Иван павлович минаев

Известный исследователь буддизма (1840-1890). Учился в тамбовской гимназии и на восточном факультете спб. университета, по китайско-маньчжурскому отделению; лекции В. П. Васильева привлекли его внимание к буддизму, для занятий которым М. стал изучать санскрит, сначала руководимый К. А. Коссовичем, потом у Вебера, Бенфея и Боппа; в Британском музее и Парижской библиотеке работал над палийскими рукописями, которым составил каталог (не издан). В 1869 г. получил степень магистра за исследование "Пратимокша-сутра. Буддийский служебник, изд. и переведенный" (СПб., 1869; приложение № 1, к XVI т. "Записок Императорской Академии Наук"). В этом же году издал "Die P âli-Metrik Vuttodaya" ("Mé l. Asiat.", VI, 195), а в 1870 г. - "Новые факты относительно связи древней Индии с Западом" ("Журнал М. Н. Пр.", 1870, № 8); нем. перед. "Buddhistische Fragmente" (в " Mé l. Asiat.", VI, 578). С 1869 г. был доцентом сначала по кафедре санскритской словесности, потом сравнительного языкознания (с 1873 г. профессором). В это время его особенно занимали буддийские легенды - джатаки , которым он посвятил ряд статей: "Несколько рассказов о перерождениях Будды" ("Журнал М. Н. Пр.", 1871, № 11); "Несколько слов о буддийских жатаках" (ibid., 1872, № 6); "Индийские сказки" (ibid., 1874, № 11; 1876, №№ 2, 4, 5). В 1872 г. М. защитил докторскую диссертацию "Очерк фонетики и морфологии языка П â ли" (СПб.), переведенную впоследствии на французский и английский языки. Двухлетнее путешествие его по Индии и Цейлону описано им в книге "Очерки Цейлона и Индии" (СПб., 1878). В эту же поездку он посетил и Непал, причем в Камаоне записал ряд интересных сказок и легенд ("Ученые Записки Историко-филологического Факультета", 1876 г., т. II, ч. I). Описание второго путешествия М. в Индию (1879) сохранилось в его бумагах, но не издано. В 1880 г. он напечатал "Очерк важнейших памятников санскритской литературы" ("Всеобщая история литературы", изд. В. Корша, вып. I). С 1883 г. М. поручено было чтение санскритского языка и литературы на восточном факультете. В 1885 г. М. ездил в Индию в третий раз, с двумя русскими офицерами, приглашенными на маневры в Дели. Индию он посетил лишь мимоходом и проехал в Бирму ("Англичане в Бирме", "Вестник Европы", 1887 г., № 11). По возвращении М. продолжал издавать разные буддийские, главным образом палийские тексты (в "Jour. of the Pali-Text society", 1885, 1886, 1887 и 1889 гг. и в "Записках восточного отд. Императорского археологического общ.", т. I и IV). В это же время вышел главный его ученый труд: "Буддизм. Исследования и материалы" (т. I, вып. 1 и 2, СПб., 1887 г., в "Записках Историко-филологического Факультета", т. XVI). В "Журнале М. Н. Пр." (1876-83) напечатан еще ряд статей его, касающихся Индии.

Главное значение научной деятельности М. - в трудах, посвященных истории буддизма и изданию его памятников. Языковедом в настоящем значении этого слова он не был и не оставил ни одного лингвистического труда, кроме палийской грамматики, главная ценность которой - не в методе, а в сообщении совершенно нового для того времени материала, извлеченного им из рукописных источников. Как профессор, M. был верен лучшим традициям университетской деятельности.

См. С. Ольденбург, "Памяти И. П. Минаева" ("Живая Старина", 1890 г., кн. I) и С. Булич, биография И. П. М., в "Биографическом Словаре профессоров спб. университета" (т. II), где приведена и полная библиография научных трудов М.

  • - рус. востоковед-индолог, буддолог, историк, лингвист. Окончив кит.-маньчж. отделение С.-Петерб. ун-та, продолжил свое образование в ун-тах Германии, Англии, Франции, стал крупн...
  • - Дипломат; родился 6 ноября 1936 г.; окончил Лиепайский государственный педагогический институт в 1959 г., Высшую дипломатическую школу МИД СССР в 1972 г.; имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла...
  • - воевода якутский и енисейский 1659...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сов. химик, чл.-корр. АН СССР. В 1923-53 работал во Всесоюзном н.-и. ин-те минерального сырья, с 1949 - в Ин-те геохимии и аналитич. химии АН СССР. В 1929-53 преподавал в Моск. ин-те тонкой химич...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-лейтенант, р. 1796 г., † 1867...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, младший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Арапетов, Иван Павлович, деятель эпохи освобождения крестьян. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета; служил в департаменте уделов и II Отделении собственной Е.В. Канцелярии...

    Биографический словарь

  • - известный исследователь буддизма. Окончил курс на восточном факультете Петербургского университета, по китайско-маньчжурскому отделению...

    Биографический словарь

  • - один из деятелей эпохи освобождения крестьян. Окончил курс на юридическом факультете в Московском унив.; служил в департаменте уделов и II Отдел. собств. Е. В. Канцелярии...
  • - известный исследователь буддизма. Учился в тамбовской гимназии и на восточном факультете спб. университета, по китайско-маньчжурскому отделению...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - известный исследователь буддизма. Учился в тамбовской гимназии и на восточном факультете спб. университета, по китайско-маньчжурскому отделению...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - советский химик-аналитик, академик АН СССР...
  • - русский востоковед, основатель русской индологической школы. С 1869 доцент, с 1873 профессор Петербургского университета, с 1871 член Русского географического общества...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский химик-аналитик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Основные труды по количественному микро- и ультрамикрохимическому анализу, разделению редкоземельных элементов...
  • - российский востоковед, основатель русской индологической школы. Труды по буддизму, филологии и лингвистике, исторической географии, фольклору, средневековой и новой истории Индии...

    Большой энциклопедический словарь

"Минаев Иван Павлович" в книгах

ШЕЛАЕВ Иван Павлович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ШЕЛАЕВ Иван Павлович Майор РККАПолковник ВС КОНРРодился 2 января 1911 г. в селе Благовещенское Орловской губернии. Русский. Из рабочих. В 1924 г. окончил сельскую школу. Беспартийный. Кандидат в члены ВЛКСМ с 1930 по 1938 г. В РККА с 1930 г.В феврале 1930 г. зачислен курсантом в 6-й

Товстуха Иван Павлович

Из книги Персональные помощники руководителя автора Бабаев Маариф Арзулла

Товстуха Иван Павлович Помощник советского партийного и государственного деятеля И. В. СталинаВ официальных советских источниках о Товстухе, как и о других работниках секретариата Сталина, да как, собственно и о самом секретариате, сведений немного. Да и как же иначе,

САЛТЫКОВ Иван Павлович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

САЛТЫКОВ Иван Павлович Иван Павлович Салтыков родился в 1917 году в Челябинске. Из крестьян. Русский. Учился в Челябинском коммунально-строительном техникуме. Работал счетоводом колхоза «Комсомолец» Чебаркульского района. В 1938 году призван в Советскую Армию. Затем

Алексеев Иван Павлович

автора Аполлонова А. М.

