Народы южного кавказа. Население Кавказа: численность и этнический состав

На северном Кавказе компактными группами на землях своих древних предков проживают более 50 самобытных национальных этносов. Веками в ходе богатого событиями исторического процесса в данном регионе совершенно разные народы имели единую судьбу, и постепенно сформировалось так называемое общекавказское этнографическое единство.

Всего в Северо-Кавказском ФО проживает 9 428 826 человек, из них подавляющее большинство составляют русские – 2 854 040 жителей, но в национальных областях и республиках доля русских заметно меньше. Вторым по численности народом Северного являются чеченцы, их доля составляет 1 355 857 человек. И третьей нацией по численности на Северном Кавказе являются аварцы, их здесь проживает 865 348 человек.

Адыгейцы

Адыгейцы относятся к адыгской этнической группе и называют себя «адыгэ». Сегодня адыгейцы представляют собой самостоятельную в этническом отношении общность и имеют административную территорию проживания Адыгейскую АО в Краснодарском крае. Проживают они числом 107 048 человек в нижнем течении Лабы и Кубани на площади 4654 кв. км.

Благодатные края обширной равнины и предгорий с умеренно-теплым климатом и черноземными почвами, дубовыми и буковыми лесами прекрасно подходят для развития сельского хозяйства. Адыги издавна были аборигенами этой северо-кавказской местности. После отделения кабардинцев от единой общности адыгов, последующего их переселения, в родных краях на Кубани остались племена темиргоевцев, бжедугов, абадзехов, шапсугов, натухайцев, из которых образовалась единая адыгейская народность.

Численность всех адыгских племен к концу Кавказской войны доходило до 1 млн. человек, но в 1864 году много адыгов переселилось в Турцию. Российские адыги сосредоточились на небольшой площади исконных земель на и Лабе. После революции в 1922 году адыгейцев выделили по национальному признаку в автономную область.

В 1936 году область существенно расширена присоединением Гиагинского района и г. Майкопа. Майкоп становится столичным городом области. В 1990 году Адыгейская АССР выделена из Краснодарского края, а чуть позже в 1992 году образована самостоятельная республика . Со времен Средневековья адыгейцы сохранили традиционное хозяйство, выращивание пшеницы, кукурузы, ячменя, садов и виноградников, оседлое разведение скота.

Армяне

В регионе проживает 190 825 армян, и хотя армянский этнос исторически формировался заметно южнее на Армянском нагорье, часть этого народа проживает в пределах Северо-Кавказского ФО. Армяне древний народ, появившийся на исторической арене в XIII-VI вв. до н. э. в результате смешения большого количества разноязычных племен урартов, лувийцев и хурритов на Армянском нагорье. Армянский язык принадлежит к крупной индоевропейской семье языков.

Исторический процесс государственности армян насчитывает 2,5 тысячелетия, еще при Александре Великом была известна Малая Армения, затем в 316 г до н. э. Айраратское царство, позже Софенское царство. В III-II вв. до н. э. политический и культурный центр армян переместился в Закавказье в Араратскую долину. С IV в. н. э. армяне приняли христианство, здесь образовалась уважаемая в христианском мире Армянская апостольская церковь. Большинство армян после страшного геноцида 1915 года, произведенного турками-османами, сегодня проживают вне своей исторической родины.

Черкесы

Коренными жителями Карачаево-Черкесии, Адыгеи и некоторых районов Кабардино-Балкарии являются черкесы, северокавказский народ численностью 61 409 человек из которых 56,5 тысяч проживают плотно в 17 высокогорных аулах Карачаево-Черкесии. Древнегреческие историки называли их «керкет».

К данному этносу, по мнению археологов, относится древняя Кобанская культура, датируемая XIII в. до н. э. В образовании этнографической группы черкесов могли участвовать «проадыги» и «провайнахи». Ученые отрицают участие в образовании этноса черкесов участие древних скифов.

В 1921 году образована Горская АССР, а позже в 1922 году в РСФСР образовали национальную Карачаево-Черкесскую АО. Именно поэтому адыгов долго именовали соответственно черкесами, и прошло много времени до определения адыгов самостоятельным народом. В 1957 году в Ставропольском крае образована отдельная по этническому принципу Карачаево-Черкесская АО.

Основными традиционными занятиями черкесов издавна являются отгонное горное скотоводство, разведение коров, овец, коней, коз. В долинах Карачаево-Черкесии с древности растут сады и виноградники, выращивается ячмень, вес и пшеница. Черкесы славились среди других народов выделкой высококачественного сукна и изготовлением одежды из него, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия.


Карачаевцы

Другой коренной тюркоязычной народностью, испокон веков проживающей в Карачаево-Черкесии по долинам Кубани, Теберды, Урупа и Большой Лабы являются довольно немногочисленные карачаевцы. В Северо-Кавказском ФО сегодня их проживает 211 122 человек.

Впервые о народности «корачее» или «карочае» упоминается в записях русского посла Федота Елчина в Мергелию в 1639 году. Позже о «харачаях», живущих на высоких вершинах Кубани и говорящих на «татарском» языке упоминается неоднократно.

В образовании этноса карачаевцев в VIII-XIV вв. участвовали местные аланы и тюрки-кипчаки. Ближайшими по генофонду и языку народностями к карачаевцам являются черкесы и абазины. После переговоров и решением старейшин в 1828 году земли карачаев вошли в Русское государство.

В ходе ВОВ Карачаевская АО долгое время 1942-1943 гг. находилась под фашистской оккупацией. Из-за пособничества врагам, показа фашистам перевалов в Закавказье, массового вступления в ряды захватчиков, укрывательства немецких шпионов осенью 1943 года вышло постановление СНК СССР о переселении 69 267 корочаевцев в Киргизию и Казахстан. Карачаевцев разыскивали в других регионах Кавказа, 2543 человек демобилизовали из армии.

