Как научиться думать своей головой. Как научиться мыслить лучше

Вот ведь парадокс: все это знают… и все это забывают! Давайте-ка, раскопаем это хорошо забытое старое и будем пользоваться им, меняя свою жизнь к лучшему. Как это сделать?

Любая наша мысль рано или поздно воплощается в реальность независимо от того, хорошая это была мысль или плохая. Поэтому, если вы всерьез хотите научиться «сбывать свои мечты», запомните: каждая наша мысль – это желание. Вселенной всё равно, о чем мы думаем. Она воплощает наши запросы . И это здорово! Ведь это значит, что, контролируя свои мысли, мы можем быстро и легко добиться всего, чего угодно. А заодно избавить себя от того, что в нашей жизни нам не нравится.

Когда вы загадываете желание, вы же не просите для себя , верно? Значит, нужно срочно отучиться думать о плохом, пока оно не начало воплощаться. Поначалу это совсем не просто. Думать о плохом мы привыкли самотёком. Для этого не требуется никаких усилий, потому что у большинства это вошло в привычку. Поэтому, чтоб остановить поток плохих мыслей, потребуются определенные усилия. Чем привычнее вам думать о плохом, тем серьезнее придется потрудиться, чтобы запретить себе иметь в голове плохие мысли.

За примерами далеко ходить не надо — просто вспомните новости. Большинство новостных программ на 90% состоит из сообщений об убийствах или . В мире происходит много хорошего, но обыватели привыкли думать о плохом, и если из новостей убрать черноту, никто не станет их смотреть, читать и слушать. Люди привыкли к плохому, думают о плохом, получают плохое и даже не удивляются этому.

Мы не хотим быть такими, правда? Мы будем учиться думать о хорошем. Как научиться мыслить позитивно? Волевым решением. Ведь чем быстрее мы научимся , тем меньше шансов мы оставим окружающему миру подложить нам каку. Игнорируйте плохие новости и любые неприятные вещи. Воспринимайте их абстрактно. Услышали, приняли к сведению насколько это необходимо – и прошли мимо. Не пускайте их в себя. Есть хорошее выражение «не принимай близко к сердцу» — оно как раз об этом.

Что вы делаете, когда вам не нравится фильм или сайт? Вы выходите из кинотеатра или нажимаете кнопку «выкл». Тут то же самое. Организуйте себе в голове такую кнопку. И приучитесь нажимать её всякий раз, когда у вас появляются плохие мысли. Кроме вас эту кнопку вам никто не сделает. Тот самый случай, когда спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Нравится думать о плохом – продолжайте плыть по течению, захлебывайтесь неприятностями, тоните в проблемах. Или жмите кнопку и переключайтесь на .

Только не нужно то и дело смотреть на часы и восклицать, что вот уже целых 20 минут вы мыслите позитивно, а ничего не изменилось. Это произойдет не сразу и не вдруг. Мысли воплощаются . И если прежде вы довольно долго унывали, сетовали и злопыхали, то должно будет пройти некоторое время, прежде чем дойдет очередь воплотиться вашим новым «правильным» мыслям – позитивным и оптимистичным.

Помните? Каждое желание сначала возникает у нас в мыслях, а уже потом реализуется во внешнем мире. Если вы хотите стать успешным и богатым, надо стать таким внутри. Ощутите себя таким в своих мыслях – это очень важно. Допустим, вы хотите (или силачом). Вы можете не вылезать из модных салонов или фитнес центров. Но если внутренне вы ощущаете сомнения и неуверенность, то окружающие будут воспринимать вас точно так же, как вы сами. Они не смогут увидеть вас красавицей или качком, если вы своим внутренним состоянием транслируете в мир абсолютно противоположное.

К такой ситуации подходит выражение «волк в овечьей шкуре». Когда вы пытаетесь изобразить то, чего на самом деле внутри себя не чувствуете, для окружающих вы выглядите именно таким волком, у которого овечья шкура в дырках и к тому же мала. Измените свои мысли, и люди вас начнут воспринимать так, как вам хочется, чтоб вас воспринимали. Не унылой закомплексованной субстанцией, которая всего боится, а гордой и уверенной в себе женщиной. Не понтующимся на пустом месте сутулым чуваком, у которого голова втянута в плечи от застенчивости, а по-настоящему сильным мужчиной, излучающим надежность и уверенность.

Контролируя свои мысли и внутренне избавляясь от негатива, мы создаем предпосылки для нужных нам событий. Плохие мысли – как вирусы. Сильного человека им сложно одолеть, а в слабом они разрастаются, как снежный ком. Проблемы и неприятности бывают у всех. Но сильные люди умеют быстро переключаться – они всегда заняты делом, им некогда рефлексировать. А слабые в трудный момент с удовольствием всё бросают и изо всех сил занимаются тем, что жалеют себя. Сильный делает выводы из неприятной ситуации и живет дальше так, чтобы избежать подобных проблем в будущем. А слабый зацикливается на неприятностях и ищет виноватых. Хотя на самом деле в своих проблемах виноват он сам – он сам притянул их в свою жизнь своими негативными мыслями. Точно так же мы притягиваем в свою жизнь не тех людей, когда думаем о людях плохо.

Существует множество компьютерных игр-бродилок, в которых нужно что-то собирать, попутно уворачиваясь от злодеев или монстров. Чтобы научиться почаще думать о хорошем, полезно играть с самим собой в такую игру. С самого утра начните искать позитив во всём. И весь день собирайте его в свою копилку. Ищите его даже там, где на первый взгляд его нет. И попутно уворачивайтесь от монстров от плохих мыслей и не давайте им превращать вашу жизнь .

