Наши проекты по окружающему миру 2. Учебный проект по окружающему миру. Презентации pptx "Города России"

Проектная работа по МХК

«Семь чудес света»

Выполнили:

Акопян Лусине Николаевна,

Плисс Алина Николаевна,

Сотскова Юлия Владимировна

МАОУ СОШ № 28

10а класс

Руководитель:

Мыцова Людмила

Алексеевна

г. Балаково

Содержание

Введение: цель и задачи исследования____________________________3

Глава 1:

Национальные мифы числа «7». Происхождение списка «Семи чудес света» ____________________________________________________________ 5

Глава 2:

Первые Семь Чудес Света ______________________________________7

1.Великие пирамиды Гизы______________________________________8

2.Висячие сады Семирамиды___________________________________ 10

3.Статуя Зевса в Олимпии______________________________________11

4.Храм Артемиды в Эфесе_____________________________________ 12

5.Мавзолей в Галикарнасе_____________________________________ 13

6.Колосс Родосский___________________________________________14

7.Александрийский маяк_______________________________________15

Глава 3:

Новые Семь Чудес Света_______________________________________16

Глава 4:

Претенденты на звание новых семи чудес света_____________________18

Заключение: итоги исследования_________________________________20

Использованная литература и Интернет – источники ___________________22

Введение

В нашем мире много всего удивительного и неповторимого. Иногда, изумляясь какому – нибудь явлению природы или произведению искусства, мы называем это чудом. Это значит, что мы встретились с тем, с чем раньше никогда не встречались и, может быть, больше никогда не встретимся. Чудом мы называем только самое выдающееся, самое уникальное творение природы или человека.

Много веков назад в Греции был создан список самых великолепных, поразительных и грандиозных построек и памятников искусства. За неповторимость и уникальность этих творений человека их назвали Чудесами Света.

Семь Чудес Света – это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Многие сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы намекая на возможность примкнуть к великолепной семёрке.

Все в мире меняется, и самые выдающиеся сооружения, тысячелетиями вызывающие восхищение людей, к сожалению, не вечны, хотя их век в любом случае больше человеческого. Прежний список семи чудес света, который ещё в IV веке начал составлять греческий писатель Филон Византийский, по мнению многих, безнадёжно устарел. К тому же все 7 Чудес Света до наших дней не сохранились, и «в живых» чудом осталась лишь пирамида фараона Хеопса в Гизе. И поэтому недавно более ста миллионов людей по всему миру проголосовали за новые чудеса света. Никогда ранее в истории не принимало участие так много людей в глобальном решении, и были объявлены семь победителей проекта.

нашим современникам небезразлично культурное наследие прошлого. И поэтому актуальность нашей работы заключается в необходимости познания исторического и культурного наследия, знакомства с мировыми памятниками искусства для того, чтобы человек мог лучше понять своих предков и углубить знания, которые пригодятся ему в современном мире.

Таким образом, цель данного исследования заключалась в следующем: получить целостное представление о Чудесах Света как великих творениях культуры. Перед нами, работающими над данным проектом, стояли задачи: узнать историю возникновения списка семи Чудес Света, обобщить материал о старых и новых Чудесах Света, познакомиться с претендентами, которые не вошли в этот список.

Для решения тех задач, которые мы перед собой ставили, были использованы следующие методы работы: поиск информации, сравнение, анализ, обобщение.

Глава 1. Национальные мифы числа «7».

Происхождение списка «Семи Чудес Света».

Семь Чудес Света - это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Число 7 было выбрано далеко не просто так. Оно принадлежало Аполлону и являлось символом завершенности, полноты и совершенства. Индийская древняя философия учила, что Вселенная состоит из семи элементов. Древние египтяне считали, что Солнце и все небесные светила поднимаются по семи лестницах и проходят семь ворот. Знаменитый философ Древней Греции Аристотель утверждал, что небесная твердь состоит из семи кристальных сфер. Самая высшая, седьмая сфера, получила название "Седьмое небо". Кстати, именно отсюда идет современное шуточное выражение быть на седьмом небе (от счастья), т.е. "находиться на верху блаженства". Возможно, особое значение для греков имело то, что семь чудес небесной сферы можно наблюдать с Земли невооруженным глазом: Солнце, Луна, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер и Сатурн. Эти небесные тела дали свои имена наиболее важным богам античности. В неделе также было 7 дней. Очевидно, такая выдающаяся в истории человечества античная цивилизация нуждалась в существовании именно семи созданных руками человека чудес света.

Первенство составления списка семи Чудес Света древнего мира приписывается Антипатру Сидонскому, который их на века воспел в своем стихотворении:

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно

И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,

Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды
- дела многих и тяжких трудов;

Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,

Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа

5
Солнце не видит нигде равной ему красоты.

Еще одним первым, кто составил список Семи чудес света, стал Геродот, хотя мы знаем об этом только через косвенные доказательства. Геродот, возможно, посетил все семь чудес, которые стали главными туристическими достопримечательностями римской эпохи. Сами греки называли их " theamata ", что в переводе означает "место, которое необходимо обязательно увидеть". Примерно 200 лет спустя подобный список составил другой древнегреческий поэт Каллимах из Кирены.

Глава 2 . Первые Семь Чудес Света.

Древние греки и римляне, как и мы сегодня, находили удовольствие в составлении списков. Составление списков каких-то объектов в определенной последовательности делало их более легкими для запоминания. Никто не знает, сколько было составлено подобных списков на протяжении веков, но после гибели Римской империи, список Семи чудес света уже стал частью западной мифологии. Словосочетание “Семь чудес света” выдержало испытание временем и вошло в большинство языков мира. Оно хорошо известна даже тем, кому трудно назвать эти самые чудеса. Тайны 7 Чудес Света волнуют человечество не одну тысячу лет. Это знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры. Но сейчас наверно и не каждый вспомнит наизусть этот небольшой список полностью. Каждое «чудо» по-своему интересно и имеет какой-то секрет, о котором знали только строители. Самыми первыми Чудесами Света являются такие архитектурные творения, как:

1.Великие пирамиды Гизы

2.Висячие сады Семирамиды

3.Статуя Зевса в Олимпии

4.Храм Артемиды в Эфесе

5.Мавзолей в Галикарнасе

6.Колосс Родосский

7.Александрийский маяк

1. ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ ГИЗЫ

Некоторые сюда относят все пирамиды Египта, некоторые великие пирамиды Гизы, но по большей части как чудо воспринимается только самая крупная из них - пирамида Хеопса. Пирамида же считается и самым старым чудом в списке - ее постройку оценивают примерно 2000 годом до нашей эры. Несмотря на свою старость, это единственное сооружение из семи старых чудес света, дошедшее до наших времен.

Египетские пирамиды Гизы на западном берегу Нила к северу от Каира являются единственным чудом света, сохранившимся до наших дней. Три пирамиды - Хуфу, Хефрена и Менкаура - были построены между 2700 до н.э. и 2500 до н.э. как царские гробницы. Наибольшей и впечатляющей является пирамида Хуфу. Занимая территорию больше 5 гектаров, она, как полагают, состоит из более 2 миллионов каменных блоков весом от двух до 30 тонн каждый. Более 4000 лет пирамида Хуфу была высочайшим сооружением в мире. Лишь в 19-м веке человек сумел построить более высокое здание. Удивительно, но почти симметричные пирамиды были построены без помощи современных инструментов и геодезического оборудования. Ученые считают, что египтяне насыпали огромные насыпи вокруг пирамид, на которые при помощи деревянных санок, канатов и валиков поднимали гигантские блоки и затем устанавливали их на место. Наклонные стены должны были имитировать лучи Ра, бога Солнца. Внутри пирамиды имели узкие коридоры и потайные камеры, чтобы исключить ограбления. Хотя современные археологи нашли кое-что среди руин, большинство из того, что находилось в пирамидах, было разграблено в течение 250 лет после завершения их строительства. Вся пирамида была облицована полированной плиткой из белого известняка, она сверкала под суровым солнцем Египта. К сожалению, в 1300 году землетрясение ослабило крепление большинства плиток, и их разобрали на строительство мечетей.

Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света из тех семи,

что были изначально. И хотя можно на неё посмотреть и сейчас, всё равно не удастся узнать, каков её первоначальный вид.

2. ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ

Созданные по приказу царя пустынного Вавилона Навуходоносора II для своей жены эти сады должны были утешать и напоминать ей о далекой родине. Имя Семирамиды, ассирийской царицы, появилось здесь по ошибке,
но, тем не менее, плотно закрепилось в истории.

Древнегреческие поэты утверждали, что Висячие сады Семирамиды были построены вблизи реки Евфрат на территории современного Ирака вавилонским царем Навуходоносором II около 600 г. до н.э. В архитектурном плане, Висячие сады Семирамиды представляли собой пирамиду из четырех террас, опиравшихся на колонны. Царь якобы построил Висячие сады, чтобы его любимая жена Амитис не скорбела по своей родной Мидии, покрытой красивыми горами и лесами. На строительство садов, приюта для царицы, были брошены все силы древнего царства, весь опыт его строителей и математиков. Позже авторы описывали, что люди могли ходить под красивыми садами, которые держались на высоких каменных столбах. Современные ученые сделали вывод, что для нормального функционирования садов необходима система орошения, состоящая из насоса, водяного колеса и цистерн для перекачки воды из Евфрата на высоту нескольких десятков метров. Хотя есть немало упоминаний о садах в античной литературе, ни одно из них не может считаться достоверным, тем более что никакого упоминания о садах не было найдено в вавилонских источниках. Археологи также не нашли доказательств их существования. Как результат, большинство современных ученых считают, что существование садов была широко распространенной, но все же выдуманной историей.

3. СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ

Статуя создавалась для храма в крупном религиозном центре Древней Греции Олимпии. Гигантский Зевс скульптора Фидия поразил местных жителей настолько, что они решили, будто сам Зевс лично позировал мастеру.

Авторство знаменитой статуи Зевса принадлежит известному афинскому скульптору Фидию. Когда скульптура была завершена, ее установили в храме Зевса в Олимпии, городе, где с 776 до н. е. по 394 н.э. каждые четыре года проходили Олимпийские игры.

Статуя изображает сидящего бога грома с обнаженным торсом на огромном позолоченном троне. Скульптор вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, поэтому тело, казалось, будто живое. В одной руке он держал символ власти - скипетр с орлом, на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы. На подлокотниках трона были вырезаны две фигуры сфинксов, мифических существ с головой и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Статуя Зевса украшала храм в Олимпии на протяжении более восьми веков. Христианские священники убедили римского императора в необходимости закрытия храма в четвертом веке нашей эры. В то время статуя была перенесена в храм в Константинополе, где, как считается, была уничтожена во время пожара 462 года. Статуя Зевса была настолько высокой, что его голова почти касалась верхней части храма. Легенда рассказывает, что после установки статуи в храме, Фидий обратился к самому Зевсу с вопросом, доволен ли он работой. Вскоре после этого храм был поражен молнией - таким образом, бог - громовержец выразил одобрение работой скульптора.

4. ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ

В древнем крутом портовом городе Эфесе особо почитали богиню плодородия Артемиду. В честь нее здесь создали огромный и величественный храм, который попал в список 7 древних чудес света.

На самом деле, существовало несколько храмов Артемиды: серия из нескольких алтарей и храмов были разрушены, а затем возобновлены на том же месте в Эфесе, греческом портовом городе на западном побережье современной Турции. Наиболее известными из этих сооружений были два мраморных храма, построенных, соответственно, около 550 г. до н.э. и 350 г. до н.э. Первый был построен по проекту архитектора Херсифрона, а после его смерти работу завершил его сын Метаген. Украшали храм наиболее знаменитые мастера Древнего мира. Здание сгорело 21 июля 356 г. до н.э. в ночь, когда родился выдающийся полководец мира Александр Македонский.

Примерно через шесть лет, на месте старого началось строительство нового храма. Новое здание имело мраморные лестницы, которые вели по террасе длиной более 120 м. Посередине стояли мраморные колонны высотой 18 м. и статуя Артемиды. Археологи так и не пришли к единому выводу относительно того, имело ли здание потолок, было ли покрыто деревянной черепицей. Храм был разрушен остготами в 262 году н.э. и окончательно уничтожен христианской толпой под руководством святого Иоанна Златоуста в 401 году н.э.

В 1869 году британскому археологу Т. Вуду удалось обнаружить первые руины колонн храма в нижней части реки Кайстер. Храм перестраивался три раза, но, в конце концов, он был полностью разрушен рейдами готов, которые разграбили его и подожгли останки. К сожалению, все, что сохранилось до наших дней это одна колонна, собранная из руин.

5. МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ

Богатый царь Мавсол пожелал воздвигнуть мавзолей-храм в Галикарнасе, несравнимый ни с чем по красоте. Над постройкой трудились лучшие мастера того времени. Работы закончились лишь после смерти Мавсола, но это не помешало ему навсегда войти в историю.

Расположенный на территории современной юго-восточной части Турции, Мавзолей в Галикарнасе был построен по приказу царицы Артемизии II для своего мужа Мавсола, царя Карии, после его смерти в 353 г. до н.э. Согласно легенде, она была настолько убита горем, что пила воду, смешанную с его прахом. Массивный мавзолей высотой около 41 метра был построен исключительно из белого мрамора. Сложная конструкция здания состояла из трех уровней. Возможно, это была попытка согласовать ликийский, греческий и египетский архитектурные стили. Камера захоронения находилась на первом этаже. Вместе с саркофагом, усыпальница была изготовлена из белого алебастра и украшена золотом. Второй этаж с 36 ионическими колоннами напоминал по своему строению греческий храм, использовавшийся, скорее всего, для жертвоприношений. Сооружение было увенчано пирамидальной крышей с изображением мраморной колесницы, запряженной четверкой лошадей.

Мавзолей был разрушен серией землетрясений в 13 веке и его останки были использованы рыцарями- иоаннитами для сооружения замка св. Петра. В 1846 году, один фриз мавзолея был извлечен из замка и в настоящее время, вместе с некоторыми другими реликвиями мавзолея, находятся в Британском музее в Лондоне. Оригинальный мавзолей был построен для Мавсола - персидского губернатора. Он был настолько прекрасен, что от него пошло современное слово «мавзолей», обозначающее надземное захоронение. Землетрясения, в конечном итоге, разрушили его, а рыцари госпитальеры использовали оставшиеся камни, для укреплений своих замков.

6. КОЛОСС РОДОССКИИ

В честь великой победы жители Родоса решили построить огромную статую бога Гелиоса. Замысел удалось осуществить, но простояло это чудо недолго, и вскоре было разрушено землетрясением.

