Современные дети о добре и зле. Ситуации для оценки. Православные притчи о жизни

Алёна Роговая
Беседа «О добре и зле» с детьми старшей группы

Цель : Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.

Задачи :

развивать чувство удовлетворения за добрые дела ;

направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь;

воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.

Ход беседы

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Встаньте в «Круг радости» , послушайте стихотворение :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым , доверчивым!

Пусть доброе утро – длится до вечера!

О чем мы будем говорить сегодня?

Дети : О добре .

Воспитатель : А как вы думаете, что такое добро ? Что значит творить добро ?

Рассуждения детей.

Воспитатель : Для чего нужны доброе сердце и добрая душа ?

Дети : Чтоб помогать тем, кто попал в беду.

Воспитатель : А какое сердце у злого человека?

Ответы детей.

Воспитатель : Злой помогает людям?

Ответы детей.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы отправимся к дереву Доброты . Это Дерево наполняет мир добром , напоминает о том, что нужно творить добро . Но с ним произошла беда. Оно завяло и перестало цвести из-за плохих, злых поступков людей. Если мы не оживим Дерево, как вы думаете, что произойдёт. Что может победить? (победит зло) .

Воспитатель : Чтобы добраться до Дерева , нам надо преодолеть препятствия.

Первое препятствие - болото.

Игра «Перейди болото» .

Правило объяснить : перейти болото можно по кочкам. Вот вам дощечки-кочки.

Раздаю всем по три дощечки (картонки, одному не хватает.

Воспитатель : Что делать?

Воспитатель : Мы поделились кочками, это какое дело?

Дети : Доброе .

Воспитатель : Доброе дело радость приносит.

Вместе с детьми повторяем пословицу .

Воспитатель : Какие слова говорят тому, кто с тобой делится?

Дети : Вежливые, добрые слова .

Воспитатель : Давайте поблагодарим тех, кто сейчас совершил доброе дело – поделился кочкой.

Дети благодарят друга.

Следующее препятствие :

Воспитатель : Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?» (картинки-слайды, на которых изображены плохие и хорошие поступки) .

Ответы детей.

Следующее препятствие : «Герои сказок» .

Воспитатель : Сейчас вам нужно вспомнить сказочных героев?

На столе лежат картинки героев сказок.

Воспитатель : Про каких героев вы можете сказать, что они добрые ?

Дети : Золушка, Красная Шапочка, Айболит, «Заюшкина избушка» (Петух выгнал Лису, «Муха – Цокотуха» (комарик) .

Дети объясняют какие поступки совершили эти герои.

Воспитатель : А только ли добрыми бывают сказочные герои?

Ответы детей

Воспитатель : Назовите злых сказочных героев?

Дети : Злая мачеха, Волк, Бармалей, Лиса, Паук. Объясняют, какие поступки совершили герои.

Воспитатель : Разложите героев по поступкам, а помогут смайлики.

Дети раскладывают в коробки, на которых изображены смайлы с добрым и злым выражением .

Воспитатель : Добро побеждает зло , люди не зря говорят : Доброта спасет мир .

Вместе с детьми повторяем пословицы : Добро побеждает зло , Доброта спасет мир .

Воспитатель : Вот мы и добрались до дерева Доброты . (на магнитной доске висит ватман – на нем нарисовано сухое печальное дерево). Дерево печальное, грустное, обиженное, некрасивое, сухое. Оживить его могут ваши добрые поступки , добрые дела . Какие добрые дела можете вы совершать?

Ответы детей : помогать маме, не капризничать, не драться, не обзываться, кормить птиц, ухаживать за малышами и т. п.

Воспитатель : Давайте расскажем о своих добрых делах . Если вы совершаете добрые дела , значит у вас доброе сердце . Расскажите о своем добром деле , иприкрепите на дерево сердечко.

Раздаю детям сердца, вырезанные из бумаги.

Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце на магнит или двусторонний скотч.

