Как относится летописец к князю всеволоду мстиславичу. Изгнание князя всеволода мстиславича из новгорода Исторические термины и понятия

В лето 1136 новгородцы призвали псковичей и ладожан и порешили на вече изгнать князя своего Всеволода. И посадили его на епископ двор с женою и с детьми и с тещею. И стража стерегла его день и ночь с оружием по 30 мужей на день. И сидел он 2 месяца, и отпустили его из го рода. А вот вины его:

  1. Не блюдет смердов.
  2. «Зачем ты хотел сесть в Переяславле ?»
  3. «Бежал с поля битвы прежде всех».
И не пустили его, пока другой князь не придет.
В то же лето пришел в Новгород князь Святослав Ольгович из Чернигова.

В лето 1137 7 марта бежал Константин-посадник ко Всеволоду и несколько других добрых мужей . И дали по садничество в Новгороде Якуну Мирославичу.
Всеволод же пошел в Киев к стрыю своему Ярополку. Тогда поехали к нему псковичи, били челом и взяли Всеволода княжить к себе. И когда приехал ко Пскову, священноиноки и священники и все множество народа встрети ли его с честью с крестами, пели ему многая лета и посадили его на столе.
Когда услышали новгородцы, что Всеволод во Пскове, то поднялся мятеж великий в Новгороде, так как не захотели люди Всеволода. А другие побежали к Всеволоду во Псков. Тогда новгородские люди разграбили домы их. Искали еще и то, кто из бояр был приятель Всеволоду, и брали с них до полторы тысячи гривен. Брали и с невиновных. И дали те деньги купцам снаряжаться на войну.
Потом Святослав Ольгович, собрав всю землю Новгородскую, привел брата своего и курян с половцами и пошел на Псков прогонять Всеволода. И не покорились им псковичи, не выгнали от себя князя, но стали остерегаться, устроили засеки .
Подумав на пути, князь Святослав Ольгович и все люди повернули назад, сказав:
- Не будем проливать крови со своею братьею. Может быть, бог уладит своим промыслом.
Тогда же преставился князь Всеволод Мстиславич во Пскове и положен был в церкви святой Троицы , которую сам создал.

Хрестоматия по истории СССР. Том1. Автор неизвестен

56. БОРЬБА МЕЖДУ «БОЛЬШИМИ» И «МЕНЬШИМИ» ЛЮДЬМИ

Отрывки из «Новгородской первой летописи» здесь печатаются по тексту «Полного собрания русских летописей», т. III.

В Великом Новгороде классовая борьба принимала особенно ожесточенные формы и выражалась нередко в виде открытых восстаний «меньших» людей, под которыми понималась вся совокупность ремесленного и мелкого торгового люда, составлявшего большую часть новгородского населения, против «больших» людей, т. е. бояр и богатых купцов. Такое восстание, известное нам по летописи, произошло в 1136 г., когда на новгородском столе сидел внук Владимира Мономаха - князь Всеволод Мстиславич. Новгородцы арестовали Всеволода вместе с семьей и держали его под охраной на дворе епископа, пока из Чернигова не приехал новый князь Святослав Ольгович. Освободившись от заключения, Всеволод бежал в Псков. Новгородцы потребовали от псковичей изгнания Всеволода, но те отказались и стали готовиться к войне с Новгородом. Внезапная смерть Всеволода прекратила распрю. События 1136 г. имели важное значение для политической жизни Великого Новгорода. С этого времени новгородцы сами приглашают к себе князей и заключают с ними договоры. «Ряд» - договор Новгорода с князем - определял княжеские права и обязанности. В случае его нарушения новгородцы считали себя в праве изгнать князя из Новгорода и посадить другого. Восстание против Всеволода имело и классовый характер. Люди («людье»), которые не захотели иметь Всеволода князем, - это название простого народа, в отличие от бояр, поддержавших князя.

Еще более яркое классовое выражение имело восстание 1209 г., направленное против детей умершего посадника Мирошки - «Мирошкиничей». Дмитр Мирошкинич вызвал всеобщее негодование в Новгороде своим своеволием и ростовщичеством. В 1209 г. новгородское войско ходило на прмощь великому князю Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо и вместе с ним воевало в Рязанской земле. Всеволод отпустил их в Новгород, дав им разрешение: «кто вы добр, того любите, а злых казните». Посадник Дмитр Мирошкинич остался в Суздальской земле. Вернувшиеся из похода новгородцы разграбили дом посадника Дмитра, о чем рассказывает второй отрывок.

Третий и четвертый отрывки рассказывают о восстаниях «меньших» людей в 1229 и 1270 гг.