Настроение — это привычка. Давайте учиться радоваться и тренировать хорошее настроение. Для этого годится любая мелочь. Посмотрите в окно. Порадуйтесь солнцу. Порадуйтесь своей возможности его видеть! Порадуйтесь дождю – представьте, что он идёт для того, чтобы смыть с вашей жизни все неприятности. Цветок на окне зацвел – это здорово! Цветок на окне засох – ещё лучше, не будет солнце загораживать! Радуйтесь, встречая добрых людей. Столкнувшись с – тоже радуйтесь, радуйтесь тому, что вы его только что «отработали» и избавились от него в будущем. У Чехова есть прикольный рассказ «Покушающимся на самоубийство». Перечитайте его, чтобы понять, что большинство наших проблем на самом деле – мелочи жизни.

Кто-то скажет: «Чушь собачья! Как я могу думать о хорошем, если у меня мало денег, работа скучная, муж изменяет, а дети — ?» Перечитайте эту фразу. Да-да, эту, в кавычках. Вселенная ее тоже прочла. Поэтому – получите, распишитесь… и перестаньте думать о плохом.

В мире всё взаимосвязано. Всё зачем-то и всё для чего-то, всё почему-то и из-за чего-то. Будущее и прошлое – это две стороны одной медали. Будущее всегда возникает из прошлого, а прошлое непременно содержит в себе ростки будущего. Что посеешь мыслями – то и пожнешь. Выбирайте правильные семена. Выбирайте думать о том, чего действительно хотите. Старайтесь думать позитивно.

В нашей жизни возможно всё. Главное – правильно мыслить, и тогда у вас появится возможность избавиться от болезней, в свою жизнь или встретить любовь. В следующей статье поговорим о том, как правильно сформулировать и загадать желание, чтобы оно сбылось.

Думаете, у меня всегда-всегда получается думать «о розовых слонах»? Конечно, нет. Так что — давайте учиться думать о хорошем вместе 🙂

© Текст – Noory San. Картинки — Злой ИА.

P.s. Хотите окончательно отучить себя думать о плохом? Прочитайте . Этот поучительный рассказик положительно научит вас думать только о хорошем!

Да, в детские развивающие игры. Предназначенные для развития детского , они прекрасно подходят и для взрослых. Ассортимент развивающих игр весьма широк. Здесь и электронные конструкторы наподобие SnapCircuits, и настольные карточные игры («Свиш», «Сет»), и игры для смартфонов и планшетов, например, Gravity Maze. Играя в игры, вы не только будете развивать навык нестандартного мышления, но и отлично проведёте время с друзьями или детьми.

2. Общайтесь с людьми

Несмотря на обилие различных источников информации, другие люди по-прежнему способны подсказать нам новые идеи. Встречаясь с уникальным опытом другого человека, мы существенно обогащаем своё представление о мире (или о конкретной проблеме). И совсем не обязательно общаться со светилами науки или финансовыми гуру.

Карьерный консультант Джиа Ганеш (Gia Ganesh) приводит в пример свой разговор с мастером по установке гранитных конструкций. Оказалось, что парень родом с Кубы. Он рассказал, как приехал в США и как попал на эту работу. Разговор натолкнул Джию на интересные мысли о миграции и выборе профессии, подсказал идеи для новых исследований.

3. Получайте новый опыт

Чтобы мыслить иначе, нужно жить иначе. Откажитесь от привычных образцов поведения, разрушьте сложившийся уклад, сломайте стереотипы. Готовьте новые блюда, измените маршрут от дома до работы и побольше смотрите по сторонам. Попробуйте надеть нехарактерную для вашего образа одежду, смените причёску.

Отличный способ узнать что-то новое - . Другие страны, другие культуры, непривычное окружение - всё это даёт хороший стимул для работы мышления. Особенно если в путешествии вы не упустите возможность завести новые знакомства.

4. Изучайте необычные идеи

В наш век нет недостатка в информации. Наоборот, вокруг её даже слишком много. Но далеко не вся она заслуживает внимания. Действительно стоящие идеи приходится искать, но делать это намного проще, чем 100 или даже 50 лет назад. Читайте больше! , статьи в интернете и журналах. Всюду ищите свежие идеи, новые взгляды и нестандартные подходы.

Думать иначе - это хорошо, но недостаточно. Свои оригинальные идеи надо уметь формулировать и отстаивать.

Иметь собственное мнение, отличное от общепринятого, не всегда просто. Социальное давление большинства велико, и очень часто общество способно навязать отдельным людям коллективную точку зрения. Далее - несколько способов, помогающих выработать и отстоять собственное мнение.

5. Основывайтесь только на фактах

Этот, казалось бы, элементарный принцип нарушается слишком часто. Эмоции, домыслы, ожидания, предположения, слухи… Всё это не годится. Начните с простых вопросов: «Откуда я знаю, что это правда?», «Какие факты говорят в пользу моего мнения?» Если фактов не хватает, то придётся их поискать.

6. Излагайте своё мнение письменно

Представьте, что вам нужно кого-то убедить и для этого написать письмо. Письменное изложение поможет чётче сформулировать ваши мысли, проследить логическую цепочку выводов и умозаключений. Схемы и рисунки сделают ваши идеи более ясными и наглядными. Такая заготовка очень поможет, если вам действительно потребуется или отстаивать свою точку зрения в дискуссии.

7. Обсуждайте

Групповая дискуссия - это одновременно и проверка ваших идей на прочность, и средство найти новые решения старых проблем. Наибольшую пользу приносят специально организованные обсуждения. Тема может быть выбрана практически любая: от политики до футбола. Разделите группу на две команды, и пусть они отстаивают противоположные точки зрения. Время, отведённое каждому участнику, лучше ограничить - это помогает формулировать свои аргументы чётко и лаконично.

