Ледокольное судно обеспечения добывающих платформ «Федор Ушаков
Как было отмечено, по суммарному объёму переваливаемых грузов порты Балтийского бассейна занимают первое место среди портов других морских бассейнов. Они сохранят лидерство и в перспективе до 2030 г. Близость к наиболее развитым промышленным районам России и одновременно к европейским странам способствует тому, что через эти порты проходят потоки всей номенклатуры грузов.
На бассейне расположены семь российских морских портов: Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Высоцк, Выборг, Усть-Луга, Калининград и Пассажирский порт Санкт-Петербург. Балтийские порты заняты, в основном, перевалкой внешнеторговых и транзитных грузов. Каботажные грузы составляют менее 1% в их грузообороте.
В 2011 году портами бассейна было переработано 185,7 млн. тонн грузов (34,7% от общего грузооборота российских портов), в том числе 3,0 млн. тонн каботажных грузов (9,5% от общего объема перевалки каботажных грузов). Порты бассейна переваливают 37,8% наливных и 30,7% сухих грузов от общего грузооборота всех портов страны.
Порты Балтийского бассейна являются конечными пунктами российских участков международных транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг». В случае если по этим коридорам будет обеспечен перспективный грузооборот международного транзита (это будут преимущественно грузы в контейнерах), суммарный грузооборот этих портов значительно возрастёт. Уже в краткосрочной перспективе основные грузопотоки пойдут в порты Усть-Луга (преимущественно сухие грузы и частично наливные) и Приморск (наливные грузы).
Между тем, крупнейший порт Балтийского бассейна Санкт-Петербург ограничен городскими постройками и магистралями и не имеет возможности расширять свою территорию. Поэтому развитие порта Санкт-Петербург осуществляется за счёт аванпортов (Бронка, Ломоносов, о. Котлин).
Особенностью Балтийского бассейна также является наличие анклавной Калининградской области, связь с которой осуществляется с помощью морской железнодорожной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии.
Азово-Черноморский бассейн
По суммарному грузообороту морских портов Азово-Черноморский бассейн занимает второе место после Балтийского бассейна. На бассейне расположены двенадцать российских морских портов. Порты Азово-Черноморского бассейна являются главными элементами железнодорожно-морских транспортных узлов.
В 2014 году портами бассейна было переработано 125,4 млн. тонн грузов (23,4 % от общего грузооборота российских портов), в том числе 15,1 млн. тонн каботажных грузов (47,6 % от общего объема перевалки каботажных грузов в стране). Порты бассейна переваливают 18,1 % наливных и 30,3 % сухих грузов от общего грузооборота по этим видам грузов всех портов страны.
Порты бассейна можно условно разделить на три группы. К первой относятся порты Восточный, Ванино, Владивосток, Находка и Посьет, связанные с транспортной системой страны железнодорожными подходами или трубопроводами. Пять этих портов переваливают более 70 % грузов, проходящих через бассейн. Ко второй - порты, связанные трубопроводами с шельфовыми месторождениями Сахалина - Пригородное, Де-Кастри, и обслуживающие потребности одной компании. Их грузооборот составляет более 20 % от грузооборота портов бассейна. К третьей группе относятся остальные 15 портов, которые расположены в местностях, где отсутствуют сухопутные коммуникации, и которые в настоящее время обеспечивают перевалку грузов для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, в которых они расположены, с ближайшими окрестностями. Их пропускная способность используется на 10-50 %, и предпосылок для увеличения грузовой базы и роста грузооборота нет. Особняком стоит порт Зарубино, который имеет железнодорожные и автомобильные подходы, удачное расположение, возможности для развития и практически полностью не загруженные мощности.
Порты бассейна разделяются на три не равные группы. К первой относятся порты, расположенные на черноморском побережье, незамерзающие, способные принимать крупнотоннажные морские суда и имеющие потенциал для дальнейшего развития. Ко второй группе относятся порты Азовского моря. Замерзающие, мелководные, как правило, расположенные в городах и не имеющие перспектив развития, связанного с увеличением грузооборота. Третью группу составляют порты, расположенные в черноморских городах-курортах.
