Лесков краткая биография. Краткая биография лескова самое главное. Зарождение сказовой формы

После того, как были подведены итоги войны с Наполеоном, государь Александр Павлович решил отправиться в поездку по странам Европы. Иностранцы показывали ему различные необыкновенные вещи, которые удивляли и восхищали императора. Но сопровождавший его Платов, не разделял восторга Александра Павловича и доказывал, что русские мастера намного лучше заграничных.

Увидев технические достижения англичан, Александр пришел к выводу, что русским еще до них далеко. Англичане показали императору «пистолю», которую сделал неизвестный мастер. Платов же сумел ее открыть и показал всем надпись о том, что сделал ее тульский мастер. Англичане решили создать такое механическое чудо, против которого бы Платов ничего не смог возразить.

Александру продемонстрировали удивительную механическую блоху, которая могла танцевать и прыгать. Восхищенный император отдал англичанам 1 000 000 рублей, а они ему подарили это механическое чудо. Государь положил блоху в футляр и уехал в Россию.

Задание для русских мастеров

Александр бережно хранил этот подарок, и после его смерти он перешел к его жене, а затем владельцем табакерки стал новый император Николай Павлович. Донской казак Платов рассказал государю в чем особенность этой блохи. По совету казака, Николай взял «мелкоскоп» и увидел, как она прыгает. Император отправил Платова с поручением к русским мастерам: они должны были придумать вещь более удивительную, чем эта подаренная блоха.

Платов отправился в Тулу, где жили самые лучшие оружейные мастера. Оружейники согласились выполнить государеву волю, но попросили оставить им на несколько дней блоху. Несмотря на все попытки, казаку не удалось узнать, для чего им это понадобилось. После отъезда Платова, трое лучших мастеров, среди которых был Левша, ушли из города.

Работа тульских мастеров

Эти трое мастеров отправились в Мценск, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. После молитвы, они вернулись обратно и заперлись в домике Левши. Всем очень хотелось посмотреть на работу мастеров, но те ни под каким предлогом не выходили из дома и не разговаривали с соседями.

После проведенных на Дону переговоров, Платов вернулся в Тулу. Он послал к мастерам курьеров. Как раз в это время оружейники завершали свою работу. Но курьеров они не пустили. Те, потеряв терпение, сняли крышу с дома. Только тогда Левша и его товарищи вышли и сказали, что готовы показать свои труды Платову.

Результат работы оружейников

Платов стал задавать вопросы об их работе, но мастера оскорбились и сказали, что только император может увидеть результат. Казак рассердился на них и увез с собою Левшу в Петербург. Он самолично пошел к Николаю, а мастеру связал руки и оставил внизу.

Платов доложил императору, что туляки ничего не смогли сделать. Николай усомнился. Когда ему принесли блоху, то они увидели, что она перестала прыгать. Платов был в ярости: он решил, что оружейники сломали механизм. Левша сказал, что результат можно увидеть в «мелкоскоп». Послушав оружейника, все увидели, что тульские искусники сумели набить на ножки блохи подковы. Довольный Николай решил отправить Левшу в Англию со своей работой.

Приезд в Англию и возвращение на Родину

Англичане были поражены мастерством тульского оружейника. Они стали показывать ему различные технические новшества и пытались уговорить его остаться у них. Но Левша сильно тосковал по Родине. На прощание англичане дали мастеру денег и подарили золотые часы.

Во время плавания Левша поспорил с полшкипером, что сможет его перепить. Они пили до самого прибытия, но никто не смог одержать вверх. Мастер вернулся в плохом состоянии, но его без документов не брали ни в одну больницу. Когда стало ясно, что он долго не проживет, его доставили в Обухвинскую больницу для простонародья.

Полшкипер беспокоился о нем и, когда разыскал его, отправил к нему доктора. Левша попросил Мартын-Сокольского исполнить его последнюю просьбу: передать императору, что англичане не чистят ружья кирпичом. Доктор пытается передать эти слова Чернышеву, но тот его не слушает, и ружья чистят этим способом до самой войны. В последней главе автор размышляет о том, что талантливых мастеров, таких как Левша, с развитием прогресса, практически не осталось. Но потомки продолжают помнить о них.