I. В лето 6644. Новгородьци призваша пльсковиче 2 и ладожаны, и сдумаша яко изгоните князя своего Всеволода 3; и въса-диша в епископль двор, с женою и с детьми и с тьщею, месяца майя в 28, и стражье стрежаху день нощь с оружием, 30 мужь на день; и седе 2 месяца, и пустиша из города июля в 15, а Володимира сына его прияша, а се вины его творяху: 1. не блюдеть смерд, 2. чему хотел еси сести Переяславли 4 , 3. ехал еси с пълку 5 переди всех; а на то много на початый, велев ны, рече, к Всеволоду приступити, а пакы отступити велить. Не пустиша его, донеле же ин князь приде…

В лето 6645, настанущо в 7 марта 6, индикта лета 15 7 , бежя Констянтин посадник к Всеволоду, и инех добрых мужь неколико; и въдаша посадницати Якуну Мирославицю Новегороде. В то же лето придет князь Мьстиславиць Всеволод Пльскову, хотя сести опять на столе своем Новегороде, позван отаи новгородьскыми и пльсковьскыми мужи, приятели 8 его: «пойди, княже, хотять тебе опять». И яко услышано бысть се, яко Всеволод Пльскове с братом Святопълком, и мятежь бысть велик Новегороде, не въсхотеша людье Всеволода; и побегоша друзии к Всеволоду Пльскову, и възяша на разграбление домы их, Къснятин, Нежятин и инех много, и еще же ищюще то, кто Всеволоду приятель бояр, тъ имаша на них не с полуторы тысяце гривен, и даша купцем крутитися 9 на войну, нъ сягоша и невиноватых. Потом же Святослав Олговиць съвъкупи всю землю Новгородьскую, и брата своего приведе Глебка, куряны 10 с половьци, идоша на Пльсков 11 прогонить Всеволода; и не покоришася пльсковицы им, ни выгнаша князя от себе, въ бяхуть ся устерегли, засекли осекы 12 все. И съдумавше князь и людье на пути, вспятишася на Дубровьне, и еще рекше: «не проливаим кръви с своею братьею негли Бог управить свои промыслом».

II. Новгородьци же пришьдъше Новугороду 13 створиша вече на посадника Дмитра и на братью его: яко ти повелеша на нов-городьцих сребро имати, а по волости куны брати, по купцем виру дикую и повозы возите, и все зло. Идоша на дворы их грабежьм. А Мирошкин 14 двор и Дмитров зажьгоша, и житие 15 их поймаша, а села их распродаша и челядь, а скровища их изъискаша и поймаша без числа, а избытък розделиша по зубу, по 3 гривне по всему городу и на щит; аще кто потаи похватил, а того един бог ведает, и от того мнози разбогатеша; а что на дъщьках |6, а то князю рставиша…

III. Възмятеся всь город и поидоша с веца в оружии на тысячьского Вяцеслава, и разграбиша двор его, и брата его Богуслава, и Андреичев владыцня стольника, и Давыдков Софийскаго, и Судимиров; а на Душильця на Липьньскаго старосту тамо послаша грабить, а самого хотеша повесити, нъ ускоци к Ярославу 2 , а жену его яша, рекуче: яко ти на зло князя водять. И бысть мятежь в городе велик…

Тъгда отяша тысячьское у Вячеслава и даша Борису Негочевичю, а к князю послаша к Ярославу на том: поеди к нам, забожницье 3 отложи, судье по волости не слати; на всей воли нашей и на вьсех грамотах Ярославлих ты нашь князь, или ты собе, а мы собе. Той же зиме побеже Федор Даниловиць с тиуном 4 Якимом, поимъше с собою 2 княжичя Федора и Александра 5 сыропустыня недели в уторник, в ночь. Тъгда же новгородци реша: дажь что зло съдумав на святую Софию, а побегл, а мы их не гонили, нъ братью, свою есме казнили, а князю есме зла не створили никотораго же; да оно им бог и крест честьныи; а мы собе князя промыслим; и целоваша святую богородицю, яко быти всем одинаковым, и послаша по Михаила 6 в Цернигов Хота Стаминировиця, Гаврилу на Лубяници 7 .

В лето 6737 8 . Приде князь Михаил из Чернигова в Новъгород, по велице дни Фомине недели исходяче, и ради быша новгородци своему хотению, и целова крест на всей воли новгородьстеи и на всех грамотах Ярославлих; и вда смьрдом на 5 лет дании не платити, кто сбежал на чюжю землю, а сим повеле къто еде живеть, како уставили передний князи тако платите дань. А на Ярославлих любъвницех 9 поимаша новгородци кун много и на Городищанех 10 , а дворов их не грабяче, и даша на великыи мост 11 …

ИЗГНАНИЕ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА

IV. Того же лета 12 бысть мятеж в Новегороде, начала изгоните князя Ярослава 13 из города, и съзвониша вече на Ярославли дворе, и убиша Иванка, а инии вбегоша в Николу святын; а заутра побегоша к князю на Городище тысячьскыи Ратибор, Таврило Кыянинов и инии приятели его, и взяша домы их на разграбление и хоромы разнесоша. А к князю послашя на Городище, исписавше на грамоту всю вину его: чему если отъял Волхов гоголными ловци, а поле отъял еси заячими ловци? чему взял еси Олексин двор Морткинича? чему поймал еси серебро на Микифоре Манускиничи, и на Романе Болдыжевичи, и на Варфоломеи? а иное чему выводишь от нас иноземца, который у нас живут? а того много вины его; а ныне, княже, не можем терпети твоего насилия, поеди от нас, а мы собе князя промыслим. Князь же приела на вече Святъслава и Андрея Воротиславича с поклоном: того всего лишюся, а крест целую на всей воли вашей. Новгородци же отвечаша: княже, поеди проче, не хотим тебе; али идем всь Новъгород прогонить тебе. Князь же поиде из города по неволи…