8. Будьте объективны

Совет из разряда тех, что легко дать, но тяжело выполнить. Каждый из нас склонен считать своё мнение если не единственно верным, то уж точно не ошибочным. Но ещё древние говорили, что человеку свойственно ошибаться. Мы смотрим на мир сквозь призму своего опыта и очень часто видим только то, что хотим видеть.

Вырабатывая собственное мнение, важно избавиться от предвзятости в выборе и оценке доступной информации. Действительно ли мы рассмотрели все имеющиеся факты? Не преувеличили ли мы значение каких-то фактов в угоду своим ожиданиям? Есть ли альтернативные точки зрения? Эти и другие подобные вопросы помогут вам быть более объективным и независимым от чьих-либо предубеждений. Даже от ваших собственных.

Это далеко не исчерпывающий перечень способов, помогающих думать иначе и формировать . Какими методами пользуетесь вы?

Как научиться мыслить лучше

Анатомия тренировки ума

Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое.

Александр Поп, поэт

УПРАЖНЕНИЕ

Как вы оцениваете уровень своего интеллекта?

ВЫСОКО: у меня исключительные умственные способности. Зовите меня просто Леонардо.

СРЕДНЕ: время от времени я выдаю новые идеи, а иногда даже решаю крайне сложные задачи.

НИЗКО: моя голова - это какой-то котелок с манной кашей. Мне действительно необходима тренировка.

Неважно, к какой категории вы себя отнесли. Помните о том, что уровень интеллекта - то есть способность к концентрации внимания, к логическим рассуждениям, к созданию зрительных образов, ваше воображение, умение принимать решения, наконец, способность ясно и творчески мыслить - в значительной степени зависит от того, насколько часто и интенсивно вы тренируете свой ум. Если вы почувствовали себя не в форме, не надо падать духом: вы можете исправить положение, если будете давать нагрузку мускулам вашего ума. Если же вы чувствуете, что ваш интеллект в прекрасном состоянии, не забывайте поддерживать этот уровень постоянными упражнениями. Даже олимпийские чемпионы нуждаются в тренировке.

Итак, если вы хотите укрепить мускулы своего ума, прежде всего задайте себе вопрос: "Каким образом я могу повысить работоспособность своего мозга?"

Во-первых, давайте познакомимся с различными вида--ми мыщц мышления. Для этого выполним следующее упражнение.

"Пробежка" для ума

Вообразите, что вы держите в руках апельсин.

Представьте себе, каков он на ощупь, как он выглядит, как пахнет.

На несколько мгновений попытайтесь создать максимально яркий и четкий образ.

Теперь представьте себе, как вы очищаете его от кожуры, делите на дольки, откусываете кусочек.

После этого рассмотрите дольку поближе.

Спросите себя, как она будет выглядеть, если увеличить ее в тысячу, в миллион раз.

Как бы тогда выглядела клетка?

Как бы выглядела молекула?

Через пару минут попробуйте осознать все, что вы знаете и чего не знаете об апельсинах.

Подумайте, что делает апельсин апельсином, почему у него именно такой вкус, сколько существует сортов апельсинов, как апельсины изменялись в процессе эволюции, как и для чего можно их использовать и как сделать вкусный апельсиновый мармелад.

Думая об апельсине, обращайте самое пристальное внимание на "качество" ваших мыслей.

Итак, отложите книгу и начинайте выполнять упражнение прямо сейчас.

Как и большинство людей, вы, вероятно, вскоре заметите, что чем дольше вы размышляете об апельсине, тем больше идей, ассоциаций и связей возникает в вашем сознании.

Вы можете задуматься о физических свойствах апельсинов. Можете перейти к рассуждениям об апельсиновой истории и экономике. Не исключено, что вы приметесь рассуждать о происхождении имени данного фрукта и о том, как он называется в других языках. Наконец, вы можете попробовать подобрать как можно больше рифм к слову "апельсин" (керосин, клавесин). И по мере того, как вы движетесь все дальше по пути ассоциаций, заглядываете в копилку своей памяти, выстраиваете цепочку логических умозаключений, вы переходите от одного способа мышления к другому, тренируя таким образом различные мышцы ума.

При каждом виде мышления работают свои, вполне определенные, "мышцы". Логическое, аналитическое, метафорическое, критическое, вербальное, визуальное мышление - в каждом из этих случаев мы пользуемся только одним видом мыслительных мышц, дающим нам возможность расшевелить наш внутренний мир.

Необходимость справляться с разнообразием повседневных проблем требует от нас гибкости мышления. То вы трудитесь в поте лица на "ниве" критического мышления, пуская в ход холодную, жесткую логику, то расслабляетесь, выбрасываете все из головы и, играючи, исследуете новые направления. Вы можете усердно работать и продвигаться к цели медленно, но верно, а можете, немного пожонглировав исходными данными, в мгновение ока прийти к элегант-ному решению проблемы. Как различные мышцы тела действуют сообща, чтобы обеспечить согласованную работу рук и ног, точно так же и мышцам ума необходима координация, чтобы наше мышление было четким и целенаправленным.

Можно сказать, что существуют четыре базовые характеристики уровня тренированности, подготовленности ума к работе:

Всякий раз, когда человек берется за выполнение задания, которое требует сосредоточения, он прилагает силу ума. Именно это качество вы используете, когда перебираете возможные варианты в поисках оптимального решения, когда решаете трудную математическую задачу, когда сводите баланс по чековой книжке, когда концентрируете внимание на каком-то одном предмете или идее, не отвлекаясь ни на что другое. Сила ума - это способность сосредоточиться на том, на чем нужно, и настолько, насколько это необходимо.

