из дерева - колесами, дугами, сундуками и т. д.; в последнем - дегтем и рыбой.

Отдельно располагались места, где продавали скот и лошадей. Здесь посредниками выступали цыгане. После удачной купли-продажи обычным делом было распитие магарыча: "Нищие костылями менялись, да и то три дня магарыч пили", - так говорили в народе.

На ярмарках народ веселили странствующие гимнасты или комедианты, но чаще исполнители народных песен под аккомпанемент лиры или слепые музыканты, игравшие на фисгармонии. Торговля длилась три-четыре часа, затем все убиралось, и к вечеру от пестрой шумной толпы и толчеи не оставалось и следа, кроме ярмарочного сора. Большая ярмарка продолжалась два-три дня.