Основная масса грузов бассейна перерабатывается в портах Новороссийск (67 %), Туапсе (11 %) и Кавказ (5%). Остальные 9 портов бассейна перерабатывают только 17 % грузов. По мере ввода в строй мощностей в новом черноморском порту Тамань доля азовских портов в грузообороте бассейна будет дальше снижаться.
Особая нагрузка ляжет на морские порты бассейна (прежде всего, на порт Сочи) в период зимних Олимпийских игр 2014 г. На побережье Чёрного и Азовского морей предусматривается развитие зоны отдыха, спортивных, курортных и оздоровительных объектов. Морским портам принадлежит важная роль в развитии морского туризма.
Работа отечественного морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне осложняется противодействием Турции при проходе российских крупнотоннажных судов проливами Босфор и Дарданеллы. Задержки судов в Черноморских проливах приводят к серьёзным финансовым потерям. Косвенно это отражается и на работе морских портов.
Современный морской транспорт - важная составная часть транспортной системы России. По величине грузооборота (в 1995 г. около 8%) он занимает третье место, уступая железнодорожному и трубопроводному транспорту. Ему принадлежит ведущая роль в транспортном обслуживании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Велико значение морского транспорта во внешней торговле России. На него приходится 73% в отправлении грузов и более 90% грузооборота в международном сообщении. Во внутренних морских транспортировках преобладает малый каботаж.
По многим технико-экономическим показателям морской транспорт превосходит другие виды: самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, небольшая затрата энергии на перевозку 1 т груза, низкая себестоимость. Вместе с тем у морского транспорта есть и существенные недостатки: зависимость от природных условий, необходимость создания сложного портового хозяйства, ограниченное использование в прямых морских сообщениях.
Научно-технический прогресс на морском транспорте существенно влияет на его географию: меняет направления, состав и величину грузопотоков, стимулирует сооружение новых морских портов и причалов, освоение новых трасс во внутренних морях и в Мировом океане.
После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний и 37 портов общей мощностью переработки грузов до 163 млн т в год, из них 148 млн т приходится на долю Балтийского и Северного бассейнов. Средний возраст российских судов 17 лет, что значительно хуже соответствующей характеристики мирового торгового флота. В стране осталось лишь четыре крупные судостроительные верфи, три из которых находятся в Санкт-Петербурге (Северная, Адмиралтейская и Балтийский завод). В собственность России отошло только 55% дедвейта транспортного флота Союза, в том числе 47,6% сухогрузного. Потребности России в морских перевозках оцениваются в настоящее время в 175 млн т в год, в то время как принадлежащий стране флот способен перевозить примерно 100 млн т. Оставшиеся на территории России морские порты могут пропустить лишь 62% российских грузов, в том числе 95% каботажных и 60% экспортно-импортных. Для перевозки поступающего импортного продовольствия и для экспорта грузов Россия использует порты сопредельных государств: Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.
Основные морские бассейны страны отличаются друг от друга хозяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства.
Азово-Черноморский бассейн обслуживает грузовые и пассажирские перевозки России, Украины и Грузии, а также торговые связи с зарубежными странами. Район экспортно-импортного тяготения охватывает свыше 75 государств. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю. В экспорте главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металл, цемент. В структуре импортных грузов - зерно, руды цветных металлов, металл, сахар, машины и оборудование, тропические фрукты и овощи, трубы для газопроводов.
Благодаря курортному положению бассейна большое развитие получили пассажирские перевозки (до 30 млн чел. в год). Наиболее значительные пассажиропотоки идут вдоль Черноморского побережья Кавказа и Крыма. На Черном море у России остались порты Новороссийск, Туапсе и Сочи. Новороссийск расположен в незамерзающей Цемесской бухта. Порт специализируется на внешнеторговых перевозках. В структуре грузооборота преобладают наливные грузы. Помимо этого отправляется значительное количество леса, цемента, а принимаются зерно, сахар, металл, руда. По грузообороту это крупнейший морской торговый порт. Туапсе специализируется на вывозе наливных грузов. В основном обслуживаются внешнеторговые перевозки. Порт отправляет также руду, уголь, а принимает строительные материалы, сахар, металл, зерно, машины и оборудование. Значительный грузооборот и пассажирооборот имеет Сочи.