Алексеев Иван Павлович Родился в 1923 году в деревне Каратеевке Воловского района Тульской области в семье крестьянина. По окончании семилетки учился в школе ФЗО г.Калуги. После работал бетонщиком в Красноярске. В феврале 1942 года призван в Советскую Армию, участвовал в

Потехин Иван Павлович

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Потехин Иван Павлович Родился в 1924 году в деревне Красное Епифанского (ныне Кимовского) района Тульской области. Прямо из средней школы пошел на фронт. Стал разведчиком. Несколько раз был ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 апреля 1945 года. Член КПСС. Живет и

Лавейкин Иван Павлович

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Лавейкин Иван Павлович Один из опытнейших летчиков прославленного 5-го гиап (129 иап), одержавший свои первые победы уже в самом начале войны. Наградные документы свидетельствуют, что не было задачи, которая была бы не по плечу этому асу. Среди 600 боевых вылетов Лавейкина

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Товстуха Иван Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Мележ Иван Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Ропет Иван Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Иван Павлович Минаев (9(21) октября , Тамбов - 1(13) июня , Петербург) - русский востоковед -индолог , основатель русской индологической школы . Действительный статский советник .

Биография

В университетском курсе «Общее языкознание» (1884) И. П. Минаев развивал идеи Вильгельма фон Гумбольдта и Хеймана Штейнталя , разработав оригинальный вариант стадиальной классификации языков; выступил как один из первых русских типологов .

Наиболее известен И. П. Минаев, как буддолог. (Буддизм. Исследования и материалы, т. 1, 1887). Он издавал и переводил буддийские памятники, а также записанный им индийский фольклор. «Дневник путешествий в Индию и Бирму. 1880 и 1885-1886» был издан в 1955 году .

Совершил три путешествия (в 1874-75, 1880, 1885-86), во время которых посетил Индию, Цейлон, Бирму и Непал. Научные исследования Минаева были сосредоточены на древней, средневековой и новой истории стран Южной Азии (литература, философия, лингвистика, культура в широком смысле, география, особенно историческая, этнография, фольклор). Минаев положил начало широким исследованиям в области буддологии в России .

Труды

  • «Пратимокшасутра. Буддийский служебник, изд. и перевод». (Санкт-Петербург, 1869; приложение № 1, к XVI т. «Записки Императорской Академии Наук»).
  • «Die Pali-Metrik Vuttodava» («Mek. Asiat.», VI, 195)
  • «Новые факты относительно связи древней Индии с Западом» («Журнал Министерства народного просвещения », 1870, № 8).
  • «Несколько рассказов о перерождениях Будды» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1871, № 11);
  • «Несколько слов о буддийских джатаках» (ib., 1872, № 6);
  • «Индийские сказки» (ib., 1874, № 11; 1876, № 2, 4, 5).
  • «Очерк фонетики и морфологии языка Пали» (Санкт-Петербург, 1872)
  • «Из путешествия по Индии» («Журнал Министерства народного просвещения », 1876, № 188).
  • «Очерки Цейлона и Индии» (Санкт-Петербург, 1878).
  • «Очерк важнейших памятников санскритской литературы» («Всеобщая история литературы», изд. В. Корша, вып. I).
  • («Англичане в Бирме», «Вестник Европы», 1887, № 11).
  • «Буддизм. Исследования и материалы» (т. I, вып. 1 и 2, Санкт-Петербург, 1887, в «Записках Историко-филологического Факультета», т. XVI).
  • Минаев И. П. Дневники путешествий в Индию и Бирму. 1880 и 1885-1886 / Отв. ред. акад. А. П. Баранников ; Члены ред. колл.: Н. М. Гольдберг , Г. Г. Котовский ; . - М .: Изд-во АН СССР, 1955. - 252, с. - 10 000 экз. (в пер.)
  • Индийские сказки и легенды, собранные в Камаоне в 1875 году И. П. Минаевым / Сост. И. П. Минаев. - М .: Наука , 1966. - 264 с. - 33 000 экз. (обл.)

Напишите отзыв о статье "Минаев, Иван Павлович"

Примечания

Литература

  • // Список гражданским чинам четвертого класса. Исправлен по 1-е февраля 1890 года. - СПб. : Типография Правительствующего сената , 1890. - С. 1284.
  • Иван Павлович Минаев: Сборник статей / Отв. ред. Г. Г. Котовский . - М .: Наука (ГРВЛ), 1967. - 136, с. - (Русские востоковеды и путешественники). - 2300 экз. (обл.)
  • Алпатов В. М. И. П. Минаев (1840-1890) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная литература. Реферативный журнал. Языкознание. - 1995. - № 2.
  • Шнейдер В. П., Шнейдер А. П. Воспоминания о Минаеве Иване Павловиче. Предисловие, примечания, подготовка к публикации Т. В. Ермаковой // Розенберговский сборник: востоковедные исследования и материалы / Ред.-сост. Т.В. Ермакова. - СПб.: Издательство А. Голода, 2014. - 524 с.

Отрывок, характеризующий Минаев, Иван Павлович

Он поравнялся с коляской и бежал с ней рядом.
– Трижды убили меня, трижды воскресал из мертвых. Они побили каменьями, распяли меня… Я воскресну… воскресну… воскресну. Растерзали мое тело. Царствие божие разрушится… Трижды разрушу и трижды воздвигну его, – кричал он, все возвышая и возвышая голос. Граф Растопчин вдруг побледнел так, как он побледнел тогда, когда толпа бросилась на Верещагина. Он отвернулся.
– Пош… пошел скорее! – крикнул он на кучера дрожащим голосом.
Коляска помчалась во все ноги лошадей; но долго еще позади себя граф Растопчин слышал отдаляющийся безумный, отчаянный крик, а перед глазами видел одно удивленно испуганное, окровавленное лицо изменника в меховом тулупчике.
Как ни свежо было это воспоминание, Растопчин чувствовал теперь, что оно глубоко, до крови, врезалось в его сердце. Он ясно чувствовал теперь, что кровавый след этого воспоминания никогда не заживет, но что, напротив, чем дальше, тем злее, мучительнее будет жить до конца жизни это страшное воспоминание в его сердце. Он слышал, ему казалось теперь, звуки своих слов:
«Руби его, вы головой ответите мне!» – «Зачем я сказал эти слова! Как то нечаянно сказал… Я мог не сказать их (думал он): тогда ничего бы не было». Он видел испуганное и потом вдруг ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик в лисьем тулупе… «Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. La plebe, le traitre… le bien publique», [Чернь, злодей… общественное благо.] – думал он.
У Яузского моста все еще теснилось войско. Было жарко. Кутузов, нахмуренный, унылый, сидел на лавке около моста и плетью играл по песку, когда с шумом подскакала к нему коляска. Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем, с бегающими не то гневными, не то испуганными глазами подошел к Кутузову и стал по французски говорить ему что то. Это был граф Растопчин. Он говорил Кутузову, что явился сюда, потому что Москвы и столицы нет больше и есть одна армия.
– Было бы другое, ежели бы ваша светлость не сказали мне, что вы не сдадите Москвы, не давши еще сражения: всего этого не было бы! – сказал он.
Кутузов глядел на Растопчина и, как будто не понимая значения обращенных к нему слов, старательно усиливался прочесть что то особенное, написанное в эту минуту на лице говорившего с ним человека. Растопчин, смутившись, замолчал. Кутузов слегка покачал головой и, не спуская испытующего взгляда с лица Растопчина, тихо проговорил:
– Да, я не отдам Москвы, не дав сражения.
Думал ли Кутузов совершенно о другом, говоря эти слова, или нарочно, зная их бессмысленность, сказал их, но граф Растопчин ничего не ответил и поспешно отошел от Кутузова. И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки.

