Ледокольное судно обеспечения добывающих платформ «Федор Ушаков

Как было отмечено, по суммарному объёму переваливаемых грузов порты Балтийского бассейна занимают первое место среди портов других морских бассейнов. Они сохранят лидерство и в перспективе до 2030 г. Близость к наиболее развитым промышленным районам России и одновременно к европейским странам способствует тому, что через эти порты проходят потоки всей номенклатуры грузов.

На бассейне расположены семь российских морских портов: Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Высоцк, Выборг, Усть-Луга, Калининград и Пассажирский порт Санкт-Петербург. Балтийские порты заняты, в основном, перевалкой внешнеторговых и транзитных грузов. Каботажные грузы составляют менее 1% в их грузообороте.

В 2011 году портами бассейна было переработано 185,7 млн. тонн грузов (34,7% от общего грузооборота российских портов), в том числе 3,0 млн. тонн каботажных грузов (9,5% от общего объема перевалки каботажных грузов). Порты бассейна переваливают 37,8% наливных и 30,7% сухих грузов от общего грузооборота всех портов страны.

Порты Балтийского бассейна являются конечными пунктами российских участков международных транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг». В случае если по этим коридорам будет обеспечен перспективный грузооборот международного транзита (это будут преимущественно грузы в контейнерах), суммарный грузооборот этих портов значительно возрастёт. Уже в краткосрочной перспективе основные грузопотоки пойдут в порты Усть-Луга (преимущественно сухие грузы и частично наливные) и Приморск (наливные грузы).

Между тем, крупнейший порт Балтийского бассейна Санкт-Петербург ограничен городскими постройками и магистралями и не имеет возможности расширять свою территорию. Поэтому развитие порта Санкт-Петербург осуществляется за счёт аванпортов (Бронка, Ломоносов, о. Котлин).

Особенностью Балтийского бассейна также является наличие анклавной Калининградской области, связь с которой осуществляется с помощью морской железнодорожной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии.

Азово-Черноморский бассейн

По суммарному грузообороту морских портов Азово-Черноморский бассейн занимает второе место после Балтийского бассейна. На бассейне расположены двенадцать российских морских портов. Порты Азово-Черноморского бассейна являются главными элементами железнодорожно-морских транспортных узлов.

В 2014 году портами бассейна было переработано 125,4 млн. тонн грузов (23,4 % от общего грузооборота российских портов), в том числе 15,1 млн. тонн каботажных грузов (47,6 % от общего объема перевалки каботажных грузов в стране). Порты бассейна переваливают 18,1 % наливных и 30,3 % сухих грузов от общего грузооборота по этим видам грузов всех портов страны.

Порты бассейна можно условно разделить на три группы. К первой относятся порты Восточный, Ванино, Владивосток, Находка и Посьет, связанные с транспортной системой страны железнодорожными подходами или трубопроводами. Пять этих портов переваливают более 70 % грузов, проходящих через бассейн. Ко второй - порты, связанные трубопроводами с шельфовыми месторождениями Сахалина - Пригородное, Де-Кастри, и обслуживающие потребности одной компании. Их грузооборот составляет более 20 % от грузооборота портов бассейна. К третьей группе относятся остальные 15 портов, которые расположены в местностях, где отсутствуют сухопутные коммуникации, и которые в настоящее время обеспечивают перевалку грузов для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, в которых они расположены, с ближайшими окрестностями. Их пропускная способность используется на 10-50 %, и предпосылок для увеличения грузовой базы и роста грузооборота нет. Особняком стоит порт Зарубино, который имеет железнодорожные и автомобильные подходы, удачное расположение, возможности для развития и практически полностью не загруженные мощности.

Порты бассейна разделяются на три не равные группы. К первой относятся порты, расположенные на черноморском побережье, незамерзающие, способные принимать крупнотоннажные морские суда и имеющие потенциал для дальнейшего развития. Ко второй группе относятся порты Азовского моря. Замерзающие, мелководные, как правило, расположенные в городах и не имеющие перспектив развития, связанного с увеличением грузооборота. Третью группу составляют порты, расположенные в черноморских городах-курортах.

Основная масса грузов бассейна перерабатывается в портах Новороссийск (67 %), Туапсе (11 %) и Кавказ (5%). Остальные 9 портов бассейна перерабатывают только 17 % грузов. По мере ввода в строй мощностей в новом черноморском порту Тамань доля азовских портов в грузообороте бассейна будет дальше снижаться.