В Балтийском бассейне географическое положение и хорошая обеспеченность транспортными связями определили доминирующую роль внешнеторговых перевозок (свыше 90% грузооборота). Малый каботаж невелик, в нем преобладают перевозки минеральных строительных материалов. Несколько большее значение имеют перевозки грузов в пункты арктического побережья нашей страны. Хорошо развит большой каботаж (в Баренцево, Белое и Черное моря). Суда этого бассейна обслуживают несколько международных пассажирских линий. Перевозки пассажиров в малом каботаже не получили значительного распространения в связи с развитой сетью наземных путей сообщения.
Из восьми балтийских портов бывшего СССР Россия располагает тремя, оснащенность которых не позволяет осуществлять современную транспортировку грузов. Самый крупный на Балтике российский порт - Санкт-Петербург, перерабатывающий 12-15 млн т грузов в год. В грузообороте порта около 90% приходится на экспортно-импортные перевозки. В отправлении преобладают древесина, нефтяные и химические грузы, металл, а в прибытии - зерно, сахар, металл, строительные материалы. Петербургский порт - один из крупнейших на Балтике пассажирских портов, обслуживающий в основном иностранных туристов. Годовой пассажиропоток - 100 тыс чел.
Другой высокомеханизированный порт Балтийского бассейна - Выборг. Его грузооборот составляют местные строительные материалы, экспортируемая древесина и импортируемые металл, бумага. Через порт Калининграда экспортируются уголь, бумага, промышленные грузы, импортируются металл, сахар, зерно, некоторые виды оборудования. Для разгрузки Петербургского порта на Балтике в Лужской губе Финского залива строится мощный портовый комплекс. Усть-Лужский порт будет в три раза мощнее Петербургского, его грузовой оборот с переработкой грузов - 35 млн т.
Каспийское море в основном используется для перевозок между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Внешнеторговые сообщения осуществляются только с Ираном и занимают небольшую долю в грузообороте. В Каспийском бассейне преобладают каботажные перевозки. Основная их часть приходится на нефть и нефтепродукты. Среди других массовых грузов выделяются строительные материалы, соль, химические продукты, зерно, рыба, хлопок, шерсть. В бассейне наряду с морскими судами широко применяются суда смешанного («река - море») плавания. Главные российские порты - Астрахань, Махачкала.
В Каспийском бассейне организованы пассажирские рейсы морских судов из Баку в Махачкалу, Астрахань.
Дальневосточный морской бассейн имеет важное народнохозяйственное значение для развития экономических связей приморских районов Дальнего Востока. К Дальневосточному бассейну относятся Берингово, Охотское, Японское моря, а также восточная часть Северного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря).
Главная особенность Дальневосточного бассейна - многочисленные внутрирайонные и межрайонные грузопотоки малой мощности. Преобладают каботажные перевозки: 85% всего объема перевозок в бассейне. Большой каботаж невелик, его удельный вес в перевозках - около 1%. Основные грузовые потоки формируются в портах Приморья и идут на Камчатку, Сахалин и в Магаданскую область. Лесные грузы направляются из портов Владивосток, Находка, Ванино в северные районы. Нефтяные грузы из Владивостока идут в Нагаево, порты Сахалина, Камчатки и Чукотки. Сахалинский уголь отправляют в различные порты Дальнего Востока.
Внешнеторговые морские перевозки включают лес, каменный уголь, нефтяные грузы, руды. Более 80% заграничных перевозок приходится на Японию. Во внешнеторговых перевозках импорт уступает экспорту.
Основные грузы импорта: зерно, сахар, металл, цемент, химические грузы, машины и оборудование.
Дальневосточный бассейн занимает второе место в России по перевозкам пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Выделяются регулярные грузопассажирские маршруты на Чукотку, Сахалин и Курильские острова, а также местные пассажирские линии: Владивосток - Петропавловск-Камчатский, Владивосток - Корсаков, Владивосток - Холмск, Владивосток - Анадырь - порт Провидения. Особое место занимают международные пассажирские линии: Находка - Япония, Находка - Гонконг.
Большое экономическое значение для региона имеет морская железнодорожная переправа Ванино - Холмск, благодаря которой стало возможно круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахалином и материковой частью.