В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]

БИОГРАФИЯ И. П. МИНАЕВА

(1840--1890)

Иван Павлович Минаев -- крупный ученый, востоковед-индолог, талантливый публицист, путешественник по Индии. Он родился 9 (21) октября 1840 г. в Тамбове в небогатой чиновничьей семье. Уже дома И.П. Минаев получил хорошее знание двух европейских языков -- французского и немецкого. Английский язык он изучил позже, в университетские годы. Домашним воспитанием И.П. Минаева много занималась его мать, к которой И.П. Минаев сохранил самую теплую привязанность до конца ее жизни. Среднее образование И.П. Минаев получил в Тамбовской гимназии, которую окончил в 1858 г. Осенью этого же года он поступил в Петербургский университет на открывшийся незадолго перед этим факультет восточных языков, который окончил в 1862 г. по китайско-маньчжурскому отделению. За год до окончания университета И.П. Минаев получил золотую медаль за сочинение "Географические исследования о Монголии". В университете И.П. Минаев был учеником крупнейшего китаиста своего времени и лучшего знатока буддизма -- проф. В.П. Васильева. Увлечение буддизмом побудило его заняться первоисточниками древнейшего буддизма. Таким образом, он пришел к изучению индийских языков, которые открывали доступ к древнейшим памятникам по истории буддизма. Изучением древнеиндийского языка -- санскрита он занимался у первого профессора этого языка в Петербургском университете, К.А. Коссовича. В дальнейшем И.П. Минаев углубил и расширил свои знания в области индийских { 18 } языков изучением языка пали, на котором сохраняется литературная традиция южного буддизма, и пракритов, на которых дошли до нас древнейшие индийские надписи. Изучал он также и новоиндийские языки. В 1863 г. И.П. Минаев уехал в длительную научную командировку за границу, где он работал у крупнейших индологов своего времени. В Германии он занимался санскритом у Вебера и Бенфея, в Берлине слушал лекции одного из основоположников сравнительной грамматики индоевропейских языков Ф. Боппа. После этого он работал в Лондоне в Британском музее, в котором хранятся крупнейшие собрания индийских рукописей, и во Франции, в парижской Национальной библиотеке. Здесь И.П. Минаев работал над палийскими рукописями. Результатом занятий И.П. Минаева над древними рукописями на языке пали явился его каталог палийских рукописей этой библиотеки, который хранится в ней же в рукописном виде. В 1868 г. И.П. Минаев вернулся из-за границы уже крупным знатоком в области индоведения. В 1869 г. им была напечатана магистерская диссертация: "Пратимокша-сутра, буддийский служебник, изданный и переведенный" 1 . В том же 1869 г. он был избран доцентом по кафедре санскритской словесности факультета восточных языков Петербургского университета. В 1871 г. И.П. Минаев перешел в доценты историко-филологического факультета по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков. В 1872 г. он защитил свою докторскую диссертацию "Очерк фонетики и морфологии языка пали" 2 и в 1873 г. был избран экстраординарным профессором по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков. Эту кафедру И.П. Минаев (с 1880 г.-- ординарный профессор) занимал вплоть до своей смерти. И.П. Минаев умер от туберкулеза, когда ему не было и 50 лет. Скончался он 1 (13) июня 1890 г. в Петербурге. Параллельно с педагогической работой И.П. Минаев вел большую научную работу. Семьи у него не было, и он жил для одной науки, отдавая ей все свои силы. Кроме своей длительной командировки 1863--1868 гг., И.П. Минаев в интересах научной работы многократно ездил за границу, где работал в библиотеках Германии, Франции и Англии. Помимо частых поездок в Западную Европу, И.П. Минаев совершил три путешествия в Индию. Первое путешествие { 19 } в Индию продолжалось с июня 1874 г. по декабрь 1875 г., второе -- с января по май 1880 г. и третье -- с декабря 1885 г. по апрель 1886 г. Во время своих путешествий И.П. Минаев вел дневники, которые тем более ценны, что их автор стоял в своей области на высоте последних достижений науки, обладал глубокими и обширными знаниями по истории и археологии Индии и знал несколько индийских языков, как древних, так и новых. Сочетание таких разнообразных знаний редко наблюдалось у европейских путешественников по Востоку. И.П. Минаев был многолетним членом Русского географического общества. Он был избран в члены Общества 1 декабря 1871 г. и состоял в нем до конца жизни, принимая весьма активное участие в работе Общества. Со своей стороны, Общество оказало ему существенную поддержку в его первом путешествии в Индию, снабдив его письмами к властям и деятелям Индии с просьбой о содействии. Особенно энергичное участие в работе Общества И.П. Минаев принимает по возвращении из своего первого путешествия в Индию, выступая как активнейший член его этнографического отделения. В связи с запиской известного географа и путешественникам. И. Венюкова об изучении арийских племен по верховьям Аму-Дарьи, в Гиндукуше и т.д., И.П. Минаев составляет "Сборник сведений о странах по Аму-Дарье". Сборник вышел в издании Географического общества. В последующие годы И.П. Минаев принимает активное участие в ряде начинаний Общества, представлявших большой научный интерес. Так, в 1878 г. он -- член Комиссии по проекту учено-торговой экспедиции в Афганистан; в 1879г. -- Комиссии по изучению старого русла Аму-Дарьи. Равным образом он не раз принимал участие в комиссиях по присуждению ученых наград Общества и по обсуждению результатов научных работ. Во всех начинаниях подобного рода он проявлял глубокую эрудицию. В 1888 г. он состоял членом Комиссии по составлению этнографических программ. В 1878 г. И.П. Минаев был избран в члены Совета Общества, в котором выполнял большую организационную работу. Работа И.П. Минаева в Обществе не прерывалась вплоть до отъезда тяжело больного ученого за границу в 1889 г. Как ученый, И.П. Минаев прошел очень своеобразный путь. Он окончил факультет восточных языков по китайско-маньчжурскому отделению, но посвятил себя изучению Индии. Он готовил себя к преподаванию истории Востока, а должен был занять кафедру сравнительной грамматики индоевропейских языков, к которой никогда не питал живого и длительного интереса. { 20 } Научное наследство, оставленное И.П. Минаевым, весьма значительно. К сожалению, часть его работ, сохранившихся в рукописях, до сих пор не напечатана. Большинство его научных работ так или иначе связано с изучением Индии. Как индолог, И.П. Минаев поражает широтой своих интересов. Хотя в центре его внимания стоял буддизм и его история, он углубленно занимался также средневековой и новой историей Индии, индийской лингвистикой, литературой и фольклором, издал ряд важных текстов на пали и на санскрите. Неизменным был интерес И.