Новгородцы же послаша по Дмитрия Александровича; Дмитрии же отречеся, тако река: «Не хочю взяти стола перед стрыем 2 своим». - И быша новгородци печальни; а Ярослав нача полкы копити на Новъгород, и бе послал к царю Татарьску 3 Ратибора, помочи прося на Новъгород. И се учюв князь Василии Ярославич 4 , приела послы в Новъгород, река тако: «Кланяюся святой Софьи и мужем Новгородцем; слышал еемь, аже Ярослав идеть на Новъгород, со всею силою своею, Дмитрии с переяславци и Глеб с смолняны; жаль ми своея отчины». А сам поеха в татары, пойма с собою Петрила Рычага и Михаила Пинещинича, и възврати татарьскую рать, тако рек цареви: «Новгородци прави, а Ярослав виноват»; уже бо бяше царь отпустил рать на Новъгород, по Ратиборову лживому слову; рече бо Ратибор царю: «Новгородци тебя не слушают, мы дани прощали тобе, и они нас выгнали, а инех избили, а домы наша розграбили, а Ярослава безчьствовали». Новгородци же поставиша острог 5 около города, по обе стране, а товар въвозиша в город; и пригониша сторожи Ярославли мало не до Городища 6 , и вы-идоша всь град в оружии от мала до велика к Городищю, и стояша два дни пеши за Жилотугом 7 , а коневницй за Городищем. То уведав Ярослав поиде об ону сторону к Русе 8 , и седе в Русе, а в Новгород приела Творимира: «Всего, что вашего нелюбия до мене, того лишаюся; а князи вси за мене поручатся». Новгородци же послаша к нему Лазоря Моисиевича: «Княже, сдумал еси на святую Софью; поеди, ать изъмрем честно за святую Софию 9 ; у нас князя нетуть, но бог и правда и святая Софья, а тебе не хочем». И совкупися в Новъгород вся волость Новгородьская, пльсковичи, ладожане, корела, ижера, вожане 10 , и изоша в Голино от мала и до велика, и стояша неделю на броде, а Ярославль полк об ону сторону. И приела митрополит грамоту в Новъгород, река тако: «Мне поручил бог архиепископию в Русской земли, вам слушати бога и мене, кръви не проливайте, а Ярослав всей злобы лишается, а за то яз поручаюся». И приела Ярослав с поклоном в Новгородсыи полк, и взяша мир на всей воли Новгородьской, и посадиша Ярослава, и водиша и к кресту.

БОРЬБА МЕЖДУ «БОЛЬШИМИ» И «МЕНЬШИМИ» ЛЮДЬМИ (Перевод)

ИЗГНАНИЕ КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА

I. В 1136 году новгородцы призвали псковичей и ладожан и порешили изгнать князя своего Всеволода; посадили его на епископский двор, с женой, детьми и тещей, месяц мая 28, и стража с оружием сторожила его день и ночь, 30 мужей ежедневно. Сидел он 2 месяца и отпустили его из города июля 15, а приняли его сына Владимира. А вот в чем обвиняли его: 1) не бережет смердов, 2) зачем захотел сесть в Переяславле, 3) бежал с поля битвы впереди всех; а больше и прежде всего, велел нам к Всеволоду присоединиться, а потом велит отступить.

Не пустили его, пока не придет другой князь.

В лето 1137, в начале года, 7 марта, индикта в 15 день, бежал Константин посадник к Всеволоду, и несколько иных добрых му-жей, и дали посадничать в Новгороде Якуну Мирославичу. В то же лето пришел князь Всеволод Мстиславич в Псков, желая сесть опять на столе своем в Новгороде, позванный тайно новгородскими и псковскими мужами, его сторонниками: «иди, князь, тебя опять хотят». И как услышано было, что Всеволод в Пскове с братом Святополком, и великий мятеж был в Новгороде, и побежали и другие к Всеволоду в Псков, и взяли на разграбление дома их, Костянтина, Нежаты и многих иных, да еще и то искали, кто сторонник Всеволода из бояр, с тех взяли до полторы тысячи гривен, и дали купцам снаряжаться на войну; брали и не с виновных. Потом Святослав Ольгович собрал войско со всей земли Новгородской, и брата своего привел Глеба, курян и половцев, пошли на Псков выгонять Всеволода; и не покорились им псковичи, не прогнали от себя князя, но стали остерегаться, устроили засеки. И князь (Святослав Ольгович) и люди, устроив вече в пути, повернули обратно с Дубровны, да и сказали: «не будем проливать кровь со своей братьею, может быть бог уладит своим промыслом».

