Типическое и индивидуальное в характере. Индивидуальное и типичное в характере Индивидуальное и типичное в характере человека

Можно выделить 4 основные черты характера:

1. Отношение личности к другим людям и обществу в целом: коллективизм или индивидуализм, эгоизм, гуманность, чуткость и человеконенавистничество, жестокость и черствость, правдивость и лживость и пр.

2. Отношение к труду: трудолюбие и др.

3. Отношение к самому себе: требовательность и самоуспокоенность, самокритичность и преувеличенное самомнение, скромность и высокомерие, застенчивость и циничность.

4. Проявление волевых качеств: целеустремленность, колебания, отход от поставленной цели, самостоятельность или действия вопреки убеждению, решительность и неуверенность, настойчивость и несостоятельность, выдержка и самообладание, дисциплинированность и смелость, мужество, трусость и малодушие.

Характер человека представляет собой слияние огромного количества черт, как индивидуальных, так и типичных.

Черта характера – это наиболее устойчивая особенность личности, знание которой позволяет предугадать поведение человека в том или ином конкретном случае.

Если человека характеризуют как выдержанного, решительного и находчивого, то можно заранее знать, как он будет поступать в самых сложных и ответственных обстоятельствах жизни. Наиболее трудный участок работы в коллективе обычно поручают тому человеку, который обладает такими чертами, как настойчивость, ответственность и инициативность. Следовательно, каждая черта характера выступает своего рода показателем поведения человека в тех или иных обстоятельствах.

Любая черта характера – смелость, решительность, скромность, трудолюбие и т. д. – формируется в процессе деятельности, протекающей в определенных условиях.

Одна и та же черта характера у различных людей проявляется по-разному. Например, смелость у одного бывает разумной, у другого – безрассудной; искренность может быть наивной, чистосердечной, напускной. Неповторимое своеобразие проявления одной и той же черты у людей объясняется тем, что в основе их лежат различные мотивы, побуждения, интересы и отношения. Это и придает чертам индивидуальность.

Наряду с индивидуальными чертами, отражающими главным образом личную историю жизни человека, имеются черты, общие для характеров многих людей. Их называют типичными. Типичные черты отражают общие условия жизни и деятельности, воспитания и обучения, а также возраста, суждениям, смелость и настойчивость. Таким образом, в каждом характере представлено и индивидуальное, свойственное вот этому человеку, и типичное, свойственное данной группе людей или классу, возрасту, народу.

Индивидуальное и типичное неразрывны в характере: типичное проявляется у каждого человека индивидуально. Исходя из того, что в характерах людей имеется общее, типичное, в психологии уже давно делается попытка классифицировать характеры на группы. В науке известны многие классификации, в том числе русских психологов А. Ф. Лазурского и П. Ф. Лесгафта, а также советских ученых Н Д. Левитова и А. Г. Ковалева. Однако ни одна из них не получила в науке общего признания, так как не найден основной критерий, по которому можно было бы классифицировать характеры людей на группы.

Своеобразное сочетание черт образует структуру характера. Это не механическое сочетание свойств личности, это сплав их, образующих единство – целостный характер человека.

И. П. Павлов писал: «Если вы представите отдельные черты совершенно врозь, то, конечно, вы характера человека не определите, а нужно взять систему черт и в этой системе разработать, какие черты выдвигаются на первый план, какие еле-еле проявляются, затираются и т. д.».

В структуру характера входят направленность личности, волевые и нравственные качества.

Необходимо отметить, что определенное влияние на формирование отдельных патологических черт характера могут оказывать как наследственно-биологические факторы, так и особенности внешних условий.

Акцентуации характера

Как уже говорилось, в психологической и клинической практике существует понятие «акцентуированные личности», которые по сути являются не патологическими, а нормальными, но все же имеют определенные личностные «заострения». Последние даже скорее зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают определенный отпечаток на образ их жизни. Можно сказать, что заложенная в человеке природная тенденция взаимодействует с факторами внешней среды (семья, школа, профессия и др.).

Акцентуированные черты могут быть как однозначны, так и многозначны (комбинированные). Лица, обладающие этими чертами, могут быть социально адаптированы. Черты акцентуации отмечаются в различных психических сферах: в интеллектуальной деятельности, в направленности интересов и способностей, чувств и волевых проявлений.