Воспитатель : Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец. Ведь это доброе дело ! А сейчас присядьте на корточки, закройте глаза.

Включаю песню Кота Леопольда «Если добрый ты » .

В это время меняю дерево с сердцами на цветущее красивое дерево.

Воспитатель : Открывайте глаза, посмотрите, что произошло с деревом. Мы своими добрыми делами оживили дерево, оно расцвело и напоминает людям, что нужно творить добрые дела .

Вывод : Хорошо ли творить добро ?

Ответы детей

Воспитатель : Добрый человек добро сеет .

Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре .

Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки . Давайте построим пирамиду Доброты . Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты . Давайте вспомним добрые дела , которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее .

Публикации по теме:

Практическая беседа с детьми старшей группы «Компьютерные файлы и папки» Практическая беседа с детьми старшей группы на тему: «Компьютерные файлы и папки Задачи: Обучающие: - Закрепить понятия «Файл», «Папка»,.

Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья». МДБОУ «Детский сад № 43» Воспитатель Харламова Н. В. Цель: Формировать у детей позитивное.

Беседа с детьми 2 младшей группы «Мамочка, мамуля» Беседа «Мамочка, мамуля» Цель: -воспитывать уважение, доброе отношение и любовь к своей маме. Задачи: - развивать внимание, речь, мелкую.

Беседа с детьми средней группы «Если добрый ты» Ц е л ь: воспитание положительных черт характера, побуждение к добрым делам и поступкам. З а д а ч и: осмысление и понимание слов “доброта,.

Беседа с детьми старшей группы «Права ребёнка» Задачи: Познакомить детей с их правами. Воспитывать уважение к членам семьи. Материал: Бумага, карандаши, маска медвежонка, медведицы, лепестки.

Беседа с детьми старшей группы «Щелкунчик и мышиный король» Ольга Ермошина Беседа с детьми старшей группы " Щелкунчик и мышиный король" Цель: Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана; подготовить.

Добро и зло… Чтобы научиться их различать, детям нужны годы и люди, с которых можно брать пример. Нравственность – не всегда свойственное детям понятие, оно не заложено с рождения.

Мяч катится по мостовой. За ним бежит четырехлетний Миша. Его шестилетний брат Диму едва успевает удержать малыша — мимо проносится автомобиль.
«Молодец ! — похвалили Диму прохожие. — Хорошо следишь за братишкой
Дима неприветливо отвечает: «Слежу, а то вечером не дадут телевизор посмотреть».

Выходит, Дима, не герой, а просто бессердечный чертенок? Неужели телевизор ему важнее, чем жизнь братика?

Однако тут нет никакого противоречия: наверняка Дима не хочет, чтобы с Мишей что-то случилось, но куда больше его занимают собственные интересы.
И это совершенно нормально для ребенка в его возрасте.

Дети мыслят иначе, чем взрослые. Наши моральные принципы и взрослое понимание темы Добро и Зло, детям пока ни о чем не говорят.
Они еще только учатся правилам поведения в обществе, таким как предупредительность, терпимость и готовность помочь.
С колыбели они усваивают только одно: надо все делать правильно, чтобы родители тебя любили. Поэтому добро для маленького ребенка — это прежде всего то, что приносит ему пользу, или то, за что родители не ругают.

Насколько собственные интересы дети ставят выше моральных обязательств, показывают результаты исследования, проведенного психологами.

Дети дошкольного возраста были поставлены перед выбором: встретиться с другом, с которым договорились об этом заранее, или пойти в кино.
Все выбрали кино. Почему? Кино — это интересней. А то, что они могут обидеть друга? Этого они не понимали.

Все логично: у детей младше десяти-двенадцати лет нет самой важной предпосылки для нравственного поведения — способности войти в положение других людей, воспринять их чувства как свои собственные.

Как же ребенок приходит к умению отличать добро от зла?
Что такое правильно, а потому хорошо, ребенок начинает понимать, наблюдая за взрослыми, прежде всего за родителями.

