Понятие знака примеры знаковых систем. Понятие знака и знаковой системы. Основные свойства знака. Своеобразие языка как знаковой системы. Типология, особенности, примеры

Отдельное место в МСС занимают знаки, даже целые знаковые

Знак представляет собой материально-идеальную сущность, с помощью которой познается то новое, что лежит за пределами его внешней формы.

Знаковая система рассматривается как совокупность условных знаков и правил их взаимосвязи в определенной сфере человеческой деятельности. Наукой, занимающейся знаковыми свойствами и знаковыми системами является семиотика, основанная Чарльзом Сендерсом Пирсом (1839-1914). По мнению ученого "знак это некоторое А, обозначающее некоторый факт или объект В, для некоторой интерпретирующей мысли С".

По оценкам американских психологов существует около 700 000 знаков. Для сравнения - полный английский словарь насчитывает не более 600 000 слов.

Человек живет в двух мирах - мире вещей и мире знаков, и весь мир знаков - первая мишень для манипуляции (рис. 19.1). Подготовка же к манипуляции заключается в том, чтобы создать новые идеи, желания, цели, а не только разрушить определенные представления и идеи. Главная задача - вызвать путаницу в мыслях, сделать их нелогичными, несвязанными, приму-

сиги человека подвергнуть сомнению устойчивые жизненные истины. А это и делает человека беззащитным перед манипуляцией.

Знаковые отношения включают себя:

o дело, что выступает в качестве знака;

o указания на нечто иное;

o интерпретацию (толкование).

По Ч. С. Пирсом существуют такие виды знаков:

♦ А вроде В: культовые знаки (географические карты, схемы, чертежи)

♦ А подобное (смежно) до В: индексы (след от ступни, стекло с отверстием от пули, указания пальцем на что-то, знаки дорожного движения);

♦ А условно вроде В: символы (слова, предложения, математические знаки).

Различают следующие виды знаковых систем:

1.1. Первичные - образованные предметами, явлениями, свойствами окружающей действительности.

1.2. Вторичные - отражение внешней действительности с помощью сознания.

2. Искусственные / естественные.

3.1. Детерминированы - элементы взаимодействуют строго определенным и однозначным образом.

3.2. Вероятностные - нежесткий порядок следования элементов.

4.1. Одномерные - сложенные однородными элементами.

4.2. Многомерные - сложенные неоднородными элементами.

5.1. Динамические - подвижные.

5.2. Статические - неподвижны.

Существуют пять основных вариантов знаковых систем:

0-й уровень: Структурная - знаковая система, изначально присущая любой материи. Передает через структуру объекта информацию о ее свойствах. Безусловная.

1-й уровень: Сенсорная - знаковая система, изначально присуща "живой" материи. Тактильное, химическое, радиационное, гравитационное восприятия. Однозначная система оценки (температура воды выше 20 ° С приемлема, виза 45 ° С - опасная для жизни), адекватное восприятие раздражителей, завязка на безусловные рефлексы (развитая начиная с одноклеточных).

2-й уровень: мимическая - знаковая система, изначально характерна для внутригруппового общения, позволяет адекватную передачу информации. В нее входят: мимика, жесты, различные виды специализированной сигнализации (запах, электро- и т.д.), принятые внутри данной группы. Довольно однозначна.

3-й уровень: Вербальная - знаковая система, оперирующая абстрактными понятиями (слова, цифры, указывающие на информационный объект, но не изображают его). Она чрезмерна, построенная на системе указателей, причем каждый указатель строится структурно (языки, математика).

4-й уровень: Этическая - знаковая система, являющаяся производной по отношению к первым четырем знаковых систем. Позволяет передавать информацию о "эмоциональное", "образное" окраски события. Наличие (развитость) ее характерно как проявление высшей нервной деятельности. Данная знаковая систем оперирует образными понятиями - моделями реальных объектов. Каждая модель неоднозначна, приближены к реальному объекту с заданной точностью, несет в себе информацию о структуре объекта, о семантике его отношений с информационной средой. Информационным носителем для нее более низкие уровни (что характерно и для всех уровней знаковых систем - все они могут пользоваться другими уровнями).

Иерархия знаковых систем базируется на двух принципах разделения: тип знаковой системы и ее базовый знак. Она имеет вид, приведенный на рисунке 19.2.