Долго, в течение трех веков с XVI по XIX века шел процесс исламизации карачаевских племен, они все равно в своих верованиях сохраняли некую смесь язычества, поклонения высшему духу природы Тенгри, веры в природную магию, священные камни и деревья с христианским учением и исламом. Сегодня большинство карачаевцев являются мусльманами-суннитами.

Балкарцы

Одним из тюркоязычных народов региона, проживающим в предгорьях и горах в центре территории региона в верховьях Хазнидона, Чегема, Черека, Малки и Баксана являются балкарцы. Существуют две версии на происхождение этнонима, одни ученые предполагают, что слово «балкар» является видоизмененным от «малкар», житель Малкарского ущелья, либо от балканских болгар.

Сегодня основное население балкарцев 110 215 человек проживает в Кабардино-Балкарии. Разговаривают балкарцы на карачаево-балкарском языке, который практически не разделяется на диалекты. Балкарцы живут высоко в горах и считаются одним из немногих высокогорных народов в Европе. В длительном этногенезе балкарцев участвовали алано-осетинские, сванские и адыгские племена.

Впервые об этнониме «балкар» упоминает в своих записках IV в. Мар Абас Катина, эти бесценные сведения сохранились «Истории Армении», записанной в V веке Мовсесом Хоренаци. В русских исторических документах впервые этноним «басианы», относящийся к балкарцам появился в 1629 году. Осетины-аланы издавна называют балкарцев асами.

Кабардинцы

Более 57% населения республики Кабардино-Балкария составляет довольно многочисленная для данного региона народность кабардинцы. В пределах российской части региона представителей данного этноса проживает 502 817 человек. Ближе всего по языку и культурным традициям к кабардинцам стоят черкесы, абхазы и адыгейцы. Разговоривают кабардинцы на своем кабардинском языке, близком к черкесскому, который относится к абхазо-адыгской языковой группе. Кроме России крупнейшая диаспора кабардинцев проживает в Турции.

До XIV века у ближайших народов адыгов была общая история. Много позже разные из этих народов обрели свою историю. А древности с IV тыс. до н. э. под общим этнонимом адыги были потомками представителей самобытной майкопской культуры, именно из нее появились впоследствии северокавказская, прикубанская и кобанская культуры.

О стране косогов, современных кабардинцев впервые упоминает император Византии Константин Багрянородный в 957 г. В энтогенезе кабардинцев, по мнению многих исследователей, участвовали скифы и сарматы. С 1552 года кабардинские князья во главе с Темрюком Идаровым начинают политику сближения с Россией, дабы она помогла им защититься от крымского хана. Позже участвовали в захвате Казани на стороне Ивана Грозного, русский царь даже заключил политический брак с дочерью Темрюка Идарова.

Осетины

Основным населением Северной Осетии Алании и Южной Осетии являются потомки бесстрашных воинов древности алан, противостоящих, и так и непокоренных великим Тамерланом — осетины. Всего на северном Кавказе проживает 481 492 человека, чувствующих себя принадлежащими к осетинскому этносу.

Этноним «осетин» появился по названию региона, где издавна проживали представители данного народа «Осети». Так называли эту область в кавказских горах грузины. Слово «оси» происходит от самоназвания одного из родов алан «асы». В известном кодексе воинов «Нартском эпосе» еще одно самоназвание осетин «аллон», от которого произошло слово «алан».

Осетинский разговорный язык принадлежит к иранской группе и является единственным среди языков мира, ближе всего стоящим к древнему скифо-сарматскому языку. В нем лингвисты различают два родственных диалекта по двум субэтническим группам осетин: иронский и дигорский. Первенство по числу носителей принадлежит иронскому диалекту, он стал основой для литературного осетинского языка.

В этногенезе осетин участвовали древние аланы, потомки понтийских скифов, они смешивались с местными племенами. Бесстрашные аланы еще в Средневековье представляли большую опасность для хазар, были интересны как доблестные воины и союзники для Византии, сражались на равных с монголами и противостояли Тамерлану.

Ингуши

Коренным народом Ингушетии, Северной Осетии и Сунженского района Чечни являются упоминаемые еще Страбоном «гаргареи» – северокавказские ингуши. Их предки были носителями родной для многих кавказских народов кобанской культуры. Сегодня на родных землях здесь проживает 418 996 ингушей.

В средневековом периоде ингуши были в союзе аланских племен, вместе с предками балкарцев и осетин, чеченцев и карачаевцев. Именно здесь в Ингушетии находятся руины так называемого Экажевско-Яндырского городища, по мнению археологов, столичного города Алании – Магаса.

После разгрома Алании монголами и столкновения алан с Тамерланом остатки родственных племен ушли в горы, и там началось образование ингушского этноса. В XV столетии ингуши предприняли несколько попыток вернуться на равнину, но в походе 1562 года князя Темрюка вынуждены вернуться в горы.

Переселение ингушей в Тарскую долину закончилось уже после присоединения к России только в XIX веке. В составе России ингуши находятся после решения старейшин с 1770 года. При строительстве через земли ингушей Военно-Грузинской дороги в 1784 году на берегу Терека была основана крепость Владикавказ.

Чеченцы

Коренным население Чечни являются чеченцы, самоназвание вайнахского племени «нохчий». Впервые народ с названием «сасан», тождественного «нохча», упомянут в летописи перса Рашида-ад-Дина XIII-XIV вв. Сегодня в регионе проживает 1 335 857 чеченцев, большинство из них именно в Чечне.