П. Минаева к географии. К ней относится его первая научная студенческая работа и ряд последующих исследований. Уже незадолго до своей смерти И.П. Минаев напечатал некролог, посвященный Н.М. Пржевальскому 3 . Задачи индологии И.П. Минаев понимал очень широко. Об этом он говорил в своей речи, читанной на акте Петербургского университета 8 февраля 1884 г., "Об изучении Индии в русских университетах". Он указывал, что "Восток для русского ученого не может быть мертвым, исключительно книжным объектом научной пытливости..."; "В России нам нужно изучать Индию не только старую, но и новую"; и "изучение Индии старой не должно заслонять научную и практическую важность жизненных явлений в современной Индии" 4 . Для того, чтобы оценить важность такого широкого понимания задач индологии, нужно вспомнить, что, например, германская индология совершенно отметала изучение средневековой и новой Индии, так как с ее точки зрения в это время в Индии ослабели "старые арийские традиции". Даже в России непосредственные ученики покойного И.П. Минаева не унаследовали его широкого понимания задач индоведения и сосредоточили все свое внимание на изучении древности и раннего средневековья Индии. Труды И.П. Минаева можно разбить на пять групп: I) лингвистические, II) историко-литературные, III) исследования фольклора, IV) работы по истории буддизма и V) работы историко-географические. I. Лингвистические работы. Несмотря на то, что И.П. Минаев в течение почти двадцати лет (1871--1890) занимал кафедру сравнительной грамматики индоевропейских языков, раздел его чисто лингвистических трудов, дошедших до нас, в количественном отношении не велик. Этот факт совершенно понятен: из биографии ученого и записей в его { 21 } дневниках мы знаем, что основные интересы его лежали в других областях. Тем не менее, его работы в области лингвистики весьма ценны. Главнейшие из них следующие: "Очерк фонетики и морфологии языка пали" (докторская диссертация). В 60-х и 70-х годах пали привлекал большое внимание европейских ученых как язык, на котором сохранились древние памятники южного буддизма. И.П. Минаев был лучшим в Европе знатоком этого языка. Его грамматика пали -- наиболее полный и наиболее авторитетный для своего времени труд в этой области. Она была вскоре переведена на французский и английский языки. Английский перевод книги был положен в основу изучения этого языка в самой Индии. Большое значение в свое время имели лекции Минаева по общему языковедению, изданные литографским способом. В результате чтения курса санскрита появились его "Парадигмы санскритской грамматики", вышедшие в 1889 г. литографированным изданием и долгое время бывшие единственным на русском языке пособием при изучении санскрита. Вопросов общего языкознания И.П. Минаев касается в ряде рецензий на известные в его эпоху труды крупных европейских лингвистов. Изредка он уделял внимание и некоторым специальным, новым в то время областям лингвистики, как, например, фонетика. Как лингвист-индовед, И.П. Минаев откликался и на работы, посвященные отдельным индийским языкам, в частности, он дал рецензию на статьи Фр. Миклошича о диалектах и странствованиях цыган 5 , в которых с совершенной убедительностью доказано индийское происхождение цыганского языка и прослежен путь миграций его носителей. На грани между чисто лингвистическими и филологическими работами И.П. Минаева стоят его многочисленные издания текстов старых санскритских и палийских авторов. Уже первый его труд "Пратимокша-сутра" заключает в себе издание текста. Изданием древнеиндийских текстов И.П. Минаев занимался на протяжении всей своей научной деятельности. Они печатались либо в Петербурге, например, "Махавиютпатти" и другие, либо в Лондоне в "Journal of the Pali Text Society". Издание этих текстов имело большое значение в развитии индологии. { 22 } II. Историко-литературные работы. Наиболее важными работами, посвященными истории литературы, являются труд о палийской метрике и "Очерк важнейших памятников санскритской литературы" 6 , который в течение долгого времени был единственным на русском языке источником знакомства с историей древнеиндийской литературы. Часть работ, посвященных истории литературы, хранится в рукописном наследстве И.П. Минаева. III. Труды по фольклору. Очень важный раздел научных трудов И.П. Минаева составляют труды по фольклору. Главная его работа в этой области -- "Индейские сказки и легенды, собранные в Камаоне в 1875 г." 7 . Сказки напечатаны в русском переводе и рассчитаны на "специалистов, занимающихся сравнительным изучением памятников народного творчества или же интересующихся всяким новым этнографическим материалом". Автор совершенно правильно считает, что сказки "отличаются неподдельной наивностью и оригинальностью". В предисловии И.П. Минаев дает краткие исторические и географические сведения о Камаоне, лежащем в предгорьях Гималаев, говорит об его населении, сообщая ряд интересных этнографических сведений. Особенно подробно останавливается он на фольклоре Камаона и на условиях его развития. В собрании дан перевод 47 сказок, записанных на языке пахари, и 23 легенд. Индия -- страна, отличающаяся исключительным богатством своего фольклора. Индийские сказки уже в средние века получили широкое распространение как на Востоке, так и на Западе, обогатив народное творчество и литературу многих народов. Индология, однако, знает главным образом сказки и легенды, давно получившие в самой Индии литературную обработку. Сказок и легенд, записанных непосредственно из уст народных рассказчиков, даже в настоящее время в европейском индоведении известно не много. Тем большее значение имеют оригинальные записи И.П. Минаева. Известно, что сказки и легенды, собранные им в Камаоне, получили высокую оценку современников. Оригинал записей сказок И.П. Минаева остался ненапечатанным. Другие его работы, посвященные фольклору, основаны на литературных обработках сказочных сюжетов. Таковы его "Индейские сказки" 8 . { 23 } Большой литературный и исторический интерес представляют работы о джатаках 9 (у Минаева "жатаках"). Джатаки -- оригинальные произведения буддийской литературы, в которых в форме повествования о многочисленных перерождениях Будды дан богатый фольклорный материал. И.П. Минаев -- один из первых европейских индологов, который оценил высокое историческое значение этих памятников. К работам, посвященным индийскому фольклору, примыкает также изложение И.П. Минаевым "Народных драматических представлений в праздник Холи в Альморе" 10 и некоторые другие работы. IV. Работы по истории буддизма. Изучению буддизма, одной из древних религий Индии, давно исчезнувшей в этой стране, но распространенной на Цейлоне, в Бирме, Индокитае, Китае и в других странах Востока, посвящен ряд фундаментальных трудов И.