Тест по повести Левша

Николай Семенович Лесков

Николай Семёнович Лесков (1831 - 1895) - прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: «Некуда», «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», «Левша» и многих других, создатель театральной пьесы «Расточитель».

Ранние годы

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось - за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. Когда Николаю было 16 лет, от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.
В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.
В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь

1860 год считают началом творческого пути Лескова, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.
В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.
Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы «Погасшее дело» (1862), повести «Житие одной бабы», «Овцебык» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865).
В романах «Некуда» (1864), «Обойденные» (1865), «На ножах» (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции.
Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала «Русский вестник». Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.
В 1870 - 1880 он написал романы «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман «Захудалый род» не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: «Островитяне»(1866), «Запечатленный ангел»(1873). К счастью, «Запечатленного ангела» не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.
В 1881 году Лесков написал рассказ «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» - старинной легенде о мастерах оружейного дела.
Повесть «Заячий ремиз»(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Личная жизнь писателя

Первый брак Лескова сложился неудачно. Женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей - первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.
В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.

Последние годы

Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковом кладбище

Очарованный странник ( 1873 )

Краткое содержание повести

Читается за 7 мин

4 ч

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <…> я в лошадях знаток и при ремонтёрах состоял для их руководствования», - говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот - «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтёров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещёные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь - человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остаётся при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Не всегда есть возможность прочитать произведение полностью. То у ученика не хватает времени, то нет желания знакомиться с объемным литературным трудом. Но семиклассники изучают на уроке литературы рассказ «Левша», поэтому необходимо знать сюжет, имена главных героев. Упростит вашу задачу краткое содержание. Левша Лескова - это мастеровой человек с народной смекалкой. В этом вы убедитесь, прочитав само произведение и его изложение.

Немного о сказе

Николай Семёнович Лесков написал «Левшу» в мае 1881 года. В повести удачно сочетаются реальность и выдумка. Так, императоры, о которых говорит автор, действительно правили Россией, да и мастера, подобные Левше, тоже были в стране. До сих пор их изделия, хранящиеся сейчас в музеях, вызывают восторг. Ведь в то время не было такой техники, как сейчас. Однако и при помощи простых инструментов они создавали изумительные вещи, благодаря своему умению, опыту, уму. В этом вы еще раз убедитесь, прочитав это краткое содержание. «Левша» (Лескова) - рассказ, который прославляет российских мастеров.

Начальные главы

В первой главе рассказывается о том, что как-то император Александр Павлович захотел совершить путешествие по Европе, чтобы увидеть различные чудеса. Он взял с собой казака Платова, который скучал по родине и всё звал государя домой. Когда заморские кудесники пытались чем-то удивить императора, Платов говорил, что в России есть мастера получше. Тогда Александр Павлович решил поехать в оружейную кунсткамеру. Он был уверен, что здесь есть такие вещицы, которые российским мастерам сделать не под силу. Этим заканчивается первая глава.

Во второй мы узнаем, как в оружейной кунсткамере пытались удивить иностранных гостей. Государя увиденное поразило, а Платова нет. Англичане подали царю чудесный пистолет, тот стал удивляться тонкости работы и сказал, что российские мастера сделать такое неспособны. Тогда Платов открутил болтик на пистолете и показал государю табличку, на которой было написано, что собрал пистолет Иван Москвин в городе Туле.

Главы 3-5

Разбираем дальше краткое содержание «Левша» Лескова. По главам это произведение пересказывать несложно, так как каждая запоминается какими-то событиями. Так, в третьей рассказывается, что царь и его верный казак поехали в новые кунсткамеры, где англичане пытались их всё больше удивить, но на Платова подобные чудеса не производили впечатление.

Так гости обошли все комнаты, в последней стояли рабочие с подносом в руках, на котором ничего не было. Оказывается, там лежала стальная блоха, к ней прилагался ключик. Его гости смогли рассмотреть только в «мелкоскоп». Заведя блоху ключом, царь и казак увидели, что она танцует. Государь щедро заплатил англичанам и забрал блоху с собой.