Особая нагрузка ляжет на морские порты бассейна (прежде всего, на порт Сочи) в период зимних Олимпийских игр 2014 г. На побережье Чёрного и Азовского морей предусматривается развитие зоны отдыха, спортивных, курортных и оздоровительных объектов. Морским портам принадлежит важная роль в развитии морского туризма.

Работа отечественного морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне осложняется противодействием Турции при проходе российских крупнотоннажных судов проливами Босфор и Дарданеллы. Задержки судов в Черноморских проливах приводят к серьёзным финансовым потерям. Косвенно это отражается и на работе морских портов.

Современный морской транспорт - важная составная часть транс­портной системы России. По величине грузооборота (в 1995 г. около 8%) он занимает третье место, уступая железнодорожному и трубопровод­ному транспорту. Ему принадлежит ведущая роль в транспортном об­служивании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Велико зна­чение морского транспорта во внешней торговле России. На него при­ходится 73% в отправлении грузов и более 90% грузооборота в между­народном сообщении. Во внутренних морских транспортировках пре­обладает малый каботаж.

По многим технико-экономическим показателям морской транс­порт превосходит другие виды: самая большая единичная грузоподъ­емность, практически неограниченная пропускная способность мор­ских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, не­большая затрата энергии на перевозку 1 т груза, низкая себестоимость. Вместе с тем у морского транспорта есть и существенные недостатки: зависимость от природных условий, необходимость создания сложно­го портового хозяйства, ограниченное использование в прямых мор­ских сообщениях.

Научно-технический прогресс на морском транспорте существен­но влияет на его географию: меняет направления, состав и величину грузопотоков, стимулирует сооружение новых морских портов и при­чалов, освоение новых трасс во внутренних морях и в Мировом океане.

После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний и 37 портов общей мощностью переработки грузов до 163 млн т в год, из них 148 млн т приходится на долю Балтийского и Северного бассей­нов. Средний возраст российских судов 17 лет, что значительно хуже соответствующей характеристики мирового торгового флота. В стране осталось лишь четыре крупные судостроительные верфи, три из которых находятся в Санкт-Петербурге (Северная, Адмиралтейская и Бал­тийский завод). В собственность России отошло только 55% дедвейта транспортного флота Союза, в том числе 47,6% сухогрузного. Потреб­ности России в морских перевозках оцениваются в настоящее время в 175 млн т в год, в то время как принадлежащий стране флот способен перевозить примерно 100 млн т. Оставшиеся на территории России мор­ские порты могут пропустить лишь 62% российских грузов, в том числе 95% каботажных и 60% экспортно-импортных. Для перевозки посту­пающего импортного продовольствия и для экспорта грузов Россия ис­пользует порты сопредельных государств: Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

Основные морские бассейны страны отличаются друг от друга хо­зяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства.

Азово-Черноморский бассейн обслуживает грузовые и пассажир­ские перевозки России, Украины и Грузии, а также торговые связи с зарубежными странами. Район экспортно-импортного тяготения охватывает свыше 75 государств. Больше половины перевозок приходит­ся на внешнюю торговлю. В экспорте главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металл, цемент. В структуре импортных грузов - зерно, руды цветных металлов, металл, сахар, машины и обо­рудование, тропические фрукты и овощи, трубы для газопроводов.

Благодаря курортному положению бассейна большое развитие по­лучили пассажирские перевозки (до 30 млн чел. в год). Наиболее зна­чительные пассажиропотоки идут вдоль Черноморского побережья Кав­каза и Крыма. На Черном море у России остались порты Новороссийск, Туапсе и Сочи. Новороссийск расположен в незамерзающей Цемесской бухта. Порт специализируется на внешнеторговых перевозках. В струк­туре грузооборота преобладают наливные грузы. Помимо этого отправ­ляется значительное количество леса, цемента, а принимаются зерно, сахар, металл, руда. По грузообороту это крупнейший морской торго­вый порт. Туапсе специализируется на вывозе наливных грузов. В ос­новном обслуживаются внешнеторговые перевозки. Порт отправляет также руду, уголь, а принимает строительные материалы, сахар, металл, зерно, машины и оборудование. Значительный грузооборот и пассажирооборот имеет Сочи.