Акцентуация – индивидуальные черты характера, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Акцентуации характера преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим.

В результате преувеличенного развития отдельных черт характера ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Сама выраженность акцентуации может быть различной, от легкой, заметной лишь ближнему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии.

Психопатия болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, при этом психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Однако в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются непостоянно, а с годами могут и сгладиться.

К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, что приводит к частым однотипным конфликтам и «нервным срывам». В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, человек может стать незаурядным, например, акцентуация по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника. Акцентуации характера часто встречаются у людей в подростковом и юношеском возрасте, по разным оценкам от 50 до 80%. При этом скрытые акцентуации у подростков легче, чем явные, компенсируются и исчезают при правильном воспитании, а при ошибках воспитания переходят в явные.

Нередко и медицинским работникам в своей деятельности приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения таких людей. Определить тип акцентуации характера можно с помощью специальных психологических тестов, например с помощью теста Леон-гарда – Шмишека.

Типы акцентуаций характера:

Гипертимический (гиперактивный). Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, не обладает самокритичностью. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке возможностей. Энергия подчас направляется на употребление спиртного, наркотиков, беспорядочную половую жизнь.

Дистимичный. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной. Ценит тех, кто дружит с ним и склонен подчиняться.

Циклоидный. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, и низкая в период подавленности).

Эмотивный (эмоциональный). Чрезмерно чувствителен, раним, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому чаще пребывает в печальном настроении. Предпочитает узкий круг друзей и близких, которых понимает с полуслова. Редко вступает в конфликты, играет в них пассивную роль, обиды не выплескивает наружу.

Демонстративный. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеет дело, высока приспособляемость к людям.

Возбудимый. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфдиктует, ввязывается в ссоры с начальством, неуживчив в коллективе, в семье деспотичен и жесток.

Застревающий «застревает на своих чувствах», мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты»; налицо служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной, четко определяет круг врагов и друзей. Проявляет властолюбие – «занудливость нравоучителя».

Педантичный. Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

Тревожный (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях, редко вступает в конфликты, пассивная роль.

Экзальтированный (лабильный). Изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

Интровертированный (шизоидный, аутистический). Малая общительность, замкнутость, в стороне ото всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, своих переживаний не раскрывает, хотя повышенно раним. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким. Поведение, логика часто непонятны окружающим. Любит одиночество. В конфликты вступает редко – при попытке вторгнуться в его внутренний мир. Переборчивость в выборе супруга, поиск идеала. Эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким.

Экстравертированный (конформный). Высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. Приказы начальства принимает без раздумий. В общении с друзьями и в семье уступает лидерство другому.

Физиологические основы характера.

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа.

Типическое и индивидуальное в характере.

Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые схожие черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.

Характер – это неразрывное целое. Но нельзя изучить и понять такое сложное целое, как характер, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им – леность, небрежность, пассивность, расточительство.

Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д.И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т.п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.

Как утверждал В. Гюго: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.



Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий.

Трезвая самооценка – это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Неадекватная самооценка формирует повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу.

Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И.П. Павлов подчеркивал, что человек – это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т.е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Типическое и индивидуальное в характере.

Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Виды консультирования в период ожидания ребенка

Психологическое консультирование клиентов во время ожидания ребенка касается разных этапов: от этапа принятия решения иметь ребенка, во время беременности и после родов. Следует заметить...

Критериальное оформление динамики становления индивидуального учебного действия и построение способов его диагностики

Методы и техники психологического консультирования

Естественно, что содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Точная работа на заказ отличает профессионального психолога от непрофессионального. [Нельсон - Джоунс Р., с...

Понятие нормы реакции в генетике и психогенетике

Развитие разных людей происходит в разных средах. В связи с этим следует сказать о близком по смыслу к норме реакции понятии - это понятие диапазона реакции...

Психическое здоровье

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е...

Психология индивидуальности личности

Структура личности

Все психологические свойства имеются каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, в чем именно в чем именно состоят особенности взглядов, мотивов, отношений и др. Трудно найти двух человек, у которых они были бы одинаковы...

Структура личности. Индивидуальное и типичное в ней

Элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Только в словаре С.И. Ожегова, содержится 51333 слова...