Если нужно создать что-то новое, если требуется творческий подход, то ваши мыслительные мышцы должны быть гибкими и пластичными. Гибкость ума - это способность переключаться с одного хода мыслей на другой. Это как игра: вы проигрываете различные варианты, строите неожиданные комбинации, разглядываете ситуацию со всех сторон. Вы сталкиваете концепции, перемешиваете идеи, делаете самые немыслимые предположения, чтобы исследовать все новые и новые возможности. Гибкость ума - это артистичный, синтетический подход. Это творчество, "мозговой штурм" и немножко дзэна - все вместе.

Если вы хотите воплотить свои идеи в жизнь, вам потребуется выносливость ума. Выносливость - это способность продолжительное время поддерживать высокий уровень активности, не отвлекаясь и не теряя мужества. Это способность выстоять, пройти всю дистанцию.

Если вы хотите добавить тонкости и чутья, то вам потре-буется координация ума, то есть синхронизация мысли-тельных процессов всех типов, их сбалансированность и -живость. Координация ума - это виртуозное владение тех--никой аранжировки мыслей, способность оперировать одновременно несколькими понятиями, сохраняя равновесие при любых обстоятельствах, это стремление учиться ради получения новых знаний и готовность сражаться за высокие идеалы.

Именно эти четыре качества - сила, гибкость, выносливость и координация - и определяют, насколько наш ум готов к работе. Только регулярно чередуя напряжение и расслабление различных его мышц, занимаясь интеллектуальным шейпингом и умственным атлетизмом, только постоянно "шевеля мозговыми извилинами", можно долгое время оставаться в хорошей форме.

Как алмаз режет алмаз, как один оселок шлифует другой,

так и разные части интеллекта оттачивают друг друга.

Гениальность - результат их взаимного влияния.

Сайрус Бартол, священник

Как люди теряют интеллектуальную форму

Почему ум одного человека остер, блестящ, полон творческих идей, а у другого "чуть дышит"?

Тому есть две основные причины: различия в требованиях, которые предъявляют нам те или иные обстоятельства, и разница в привычных способах мышления.

Каменщику не нужно ходить в спортивный зал, чтобы тренировать руки. Мешая раствор и укладывая кирпичи в ходе работы, он укрепляет мышцы рук естественным образом. Точно так же и бухгалтеру не нужно посещать школу, чтобы практиковаться в арифметике. Он и так непрерывно работает с цифрами, его "математические мышцы" постоянно упражняются.

Если обстоятельства жизни не требуют от вас непрерывного умственного напряжения, то у вас просто нет стимула, побуждающего держать себя в форме. Однако если жизнь часто ставит перед вами проблемы, требующие безотлагательного решения, то мышцы вашего ума становятся сильными и быстрыми. Суть этой идеи лучше всего отражает старая поговорка:

Применяй или потеряешь!

СОВЕТ.

Спросите себя: "Какие из моих мыслительных мышц не получают ежедневной нагрузки?"

Привычка - это способ делать что-либо не задумываясь. Нравится нам это или нет, но вся наша жизнь, начиная от манеры чистить зубы и кончая способами достижения стратегических целей, большей частью зависит от нашего личного набора автоматических навыков. В принципе, так и должно быть! Можете себе представить, во что превратится ваша жизнь, если вам каждый день будет нужно заново учиться чистить зубы?!

Вся ваша интеллектуальная жизнь - ваши наблюдения, то, что задерживает ваше внимание, то, насколько хорошо вы учитесь, как решаете проблемы, что вас беспокоит, чему вы радуетесь, о чем думаете в течение дня - в значительной степени определяется вашими привычками.

Ключом к достижению высокой работоспособности мозга является выработка определенного набора полезных привычек, которые помогают достигать желаемого. Интеллектуально развитый человек может достаточно свободно управлять работой своего разума. Его интересует, как устроен мир и почему все происходит именно так, а не иначе. У него широкий круг интересов. Он также знает, как изменять свои привычки с помощью хорошо обдуманных, осознанных действий и формировать у себя весьма полезные навыки, например, заставить себя поменьше мечтать и пореже строить воздушные замки, принимать более взвешенные решения или побольше рисковать. В совокупности эти полезные привычки позволяют уму стать более восприимчивым, адекватно реагировать в изменяющихся условиях и, в конечном счете, развивают самую важную из всех привычек - привычку приобретать хорошие привычки.

Посеешь мысль - пожнешь поступок,

Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Посеешь привычку - пожнешь характер,

Посеешь характер - пожнешь судьбу.

Чарльз Рид, писатель

СОВЕТ.

Спросите себя: "Какие привычки мешают мне плодотворно мыслить?"

Хорошие упражнения для интеллекта

Решить кроссворд.

Подготовиться к экзамену.

Принять участие в телеинтервью.

Сымпровизировать на сцене.

Разобрать трудный текст.

Приготовить изысканный ужин.

Отчетливо представить лицо приятеля.

Постараться вспомнить со всеми подробностями, когда вы последний раз ели мороженое.

Назвать по именам своих первых учителей.

Выучить новый язык.

Убедительно солгать.

Написать программу на компьютере.

Разобраться, как работает тостер.

Написать реалистический пейзаж.

Сменить плохое настроение на хорошее.

Поразмышлять о бесконечности.

Сочинить "документальную драму".

Вспомнить в деталях важный разговор, который произошел месяц назад.

Поговорить с начальником о прибавке оклада.

Держать себя в руках.

Спроектировать усовершенствованную мышеловку.

Переоборудовать спальню.

Задать вопрос влиятельному лицу.

Написать реферат по философии.

Объяснить четырехлетнему ребенку, почему небо голубое.

Обсудить условия контракта.

Блефовать в покере.

Развлечься компьютерной игрой.

Искать истину...