Горная Чечня вошла в Русское государство в 1781 году решением почетных старейшин 15 сел южной части республики. После затяжной и кровопролитной Кавказской войны более 5 тысяч семей чеченцев ушли в Османскую империю, их потомки стали основой диаспор чеченцев в Сирии и Турции.

В 1944 году более 0,5 миллиона чеченцев переселены в Среднюю Азию. Причиной депортации стал бандитизм, здесь действовали до 200 бандформирований числом до 2-3 тыс. человек. Мало, кто знает, что серьезной причиной депортации стала работа с 1940 года подпольной организации Хасана Исраилова, целью которой было отделение региона от СССР и уничтожение здесь всех русских.

Ногайцы

Еще одним тюркским народом региона являются ногайцы, самоназвание этноса – «ногай», иногда их называют ногайскими татарами или крымскими степными татарами. В образовании этноса участвовало более 20 древних народов, среди них сираки и уйгуры, нойманы и дормены, кереиты и асы, кипчаки и булгары, аргыны и кенегесы.

Этноним «ногай» принадлежит к имени золотоордынского политического деятеля XIII века темника Беклербека Ногая, объединившего все разрозненные протоногайские этнические группы в единый этнос под своим началом. Первым государственным объединение ногайцев стала так называемая Ногайская Орда, появилась она на исторической арене с распадом Золотой Орды.

Становление ногайского государства продолжилось при золотоордынском темнике Эдыге, легендарный и героический правитель, проповедник ислама продолжил объединять ногайцев. Он продолжил все традиции правления Ногая и полностью отделил ногайцев от власти ханов Золотой Орды. Ногайская Орда упоминается в летописях и русских посольских книгах за 1479, 1481, 1486 гг., письмах европейских правителей, короля Польши Сигизмунда I, в грамотах и письмах Руси и средневековой Польши, крымских ханов.

Через столичный город Ногайской Орды Сарайчик на речке Урал проходили караванные пути между Средней Азией и Европой. В состав Русского государства ногайцы вошли решением старейшин родов в 1783 году, сто подтвердилось Манифестом Екатерины II. Отдельными группами ногайцы еще боролись за независимость, но полководческие талант А. В. Суворова не оставил им шанса. Только малая часть ногайцев укрылась в междуречье Терека и Кумы, на территории современной Чечни.

Другие народы

В предгорьях Кавказа проживает множество других этносов и народностей. Аварцев здесь проживает 865 348 человек, кумыки численностью 466 769 человек, лакцев насчитывается 166 526 человек, даргинцев по результатам последней переписи населения 541 552 человека, 396 408 человек — лезгинов, 29 979 человек – агулы, 29 413 человек — рутульцы, 127 941 – табасараны и другие.

Южным Кавказом, или Закавказьем по принятой терминологии, является часть Кавказской горной страны к югу от Главного Кавказского хребта. Три из проживающих на Южном Кавказе народов, азербайджанцы, армяне и грузины, насчитывают несколько миллионов человек, другие (абхазы, талыши, таты и пр.), имеют значительно меньшую численность. Приводимые ниже этнографические характеристики соотносятся с закавказской частью этнической территории ряда народов, культура которых характеризуется ниже.

Абхазы занимают северо-восточную часть Южного Кавказа, в диаспорном расселении в Аджарии, Турции и ряде стран Ближнего Востока. В Древности и Средневековье предки современных абхазов занимали обширное пространство на Западном Кавказе, где к началу нашей эры сложились две племенные группы, абазгов на севере и апсилов на юге. Важной исторической вехой было существование в VIII–X вв. Абхазского царства, которое устояло перед арабским нашествием и в результате выступило объединяющим центром всего Западного Закавказья с последующим формированием Грузинского царства "картвелов и абхазов". В монгольское и послемонгольское время Абхазия выделилась как самостоятельное княжество, вошедшее в XVII – XVIII вв. в сферу влияния Турции. В 1810 г. вошла в состав Российской империи. С начала XX в. обозначилась тенденция к национальному самоопределению абхазов в ориентации на Россию.

К середине XIX в. абхазское общество имело признаки классовой организации, характерной для формы кавказского горского феодализма. Существовали князья, среди которых верховенствовал владетельный род Чачба-Шервашидзе, дворяне нескольких категорий, прослойка ашнакума, вольноотпущенники, крестьяне, составлявшие несколько групп. В дальнейшем сохранялась роль носителя этнических традиций абхазства – апсуара за потомками самой многочисленной категории крестьянства – свободных общинников. В общественной жизни сосуществовали формы общинной связи, объединявшей разные сословия, и фамильных объединений, связывающих родственников. В землепользовании господствовал заимочно-посемейный принцип владения.

Основными занятиями были земледелие, виноградарство, скотоводство, пчеловодство, охота, в прибрежной полосе морские промыслы. Хозяйство имело признаки западнокавказского типа (технология расчистки залесенных участков, прососеяние, виноградарство с лозой на деревьях, горячая обработка сыра, большая доля масла в молочных продуктах и др.). Была велика доля домашних промыслов. Особенностью кузнечного промысла была его не только производственная, но и семиотически-сакральная значимость. В жилище с древних времен сосуществовали дома круглой и прямоугольной планировки, стены плелись из прутьев, позднее делались из досок, с середины XX в. основным материалом стал фабричный кирпич. Мужской и женский костюмы близки к одежде северокавказского типа. Пища разнообразна, основным блюдом является кукурузная (ранее просяная) паста, широкую известность получила абхазская острая приправа аджика (дословно соль-перец).