В раннем возрасте малыши воспринимают это примерно так:
добро — это то, что мне разрешают и за что мама и папа меня любят;
зло — это то, за что ругают и наказывают.
Но знать -это одно, а вести себя в жизни соответствующим образом надо еще учиться и учиться.

При маме трехлетняя Аня ругает свою подружку: «За волосы тянуть нельзя!» А только мама вышла из комнаты, Аня хватает подружку за косу.

Нравственный ориентир — поведение родителей
Ясно одно: нравственным примером для наших детей являемся мы сами. Конечно же, мы не хотим растить драчунов и взломщиков автомобилей, но нам не надо ни неудачников, ни слюнтяев и трусов. Мы хотели бы иметь уверенных в себе, активных детей. Они должны быть порядочными, воспитанными, но умеющими за себя постоять. Как передать детям свое понимание нравственных ценностей и правил игры в общении с другими людьми? Для этого взрослые должны быть примером для детей.

Родители должны обращаться с детьми так, как они хотели бы, чтобы дети обращались с ними.

Готовности помочь дети учатся у взрослых

Если мы хотим воспитать в детях дружелюбие и терпимость, надо приглашать в гости всех их друзей, даже таких, которые нам, родителям, не очень симпатичны.

Чтобы дети научились сопереживать другому, они должны видеть, как мать и отец, например, утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалидам. И, конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди.
Вроде всё просто и банально… Но именно эти повседневные мелочи и сформируют понимание – что такое Добро.
А про Зло дети и без родителей, благодаря нашим СМИ узнают (увы).

Если мы хотим воспитать в детях чувство ответственности, мы должны в первую очередь дать им такую возможность: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, в домашнем хозяйстве или при уходе за домашними животными.

Чтобы дети научились правильно, критически относиться к себе и другим людям, надо принимать их всерьез и разрешать им откровенно выражать свое мнение, принимать участие в совместном решении.
Чтобы воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, собственной значимости, ему нужна такая атмосфера в семье, когда теплота, взаимопонимание и сознание защищенности становятся чем-то само собой разумеющимся. Только так малыши могут приобщиться к нравственным ценностям Добра и Зла.

Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа. Поучительные аллегории позволяют коротко и ёмко дать какую-либо нравственную установку, не прибегая к прямому убеждению. Именно поэтому притчи о жизни с моралью – короткие и иносказательные – во все времена были очень популярным инструментом воспитания, затрагивая самые разные проблемы человеческого бытия.

Умение различать добро и зло отличает человека от животного. Неудивительно, что фольклор всех народов хранит немало притч на эту тему. Дать собственные определения добру и злу, исследовать их взаимодействие и объяснить природу человеческого дуализма пытались и на Древнем Востоке, и в Африке, и в Европе, и в обеих Америках. Большой корпус притч на эту тему показывает, что при всей разнице культур и традиций, представление об этих основополагающих понятиях у разных народов общее .

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

– В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Познай и не делай

Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.

– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

– Конечно, нет!

– А воровать?

– А убивать?

– Так иди и познай всё это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!

Чёрная точка

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их:

– Что вы видите?

Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:

– А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка! Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».


Где бы ни родился человек, кем бы он ни был, чем бы ни занимался, по сути, он делает одно – ищет счастья. Этот внутренний поиск продолжается с рождения до смертного одра, даже если не всегда осознаётся. И на этом пути человека подстерегает масса вопросов. В чём заключается счастье? Можно ли, не имея ничего, быть счастливым? Можно ли получить счастье готовым или нужно создавать его самому?

Представление о счастье так же индивидуально, как ДНК или отпечатки пальцев. Для одних людей и целого мира мало, чтобы почувствовать себя хотя бы удовлетворённым. Другим достаточно малого – солнечного луча, дружеской улыбки. Кажется, что по поводу этой этической категории согласия между людьми быть не может. И всё же в разных притчах о счастье обнаруживаются точки соприкосновения.