Важнейшие порты Дальневосточного бассейна: Владивосток, Находка, Ванино, Магадан, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Они располагают современной техникой обработки судов, мощным ледокольным флотом.
Владивосток находится в бухте Золотой Рог и служит базой снабжения портовых пунктов Тихоокеанского побережья и восточного сектора Арктики. В структуре грузооборота более 60% составляют каботажные перевозки нефтяных грузов, угля, машин, оборудования, продовольственных товаров. В экспорте преобладают лес, уголь, нефтяные грузы, в импорте - зерно, сахар, металлы. Годовой грузооборот порта около 10 млн т. Владивосток 12-ю каботажными пассажирскими линиями связан с портами Сахалина и Камчатки.
Находка - торговый порт международного значения. Основные грузопотоки направляются в арктические районы и на Камчатку. Экспортно-импортные перевозки составляют 2 / 3 грузооборота. Вывоз грузов превышает их ввоз. Через порт проходят нефтяные грузы, уголь, цемент, лес, чугун, калийные соли, руда, строительные материалы, крабовые и рыбные консервы, зерно, бумага, сахар, рис. Ежегодно порт отправляет более 10 млн т грузов и 60 тыс пассажиров. Порт Ванино расположен в одноименной бухте Татарского залива. Предназначен для перевалки грузов (металла, машин, оборудования, продовольственных товаров, комбикорма и др.) с железной дороги на морские суда с последующей доставкой на Сахалин, Курильские острова и в районы побережья Охотского моря. Главная доля грузооборота приходится на паромную переправу Ванино - Холмск.
Холмск - крупнейший порт Сахалинской области. Здесь перерабатывают экспортно-импортные и каботажные грузы. Грузооборот порта - 4,5 млн т.
Магадан - порт Охотского моря, обслуживает с помощью автомобильного транспорта дальние районы Магаданской области и Республики Саха. Порт в основном (90% грузооборота) принимает нефтепродукты, уголь, оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, металл, продовольственные товары.
Петропавловск-Камчатский расположен в Петропавловской бухте Авачинской губы. Через этот порт направляется основной грузопоток на Камчатку и обратно: уголь, нефтепродукты, строительные материалы, машины и т.д. Ввоз преобладает над вывозом. Вывозятся в основном рыбопродукты.
Недалеко от Находки создан новый порт Восточный, грузооборот которого - 14-16 млн т. Это высокомеханизированное транспортное предприятие. Через него проходят каботажные и экспортно-импортные грузы.
В бассейне имеются материковые порты - Посьет, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Анадырь, Провидения, Эгвекинот; сахалинские порты - Корсаков, Углегорск, Невельск, а также порт-пункты на Курильских островах: Курильск, Северо-Курильск и Южно-Курильск.
Северный бассейн - район наиболее быстрого роста морских перевозок. Он включает Белое, Баренцево и Карское моря Северного Ледовитого океана. На морской флот Северного бассейна возложены задачи транспортного обслуживания территории Крайнего Севера, арктических островов и обеспечение внешнеторговых связей. Каботажные перевозки, доля которых по отправлению составляет около 40%, осуществляются между пунктами Арктического побережья и островами Северного Ледовитого океана. Среди грузов выделяются руда, строительные материалы, уголь, лес, нефтепродукты, металл, оборудование, машины, потребительские и продовольственные товары.
Район тяготения экспортно-импортных грузов включает многие государства Европы и Северной Америки. Через морские порты бассейна импортируют металл, хлебные грузы, уголь, сахар, а экспортируют апатитовый концентрат, древесину, руду, уголь.
Важнейший порт бассейна - Мурманск. Это незамерзающий западный порт Северного морского пути. Основной грузооборот Мурманска приходится на заграничные перевозки, причем экспорт значительно превышает импорт. Грузооборот порта - более 7 млн т.
Морской торговый порт Архангельск расположен в дельте Северной Двины. Грузооборот порта - свыше 5 млн т. По каботажным линиям отправляются уголь, строительные материалы, нефтепродукты, металл, продовольственные грузы, а принимаются уголь, древесина. Экспортируются в основном лес и лесоматериалы, в импорте выделяются металлы. Порт обеспечивает местные пассажирские перевозки до 40 тыс чел. в год. В Северном бассейне большое значение имеют также Онега, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Беломорск и Кандалакша.