Колосс Родосский был огромной бронзовой скульптурой бога солнца Гелиоса, построенный жителями острова Родоса в третьем веке до нашей эры. В начале четвертого века до н.э. город больше года выдерживал осаду воинов Деметрия I Македонского и таки сумел отстоять независимость. Согласно легенде, жители острова Родос продали брошенные македонцами осадные орудия и за вырученные средства решили построить статую почитаемого ими бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Изготовлена скульптором Харесом, высота статуи составляла 36 м., наибольшая скульптура Древнего мира. Она была изготовлена около 280 года до н.э. и простояла всего шестьдесят лет, после чего была уничтожена землетрясением. Она так никогда и не была восстановлена. Сотни лет спустя, арабы захватили Родос и продали остатки статуи на металлолом. Поэтому, археологи не могут установить точное местонахождение статуи и как именно она выглядела. Большинство считают, что бог солнца был изображен голым, подняв факел в одной руке, и держа копье в другой. Прежде считали, что статуя стояла с широко расставленными ногами по обе стороны гавани, но большинство ученых в настоящее время пришли к выводу, что ноги монумента, скорее всего, находились близко друг к другу, чтобы удерживать его огромный вес.

7 . АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

Для навигации кораблей вблизи крупного порта Александрии было решено соорудить крупнейший по тем временам маяк. Здание сразу же затмило стены Вавилона и заняло место в списке семи чудес света древности.

Александрийский маяк был расположен на небольшом острове Фарос, недалеко от города Александрия. Спроектированный греческим архитектором Состратосом и завершенный около 270 г. до н.э. во времена правления Птолемея II, маяк помогал судам благополучно миновать рифы при заходе и выходе из переполненной гавани города. Археологи обнаружили древние монеты с изображением маяка и пришли к выводу, что здание имело три уровня: квадратный в нижней части, восьмиугольный в средней и цилиндрический в верхней. Сверху была установлена статуя высотой 5 м, скорее всего, Птолемея II или Александра Македонского, в честь которого был назван город. По разным оценкам, высота маяка варьируется от 60 до 180 м., но большинство современных ученых определяют его высоту в пределах 120-140 м. Маяк был постепенно разрушен во время серии землетрясений с 956 по 1323 годы. Некоторые из его остатков были обнаружены на дне реки Нил. Александрийский маяк стоял на острове Фарос и был разработан специально, чтобы морякам было проще заехать александрийский порт.

Как и многие чудеса в этом списке, маяк был уничтожен землетрясением и, в конце концов, на его месте и из его руин была построена средневековая крепость.

Глава 3. Новые Семь Чудес Света

Новые семь чудес света - проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Организован он был некоммерческой организацией New Open World Corporation ( NOWC ) по инициативе швейцарца Бернара Вербера. Итак, победителями конкурса от 7 июля 2007 года стали следующие сооружения:

а)Великая китайская стена -

это самое крупное архитектурное сооружение в мире, протяженность стены составляет 8851,8 километров. Великая китайская стена была построена для защиты северных границ Китайской империи от набегов кочевников. Сегодня
стена по праву считается одним из величайших сооружений, когда-либо построенных человеком;

б)Колизей –

самый крупный из древнеримских амфитеатров, полноправный символ Вечного города, едва ли не самый узнаваемый памятник архитектуры в мире. Его второе название - Амфитеатр Флавиев - получено в честь династии Флавиев, правившей тогда в Древнем Риме и организовавшей постройку амфитеатра. В Колизее долгое время проводились гладиаторские бои и другие
увеселительные зрелища для гостей и жителей Рима;

в) Мачу-Пикчу

легендарный древний город инков, расположенный на территории современного Перу. Мачу-Пикчу получил прозвище «город среди облаков» благодаря своему местоположению - он находится на вершине одного из горных хребтов, на высоте 2450 метров над уровнем моря. Город был построен правителем инков Пачакутеком как императорская резиденция - «священный горный приют»;

г) Петра

город, который разместился в долине Арава, в каньоне Сик, со всех сторон окруженном отвесными скалами. Войти в долину можно только через узкие ущелья, которые являются своеобразными воротами города. Большинство построек города выдолблено в скалах из красного песчаника - даже название города «Петра» переводится как «скала»;

д) Тадж-Махал –

мавзолей-мечеть из белого мрамора расположен в городе Агра в Индии, на берегу реки Джамна. Это настоящая жемчужина мусульманского мира, лучший пример архитектуры индийского, персидского и исламского стилей. Великолепный мавзолей построен императором Шах-Джаханом в честь жены, умершей при родах;

е) Статуя Христа-Искупителя –

великолепная статуя на вершине горы Корковаду в бразильском Рио-де-Жанейро. Статуя считается символом Рио и всей Бразилии, входит в число высочайших скульптур в мир; высота статуи составляет 38 метров, размах рук - 30 метров, вес статуи -1145 тонн;

ж) Чичен-Ица –

древний город - политический и культурный центр государства майя, расположенный на полуострове Юкатан в Мексике. По мнению археологов, Чичен-Ица был одним из религиозных центров, так называемых «мест силы» культуры майя.

Глава 4. Претенденты на звание новых семи чудес света

Айя-София

Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого

века» Византии.

Афинский Акрополь

Акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый

холм с пологой вершиной.

Альгамбра

Архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в
восточной части города Гранада в Южной Испании.

Ангкор

Гигантский индуистский храмовый комплекс в Камбодже, посвящённый богу

Вишну.

Моаи

Каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили.

Московский Кремль и Красная площадь

Крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-
политический и историко-художественный комплекс города.

Нойшванштайн

Романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и
замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

Сиднейский оперный театр

Музыкальный театр в Сиднее, одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом крупнейшего города Австралии и одной из главных достопримечательностей континента.

Статуя Свободы

Одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая

«символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода». Это подарок французских граждан к столетию американской революции.

Стоунхендж

Мегалитическое сооружение в графстве Уилтшир, Англия, представляющее
собой комплекс кольцевых и подковообразных земляных и каменных конструкций.

Тимбукту

Затерянный в песках Сахары город Тимбукту известен во всем мире как один
из крупнейших культурно-исторических центров Африки. Его называют «городом трехсот тридцати трех святых», «жемчужиной средневекового Мали», «королевой пустыни», «Багдадом Черного континента». Средневековый арабский географ Ибн-Халдун именовал Тимбукту «гаванью в пустыне», европейские купцы - «городом золота».

Храм Киёмидзу-дэра

Буддийский храмовый комплекс в районе Хигасияма города Киото.

Эйфелева башня

Металлическая башня в центре Парижа, самая узнаваемая его архитектурная
достопримечательность. Названа в честь главного конструктора Гюстава Эйфеля.

Заключение

Время беспощадно ко всему, что есть на Земле. Но более беспощаден и неразумен сам человек, хотя именно его руками созданы лучшие произведения искусства. Сейчас весь мир следит за тем, как идёт работа по разминированию Пальмиры, чтобы затем приступить к реставрации этого величественного памятника. А многое из разрушенного только в начале 21 века уже никогда невозможно будет восстановить. Поэтому в наших руках спасти то, что ещё можно, чтобы будущие поколения не только по книгам могли любоваться скульптурами, храмами, городами…

Итак, в ходе нашей работе мы познакомились с такими выдающимися культурными памятниками, которые принято относить к «чудесам света». Эти чудеса света помогают в полной мере понять культуру людей, живших до нас. Семь Чудес Света, созданные древними мастерами, продолжают вдохновлять художников, архитекторов и поэтов последующих поколений. Благодаря им, мы можем анализировать то, что было сделано, и использовать это для создания чего-то нового, для усовершенствования нашего культурного и материального мира.