П. Минаева. Буддологический раздел работ открывается его первым крупным трудом "Пратимокша-сутра". Кроме тщательно подготовленного текста и его русского перевода, в этой книге дано обширное предисловие, в котором выясняется историческое значение изданного памятника. Это большое научное произведение издано с той исключительной тщательностью, которая отличает все работы И.П. Минаева. Основная работа ученого в этом разделе -- обширный труд "Буддизм. Исследования и материалы" 11 . В первом выпуске дано "Введение: об источниках", во втором издано несколько санскритских текстов. Эта работа была задумана автором как большое исследование. И.П. Минаев успел напечатать только первый том, который был издан в конце его жизни, когда он обладал разносторонними и глубокими знаниями по истории буддизма, основанными на изучении источников на санскрите и пали. Первые два выпуска, по словам автора, "должны рассматриваться как введение к изложению буддийского учения в его исторической последовательности". Автор желал "...выяснить вопрос о древности первоисточников и представить читателю общий очерк буддизма в его законченном развитии...". Он считал необходимым "вновь подвергнуть проверке выводы { 24 } и положения, едва ли не общепринятые между новейшими исследователями". Изложению системы буддизма, по мнению автора, "безусловно необходимо было предпослать некоторое критическое рассмотрение имеющихся известий о древнейших судьбах буддийской общины и ее священных писаний; определить характер этих известий, время их появления..." (3). В первом выпуске автор подвергает критическому рассмотрению историю древнейшего буддизма, его установлений, его учения, организации и основных религиозных и философских понятий. В связи с этим он рассматривает историю древнейших буддийских соборов, говорит о расколе и еретических учениях в недрах буддизма. Рассмотрение вопросов буддизма связано с рассмотрением древнейших памятников буддийского искусства (Бхархутская ступа, Бхархутские образа), а также надписей Ашоки, сохранившихся на различных пракритах. Такая задача в области истории буддизма была посильна лишь очень крупному и разностороннему ученому. Этот труд И.П. Минаева переведен на французский язык. Во втором выпуске первого тома дано издание древних санскритских памятников, имевших большое значение в истории буддизма. Каждый текст издан по многим древним рукописям. Вследствие ранней смерти И.П. Минаева исследование о буддизме осталось незаконченным. Небольшие части сохранившихся материалов после смерти И.П. Минаева были опубликованы его учеником, академиком С.Ф. Ольденбургом, под названием "Материалы и заметки по буддизму". Большому исследованию о буддизме предшествовал ряд работ, посвященных отдельным вопросам истории древнего буддизма. Таковы "Сведения о жайнах и буддистах" 12 , "Община буддийских монахов" 13 , "Послание к ученику. Сочинение Чандрагомина" 14 и некоторые другие. V. Историко-географические работы. Последний раздел составляют географические работы, основная часть которых посвящена географии Индии. Из дневников И.П. Минаева нам известно, что изучение географии занимало его мысли как на студенческой скамье, так и по окончании университета, на протяжении всей его научной деятельности. Работы, посвященные различным вопросам географии, создаются И.П. Минаевым в течение всей его жизни: они открывают и завершают его творческий путь. Гуманитарный характер образования И.П. Минаева определял исторический уклон его географических интересов. { 25 } Вопросы физической географии хотя и привлекали его, но он сознавал свою неподготовленность и, как человек, исключительно строго относившийся к своим научным работам, никогда не вторгался в те области, в которых чувствовал себя недостаточно компетентным. Труды, посвященные географии, открываются студенческой работой "Географические исследования о Монголии". В отзыве рецензента эта работа характеризуется как "огромный труд, который превосходит все ожидания и требования факультета" 15 . Вопросам исторической географии посвящен также труд, написанный почти через двадцать лет после появления студенческой работы, а именно: "Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи" 16 . В предисловии автор указывает, что "страны, которым посвящен настоящий обзор, начинаясь на западе у Балка и заканчиваясь Памиром на востоке, находятся между русскою границею на севере и Гиндукушем на юге. Описываемая территория отчасти входит в ту "нейтральную полосу", которая имела назначение оберегать англо-индийские владения от мнимых внешних тревог и была предметом долгих дипломатических переговоров несколько лет тому назад. Научный интерес, связанный с изучением этих стран, независимо от интереса политического, громаден". Автор говорит далее о важности изучения этой части Азии для географии и для естествознания. "Но и этнограф, и лингвист, и археолог, и историк...одинаково останавливаются на этих малоизвестных, но тем не менее любопытных краях" (IV). Серьезный интерес для исторической географии представляет небольшая статья "Новые факты относительно связи древней Индии с Западом" 17 . Статья основана на древнем тексте на языке пали, который свидетельствует о торговых связях Индии с Вавилоном. О широких научных интересах И.П. Минаева к вопросам исторической географии говорит и его большой труд, перевод "Путешествия Марко Поло" 18 . Работа над "Путешествием" { 26 } была закончена им в последние годы жизни. Этот труд вышел в свет только после смерти автора перевода. К работам по исторической географии примыкает небольшая, но очень ценная статья "Забытый путь в Китай" 19 , появившаяся в виде рецензии на "Четвертое путешествие в Центральную Азию Н.М. Пржевальского". Автор статьи ставит перед собой задачу... "выяснить... археологическое и этнографическое значение тех местностей, которые Пржевальский прошел в третий период своего путешествия, следуя от Лоба в Хотан..." (168). "Пржевальский, -- продолжает И.П. Минаев, -- шел дорогой Марко Поло и своими наблюдениями и описаниями еще раз подтвердил громадность заслуг великого венецианца" (169). Рецензия содержит ряд очень интересных и важных исторических дополнений к данным, добытым Пржевальским. Как и многие другие рецензии И.П. Минаева, эта статья представляет собою, в сущности, самостоятельную работу по исторической географии, написанную большим знатоком. Среди трудов, относящихся в равной мере как к истории, так и к исторической географии, особое место занимают две работы, посвященные связям старой Руси с Индией. Большая работа "Старая Индия" 20 посвящена "Хожению за три моря" Афанасия Никитина. И.