Рассмотрим основные составляющие знаковых систем.

1. Тишина (техника молчания).

Молчание также информацией. На размышления, сознание и подсознание человека влияют чередование звука и тишины с определенным ритмом, интенсивностью (как у Ф. Ницше "большие события происходят в тишине»). Техника молчание "тихой", более или менее подсознательной коммуникацией среди посвященных с помощью умалчивания.

2. Язык слов.

Язык - вторичная естественная вероятностная многомерная динамическая знаковая система.

"Мы - рабы слов", - сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше. Этот вывод доказан множеством исследований, как теорема.

Первичной функцией слова на заре человечества было внушение, подчинение не через разум, а через чувства (песни, сказки). Эта гипотеза, высказанная Борисом Федоровичем поршневым (1905-1972), находит все больше подтверждений. Например, у человека горе, жизненный беспорядок, она ищет совета у других людей, которые совсем не знают ее проблем, но могут утешить словами-внушениями: "не грусти", "возьми себя в руки", "все образуется" и т. Д. Эти слова имеют целебное действие. Именно слова, а не содержание. Внушаемость посредством слова плюс глубинное свойство психики, возникшие гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Это также прослеживается в процессе развития ребенка, когда главной линией поведения ребенка являются: "Мама не велела".

"Язык есть дом бытия. В жилище языка живет человек...", - писал немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976) в "Письме о гуманизме". В новое время, в новом обществе Запада естественный язык стала заменяться искусственной, специально созданной. Слова стали рациональными, потеряли вековые корни, превратились в безличный, бездуховной инструмент. Как:

Биржевой делец - "Брокер

Наемный убийца - "Киллер Руководитель -" Лидер

Часто употребляемое слово гуманизм может означать долю, конкретное представление о человеке, с подавлением и даже уничтожением всех тех, кто не вписывается в эту теорию - на идеях Просвещения уничтожали индейцев; еще один яркий пример - работорговля: по 1701-1810 гг. в Америку было продано 6200000. африканцев, а в трюмах кораблей погибло в 10 раз больше. Но в 1811-1870 гг. Вся просвещенная Европа проклинала Россию за нарушение прав человека - крепостное право, а параллельно "гуманные" европейцы завезли в Америку и продали еще 1900000. Африканцев, хотя российские военные моряки некоторых работорговцев успели поймать и повесить за это.

Еще одним примером использования языка слов является роман-антиутопия "1984" Джорджа Оруэлла - фантастический описание тоталитарного режима, главным средством подавления в котором был "новояз" - специально изобретена язык, меняет содержание знакомых слов. Как показывает история, 1985г. Стал для СССР годом внедрения "новояза".

В этом ракурсе стоит остановиться на вопросе свойств языкового знака. Так, он имеет относительно условный н Связь с реальными вещами и со свойствами этих вещей. Звуковой сторону знака относительно условно связан с содержательным. Способен вступать в линейные отношения в составе сложного знака, а также в линейные, пространственные и временные отношения в составе речевой цепи. Связан с другими знаками отношениями одновременности в сознании носителя языка. Обладает стойкостью в силу традиции, необходима обществу. Сменный во времени в силу изменения условий его применения. Звуковой и содержательную сторону во их изменении относительный - в пределах закономерности языковой системы - независимые друг от друга. Один знак языка обязательно связан ли сопоставим с другими знаками. Знаковая система языка сращена с системой сознания с через нее связана и соотнесена с системой социальной жизни людей.

Функциями языковых знаков являются: отличительная, конструктивная и Классифицирующая. По отношению к объектам и элементов сознания: номинативная (название объекта), дейктивна (указания на объект), экспрессивная (выражение состояния сознания), сигнификативный (обозначение понятия), моделирующая (создание знакового аналога ситуации), прагматическая (влияние на человека).

3. Язык цифр.

Числе имеет много значений, укоренено во многих культурах мира. Число, как слово, изначально связано с вещью. Пифагорейцы считали, что вещи "подражают числа". Никола Кузанский говорил: "Там, где речь математики потерпит неудачу, человеческий дух уже ничего не сможет понять и познать". Через число только и может быть понят мир. Сила убеждения чисел огромна!

