Что значит корона на гербе. Герб семьи значение символов. Корона маркизов в Бельгии и Нидерландах

Образ орла весьма распространен в геральдике. Эта гордая птица, символизирующая власть и государственную прозорливость, есть в государственных гербах Армении, Латвии, Грузии, Ирака, Чили, США. Присутствует изображение орла и в российском гербе.

Особенность состоит в том, что орел, изображенный на нем, имеет две головы, обращенные в разные стороны. Такой образ нельзя считать исключительно российским – он был известен шумерской цивилизации, хеттам. Существовал он и в Византии.

Византийская теория

Наиболее известная теория связывает происхождение российского в виде двуглавого орла с Византией. Считается, что этот герб «принесла» в Россию София Палеолог – племянница и единственная наследница последнего византийского императора. Женившись на Софии, великий князь московский Иван III имел все основания считать себя наследником императоров Византии, погибшей под ударами , и вместе с титулом государя унаследовал и герб в виде двуглавого орла.

Этой гипотезе противоречат многие факты. Свадьба Ивана III и Софии Палеолог состоялась в 1472 году, а двуглавый орел был принят в качестве государственной эмблемы (печати) в 1497 году. Сложно найти причинно-следственную связь между событиями, разделенными 25 годами.

Нет оснований считать, что двуглавый орел был гербом Палеологов и тем более – Византии в целом. Этого символа не было ни на византийских монетах, ни на государственных печатях. И все же, этот символ использовался как элемент декора. Одежду с таким символом носили представители высшей знати.

В качестве герба двуглавый орел использовался не в самой Византии, а в соседствующих с ней странах – Болгарии, Сербии, Румынии, которые стремились противопоставить себя ей.

Другие теории

Некоторые исследователи связывают происхождение двуглавого орла на российском гербе с Золотой Ордой. Такой символ присутствует на монетах хана Джанибека, правившего в 14 веке. Но эта теория представляется спорной: заимствование вражеское эмблемы маловероятно.

Более обоснованной представляется гипотеза о заимствовании двуглавого орла из Западной Европы. В средневековой Европе двуглавый орел присутствовал на монетах Фридриха Барбароссы, Бертрана III, короля Чехии Вацлава IV, а с 1434 года он являлся государственной эмблемой Священной Римской империи.

Иван III взял курс на укрепление международного престижа молодого Московского государства. На это были направлены такие меры как выпуск золотых монет, внесение европейских элементов в придворный церемониал. Не исключено, что принятие двуглавого орла в качестве герба тоже было связано со стремлением стать вровень с европейскими монархами, прежде всего – с императором Священной Римской империи.

В Европе же двуглавый орел появился в конце 12 века – в эпоху крестовых походов. Вероятно, именно во время крестовых походов этот символ был позаимствован европейцами на Востоке. В восточной культуре этот образ возник еще – первоначально как элемент орнамента, впоследствии превратившись в символ царской власти. Две головы орла возникли как следование принципу симметрии, который в восточной культуре связывался с идеей совершенства, что и было соотнесено с пониманием правителя как «образца совершенства».

В качестве российского герба образ двуглавого орла наполнился новым содержанием. В нем видели символ объединения Москвы и Новгорода, а в настоящее время чаще всего его трактуют как символ единства Запада и Востока, Европы и Азии в Российском государстве.

Источники:

  • История о гербе России

Символом любого государства, города испокон веков являлся герб. Герб – это лицо публично-правового образования, именно герб несет в себе тайны и ценности государства. Что же изображено на гербе Российской Федерации?

На Российском гербе изображено следующее: геральдический щит красного цвета, углы которого закруглены снизу, а наверху оставлены как вершины четырехугольника. На щите по центру расположен гордый золотой орел с двумя головами, смотрящими в две стороны, который распустил свои крылья. В его правой лапе – скипетр, а в левой лапе – держава. Над каждой головой орла расположено по короне, которые затем как бы объединяются одной большой короной. Помимо этого, на Российском гербе изображено, как всадник на коне и с копьем поражает дракона. Эта композиция изображена в серебряном цвете. Плащ у всадника синего цвета.