П. Минаев указывает, что тверич Афанасий Никитин был "замечательно умный и наблюдательный путешественник... Многого Аф. Никитин не касается... но обо всем важном он говорит делом... В записках Аф. Никитина найдется не один драгоценный факт, важный для понимания староиндийской жизни и просмотренный его современниками, заходившими в Индию. Сравнение записок Аф. Никитина с западными географическими памятниками XV и XVI вв. не окажется к невыгоде русского путешественника: уступая им часто в красоте изложения и богатстве фактических подробностей, тверич Никитин превосходит весьма многих беспристрастием, наблюдательностью и толковостью; трезвость, отличающая все его сообщения, и верность наблюдения дают право сравнивать его заметки с самыми выдающимися из старинных путешествий" (2). Задуманная как своего рода комментарий к "Хожению", работа "Старая Индия" представляет собою вместе с тем выдающееся исследование по истории индийского средневековья. В примечаниях к цитируемым им выдержкам из "Хожения" И.П. Минаев дает параллели из трудов старых { 27 } путешественников, а также из трудов современных географов, путешественников и историков. При упоминании того или другого географического названия И.П. Минаев излагает краткую историю этого географического пункта, доводя ее до современности. По существу, И.П. Минаев дает самостоятельное исследование о тех географических пунктах и фактах, о которых упоминает Аф. Никитин. Высказывания Афанасия Никитина он сопровождает обстоятельными историческими комментариями, сохранившими свое научное значение по настоящее время. Благодаря труду И.П. Минаева, сочетавшего в себе глубокие знания по исторической географии, истории и археологии Индии со знанием индийских языков, а равным образом со знанием современной Индии и ее быта, "Хожение" Аф. Никитина становится надежным историческим источником. К работе "Старая Индия" теснейшим образом примыкает статья "Русские помыслы об Индии в старину" 21 . Написанная в связи с работой Д. Кобеко о наказе царя Алексея Михайловича Махмету Исупу Касимову, посланному в 1675 г. к Великому моголу Ауренгзебу, эта статья имеет вместе с тем самостоятельный интерес. "Попытки завязать сношения с Индией, -- указывает И.П. Минаев, -- делались не раз в старой Руси. Нельзя не желать, как в интересах исторической географии, так и истории русских в Азии, чтобы поскорее явилось собрание, по возможности полное, документов, подобных изданному г. Кобеко... Русские документы любопытны еще потому, что весьма многие из них относятся к эпохе до начала новейшей истории Востока" (350). Указав на неудачу посольства Исупа Касимова, автор замечает: "Но и после его делались попытки в Москве завязать сношения с Индией; русские люди не раз пытались проникать туда и морем, и сухим путем" (355). "Не приведены также в известность все известия о другом русском путешественнике (конца XVII и начала XVIII в.) в Индию, Семене Маленьком. Он посетил Агру и в Дельги представлялся Великому Моголу...". Далее автор сообщает: "Купчина гостиной сотни Семен Маленький был отправлен в Индию для продажи царской казны и товаров и для покупки про царский обиход всяких индейских товаров. С ним вместе было отправлено несколько человек; некоторые из них вернулись на родину, а один, Андрей Семенов, даже сообщил кое-какие данные о своем пребывании в Индии" (356). В "Русских помыслах об Индии в старину" И.П. Минаев вкратце восстанавливает историю русских путешествий в { 28 } Индию, частью на основе архивных источников, и говорит о путях, которыми ходили торговые люди и посольства в Афганистан и Индию. Выдающийся интерес представляют работы, возникшие в связи с тремя путешествиями в Индию самого И.П. Минаева. В результате первого путешествия появились три статьи и большая книга, посвященные современной Индии. Первая статья ("В Бихаре") 22 посвящена Бихару, той части Индии, в которой буддизм в древности достиг наибольшего развития и где он держался дольше, чем в других областях страны. Понятно, таким образом, почему он сильно заинтересовал Минаева, в центре индологических интересов которого стоял буддизм. В провинции Бихар он посетил города, наиболее известные в истории раннего буддизма: Наланда, Раджагриха, Гая. Он описывает современное состояние этих древних центров буддийской культуры, говорит об археологических памятниках и археологических работах, дает историческую справку о каждом городе, который он посетил. Но, кроме исторических и историко-археологических данных, И.П. Минаев коротко, но очень ярко говорит и о современном ему положении страны; он характеризует отношения, которые наблюдал между англичанами и индийцами. "Между туземцем и англичанином такая пропасть, через которую никому теперь не перекинуть моста" (20). ... "Разобщенные нравственно, презирая взаимно друг друга, англичане и индийцы живут хотя и в одном городе, но далеко друг от друга" (22). Тонкие замечания автора свидетельствуют о глубоком понимании старой и современной ему Индии. Другая статья, "Из путешествия по Индии" 23 , посвящена в своей первой части ("Брахмаисты") религиозно-социальному движению, возникшему в начале XIX в. "среди лиц, получивших европейское образование" (194). И.П. Минаев останавливается на реформаторской деятельности Рам Мохан Роя, Дебендра Натх Тагора, Кешаб Чандер Сена и излагает основные принципы учения Брахмо-самаджа. Вторая часть этой статьи носит название "Матхура". Матхура -- один из древнейших городов Индии, одно из наиболее священных мест джайнов и вишнуитов, город, связанный легендами с жизнью Кришны. И.П. Минаев дает историко-археологическую справку о городе и говорит о современном состоянии древних исторических памятников. Но археологические древности не заслоняют от автора современности. Он говорит о новооткрытой железнодорожной ветке, о пассажирах-индийцах, об общинном владении землей (218--219). { 29 } Третья статья посвящена Непалу ("В Непале") 24 . Автор сообщает довольно подробные сведения по физической географии этой мало известной в то время страны, об ее истории, о многочисленных легендах, дополняющих скудные исторические данные, о религиозных воззрениях народа, в которых переплелись верования буддизма, индуизма и местных примитивных религий. Особенно большой интерес представляют данные о современном ему экономическом и политическом положении страны, о разноплеменном населении ее, его занятиях и быте. Результаты первого путешествия на Цейлон и в Индию систематизированы в главном труде И.П. Минаева как путешественника: "Очерки Цейлона и Индии" 25 . Этот труд распадается на две части: "На Цейлоне" и "Очерки Индии". Часть, посвященная Цейлону, содержит шесть глав (I. От Галле до Гамбантоты; II. Коломбо и буддийские монахи; III. Курунегала и серебряный монастырь; IV. Анурадхапура и окрестности; V. Канди; VI. Поездка в Алут Нувару и цейлонские черти). Очерки Индии заключают восемь глав (I. В Бихаре; II. Непал; III. В Камаоне; Алмора и алморские певцы; IV. Северная и северо-западная граница Индии; проходы в Индию; V. Английские законы в Индии; VI. Матхура и вишнуиты; VII. Мусульмане в Индии; VIII. Молодая Индия и брахмаисты). В предисловии к первой части говорится: "Автор... провел в Индии и на острове Цэйлоне около двух лет, объехал почти весь остров и значительную часть северной Индии, от Калькутты до Лагора. Он побывал в Бихаре, Непале, Камаоне, в части Пенджаба и Раджпутаны и закончил свое индийское путешествие в Бомбее. Часть собранных во время путешествия заметок уже была напечатана в различных повременных изданиях и вошла в настоящую книгу в несколько переработанном виде; некоторые же главы являются здесь впервые...