Язык цифр кажется максимально бесстрастным, поэтому не может лгать. Сила убеждения чисел большая, она дает свободу тем, кто владеет числами, и делает очень зависимыми тех, кто их "потребляет". Такое положение дел означает замену качеств (ценностей) их количественным суррогатом (ценой), что снимет проблему выбора, а займет ее проблемой подсчета, что составляет смысл тоталитарной власти технократии.

Кроме того, число имеет свойство застревать в мозгу, особенно, если связано математической формуле или уравнением (здравый смысл при этом бессилен).

4. Феромоны - "рацион запахов".

Идея использования запахов как средства обмена информацией была "позаимствована" у насекомых (запах как главный информационный канал о ее состоянии).

Знаковая система запахов, значение которого часто скрывается вне сознания, вызывает значительное влияние на поведение (например, духи, содержащие информацию о тончайшие человеческие отношения).

Слова о запахах действуют особого психическую сферу - воображение, и под влиянием слов человек вроде чувствует тот или иной запах. Сигнал запахов - "запах крови", "запахло жареным" - потенциально опасна, неприкрытая участок фронта нашей обороны против МСС

5. Язык зрительных образов.

Еще в более чем 100 лет назад Ле Бон определил: "Толпа думает образами, и образ, вызванный в ее воображении, в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым... Толпа, со способен думать только образами, восприимчив только к образам. Только образы могут увлечь ее или зародить в ней ужас и стать двигателями ее поступков ".

Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия - наряду с сообщением, что открыто ссылается, манипулятор посылает адресату "закодированный" сигнал, надеясь на то, что этот сигнал пробудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Этот скрытый влияние опирается на "неявное знание", которым владеет адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мысли и поведение.

Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения нужным руслом, но так, что человек не заметил скрытого воздействия.

Особое место занимают зрительные образы и ейдосферне восприятия, удостоверяющих властные технологии нашего тысячелетия. В сочетании с текстом и числами зрительные образы дают многократный кооперативный эффект, ведь сочетаются два разных типа восприятия, входящих в резонанс и взаимно "расшатывают" друг друга (семантическое, "убеждения", и эстетическое, "захват"). Примером этого также есть театр (в одном сообщении объединены различные типы знаков - текст, звук, голоса, свет, пластика движений, - а это длительное время поддерживает интерес и внимание человека).

6. Демократия шума.

Технология, которая используется для невозможным зарождение собственных групп элиты (интеллигенции) в массе управляемых, - для этого ее полностью оставляют без тишины. Ведь элита очень ценит тишину и, конечно, имеет экономические возможности организовать собственную жизнь вне "демократией шума". Создается такое звуковое (и шумовое) оформление окружающего пространства, что средний человек практически не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связанную мнение. Это - важное условие ее беззащитности против манипуляции сознанием.

7. Акусфера (мир звуковых форм).

Акустическая сфера - это мир звуковых форм. Влияет не на разум, а на чувства. Восприятие слова очень зависит от того, каким голосом оно произнесено (командным, ласковым, капризным): "Язык является цветение уст".

М. Хайдеггер подчеркивал: "Чтобы раскрылось бытия в свой своей таинственной явленности, тот, кто слушает, должен свободно отдать себя власти ее слышимого образа".

С помощью этих знаков можно разрушить психологические защиты, отключить здравый смысл и подготовить сознание человека к манипуляции.

Перед человеком всегда стояла проблема поиска наиболее удобного способа сообщения информации и идентификации тех или иных действий, событий или объектов. Для того чтобы облегчить многие процессы жизнедеятельности создавались различные варианты передачи сообщений как во времени и пространстве, так и в непосредственном контакте с носителем этого сообщения. Например, для сообщения об опасности всегда применялись звуковые, световые сигналы или сигналы, подаваемые с помощью цвета. С детского возраста человек привыкает к тому, что красный это предупреждение об опасности.

Конечно вербально (то есть словесно) можно очень точно и корректно сообщить нечто важное. Однако это влечет за собой ряд проблем. В первую очередь это языковой барьер. Если в силу каких-либо обстоятельств оказаться в другой стране или в обществе людей, язык общения которых вам не известен, то узнать что происходит - становится очень и очень сложно. Можно воспользоваться жестами. А если необходимо сообщить нечто на определенное расстояние – ситуация может стать абсолютно тупиковой. Второй важной проблемой в передаче информации всегда являлось время. Часто складываются такие ситуации, при которых счет идет на секунды. Следовательно, возникает проблема поиска наиболее удобного способа передачи сообщения, который позволит сделать это быстро. Третья проблема – простота передачи этого сообщения. Итак складывается три основных отправных точки в поиске решения выше описанной проблемы: быстро, просто и без дополнительных сложных факторов (например, иностранный язык).