ВОЗМУЩЕНИЕ ПРОТИВ ПОСАДНИКА ДМИТРА

II. Когда новгородцы вернулись в Новгород, они собрали вече против посадника Дмитра и братьи его, потому что они велели с новгородцев брать серебро, по волостям куны брать, с купцов виру дикую и повозы возить и всяческое зло (делали). Пошли грабить их дворы. Двор Мирошкин и Дмитров зажгли, имущество их забрали, села и челядь их распродали, сокровища их отыскали, захватили без числа, а избытки разделили по 3 гривны по всему городу, так что всякому досталось; кто тайком захватил, то один бог знает, а от того многие разбогатели, а что (было долгов) на досках, то оставили князю…

ВОЗМУЩЕНИЕ ПРОТИВ ТЫСЯЦКОГО ВЯЧЕСЛАВА

III. Возмутился весь город и пошли с оружием с веча против тысяцкого Вячеслава, разграбили его двор, его брата Богуслава, Андрея стольника владыки, Давыдка Софийского и Судимира. Также послали грабить Душильца Липенского старосту, а его самого хотели повесить, но он убежал к (князю) Ярославу, а жену его схватили, говоря: «эти на зло князя наводят». Большой был мятеж в городе…

Тогда же отняли должность тысяцкого у Вячеслава и дали Борису Негочевичу, а к князю Ярославу послали сказать: «Поезжай к нам, перестань нарушать клятву, судей по волости не посылай; ты наш князь на всей воле нашей и на всех грамотах Ярославлих, или - ты сам по себе, а мы - сами по себе».

В ту же зиму убежал Федор Данилович с тиуном Якимом, взяв с собою 2 княжичей Федора и Александра, во вторник сыропустной недели, в ночь. Тогда же новгородцы сказали: «Видно, что зло задумал на святую. Софию, и убежал, а мы их не гнали, но братьев своих наказали, а князю зла не учинили никакого; бог им и крест честный; а мы себе князя добудем». И целовали (образ) святой богородицы, стоять им всем за одно, и послали за князем Михаилом в Чернигов Хота Станимировича и Гаврилу с Лубяницы…

В 1229 году пришел князь Михаил из Чернигова в Новгород, после пасхи, на исходе Фоминой недели, и рады были новгородцы, что (вышло по) их желанию. Целовал он крест на всей воле новгородской и на всех грамотах ярославлих; дал свободу смердам на 5 лет не платить дани, кто сбежал в чужую землю; а тем, что здесь живет, велел так и платить дань, как установили прежние князья. Со сторонников Ярослава и жителей Городища взяли новгородцы много денег, а дворов их не грабили и отдали (деньги на постройку) большого моста.

ИЗГНАНИЕ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА

IV. В том же году (1270) был мятеж в Новгороде: начали выгонять князя Ярослава из города, собрали вече на Ярославлем дворе и убили Иванка, а другие убежали в (церковь) святого Николая; а на другой день побежали к князю в Городище тысяцкий Ратибор, Таврило киевлянин и другие сторонники его, и разграбили их дома и разнесли их хоромы. А князю послали на Городище грамоту, написавши на ней все вины его: почему ты занял Волхов своими охотниками на гоголей, а поле - охотниками на зайцев, почему ты взял двор Алексея Морткинича? Почему ты взял серебро с Никифора Манусжинича, Романа Волдыжевича и Варфоломея? А другое, почему выводишь от нас иноземцев, которые у нас живут? Много вины твоей. Теперь, князь, не можем терпеть от тебя насилья, поезжай от нас, а мы себе князя добудем. Князь же послал на вече Святослава и Андрея Воротиславича с поклоном: «всего этого лишусь, и поцелую крест на всей вашей воле». Новгородцы же отвечали: «Князь, уезжай прочь, не хотим тебя, или пойдем всем Новгородом прогнать тебя». Князь же поневоле ушел из города…