В процессе работы мы узнали много нового и интересного, это позволило пополнить наш интеллектуальный багаж, приобщиться самим и приобщить своих одноклассников к мировому искусству. Очень жаль, что среди претендентов на звание новых семи чудес света от нашей великой России представлен только лишь два памятника: московский Кремль и Красная площадь, а поэтому одна из важнейших наших задач – пропагандировать российское искусство, сохранять культурные традиции, вести просветительскую работу.

Хочется надеяться, что те, кто познакомится с этой работой, углубит свои знания о том, что было создано руками человека и является культурным наследием. Возможно, кого-то вдохновит наш проект, и он продолжит свое

духовное развитие. Проделав эту работу, мы достигли поставленной цели и

существенно углубили свои знания, которые могут пригодиться нам в будущем.

Использованная литература и Интернет - источники.

Барбич В., Плетнёва Г. Зрелища древнего мира. М., 1991.

- Черняк В. 3. - Семь чудес и другие. М., 1990.

Отдел образования Заволжского муниципального района

МКОУ Заволжский лицей

Научно-практическая конференция «Поиск и творчество»

Проект «Вода- наше богатство»

Федотычева Анастасия

учащиеся 2 –в класса

муниципального казённого

общеобразовательного учреждения

Заволжский лицей

(название образовательного учреждения)

Руководитель Смирнова Надежда Александровна

Предметная область Окружающий мир

г. Заволжск, Ивановская область

2017 год

Содержание

1. Введение с. 3

2. Цели и задачи проекта с. 3-4

3.Этапы работы над проектом с. 5

4.Реализация проекта с. 6-12

5.Выводы с. 13

5. Источники с.14

Введение.

Ещё в первом классе на уроках окружающего мира мы познакомились с круговоротом воды в природе, огромным значением воды для человека и всего живого на земле. Во втором классе на уроках мы наблюдали за превращением воды из одного состояния в другое. Но нам захотелось узнать о воде ещё больше и мы решили исследовать свойства воды. Для этого мы провели несколько опытов, посетили предприятия нашего города, где очищают и подают чистую воду в дома жителей.

Проблема: мы ещё мало знаем о воде и её свойствах

Цель проекта: узнать больше о воде и её свойствах.

Задачи:

1. Что мы знаем о воде?

2. Какими свойствами обладает вода?

3. Как можно очистить воду?

4. Приобрести навыки исследовательской работы;

5. Учиться работать в группе, планировать свою работу;

Методы исследования:

теоретическое исследование;

опыты;

наблюдение;

экскурсия

Объект исследования: вода.

Участники: учащиеся 2-в класса под руководством педагога Смирновой Надежды Александровны.

Возраст: 8 лет.

Продолжительность: с декабря 2016г. по 31 января 2017г.

Продукт проекта:

Опыты по изучению свойства воды,

Опыт очистки воды

Классные часы на тему: «Вода- наше богатство»;

Презентация проекта «Вода- наше богатство»;

Экскурсия на предприятие МУП ЗГП

« Заволжский коммунальщик» , ООО «КеметСорб»

Оборудование: интернет-ресурсы, книги, энциклопедии, оборудование для опытов.

Этапы работы над проектом

Организационный этап . Обсуждение проблемы, постановка задач, выдвижение предложений. Распределение ролей.

Подготовительный этап. Сбор информации (посещение полезных сайтов в поиске информации о воде, поиск картинок и фото о воде, и т.д.)

Практический этап.

Проведение опытов с водой;

Подготовка и проведение классного часа «Вода- наше богатство»

Выход на экскурсию на предприятия МУП ЗГП

« Заволжский коммунальщик», ООО «КеметСорб» ;

Выполнение презентации проекта «Вода- наше богатство»

Аналитический этап. Рефлексия. Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.

Заключительный этап. Представить проект на научно-практическую конференцию «Поиск и творчество»

Реализация проекта

Подготовительный этап проекта :

1.Экскурсия на предприятия.

2.Создание экспериментальной лаборатории в классе и дома;

3.Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.

Интересные факты о воде.

Вода – единственное вещество на Земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном (вода, лед и водяной пар).

Человек может прожить без воды не более 2-3 дней.

Наш организм на 65-70% состоит из воды.

Небольшое обезвоживание организма (около 2% веса - примерно 1,5 килограмма), приводит к потере сил, усталости.

Если организм человека потеряет более 10% воды, то это может привести к смерти.

Состав мантии Земли содержит в 10-12 раз больше воды, чем Мировой океан.

Если бы растаяли все ледники, то уровень воды на нашей планете

поднялся бы на 64 м (примерно с 20-этажный дом) и, около 1/8 поверхности суши, затопило бы водой.

Вода - единственное в природе вещество, плотность которого в твёрдом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому в воде не тонет лёд, а водоёмы, как правило, не промерзают до самого дна.

Морская вода замерзает при температуре -1,91°C.

Человек за один год потребляет около 60 тонн воды только в процессе питания.

Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья.

Основную часть пресной воды содержат ледники.

В Азербайджане есть вода в озере, способная гореть из-за большого

количества метана в составе.

В ЮАР из кранов течет вода, пригодная в пищу без очистки - третья в мире по чистоте, а первое место по чистоте занимает вода Финляндии.

Озеро в Антарктиде в одиннадцать раз соленее моря и замерзает только при -50 о С

Самая большая капля дождя была размером 9,4 сантиметра! Такие капли падали на США.

Самый долгий дождь непрерывно шел в Индии почти два года!

Самая крупная градина весила один килограмм и два грамма!

Толщина тучи в небе может быть больше толщины горы Эверест, которая может достигать шестнадцать километров!

Айсберг может таять целых десять лет.

В Алжире есть озеро, наполненное «чернилами». Этой водой можно писать.

Исследовательский этап проекта :

Экспериментальная часть

Опыт 1. Удивительная прозрачность воды

Для определения цвета воды я налила в один прозрачный стакан воду, а в другой стакан - молоко. В оба стакана я положила по монете. В стакане с водой ее можно легко увидеть. Это возможно, потому что вода прозрачная и не имеет цвета

Опыт 2. «Вкусная влага», запах воды, вода не имеет вкуса.

Для подтверждения этого я налила в 4 стакана:

молоко, чай, сок, воду. Попробовала все жидкости на вкус и понюхала. Все жидкости имеют вкус, кроме воды.

Вывод: вода не имеет вкуса. Кроме того, вода не имеет запаха, остальные жидкости – пахучие

Опыт 3. Вода – растворитель.

Вода жидкость, а значит, является растворителем.

Для этого эксперимента я налила в стаканы воду и растворила в

ней различные предметы: соль, сахар, мед, варенье, кофе, рис,

песок, морские камни. Я обнаружила, что вода растворяет:

соль, сахар, мед, варенье. Рис, песок, морские камни в воде не растворились.

Опыт 4. «Крышка из бумаги»

Что будет, если перевернуть стакан с водой? Конечно, она выльется!

А если прижать бумагу к стакану и перевернуть его? Бумага упадет, и вода все равно прольется на пол? Я решила это проверить.

Я налила в стакан воды, вырезала бумагу, положила сверху на стакан и аккуратно перевернула стакан. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не вылилась.