Изображение Российского герба можно интерпретировать с разных точек зрения, в соответствии с правилами геральдики. Направление голов орла говорит о том, что государство стоит на страже своих , не даст в обиду своих граждан. Расправленные крылья характеризуют Российское государство как сильную державу, готовую в нужный момент защищать как свои интересы, так и интересы ущемленных групп. Об этом свидетельствует и поражение дракона, который пал под сильными копытами надежного коня, а с помощью копья всадник укрепил свою победу. Символом суверенитета государства являются объединенные короны. Несмотря на то, что Россия признается как светское государство, отголоски христианства также присутствуют: сам символ двуглавого орла заимствовали у Византии.


Примечательно, что изображение на Российском гербе официально закреплено законодателем в Федеральном конституционном законе, посвященном гербу Российской Федерации. Такая форма закона говорит о том, что для государства важно уважительное отношение граждан к символу России, ведь не так много ФКЗ есть в Российской Федерации на данный момент. Интересно, что законодательное описание герба было существенно дополнено в 2000 году, в связи с принятием ФКЗ. Ранее существовавшим «Положением» не было дано такое подробное описание формы щита. Орел указывался лишь как «золотой» и «двуглавый», короны указывались как короны Петра Первого, не была указана цветовая палитра щита на орле, и положение дракона не было дано. Наверно, это было сделано для того, чтобы каждый гражданин мог подробно знать и даже рассказать, что изображено на Российском гербе.


Для официальных документов невозможно использовать точную копию герба, поэтому штамп обычно представляет собой изображение орла, без большого щита в красном, синем, ярко-зеленом цвете. Другие цвета не являются приемлемыми. Цветовая гамма при изображении герба также должна выдерживаться: нельзя заменять цвета щитов, орла, всадника или дракона. И направление движения коня должно быть направо, а не налево.


На Российском гербе изображено отношение государства к своим гражданам и уважение жителей к государству. Герб несет в себе силу русского народа, его мощь и благородство.


Видео по теме

Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба.

Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге "Оружие" (С.-Петербург, 1894 г.)

"В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны. Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям, деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом".

Древний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами - свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации - стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты "bodylength" обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены, а сам король Гарольд погиб в бою.

В конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения, так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как самострел, способного пробивать своими "болтами" стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить, что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит "couche", то есть наклоненным под углом между 25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как "heater". Классический "heater" имеет точные размеры и изображается по определенной схеме.

Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в гера льдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: "варяжский", "испанский", "итальянский", "французский", "английский", "византийский", "немецкий", ромбический, квадратный. Однако эти "национальные" названия являются чисто условными, а в описании герба форма щита вообще не упоминается. Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо - для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо - для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо - для эсквайров и джентльменов. Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и нашлемникы, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).

Навершие

Навершие, нашлемник или шлемовый нашлемник - укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Нашлемники делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба нашлемники стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время нашлемники автоматически включаются в новые гербы. Шлем и нашлемник должны быть повёрнуты в одну сторону. Нашлемник укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом или шлемовой короной. Сам нашлемник представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Некоторые самые ранние гербы не имеют нашлемников, так как они были утверждены до того, как нашлемники вошли в моду.

Нашлемники должны по возможности соответствовать по раскраске гербовому щиту, хотя это не всегда соблюдается.

По условной классификации нашлемники бывают вспомогательными и самостоятельными .

Вспомогательные нашлемники полностью повторяют изображение на гербовом щите. Для этого как правило используются так называемые щитовые доски и крылья , предоставляющие площадь, часто равную площади самого щита. Самостоятельные нашлемники не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему по тинктурам.

Главные типы нашлемников следующие: 1. Рога 2. Крылья 3. Перья и флаги 4. Естественные фигуры (человека или животных) 5. Искусственные фигуры 6. Щитовые доски 7. Головные уборы

Рога бывают двух видов - воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV века шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов - S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых геральдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п.

Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, какой-либо предмет.

Часто встречаются рога других типов: рога козла, оленя и единорога, причем последний, всегда одиночный, зазубрен и отогнут назад. Эти рога относятся к самостоятельным нашлемниками и не несут на себе изображения гербовых фигур.

Крылья как правило изображаются парами, причем их положение - прямое или профильное - зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.

На древних гербах, имеющих горшковидные шлемы, крылья изображались стилизованно, похожими скорее на доски, раскрашенные под перья или усаженные отдельными перьями. С развитием геральдики и отходом от примитивных готических форм крылья приобрели более естественный вид.