Человек быстрее и проще всего получает информацию зрительно. Поэтому, любую информацию удобнее всего облечь в изобразительную форму. При этом изображение должно быть достаточно простым, понятным, не требующим излишнего времени на распознавание. Таким изображением может стать знак. Знаком можно считать графическое воплощение некоего смыслового содержания. Например, самый простой способ сообщить о получении важного сообщения это изобразить почтовый конверт. Знаки окружают нас каждый день. Это знаки-указатели, знаки-пиктограммы, книжные знаки, фирменные или товарные знаки.

Знаки-пиктограммы.

Фирменный знак.

Если для определенного вида деятельности требуется группа знаков, то речь идет о создании знаковой системы. Знаковой системой можно считать группу знаков, объединенную общим назначением и стилем графического решения. Классическими примерами знаковых систем можно считать дорожные знаки или знаки на мониторе компьютера.

Дорожные знаки, принятые к использованию на территории РФ (представлены частично).

Знаковая система виртуальной среды.

Следует отметить, что понятие знаковой системы имеет отношение лишь к графическим формам знаков и не затрагивает область знаково-информационного функционирования иных классов искусственных систем.

А.Чапурина Знаковая система для учебной деятельности. Учебная работа

В теории любой знак рассматривался с точки зрения формальной структуры его внутренней организации как отношение: графический носитель - смысловое содержание. В зависимости от характера этого отношения знаки подразделяются на три вида:

Иконические знаки – достаточно конкретно передающие образ заложенного содержания;

Знаки-индексы – графически абстрактные и отображающие конвенциально заложенное содержание;

Знаки-символы – отображают сложное глубинное символическое содержание (графически могут быть как иконическими, так и индексами).

Изучением знаков и знаковых систем занимается наука СЕМИОТИКА.

Не каждое изображение может быть знаком. В первую очередь, оно должно соответствовать фундаментальным требованиям. К ним относятся: автономность, различимость, запоминаемость и визуальная активность. Подробно охарактеризуем каждое.

Автономность это такое построение знака, при котором изображение будет независимым, самостоятельным и визуально изолированным от внешнего окружения и его возможных влияний. Автономность предполагает композиционную замкнутость графической структуры знака. Свойство автономности знака обеспечивает константность (постоянство) его восприятия независимо от окружения, в котором он может оказаться.

Различимость позволяет выделять знак среди других знаков и не дает ему возможности «затеряться» среди других знаковых структур. Знак должен обладать индивидуальностью строения графической структуры, обладать отличительными признаками, выделяющими из ряда аналогичных знаковых форм.

Запоминаемость знака определяется ясностью, четкостью построения его формы. Это достигается за счет предельной обобщенности, достаточной лаконичности, цельности композиции и оптимальной сложности всех его элементов.

Визуальная активность знаковой формы предполагает использование арсенала средств формально-композиционной выразительности построения изображения, которое позволит воздействовать на чувственное восприятие человека. Знак должен вызывать эмоциональную реакцию как на определенный сигнал, посыл к действию.



Помимо фундаментальных требований каждый знак должен соответствовать требованиям, обеспечивающим его функциональность. К таким требованиям можно отнести следующие:

Читабельность. Применительно к знаку читабельность можно понимать как возможность легкого считывания, распознавания формы. Если изображение будет изобиловать мелкими деталями, слишком сложным рисунком, то это автоматически выведет его из категории знаков. Как уже было сказано выше, знак призван быстро и просто передавать сообщение, заложенный в него смысл. Следовательно, он должен быть достаточно простым, контрастным по графике, что позволит зрителю легко «считывать» изображение.

Внутренний масштаб. Понятие внутренний масштаб предполагает построение структуры знака, таким образом, при котором форма не теряет свою читабельность при многократном уменьшении или многократном увеличении. Любой знак может оказаться как на визитной карточке, где его возможные размеры достаточно малы, так и на огромном рекламном щите или в интерьере, где изображение может быть весьма большим. Поэтому в процессе разработки знак специально проверяется на внутренний масштаб. Если детали или элементы знака прочитываются не четко, то следует внести изменение в рисунок изображения.