Четвертая глава продолжает краткое содержание. Левша Лескова скоро предстанет перед читателями, а пока Платов рассказывает императору о том, что нужно показать диковинную игрушку русским мастерам. Это казак и сделал в пятой главе. Путешественники вернулись домой, и Платов повез блоху тульским мастерам, чтобы узнать их мнение. Казак оставил им микроскопическую вещицу и сказал, что когда он приедет к ним через 2 недели, те должны удивить его.

Главы 6-10

Казак уехал из Тулы, а вслед за ним ушли и те три мастера, которым он отдал блоху. Люди подумали, что мастера признали свое бессилие, поэтому решили ретироваться. Но всё было не так, об этом пишет в 7-й главе Н. Лесков. «Левша», краткое содержание которого мы приводим дальше, продолжается тем, что трое работающих заперлись в мастерской на несколько дней и что-то там делали в обстановке строгой секретности.

Из 8-й главы читатель узнает, что приехал Платов и приказал свистовому, чтобы тот привел к нему мастеровых и они отдали блоху, которая бы доказала: русские мастера более умелые, чем английские.

Девятой главой продолжается краткое содержание. Левша Лескова был одним из трех мастеров, которые старательно работали. Свистовой сказал, чтобы они побыстрее заканчивали, так как Платов ждёт результатов.

В десятой главе автор рассказывает, как тульские умельцы пришли к казаку с работой, но когда он увидел блоху, то подумал, что ничего удивительного те не сделали. Он стал ругаться, схватил Левшу, кинул его к себе в ноги, в коляску, и сказал, что тот будет держать ответ в Петербурге перед царём.

Главы 11-14

В 11-й главе рассказывается, как Платов доложил царю о том, что тульские мастера не смогли ничего сделать с "нимфозорией" (блохой).

В 12-й главе мы узнаем, что царь позвал свою дочь Александру. Он попросил ее завести блоху, но маленькая игрушка будто сломалась - не шевелила ногами, а раньше могла танцевать. За это Платов начал колотить Левшу, но тот сказал, что блоху нужно рассматривать в самый сильный «мелкоскоп».

Тринадцатая глава повествует о том, что царю все-таки удалось увидеть работу отечественных мастеров: они сумели подковать блоху.

В 14-й главе Платов просит у Левши прощение за рукоприкладство. Затем тульского мастера постригли, красиво одели, чтобы отвезти его в Англию.

Вот и подошло к кульминации краткое содержание «Левша» (Лесков). 7 класс - именно в нём изучают данное произведение. Чтобы получить хорошую отметку по литературе, нужно знать, чем заканчивается рассказ.

Заключительные главы

В 15-й главе написано, что англичане предлагали умельцу остаться у них, но тот отказался. Из 16-й читатель узнает, что Левша отправился на корабле домой. В 17-й рассказывается о том, что по дороге главный герой пил вместе с новым английским другом, и они заключили пари.

В следующей главе говорится, что Левша заболел, но его не принимали в больнице, так как у него не было при себе документов.

Девятнадцатая глава печальная. В ней рассказывается, что главный герой скончался. Но и в последние минуты своей жизни он пытался принести пользу Отечеству, просил, чтобы царю рассказали «англицкий секрет»: не нужно чистить ружья кирпичом. Но слова Левши не были переданы.

Этим заканчивается и краткое содержание «Левша» (Лескова). "Брифли" тоже описывает данное произведение, но в его пересказе нет повествования по главам, в этом же вы найдёте содержание каждой главы.

Н иколай Лесков начинал карьеру как казенный служащий, а свои первые произведения - публицистические статьи для журналов - написал лишь в 28 лет. Он создавал повести и пьесы, романы и сказы - произведения в особом художественном стиле, основоположниками которого сегодня считаются Николай Лесков и Николай Гоголь.

Писец, столоначальник, губернский секретарь

Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семен Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.

До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохове. Позже родители забрали мальчика к себе. В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться в гимназии ему не нравилось, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения он получил справку об окончании лишь двух классов. Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника.

Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву - известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.

Николай Лесков уволился со службы в 1857 году - он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний» . Лесков начал работать в компании «Шкотт и Вилькенс» - фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Николай Лесков часто отправлялся по делам в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны.

Писатель-антинигилист

Николай Лесков в 1860-е годы. Фотография: russianresources.lt

В 1860-е годы Лесков впервые взялся за перо. Он писал статьи и заметки для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» , журналов «Современная медицина» и «Экономический указатель». Своей первой литературной работой сам Лесков называл «Очерки винокуренной промышленности», напечатанные в «Отечественных записках».

В начале своей карьеры Лесков работал под псевдонимами М. Стебницкий, Николай Горохов, Николай Понукалов, В. Пересветов, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов и другими. В мае 1862 года Николай Лесков под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете «Северная пчела» статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. Автор критиковал и поджигателей, которыми считались бунтовщики-нигилисты, и правительство, которое не может поймать нарушителей и потушить пожар. Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния» , рассердили Александра II . Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку.

Николай Лесков побывал в Праге, Кракове, Гродно, Динабурге, Вильне, Львове, а затем уехал в Париж. Вернувшись в Россию, он опубликовал серию публицистических писем и очерков, среди них - «Русское общество в Париже», «Из одного дорожного дневника» и другие.

Роман «На ножах». Издание 1885 года

В 1863 году Николай Лесков написал свои первые повести - «Житие одной бабы» и «Овцебык». В то же время в журнале «Библиотека для чтения» вышел его роман «Некуда». В нем Лесков в своей характерной сатирической манере рассуждал о новых нигилистических коммунах, быт которых казался писателю странным и чуждым. Произведение вызвало острую реакцию критиков, а роман на долгие годы предопределил место писателя в творческом сообществе - ему приписывали антидемократические, «реакционные» взгляды.

Позже вышли повести «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» с яркими образами главных героинь. Тогда начал складываться особый стиль писателя - разновидность сказа. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян.

В 1870 году Николай Лесков написал роман «На ножах». Новое произведение против нигилистов автор считал своей «наихудшей» книгой: чтобы издать ее, писателю пришлось несколько раз редактировать текст. Он писал: «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой» . Однако роман «На ножах» стал важным произведением в творчестве Лескова: после него основными героями произведений писателя стали представители русского духовенства и поместного дворянства.

«После злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников».

Максим Горький

«Жестокие произведения» о русском обществе

Валентин Серов Портрет Николая Лескова. 1894 г.

Николай Лесков. Фотография: russkiymir.ru

Николай Лесков Рисунок Ильи Репина. 1888-89 гг.

Одним из самых известных произведений Лескова стал «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» 1881 года. Критики и писатели тех лет отметили, что «рассказчику» в произведении присущи сразу две интонации - и хвалебная, и язвительная. Лесков писал: «Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры» .

Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полунощники» - к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадский. Николай Лесков писал Льву Толстому : «Повесть свою буду держать в столе. Ее, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет» . Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю».

В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике». Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами.

В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. В 1893 году их выпустил издатель Алексей Суворин. Николай Лесков умер два года спустя - в Петербурге от приступа астмы. Его похоронили на Волковском кладбище.

В 1881 году 19 века в России издается альманах под названием «Праведники». Некоторые страницы его перепечатываются в журнале с названием «Русь». В этом издании был напечатан также сказ Николая Лескова «Левша». Представляем краткое содержание рассказа «Левша» и анализ его главного героя.

В рассказе речь идет о том, что русский император Александр 1 посещает Англию.

Во время визита вниманию русского царя представляют много разных диковинных вещей, но самой замечательной является блоха, которая танцует.

Императору очень понравилась этакая забава. Он ее покупает и привозит в Россию…

Идет время, теперь уже Россией правит Николай 1.

Чтобы укрепить веру в превосходство русских умельцев над другими, он находит блоху, некогда привезенную своим предшественником. А после по стране объявлены поиски умельца, который бы смог подковать насекомое — чудо инженерной мысли.