Крылья раскрашиваются в соответствии с раскраской щита и, как и щитовые доски, иногда полностью повторяют изображенные на нем первостепенные и второстепенные фигуры. Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.

Перья бывают трех типов - петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера.

Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны.

Павлиньи перья изображаются как по отдельности, так и в виде целого павлиньего хвоста, веерообразно распущенного. Перья имеют натуральную раскраску - зеленую с жёлто-красно-синими "глазами".

Страусовые перья, появившиеся в геральдике позднее двух предыдущих, изображаются по отдельности, но чаще всего по три, загнутыми сверху. Страусовые перья имеют тинктуры щита. Если перо одно, оно раскрашивается в несколько цветов, или окрашивается металлической тинктурой щита, если пера три, то их окраска чередуется: металл-финифть-металл, или финифть-металл-финифть.

Перья часто вставляются в колчаны, имеющие цилиндрическую, удлиненную или заостренную книзу, раскрашенные гербовыми фигурами в соответствии с раскраской щита.

Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.

Естественные фигуры (человека и животных)

Самое разнообразное и живописное семейство образуют нашлемники, несущие изображения человека и животных. Существуют следующие типы таких нашлемников:

1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.

2. Туловища или бюсты человека и животных. Это прежде всего верхняя часть тела с головой, шеей и грудью, но без рук или передних лап (причем шея и грудь изображаются необычно удлиненными, шея отогнута назад в виде буквы S).

3. Возрастающие фигуры. В отличие от вышеописанного, этот способ предполагает изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами, как бы вырастающей из шлема.

4. Полные фигуры человека или животного. При этом фигуры изображаются так, как они представлены в щите, хотя животные, например лев, иногда показываются сидящими на шлеме.

Искусственные фигуры

Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в нашлемник или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие нашлемники, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.

Щитовые доски

Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.

Головные уборы

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.

Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. О происхождении геральдического намёта рассказано в разделе "История геральдики". Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда "живая геральдика" уступила место "канцелярской" ("бумажной"). Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если:
а) поверхность намёта будет металлической, а подбой - финифтяным;
б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д.

Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.

Можно выделить три типа шлемового намёта, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики.

Мантия (mantling, lambrequin) - традиционная часть парадного облачения монарха. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов. Мантия как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами с кистями. На некоторых больших государственных гербах (например, на большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень - круглый шатёр из той же материи.

Щитодержатели

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Как правило это те же геральдические животные - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры - дикари с дубинами, ангелы или воины. Впрочем, щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов относительно молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями являются наиболее характерные представители местной фауны - кенгуру, страус (Австралия), антилопы, тигры, зебры.

Выбор щитодержателей для герба не ограничивается каким-либо специальным правилом геральдики, хотя в российской геральдике, насквозь канцелярской, принято, что щитодержателей могут иметь только представители высшей аристократии.

В западной геральдике в отношении щитодержателей действует тот же принцип, что и в отношении девизов - они могут меняться по желанию владельца герба.


Герб австрийских земель Австрийской империи (рис. Х.Штрёля)

Основание

Основанием называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербах Греции и Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки, как на гербе князей Барклай-де-Толли- Веймарн. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на основании, какой бы формы оно ни было. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, то есть летящие ангелы.

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот примеры геральдических девизов. "С нами Бог" - государственный девиз Российской империи. "Gott mit uns" (нем.) - германский императорский государственный девиз аналогичного содержания. "Dieu et mon droit" (франц.) - "Бог и моё право" - девиз Великобритании.. "Dieu protege la France" (франц.) - старый французский девиз "Бог хранит Францию" .
На современном французском гербе начертаны слова:
"Liberte, Egalite, Fraternite" (франц.) - "Свобода, равенство, братство" . "Je maintiendrai" (франц.) - "Я сохраню" - Нидерландов.. "Nihil sine Deo" (лат.) - "Ничто без Бога" - Румынии.. "L"union fait la force" (франц.) - "Объединение даёт силу " - Бельгии. "Providentiаe memor" (лат.) - "Помню о предопределении" - Саксонии.