Технологичность. Это требование предполагает такие качества знака, которые позволят не потерять читабельность при нанесении на различные поверхности. Печать на бумаге это «комфортные» условия для нанесения знака. Поверхность позволяет легко наносить форму без потери ее распознавания. Однако знак может наноситься на дерево, кожу, металл и прочие материалы, поверхность которых может быть достаточно рифленой, а значит, может привести к потере некоторых деталей изображения. Современная дизайнерская бумага крайне разнообразна по своей фактуре – рифленая, гофрированная, с разнообразными включениями и др. Поэтому в графике знака продумывается допустимая сложность. Конечно, предугадать все ситуации не возможно. Но при разработке знака степень возможного риска должна быть сведена к минимуму.

К каждому виду знаков применяются еще и дополнительные требования. Например, часть знаков строится на модульной основе. Рассматривая каждую конкретную ситуацию, такие требования будут оговорены отдельно.

Соответствие знака перечисленным требованиям позволит ему не только соответствовать понятию знаковости, но и обеспечит ему длительную жизнь среди различных видов проектной графики.

Контрольные вопросы.

1. Что такое знак?

2. Что такое знаковая система?

3. На какие виды подразделяются знаки?

4. Какая наука занимается изучением знаков и знаковых систем?

5. Каким фундаментальным требованиям должен соответствовать знак?

6. Что такое читабельность по отношению к знаку?

Тестовые вопросы.

Тестовый вопрос.

Внутренний масштаб по отношению к знаку это:

А. Построение знака по сетке?

Б. Сохранение читабельности знака при уменьшении и увеличении ?

В. Изменение знака в зависимости от ситуации размещения?

Г. Нанесение знака на различные поверхности?

Технологичность знаковой формы предполагает:

А. Лаконичность структуры знаковой формы?

Б. Читабельность, как в цветном, так и в черно-белом решении?

В. Соблюдение при проектировании знака требований дальнейшего технологического процесса печати?

Г. Сохранение читабельности знака при нанесении на различные поверхности?

Визуальная активность знаковой формы предполагает:

А. Яркое цветовое решение?

Б. Оригинальное графическое решение?

В. Вызывание эмоциональной реакции зрителя?

Г. Динамичную композицию?

Практическое задание.

Разработать знаковую систему для учебной деятельности, включая следующие: лекция, практика, зачет, каникулы. Знаки должны соответствовать требованиям знаковости, быть максимально простыми, лаконичными. Поскольку речь идет о системе, то изображения должны быть выполнены в одном стиле. Знаки могут быть заключены в форму (в круге, квадрате и др.) или иметь свободное решение. Форма и структура – на выбор автора. Решение может быть как черно-белое, так и в цвете.

ñ Знак - материально-идеальная сущность, посредством которой узнается что-то новое, лежащее за пределами его внешней формы.

ñ Знаковая система - совокупность знаков, образующих единство на основании внутренних отношений между ними и используемых в определенной сфере человеческой деятельности.

ñ Семиотика - наука о знаковых свойствах и знаковых системах. Основатель - Чарльз Сэндерс Пирс (1839-1914).

Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой , или семиологией (от др.греч. sema – знак). Эта междисциплинарная наука возникла на стыке лингвистики, теории информации, психологии, биологии, литературы, социологии. В общей семиотике выделяются три раздела :

ñ синтактика - изучение объективных законов устройства знаковых систем, а также отношения между элементами языка, правилами их образования и сочетания;

ñ семантика - изучение смыслов, т.е. отношений между знаками и значениями, правилами обозначения и понимания;

ñ прагматика - изучение отношения субъектов, использующих знаковую систему, к этой системе, иными словами, отношения между языком и пользователем и правилами употребления языка.

Семиотика культуры - это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех культурных феноменов как текстов. В таком случае исходят из того, что необходимым компонентом любой культуры является информация, которая всегда хранится и передается с помошью знаков, в совокупности составляющих текст. При этом «текстом» называют не только письменные сообщения, но любой артефакт, рассматриваемый как носитель информации. Язык тоже понимается в широком смысле - не только как естественный язык (первичные моделирующие системы), но и как вторичная моделирующая система. Языки культуры называют моделирующими системами, так как именно они выступают теми средствами, с помощью которых человек познает, объясняет и пытается изменить мир вокруг себя.