Новгородцы же послали к Дмитрию Александровичу; Дмитрий же отказался, сказав так: «Не хочу взять стола выше дяди своего». И были новгородцы печальны, а Ярослав начал собирать полки на Новгород, и послал к татарскому царю Ратибора, прося помощи против Новгорода. И узнав об этом князь Василий Ярославич, прислал послы в Новгород, говоря так: «Кланяюся святой Софии и мужам новгородцам; слышал я, что Ярослав идет на Новгород со всею силою своею, Дмитрий с переяславцами и Глеб со смолья-нами, жаль мне своей отчины». А сам поехал в Орду, взяв с собою Петрилу Рычага и Михаила Пинещинича, и возвратил татарское войско, так сказав царю: «Новгородцы правы, а Ярослав виноват»; уже ведь царь отпустил войско против Новгорода по лживым словам Ратибора, потому что Ратибор сказал царю: «Новгородцы тебя не слушают, мы спрашивали дань для тебя, и они нас выгнали, а иных перебили, а дома наши разграбили, а Ярослава оскорбили». Новгородцы же поставили острог около города по обе стороны (Волхова), а запасы ввезли в город; и пришли сторожевые отряды Ярослава почти до Городища, и вышел весь город в оружии от мала и до велика к Городищу, и стояли два дня пешие за Жилотугом, а конные за Городищем. Узнав об этом Ярослав пошел по этой стороне (Волхова) к Руссе, и сидел в Руссе, а в Новгород прислал Творимира: «Всего, чем недовольны мною, от того отказываюсь, а все князья за меня ручаются». Новгородцы же послали к нему Лазаря Моисеевича: «Князь, вздумал ты против святой Софии, уходи, пусть умрем за святую Софию, у нас князя нету, но бог и правда и святая София, а тебя не хотим». И сошлись в Новгород воины из всей Новгородской земли, псковичи, ладожане, Корела, Ижара, вожане, и пошли в Голино от мала до велика, и стояли неделю на броде, а войско Ярослава по ту сторону (реки). И прислал митрополит грамоту в Новгород, говоря так: «Мне бог поручил архиепископию в Русской земле, вам надо слушать бога и меня, крови не проливайте, а Ярослав от всего причиняющего вам зло отказывается, за то я ручаюсь». И прислал Ярослав с поклоном в новгородское войско, и взяли мир на всей воли новгородской, и посадили Ярослава на княжеском столе и привели его к присяге.

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

3. Борьба между Македонией и Афинами в Халкидике Тем временем Филипп расширял свои владения на запад. Вероятно, в 351 г. он покорил иллирийцев к западу и юго-западу от озера Лихнид, за исключением обитателей адриатического побережья, и их царь стал его вассалом. Эта область,

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Французская революция: история и мифы автора Чудинов Александр

Борьба между жирондистами и монтаньярами События 10 августа открыли новую стадию Революции. Если до этого ведущую роль в борьбе против монархии играли представители просвещенной элиты, которым в целом удавалось удерживать плебс под своим влиянием, то теперь движение

Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

Карл Великий между богом и людьми Если коронование Пипина было призвано превратить королевские функции в настоящее служение святому делу, то возведение Карла на императорский трон несомненно превращало его в представителя Бога в целом комплексе государств, специально

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Отречение Диоклециана от власти и борьба между его преемниками В 305 г. исполнялось 20 лет со дня установления двоевластия Диокле­циана и Максимиана. Согласно основному принципу всей системы, авгус­ты должны были отречься от престола, передав власть своим цезарям.

Из книги Гитлер против СССР автора Генри Эрнст

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Борьба между кланами магнатов Во второй половине XVII и в XVIII веках за политическое влияние и власть в ВКЛ боролись четыре магнатских клана: Сапеги (сначала они были за короля, потом против него), Радзивиллы (то за шведов, то за Бранденбург - Пруссию), Пацы (ориентировались на

Из книги Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее автора Кнапп Стивен

Испорченность семейной жизни и порочность отношений между людьми В эпоху Кали будет чрезвычайно трудно содержать семью и удерживать ее от разрушения. В Шримад-Бхагава-там (12.2.6) говорится, что человек, которому удастся поддерживать семью, будет считаться очень опытным и

Из книги Новая «История КПСС» автора Феденко Панас Васильевич

Из книги Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации автора Тойнби Арнольд Джозеф

Сэмюэл Хантингтон. Борьба между цивилизациями

Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег

1. Собственность как отношение между людьми После всего сказанного в предыдущих разделах нетрудно догадаться, что феномен собственности анализируется Поршневым под тем же самым углом зрения, под которым им анализировались и все остальные проблемы, связанные с

Из книги Арийский миф в современном мире автора Шнирельман Виктор Александрович

Борьба между арийским мифом и пантюркизмом Таким образом, в рассмотренной выше деятельности участвуют не только дилетанты, и среди авторов, идеи которых упоминались выше, немало профессионалов (историков, археологов, филологов). Очевидно, острота споров определялась

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

Часть II. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Из книги Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII столетия автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

Глава 2. Борьба между князьями В начале княжения Мстислава Владимировича в Киеве мы видим на Туровском столе младшего его брата Вячеслава, а на Смоленском - сына Ростислава.Неизвестно, когда родился князь Туровский; из предшествующей жизни его мы знаем, что он уже в 1096

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Борьба между течениями Произошедшие перемены предопределили обострение борьбы между различными течениями в христианстве. IV в. прошел под знаком острых религиозных распрей внутри самой церкви. В начале IV в. пресвитер Арий выступил с учением, оспаривавшим традиционное

Из книги Вымысел исключен. Записки начальника нелегальной разведки автора Дроздов Юрий Иванович

Предисловие «Между большими войнами ведется война тайная» За 35 лет службы в нелегальной разведке Юрий Иванович Дроздов прошел путь от оперативного уполномоченного до начальника управления «С» Первого главного управления КГБ. Ему довелось участвовать во многих

II. Новгородьци же пришьдъше Новугороду

ВОЗМУЩЕНИЕ ПРОТИВ ТЫСЯЦКОГО ВЯЧЕСЛАВА

III. Възмятеся всь город и поидоша с веца в оружии на тысячьского Вяцеслава, и разграбиша двор его, и брата его Богуслава, и Андреичев владыцня стольника, и Давыдков Софийскаго, и Судимиров; а на Душильця на Липьньскаго старосту тамо послаша грабить, а самого хотеша повесити, нъ ускоци к Ярославу