Ищут такого человека довольно долго, но все-таки в Туле находят мастера по прозвищу Левша, который выполняет требование царя, а потом по его приказу едет в Англию, чтобы продемонстрировать свое умение заграничным ювелирам.

После удачной поездки он благополучно прибывает в Россию, но по возвращении начинает сильно злоупотреблять спиртным и в итоге погибает.

Содержание

Суть рассказа заключается в том, что Россия всегда славилась талантливыми людьми. Кроме того, они во все времена были патриотами своей родины.

Главный герой из рассказа Лескова «Левша» отказывается от предложения жениться на английской девушке и возвращается домой.

В настоящее время имя литературного персонажа стало афористичным. Талантливого человека, создающего удивительные вещицы, называют Левшой.

Главы 1-5

Александр 1 после подведения итогов войны с Наполеоном едет в турне по европейским странам. Во всех городах царю демонстрируют разные удивительные вещи, созданные руками местных мастеров.

Русский царь восхищается всем увиденным. Рядом с ним атаман Платов, который считает, что в России можно найти умельцев не хуже. В конце первой главы царь приезжает в Англию.

В Англии Александру 1 показывают немало удивительнейших вещиц, от вида которых он приходит в восторг. Платов же, наоборот, пытается принизить достоинства англичан. Самый яркий эпизод, когда русскому царю демонстрируют «пистолю» и говорят, что выполнили ее «англицкие» ювелиры.

А Платов открывает у этого изделия замок и показывает царю надпись, которая говорит, что выполнена вещь в России, а именно в Туле. Англичане остаются в замешательстве.

И в ней император со своим подчиненным видят металлическую блоху.

Ее можно заводить ключиком, и она будет двигаться и даже танцевать. Русский царь за миллион покупает изделие. Ее он бережно упаковывает в футляр. А после едет в Россию.

По приезде в свои владения Александр занимается делами и не вспоминает о покупке, а она все это время находится в футляре. Затем император умер, а футляр был отдан его супруге. А уж вдова передала его вместе с блохой новому государю Николаю 1.

Он долгое время пытается понять, зачем брат так долго хранил диковину. Прозрение пришло лишь когда в царские покои пожаловал старый атаман Платов. Он объясняет Николаю, что к чему, и демонстрирует умения насегомого.

Николай 1 после этого говорит, чтобы Платов поехал к русским умельцам и попросил их создать что-то более совершенное.

Платов думает, что лучше, чем тульские умельцы никто не осуществит задумку правителя. Поэтому-то он и едет в Тулу.

Местные ювелиры соглашаются помочь, но при условии, что блоха останется у них какое-то время.

Платов безуспешно пытается выяснить, зачем им это нужно, но так и не получает ответа. Насекомое остается в Туле…

Главы 6-10

Атаман Платов покидает Тулу, а три самых умелых мастера, среди которых был и Левша, уходят из города. Местные думают, что уходят они, потому что ничего не придумали, но на самом деле они стараются уединиться, чтобы им никто не мешал.

Умельцы идут в Мценск, где в храме есть икона Николая Чудотворца. Они помолились перед чудотворной иконой и вернулись назад в Тулу. Там они уединились в доме.

Местным было очень любопытно, что же происходит там, за закрытыми дверями? Они всячески выманивали мастеров на улицу, но те увлеченно работали и не слушали никого.

В то время, что русские мастера мудрили с блохой, Платов был на Дону. Там он вел деловые переговоры.

После их окончания приехал обратно в Тулу, но лично к оружейникам не пошел, а отправил нарочных.

Нарочные прибывают к дому мастеров тульских. Они стучат в их дверь, а также в окна. Но мастера работают увлеченно и не открывают.

В итоге нарочные снимают крышу с дома и говорят, чтобы оружейники шли к атаману. В это время работа успешно была завершена.

Платову блоху вернули. Он стал расспрашивать, что мастера с блохой делали, ведь он не видит их наработок. Они ответили, что только император может по достоинству оценить их старания.

Атаман рассердился на такие речи, со зла кинул героя в тарантас и увез с собой к императору. Когда приехали, то атаман пошел к царю, а Левша остался при входе в царские покои.