Абхазский фольклор представлен развитым нартским эпосом, предположительно в виде его древнейшего пласта, вариантом богоборческого сказания об Абраскиле и многими другими жанрами. Велика доля приверженцев мировых религий, в Абхазии православных христиан, а в мировой диаспоре – мусульман-суннитов. Вместе с тем велика и растет в последнее время доминанта местных представлений и культов. Среди последних развиты культы фамильных святилищ и особенно почитание кузниц. Абхазская культура веками сосуществовала со многими письменными традициями.

Азербайджанцы являются основным этносом Республики Азербайджан, народом, расселенным также на северозападе Ирана, северо-востоке Турции, юго-западе Грузии и в других странах. Этнографическая группа азербайджанцев – терексменцы – локализуется в южном Дагестане. Язык азербайджанцев Кавказа состоит из четырех диалектов, в каждом из которых имеется несколько говоров. Этногенез азербайджанцев при самом общем определении происходил во взаимодействии кавказских, иранских и тюркских цивилизационных компонентов. В качестве раннего этапа рассматривается период древневосточной истории, охватывающий все время до появления на Южном Кавказе иранских племен и период Мидийского и Ахеменидского государств. Особо обращается внимание на историю кавказского по генезису Албанского (Агванского) царства (III в. до н.э. – VII в. н.э.), территориально объединявшего земли Северного Азербайджана и Южного Дагестана. История Албании (IV–VII вв.) была связана с соперничеством на Восточном Кавказе Сасанидского Ирана и ранних тюркских (гунно-савирских) объединений, возникших вследствие миграций с севера. Возможно, в конце I тыс. до н.э. в Азербайджане и Армении поселились тюрки – древние болгары. В VII– IX вв. в серии арабо-хазарских войн утвердился ислам, и продолжалось проникновение тюрок на Южный Кавказ. В последующие периоды тюркизация Азербайджана была связана с продвижением тюрков-огузов южнее Каспийского моря. К XIII в. относятся первые памятники письменности на азербайджанском языке. В этнополитической истории значение имело образование на Южном Кавказе в IX– XII вв. ряда государств во главе с местными династиями, одной из самых значительных была держава Ширваншахов в Северном Азербайджане. В XVI–XVIII вв. Азербайджан представлял собой цепь местных феодальных образований во главе с тюркскими династиями, номинально подчиненных иранскому государству, и страну с многонациональным населением, в составе которого был значительный тюркоязычный компонент. В начале XIX в. земли к северу от р. Араке вошли в состав Российской империи. Завершающий период ее истории, а также советское время были этапом интенсивной консолидации азербайджанского этноса, завершившегося образованием в 1991 г. Республики Азербайджан.

Издревле азербайджанцы занимались земледелием, выращивая пшеницу, ячмень, рис, возделывая хлопок и марену, уделяя большое внимание садоводству и виноградарству. Скотоводство сложилось преимущественно в форме отгонно-пастбищной, но с некоторыми пережитками кочевой, у групп, живших в степных районах. Шелководство и выработка домашних шелковых тканей были массовыми, хотя технологии шелкоткачества, принятые в крестьянской среде, не способствовали получению нити высокого качества. Были распространены разнообразные ремесла: кузнечество, ювелирный промысел в виде нескольких местных традиций, гончарство, в лесистых районах обработка дерева, в качестве особой специфичности можно упомянуть городскую мужскую вышивку шелковыми нитями. Высокоразвитым видом ремесла являлось женское ковроделие, отличавшееся локальными особенностями технологии и орнаментации.

Для Азербайджана при преобладании сельского населения было типично присутствие городов "восточного" типа, в состав которых входили крепость и дворец властителя, караван-сарай для путешествующих купцов, ремесленные ряды, базар и жилые дома. В городах и сельской местности преобладал принцип поквартального расселения родственников. В сельских районах преобладал дом с каменными стенами и скатной крышей, в горах Большого Кавказа доминировало каменное двухэтажное жилище с плоской кровлей, Малого Кавказа – строения под деревянно-земляным купольным перекрытием. В пастушеском быту были известны переносные жилища типа юрты малого размера.

Традиционная одежда принадлежит к разновидностям общекавказкого костюма с использованием шелковых и шерстяных тканей для создания у мужчин комплекса с распашной чухой, у женщин с платьем или верхней короткой распашной одеждой. Мужчины носили папаху или высокий кулах, женщины – чухту, старшие женщины драпировали фигуру в большой платок келагай. Благодаря цветности тканей, вышивке, обилию серебряных и золотых украшений женскую одежду отличала яркость.

Основу питания составляли молочные, мясные, овощные и мучные продукты, в составе последних были разновидности хлебных лепешек и несколько видов плова. Пили вино, но больше сладкий черный чай и напитки типа шербета.

Большинство верующих азербайджанцев являлись мусульманами-шиитами, в городах особо отмечались важные для шиитов празднования начала месяца Ашура. Главным календарным праздников были ритуалы начала весеннего Нового года Навруз, проводимые в странах распространения ирано-мусульманской культуры. Отмечались следы доисламских верований, в том числе элементы огнепоклонничества.

Фольклор богат всеми разновидностями народного устного творчества, включая эпосы (Кер-оглы и др.), эпическую – дастаны и любовную поэзию – банты, а также множество видов народных музыкальных произведений, включая мугамы – крупные вокально-инструментальные композиции и театральных действий.

Современный литературный азербайджанский язык оформился в конце XIX – первой половине XX в. вместе с появлением азербайджанской интеллигенции, в настоящее время азербайджанцы используют латинскую графику.

Армяне составляют основное население республики Армения и широко распространенную мировую диаспору. Армянский язык имеет множество диалектных различий, два диалекта, араратский и константинопольский, являются основными.