Как же достичь хорошей интеллектуальной формы? Тренировка ума, как и тренировка тела, включает в себя дви-жение. Для тела движением являются разминка, бег, плавание, игра в баскетбол, тяжелая атлетика - все, что заставляет мышцы сокращаться и растягиваться.

Для ума движение есть полет мысли - от предположения к заключению, от проблемы к решению, от вопроса к ответу и от ответа к вопросу, от одного состояния ума к другому.

Всякий раз, как только вы начинаете активно размышлять, то есть сознательно и целенаправленно манипулировать интеллектуальными ресурсами, вы сразу же приводите в движение мышцы своего ума.

В широком понимании термин "тренировка" означает деятельность, направленную на отработку навыков, совершенствование самого себя, развитие собственных способ-ностей. По сути любое занятие, требующее активного внимания - будь то разгадка головоломки, решение производственной проблемы или просто попытка собраться с мыслями спокойно сидя в кресле, - является тренировкой ума.

Важно не только то, что вы делаете, но и то, как вы это делаете, - то есть важна правильная техника исполнения упражнения. Гимнаст повторяет движение снова и снова, внося небольшие поправки, пока не добьется нужного результата. Благодаря тренировкам мышцы гимнаста становятся более послушными.

Вы же, чтобы развить мышцы ума, тренируйте мышление. Отрабатывайте в уме определенное задание до тех пор, пока ваши "мышцы" не научатся выполнять его так, как нужно.

Хорошая гимнастика ума - это встреча с самим собой, это возможность сконцентрироваться на собственном внутреннем мире и бросить вызов своему интеллекту. Это способ преобразовать умственную энергию в конструктивную мысль.

Не так важно, намерены ли вы усердно работать, чтобы достичь максимальной мыслительной производительности, или просто хотите немного размяться, чтобы ваш ум стал более гибким. В любом случае старая добрая гимнастика ума повысит ваш творческий потенциал, подарит радость достижения намеченной цели и будет способствовать развитию вашего интеллекта.

Как создать личный тренажерный зал

В последующих двенадцати главах вы познакомитесь со множеством способов тренировки вашего мозга. Каждая глава - это своего рода тренажер, предназначенный для развития определенного качества вашего ума. На одних тренажерах вы будете попеременно то прилагать усилия, то расслабляться, погружаясь в безмятежное спокойствие; на других вам придется муштровать свой ум "до седьмого пота". Одни упражнения предназначены для активации вашего левого полушария - аналитической, логической части мозга, другие - для правого полушария, интуитивной части мозга, также ответственной и за пространственное восприятие. А все вместе тренажеры обеспечат вам всестороннюю интеллектуальную тренировку.

Тренажер 1: Освобождение ума. Разминка.

Тренажер 2: Движение ума. Концентрация внимания.

Тренажер 3: Упорство ума. Повышение выносливости.

Тренажер 4: Гимнастика для ума (I). Образное мышление.

Тренажер 5: Гимнастика для ума (II). Вербальное мышление.

Тренажер 6: Сила ума. Решение проблем.

Тренажер 7: Игра ума. Давайте дурачиться.

Тренажер 8: Взгляд в прошлое. Память.

Тренажер 9: Гибкость ума. Анализ и синтез.

Тренажер 10: Координация ума. Принятие решений.

Тренажер 11: Импровизация. Творчество.

Тренажер 12: Наивысшая производительность. Учитесь учиться.

Полезные советы

Вот несколько советов, к которым стоит прислушаться перед выполнением упражнений.

СОВЕТ 1.

Переоденьте свои мысли в "тренировочный костюм". Пусть все проблемы и заботы останутся в гардеробе вместе с уличной одеждой. Создайте рабочую атмосферу для тренировки. Получайте удовольствие от преодоления трудностей, которые вы сами для себя выбрали.

СОВЕТ 2.

Упражняйтесь, а не анализируйте. Весь смысл интеллектуальной тренировки состоит в сознательном манипулировании умственными ресурсами - так выполняйте упражнения. Результаты будут прямо пропорциональны вашему желанию напрягать мышцы ума. Помните, хорошая тренировка - ключ к успеху.

СОВЕТ 3.

Не спешите. Не торопитесь выполнять упражнения. Для того чтобы добраться до глубинных пластов мышления, требуется время. Будьте терпеливы. Дайте себе время, чтобы исследовать возможности своего интеллекта.

СОВЕТ 4.

Повторяйте упражнения. Большинство упражнений, приведенных в этой книге, можно выполнять несчетное количество раз при каждом удобном случае. Развитие ваших умственных способностей определяется только временем и практикой. Разработайте собственную процедуру интеллектуальной гимнастики. Если какое-то упражнение у вас не получается, сделайте перерыв и вернитесь к нему позднее.

СОВЕТ 5.

Упражняйтесь как можно чаще. Чем большую нагрузку вы себе даете - тем легче становятся последующие тренировки. Чем легче становятся тренировки - тем больше они вам нравятся. Чем больше они вам нравятся, тем чаще вы упражняете свой ум. Чем чаще вы упражняете свой ум, тем более развитым он становится.