ИЗГНАНИЕ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА

IV. Того же лета

БОРЬБА МЕЖДУ «БОЛЬШИМИ» И «МЕНЬШИМИ» ЛЮДЬМИ (Перевод)

ИЗГНАНИЕ КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА

I. В 1136 году новгородцы призвали псковичей и ладожан и порешили изгнать князя своего Всеволода; посадили его на епископский двор, с женой, детьми и тещей, месяц мая 28, и стража с оружием сторожила его день и ночь, 30 мужей ежедневно. Сидел он 2 месяца и отпустили его из города июля 15, а приняли его сына Владимира. А вот в чем обвиняли его: 1) не бережет смердов, 2) зачем захотел сесть в Переяславле, 3) бежал с поля битвы впереди всех; а больше и прежде всего, велел нам к Всеволоду присоединиться, а потом велит отступить.

Не пустили его, пока не придет другой князь.

В лето 1137, в начале года, 7 марта, индикта в 15 день, бежал Константин посадник к Всеволоду, и несколько иных добрых му-жей, и дали посадничать в Новгороде Якуну Мирославичу. В то же лето пришел князь Всеволод Мстиславич в Псков, желая сесть опять на столе своем в Новгороде, позванный тайно новгородскими и псковскими мужами, его сторонниками: «иди, князь, тебя опять хотят». И как услышано было, что Всеволод в Пскове с братом Святополком, и великий мятеж был в Новгороде, и побежали и другие к Всеволоду в Псков, и взяли на разграбление дома их, Костянтина, Нежаты и многих иных, да еще и то искали, кто сторонник Всеволода из бояр, с тех взяли до полторы тысячи гривен, и дали купцам снаряжаться на войну; брали и не с виновных. Потом Святослав Ольгович собрал войско со всей земли Новгородской, и брата своего привел Глеба, курян и половцев, пошли на Псков выгонять Всеволода; и не покорились им псковичи, не прогнали от себя князя, но стали остерегаться, устроили засеки. И князь (Святослав Ольгович) и люди, устроив вече в пути, повернули обратно с Дубровны, да и сказали: «не будем проливать кровь со своей братьею, может быть бог уладит своим промыслом».

ВОЗМУЩЕНИЕ ПРОТИВ ПОСАДНИКА ДМИТРА

II. Когда новгородцы вернулись в Новгород, они собрали вече против посадника Дмитра и братьи его, потому что они велели с новгородцев брать серебро, по волостям куны брать, с купцов виру дикую и повозы возить и всяческое зло (делали). Пошли грабить их дворы. Двор Мирошкин и Дмитров зажгли, имущество их забрали, села и челядь их распродали, сокровища их отыскали, захватили без числа, а избытки разделили по 3 гривны по всему городу, так что всякому досталось; кто тайком захватил, то один бог знает, а от того многие разбогатели, а что (было долгов) на досках, то оставили князю…

В 1136 г. новгородцы призвали псковичей и ладожан и заду­мали изгнать князя своего Всеволода Мстиславича; посадили его в епископский двор с же­ной, детьми и тещей, месяца мая 28, и стража с оружием сторо­жила его день и ночь, 30 мужей ежедневно. Сидел он два ме­сяца, и отпустили его из города июля 15, а приняли его сына Владимира. А вот в чем обвиняли его: 1) не бережет смердов, 2) зачем захотел сесть в Переяславле, 3) бежал с поля битвы впереди всех; а из-за того много убитых... В лето 1137, в начале года, 7 марта... бежал Константин посадник к Всеволоду, и не­сколько иных добрых мужей, и дали посадничать в Новгороде Якуну Мирославичу. В то желето пришел князь Всеволод Мстиславич в Псков, желая сесть опять на столе своем в Нов­городе, позванный тайно новгородскими и псковскими мужами, его сторонниками: «Иди, князь, тебя опять хотят». И как услышано было, что Всеволод в Пскове с братом Святополком, и ве­ликий мятеж был в.Новгороде, и побежали и другие к Всево­лоду в Псков, и взяли на разграбление дома их: Константина, Нежаты и многих иных, да еще и то искали, кто сторонник Всеволода из бояр, с тех взяли по полторы тысячи гривен, и да­ли купцам снаряжаться на войну брали и не с виновных...

Вопросы:

1. Какие обвинения предъявлялись новгородским вечем князю?

2. Чем можно объяснить специфику княжеской власти в Новгородской земле?

3. Где в описании событий можно найти сведения о борьбе боярских группировок?

Тесты:

1. Древнерусское государство с центром в Киеве было:

а) раннефеодальным; б) развитым феодальным;

в) позднефеодальным; г) рабовладельческим.

2. Последним князем, которому удалось добиться относительного единства Руси, был:

а) Ярослав Мудрый; б) Владимир Мономах;

в) Мстислав Владимирович; г) Олег Святославич.