В Балтийском бассейне географическое положение и хорошая обес­печенность транспортными связями определили доминирующую роль внешнеторговых перевозок (свыше 90% грузооборота). Малый кабо­таж невелик, в нем преобладают перевозки минеральных строительных материалов. Несколько большее значение имеют перевозки грузов в пункты арктического побережья нашей страны. Хорошо развит боль­шой каботаж (в Баренцево, Белое и Черное моря). Суда этого бассейна обслуживают несколько международных пассажирских линий. Пере­возки пассажиров в малом каботаже не получили значительного рас­пространения в связи с развитой сетью наземных путей сообщения.

Из восьми балтийских портов бывшего СССР Россия располагает тремя, оснащенность которых не позволяет осуществлять современную транспортировку грузов. Самый крупный на Балтике российский порт - Санкт-Петербург, перерабатывающий 12-15 млн т грузов в год. В гру­зообороте порта около 90% приходится на экспортно-импортные пе­ревозки. В отправлении преобладают древесина, нефтяные и химичес­кие грузы, металл, а в прибытии - зерно, сахар, металл, строительные материалы. Петербургский порт - один из крупнейших на Балтике пас­сажирских портов, обслуживающий в основном иностранных турис­тов. Годовой пассажиропоток - 100 тыс чел.

Другой высокомеханизированный порт Балтийского бассейна - Выборг. Его грузооборот составляют местные строительные материа­лы, экспортируемая древесина и импортируемые металл, бумага. Че­рез порт Калининграда экспортируются уголь, бумага, промышленные грузы, импортируются металл, сахар, зерно, некоторые виды оборудо­вания. Для разгрузки Петербургского порта на Балтике в Лужской губе Финского залива строится мощный портовый комплекс. Усть-Лужский порт будет в три раза мощнее Петербургского, его грузовой оборот с переработкой грузов - 35 млн т.

Каспийское море в основном используется для перевозок между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Внешнетор­говые сообщения осуществляются только с Ираном и занимают неболь­шую долю в грузообороте. В Каспийском бассейне преобладают кабо­тажные перевозки. Основная их часть приходится на нефть и нефте­продукты. Среди других массовых грузов выделяются строительные материалы, соль, химические продукты, зерно, рыба, хлопок, шерсть. В бассейне наряду с морскими судами широко применяются суда сме­шанного («река - море») плавания. Главные российские порты - Аст­рахань, Махачкала.

В Каспийском бассейне организованы пассажирские рейсы мор­ских судов из Баку в Махачкалу, Астрахань.

Дальневосточный морской бассейн имеет важное народнохозяйст­венное значение для развития экономических связей приморских рай­онов Дальнего Востока. К Дальневосточному бассейну относятся Бе­рингово, Охотское, Японское моря, а также восточная часть Северно­го морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря).

Главная особенность Дальневосточного бассейна - многочислен­ные внутрирайонные и межрайонные грузопотоки малой мощности. Преобладают каботажные перевозки: 85% всего объема перевозок в бассейне. Большой каботаж невелик, его удельный вес в перевозках - около 1%. Основные грузовые потоки формируются в портах Примо­рья и идут на Камчатку, Сахалин и в Магаданскую область. Лесные гру­зы направляются из портов Владивосток, Находка, Ванино в северные районы. Нефтяные грузы из Владивостока идут в Нагаево, порты Саха­лина, Камчатки и Чукотки. Сахалинский уголь отправляют в различ­ные порты Дальнего Востока.

Внешнеторговые морские перевозки включают лес, каменный уголь, нефтяные грузы, руды. Более 80% заграничных перевозок при­ходится на Японию. Во внешнеторговых перевозках импорт уступает экспорту.

Основные грузы импорта: зерно, сахар, металл, цемент, химичес­кие грузы, машины и оборудование.

Дальневосточный бассейн занимает второе место в России по пе­ревозкам пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Выде­ляются регулярные грузопассажирские маршруты на Чукотку, Сахалин и Курильские острова, а также местные пассажирские линии: Влади­восток - Петропавловск-Камчатский, Владивосток - Корсаков, Вла­дивосток - Холмск, Владивосток - Анадырь - порт Провидения. Осо­бое место занимают международные пассажирские линии: Находка - Япония, Находка - Гонконг.