Из дворянских девизов можно привести следующие примеры. "Treu auf Tod und Leben" - девиз немецких графов Тотлебенов, в котором обыгрывается их фамилия -
"Верен в смерти и в жизни" . "Labore et Zelo" - латинский девиз графов Аракчеевых - "Трудом и усердием" . "Semper immota fides" - девиз графов Воронцовых - "Верность всегда непоколебимая " . "Deus conservat omnia" - девиз графов Шереметевых - "Бог сохраняет всё" . "Честь и верность" - девиз светлейших князей Варшавских, графов Паскевичей-Эриванских.

Девизная лента как правило расположена внизу герба, под основанием или на его фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над нашлемником).

Хотя в некоторых больших гербах флаги встречаются, они не являются геральдическим элементом. Тем не менее, о них стоит упомянуть из-за тесной связи с геральдикой.

Флаги и знамёна издавна использовались как опознавательные знаки, хорошо различимые на расстоянии. Они были незаменимы на поле боя, но также и во время рыцарских турниров. С развитием военной технологии турнирные доспехи приобрели такую массивность и прочность, что рыцари могли отказаться от щита, как от основного элемента защиты. В связи с этим потребовалось перенести изображение герба со щита на вымпел, который заменял щит с гербом в качестве опознавательного знака.

Имеется три главных вида гербовых флагов: собственно флаг (banner), штандарт (standard) и флажок, или вымпел (pennon).

Знамя (banner)

Средневековый флаг, несущий изображение герба владельца, был вертикально вытянутым прямоугольником с отношением ширины к высоте как 2 к 3. Противоположный древку край флага мог быть снабжён многочисленными "язычками", или одним большим "языком" в верхнем правом углу (тогда он назывался "schwenkle").

Никто ниже ранга рыцаря-баннерета не имел право на флаг (Knight Banneret - несуществующий ныне старинный титул, дававший привилегию во время сражения вести своих людей под собственным флагом, в отличие от бакалавров (Bachelor), рыцарей низшего ранга, не имевших достаточного количества вассалов, чтобы собрать их под своё знамя). Ранг баннерета был ниже ранга рыцарей Ордена Подвязки, когда присваивался королём во время войны, а в обычное время следовал после титула баронета). На рисунке королевское знамя Шотландии.

Штандарт (standard)

Томаса Ховарда Генри Стаффорда (1475 г.)

Сира Роберта Веллеса (1470 г.) Сира Мейстера Гилфорда

Графа Эдмунда Рооса (1460 г.) Лорда Роберта Уиллогби (1440 г.)

Штандарт представляет собой длинное полотнище, сужающееся к концу и закруглённое. Причём закруглённый конец раздваивался, если штандарт не принадлежал принцу королевской крови. Штандарт, величина которого варьировалась от 11 ярдов (10 метров) у императора до 4 ярдов (1,5 метра) у барона, обычно разделялся на три части: в первой помещался рыцарский или национальный герб, во второй - гербовый значок, а в третьей части - изображение его навершия (были и другие варианты). Эти части разделялись полосами, на которых был начертан рыцарский боевой клич или девиз. Цвет штандарта соответствовал фамильным цветам рыцаря или цветам его гербового одеяния.

Во время сражения штандарт служил ориентиром для войск. Он показывал не физическое присутствие главнокомандующего, а местонахождение его штаба. На рисунке приведены штандарты сэра Генри Стаффорда (1475 г.) и Томаса Ховарда, участника войны Алой и Белой Розы (с 1455 по 1485 год). Крест Св. Георга на подъёме (область у древка) показывает национальную (английскую) принадлежность.

Флажок (pennon)

Это флаг, или вымпел, среднего размера (около трёх футов или одного метра), имевший треугольную форму и прикреплявшийся к древку копья. Как и знамя, он указывал на физическое присутствие человека, изображение герба которого нёс. Треугольный флажок меньшего размера назывался "pavon pennon". Здесь показан флажок с раздвоенным концом - вымпел Суверенного Военного Мальтийского Ордена.

Рисунки гербов и нашлемников, размещенные на странице, выполнены И.Лоуда (Jiri Louda).

В итальянском варианте комедии «Турандот» министры принцессы распевали шуточную песенку о том, что принцесса - это «девушка с короной на голове и в мантии с бахромой, но если ее раздеть донага - это мясо, сырое мясо, совершенно несъедобное!», намекая на то, что монарх - такой же человек, как и все, только в короне. Уж кому-кому, а ведь вельможам об этом было известно не понаслышке. И все же...