Автор имел в виду пересказать только о том из виденного им, к уразумению чего он считал себя наиболее Подготовленным" (I). Автор указывает, что его главное внимание было направлено на одну сторону индийской жизни -- религиозную. Трудно представить себе путешественника, так прекрасно подготовленного к изучению этой стороны, как был подготовлен И.П. Минаев. Объехав почти весь остров Цейлон, самые захолустные местности его, автор рисует картину современного состояния археологических памятников, буддийских храмов, ступ { 30 } и других религиозных и архитектурных памятников. Описывая тот или иной памятник, автор всегда дает историческую справку, основанную на первоисточниках. Но И.П. Минаев повествует не только о религиозных и археологических памятниках. Он много рассказывает о быте и повседневной жизни и ярко описывает состояние культуры на Цейлоне. Говоря о современном экономическом и социальном состоянии острова, автор приводит местные хроники и сопоставляет современный упадок острова с его блестящим прошлым. Мелкими, но выразительными штрихами автор обрисовывает взаимоотношения между сингалезцами и английскими колонизаторами. Большой интерес представляют его сведения об остатках древнейшего населения Цейлона -- веддах. Главы, посвященные Индии, представляют не меньший интерес. Даже те части книги, которые были ранее опубликованы в журналах, дополнены новыми фактами. Так, например, в книге И.П. Минаев уделяет внимание формам землевладения и землепользования как в Индии, так и на Цейлоне. Он касается также положения отдельных слоев крестьянства. Например, он пишет, что "в округе Патны много безземельных батраков... доведенных до рабства. В южном Бихаре весьма часто случается, что должник продает или себя, или своих детей в рабство" (195). "Очерки Индии и Цейлона" представляют собою книгу, значение которой не уменьшается с течением времени, так как сведения собраны высококомпетентным ученым. Конечно, как указывалось выше, главное внимание в первом путешествии Минаева направлено на изучение буддизма. Этими задачами определяется даже маршрут путешествия: Цейлон с его древним буддизмом, Бихар с его реликвиями древнего и позднейшего буддизма и Непал, в котором бытовал буддизм. Памятникам буддизма и археологии вообще автор уделяет много внимания, говоря о развалинах храмов и древних буддийских городов, ступах и других археологических памятниках. Наряду с этим автор сообщает много данных о современной Индии. Он говорит о населении, его занятиях, особенно о земледелии, о состоянии и формах землевладения и землепользования, о расценках на работы, о быте и развлечениях населения, о фольклоре. Внимание автора привлекает также колониальная администрация страны и взаимоотношения между местным населением и англичанами. Такой широкий охват индийской жизни со стороны беспристрастного и высокообразованного путешественника позволяет рассматривать книгу И.П. Минаева как один из важных источников для изучения соответствующих областей страны в 70-х годах XIX в. В своем втором и третьем путешествиях по Индии { 31 } И.П. Минаев много внимания уделял вопросам современности, но вместе с тем продолжал свои занятия по изучению буддийской материальной культуры и состояния буддизма в его время. Он посетил прославленные памятники буддийской архитектуры и искусства (Эллора, Аджанта и др.), в Бирме ознакомился с состоянием буддийских монастырей и библиотек, с системой традиционного буддийского образования и положением буддийской религиозной общины. Достойно глубокого сожаления, что дневники, которые Минаев вел во время путешествий 1880 г. и 1885--1886 гг., не были обработаны им самим. Но и в сохранившемся виде дневники представляют большую научную ценность. В результате третьего путешествия появилась статья: "Англичане в Бирме" 26 . И.П. Минаев посетил Бирму в тяжелый период ее истории -- в первые дни после ликвидации независимости этой страны. В своей статье он дает краткие сведения из истории Бирмы, говорит о появлении в ней европейцев, о подчинении южной части страны, о населении Бирмы, земельном вопросе, администрации страны, народном образовании. В Мандалай, столицу Верхней Бирмы, автор попал "вскоре после того, как британские войска заняли его... царство перешло в британские руки без борьбы и сопротивления. Но мира еще не было в стране... появились "разбойники" (как англичане называли бирманских партизан.-- А.В .). Яркими красками описано занятие Мандалая, ограбление населения и королевского дворца английскими войсками. Сведения, сообщаемые нашим путешественником, представляют большую ценность для историка. Географические исследования И.П. Минаева и результаты его непосредственных наблюдений дополняются рядом рецензий, имеющих серьезное научное значение. Таковы его работы "Непал и его история" 27 , "Родовой быт в современной Индии" 28 , "Новые сведения о кяфирах" 29 , "Землевладение в современной Индии" 30 , и некоторые другие. Как почти все рецензии И.П. Минаева, это -- самостоятельные работы, в которых автор сообщает интересные результаты собственных исследований. И.П. Минаев стоял в первом ряду крупнейших индологов { 32 } своего времени. Он пользовался известностью не только в Европе, но и в Индии. Его труды по индийской лингвистике способствовали развитию европейской и индийской науки. Его грамматика пали употреблялась для изучения этого языка в самой Индии. Его исторические работы стали серьезным вкладом в изучение средневековой и новой истории Индии. Вместе с тем он является одним из основоположников научного изучения южного буддизма. Во время своих путешествий И.П. Минаев собрал значительную коллекцию индийских рукописей и предметов индийского культа и искусства. Предметы культа и искусства хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого Академии Наук СССР. Рукописи находятся в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Несмотря на свою раннюю смерть, И.П. Минаев не только оставил богатое научное наследство, но и создал первую русскую индологическую школу, из которой вышли специалисты по фольклору (С.Ф. Ольденбург), по изучению буддизма (Ф.И. Щербатский), филологи и лингвисты (Д. Кудрявский, Н.Д. Миронов) и др. Безвременно оборвавшаяся научная деятельность И.П. Минаева представляет одну из самых славных страниц в истории русского индоведения.