3. Укажите положительные стороны феодальной раздробленности на Руси:

а) изоляция от стран Европы;

б) развитие искусства и ремесел;

в) установление таможенных границ между княжествами;

4. Любеческий съезд проходил:

а) в 1055 г.; б) в 1097 г.; в) 1125 г.; г) в 1132 г.

5. Когда началась и закончилась феодальная раздробленность на Руси?

а) конец X века-до XII века;

б) конец XI века-до середины XIII века;

в) начало XIII века-40-е годы XVI века;

г) 30-е годы XII-конец XV века.

6. Крестьянин-общинник, заключивший с феодалом договор о найме, назывался:

а) смердом; б) холопом; в) изгоем; г) рядовичем.

а) дружинники; б) огнищане; в) бояре; г) смерды.

8. Свод законов Русская Правда связан с именем князя:



а) Владимира Святого;

б) Ярослава Мудрого;

в) Ивана Калиты;

г) Александра Невского.

9. Первое летописное упоминание о Москве относится:

а) к 1112 г.; б) к 1125 г.; в) к 1147 г.; г) к 1202 г.

10. Укажите отрицательные стороны феодальной раздробленности на Руси:

а) ослабление обороноспособности русских княжеств;

б) сохранение единого языка и культуры на всей территории Руси;

в) сохранение единого правового пространства;

г) возникновение новых торговых путей.

Тематика докладов.

1. История летописания на Руси.

2. Ремесла и торговля в Древнерусском государстве.

3. Киевская Русь и Византия.

4. Принятие христианства на Руси. Первые русские святые.

5. Выдающиеся политические деятели: Владимир I Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Хронология:

1019-1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого, создание «Русской Правды».

1097 г. – съезд князей в Любече. 1113-1132 гг. – княжение Владимира Мономаха (до 1125 г.) и его сына Мстислава Великого в Киеве.

1136 г. – изгнание князя Всеволода Мстиславовича из Новгорода, официальная дата начала феодальной раздробленности на Руси.

1157-74 гг . – Княжение Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле.


Тема: Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в.

План:

1. Образование державы Чингисхана. Завоевания монголов в первой трети XIII в.

2. Поход Бату-хана на Русь и в Европу в 1236-42 гг. и его последствия.

3. Установление ордынского ига на Руси в 40-60-е гг. XIII в.

4. Борьба русских княжеств с западными крестоносцами в XIII в.

Научная литература

Древнерусские княжества X-XIII вв. М., Наука, 1975.

Кычанов, Е.И. Кочевые государства: от гуннов до манъчжуров / Е.И.Кычанов. М.: Изд. фирма «Восточная литература», РАН, 1997.

Феннел, Дж. Кризис средневековой Руси / Дж.Феннел. М.: Прогресс, 1989.

Храпачевский, Р.П. Военная держава Чингисхана / Р.П.Храпачевский. М.: АСТ, 2004.

Шаскольский, И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. / И.П.Шаскольский. – Л., 1978.

Публицистическая и историко-художественная литература

Балашов, Д.М. Господин Великий Новгород / Д. М. Балашов. – М., 1968.

Борисов, Н.С. Русские полководцы XIII-XVI вв. / Н.С. Борисов. – М., Просвещение, 1993.

Воинские повести Древней Руси М., 1985.

Калашников, И.К. Жестокий век / И.К.Калашников, любое изд.

Каргалов, В.В. Полководцы X-XVI вв. / В.В.Каргалов. – М., 1988.

Кычанов, Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир / Е.И.Кычанов. М.: Изд. фирма «Восточная литература», РАН, 1995.

Щербаков, А., Дзысь, И. Ледовое побоище / А.Щербаков, И.Дзысь. М.: Экспринт, 2001.

Чивилихин, В.А. Память / В.А.Чивилихин. М.: Современник, 1982.

Исторические термины и понятия:

Ливонский орден - церковная государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Вост. Прибалтике на латышских и эстонских землях в 1237-1561 гг. Вел войны против Литвы и Руси. Потерпел ряд серьезных поражений от русских и литовцев (Ледовое побоище, 1242 г., битва при Дурбе 1260 г., Ракворская битва 1268 г. и др.). В Ливонской войне был разгромлен русскими войсками и прекратил свое существование.

Баскаки - ордынские чиновники, проводившие перепись населения для сбора дани и определявшие размеры ордынского выхода. Система баскачества оформилась в 1250-1260-х гг. В 1257-1259 гг. была проведена перепись русского населения для введения подворного налогообложения. Баскаки посылались во все области государства, имели под своим началом военные отряды и при всяком протесте населения пускали в ход оружие. Также контролировали русских князей, которым предоставлялась независимость во внутренних делах их княжеств. В каждое княжество назначался особый баскак. После Тверского восстания 1327г. дань стали собирать местные князья, которые отвозили её в Орду. Баскаки превратились в послов; они разбирали жалобы князей - ханских вассалов, контролировали сбор дани.