В расовом отношении армяне являются потомками древнего населения Закавказского нагорья, в лингвистическом – носителями наиболее древнего языка, среди ныне бытующих индоевропейских. В этнополитической традиции история армян связывается с древневосточными государствами Арманум (XXIII в. до н.э.), Урарту (XIII–VII вв. до н.э.), племенными союзами Хайяса-Аззи (середина II тыс. до н.э.), Арме-Шубрия (XII–VII вв. до н.э.). В IV–II вв. до н.э. произошло становление древнеармянского этноса, его государственность оформилась, как часть политической картины эллинистического мира и была разрушена в начале Средневековья. Средневековая история армян прошла в условиях разрушения собственных политических институтов, разделения территории на западную и восточную зоны, контролировавшиеся Ближневосточными империями. Начиная с XI–XIII вв. началось замещение на Закавказском нагорье армянского населения пришлыми тюркскими племенами и образования армянской диаспоры, что привело к формированию в обществе механизмов группового самосохранения этноса: смещение сферы занятий в урбанистическую сферу и совершенствование закрытой религиозно-письменной культуры. В XIX в. часть периферийной этнической территории армян вместе с главным религиозным центром была включена в состав Российской империи. В дальнейшем, в результате репатриации, на этой территории был образован новый национальный очаг, с воспроизводством историко-этнографических особенностей, многих регионов исторической Армении. К провозглашению суверенитета Республики Армения в 1991 г. ее территория отличалась высокой степенью мононациональности.

К середине XIX в. практически не сохранились слои феодальных верхов, исключение составляли только карабахские мелики. Крестьяне при распространении российской власти в большей части зачислялись в сословие государственных, что облегчило проведение последующей крестьянской реформы. В городах Кавказа армянское население присутствовало повсеместно, иногда имея численное преимущество. Также значительна была доля армян среди рабочих и местной буржуазии.

Сельское население занималось земледелием и скотоводством. Большие усилия тратились на ирригационные работы, в частности, необходимые для достижения того высокого уровня развития, которым отличались садоводство и виноградарство. Владение каким-нибудь видом ремесла было обязательным, в том числе и в зажиточных семьях. Развиты были многие промыслы, но особо следует отметить среди мужчин ювелирное дело, а среди женщин ковроделие, в том числе в расчете на рынок. В городах долго сохранялась цеховая организация ремесленников.

Дома в селениях располагались скученно, часто с внутренними тайными проходами между ними. Древнейшим типом жилища была полуземлянка со сводчатым перекрытием. Были распространены дома с айваном (крытой террасой), жилые пещеры с архитектурно оформленным порталом и др. В планировке жилища выделялось помещение с очагом, углубленном в полу. В одежде присутствовало локальное разнообразие по принадлежности к западной или восточной зонам. В мужской одежде на западе доминировал комплекс с шароварами и жилетом, на востоке комплекс с чухой. В женской одежде на востоке были более заметны общекавказские признаки.

Традиционная пища включала в себя как упрощенно-сакральный набор – лепешка из пресного хлеба – сыр – зелень, так и изысканно-сложные наборы блюд из мяса, мучных и молочных продуктов, зелени и пр.

Религиозность всегда была массовой, армяне принадлежат к особой Армянской Апостольской церкви с ортопраксией, близкой к православной, но с особой догматикой. Христианство в Армении было принято в 301 г. Часть армян – католики, протестанты, мусульмане (хемшилы).

Армянский язык является древнеписьменным. Его алфавит, по преданию, был разработан Месропом Маштоцем в конце IV в. Армянам были известны все фольклорные жанры: в том числе эпические сказания (например, эпос "Давид Сасунский"), пословицы, поговорки, сказки, песни различных видов. В 1512 г. вышла первая печатная книга на армянском языке.

Грузины – основной этнос Республики Грузия, проживают также в Иране, Турции, Азербайджане и других странах. Этнос состоит из субэтнических групп: мегрелов, лазов, сванов и собственно грузин (картвелов), включающих в себя локально-этнографические группы аджарцев, гурийцев, джавахов, имеретин, ингилойцев, картлийцев, кахетинцев, лечхумцев, месхов, мохевцев, мтиулов, пшавов, рачинцев, гушин, хевсур. Эти различия отражены в градациях языка.

Сложение протогрузинских племен, предположительно, приходится на период не позднее II тыс. до н.э. К концу II тыс. до н.э. относятся упоминания в надписях царств Кулха и Диаоха, располагавшихся в северо-восточной Анатолии. В VI–IV вв. до н.э. произошло образование двух государств Колхиды (Эгриси) на западе и Иберии (Картли) на востоке, что явилось основополагающим фактом в этнополитической истории грузин. В течение двух тысячелетий населению Грузии приходилось вести борьбу с различными захватчиками, при том, что большую часть истории крупные ближневосточные деспотии подчиняли себе грузинские земли, в них сохранялась собственная политическая система и способность народа к вооруженному сопротивлению. В XI–XII вв. после освобождения от последствий арабского и сельджукского нашествий Грузинское царство являлось мощной державой, объединившей фактически весь Южный Кавказ. В дальнейшем внешняя агрессия и внутренние усобицы ослабили Грузию и вынудили некоторых ее правителей в XVII–XVIII вв. искать покровительства со стороны России. В течение первой половины XIX в. практический все земли Грузии отдельными частями вошли в состав Российской империи.

К концу XIX в. сохранялись все сословные группы феодальной Грузии, от царской фамилии до группы горожан, бывших до крестьянской реформы в состоянии крепостной зависимости. Существовало многочисленное дворянство, значительная доля которого была обезземелена. Свои группы составляли купцы и ремесленники, в городах объединенные в цехи. В горных районах крестьянские общины были организованы по типу вольных обществ Большого Кавказа.