Большое экономическое значение для региона имеет морская же­лезнодорожная переправа Ванино - Холмск, благодаря которой стало возможно круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахали­ном и материковой частью.

Важнейшие порты Дальневосточного бассейна: Владивосток, На­ходка, Ванино, Магадан, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Они располагают современной техникой обработки судов, мощным ледокольным флотом.

Владивосток находится в бухте Золотой Рог и служит базой снаб­жения портовых пунктов Тихоокеанского побережья и восточного сек­тора Арктики. В структуре грузооборота более 60% составляют кабо­тажные перевозки нефтяных грузов, угля, машин, оборудования, про­довольственных товаров. В экспорте преобладают лес, уголь, нефтя­ные грузы, в импорте - зерно, сахар, металлы. Годовой грузооборот порта около 10 млн т. Владивосток 12-ю каботажными пассажирскими линиями связан с портами Сахалина и Камчатки.

Находка - торговый порт международного значения. Основные грузопотоки направляются в арктические районы и на Камчатку. Экс­портно-импортные перевозки составляют 2 / 3 грузооборота. Вывоз гру­зов превышает их ввоз. Через порт проходят нефтяные грузы, уголь, цемент, лес, чугун, калийные соли, руда, строительные материалы, кра­бовые и рыбные консервы, зерно, бумага, сахар, рис. Ежегодно порт отправляет более 10 млн т грузов и 60 тыс пассажиров. Порт Ванино расположен в одноименной бухте Татарского залива. Предназначен для перевалки грузов (металла, машин, оборудования, продовольственных товаров, комбикорма и др.) с железной дороги на морские суда с по­следующей доставкой на Сахалин, Курильские острова и в районы по­бережья Охотского моря. Главная доля грузооборота приходится на па­ромную переправу Ванино - Холмск.

Холмск - крупнейший порт Сахалинской области. Здесь перера­батывают экспортно-импортные и каботажные грузы. Грузооборот пор­та - 4,5 млн т.

Магадан - порт Охотского моря, обслуживает с помощью автомо­бильного транспорта дальние районы Магаданской области и Респуб­лики Саха. Порт в основном (90% грузооборота) принимает нефте­продукты, уголь, оборудование для горнодобывающей промышленно­сти, машины, металл, продовольственные товары.

Петропавловск-Камчатский расположен в Петропавловской бух­те Авачинской губы. Через этот порт направляется основной грузопо­ток на Камчатку и обратно: уголь, нефтепродукты, строительные материалы, машины и т.д. Ввоз преобладает над вывозом. Вывозятся в ос­новном рыбопродукты.

Недалеко от Находки создан новый порт Восточный, грузооборот которого - 14-16 млн т. Это высокомеханизированное транспортное предприятие. Через него проходят каботажные и экспортно-импорт­ные грузы.

В бассейне имеются материковые порты - Посьет, Советская Га­вань, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Анадырь, Провидения, Эгвекинот; сахалинские порты - Корсаков, Углегорск, Невельск, а также порт-пункты на Курильских островах: Курильск, Северо-Курильск и Южно-Курильск.

Северный бассейн - район наиболее быстрого роста морских пере­возок. Он включает Белое, Баренцево и Карское моря Северного Ледо­витого океана. На морской флот Северного бассейна возложены зада­чи транспортного обслуживания территории Крайнего Севера, аркти­ческих островов и обеспечение внешнеторговых связей. Каботажные перевозки, доля которых по отправлению составляет около 40%, осу­ществляются между пунктами Арктического побережья и островами Северного Ледовитого океана. Среди грузов выделяются руда, строи­тельные материалы, уголь, лес, нефтепродукты, металл, оборудование, машины, потребительские и продовольственные товары.

Район тяготения экспортно-импортных грузов включает многие государства Европы и Северной Америки. Через морские порты бас­сейна импортируют металл, хлебные грузы, уголь, сахар, а экспортиру­ют апатитовый концентрат, древесину, руду, уголь.

Важнейший порт бассейна - Мурманск. Это незамерзающий за­падный порт Северного морского пути. Основной грузооборот Мур­манска приходится на заграничные перевозки, причем экспорт значительно превышает импорт. Грузооборот порта - более 7 млн т.