Теперь вы готовы - можно начинать

Из книги Искусство мыслить масштабно автора Шварц Дэвид Д

4. КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ МАСШТАБНО Недавно я познакомился с женщиной, занимающейся подбором персонала для одной из крупнейших промышленных организаций США. Каждый год на протяжении четырех месяцев она посещает студенческие городки высших учебных заведений в поисках

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

5. КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ И МЕЧТАТЬ ТВОРЧЕСКИ Прежде всего давайте внесем ясность относительно одного очень распространенного заблуждения. Вопреки всякой логике, понятие «творческое мышление» почему-то применяют исключительно к таким сферам человеческой деятельности,

Из книги Виды психики: на пути к пониманию сознания автора Деннет Дэниэл

Как мыслить правильно Правильно мыслить – это значит мыслить о чем надо, когда надо и как надо. А это значит:Приучайте себя мыслить конкретно.«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» – слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот,

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Давайте мыслить реалистично Реалистичное мышление не означает бодренького «Все будет хорошо!» или «Со мной такого не случится!» Но в то же время оно далеко и от унылого и обреченного взгляда на жизнь: «Все плохо, и я обречен».Все мы знаем, что плохое в жизни случается. Об

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Мыслить как интуитивный ученый На протяжении всей этой главы я проводила мысль о том, что повседневное мышление имеет много общего с исследовательскими методами, используемыми учеными, когда они хотят понять сущность событий, которые изучает их область науки. Многие

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Как научиться лучше распознавать обман Когда люди лгут, они выдают себя несоответствием вербального и невербального посланий. Логика подсказывает, что можно научиться фиксировать и анализировать эти несоответствия, чтобы вернее распознавать обман. Процесс

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Как научиться конструктивно мыслить Одной из главных помех в формировании адекватной самооценки является негативное мышление – привычка постоянно прокручивать в уме разные бесплодные, неконструктивные, но уничтожающие всякое воодушевление идеи. Люди с заниженной

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Учимся мыслить Первым шагом на пути к концептуальному мышлению должна стать привычка простого наблюдения за своими мыслями. Говорите себе регулярно: «О чем я сейчас думаю?» Не надо больше ничего делать. Переведите внимание на свои мысли и спокойно наблюдайте. Очень скоро

Из книги Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения автора Спиваковская Оксана

Два способа мыслить Много общаясь с людьми и обращая внимание на их убеждения и верования, я не раз приходила к мысли, что люди, живущие на этой планете, имеющие множество различий – язык, на котором говорят, цвет кожи, традиции, пол, вес или рост, манеры, – но различаются

Из книги Интуиция [Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди] автора Эпли Николас

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Глава 8 Как научиться читать мысли других… И как не научиться этому Я настолько же глуха, насколько слепа. Проблемы, связанные с глухотой, если и не более важны, чем проблемы, вызванные слепотой, то более глубоки и более сложны. Глухота – намного худшее несчастье. Ибо

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

10. Научитесь мыслить, как ребенок Дети мыслят совершенно не так, как взрослые. С точки зрения принятых среди взрослых норм, поведение ребенка чаще всего выглядит абсурдным. Таким образом, бессмысленно пытаться его понять, ориентируясь только на собственное поведение

Из книги Прислушайтесь к своему лучшему другу – слушайте свое тело автора Виилма Лууле

Из книги Мышление наоборот автора Дониус Уильям

Учитесь правильно мыслить Все сущее имеет две стороны, и мысль тоже. Чувство вины является хорошим, пока оно не выходит за рамки чувства долга, которое движет человека вперед. Злоба есть хорошее до тех пор, пока из нее исходит сила для защиты жизни. Их называют

Из книги автора

Как научиться мыслить нешаблонно Если вы хоть раз в жизни присутствовали на организационном или мотивационном собрании в какой-нибудь большой компании, то, вероятно, знакомы с таким выражением корпоративного сленга, как «мыслить нешаблонно». Ирония заключается в том,

Для того чтобы научиться думать и стать обладателем острого, незаурядного ума нужно много и усердно практиковаться. Безусловно, на это может уйти больше времени, чем вы думаете, но поверьте результат стоит ваших усилий. К тому же не существует предела совершенству, каждый человек умеет мыслить, а чтобы начать размышлять лучше и анализировать те или иные события необходимо развивать разнообразные способы мышления. Существует несколько типов мыслительного процесса. Вы никогда не найдете один правильный метод, который поможет вам развить системное мышление. Ни один из этих способов не является эффективнее другого.

Начните с того, чтобы мыслить последовательно. Логическое мышление прерогатива, которой обладают далеко не все люди. Оно появляется в процессе обучения или же во время профессиональной деятельности, где очень важно мыслить концептуально. Суть этого способа заключается в том, чтобы без труда выявлять стереотипы и шаблоны, а также научится находить связь между абстрактными явлениями. Именно с помощью таких образов и идей человек выстраивает у себя в голове общую картину события или явлений.

Подобный тип мышления не только научит вас думать концептуально, но и пригодится в любых жизненных ситуациях, где будет необходим определенный анализ. К примеру, умение мыслить логически выручит вас во время игры в шахматы. Кстати говоря, в процессе сеанса игры человек развивает свои способности, так как ему приходится обдумывать не только каждый последующий свой шаг, но и предугадывать тактику своего соперника. Допустим, если ваш оппонент задумал произвести контратаку, то путем стратегических шагов и взаимосвязи между ходами вам удастся наперед узнать о его действиях. Казалось бы, как все просто, однако, для развития в себе таких способностей нужно приложить немало стараний.

Еще один эффективный способ, с помощью которого можно научиться думать - интуитивный. Иногда, если не опираться на собственную интуицию, то можно наделать кучу ошибок. Она помогает нам в самых сложных жизненных ситуациях и если начать пренебрегать ею, то можно остаться без своего рода поддержки, которая подсказывает нам как поступать в тех или иных ситуациях. Поэтому так важно хотя бы изредка прислушиваться к ней. У одних людей интуиция развита настолько сильно, что они и шагу не могут ступить без подсказки внутреннего голоса. Человеческий мозг обрабатывает немыслимое количество информации. Этот объем больше, чем мы только можем себе представить. Вообще, можно выделить пять разных стилей характеризующих наш мыслительный процесс. Если какой-то из них подходит вашему образу мысли, то вы сможете использовать это знание, чтобы больше узнать о своих возможностях. Научившись думать, вы сможете совершать различные умственные операции, действовать в уме и выстраивать образные модели. Что же, первый стиль мысли носит название «синтетическое мышление».