В хозяйственном отношении, по типам полеводства, орудий обработки земли, транспортных орудий и т.п., выделялись западная, восточная и высокогорная зоны. Везде присутствовал комплекс земледелия и скотоводства в экологически и исторически обусловленных местных формах, в западной и восточной зонах большое значение имело виноградарство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, домашнюю птицу. Были развиты многие виды ремесел как мужских, так и женских. Это изготовление холодного и огнестрельного оружия, керамическое производство, отличавшееся применением всех возможных технологий обращения с глиной, или обработка серебра, представленная несколькими вариантами национальной школы ювелирного искусства.

Поселение и жилища имели особенности, выделяемые по трем указанным выше хозяйственно-географическим зонам. В западных районах преобладала разбросанная, на востоке поквартальная, в горных районах скученная планировка селений. На западе доминировал деревянный дом на столбах, на востоке – каменное жилище, в горах – двухэтажные каменные конструкции и башни. Двухэтажный дом с балконом был городским жилищем. Городской тип поселения имеет раннюю историю, как и специфические формы культуры горожан, в особой степени они развивались в Тифлисе (Тбилиси), имевшем значение культурного центра всего Южного Кавказа.

Грузинский костюм отличался разнообразием типов и их вариантов, обусловленных локальными, сословными, профессиональными, имущественными возрастными и прочими особенностями. Отмечается богатство грузинской народной кухни и сложность застольного этикета, как и признание в Грузии пиршества оптимальной формой общения.

Большинство грузин являются православными, христианство было принято в восточной и западной частях Грузии в середине IV в. Большую часть своей истории грузинская церковь была автокефальной. Аджарцы, ингилойцы и часть месхов – мусульмане-сунниты.

Грузинский язык является древнеписьменным. Бытовая грамотность была почти повсеместной. В конце XIX в. при участи писателя и общественного деятеля Грузии И. Чавчавадзе была осуществлена гражданская реформа грузинского языка. Фольклорная культура грузин развивалась на письменной и устной основах. Большинство крупных литературных произведений имели массовую известность, как, например, поэма Шота Руставели "Витязь в барсовой шкуре". В народной среде сохранению фольклорных и музыкальных произведений, существовавших во множестве жанров, способствовал обычай их исполнения в местах массовых собраний – так называемая народная газета.

В пределах Северного и Южного Кавказа расселены многочисленные этнодисперсные группы талышей, татов, евреев Кавказа, курдов, айсоров (ассирийцев), турков-месхетинцев, греков Кавказа, цыган Кавказа и пр.

Согласно переписи населения 2010 года на Северном Кавказе (в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае) проживают 142 народа. Из них только 36 – коренные, то есть живут на этой территории веками. Остальные – пришлые.

В данной связи, кстати, возникает вопрос: сколько нужно прожить в определенной местности, чтобы стать «коренным народом»? И можно ли, например, под это определение отнести евреев, которые живут на Северном Кавказе тысячелетия? Или, скажем, караимов, которые считаются выходцами из Хеттского царства? Их немного, но они тоже представлены в регионе.

Коренные народы

Коренные народы Кавказа предпочитают жить на своих землях. Абазины селятся в Карачаево-Черкесии, где их численность превышает 36 тысяч. Абхазы проживают там же, либо в Ставропольском крае. Но больше всего в этой республике карачаевцев (194 324 человек) и черкесов (56 446). Еще в Карачаево-Черкесии проживают 15 654 ногайца.

В Дагестане живут 850 011 аварцев, 490 384 даргинца, 385 240 лезгин, 118 848 табасаранов, 40 407 ногайцев, 27 849 рутульцев (юг Дагестана), почти 30 тысяч агулов и чуть больше 3 тысяч татар.

Осетины (459 688 человек) селятся на своих землях в Северной Осетии. Около 10 тысяч осетин живут в Кабардино-Балкарии, чуть более трех тысяч - в Карачаево-Черкесии и только 585 человек - в Чечне.

Большинство чеченцев проживают в самой Чечне - 1 206 551 человек. Причем почти 100 тысяч знают только родной язык. Еще около 100 тысяч чеченцев живут в Дагестане, и около 12 тысяч - на Ставрополье. В Чечне проживают около 3 тысяч ногайцев, примерно 5 тысяч аварцев, почти полторы тысячи татар, столько же турок и табасаранов. Там же живет 12 221 кумык. Русских в Чечне осталось 24 382 человека, казаков - 305.

Балкарцы (108 587) заселяют Кабардино-Балкарию и почти не селятся в других местах Северного Кавказа. Кроме них в республике живут полмиллиона кабардинцев и около 14 тысяч турок. Среди крупных национальных диаспор можно выделить корейцев, осетин, татар, черкесов и цыган. Между прочим, последних больше всего в Ставропольском крае, их там свыше 30 тысяч. И еще около 3 тысяч живут в Кабардино-Балкарии. В других республиках цыган мало.

Ингуши в количестве 385 537 человек живут в родной Ингушетии. Кроме них там проживают 18 765 чеченцев, 3 215 русских, 732 турка. Среди редких национальностей встречаются езиды, карелы, китайцы, эстонцы и ительмены.

Русское население сосредоточено в основном на пахотных землях Ставрополья - 223 153 человека. Еще 193 155 человек живут в Кабардино-Балкарии, около 3 тысяч - в Ингушетии, чуть больше 150 тысяч – в Карачаево-Черкесии и 104 020 – в Дагестане. В Северной Осетии проживают 147 090 русских.