Кусочек глины

Бог слепил человека из глины. Слепил для человека землю, дом, зверей и птиц. И остался у него неиспользованный кусок глины.

– Что же ещё слепить тебе? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог, задумался и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера:

– Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Мастер ответил, что они верны полностью.

– Это просто доказать. Ибо за деньги можно купить постель - но не сон; еду - но не аппетит; лекарства - но не здоровье; слуг - но не друзей; женщин - но не любовь; жилище - но не домашний очаг; развлечения - но не радость; учителей - но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

Ходжа Насреддин и путник

Однажды Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город.

– Что с тобой? – спросил Ходжа Насреддин путника.

Человек показал ему потрёпанный дорожный мешок и жалобно сказал:

– О, я несчастный! Всё, чем владею я в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок!

– Плохи твои дела, – посочувствовал Насреддин, выхватил мешок из рук путника и убежал прочь.

А путник продолжил путь, обливаясь слезами. Тем временем Насреддин забежал вперёд и положил мешок прямо посреди дороги. Путник увидел свой мешок, валяющийся на пути, рассмеялся от радости и вскричал:

О, какое счастье! А я уж думал, что всё потерял!

«Легко осчастливить человека, научив его ценить то, что он имеет», – наблюдая за путником из кустов, подумал Ходжа Насреддин.

Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.

Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.

Ведро яблок

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

– Кто чем богат, тот тем и делится!

Низкие и достойные

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:

– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.

Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.

– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.

Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Измени голос

Голубка увидела в роще сову и спросила:

– Откуда ты, сова?

– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.

Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:

– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?

– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.

– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.

О родителях

Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды о Хаме, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить.

Постоянная актуальность темы «Родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.

Кормушка

Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта.

Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.

– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.

– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.

Орёл и орлёнок

Старый орёл летел над пропастью. На спине он нёс своего сына. Орлёнок был ещё слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал:

– Отец! Сейчас ты несёшь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу.

– Нет, сынок, – печально ответил старый орёл. – Когда ты вырастешь, ты понесёшь своего сына.

Подвесной мост

На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост. По его деревянным дощечкам ходили люди, а два троса служили перилами. Люди так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам.

Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к мосту, но никто не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без них мост оказался неприступным.

Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.

Житейские притчи

Житейские притчи – это особая категория текстов. В жизни человека каждый момент возникает ситуация выбора. Какую роль в судьбе могут сыграть незначительные, казалось бы, мелочи, незаметные маленькие подлости, глупые провокации, нелепые сомнения? Притчи отвечают на этот вопрос однозначно: огромную.

Для притчи нет ничего несущественного и неважного. Она крепко помнит, что «трепетание крыла бабочки отзывается громом в дальних мирах». Но притча не бросает человека наедине с неумолимым законом воздаяния. Она всегда оставляет возможность упавшему подняться и продолжить путь.

Всё в твоих руках

В одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили к нему люди со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За это любили и уважали его.

Только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!» Однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал:

– Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдёмте к вашему мудрецу, я поймаю бабочку, и когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», – ведь всё равно кто-нибудь из вас проговорится. И тогда я спрошу: «А живая или мёртвая?» Если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мёртвая, то я выпущу бабочку на свободу. В любом случае, ваш мудрец окажется в дураках!

Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой первый вопрос:

– Бабочка, – ответил мудрец.

– А живая или мёртвая?

Старик, улыбнувшись в бороду, сказал:

– Всё в твоих руках, человек.

Летучая Мышь

Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами. Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Но потом она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц. В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала.

Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда старая Летучая Мышь сказала:

– Нет! Я останусь посредине.

– Хорошо! – сказали обе стороны.

Битва началась и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла.

Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, всегда окажется на самой гнилой части верёвки, что висит над пастью смерти.

Падение

Один ученик спросил своего наставника-суфия:

– Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моём падении?

– Вставай!

– А на следующий раз?

– Снова вставай!

– И сколько это может продолжаться – всё падать и подниматься?

– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Православные притчи о жизни

Ещё академик Д.С. Лихачёв отмечал, что на Руси притча как жанр «выросла» из Библии. Библия и сама по себе усеяна притчами. Именно такую форму поучения народа выбирали Соломон и Христос. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства на Русь жанр притчи глубоко укоренился на нашей земле.

Народная вера всегда была далеко от формализма и «книжной» усложнённости. Поэтому лучшие православные проповедники постоянно обращались к аллегории, где обобщённо трансформировали ключевые идеи христианства в сказочную форму. Иногда православные притчи о жизни могли концентрировать в одну фразу-афоризм. В других случаях – в короткий сюжет.

Смирение – это подвиг

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения на духовный подвиг: жить одной и без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:

– Ты знаешь, лукавый не ест, не пьёт и не спит, а всё в бездне живёт, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всём воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всём, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!

Твой крест

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него:

– Можно я выберу себе иной крест?

Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:

– Выбирай.

Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:

– Господи, можно мне взять этот?

– Можно, – ответил Бог. – Это же твой собственный и есть.

О любви с моралью

Любовь движет мирами и человеческими душами. Было бы странно, если бы притчи обошли вниманием проблемы отношений мужчины и женщины. И здесь авторы притч поднимают великое множество вопросов. Что такое любовь? Можно ли дать ей определение? Откуда она приходит, и что её губит? Как её обрести?

Затрагиваются притчами и более узкие аспекты. Бытовые отношения мужа и жены – казалось бы, что может быть банальней? Но и здесь притча находит пищу для размышления. Ведь это лишь в сказках брачным венцом дело заканчивается. А притча знает: с этого всё только начинается. И сохранить любовь не менее важно, чем её найти.

Всё или ничего

Один человек пришел к мудрецу и спросил: «Что такое любовь?» Мудрец сказал: «Ничего».

Человек очень удивился и начал рассказывать ему, что читал много книг, в которых описывается, что любовь бывает разной, грустной и счастливой, вечной и быстротечной.

Тогда мудрец ответил: «Всё».

Человек опять ничего не понял и спросил: «Как же тебя понять? Всё или ничего?»

Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты сам только что ответил на свой вопрос: ничего или всё. Середины быть не может!»

Разум и сердце

Один человек утверждал, что разум на улице любви - слеп, и что главное в любви - сердце. В доказательство этому он приводил рассказ о влюблённом, который много раз переплывал через реку Тигр, храбро борясь с течение, чтобы увидеться со своей возлюбленной.

Но однажды он вдруг заметил у неё на лице пятнышко. После этого, переплывая Тигр, он подумал: «Моя любимая несовершенна». И в тот же миг любовь, которая держала его на волнах, ослабела, посреди реки силы покинули его, и он утонул.

Чинить, а не выбрасывать

Пожилую пару, прожившую более 50 лет вместе, спросили:

– Наверное, вы ни разу за полвека не поругались?

– Ругались, – ответили муж и жена.

– Может быть, у вас никогда не было нужды, были идеальные родственники и дом – полная чаша?

– Да нет, всё как у всех.

– Но вы никогда не хотели разойтись?

– Бывали и такие мысли.

– Как же вам удалось так долго прожить вместе?

– Видимо, мы родились и выросли в те времена, когда сломанные вещи было принято чинить, а не выбрасывать.

Не требуй

Учитель узнал, что один из его учеников настойчиво добивался чьей-то любви.

– Не требуй любви, так ты её не получишь, – сказал учитель.

– Но почему?

– Скажи, что ты делаешь, когда в твою дверь ломятся непрошеные гости, когда они стучат, кричат, требуя отворить, и рвут на себе волосы от того, что им не открывают?

– Я сильнее запираю её.

– Не ломись в двери чужих сердец, так они ещё сильнее закроются пред тобой. Стань желанным гостем и перед тобой откроется любое сердце. Возьми пример с цветка, который не гоняется за пчёлами, а даря им нектар, привлекает их к себе.