Знаковые отношения:

ñ вещь, выступающая в качестве знака;

ñ указание на нечто другое;

ñ интерпретация (толкование).

О Ч.С.Пирс: «Знак есть некоторое А, обозначающее некоторый факт или объект В для некоторой интерпретирующей мысли С».

Виды знаков (по Ч.Пирсу):

ñ А сходно с В: иконические знаки (географические карты, схемы, чертежи);

ñ А связано (смежно) с В: индексы (след ноги, стекло с отверстием от пули, указание пальцем на что-л., знаки уличного движения, в языке: местоимения - этот, тот, частицы - вот, наречия - здесь);

ñ А условно связано с В: символы (слова, предложения, математические знаки).

Классификация знаков в семиотике: 2 типа

Иконические знаки - знаки-образы, внешний вид которых отражает облик обозначаемых ими вещей. Как правило, они создаются искусственно, хотя изредка могут использоваться естественные объекты, если они похожи на предмет, который им хотят обозначить. Так, в музыке имитируются гром, морские волны и т.п.; в этом случае знаки схожи с обозначаемыми предметами по материалу. Художественные образы, созданные писателями, художниками или скульпторами, очень точно описывают людей, животных или события, хотя они в большей или меньшей степени условны.

Конвенциональные (условные) знаки - искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок. красный крест на машине «скорой иомоши», «зебра» на пешеходном переходе и др. Существует три основных вида конвенциональных знаков - сигналы, индексы и символы .

Сигналы - знаки извещения или предупреждения, например цвета светофора.

Индексы - условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации изрядадругих. Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и т.д.

Символы - знаки, не только указывающие на некоторый объект, но и несущие в себе добавочный смысл. Если значения любых других знаков относятся либо к вешам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.), то значения символов указывают на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Примерами символов являются государственные гербы, флаги, гимны - символические знаки достоинства государств.

Символы имеют не только конвенциональный, но и икониче- ский характер. Означающая сторона символа всегда каким-то образом связана с тем, что она обозначает, имеет с ним какое-то сходство, иногда очень опосредованное, ассоциативное. Например, весы могут быть символом справедливости, так как содержат идею равновесия. В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов: исторические (Бородинское поле как символ славы русского оружия), религиозные (крест, иконы), мифологические (Гея - Земля, Кронос - время и т.д.), идеологические и пропагандистские (программы, конституции, лозунги), нравственные (белый цвет - чистота), художественные (произведения искусства).

В самом общем виде знания в памяти компьютера представляются в виде некоторой знаковой системы. Знаковые системы изучает наука семиотика. Основным понятием семиотики является понятие знак. Знак – это объект или событие, которые способны что-то обозначать, т.е. указывать на некоторый другой объект, и что-то означать, т.е. иметь некоторый смысл. Например, «Луна» обозначает конкретный физический объект и имеет смысл «естественный спутник Земли»; знак« » обозначает число 3.14, имеет смысл «отношение длины окружности к диаметру».

Не все объекты, сопоставленные другим объектам, выступают в качестве знаков. Например, паспорт, квитанции или гардеробные номерки не являются знаками. С понятием знак непосредственно связаны понятия денотат и концепт знака. Денотат – это объект, обозначаемый данным знаком, а концепт – свойство денотата, выражаемое знаком. Концепт определяет свой денотат. Отношение между знаком, его концептом и денотатом выражает так называемый семиотический треугольник, или треугольник Фреге (см. рис. 1)

Когда знак реально вступает во взаимодействие со своим денотатом и концептом, возникает знаковая ситуация. Возможны знаковые ситуации, в которых одна из вершин семиотического треугольника отсутствует (рис.2)

Поскольку, по мнению Г.Фреге, знак обозначает денотат через посредство своего концепта, изобразим семиотический треугольник вытянутым в цепь (3, К, Д ) (рис.3).

Рис. 1. Семиотический треугольник

Рис. 2. Знаковая ситуация

Рис. 3. Вытянутый семиотический треугольник

Соответствия между знаками, концептами и денотатами не являются взаимнооднозначными.

Отметим основные особенности употребления знаков (рис. 4).