Пришлые народы

Среди пришлых народов можно выделить несколько групп. Это выходцы с Ближнего Востока и из Средней Азии, например, пакистанцы, афганцы, персы, турки, узбеки, туркмены, уйгуры, казахи, киргизы, арабы, ассирийцы, курды.

Вторая группа - это люди из самых разных областей России: манси, ханты, марийцы, мордва и даже мордва-мокша, ненцы, татары, крымские татары, крымчаки, тувинцы, буряты, калмыки, карелы, коми, коми-пермяки, чуваши, шорцы, эвенки и эвенки-ламуты, якуты (их больше всего на Ставрополье – 43 человека, и совсем нет в Ингушетии), алеуты, камчадалы, юкагиры, коряки (9 человек живут на Ставрополье и один – в Дагестане), секульпы (редкая северная народность), кереки и один представитель народности кеты с берегов Енисея.

На Ставрополье имеется довольно немалочисленная диаспора немцев - 5 288 человек. Немцы также живут в Дагестане, Осетии и Чечне.

Среди населения Северного Кавказа есть и приехавшие из стран СНГ. Украинцев больше всего в Ставропольском крае – 30 373 человека. Из числа всех республик самая крупная диаспора находится в Северной Осетии - тут украинцев в 2010 году было чуть более трех тысяч. Кстати, в связи с последними событиями их количество там может изрядно вырасти.

Азербайджанцы расселились по всему региону. Больше всего их в Дагестане - 130 919, в Ставрополье - 17 800, в Осетии - 2 857, в Чечне - 696, в Кабардино-Балкарии - 2 063, в Карачаево-Черкесии - 976 человек.

Армяне тоже распространились по Северному Кавказу. На Ставрополье их 161 324 человека, в Северной Осетии - 16 235 человек, в Кабардино-Балкарии - 5 002 человека и в Дагестане - 4 997 человек.

Живут на Северном Кавказе также молдаване, в общей сложности около полутора тысяч человек.

Представлены на Северном Кавказе и гости из далеких стран. Это сербы и хорваты, словенцы и словаки, румыны, финны, французы, британцы, американцы, испанцы, итальянцы, индийцы, кубинцы, японцы, вьетнамцы, китайцы и даже монголы. Но их, конечно, мало - всего по несколько человек.

– множество народов, разговаривавших на разных языках. Однако, такая систематизация сложилась не сразу. Несмотря на одинаковый бытовой уклад, каждый из местных народов имеет свое уникальное происхождение.

Открыть в полном размере

Ученые выделяют группу автохтонных народов , (в переводе с греческого – местный, коренной, абориген ), которые обитают на данной местности со времен своего становления. На северном и Центральном Кавказе таковыми являются , которые представлены тремя народами

  • кабардинцы , 386 тысяч человек, обитают в Кабардино-Балкарской Республике, в Ставропольском и Краснодарском краях, Северной Осетии. Язык относится к абхазо-адыгской группе иберийско-кавказского языка. Верующие – мусульмане-сунниты;
  • адыгейцы , 123 000, из них 96 тысяч проживают в Республике Адыгея, мусульмане-сунниты
  • черкесы , 51 000 человек, более 40 тысяч проживают в Карачаево-Черкесской Республике.

Потомки Адыгов проживают в целом ряде государств: Турция, Иордания, Сирия, Саудовская Аравия.

В абхазо-адыгскую языковую группу входит народ абазины (самоназвание абаза ), 33 000 человек, 27 тысяч проживают в КЧР и Республике Адыгея (восточная часть), сунниты. Потомки абазин как и Адыгов проживают в Турции и странах Ближнего Востока и в языковом отношении их потомками являются абхазы (самоназвание- абсула ).

Другая крупная группа коренных народов, которая занимает Северный Кавказ – представители нахской группы языков :

  • чеченцы (самоназвание – нохчий ), 800 000 человек, проживают в Республике Ингушетия, Чечне, Дагестане (чеченцы-аккинцы, 58 000 человек), мусульмане-сунниты. Диаспоры потомков чеченцев проживают на Ближнем Востоке;
  • ингуши (самоназвание – галгай ), 215 000 человек, большая часть живет в Республике Ингушетия, Чеченской Республике и Северной Осетии, мусульмане -сунниты;
  • кистины (самоназвание – кисты ), в горных районах Республики Чечня, разговаривают на нахских диалектах.

Чеченцы и ингуши имеют общее название вайнахи .

Наиболее сложно выглядит дагестанская ветвь иберийско-кавказских языков , ее подразделят на четыре группы:

  1. Аваро-андо-цезская группа , к которой относятся 14 языков. Наиболее значимым является язык, на котором говорят аварцы (самоназвание – маарулал ), 544 000 человек, центральные и горные районы Дагестана, поселения аварцев есть и Ставропольском крае и северном Азербайджане, мусульмане -сунниты.
    Прочие 13 народов, относящиеся к данной группе, намного уступают в численном отношении и имеют существенные отличия от аварского языка (например, андийцы – 25 тысяч, тиндинцы или тиндалы – 10 тысяч человек).
  2. Группа даргинского языка . Главный народ – дагринцы (самоназвание – дарган ), 354 тысяч человек, при этом более 280 тысяч проживают в горных районах Дагестана. Крупные диаспоры даргинцев проживают в Ставропольском крае и Калмыкии. Мусульмане – сунниты.
  3. Группа лакского языка . Основной народ – лакцы (лаки, казикумух) , 106 тысяч человек, в горном Дагестане – 92 000, мусульмане – сунниты.
  4. Лезгинская языковая группа – юг Дагестана с городом Дербент, народ лезгины (самоназвание – лезгияр ), 257 000, в самом Дагестане проживают свыше 200 000. Крупная диаспора существует в Азербайджане. В религиозном плане: дагестанские лезгины – мусульмане-сунниты, а азербайджанские лезгины – мусульмане-шииты.
    • табасаранцы (табасаран) , 94 000 человек, 80 000 из них проживают в Дагестане, остальные в Азербайджане, мусульмане-сунниты;
    • рутульцы (мых абдыр) , 20 000 человек, из них 15 000 живут в Дагестане, мусульмане-сунниты;
    • цахуры (йыхбы) , 20 000, большая часть проживает в Азербайджане, мусульмане-сунниты;
    • агулы (агул) , 18 000 человек, 14 000 – в Дагестане, мусульмане-сунниты.
      К лезгинской группе относятся еще 5 языков , на которых говорят незначительные по численности народы.