Короткие притчи об оскорблении

Внешний мир – жёсткая среда, которая постоянно сталкивает людей друг с другом, высекая искры. Ситуация конфликта, унижения, полученного оскорбления способна надолго выбить человека из колеи. Притча и здесь приходит на помощь, играя психотерапевтическую роль.

Как реагировать на нанесённое оскорбление? Дать волю гневу и ответить наглецу? Что выбрать – ветхозаветное «око за око» или евангельское «подставь вторую щёку»? Любопытно, что из всего корпуса притч об оскорблениях наибольшей популярностью сегодня пользуются буддийские. Дохристианский, но не ветхозаветный подход кажется нашему современнику наиболее приемлемым.

Иди своим путём

Один из учеников спросил Будду:

– Если меня кто-нибудь оскорбит или ударит, что я должен делать?

– Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? – спросил тот в ответ:

– Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, – сказал ученик.

Тогда Будда заметил:

– Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это всё равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Забирайте себе

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде:

– Неужели тебя не задевают наши слова?!

– Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, – ответил Будда. – А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Сократ и наглец

Когда какой-то наглец ударил Сократа ногою, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил:

– Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?

О смысле жизни

Размышления о смысле и цели бытия относятся к категории так называемых «проклятых вопросов», и однозначного ответа нет ни у кого. Однако глубокий экзистенциальный страх – «Зачем я живу, если всё равно умру?» – терзает каждого человека. И конечно, жанр притчи тоже касается этого вопроса.

Притчи о смысле жизни есть у каждого народа. Чаще всего он определяется так: смысл жизни – в самой жизни, в её бесконечном воспроизведении и развитии через последующие поколения. Кратковременность бытия каждого отдельного человека рассматривается философски. Пожалуй, наиболее аллегоричная и прозрачная притча этой категории была придумана американскими индейцами.

Камень и бамбук

Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел, чтобы жизнь человека была похожа на его собственную.

Камень говорил:

– Жизнь человека должна быть такой же, как моя. Тогда он будет жить вечно.

Бамбук отвечал:

– Нет, нет, жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова.

Камень возражал:

– Нет, пусть лучше будет по-другому. Пусть лучше человек будет, как я. Я не склоняюсь ни под дуновеньем ветра, ни под струями дождя. Ни вода, ни тепло, ни холод не могут повредить мне. Моя жизнь бесконечна. Для меня нет ни боли, ни заботы. Такой должна быть жизнь человека.

Бамбук настаивал:

– Нет. Жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, это правда, но я возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня – повсюду мои сыновья. И у них тоже будут свои сыновья, и у всех будет кожа гладкая и белая.

На это камень не сумел ответить. Бамбук победил в споре. Вот почему жизнь человека похожа на жизнь бамбука.


С давних времен людям дано право выбирать между «плохим» и «хорошим», добром и злом. Что же такое «хорошо» и что такое «плохо», где проходит граница между этими понятиями? Эти вопросы интересуют каждого человека с самого раннего детства.

Родителям важно сформировать понятия о добре и зле наряду с развитием интеллекта и творческих способностей крохи. Именно в раннем детстве малышу проще всего не только научиться считать, читать, играть на музыкальных инструментах, но и раз и навсегда определить для себя систему нравственных ценностей. Позднее уже сложно будет исправить сложившиеся представления ребёнка о «плохом» и «хорошем». Уже годовалые малыши начинают задумываться о собственной личности и о других людях. Именно в этом возрасте они пробуют грани дозволенного, что можно, а что нельзя, за что похвалят, а за что поругают.

С раннего возраста формируйте правильные представления ребёнка о добре и зле. Например, не умиляйтесь, когда кроха дергает кота за хвост. Лучше сразу спокойно, но категорично выкажите свое отношение к ситуации: «Кошке больно, нехорошо её обижать. Давай лучше с ней поиграем!».