И все же корона на голове (не важно, человеческой, львиной или орлиной) производит должное впечатление - достаточно взглянуть на гербы, приведенные в этой книге. Это далеко не единственный, но, бесспорно, самый известный символ власти. «Бонапарт надел на голову генеральскую треуголку, и вдруг показалось, что он вырос больше чем на полметра», -сказал маршал Массена. Это свидетельство очевидца о том, как сотни лет спустя продолжал функционировать древний механизм репрезентации власти: корона или шляпа, тиара или головной убор из перьев (и даже нимб) - безразлично, лишь бы это увенчивало голову чем-то, чего другие не имеют и иметь не могут.
Со временем возникла целая иерархия символических головных уборов, от императорской короны до «скромного» ободка патриция, уже без листиков сельдерея и жемчугов, - а все потому, что провозглашаемый принцип «первый среди равных» на практике не работал и каждой ступени социально-политической лестницы требовалось собственное символическое отображение.

Корона в геральдике - значение в гербах знати

Гербы знатных родов и соответствующие им описания в гербовниках буквально пестрят разнообразием корон.
Обычно принято указывать их тип - например, «античная» - или их соответствие титулу. В связи с этим интересен пример из английской геральдики и английского языка, где собственно короной (crown) называется лишь королевская, а все остальные, от княжеской до баронской «coronet». В этой великой стране издавна почиталась монархия как институт, но при этом с легкостью наносились оскорбления королю как личности - достаточно вспомнить Иоанна Безземельного и Вильгельма III, подписавшихся в свое время под унизительными условиями, и обезглавленного Карла I.

Английская традиция впитала в себя и кельтские представления о сакральной фигуре короля, и саксонский обычай выборов конунга: первый был королем «по божественной благодати», но только лично, а второй - первым среди равных «по воле народа». Излишне добавлять, что в Англии, где противоестественный симбиоз монархии и демократии стал для подданных абсолютно естественным, аббревиатура «НМ» (Его/Ее Величество), сопровождающая армейские корпуса, суда, учреждения и т. д., означает лишь то, что эти корпуса, суда и учреждения являются собственностью не того, кто правит, а Короны, то есть Государства.

Оно и представлено символически короной-графемой - метафорой высшей магистратуры государства, временно воплощенной в лице данного короля или королевы...

Истоки геральдического значения короны

Но было бы совершенно бессмысленно продолжать говорить о короне, не ознакомившись с ее происхождением и истоками.
Если обратиться к данным филологии, то в первую очередь мы обнаружим, что древние греки, мастера необъятной семантики, называли «koronis» «то, что изогнуто, что огибает, что завершает, что находится на вершине», а собственно «Stephane» и «Stephanos» - «венец, диадему, корону». С этим же корнем steph- в родственных отношениях находится латинское «stipare», опоясывать. Как видно, все значения сводятся к одному действию (опоясывать голову) и единой идее (сделать того, у кого увенчана голова, высшим и совершенным). Филологи возводят оба термина к санскритским корням, что может доказывать древность самого жеста - венчания главы, а также предмета - короны.

Римский мир, который, наряду с кельтским, кажется наиболее близким к изначальной индоевропейской сакральной символике, различал несколько типов корон. Существовали классическая корона (corona classica), называемая также морской (navalis), или ростральной (rostrata), присуждавшаяся тому, кто первым при абордаже ступит на палубу вражеского корабля; стенная корона (muralis, она сохранилась в гражданской геральдике вплоть до наших дней, для тех, кто первым преодолеет стену осаждаемого города, и крепостная (vallaris, или castrensis), присуждаемая первому солдату, который переберется через вал вражеского лагеря.