Перспективы морского транспорта связаны с дальнейшим развитием перевозок в Арктике. Освоение территории опирается на сибирские реки и моря Северного Ледовитого океана и связано с трассой Северного морского пути. Новый этап освоения Северного морского пути начался с появлением на этой трассе атомных ледоколов, что позволяет продлить срок арктической навигации и обеспечить круглогодичное судоходство в западном секторе до порта Дудинка, а на Дальнем Востоке - до порта Эгвекинот на Чукотке. Разработаны крупномасштабные проекты ускоренного развития российского торгового флота, технического перевооружения ледокольного и транспортного флота, реконструкции портов и причалов, внедрения лихтерной системы перевозок.
Биография Георгия Алексеевича Ушакова
(1901 - 1963, д. Лазаревское, Хабаровский край)
"...Его диссертация на всех картах мира..." (Ак. В.А.Обручев)
Географ, полярник, доктор географических наук, орденоносец, действительный член Русского Географического общества, Почетный полярник СССР.
Родился 30 января 1901 года(по старому стилю) в семье амурского казака. С 11 лет жил самостоятельно в г.Хабаровске, где учился в Высшем начальном училище, Учительской семинарии, работал газетчиком, конторщиком, коллектором в партии В.К.Арсеньева, сыгравшего направляющую роль в его судьбе. Жил в ночлежном доме. В 1921 г. поступил во Владивостокский Университет, но окончить его не дало время: Гражданская война и действительная служба в армии. Всю жизнь занимаясь самообразованием стал энциклопедически эрудированным географом-естествоиспытателем, этнографом.
С 1924 г. - действительный член Русского Географического общества. В 1926-29 г.г. был первым представителем России по управлению и заселению островов Северного Ледовитого океана: Врангель и Геральд и начальником экспедиции, проведенной по предложенному им плану, в результате чего острова были фактически закреплены за нашей страной. Создал первую детальную карту берегов о. Врангеля, собрал большой научный материал о природе и экономических возможностях островов, об этнографии привезенных им с Чукотки эскимосов и чукчей, об условиях навигации в районе островов. Награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
С 1930 г. - заместитель директора Всесоюзного Арктического института в Ленинграде.
В 1930-32 г.г. под руководством Г.А. Ушакова и по его плану была проведена экспедиция на Северную Землю с высадкой на берегу, не посещавшемся до этого времени. Экспедиция закрепила приоритет России в первичном обследовании, картировании и изучении этого последнего самого крупного участка суши
Северная земля
Ушаковская четвёрка: Н.Н.Урванцев, Г.А.Ушаков, С.П.Журавлёв, В.В.Ходов. Фото Р.Л.Самойловича (37 тыс. км2), открытого в XX веке и 2-ом тысячелетии.
Результатом работ явился установленный факт, что Северная Земля - обширный архипелаг из 4-х больших и множества малых островов. Была создана первая точная карта архипелага, немедленно поступившая в практическое пользование. Это позволило осуществить первое сквозное плавание по Северному морскому пути на л/т "Сибиряков". Тем самым герои четверки Г.А.Ушакова нашли достойное место в истории освоения Русской Арктики рядом с первооткрывателями этих земель - русскими моряками л/т "Таймыр" и "Вайгач", которые впервые в 1913-14 г.г. высадились на восточном берегу Северной Земли (тогда названной Землей Императора Николая II) севернее мыса Челюскин.
По общему признанию мировой географической общественности эта экспедиция по результатам и героизму явилась выдающимся предприятием XX века и поставила имя Г.А.Ушакова в ряд самых известных полярных исследователей мира. В 1933 г. награжден Орденом Ленина - высшим орденом СССР того времени.
Г.А.Ушаков, О.Ю.Шмидт
В 1932-36 г.г. Г.А. Ушаков под руководством ак. О.Ю. Шмидта работает 1-ым зам. начальника только что созданного Главного Управления Северного Морского пути при СНК СССР. Отвечает, в частности, за геологические исследования. Под его руководством создана схема международного научного исследования Тихого океана (1935 - 37 г.г.).