Маленький непоседа может шалить, испытывая ваше терпение. Прежде всего, Вам необходимо сохранять спокойствие, и ни в коем случае не называть ребёнка плохим или злым. Этим можно запрограммировать малыша на негативную черту характера. Вместо этого скажите крохе, что знаете, что он очень добрый и хороший. И Вам непонятно, почему малыш себя так ведёт, ведь добрые и хорошие дети так не делают. Ребёнок не пожелает обмануть Ваше доверие и будет стремиться быть хорошим.

Кстати, обязательно выражайте свою радость при совершении малышом добрых дел, поощряйте его.

Самые яркие представления о хорошем и плохом формируются нашими собственными поступками. Вы можете сколько угодно говорить ребёнку о необходимости быть щедрым или ласковым, но если будете жадничать или грубить, малыш Вам не поверит. Слова должны подтверждаться реальными действиями. Не лгите крохе, если учите быть правдивым, не кричите на него, если учите быть терпеливым и т.п. Ребёнку в дальнейшем придется непросто, если Вы будете вселять в его душу противоречия. Очень важно чтобы к началу посещения садика малыш научился чётко прокладывать грань между добром и злом.

Иван-царевич и Серый волк

Победа добра над злом должна быть в представлении крохи однозначной. Жаль, что современная действительность с её новыми мультфильмами, книгами, передачами размывает границу между плохим и хорошим. «Положительные» герои часто злы и безжалостны, но детишки восхищаются их кровожадными поступками. Нам всё равно не оградить малышей от телевидения и литературы, поэтому необходимо успеть заложить в них истинную систему ценностей - с раннего возраста знакомить с добрыми сказками, фильмами, спектаклями, где Добро раз и навсегда расправляется со Злом.

В русских сказках главным героем часто является Иван (Царевич, Дурак и т.д.) – бесстрашный и добрый герой, который победит всех врагов. Его спутницей выступает красивая, добрая и умная женщина – Василиса Премудрая, Елена Прекрасная и др. Зло чаще всего олицетворяют Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Из наших народных сказок ребёнок сделает правильные выводы, какие поступки плохие, а какие хорошие.

Характер малыша можно формировать с помощью сказок. Воспитание доброты, воли, мышления, борьба с капризами происходят в ненавязчивой форме, но глубоко западают в душу крохи. Вы рассказываете ему сказку о нём самом же, в сюжете которой ребёнок совершает хорошие поступки. В результате Ваш сын или дочь захотят подражать своему сказочному образу в жизни. И тогда малышу не нужно будет объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо – он сможет рассказать Вам об этом сам!

Предлагаем рассказать Вашему крохе притчу о добре и зле:

«Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Классный час для 3-4 класса с презентацией. Добро и зло

Сценарий классного часа для обучающихся 3 - 4 классов «Добро и зло»

Суртаева Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ «Тондошенская ООШ» «Верх-Бийская ООШ», Республика Алтай Турочакский район с. Верх-Бийск
Данный классный час будет полезен учителям начальных классов, он предназначен для детей 3 – 4 классов.
Тема классного часа: «Добро и зло»
Цель: Формирование у учащихся представления о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, воспитывать культуру общения.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость, учить совершать благие дела.
Оборудование: презентация (смена слайдов и изображений по клику), словарь русского языка С.И.Ожегова.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Вы друг к другу повернитесь,
Очень мило улыбнитесь.
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
2.Вступительная беседа.
- Ребята, посмотрите на экран. (2 слайд)

-Что объединяет картинки? (предположения детей)
- Можете ли вы предположить, какая тема нашего занятия? (ответы детей)
- Я вам дам ещё одну подсказку. (3 слайд)


- Посмотрите на экран. Знакомые герои? Какая общая тема объединяет картинки из сказок? (ответы детей)
- Ребята, тема классного часа «Добро и зло» (слайд 4)