Люди мыслящие синтетически, не могут жить без ссор и конфликтов. Они любят задавать много вопросов и зачастую питаются энергией других людей. Их привлекают конфликтные ситуации, креативные идеи, заражающиеся в их головах, появляются только благодаря таким ситуациям. Однако, они отличаются от остальных одной особенностью: смотреть на ситуацию со стороны. Такие люди поддают анализу абсолютно все. Думать научится можно и с помощью идеалистического образа мысли. Он свойственен людям, видящим ситуацию или событие целиком. Они не привыкли обращать внимание на детали и предпочитают судить не об отдельных компонентах одной ситуации, а рассматривать ее как целое. Их не заботят факты и уже тем более голые цифры. Они больше основываются на чувственном аспекте, любят задумываться о своих будущих достижениях и загадывать наперед. Строить планы на будущее - полюбившееся хобби приверженцев идеалистического типа мышления. Следующий тип мышления именуется прагматическим. Он чаще всего встречается у карьеристов или же просто у людей, занимающих высокую должность.

Их образ мысли отличается особой скоростью. Они научились думать быстро и планировать свои действия. Достаточно творческие люди, мыслящие креативно, а иногда так вообще способные на импровизацию. Их не пугают экспромт и перемены. Такой тип людей способен адаптироваться к любым условиям. Одним из сложнейших видов мысли считается аналитический. Аналитики делят на несколько частей все происходящие с ними ситуации, тем самым дробя свои проблемы. Они не чувствуют себя уютно в мире, где всем заправляют человеческие чувства и эмоции. Не желая работать со всей ситуацией сразу, аналитики пытаются выстроить у себя в голове воображаемую библиотеку, где каждая информация или сведения подобно книгам аккуратно лежат на полках. Подобное уважение к порядку, вынуждает их к анализу и долгим размышлениям.

Диана Лауфенберг: Лучший способ учиться? На ошибках.(В настройках можно включить субтитры)

Как научить себя думать? Этим вопросом задаются и реалисты. Если аналитики предпочитают длинные списки и неприглядные на первый взгляд детали, то реалисты любят самостоятельно находить ответы на все свои вопросы. Они стремятся контролировать всех вокруг. От них ничего не утаить, под их контролем находится не только сама ситуация, но и способы ее урегулирования.

«Как научиться мыслить как программист?»

Мы обратились за разъяснениями к нашим экспертам, а полученные ответы предоставляем вашему вниманию.

Главная задача программиста - понимать, как работает мир, разбивать сложные явления на простые инструкции, а потом собирать их воедино. Программист должен уметь правильно задавать вопросы и находить на них ответы. Поэтому я не вижу разницы между фразами «мыслить как программист» и просто «мыслить». Но если вы все же хотите мыслить «как программист», то начните читать, рассуждать, спорить и находить ответы на вопросы, которые интересуют именно вас. На мой взгляд, программист - одна из немногих профессий, где приходится часто и много размышлять. Так что дерзайте.

Повысить Понизить

На самом деле, вопрос не такой тривиальный, как кажется. И правильно бы его было сформулировать немного по-другому, как научиться понимать и решать поставленные задачи, т.к. языки программирования, подходы к проектированию и все остальное меняется достаточно быстрыми темпами, но несколько умений остаются вне времени.

Исходя из опыта, могу выделить среди них следующие:

  • Умение сформулировать/понять задачу.
  • Умение упрощать.
  • Умение декомпозировать, выделять главное, и выстраивать логическую цепочку.
  • Умение выделять граничные значения и исключительные ситуации.

Спойлер: любой навык и любое умение нарабатывается только практикой.

Умение сформулировать/понять задачу

Фактически нас этому учат с детского сада — сначала выражать и формулировать свои желания, затем ставят все более и более абстрактные задачи, проверяя нашу способность понять их. И все здорово ровно до тех пор, пока вы общаетесь в одном информационном поле (школа, студенты одной специализации, специалисты одной предметной области). Проблемы начинаются тогда, когда вы взаимодействуете со специалистами из другой предметной области — медицина, страхование и т.д. Они говорят на своём языке, к которому привыкли, и вам придётся либо научится понимать, либо искать переводчика.

Как с этим работать: учитесь общаться, учитесь излагать свои мысли, учитесь понимать других людей. В современном мире даже программистам-интровертам этим приходится заниматься. Начните с того, что хотя бы раз в неделю посещайте мероприятия по тематикам, с которым вы никак не связаны, но не просто ходите, а активно задавайте вопросы и пытайтесь понять ключевые идеи и взаимосвязи (это перекликается со следующими двумя пунктами). Можете просто общаться с новыми людьми из других сфер жизни.

Учитесь простыми словами объяснять то, чем вы занимаетесь и над чем работаете, а также понимать, что вам объясняют другие. Всегда проверяйте то, насколько поняли вас, и насколько поняли вы: уточняйте у собеседников, правильно ли вы их поняли, и правильно ли поняли они вас.

Умение упрощать

Из всех компонентов этот, наверное, самый близкий к коду. Упрощайте — используйте техники и подходы, которые позволят вам больше думать о бизнес-задаче, чем о том коде, который вы пишете:

  • Early Exit — проверяйте условия в начале метода/функции и выходите, если вас что-то не устраивает.
  • Разделяйте объекты на те, что содержат только данные и не содержат логики, и объекты, содержащие логику.
  • Разделяйте логику по слоям (неважно, какой паттерн вы выберите).
  • Механизм исключений — выбрасывайте исключения, если текущий слой не имеет возможности разобраться с исключительной ситуаций.
  • Декларативное программирование (аннотации, декораторы и т.д., в зависимости от языка программирования, но тут важно знать меру).
  • Любые другие, которые приведут к сокращению сложности восприятия кода (включая использование готовых библиотек, фреймворков и решений).