В 1934 г. в качестве уполномоченного Правительственной комиссии по спасению челюскинцев руководил спасательными работами в Номе на Аляске, в Ванкареме и в самом ледовом лагере. "За исключительно умелую организацию дела спасения, за проявление личного мужества и настойчивости в достижении конечной цели" награжден Орденом Красной Звезды.
В 1935 г. руководил Первой Высокоширотной экспедицией на л/п "Садко", расшифровавшей огромное белое пятно на карте между Землей Франца-Иосифа и Северной Землей, поставившей мировой рекорд свободного плавания во льдах (82°42" с.ш.). Проведена первая в истории изучения Арктики глубоководная комплексная научная станция, обнаружена у берегов Северной Земли ветвь теплого течения Гольфстрим. Был открыт остров, получивший название о. Ушакова. Полученные результаты использованы при создании современной карты (в 2000 г.) Северного Ледовитого океана. Всего за годы работы в Арктике Г.А. Ушаковым сделано более 50 географических открытий.
В 1935-41 г.г. был первым ответственным редактором журнала "Советская Арктика" и председателем Редакционного Совета Издательства Главсевморпути.
В 1936-40 г.г. руководил Главным Управлением Гидрометслужбы СССР при СНК СССР. В 1937 г. руководил советской делегацией на Международной конференции авиаметеорологии в Париже.
USA-СССР
С 1940 г. до конца жизни работал в системе Академии наук СССР, где занимал ответственные должности и руководил рядом крупных экспедиций.
В 1940-43 г.г. был заместителем Председателя Совета по изучению производительных сил СССР при АН СССР (СОПС) и одновременно руководил экспедицией Академии наук по Европейской равнине и Башкирской нефтяной экспедицией АН.
В 1943-45 г.г. - заместитель директора Института Прикладной геофизики Миннефти.
В 1945-48 г.г. участвовал с ак. И.П. Ширшовым в создании Института Океанологии АН СССР в качестве заместителя директора. Основные аспекты деятельности: создание филиала на Черном море, получение и переоборудование п/х Экватор" ("Марс") в всемирно известное научное судно "Витязь", организация геологических и водолазных работ на Каспийском и Черном морях.
В 1947 г. - зам. начальника экспедиции АН СССР в Бразилию на т/х "Грибоедов". Задачей экспедиции было изучение солнечного затмения.
Леваневский, Ушаков, Слепнев
В 1948-57 г.г. - Г.А. Ушаков работал под руководством академика В.А.Обручева ученым секретарем Института мерзлотоведения АН СССР.
В 1950 г. по многочисленным представлениям видных ученых (О.Ю. Шмидта, В.А. Обручева, Н.Н. Зубова и др.) и ведущих научных учреждений страны Г.А. Ушакову была присвоена степень доктора наук без защиты диссертации.
С 1952 по 1955 г.г. - ученый секретарь Совета по координации научной деятельности республиканских академий при Президиуме АН СССР. С 1957 г. - Персональный пенсионер Союзного значения, продолжает работать в Институте мерзлотоведения АН СССР.
Г.А.Ушаков является автором трех книг и многочисленных статей, написанных по результатам северных экспедиций: "Робинзоны острова Врангеля", "Остров метелей", "По нехоженной Земле". Последняя книга представлялась в 1953 г. на Сталинскую премию.
Зарисовки Г.А.Ушакова
Г.А. Ушаков был талантливым художником-графиком. В арктических экспедициях им были созданы серии зарисовок по этнографии эскимосов и метеорологическим явлениям Севера.
Имя Ушакова многократно увековечено на географической карте мира: остров в Карском море; мыс и поселок на о. Врангеля; ледник, река и мыс на архипелаге Северная Земля; гора в Антарктиде. В 1999 г. в г. Биробиджан (ЕО) появился район Ушаковский.