3. Беседа по теме занятия.
- Ребята, какие сказки вы можете вспомнить, где встречается тема добра и зла? (ответы детей) Вспомните, пожалуйста, героев, которые имеют положительные качества. А каких героев мы можем назвать отрицательными? (заранее можно подготовить иллюстрации самых популярных героев)
- Ребята, добро и зло – это особые слова. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Кто может из вас постараться ответить на вопрос: что такое добро? (дети высказывают свои предположения)
- Я принесла с собой словарь русского языка С.И.Ожегова. В этом словаре мы попробуем отыскать ответ на наш первый вопрос: что такое добро? (слайд 5)


- Обратите внимание, что слово «Добро» имеет два значения. (обсуждение с детьми)
- И второй вопрос, на который мы постараемся ответить, а что такое зло? (своё мнение высказывают дети)
- Уточним в словаре, не ошиблись ли вы в своих ответах. (слайд 6)


- Ребята, посмотрите на следующий слайд. (слайд 7)


- Как вы считаете, какое отношение к нашей теме имеют эти животные? (дети высказывают свои предположения)
4. Просмотр притчи «Два волка"
- А сейчас я предлагаю посмотреть одну притчу, которая называется «Два волка». (при просмотре притчи учитель читает текст сам или хорошо читающий учащийся (слайд 8 видео)


5. Обсуждение и анализ притчи.
- Как вы поняли смысл этой притчи? (рассуждения детей)
- Как можно объяснить слова старика: «Побеждает тот волк, которого ты кормишь »?
- Каждый человек способен вскормить в себе доброго или злого волка. Каждый решает сам, какой волк ближе. Я хотела бы всем пожелать, чтобы вы совершали только добрые поступки, говорили только добрые слова.
- А чем отличаются слова добро и доброта? (ответы детей)
- Если бы сейчас я предложила вам нарисовать картинку под названием «Добро», то что бы вы на ней изобразили? (ответы детей)
- А я хочу показать вам вот такую добрую картинку (слайд 9). И прочитать маленький стишок:Хочешь, чтоб тебя любили? Делай людям ты добро. Очень скоро убедишься - поступаешь ты умно!


- Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, зле, доброте? (работа с детьми. Детям можно предложить пословицы на экране, а можно раздать на листочках и разобрать смысл нескольких пословиц и поговорок). (слайд 10)


6. Работа с пословицами и поговорками.
- У каждого из вас доброе сердечко, я это точно знаю. Посмотрите, сколько таких сердечек в нашем классе – целый сад! И я так этому рада! (слайд 11)


- Я очень надеюсь, что в нашем садике будут всегда красивые цветы, крепкие корни и множество плодов. Обещаете стараться?
7. Обобщение полученного материала.
- Ребята, мы с вами сегодня на занятии много обсуждали, высказывали свои мнения. Какие советы теперь вы можете дать своим младшим братишкам и сестрёнкам, а может даже и старшим? (ответы детей) Я предлагаю вам сформулировать несколько полезных советов, которые мы будем хранить в своей памяти. (можно предложить детям нарисовать плакат) (слайд 12 с песней)


- Какой герой мультфильмов всегда призывает жить дружно? Конечно, Леопольд. И сейчас я предлагаю вам послушать его песенку «Песенка о доброте».
8. Подведение итогов.
- Ребята, вспомните, как же заканчиваются наши любимые сказки?
-Добро побеждает зло! И я вам желаю, чтобы в вашей жизни было так же! (слайд 13)


- И в завершении нашего занятия я хочу вам прочитать небольшое стихотворение (слайд 14 а).


Как хорошо, что доброта
живёт на свете вместе с нами.
Без доброты ты - сирота,
Без доброты ты - серый камень!
-Я надеюсь, что наше занятие прошло не зря и вы очень многое возьмёте с собой в вашу жизнь!
9. Домашнее задание.
- Я прошу вас дома сочинить свою маленькую сказку о добре, зле, доброте.
(слайд 14 б). Спасибо за внимание!

Презентация на тему: Сценарий классного часа для учащихся 3-4 классов "Добро и зло"