Ордынский выход – размер дани, выплачиваемой русскими княжествами Золотой Орде, название само дани. Установлен после проведения переписи русского населения (за исключением церковнослужителей ) в 1257-12 9 гг. Размер был постоянным. Собирался баскаками до начала ХIV в., затем - русскими князьями. Выплачивался серебром. Ежегодно Русь выплачивала 1,3 т серебра. Кроме дани выплачивалось большое число иррегулярных поборов: запросы (единовременные поборы в пользу хана), тамга, кормление (содержание военных отрядов), ямская повинность и др.

Золотая Орда, Улус Джучи - государство, основанное Батыем, сыном хана Джучи и внуком Чингисхана на территории Хорезма и Северного Кавказа в 1243 г. Просуществовало до конца XV в. В состав Золотой Орды вошли территории от Дуная до Иртыша (Крым, Северный Кавказ, часть степных земель Руси, земли бывшей Волжской Булгарии, Западная Сибирь, часть Средней Азии. Территория Золотой Орды была поделена на улусы. Государственное устройство носило полувоенный характер. Власть хана была неограниченной. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи (огланы), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска: темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т.д.).

Персоналии:

Батый (Бату) (1208-1246? гг.) , хан Золотой Орды, сын Джучи и внук Чингисхана. По разделу, произведенному Темучином в 1224 г., старшему сыну, Джучи, достались Кипчацкая степь, Хива, часть Кавказа, Крым и Россия (улус Джучи).

На курултаях 1229 и 1235 годов было решено отправить большое войско для покорения пространств к северу от Каспийского и Черного морей. Хан Угэдей поставил во главе этого похода Батыя. С ним шли Орду, Шибан, Тангкут, Кадан, Бури и Пайдар (потомки Темучина) и полководцы Субутай и Багатур.

Поднявшись по Волге, Батый разгромил Булгар, затем свернул на запад, разорил Рязань (декабрь 1237 года), Москву, Владимир (февраль 1238 года), двинулся было на Новгород, но от весенней распутицы ушел в Половецкие степи, по дороге расправившись с Козельском. В 1239 году Батый покорил Переяславль, Чернигов, разорил Киев (6 декабря 1240 года), Владимир-на-Волыни, Галич (декабрь 1240 года). Здесь орда Батыя разделилась. Часть во главе с Каданом и Орду направилась в Польшу (разгромлены Сандомир 13 февраля 1241 года, Краков 24 марта, Ополье и Бреславль), где под Лигницей польские силы потерпели страшное поражение.

Другая большая часть с Батыем во главе пошла на Венгрию, где скоро с нею соединились Кадан и Орду. Король Бела IV венгерский был наголову разбит Батыем и бежал. Батый прошел Венгрию, Хорватию и Далмацию, всюду нанося поражения. В декабре 1241 года умер хан Угедей; это известие, полученное Батыем в разгар его европейских успехов, заставило его поспешить в Монголию, чтобы принять участие в избрании нового хана. В марте 1242 года началось обратное, не менее опустошительное, движение монголов через Боснию, Сербию и Болгарию.

Позже Батый не делал попыток воевать на запад, осев со своей ордой на берегах Волги и образовав обширное государство Золотую Орду.

Субудай (Субетай, Субэдэ) (ок. 1180-после 1248 гг.) – монгольский военачальник, один из ближайших сподвижников Чингисхана, участник завоевательных походов в Китай и Среднюю Азию. В 1221-23 гг. 20-тыс. корпус под командованием Субудая и Джебэ разорил Северный Иран, Закавказье, земли половцев и аланов, Сев. Причерноморье. 31 мая 1223 г. в битве на р. Калка Субудай нанес поражение союзному русско-половецкому войску. В 1223-35 гг. вел боевые действия против Волжской Булгарии. Один из организаторов и руководителей похода на Русь и в Европу в 1236-42 гг.

Александр Ярославич Невский, Святой (1220 или 1221 – 1263 гг.) , второй сын великого князя Ярослава Всеволодовича. С 1236 г. княжил в Новгороде. В условиях монголо-татарского разорения смог одержать ряд побед над западными противниками Руси. 15 июля 1240 г. нанес поражение шведам в битве на р. Неве, после чего, из-за ссоры с новгородцами отъехал в Переяславль-Залесский. Вернувшись в Новгород по просьбе горожан и духовенства, разгромил войска Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. в битве на Чудском озере. В дальнейшем совершал успешные походы против литовцев и шведов. В 1246 г. одним из первых русских князей посетил Золотую Орду. Батый отправил его, вместе с братом Андреем, ранее прибывшим в Орду, к великому хану в Монголию. С 1249 г. княжил в Киеве, с 1252 г. – во Владимире. Жестоко подавил антиордынское выступление новгородцев. Александр спас русскую землю от разгрома, когда в 1262 г. во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани. Умер, возвращаясь из поездки в Орду, 14 ноября 1263 года в Городце Волжском. Церковь причислила его к лику святых. В 1380 году во Владимире открыты его мощи, которые в 1724 году, по повелению Петра I, перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где пребывают и ныне.