Морской торговый порт Архангельск расположен в дельте Северной Двины. Грузооборот порта - свыше 5 млн т. По каботажным линиям от­правляются уголь, строительные материалы, нефтепродукты, металл, про­довольственные грузы, а принимаются уголь, древесина. Экспортируют­ся в основном лес и лесоматериалы, в импорте выделяются металлы. Порт обеспечивает местные пассажирские перевозки до 40 тыс чел. в год. В Северном бассейне большое значение имеют также Онега, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Беломорск и Кандалакша.

Перспективы морского транспорта связаны с дальнейшим разви­тием перевозок в Арктике. Освоение территории опирается на сибир­ские реки и моря Северного Ледовитого океана и связано с трассой Северного морского пути. Новый этап освоения Северного морского пути начался с появлением на этой трассе атомных ледоколов, что поз­воляет продлить срок арктической навигации и обеспечить круглогодичное судоходство в западном секторе до порта Дудинка, а на Даль­нем Востоке - до порта Эгвекинот на Чукотке. Разработаны крупно­масштабные проекты ускоренного развития российского торгового флота, технического перевооружения ледокольного и транспортного флота, реконструкции портов и причалов, внедрения лихтерной сис­темы перевозок.

Биография Георгия Алексеевича Ушакова

(1901 - 1963, д. Лазаревское, Хабаровский край)

"...Его диссертация на всех картах мира..." (Ак. В.А.Обручев)

Географ, полярник, доктор географических наук, орденоносец, действительный член Русского Географического общества, Почетный полярник СССР.
Родился 30 января 1901 года(по старому стилю) в семье амурского казака. С 11 лет жил самостоятельно в г.Хабаровске, где учился в Высшем начальном училище, Учительской семинарии, работал газетчиком, конторщиком, коллектором в партии В.К.Арсеньева, сыгравшего направляющую роль в его судьбе. Жил в ночлежном доме. В 1921 г. поступил во Владивостокский Университет, но окончить его не дало время: Гражданская война и действительная служба в армии. Всю жизнь занимаясь самообразованием стал энциклопедически эрудированным географом-естествоиспытателем, этнографом.


С 1924 г. - действительный член Русского Географического общества. В 1926-29 г.г. был первым представителем России по управлению и заселению островов Северного Ледовитого океана: Врангель и Геральд и начальником экспедиции, проведенной по предложенному им плану, в результате чего острова были фактически закреплены за нашей страной. Создал первую детальную карту берегов о. Врангеля, собрал большой научный материал о природе и экономических возможностях островов, об этнографии привезенных им с Чукотки эскимосов и чукчей, об условиях навигации в районе островов. Награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
С 1930 г. - заместитель директора Всесоюзного Арктического института в Ленинграде.
В 1930-32 г.г. под руководством Г.А. Ушакова и по его плану была проведена экспедиция на Северную Землю с высадкой на берегу, не посещавшемся до этого времени. Экспедиция закрепила приоритет России в первичном обследовании, картировании и изучении этого последнего самого крупного участка суши
Северная земля
Ушаковская четвёрка: Н.Н.Урванцев, Г.А.Ушаков, С.П.Журавлёв, В.В.Ходов. Фото Р.Л.Самойловича (37 тыс. км2), открытого в XX веке и 2-ом тысячелетии.
Результатом работ явился установленный факт, что Северная Земля - обширный архипелаг из 4-х больших и множества малых островов. Была создана первая точная карта архипелага, немедленно поступившая в практическое пользование. Это позволило осуществить первое сквозное плавание по Северному морскому пути на л/т "Сибиряков". Тем самым герои четверки Г.А.Ушакова нашли достойное место в истории освоения Русской Арктики рядом с первооткрывателями этих земель - русскими моряками л/т "Таймыр" и "Вайгач", которые впервые в 1913-14 г.г. высадились на восточном берегу Северной Земли (тогда названной Землей Императора Николая II) севернее мыса Челюскин.
По общему признанию мировой географической общественности эта экспедиция по результатам и героизму явилась выдающимся предприятием XX века и поставила имя Г.А.Ушакова в ряд самых известных полярных исследователей мира. В 1933 г. награжден Орденом Ленина - высшим орденом СССР того времени.