Геральдическая корона как награда

Эти короны присуждались за конкретные боевые заслуги; помимо них у римлян использовалась лучистая корона (corona radiatd) - золотой обруч с двенадцатью острыми шипами, отклоненными наружу; ею чествовали статуи богов и императоров, которых провозгласили божественными (divi). Эта корона, нашедшая свое применение в геральдике и названная античной, входит в число «геральдических корон». Они изображаются на гербах особняком -поверх щита («пронзая» его), или внутри него, - или, чаще всего, на головах у львов, орлов и т. д. В этом случае в описании герба ее род обычно не указывается (подразумевается, что это «античная» корона).
Однако, если мы желаем понять, какому положению в иерархии она соответствует (королю, императору и т. п.), то нам необходимо разбираться в формах корон. Но прежде поговорим об истории развития короны и прочих украшений: печатей, почетных знаков, щитодержателей, изображений подвигов и преданий, мантий, декора знаков отличия, орлов и знамен, тесьмы, шнуров, пальм, листьев, картушей, виньеток и т. д. (Кстати, не все гербы имеют такие украшения и не все из этих украшений помогают прояснить степень знатности, или чин, или занимаемую должность. Их использование в геральдике регламентировано четкими и строгими нормами.)

На изображении:

Родовой герб фамилии Античи Маттеи (происх. из Реканати)
Нашлемник: вертикально изображенный меч, пронзающий раскрытую книгу, окруженный развевающейся листелью с девизом:

«Или в этом, или с этим» («Aut in hoc, aut cum hoc»)

Значение:

Щитодержатели: два льва натурального цвета с поднятыми передними лапами, увенчанные коронами: правый - в графской короне - поддерживает штандарт с надписью «Замок Святого Петра» («Castrum S. Petri»), левый - в короне маркиза - поддерживает штандарт с надписью «Замок Пеши» («Castrum Pesciae») Щит опирается на мальтийский крест, венчается папской хоругвью и шлемом с княжеской короной и золотыми, серебряными, голубыми и черными валиками и завитками Мантия из красного бархата, подбитая горностаем, с золотым шнуром и кистями, увенчанная княжеской короной


Контакты:

Адрес: Товарная, 57-В , 121135 , Москва ,

Телефон:+7 971-129-61-42 , Электронная почта: [email protected]


Оформление гостиной в итальянском стиле может стать панацеей для тех, кто по каким-либо причинам затрудняется с выбором дизайна для этого помещения. И в самом деле, школа и традиции итальянских худож…

С ее бы внешностью - в мисс Мира, она пошла же в столяры. И какие вещи теперь вытворяет! Живет в славном городе Нью-Йорк. Ее девиз: «если все сломано - исправьте это»: Как вам люстра из…

Она прожила с нами 56 лет. Она бесплатно нянчила меня и моих братьев и сестер. Мне было 11 лет, и я был обычным американским ребенком, когда я понял, что это - рабство. Пепел лежал в черной пластмасс…

Бахар Набиеву все знают как “девушку со стальными ягодицами”. И сейчас, рассмотрев ее замечательные снимки из Инстаграмма, вы поймете, что прозвище это спортсменка вполне заслужила. Выглядит девушка …

Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.


Портрет Шарлеманя кисти Альбрехта Дюрера

в Древнем Египте двойная корона фараона, украшенная символами Верхнего и Нижнего Египта - коршуном и змеей-уреем.


А после того как в 3200 г. до н.э. объединились Нижний и Верхний Египет, у фараонов появилась бело-красная сдвоенная корона. Еще один головной убор фараона назывался “клаф-ушебти”, его составляющими были ленты, большой кусок полосатой ткани и обруч с уреем (змеей).






Фараон в белой короне Юга

Короны могут иметь различную форму: шапки, венцы, обручи венчающиеся листьями, зубцами или пластинками.


Friedrich_III король Австрии.


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.



Jean_Paul_Laurens_Le_Pape_Formose_et_Etienne_VII_1870


Richard_II_of_England

В зависимости от титула их владельца короны делятся на:

императорские,
королевские,

КНЯЖЕСКАЯ КОРОНА
(нем. Fürstenkrone), открытая корона, изображавшаяся на монетах нем. феодальных княжеств (см. Князь) и состоявшая из золотого, украшенного драгоценными камнями обруча с 5 видимыми зубцами (3 листа, 2 шарика) и 3 видимыми украшенными жемчугом дужками, соединенными наверху державой и охватывающими пурпурную шапку.
герцогские,
графские и т. д.

1) Мономаховская,
2) Царства казанскаго,
3) Михаила Федоровича,
4) Петра I Алексеевича,
5) Ивана V Алексеевича,
6) Елизаветы Петровны,
7) Екатерины I,
8) Анны Ивановны,
9) Большая императорская корона,
10) Корона императрицы.
Есть также папская корона — тиара.