Значение МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ

Минаев Иван Павлович - известный исследователь буддизма (1840 - 1890). Окончил курс на восточном факультете Петербургского университета, по китайско-маньчжурскому отделению. Лекции В.П. Васильева привлекли его внимание к буддизму, для занятий которым Минаев стал изучать санскрит; в британском музее и парижской библиотеке работал над палийскими рукописями, которым составил каталог (не издан). В 1869 г. получил степень магистра за исследование "Пратимокшасутра. Буддийский служебник, изд. и перевод" (Санкт-Петербург, 1869; приложение ¦ 1, к XVI т. "Записки Императорской Академии Наук"). В том же году издал "Die Pali-Metrik Vuttodava" ("Mek. Asiat.", VI, 195), в 1870 г. напечатал "Новые факты относительно связи древней Индии с Западом" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1870, ¦ 8). Состоял профессором сравнительного языкознания в Санкт-Петербургском университете. Посвятил ряд статей буддийским легендам (джатаки): "Несколько рассказов о перерождениях Будды" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1871, ¦ 11); "Несколько слов о буддийских джатаках" (ib., 1872, ¦ 6); "Индийские сказки" (ib., 1874, ¦ 11; 1876, ¦ 2, 4, 5). Получил степень доктора за "Очерк фонетики и морфологии языка Пали" (Санкт-Петербург, 1872), переведенный на французский и английский языки. Двухлетнее путешествие его по Индии и Цейлону, описано им в книге "Очерки Цейлона и Индии" (Санкт-Петербург, 1878). В эту же поездку он посетил и Неаполь и записал в Камаоне ряд интересных сказок и легенд ("Ученые Записки Историко-филологического факультета", 1876, т. II, ч. I). Описание второго путешествия Минаева в Индию (1879) сохранилось в его бумагах, но не издано. В 1880 г. он напечатал "Очерк важнейших памятников санскритской литературы" ("Всеобщая история литературы", изд. В. Корша, вып. I). С 1883 г. Минаеву поручено было чтение санскритского языка и литературы на восточном факультете. В 1885 г. Минаев ездил в Индию в третий раз, с двумя русскими офицерами, приглашенными на маневры в Дели. Индию он посетил лишь мимоходом и проехал в Бирму ("Англичане в Бирме", "Вестник Европы", 1887, ¦ 11). По возвращении, продолжал издавать разные буддийские, главным образом палийские тексты (в "Jour. of the Pali-Text society", 1885, 1886, 1887 и 1889 годы и в "Записках восточного отделения Императорского археологического общества", т. I и IV). В это же время вышел главный его ученый труд: "Буддизм. Исследования и материалы" (т. I, вып. 1 и 2, Санкт-Петербург, 1887, в "Записках Историко-филологического Факультета", т. XVI). В "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1876 - 83) напечатан ряд статей его, касающихся Индии. Главное значение научной деятельности Минаева - в трудах, посвященных истории буддизма и изданию его памятников. Языковедом в настоящем значении слова он не был и не оставил ни одного лингвистического труда, кроме палийской грамматики, главная ценность которой - не в методе, а в сообщении совершенно нового для того времени материала, извлеченного им из рукописных источников. Как профессор, Минаев был верен лучшим традициям университетской деятельности. - Ср. С. Ольденбург "Памяти И.П. Минаева" ("Живая Старина", 1890, кн. I), и С. Булич, биография И.П. Минаева, в "Биографическом Словаре профессоров Петербургских университетов" (т. II), где приведена и полная библиография научных трудов Минаева. С. Булич.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ
    Иван Павлович , русский востоковед, основатель русской индологической школы. С 1869 доцент, с 1873 профессор Петербургского …
  • МИНАЕВ, ИВАН ПАВЛОВИЧ
    известный исследователь буддизма (1840—1890). Учился в тамбовской гимназии и на восточном факультете спб. университета, по китайско-маньчжурскому отделению; лекции В. П. …
  • МИНАЕВ, ИВАН ПАВЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? известный исследователь буддизма (1840?1890). Учился в тамбовской гимназии и на восточном факультете спб. университета, по китайско-маньчжурскому отделению; лекции В. …
  • МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ
    (1840-90) российский востоковед, основатель русской индологической школы. Труды по буддизму, филологии и лингвистике, исторической географии, фольклору, средневековой и новой истории …
  • ИВАН в Словаре воровского жаргона:
    - псевдоним главаpя пpеступной …
  • ИВАН в Словаре значений Цыганских имен:
    , Иоган(заимств., муж.) - «божья милость» …
  • МИНАЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от формы Минай, в которой смешаны производные от двух канонических мужских личных имен — Мина (см. Минин) и …
  • ПАВЛОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Надежда Александровна , современная поэтесса. Р. в бывшей Лифляндии в мелкобуржуазной семье. Печатается с 1911 (стих. «Лебедь» в газете «Псковская …
  • МИНАЕВ в Литературной энциклопедии:
    Дмитрий Дмитриевич — поэт и переводчик. Родился в Симбирске в дворянской семье. Учился в дворянском пансионе. С 1857 начал …
  • ПАВЛОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Сергей Андроникович (1884-1966), учёный в области методики естествознания, профессор (1935). Педагогическую деятельность начал в 1907 на Фребелевских педагогических курсах, в …
  • ИВАН в Большом энциклопедическом словаре:
    V (1666-96) русский царь (с 1682), сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, провозглашен царем вместе с …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ИВАН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИВАН в Энциклопедическом словарике:
    I Калита (до 1296 - 1340), князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (1328 - 31, с 1332). Сын …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре:
    -ДА-МАРЬЯ, иван-да-марьи, ж. Травянистое растение с желтыми цветками и фиолетовыми листками. -ЧАЙ, иван-чая, м. Крупное травянистое растение сем. кипрейных с …
  • ПАВЛОВИЧ
    П́АВЛОВИЧ Ник. (1835-94), болг. живописец и график эпохи нац. возрождения. Один из создателей светского болг. иск-ва. Картины на темы нац. …
  • ПАВЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПАВЛ́ОВИЧ Мих. Пав. (наст. имя и фам. Мих. Лаз. Вельтман) (1871-1927), учёный-востоковед. В 1921-23 чл. коллегии Наркомнаца. С 1921 ректор …
  • МИНАЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИН́АЕВ Ив. Пав. (1840-90), востоковед, основатель рус. индологич. школы. Тр. по буддизму, филологии и лингвистике, ист. географии, фольклору, ср.-век. и …
  • МИНАЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИН́АЕВ Дм. Дм. (1835-89), рус. поэт-сатирик. Сотрудник демокр. журналов 60-х гг. 19 в. ("Искра" и др.). Злободневные эпиграммы, стихи, фельетоны, …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе Ивана III, религ. вольнодумец, чл. кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ФЁДОРОВ (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и Украине, просветитель. В 1564 в Москве совм. с Петром Тимофеевичем Мстиславцем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ПОДКОВА (?-1578), молд. господарь, один из рук. запорожских казаков. Объявил себя братом Ивана Лютого, в 1577 захватил Яссы и …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЛЮТЫЙ (Грозный) (?-1574), молд. господарь с 1571. Проводил политику централизации, возглавил освободит. войну против тур. ига; в результате измены …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (1458-90), сын Ивана III, с 1471 соправитель отца. Был одним из рук. рус. войска во время "стояния …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1554-81), старший сын Ивана IV Грозного. Участник Ливонской войны и опричнины. Убит отцом во время ссоры. Это событие …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1496 - ок. 1534), последний вел. князь рязанский (с 1500, фактически с 1516). В 1520 посажен Василием III …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АСЕНЬ II, болг. царь в 1218-41. Разбил армию эпирского деспота при Клокотнице (1230). Значительно расширил терр. Второго Болг. царства, …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АЛЕКСАНДР, болг. царь в 1331-71, из династии Шишмановичей. При нём Второе Болг. царство распалось на 3 части (Добруджа, Видинское …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН VI (1740-64), рос. император (1740-41), правнук Ивана V, сын герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э.И. Бирон, затем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН V (1666-96), рус. царь с 1682, сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и не способный к гос. деятельности, провозглашён царём …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН IV Грозный (1530-84), вел. князь московский и "всея Руси" с 1533, первый рус. царь с 1547, из династии Рюриковичей. …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН III (1440-1505), вел. князь владимирский и московский с 1462, "государь всея Руси" с 1478. Сын Василия II. Женат на …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН II Красный (1326-59), вел. князь владимирский и московский с 1354. Сын Ивана I Калиты, брат Семёна Гордого. В 1340-53 …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН I Калита (до 1296-1340), вел. князь московский с 1325, вел. князь владимирский в 1328-31 и с 1332. Сын Даниила …
  • ИВАН
    Царь, меняющий профессию в …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бой-френд …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дурак, а в сказках его все на принцессах …
  • ИВАН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ИВАН в Словаре русского языка Лопатина:
    Ив`ан, -а (имя; о русском человеке; Ив`аны, не п`омнящие …
  • ИВАН
    Иван, (Иванович, …
  • ИВАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иван, -а (имя; о русском человеке; Иваны, не помнящий …
  • ИВАН в Словаре Даля:
    самое обиходное у нас имя (Иванов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году 62), по всей азиатской и …
  • ПАВЛОВИЧ
    Михаил Павлович (наст. имя и фам. Михаил Лазаревич Вельтман) (1871-1927), российский ученый-востоковед. В 1921-23 член коллегии Наркомнаца. С 1921 ректор …
  • МИНАЕВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Дмитрий Дмитриевич (1835-89) , русский поэт-сатирик. Сотрудник демократических журналов 60-х гг. 19 в. («Искра» и др.). Злободневные эпиграммы, стихи, фельетоны, …
  • ИВАН
  • ИВАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    Купала и Иван Купало (И и К прописные), Ивана Купалы (Купала), мн. нет, м. У православных - праздник 24 июня …
  • ПАВЛОВИЧ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Волонтёр Михаил Павлович (псевдоним Вельтмана Михаила Лазаревича) , участник революционного движения в России; учёный-востоковед. Родился в …