Главы 11-15

Атаман говорит обо всем и ни о чем, думая, что царь о блохе позабыл. Но Николай помнит о своем распоряжении и приказывает представить работу оружейников. Атаман объясняет, что вроде мастера ничего нового с блохой не сделали. И тогда император принимает решение лично рассмотреть блоху.

Император осматривает блоху, заводит ее механизм, но насекомое не шевелится. Платов видит все это и приходит в ярость: бежит к мастеру, избивает его и обвиняет в том, что блоху сломали.

Левша не поддается на провокации и упорно твердит, что работу можно увидеть, лишь глядя в специальный прибор.

Левша предстает пред очами царя-батюшки и объясняет смысл проделанной работы. Оказывается, блоха теперь подкована. Царь очень возрадовался, ведь теперь русские мастера стали на позицию выше, чем иностранные.

Русский царь принимает решение послать героя в Англию, чтобы продемонстрировать умения «тамошним» умельцам. Герой соглашается, получает от императора новую одежду и едет.

Приехав в Англию, мастер пока остается в гостинице, а курьер отправляется к местным умельцам с блохой. Англичане увидели работу русских и попросили встречи с мастером. Встретились. Выяснилось, что учеба Левши заключалась в чтении церковных книг. Герой абсолютно не знает математики.

Главы 16-20

Левше англичане показывают их заводы и фабрики, чтобы уговорить талантливого русского мужика остаться.

Но как истинный патриот, герой не поддавался на провокации и просился домой.

В конце концов, его посадили на корабль, плывущий в Россию, дали денег и на память подарили английские часы из чистого золота.

Герою очень тоскливо плыть по морю. Чтобы взбодриться, он спорит с полишкипером о том, кто кого перепьет.

В конце плавания обоим становится плохо, так что пари никто не выиграл.

Корабль прибыл в Россию. Герою очень плохо. Принимают решение отвезти его в клинику. Но у него нет документа, удостоверяющего личность, и его нигде не принимают. А Левше тем временем становится только хуже и его помещают в больницу для простолюдинов.

Полишкипер ищет Левшу, а когда находит, обнаруживает, что герою совсем плохо и он на грани смерти. Умирая мастер просит своего друга, чтобы тот донес до царя, что в Англии ружья кирпичом не чистят… Но эта просьба остается не выполненной. Главный персонаж умирает…

В конце рассказа Лесков рассуждает о русских самородках и о том, что их помнит народ…

Внимание! Краткое содержание рассказа или его пересказ не могут дать полноценного представления о произведении.

Главный герой

Кто такой Левша, герой из рассказа Лескова. Автор показывает читателю, что герой рассказа живет в городе Тула, очень беден, одет плохо. Внешность тоже непрезентабельна. Ко всему прочему герой косит на один глаз. Несмотря ни на что, этот человек отменный мастер.

Суть рассказа можно уложить в афоризм: «Да не оскудеет земля Русская талантами».

В образе главного героя автор хочет донести мысль, что такой талант не востребован.

Ведь у героя нет финансовой возможности развивать свое умение. А государь изумляется лишь иностранным диковинам.

Википедия предоставляет всю необходимую информацию, если читать максимально внимательно. Есть и название, и история создания произведения.

Сюжет представлен подробно. Перечислены главные действующие лица рассказа. Описаны художественные особенности текста.

Назван и максимально подробно описан прототип Левши. В конце статьи есть ссылки на экранизацию произведения. Это художественный и мультипликационный фильмы.

Аннотация

После смерти Александра вещица перешла в руки его брата Николая 1, который был уверен, что русские мастера могут лучше сделать. Чтобы найти такого умельца на Руси, отправили на поиски старого донского атмана…

Полезное видео

Подведем итоги

Сегодня произведение актуально. В этом и заключается феномен классического текста. Николай Лесков старается пробудить в читателе доброту к людям и всему окружающему.

Идею можно выразить пословицей: «У него шуба овечкина, а душа человечкина» или «Встречают по одежке, а провожают по уму».