Г.А.Ушаков, О.Ю.Шмидт
В 1932-36 г.г. Г.А. Ушаков под руководством ак. О.Ю. Шмидта работает 1-ым зам. начальника только что созданного Главного Управления Северного Морского пути при СНК СССР. Отвечает, в частности, за геологические исследования. Под его руководством создана схема международного научного исследования Тихого океана (1935 - 37 г.г.).
В 1934 г. в качестве уполномоченного Правительственной комиссии по спасению челюскинцев руководил спасательными работами в Номе на Аляске, в Ванкареме и в самом ледовом лагере. "За исключительно умелую организацию дела спасения, за проявление личного мужества и настойчивости в достижении конечной цели" награжден Орденом Красной Звезды.
В 1935 г. руководил Первой Высокоширотной экспедицией на л/п "Садко", расшифровавшей огромное белое пятно на карте между Землей Франца-Иосифа и Северной Землей, поставившей мировой рекорд свободного плавания во льдах (82°42" с.ш.). Проведена первая в истории изучения Арктики глубоководная комплексная научная станция, обнаружена у берегов Северной Земли ветвь теплого течения Гольфстрим. Был открыт остров, получивший название о. Ушакова. Полученные результаты использованы при создании современной карты (в 2000 г.) Северного Ледовитого океана. Всего за годы работы в Арктике Г.А. Ушаковым сделано более 50 географических открытий.
В 1935-41 г.г. был первым ответственным редактором журнала "Советская Арктика" и председателем Редакционного Совета Издательства Главсевморпути.
В 1936-40 г.г. руководил Главным Управлением Гидрометслужбы СССР при СНК СССР. В 1937 г. руководил советской делегацией на Международной конференции авиаметеорологии в Париже. USA-СССР
С 1940 г. до конца жизни работал в системе Академии наук СССР, где занимал ответственные должности и руководил рядом крупных экспедиций.
В 1940-43 г.г. был заместителем Председателя Совета по изучению производительных сил СССР при АН СССР (СОПС) и одновременно руководил экспедицией Академии наук по Европейской равнине и Башкирской нефтяной экспедицией АН.
В 1943-45 г.г. - заместитель директора Института Прикладной геофизики Миннефти.
В 1945-48 г.г. участвовал с ак. И.П. Ширшовым в создании Института Океанологии АН СССР в качестве заместителя директора. Основные аспекты деятельности: создание филиала на Черном море, получение и переоборудование п/х Экватор" ("Марс") в всемирно известное научное судно "Витязь", организация геологических и водолазных работ на Каспийском и Черном морях.
В 1947 г. - зам. начальника экспедиции АН СССР в Бразилию на т/х "Грибоедов". Задачей экспедиции было изучение солнечного затмения.
Леваневский, Ушаков, Слепнев
В 1948-57 г.г. - Г.А. Ушаков работал под руководством академика В.А.Обручева ученым секретарем Института мерзлотоведения АН СССР.
В 1950 г. по многочисленным представлениям видных ученых (О.Ю. Шмидта, В.А. Обручева, Н.Н. Зубова и др.) и ведущих научных учреждений страны Г.А. Ушакову была присвоена степень доктора наук без защиты диссертации.
С 1952 по 1955 г.г. - ученый секретарь Совета по координации научной деятельности республиканских академий при Президиуме АН СССР. С 1957 г. - Персональный пенсионер Союзного значения, продолжает работать в Институте мерзлотоведения АН СССР.
Г.А.Ушаков является автором трех книг и многочисленных статей, написанных по результатам северных экспедиций: "Робинзоны острова Врангеля", "Остров метелей", "По нехоженной Земле". Последняя книга представлялась в 1953 г. на Сталинскую премию.