Темперамент и характер

Как и полагается, следует начать с определения характера. Однако этого нельзя сделать без некоторых предварительных замечаний. Дело в том, что «характер» трактуется в психологии далеко не однозначно...

Типология характеров

Характером называется совокупность существенных, стержневых свойств личности, которые отличают человека как члена общества. Характер нельзя определить какой-нибудь одной чертой...

Характер

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. Character-печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств...

Характер: понятие, свойства

В психологии понятие «характер» (от греч. charakter - печать, чеканка) означает совокупность индивидуальных психических свойств...

Характерология

Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека...

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Доверие"

Моим индивидуальным заданием на время прохождения практики было «Исследовать индивидуальный стиль работы сотрудников» Стиль -- это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А...

Эмоции и чувства

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы...

Можно выделить 4 основные черты характер а:

  1. Отношение личности к другим людям и обществу в целом: коллективизм или индивидуализм, эгоизм, гуманность, чуткость и человеконенавистничество, жестокость и черствость, правдивость и лживость и пр.
  2. Отношение к труду: трудолюбие и др.
  3. Отношение к самому себе: требовательность и самоуспокоенность, самокритичность и преувеличенное самомнение, скромность и высокомерие, застенчивость и циничность.
  4. Проявление волевых качеств: целеустремленность, колебания, отход от поставленной цели, самостоятельность или действия вопреки убеждению, решительность и неуверенность, настойчивость и несостоятельность, выдержка и самообладание, дисциплинированность и смелость, мужество, трусость и малодушие.

Характер человека представляет собой слияние огромного количества черт, как индивидуальных, так и типичных.

Черта характера – это наиболее устойчивая особенность личности, знание которой позволяет предугадать поведение человека в том или ином конкретном случае.

Если человека характеризуют как выдержанного, решительного и находчивого, то можно заранее знать, как он будет поступать в самых сложных и ответственных обстоятельствах жизни. Наиболее трудный участок работы в коллективе обычно поручают тому человеку, который обладает такими чертами, как настойчивость, ответственность и инициативность. Следовательно, каждая черта характера выступает своего рода показателем поведения человека в тех или иных обстоятельствах.

Любая черта характера – смелость, решительность, скромность, трудолюбие и т. д. – формируется в процессе деятельности, протекающей в определенных условиях.

Одна и та же черта характера у различных людей проявляется по-разному. Например, смелость у одного бывает разумной, у другого – безрассудной; искренность может быть наивной, чистосердечной, напускной. Неповторимое своеобразие проявления одной и той же черты у людей объясняется тем, что в основе их лежат различные мотивы, побуждения, интересы и отношения. Это и придает чертам индивидуальность.

Наряду с индивидуальными чертами, отражающими главным образом личную историю жизни человека, имеются черты, общие для характеров многих людей. Их называют типичными. Типичные черты отражают общие условия жизни и деятельности, воспитания и обучения, а также возраста, суждениям, смелость и настойчивость. Таким образом, в каждом характере представлено и индивидуальное, свойственное вот этому человеку, и типичное, свойственное данной группе людей или классу, возрасту, народу.

Индивидуальное и типичное неразрывны в характере: типичное проявляется у каждого человека индивидуально. Исходя из того, что в характерах людей имеется общее, типичное, в психологии уже давно делается попытка классифицировать характеры на группы. В науке известны многие классификации, в том числе русских психологов А. Ф. Лазурского и П. Ф. Лесгафта, а также советских ученых Н Д. Левитова и А. Г. Ковалева. Однако ни одна из них не получила в науке общего признания, так как не найден основной критерий, по которому можно было бы классифицировать характеры людей на группы.

Своеобразное сочетание черт образует структуру характера. Это не механическое сочетание свойств личности, это сплав их, образующих единство – целостный характер человека.

И. П. Павлов писал:

«Если вы представите отдельные черты совершенно врозь, то, конечно, вы характера человека не определите, а нужно взять систему черт и в этой системе разработать, какие черты выдвигаются на первый план, какие еле-еле проявляются, затираются и т. д.».

В структуру характера входят направленность личности, волевые и нравственные качества.

Необходимо отметить, что определенное влияние на формирование отдельных патологических черт характера могут оказывать как наследственно-биологические факторы, так и особенности внешних условий.