Хоть это и не так очевидно, но на самом деле мы находимся в самом настоящем океане, только в этом океане не вода, а воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому давлению, что совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низа) - воздух! Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает.

Опыт 5. «Водолазный колокол»

Еще я проделала эксперимент, поставив бумагу на дно стакана, не замочив ее. На листе бумаги я написала текст. Сворачиваем листок, убираем его в стакан, чтобы он упирался в его стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутом стакане на дно резервуара. Бумага остается сухой - вода не может до нее добраться! После того как я вытащила листок - я удостоверилась, что он действительно сухой. Если взять стакан с кусочком бумаги внутри и посмотреть внимательно на него, кажется, что кроме бумаги ничего нет, однако это не так, в нем есть воздух. Когда мы переворачиваем стакан вверх «ногами» и опускаем в воду, воздух не дает воде подобраться к бумаге, вот почему она остается сухой.


Последнее время часто люди стали нуждаться в чистой питьевой воде.

Встала острая проблема строительства очистных сооружений у каждого города.


В настоящее время для улучшения качества питьевой воды люди стали использовать фильтры.

Одним из первых этапов работы любого фильтра лежит механическая очистка воды.

Опыт 6. Очищение воды.

Проведем опыт, который наглядно покажет нам как можно очистить воду на первом этапе.

Для опыта нам потребуются: две конические колбы, речной песок, подкрашенная вода, активированный уголь, вода, фильтровальная бумага, стеклянная воронка.

4. Маркин В. А. Детская энциклопедия «Я познаю мир». – Москва:

АСТ, 2001.-557 с.

5. Шаблоны:http://shablony-powerpoint.ru

Автор проекта: учитель 2 класса А, Яковлева Алина Валерьевна

Название проекта: Животные

Предмет, класс: окружающий мир, 2 класс

Продолжительность проекта: 5 дней

Тип проекта: информационный, групповой

Цель проекта: создание альбома "Знакомые – незнакомцы", составление памятки "Если ты пришёл в гости к животным…".

Задачи проекта: (деятельность учителя):

    Актуализировать и систематизировать знания обучающихся о животных; создать условия для выявления обучающимися общих признаков животных и выделения среди них главного, существенных признаков; подвести обучающихся к определению групп животных.

    С оздать условия для развития навыков работы в микрогруппах, формирования гибкости межличностных отношений проекта.

    Подвести к пониманию роли самооценки обучающимися своей деятельности и степени участия в проекте. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Цель и ожидаемый результат: систематизировать знания о животных как представителей живой природы, актуализировать умение классифицировать представителей животных по группам.

Краткая аннотация проекта:

    Данный проект предназначен для формирования представлений обучающихся о животных как природном сообществе.

    Проект ориентирован на младших школьников. В ходе работы у учащихся начальных классов формируется понятие о разнообразии животных, их жизни, приспособленности к условиям окружающей среды. В процессе поисков ответов на проблемные и учебные вопросы ученики осваивают методы исследования жизни животных, учатся классифицировать, прогнозировать, охранять животный мир. Ученики используют знания из смежных дисциплин, межпредметные связи, ищут более эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете. В ходе реализации проекта в целях исследования, общения и сотрудничества пользуются электронными медиа-ресурсами, литературой и экскурсией в Иркутский краеведческий природный музей.

    Проект предназначен для учащихся 2 классов, изучающих систематический курс окружающего мира. В ходе выполнения проекта учащиеся совершат экскурсию в Центральный парк «Зоогалерею», создадут творческие копилки, напишут исследовательские работы, оформят альбом "Знакомые – незнакомцы", составят памятку "Если ты пришёл в гости к животным…".

    Проект выполняется в урочное время.

Планируемые результаты обучения:

    В соответствие с Примерной программой по курсу окружающий мир начального (общего) образования, являющейся компонентом государственных образовательных стандартов, по окончании работы над проектом обучающиеся должны достичь следующих результатов:

Личностные результаты

Обучающиеся смогут:

Приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи;

Повысить интерес к науке, выражая его через осознанное желание учиться и стремление принести пользу обществу.

У учащихся будут сформированы: положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу, способность к самооценке, чувство прекрасного, знания основных моральных норм поведения. Обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к занятиям по теме «Животные родного края».

Метапредметные результаты

Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и возможностей человеческого разума;

Способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника;

Умение структурировать найденную информацию;

Проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов;

Навыки использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий.

    регулятивные

Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам, адекватно воспринимать оценку учителя и оценивать совместно с учителем или товарищами результат своих действий. Младший школьник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

    познавательные

Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации в учебниках и дополнительной литературе, пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, осуществлять анализ объектов живой природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать аналогии и причинно- следственные связи в природе взаимосвязи групп животных, производить сравнение и классификацию по заданным критериям. Они получат возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, строить логические рассуждения.

    коммуникативные

Школьники научатся принимать участие в работе группами, задавать вопросы, допускать существование различных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания, использовать в общении правила вежливости. Они получат возможность научиться продуктивно разрешать конфликты, точно и полно передавать необходимую информацию партнёру, осуществлять взаимоконтроль и оказывать взаимопомощь.

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

Название и характеризующие признаки каждой группы животных;

Иметь представление о месте обитания, питания, размножении, о влиянии человека на животный мир;

Отражение отношений человека к животным в произведениях устного народного творчества

Вопросы, направляющие проект:

    Основополагающий вопрос

    Проблемные вопросы

2.Как отразилась жизнь животных в литературе?

3.Зачем охранять животных?

    Учебные вопросы

1. Кто такие животные?

9. Какую помощь ты можешь оказать по охране животных?

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся: стартовая презентация «Животные»

Пример продукта проектной деятельности учащихся: альбом "Знакомые – незнакомцы", составят памятку "Если ты пришёл в гости к животным…".

До начала проекта

Во время проекта

Итоговое оценивание

Формирующее оценивание

Памятка обучающемуся

Оценивание наблюдения группы

Оцениваниеученической деятельности

Итоговое оценивание

Лист итоговой оценки

Лист самооценки

загадки о животных

творческие задания (ребусы)

интересные факты

стихи, скороговорки, поговорки, пословицы о животных

театральная постановка.

Источники:

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2 класс. Учебник. Части 1 и 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. Методическое пособие для учителя.Федотова О.Н.,

3.Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2 класс. Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2 класс. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ. Части 1 и 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

5.Рисунки, поделки детей на тему «В мире животных».

6.Раздаточный материал в папках.

7.Презентация «Животные».Мультимедийный учебник « Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс».

8.Выставка книг о животных.

9.Карточки с названиями групп животных и отличительными признаками.

Пример продукта деятельности учащихся:

Результат исследования групп «Животные» - альбом

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию:

Лист самооценки групп в ходе работы

Консультирование

Лист учёта готовности отчётных материалов

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности: ФГОС

Полезные ресурсы:

Красная книга онлайн

Животный мир России

Охрана животных России, Иркутской области

Детская энциклопедия о животных онлайн (ссылки на стр.149 Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2 класс. Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.)

М.М.Пришвин

1 день : I этап - мотивационный

Создание проблемной ситуации, постановка триады вопросов, групповое обсуждение возникших вопросов, распределение учащихся по группам, поиск информации.

Учитель : заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;

Ученики : обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы.

    Вступительная беседа «Что такое проект?».

Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план и продукт: альбом.

    Формирующее оценивание (индивидуальный лист оценивания) см. Приложение 1.