Tiara

Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах — Большая императорская корона.

Шапка Мономаха. Рисунок начала 1830-х годов, Ф. Г. Солнцев


Рисунок Большой императорской короны


Корона́ция, коронова́ние — формальная процедура, символизирующая принятие монархом власти и её атрибутов (трона, короны, скипетра и т. п.). Не совпадает с моментом начала царствования (смерти или отречения предшественника, избрания). В европейской христианской культуре коронация — религиозная церемония, сопровождаемая обрядом помазания на царство (ветхозаветного происхождения).

Жан Фуке. «Коронация Карла VI Безумного в Реймском соборе (4 ноября 1380 года)»


В Средние века монархи некоторых стран короновались практически немедленно, в пределах дней, или редко недель, после начала царствования. Причиной этому было то, что некоронованный монарх считался во многих средневековых странах незаконным, безблагодатным; истинный король Франции должен был быть коронован в Реймском соборе и помазан из специального сосуда (ampoule).


Людовик IX - король Франции


Феодосий Великий

В Византии коронация императоров-соправителей приурочивалась к Пасхе. В Новое время после смерти предшественника стал объявляться многомесячный или годовой траур, препятствовавший немедленной коронации. Из соображений благоприятных предзнаменований коронацию с этого времени приурочивали к весне или лету.


Франц II - последний император Священной Римской империи

В христианских странах, начиная с V века (Византия, а затем западные королевства) возложение короны на голову монарха обычно производил высший церковный иерарх, но многие монархи (почти все российские, Наполеон I, некоторые британские) только брали у иерарха корону и возлагали её на себя сами.

Наполеон в полном императорском облачении


Регалии российских императоров


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.


Карл Рейхель-портрет ИмператрицыАлександрыФёдоровны

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху.


Портрет Людвига I, короля Баварии

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т.н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом.


Портрет императрицы Екатерины II

Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных Типов в соответствии с дворянскими титулами.


Портрет Императора Николая Второго

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая, 4 и 16 июля того же года.


Портрет императрицы Марии Фёдоровны.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.


Портреты Императора Николая Александровича

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.


Портреты императрицы Евгении

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны).


МАРИЯ ФЁДОРОВНА

Российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II.


Мария -королева румынская

После убийства её мужа Александра в 1934 году Мария стала регентшей при своём несовершеннолетнем сыне короле Югославии Петре II.


Мария -королева румынская

В 1945 году, после провозглашения Югославии Социалистической Республикой и изгнания короля, монархическое семейство отправилось в Лондон. Там Мария и умерла 22 июня 1961 года.


Элеонора

Алиенора (Алиенор, Альенора) Аквитанская

В 15 лет — после смерти своего отца и брата, — Элеонора оказалась владетельницей герцогства Аквитания, занимавшего обширные территории на юго-западе Франции.


Элеонора Аквитанская

После расторжения брака с Людовиком Элеонора 18 мая 1152 года вышла замуж за графа Генриха Анжуйского, который 25 октября 1154 года стал королём Англии — Генрихом II Плантагенетом. Обширные аквитанские земли — её приданое, — раза в четыре превышавшие владения Капетингов, стали английскими. По мнению ряда учёных, именно в истории супружества Элеоноры Аквитанской следует искать истоки войны, получившей в XIX в. название Столетней. От первого брака у Элеоноры Аквитанской было две дочери, от второго — пять сыновей, среди которых — король-рыцарь Ричард Львиное Сердце.


MARIA THERESIA

Мари́я Тере́зия (нем. Maria Theresia, 13 мая 1717 — 29 ноября 1780) — эрцгерцогиня Австрии, король Венгрии (именно так, потому что Венгрией в принципе не может править женщина) с 25 июня 1741, королева Богемии с 20 октября 1740 (имела эти титулы лично, по наследству) и императрица Священной Римской империи (как супруга, а затем вдова Франца I Стефана Лотарингского, избранного императором в 1745). Основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов.


Коронационный портрет Елизаветы I

Елизавета I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), королева Бесс — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров. Она унаследовала престол после смерти сестры, королевы Марии I.

Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии», как в связи с расцветом культуры (т. н. «елизаветинцы»: Шекспир, Марлоу, Бэкон и др.), так и с возросшим значением Англии на мировой арене (разгром Непобедимой Армады, Дрейк, Рейли, Ост-Индская компания).


Анна Ярославна 6-я королева-консорт Франции

старшая из трех дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.


Император Китая. Гуансю


Пу И,


Эдуарда III, правившего в Англии в XIV веке


Портрет испанского короля


Портрет короля (Волхв)


Король Англии Ричад I Плантагенет


Ян Матейко запечатлел Мешко


Бонапарт Жозеф

Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях.

04.11.2005 // Геральдический совет при Президенте РФ

Иллюстрированный перечень муниципальных корон достоинства, гербы с которыми допускаются к регистрации в Государственном геральдическом регистре РФ. Представленные ниже типы ранговых корон муниципальных образований были утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 24 марта 2005 г. Эта концепция заместила прежнюю, действовавшую в 2002-2005 и пересмотренную в связи с началом реформы системы местного самоуправления.

О муниципальных коронах

Корона в геральдике – не символ строя, а обозначение статуса и достоинства. В муниципальной геральдике широко употребляются короны, отражающие статус городов, районов и т.п.

Для городов традиционно используются так называемые башенные короны. Особые типы корон установлены для районов и сельских поселений.

Действующая ныне система корон введена в 2005 году и отражает особенности сегодняшнего самоуправления в России.

Муниципалитет вправе пользоваться короной лишь в соответствии со своим рангом и статусом.

Корона является вполне официальным, но «факультативным» элементом герба, т.е. она может включаться или не включаться в герб по усмотрению его хозяев (органов местного самоуправления); даже если корона включена в герб, геральдика допускает изображение герба в сокращенном виде - без короны.

Для определения права муниципального образования на тот или иной венец следует соотнести тип населенного пункта или территории (с учетом его статуса в историческом прошлом и местом в иерархии муниципальных образований) с текстами под рисунками корон: геральдическое описание соответствующей короны выделено жирным шрифтом .

"Первый" ("верхний") уровень муниципального самоуправления отражается наличием у короны пяти зубцов, "второй" ("нижний") уровень - наличием трех зубцов. Особые статусные дополнения:

Для корон административных центров (столиц) субъектов Федерации - лавровый венок, окружающий корону по обручу. На практике допускается также использование только венка - без соответствующей статусной короны.

Для корон административных центров муниципальных районов - гладкий обруч-околыш с рельефными орнаментальными бортиками (помещается поверх собственного обруча соответствующей короны).

Если центром субъекта Федерации (или муниципального района) оказывается сельское поселение - оно также вправе дополнить свою трехзубую корону соответствующим венком (или обручем с бортиками).

От редакции сайта : Все рисунки корон выполнены членом Геральдического совета при президенте РФ Михаилом Шелковенко.
Нумерация корон условна и дана редакцией для удобства читателей.

ТИПЫ РАНГОВЫХ КОРОН МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

I. Муниципальные образования "первого уровня":

I.1.Городской округ - золотая башенная корона о пяти видимых зубцах :

I.1.а) Городской округ-административный центр субъекта РФ: золотая башенная корона о пяти видимых зубцах, дополненная лавровым венком того же металла :

I.2. Муниципальный район - золотая корона о пяти видимых заостренных зубцах :
- основной тип:

Допустимый тип:

II. Муниципальные образования "второго уровня":

II.1. Городское поселение - золотая башенная корона о трех видимых зубцах :

II.1.а) Городское поселение-административный центр субъекта РФ - золотая башенная корона о трех видимых зубцах, дополненная лавровым венком того же металла :

II.1.б) Городское поселение-административный центр муниципального района - золотая башенная корона о трех видимых зубцах, дополненная гладким обручем с рельефными орнаментальными бортиками :

II.2. Сельское поселение - золотая корона о трех видимых заостренных зубцах :
- основной тип:

Допустимый тип:

II.2.а) Сельское поселение-административный центр муниципального района - золотая корона о трех видимых заостренных зубцах, дополненная гладким обручем с рельефными орнаментальными бортиками :

II.3. Внутригородская территория города федерального подчинения (муниципальное образование на территории гг. Москва и Санкт-Петербург) - золотая башенная корона без зубцов .