Народы позднее поселившиеся в Северо-Кавказском регионе

В отличие от автохтонных народов предки осетин пришли на Северный Кавказ позднее и долгое время они были известны под названием алан с 1 века нашей эры. По языку осетины относятся к иранской языковой группе и их ближайшими родственниками являются иранцы (персы) и таджики . Осетины живут на территории Северной Осетии, численность 340 000 человек. В самом осетинском языке различаются три крупных диалекта, в соответствии с которыми выводят самоназвания:

  • иранцы (ирон) – православные;
  • дигорцы (дигорон) – мусульмане-сунниты;
  • кударцы (кударон) – Южная Осетия, православные.

Особую группу составляют народы, чье формирование и появление на Северном Кавказе связано с поздним средневековьем (15-17 века). В языковом отношении они причисляются к тюркам :

  1. карачаевцы (карачайлы) , 150 000 человек, из них 129 тысяч живут в Карачаево-Черкесской Республике. Диаспоры карачаевцев имеются в Ставропольском крае, Средней Азии, Турции, Сирии. Язык относится к кыпчакской группе тюркских языков (половцы). Мусульмане-сунниты;
  2. балкарцы (таулу) , горцы, 80 000 человек, из них 70 000 проживают в Кабардино-Балкарской республике. Крупные диаспоры в Казахстане и Киргизии. Мусульмане – сунниты;
  3. кумыки (къумукъ) , 278 000 человек, в основном проживают в Северном Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии. Мусульмане – сунниты;
  4. ногайцы (ногъайлар) , 75 000, по территории и диалектном отношении делятся на три группы:
    • кубанские ногайцы (ак нагайцы) , живущие в Карачаевско-Черкесской Республике;
    • ачикулакские ногайцы , проживающие в нефтекумском районе Ставропольского края;
    • кара нагайцы (ногайская степь), мусульмане-сунниты.
  5. туркмены (трухмены) , 13,5 тысяч человек, живут в Туркменском районе Ставропольского края, но язык относится к огузской группе тюркских зыков , мусульмане-сунниты.

Отдельно следует выделить , появившихся на Северном Кавказе в середине 17 века. Калмыки (хальмг) , 146 000 человек, язык относится к монгольской языковой группе (родственны по языку монголы и буряты). В религиозном отношении – буддисты. Те из калмыков, которые были в казачьем сословии войска Донского, исповедовали православие, назывались бузаавы . Большая часть – кочевые калмыки – тургуты .

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров

в прошлом одно из крупных адыгских племён, ныне - этнографич. группа адыгейцев. Живут в ауле Шовгеновском Шовгеновского района Адыгейской АО. Говорят на абадзехском диалекте адыгейского языка, который постепенно вытесняется лит. адыгейским языком. Верующие А.- мусульмане-сунниты. Основное занятия - земледелие, животноводство, садоводство.

Абаза (иначе Абазинские орды) - в источниках XVI-XVIII вв. собирательное наименование народов, населявших Черноморское побережье Сев. Кавказа (абхазы, садзы, убыхи, причерномор. адыги и др.). Однако чаще всего под этим названием подразумевались сев.-кавказ. абазины. По словам А. Генко, все абазоязычные племена составляли в языковом отношении достаточно единый коллектив, «взаимопонимание в пределах которого в прошлом было гораздо более достижимо, чем в настоящее время» (Славянская энциклопедия). См. также абазины

Зихи - (Зиги), древние племена на северо-западе Кавказа (1 в. до н. э. - 15 в.).

Иберы - древнее население территории современной Восточной Грузински; жили на территории Иберии (Иверии).

Касоги - название адыгов в русских летописях. Касоги - рус. название средневек. адыгов, обитавших в Прикубанье. Впервые упом. визант. авторами на рубеже VIII - IX вв. Арабы называли касогов «кешаками» (Масуди - Х в.) и считали их мощным «благоустроенным» племенем. В Х в. касоги входили в состав Хазарии. В 1022 г. тмутаракан. кн. Мстислав Владимирович Храбрый одолел касожск. кн. Редедю. В 1024 г. касоги участвовали в борьбе Мстислава с братом, вел. кн. киев. Ярославом Владимировичем Мудрым, за верховенство на Руси. В 1223 г. касоги были покорены татаро-монголами во время похода последних на Сев. Кавказ и в причерноморские степи. Позднее касоги, видимо, продвинулись в центр. районы Сев. Кавказа.

Каспии - древнекавказские племена кочевников-скотоводов в Вост. Азербайджане (1-е тыс. до н. э.)

Керкеты - древнее племя северо-западного Кавказа, предки адыгов.

Колхи - общее название древних земледельческих племен на юго-западе Закавказья в 1-м тыс. до н. э.

Кораксы - древнегреческое название одного из западногрузинских племен на территории современной Абхазии (5 в. до н. э. - 2 в. н. э.)