На о. Врангеля в 1984 г. Географическое общество СССР и Государственный заповедник открыли памятник в пос. Ушаковский. Восемь мемориальных досок установлено на родине: в дер. Лазаревское, в г. Хабаровск, в г. Биробиджане, на о-ве Врангеля, на Северной Земле, в Доме Полярников - памятнике архитектуры и истории Москвы, построенном под руководством Г.А. Ушакова. В память Г.А.Ушакова выпущены памятная медаль, два конверта ("Арх. Северная Земля", "Полярный архипелаги России - о. Врангеля"). Два океанских корабля носят имя Г.А. Ушакова: научно-исследовательское судно "Георгий Ушаков" и теплоход "Остров Ушакова".
Обелиск Ушакова
Ушел из жизни Г.А. Ушаков в г. Москве в 1963 г., но захоронен по его желанию на о. Домашний, где базировалась Североземельская экспедиция. Он хотел навсегда остаться там, где прошли самые яркие годы его жизни...
"...По смелости осуществления новых экспедиций в неисследованные места Арктики, по тщательности и обилию полученных научных материалов он является блестящим продолжателем прекрасных традиций русской географической науки. Его географические исследования и открытия в Арктике являются самыми крупными достижениями 20-го века по исследованию полярных стран..." (академик В.А.Обручев, 1950 г.)
«Украинские дипломаты делают все возможное, чтобы освободить судно из незаконного плена. Думается, нам удастся добиться справедливого решения суда, назначенного на 17 мая», -- заявил в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Генеральный консул Украины в Стамбуле Руслан Демченко
Турецкие власти арестовали и удерживают в порту Стамбула грузопассажирский теплоход «Георгий Ушаков», обслуживающий регулярную линию Одесса--Стамбул--Одесса. Задержание произведено в обеспечение судебного иска одной из турецких фирм. При проверке финансовых документов у турецкого агента (фирмы, обслуживающей судно в порту, а также осуществляющей бункеровку и обеспечение экипажа провизией) возникли «некоторые вопросы» к фрахтователю. А поскольку и судовладелец, и фрахтователь находятся далеко -- в Одессе, то за якобы нанесенный ей материальный и моральный ущерб турецкая фирма потребовала денежную компенсацию в размере 150 тысяч долларов США. Украинская сторона категорически отвергла претензии и выставила встречный иск. Оба иска приняты к производству городским коммерческим судом Стамбула.
«ФАКТЫ» попытались разобраться в ситуации, тем более, что «Георгий Ушаков» -- далеко не первое судно, арестованное в портах Турции.
Теплоход «Георгий Ушаков» построен в 1968 году в Польше, -- сообщил заместитель начальника регионального управления Морского Регистра судоходства Евгений Прохоров. -- Судно может принять 36 пассажиров (изначально оно сооружалось как научно-исследовательское, и являлось таковым до начала 90-х годов. -- Авт.), имеет неограниченный район плавания. Действие документов Регистра, выданных на это судно, истекло 26 марта 2001 года, однако это не может быть причиной задержания теплохода в зарубежном порту. Вопрос пролонгирования документации решается путем переосвидетельствования судна.
В «челночный» теплоход «Георгий Ушаков» превращен не от хорошей жизни, -- говорит Сергей Бондарь, заместитель директора Украинского научного центра экологии моря -- судовладельца «Георгия Ушакова». -- Бывшие научно-исследовательские суда сейчас никому не нужны. Долгое время эти суда просто отстаивались у причалов порта, оставаясь невостребованными. Тем не менее, уже несколько лет «Георгий Ушаков» довольно-таки успешно эксплуатируется на линии Одесса--Стамбул--Одесса.
В настоящее время на борту «Георгия Ушакова» находятся только семь членов экипажа, которые обеспечивают жизнедеятельность судна, -- сообщил из Турции Генеральный консул Украины в Стамбуле Руслан Демченко. -- Все пассажиры отправлены в Одессу еще в декабре минувшего года -- сразу же после задержания теплохода в Стамбуле. (Согласно законодательству, все расходы по задержанию судна и экипажа в подобных случаях несет турецкая сторона. -- Авт.). У нас уже имеется определенный опыт разрешения такого рода спорных ситуаций, хотя бы с суднами «Пассат» и «Муссон», также принадлежащими Украинскому научному центру экологии моря. И мы не собираемся оставлять в беде «Георгия Ушакова» -- сделаем все, что в наших силах, чтобы освободить его «из плена».