Умение декомпозировать, выделять главное и выстраивать логическую цепочку

Одно из ключевых умений, позволяет правильно расставлять приоритеты и проектировать системы. А также, что немаловажно, общаться с заказчиками и руководителями, которым важно все. Суть заключается в следующем — вы должны научиться из любой системы выделять ключевые компоненты, без которых эта система не имеет смысла, и определять их свойства и поведение.

Как с этим работать: опять же, только практика — выбирайте любую бизнес-систему и пытайтесь оставить в ней минимальное количество объектов и их взаимосвязей (если говорить терминами стартап-сообщества — MVP), позволяющих сохранить эту систему в работающем состоянии. Опишите весь процесс по шагам, посмотрите, какие объекты и как взаимодействуют.

Попробуйте понять, почему это взаимодействие устроено именно так. Например, почему процесс заказа или покупки устроен именно так, а не иначе. Можно ли организовать его по-другому? И почему в новых проектах,это взаимодействие иногда строится по-другому (они об этом любят писать в различных источниках).

Найдите changelog’и либо описание истории проекта, посмотрите как менялся проект со временем, с чего начинался, что в него добавлялось и почему.

Умение выделять граничные значения и исключительные ситуации

Говорят, что когда-то очень давно программисты не должны были тестировать свой код. Сейчас ситуация в корне изменилась и в большинстве вакансий присутствует как минимум требование уметь писать авто-тесты.

На самом деле, программисту очень важно изучить теорию тестирования. Потому что именно из этого у вас сформируется понимание того, как обрабатывать различные входные данные, какие условия строить, где вас могут подстерегать ошибки и умеете ли вы вообще с этими ошибками работать.

Вместо заключения

Как уже было сказано в спойлере, ключевое — это практика. Не бойтесь ходить на встречи с реальными заказчиками, не бойтесь задавать вопросы, не бойтесь браться за проекты из другой предметной области (но при этом трезво оценивайте свои силы — если вы ничего не смыслите в медицине, не стоит браться за написание ПО для какого-то аппарата жизнеобеспечения), не бойтесь пробовать новые подходы и методы (когда-то многие вещи из тех, что используются сейчас, высмеивались и считались в корне неверными).

Только через практику вы получите реальный опыт и на нём поймёте, что правильно, а что нет. Яркий тому пример: нас долгие годы учили тому, что нужно выполнить гигантский объём проектирования, нарисовать кучу схем и диаграмм, прежде чем написать хотя бы одну строчку кода. Сейчас всех учат тому, что нужно быстрее планировать и быстрее делать.

Повысить Понизить

Чаще всего, когда говорят «мыслит как программист», имеют в виду аналитический склад ума, то есть способность декомпозировать задачу на небольшие составляющие, выявлять взаимосвязи в сложной системе и так далее. Но программист - это всегда больше, чем просто логично мыслящий человек.

Самое важное качество разработчика, как и любого инженера - умение проектировать и прогнозировать возможные сценарии работы, отличные от стандартного. Что произойдет, если ответ от сервера не придет? А если придет, то вдруг он будет некорректный? Или будет идти слишком долго? Рассуждая таким образом и внося соответствующие изменения, разработчик может сделать код более стабильным. К тому же, сравнивая собственные прогнозы с проблемами, которые могут возникнуть при реальном использовании, он получает ценную обратную связь и понимает, какие из его сценариев оказались верными, какие нет, и почему это произошло.

Такой подход, наряду с желанием пробовать новое и небольшой долей перфекционизма, позволит программисту со временем вырасти в очень сильного разработчика, даже если кажется, что аналитика не его сильная сторона. Конечно, есть люди, у которых творческая или логическая составляющие выражены ярче. Но я считаю, что можно и нужно развивать каждую из этих сторон.

Повысить Понизить

Саттар Гюльмамедов, руководитель отдела разработки новых программных продуктов IT-компании NEIRIKA

Думаю, нельзя сказать, что в мышлении программистов есть что-то совсем необычное. Мы думаем схожим с инженерами, математиками и физиками образом. Лучшим из нас, несомненно, должна быть определенная дисциплина ума. Натренировать ее можно только решая задачи.

Хорошим подспорьем в «прокачивании» дисциплины будет книга Дьердя Пойа «Математика и правдоподобные рассуждения». Нужно развивать в себе навыки анализа, причем не только численного. Кроме того, для того, чтобы достичь существенных успехов, подняться над средним уровнем, необходимо уметь синтезировать разрозненные части в единое целое.
Аналитические навыки позволят справляться со сложными задачами, разбивая их на части. Синтезирование же позволит подняться на уровень разработки архитектуры программных решений.

Для программиста очень важно уметь фокусироваться на задаче и чем он лучше умеет это делать, и чем дольше способен оставаться в фокусе, – тем выше его результаты.

Повысить Понизить

Чтобы понять, как научиться мыслить, как программист, нужно понять, как вообще мыслят программисты, и отличается ли это мышление, например, от журналистов.

Попытавшись вспомнить, как я становился программистом, а потом период, когда я им перестал быть, я пришел к следующим условным отличиям:

  • Программист может найти несколько вариантов решения задачи.
  • Программист может выбрать наиболее оптимальный из них.
  • Программист обладает широким знанием инструментов в общем смысле (языков, алгоритмов и т.п.) для решения задачи.

Получается, главное – логическое мышление и накопленный опыт.
Чтобы развить логику есть уже огромное количество инструментов, игр и приложений, которыми стоит пользоваться. Еще не стоит пренебрегаться самым простым способом – чтением. Оно поможет накапливать опыт и эрудицию.