    Ребята, вы сегодня не просто ученики, а исследователи – зоологи.

Вы знаете, кто такие зоологи: орнитологи?, ихтиологи?,

(Сначала высказывают дети своё мнение, затем зачитывают определение из словаря (толковый словарь русского языка С.Н.Ожегов)

Зоолог – специалист по зоологии. Зоология – наука о животном мире. Значит, зоологи - учёные, изучающие животных.

Орнитологи - специалист, изучающий птиц, их распространение.

Ихтиолог – специалист, изучающий рыб.

Сегодня у нас с вами очень серьёзная работа. Мы начинаем проектную неделю по предмету – окружающий мир. И тема нашего проекта «Животные» (учебник с.5 - 41, хрестоматия с. 69 – 123, тетрадь с. 2 - 33)

А девизом сегодняшнего урока будут слова : «Вместе не трудно, вместе не тесно,

вместе легко и всегда интересно!»

    Постановка учебной задачи, проблемных вопросов.

1. - Какие животные обитают на Земле? (фиксировать ответы детей на доске).

- Можно ли данных животных разделить на группы? (нарисовать? знак)

- По каким признакам животных можно разделить на группы?

- У нас возникла проблемная ситуация, которую мы сегодня должны будем решить с помощью вашей групповой исследовательской деятельности (называют разных животных – голосуют, распределяются по группам).

2. Дети оформляют титульные листы в папках по группам.

3. Показ презентации, «Какие бывают животные?

Продуктом нашей проектной недели будет альбом, который мы создадим вместе, работая в группах.

4. Работа над планом проекта.

Сейчас мы составим план работы над проектом «Животные» (Предлагается детям непоследовательный алгоритм плана работы, который требует упорядочивания) – 3 мин.

5. Работа с памятками.

    А теперь мы наш класс разделим на группы, где необходимо выбрать руководителя (организатора) и разработаем правила совместной работы.

Заполнение детьми памятки по правилам работы в группе и совместное обсуждение правил, выбор организатора.

Вы внимательно читаете задания, обсуждаете варианты слов, необходимых для вставки в предложения (обсуждение и чтение единого варианта для всех)

    Только что мы обсудили правила работы в микрогруппе, а теперь вам предлагаю все важные слова собрать в замечательное стихотворение!

«Как работать в группе» (открываем и читаем вместе)

    Чтобы не мешать, участникам индивидуальных групп проекта работать, предлагаю вам зашифровать слова общения с другой группой или учителем в виде картинки. Для этого придумайте условные знаки и зарисуйте их на черновиках и после обсуждения вместе выберем единую символику, зарисуйте принятые знаки в таблицу и разрежьте, соблюдая ТБ.

прошу тишины

спасите

запутались

просим помощи

эврика

Молодцы, они нам пригодятся в последующей работе.

II этап - Планирование деятельности по выполнению проекта

- В течение нашей проектной недели мы ответим на следующие вопросы:

Основополагающий вопрос

Зачем животные нужны на планете?

Проблемные вопросы

1.Какое животное самое нужное на Земле?

2.Как отразилась тема о жизн и животных в литературе?

3.Зачем охранять животных?

Выбор микротемы для каждой группы, обоснование (почему? и аргументация) выйти к доске руководителю групп – по очереди, высказать своё мнение и запомнить основные признаки животных вашей группы.

Какие вопросы вы предлагаете для изучения микротемы?

Учебные вопросы

1. Кто такие животные?

2. Какие группы животных существуют?

3. Какова взаимосвязь человека и животного?

4. В каких жанрах устного народного творчества описана жизнь животных?

5. Каким животным грозит опасность?

6. Какие животные нашего района находятся под охраной?

7. Какие документы по охране животных существуют?

8. Какие правила друзей природы можете сформулировать?

9. Какую помощь ты можешь оказать по охране животных

3. Планирование проектной деятельности

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме? (источники)

    спросить у другого человека

    получить информацию из книг

    понаблюдать

    посмотреть по телевизору

    обсудить в группе

    подвести итоги

    оформить результаты

    представить результаты выполненных проектов в виде материального продукта (план, доклад,рисунок - альбом);

Желаем удачи!

4 . Вывод(выявление имеющихся знаний и представлений по теме проекта):

Итак, давайте назовём отличительные признаки каждой группы от других групп животных? (У насекомых – 6 ног, у рыб – есть плавники и тело покрыто чешуёй, у птиц – 2 крыла и 2 ноги, тело покрыто перьями, у зверей – 4 ноги, тело покрыто шерстью)

С какой проблемой сейчас столкнулись? (мало информации, хотим узнать больше). Удалось ли нам её решить? (нет). Продолжим работу на следующих занятиях.

Животных очень много на Земле.Наша задача – разделить животных на группы, знать отличительные признаки этих групп.

5. Домашнее задание к 2 дню :

Принести учебник, хрестоматию, тетрадь и дополнительный материал (иллюстрации, сообщения о представителях животных) по выбранной теме по данному плану:

Обмен информацией

Анализ объектов

Решение проблемной ситуации

6. Диагностика

(день 1)

    Рефлексия день 1

- Желаю вам удачи в исследовательской деятельности!

2 день: III этап Информационно – операционный

Основной этап . Реализация проекта.

Практическая работа.

Учебные задачи 2 дня

    Определение проблемы и задач исследования.

    Выдвижение гипотез и способов решения.

    Работа по сбору информации.

    Беседа с детьми (3 мин):

Работая над проектом, вы научитесь работать с научной литературой; составлять композиционную работу; проводить исследования;

кратко излагать свои мысли письменно и устно.

Результаты ваших исследований, а также интересные факты из жизни диких и домашних животных, рисунки, мини-сочинения, кроссворды, загадки, ребусы, стихи вы разместите на страницах папки-копилки «Это интересно», которую мы сделаем на уроках трудового обучения.

- Какими способами и средствами мы реализовывать проект?

- Достаточен ли объем приобретенных знаний для защиты проекта?

- Нам необходимо:

    продолжать собирать материал;

    изготовить изделия проекта по группам;

    составить план защиты проекта;

    распределить роли участников для защиты.

Учитель:

    наблюдает за ходом выполнения проекта;

    координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;

    поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;

    участвует в заседаниях групп;

    оказывает содействие процессу творчества учащихся;

    сам является источником информации.

    Практическая работа(15 мин).

Самостоятельная, исследовательская, поисковая работа. Учащиеся собирают информацию по теме проблемного вопроса, обсуждают собранную информацию в группах, разрабатывают инструментарий исследования.

1. - Для определения направлений дальнейшей работы предлагаю заполнить таблицу «Отличительные признаки животных конкретной группы»,используя источники.

2. Выступление групп по заполненной таблице (12 мин).

3.Анализ работы каждой группы по заданному плану (6 мин).

Параметры оценки работы с таблицей:

1. Все ли отличительные признаки учтены?

2. Есть ли ответы на дополнительные вопросы в таблице?

3. Какие направления вы определили для дальнейшей работы?

3. Итог.

А сегодня, с какой проблемой мы столкнулись? (недостаточно информации, хотим ещё больше узнать). Удалось ли нам её решить? (нет). Продолжим работу на следующих занятиях.

4. Диагностика 2 дня

    Заполнение листов самооценки ученика во время проекта

(день 2)

    Рефлексия день 2

- Работа идет полным ходом, вы успешно справляетесь с заданиями, соблюдая правила совместной деятельности.