Знаки z 1 , z 2 называются синонимичными, если они выражают один и тот же концепт. Знаки z 1 ,z 2 , каждый со своим концептом, называются денотативно тождественными, если они обозначают один и тот же денотат. Знак z называется омонимичным (или многозначным), если он может выражать более чем один концепт. Знак z называется денотативно неоднозначным, если он при одном и том же концепте может обозначать различные денотаты. Знак z автонимен, если его денотатом в данной знаковой ситуации выступает сам знак.

Из семиотического треугольника следует, что знак имеет две знаковые функции: обозначает не только денотат, но и его концепт – десигнат данного знака. Как следует из рис. 4, один и тот же знак может обозначать разные денотаты. Объем знака – это объем поля денотатов. Важными понятиями, имеющими к треугольнику Фреге непосредственное отношение, являются понятияэкстенсионал и интенсионал.

Рис. 4. Неоднозначность элементов семиотического треугольника


Рис. 5. Знаковая система

Экстенсионал знака определяет конкретный класс всех его допустимых денотатов. Если имя есть предложение, высказывание (т.е. запись некоторого суждения), то его денотатом служит истинное значение этого предложения (высказывания, суждения), т.е. «истина» или «ложь».

Интенсионал знака определяет содержание понятия и характеризует концепт. Интенсиональность знака зависит не только от истинных его значений, но и от прагматических оттенков этого смысла.

Знаковая система (рис. 5) – это множество знаков с регулярными отношениями между ними, отражающими регулярные отношения между их концептами и денотатами. В знаковой системе выделяют три аспекта: синтактику, семантику и прагматику.

Синтактика изучает внутреннее устройство знаковой системы, правила построения сложных знаковизпростых. Для естественныхязыковсинтактикавыступаетввидесинтаксиса,определяющего правильное построение предложения и связного текста. В искусственных языках синтактика определяет правильное логическое построение потенциально осмысленных выражений.

Семантика изучает соотношения, с одной стороны, между знаками и их денотатами, с другой – между знаками и их концептами (смыслами).

Прагматика изучает знаки с точки зрения их отношения к адресату сообщений.

Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Эта междисциплинарная наука возникла на стыке лингвистики, теории информации, психологии, биологии, литературы, социологии. В общей семиотике выделяются три раздела:

  • синтактика — изучение объективных законов устройства знаковых систем, а также отношения между элементами языка, правилами их образования и сочетания;
  • семантика — изучение смыслов, т.е. отношений между знаками и значениями, правилами обозначения и понимания;
  • прагматика — изучение отношения субъектов, использующих знаковую систему, к этой системе, иными словами, отношения между языком и пользователем и правилами употребления языка.

Семиотика культуры — это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех культурных феноменов как текстов. В таком случае исходят из того, что необходимым компонентом любой культуры является информация, которая всегда хранится и передается с помошью знаков, в совокупности составляющих текст. При этом «текстом» называют не только письменные сообщения, но любой артефакт, рассматриваемый как носитель информации. Язык тоже понимается в широком смысле — не только как естественный язык (первичные моделирующие системы), но и как вторичная моделирующая система. Языки культуры называют моделирующими системами, так как именно они выступают теми средствами, с помощью которых человек познает, объясняет и пытается изменить мир вокруг себя.

Вторичные моделирующие системы называют языками культуры или культурными кодами. К ним относят все виды культурных текстов, кроме естественною языка, искусство, социальную деятельность, модели поведения,традиции, обычаи, религиозные верования и т.д. Они строятся по образцу естественного языка, функционируют с помощью кодов (соглашений), которые знают члены той или иной социальной группы. В отличие от естественного языка, у которого код един для всех членов сообщества, коды вторичных моделирующих систем различны, овладение ими требует специального обучения.

С точки зрения семиотики основной структурной единицей языка культуры являются знаковые системы.

Знак — это материальный предмет (явление, событие), объективно заменяющий некоторый другой предмет, свойство или отношение и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциальные, вербальные, системы записи.

Под естественными знакомы понимаются веши и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них. Естественные знаки — это знаки-признаки, например дым — знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, нужно знать, признаком чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.