Зарисовки Г.А.Ушакова

Г.А. Ушаков был талантливым художником-графиком. В арктических экспедициях им были созданы серии зарисовок по этнографии эскимосов и метеорологическим явлениям Севера.
Имя Ушакова многократно увековечено на географической карте мира: остров в Карском море; мыс и поселок на о. Врангеля; ледник, река и мыс на архипелаге Северная Земля; гора в Антарктиде. В 1999 г. в г. Биробиджан (ЕО) появился район Ушаковский.
На о. Врангеля в 1984 г. Географическое общество СССР и Государственный заповедник открыли памятник в пос. Ушаковский. Восемь мемориальных досок установлено на родине: в дер. Лазаревское, в г. Хабаровск, в г. Биробиджане, на о-ве Врангеля, на Северной Земле, в Доме Полярников - памятнике архитектуры и истории Москвы, построенном под руководством Г.А. Ушакова. В память Г.А.Ушакова выпущены памятная медаль, два конверта ("Арх. Северная Земля", "Полярный архипелаги России - о. Врангеля"). Два океанских корабля носят имя Г.А. Ушакова: научно-исследовательское судно "Георгий Ушаков" и теплоход "Остров Ушакова".
Обелиск Ушакова
Ушел из жизни Г.А. Ушаков в г. Москве в 1963 г., но захоронен по его желанию на о. Домашний, где базировалась Североземельская экспедиция. Он хотел навсегда остаться там, где прошли самые яркие годы его жизни...

"...По смелости осуществления новых экспедиций в неисследованные места Арктики, по тщательности и обилию полученных научных материалов он является блестящим продолжателем прекрасных традиций русской географической науки. Его географические исследования и открытия в Арктике являются самыми крупными достижениями 20-го века по исследованию полярных стран..." (академик В.А.Обручев, 1950 г.)

«Украинские дипломаты делают все возможное, чтобы освободить судно из незаконного плена. Думается, нам удастся добиться справедливого решения суда, назначенного на 17 мая», -- заявил в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Генеральный консул Украины в Стамбуле Руслан Демченко

Турецкие власти арестовали и удерживают в порту Стамбула грузопассажирский теплоход «Георгий Ушаков», обслуживающий регулярную линию Одесса--Стамбул--Одесса. Задержание произведено в обеспечение судебного иска одной из турецких фирм. При проверке финансовых документов у турецкого агента (фирмы, обслуживающей судно в порту, а также осуществляющей бункеровку и обеспечение экипажа провизией) возникли «некоторые вопросы» к фрахтователю. А поскольку и судовладелец, и фрахтователь находятся далеко -- в Одессе, то за якобы нанесенный ей материальный и моральный ущерб турецкая фирма потребовала денежную компенсацию в размере 150 тысяч долларов США. Украинская сторона категорически отвергла претензии и выставила встречный иск. Оба иска приняты к производству городским коммерческим судом Стамбула.

«ФАКТЫ» попытались разобраться в ситуации, тем более, что «Георгий Ушаков» -- далеко не первое судно, арестованное в портах Турции.

Теплоход «Георгий Ушаков» построен в 1968 году в Польше, -- сообщил заместитель начальника регионального управления Морского Регистра судоходства Евгений Прохоров. -- Судно может принять 36 пассажиров (изначально оно сооружалось как научно-исследовательское, и являлось таковым до начала 90-х годов. -- Авт.), имеет неограниченный район плавания. Действие документов Регистра, выданных на это судно, истекло 26 марта 2001 года, однако это не может быть причиной задержания теплохода в зарубежном порту. Вопрос пролонгирования документации решается путем переосвидетельствования судна.

В «челночный» теплоход «Георгий Ушаков» превращен не от хорошей жизни, -- говорит Сергей Бондарь, заместитель директора Украинского научного центра экологии моря -- судовладельца «Георгия Ушакова». -- Бывшие научно-исследовательские суда сейчас никому не нужны. Долгое время эти суда просто отстаивались у причалов порта, оставаясь невостребованными. Тем не менее, уже несколько лет «Георгий Ушаков» довольно-таки успешно эксплуатируется на линии Одесса--Стамбул--Одесса.

В настоящее время на борту «Георгия Ушакова» находятся только семь членов экипажа, которые обеспечивают жизнедеятельность судна, -- сообщил из Турции Генеральный консул Украины в Стамбуле Руслан Демченко. -- Все пассажиры отправлены в Одессу еще в декабре минувшего года -- сразу же после задержания теплохода в Стамбуле. (Согласно законодательству, все расходы по задержанию судна и экипажа в подобных случаях несет турецкая сторона. -- Авт.). У нас уже имеется определенный опыт разрешения такого рода спорных ситуаций, хотя бы с суднами «Пассат» и «Муссон», также принадлежащими Украинскому научному центру экологии моря. И мы не собираемся оставлять в беде «Георгия Ушакова» -- сделаем все, что в наших силах, чтобы освободить его «из плена».