5.Домашнее задание к 3 дню:

Принести подобранные материалы (иллюстрации, стихи, загадки, мини-сочинения, пословицы, поговорки) для систематизации данных, необходимых для раскрытия темы проекта.

Спасибо за работу!

3 день: III этап Информационно – операционный

Основной этап . Реализация проекта.

Практическая работа. Отбор и анализ поиска информации по теме группы, фиксирование и иллюстрирование результатов

1 . Практическая работа. Отбор и анализ поиска информации по теме группы, фиксирование и иллюстрирование результатов.

А теперь переходим к следующему этапу нашего проекта.

    Составляем доклады, подборки иллюстраций, интересных фактов.

    Готовим устные сообщения согласно представленному плану, на подготовку дается 10 минут.

План

Птицы:

Насекомые:

Отличительные признаки и их представители;

Место обитания, способ питания и размножение;

Взаимосвязь человека и зверей;

Рыбы:

Отличительные признаки и их представители;

Место обитания, способ питания и размножение;

Взаимосвязь человека и зверей;

Земноводные:

Отличительные признаки и их представители;

Место обитания, способ питания и размножение;

Взаимосвязь человека и зверей;

Пресмыкающиеся:

Отличительные признаки и их представители;

Место обитания, способ питания и размножение;

Взаимосвязь человека и зверей;

    Придумать четверостишие, сказку, скороговорку про представителей вашей группы.

3. Анализ работы каждой группы по заданному плану.

    Выступление группы по теме проекта интересная, доступная.

    Тема выступления понятна и раскрыта полностью.

    Группа готова,не готова к защите по теме проекта.

    Дополнительное задание (синтез)-применение знаний в новой ситуации.

4. Итог.

Благодарю за творческие работы, которые порадовали нас.

    Диагностика 3 дня

    Заполнение листов самооценки ученика во время проекта

(день 3)

    Рефлексия день 3

- Желаю вам удачи, вам удалось сделать ещё шаг в подготовке защиты проекта!

    Домашнее задание к 4 дню :

Продумайте форму защиты представления (презентации) информационно-иллюстрированной работы по вашей теме (А4), которая будет составной частью нашего продукта – альбома.

4 день: IV этап рефлексивно-оценочный

Самооценка и рефлексия. Рефлексия деятельности.

Ученики:

    представляют проекты на экспертизу;

    защищают проект;

    участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;

    оценивают достижение поставленных целей;

    осуществляют устную или письменную самооценку;

    исправляют или дополняют содержание проекта;

    рефлексируют;

Учитель:

Выступает участником коллективной оценочной деятельности;переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибалльную систему оценивания.

    Вступительное слово учителя

- Участники проекта, за эти 4 дня каждый из вас был зоологом – исследователем. Проанализируйте свою работу и подумайте, что у вас получилось и что не получилось? А ещё как бы вы могли себя назвать:

Лучший зоолог

Помощник лучшего зоолога

Сегодня вы представляете свои материалы, наработки для экспертного обсуждения по плану «Оценка защиты темы проекта группой». Вы слушаете выступление группы, заполняя таблицу. (Заполнение, сравнение результатов)

2. Фронтальный опрос

    Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)?

    Расскажите (расскажи), что у вас получилось?

    Каково назначение вашего (твоего) проектного изделия?

    Что вам удалось выполнить сразу и почему?

    Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Сможешь (сможете ли вы) ли ты назвать причину?

    Оцени качество выполнения и оформления проекта.

    Что особенно понравилось в работе над проектом?

    Расскажи о своей роли в проекте.

    Доволен ли результатом своей работы?

    Чему ты научился во время участия в данном проекте?

3. Диагностика 4 дня

    Заполнение листов самооценки ученика во время проекта

(день 4) . Рефлексия день 4

4. Домашнее задание к 5 дню :

Продумайте характеристику вашего участия, работу вашей группы и класса в целом в проекте «Животные»

5 день: IV этап рефлексивно-оценочный

Самооценка участия в проекте и рефлексия деятельности.

- Сегодня мы подводим итоги проектной недели. Мы обсудим ход работы, степень вашего участия, работу вашей группы и класса в целом в проекте «Животные». Подумайте, что бы вы посоветовали участникам проекта, кому вы хотите представить продукт нашего проекта? (родителям, ученикам начальной школы, воспитанникам ДС)

    - Разыграйте диалог между представителями групп, который бы мог произойти при их встрече в природе.

    - Придумайте четверостишие, сказку, скороговорку про представителей вашей группы.

    Диагностика 5 дня

    Заполнение листа оценки групп в конце проекта, итоговую рефлексию «Продолжи предложение» (день 5)

    Рефлексия день 5

Итог:

- Посмотрите на продукт нашего проекта. Какие яркие, познавательные, содержательные материалы смогли найти наши исследователи! Сколько интересных фактов вы обнаружили в дополнительных источниках!

- Всем большое спасибо, вы молодцы!

Если каждый из нас, каждый человек на Земле подарит частицу своего тепла, заботы и доброты нашей природе, то наш дом – планета Земля всегда будет прекрасен!!!

Сводная ведомость учета

КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ГРУППЫ

ЖИВОТНЫХ

ВИД

РАБОТЫ

птицы

рыбы

насекомые

звери

пресмыкающиеся

земноводные

+

-

(формирующее оценивание)

Индивидуальный лист оценивания

(итоговое оценивание)

Составление памяток по правилам работы в группе

Символика работы в группе

Лист самооценки во время проекта

Личностная рефлексия участия в проекте

Оценка защиты тем проекта

Лист оценки работы группы

Оценка метапредметных результатов
в процессе решения проектных задач

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это один из основных инструментов, который позволяет оценить сформированностьметапредметных компетентностей у учащихся начальной школы, а также проявить целый комплекс индивидуальных особенностей младших школьников: учебно-познавательный интерес, учебную мотивацию, учебную самостоятельность и самооценку, социальные отношения и т.д.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

24

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Работа с информацией

справочный материал

инструкция

тексты заданий

умение обращаться к разным источникам информации, делать запрос на поиск

обработка информации, формулирование выводов

умение выделять существенную информацию, «зашумлённую» несущественной

удержание нескольких условий в рамках одной задачи

составление «похожих» заданий

Знаково-символическая грамотность понимание информации, сообщаемой в различных формах (текст, таблица и т.п.);

использование различных форм при создании собственного «продукта»

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

организация работы: распределение ролей и заданий между участниками в соответствии с общей структурой задачи;

взаимодействие: помощь друг другу по запросу; умение договариваться, аргументировать свою точку зрения; выслушивать мнения других участников

Этапы работы над проектом:

    Обсуждение вопросов.

    Поиск и изучение

материалов.

    Оформление результатов в идее альбома.

    Представление и защита результатов.

    Обсуждение проекта в целом.

птицы

отличительные признаки и их представители

Число ног

Покров тела

Места обитания

Места обитания

Способ питания

Размножение

Способпередвижения

В заимосвязь с человек ом

Пресмыкающиеся:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

- какую помощь ты можешь оказать по охране животных?

К

4день : Самооценка и рефлексия. Рефлексия деятельности.

- За эти 4 дня каждый из вас был зоологом – исследователем. Проанализируйте свою работу и подумайте, что у вас получилось и что не получилось и как поступить иначе? А ещё как бы вы могли себя назвать:

- лучший зоолог

- помощник лучшего зоолога

- начинающий зоолог (самоанализ работы)

Итог

- Все большое спасибо, вы молодцы!