Функциональные знаки — это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, а знаками они становятся, потому что включены в человеческую деятельность и несут информацию о ней. Это тоже знаки-признаки, например производственная техника, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, содержащий информацию обо всей технической системе, элементом которой он является, например действия учителя, водящего пальцем по списку учеников в журнале, становятся знаком начинающегося опроса. Функциональные знаки нередко имеют вторичные значения, приписываемые им по аналогии, что особенно хорошо видно в суевериях: подкова — к счастью, женщина с пустыми ведрами — к несчастью и т.д.

Иконические знаки - знаки-образы, внешний вид которых отражает облик обозначаемых ими вещей. Как правило, они создаются искусственно, хотя изредка могут использоваться естественные объекты, если они похожи на предмет, который им хотят обозначить. Так, в музыке имитируются гром, морские волны и т.п.; в этом случае знаки схожи с обозначаемыми предметами по материалу. Художественные образы, созданные писателями, художниками или скульпторами, очень точно описывают людей, животных или события, хотя они в большей или меньшей степени условны.

Конвенциональные (условные) знаки — искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок. красный крест на машине «скорой иомоши», «зебра» на пешеходном переходе и др. Существует три основных вида конвенциональных знаков — сигналы, индексы и символы.

Сигналы - знаки извещения или предупреждения, например цвета светофора.

Индексы - условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации изрядадругих. Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и т.д.

Символы — знаки, не только указывающие на некоторый объект, но и несущие в себе добавочный смысл. Если значения любых других знаков относятся либо к вешам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.), то значения символов указывают на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Примерами символов являются государственные гербы, флаги, гимны — символические знаки достоинства государств.

Символы имеют не только конвенциональный, но и икониче- ский характер. Означающая сторона символа всегда каким-то образом связана с тем, что она обозначает, имеет с ним какое-то сходство, иногда очень опосредованное, ассоциативное. Например, весы могут быть символом справедливости, так как содержат идею равновесия. В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов: исторические (Бородинское поле как символ славы русского оружия), религиозные (крест, иконы), мифологические (Гея — Земля, Кронос — время и т.д.), идеологические и пропагандистские (программы, конституции, лозунги), нравственные (белый цвет — чистота), художественные (произведения искусства).

Вербальные знаковые системы - это разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч. Именно они состав- л я ют основу культуры говорящего на нем народа. Эта система складывается на основе психофизиологических возможностей человека, заложенных в его биологической природе (устройство мозга, гортани, органовслуха и т.д.). Однако язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общению.

Естественный язык - это открытая знаковая система. В отличие от искусственных формализованных языков он способен к неограниченному развитию. История развития культуры отражается в истории развития языка. Так, новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике пополняют словарный запас языка (радио, электрон, компьютер и т.д.), а уходящие процессы и явления приводят к устареванию и исчезновению слов (половой — слуга в трактире, криница — родник и т.д.). При этом базисный словарь (слова, обозначающие части тела человека, Солнце, Луну, звезды, простейшие глаголы и числительные до десяти, а также личные местоимения) остается неизменным очень долго, в течение сотен лет.

Знаковые системы записи — письмо, ноты и т.п. — в истории человечества появились довольно поздно. Они возникли на базе других знаковых систем — разговорного языка, музыки и т.д. и вторичны по отношению к ним. Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры. Без письма невозможно развитие науки, техники, права и т.д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации.

Базовым знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а более объективная и абстрактная единица — буква. Число базисных знаков в системе существенно уменьшается и становится обозримым. Благодаря этому коренным образом изменяется логика использования знаковой системы, становятся возможны качественно новые способы обработки, восприятия и передачи информации.

Запись создает возможность искусственно увеличить словарный состав языка. Если в бесписьменных языках малоупотребительные слова просто исчезают, то запись позволяет накапливать слова. С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы и правила и соответственно создается нормированный литературный язык, обогащаются и совершенствуются способы выражения мысли, передачи ее нюансов. Письменность открыла путь к передаче информации через время и расстояние, позволила сохранять те мысли и идеи, которые не были поняты современниками, но позднее оказались востребованными. Важнейшим шагом в развитии культуры стало появление книгопечатания-тиражирования текстов. Все это создало условия для творчества, массового образования и просвещения народов. Одним из важных направлений развития систем записи является создание искусственных, формальных языков, отличающихся строгой формализацией правил построения; такие языки широко используются в логике, математике, информатике.