Опираясь на свои знания, заполните таблицу

Группа -

Отличительные признаки и

их представители

Число ног

Покров тела

Места обитания

Способ питания

Размножение

Способпередвижения

Какое из отличий не указано?

Как защищаются животные от опасности?

В заимосвязь с человек ом

Какие животные нашей области находятся под охраной?

ПАМЯТКА «Как работать в группе»

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет.

Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры.

Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг

Запомни и соблюдай простые правила:

    Уважай своего товарища.

    Умей каждого выслушать.

    Не согласен – предлагай!

А теперь вставьте в предложениях пропущенные слова

1. Животных, тело которых покрыто перьями, называют… Ещё их называют: «дети воздуха». У них две ноги и два крыла.

2. Это водные животные, их тело покрыто чешуей в виде колечек, есть плавники.

3. Эти животные – очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. У них четыре ноги.

4. У этих животных три пары ног, а кроме двух глаз бывают ещё три маленьких – на лбу.

5. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе - … У них роговые чешуйки, четыре ноги или ноги совсем отсутствуют.

6. Лягушки и жабы относятся к особой группе - … У них голая кожа.

Кто сможет назвать все группы животных и их отличительные особенности.

5) Раскрыть взаимосвязь всех живых существ в природе.

а) Невидимые нити в природе.

Ребята, закройте глаза и представьте на минуту, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц. Что осталось? Голая Земля: камни, песок, ветер…
- Разве смог бы человек жить на голой, мёртвой Земле?
- А это может произойти, если нарушить природное сообщество. Ведь в каждом природном сообществе – свой, особый мир его обитателей: растений, животных, других живых организмов.

Лист самооценки ученика во время проекта

0- не принимал участие в ходе работы

1- принимал участие, но справился с заданием наполовину

2- принимал участие, но справился не полностью

3- принимал участие, справился полностью и правильно

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

1.Задание для самоанализа. Закончите предложения:

1 Мне важно знать о разнообразии животного мира, потому что……………………

2. Чтобы составить альбом по теме «Животные», нужно ………….

2. Задание для самооценки.

Закончите предложения:

Я доволен(льна ) ………………..(очень, не очень) своей работой, которую выполнил …………..…………( сам, с помощью родителей, учителя).

Оценка защиты темы проекта группы__________

отлично хорошо не плохо

Птицы

Насекомые

Земноводные

Пресмыкающиеся

Рыбы

Звери

Тема раскрыта полностью

Защита темы проекта интересная, доступная.

Группа подробно и детально отвечала на вопросы

Тема проекта понятна для восприятия

Вывод соответствует поставленной цели

Благодаря выступлению группы мы много узнали нового и интересного

Практическая работа.

Отбор и анализ поиска информации по теме группы, фиксирование и иллюстрирование результатов

Звери:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

- в каких жанрах устного народного творчества описана жизнь животных?

Отчеты по выполнению проекта.

Обработка данных и формулировка выводов.

К омпозиционное представление продукта каждой микрогруппы.

Отчет групп о проделанной работе:

1. Расскажите, какое задание выполняла группа.

2. Что вы предприняли для выполнения задания.

3. Представьте результат своей работы.

4. Оцените работу своей группы.

Практическая работа.

Отбор и анализ поиска информации по теме группы, фиксирование и иллюстрирование результатов

Птицы:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

- какие животные нашей области находятся под охраной?

Отчеты по выполнению проекта.

Обработка данных и формулировка выводов.

К омпозиционное представление продукта каждой микрогруппы.

Отчет групп о проделанной работе:

1. Расскажите, какое задание выполняла группа.

2. Что вы предприняли для выполнения задания.

3. Представьте результат своей работы.

4. Оцените работу своей группы.

Насекомые:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

- какие документы, законы и мероприятия по охране и защите животных существуют и выполняются детьми и взрослыми?

Рыбы:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

Земноводные:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

- какие правила друзей природы можете сформулировать?

Пресмыкающиеся:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

- какую помощь ты можешь оказать по охране животных?

«Охранять природу – значит охранять Родину»

М.М.Пришвин

Проект «Животные»

время работы – 5 дней

Наш девиз :

«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Группа _________________________________

Состав группы:

Организатор _________________________

    _________________________

    _________________________

    _________________________

Продолжи предложение

Индивидуальный лист оценивания

ученика _________________________

Формирующее оценивание

Итоговое оценивание

Что такое проект?

не знаю

хочу знать

знаю

не знаю

хочу знать

знаю

Можешь ли ты составить план действий и выполнить его?

не могу

хочу научиться

могу

не могу

хочу научиться

могу

Умеешь ли ты работать в группе?

распределять обязанности

слушать

обсуждать

принимать общее решение

распределять обязанности

слушать

обсуждать

принимать общее решение

Способен ли работать с информацией?

поиск

изучение

представление

поиск

обработка (отбор нужного материала)

изучение

представление

Поставь « + » около выбранного тобою слова

РЕФЛЕКСИЯ

Фамилия участника проекта _________________________________________

Продолжи предложение

    Работая в проекте, я узнал(а)…

____________________________________________________

____________________________________________________

    Работая в проекте, я научился(а)…

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

    Работая в проекте, я проявил(а) большой интерес….

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

    Работая в проекте мне было сложно…

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

В группе должен быть ______________________ обсуждения,

______________________ может высказать свою версию решения,

______________________ говорит, а ______________________ слушают,

______________________ версия обсуждается в группе.

В группе согласуется ______________________ решение,

представитель группы ______________________ согласованное решение перед классом.

После выполнения задания обсудите предложенные варианты. Выберите ответственного для прочтения правил.

Попробуйте вставить пропущенные слова в предложения:

В группе должен быть организатор обсуждения,

каждый может высказать свою версию решения,

один говорит, а остальные слушают,

каждая версия обсуждается в группе.

В группе согласуется общее решение,

представитель группы защищает с огласованное решение перед классом.

Эти правила помогут нам работать вместе? Да!!!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №34 им. Героя Советского Союза Н.Д. Захарова

Проект по окружающему миру

«Профессии»

ученика 2-б класса

Шкляева Данилы


Цель проекта: - развитие познавательной активности и кругозора; - пробуждение интереса к профессиональной деятельности человека; - формирование нравственных ценностей.

Задачи проекта:

  • познакомиться с различными профессиями и их особенностями;
  • дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию.

Столько профессий, и все хороши: Каждый способен найти для души.

Стряпает торты и кексы кондитер,

Груз на машине привозит водитель.


Смелый пожарный потушит огонь,

Спляшет на сцене артист под гармонь.


Ловит рыбак судака и треску,

Клоуны в цирке разгонят тоску.


А продавцы ее нам продают.

В цехе портные одежду сошьют,


Каждое дело по своему ценно,

И пригодится всегда непременно!


Можешь ли сейчас понять,

Кем ты хочешь после стать?

Где работать, кем трудиться,

На кого пойти учиться?

Да, вопросы сложноваты,

Но решенье есть, ребята!

Нужно пробовать, мечтать,

В разные кружки ходить,

Чтоб понять, кем хочешь быть!



Быть полезным для общества – главная цель каждого человека. А для этого необходимо работать. Выбор профессии – трудный и главный этап в жизни. Но от этого выбора зависит, сможешь ли ты преуспеть в своем деле. Нужно любить свою профессию, и тогда работа не будет трудной.

Все профессии нужны, все профессии важны!