Взятие казанского царства краткое содержание. Казанское взятие в искусстве. Как на все это смотреть нам

Всеволод Игоревич МЕРКУЛОВ
журнал "Русский Дом", октябрь 2007

В течение нескольких веков главной заботой русских князей была оборона своей земли от грабительских татарских набегов. Освобождение от даннической зависимости лишь отчасти этому способствовало. Набеги продолжались и через два столетия после разгрома Золотой орды. Наконец русские дружины сами повернули оружие на восток, и после ряда неудач, в октябре 1552 года, было разгромлено Казанское ханство

Казанское ханство появилось после разгрома Золотой орды, но не играло самостоятельной политической роли, зачастую оказываясь под влиянием ставленников Крымского ханства. С его подачи казанский хан Сафа-Гирей, признавший вассальную зависимость от Турции, возобновил грабительские набеги на русские земли. Попытки Москвы дипломатически решить эту проблему оказались безрезультатными. Однако и первые военные операции не привели к успеху.

Иван Грозный начал подготовку к новому походу на Казань, приказав возвести в 30 км от неё опорную крепость Свияжск. Основную силу русского войска составляла конница, но вместе с ней появились первые регулярные части - стрельцы, а также артиллерийские "наряды". Летом 1552 года во главе основных военных сил царь выступил к Коломне. В это время крымский хан Девлет-Гирей, стремясь воспрепятствовать походу, вторгся в русские пределы. Он предполагал, что Иван Грозный уже осадил Казань и будет вынужден повернуть назад, чтобы оборонить свои земли. Но на своём пути крымские татары неожиданно встретили главные силы русской армии и бежали "с великим срамом", бросив пушки и обозы. Дорога на Казанское ханство была открыта.

В конце августа 1552 года русское войско подошло к Казани. В летописи говорится, что начало осады было омрачено сильным ураганом, повалившим русские шатры и потопившим многие корабли на Волге. Но Иван Грозный объявил, что не отойдёт от города до его полной сдачи. Вокруг Казани возвели две осадные линии и начали рыть подкопы под ворота и под тайник у реки Казанки, где находился водоисточник. После пяти недель осады русским войскам удалось прорваться в город, штурм начался с возгласами "С нами Бог!". Мощный взрыв пороховых бочек, заложенных в подкопы, разрушил ворота и часть стены. Тяжёлая битва развернулась на улочках города, но вскоре руководивший штурмом князь Воротынский послал сообщить царю: "Радуйся, благочестивый самодержец! Казань - наша, её царь в плену, войско истреблено". Это случилось 15 октября 1552 года.

Со взятия Казани свободу обрели более ста тысяч угнанных в плен людей, среди которых были, конечно, не только русские. К слову, в самой Казани осталось несколько десятков тысяч "кряшенов", то есть татар, принявших православие. Русская власть многими из них была принята с облегчением, так как она обещала не только сохранение культурных традиций, но и послабление в различных поборах. На сторону Москвы переходили отдельные татарские князья, признавая главенство Русского государства.

Казалось бы, оценка исторических событий, связанных с покорением Казанского ханства, может быть только однозначной. Однако в последнее время всё чаще и чаще предпринимаются попытки пересмотреть историю. Зачастую это не просто иной взгляд на известные факты, но намеренное искажение действительности в угоду региональным политическим интересам. К сожалению, федеральная власть старается не замечать этих попыток, и они не встречают должного отпора со стороны официальной государственной доктрины, которая попросту отсутствует.

Однажды в журнале "Власть" (№ 13 за 2000 год) была опубликована заметка под названием "Россия меняет школьную программу по истории…". За громким утверждением скрывались, главным образом, претензии к общепринятой трактовке исторических обстоятельств, благодаря которым Казань была включена в состав Русского государства. В частности, говорилось, что "татары-мусульмане утверждают, что их воинственные предки заложили основы современного российского государства. Из учебников для старших классов будут изъяты оскорбительные для татар материалы о периоде с IX по XVII век". Подобные претензии можно признать разве что блефом, исходящим от региональных кланов, стремящихся к возрождению татаро-монгольского ханства.

Именно так уже окрестили интриги, связанные с принятием в Думе Договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном, противоречащего Конституции и угрожающего целостности страны. Один из парламентариев прямо указал на то, что "сегодня правовая система Татарстана обособляется от России. В результате получается, что на территории РФ создаётся татаро-монгольское ханство, мы откатываемся в древнюю историю, которая потребует опять каких-то чудовищных государственных усилий по воссоединению страны".

Вместе с тем в Казани регулярно проходят митинги, посвящённые Дню памяти татар, погибших при взятии Казани царём Иваном Грозным. Именно на них принимаются "резолюции" о полной независимости Татарстана и создании "конфедерации поволжских республик Идель". На одном из таких мероприятий его участники, не стесняясь, сжигали портреты Ивана Грозного и плакаты с российской государственной символикой.

Следующим шагом будет обвинение русских в "оккупации"? Другое дело, что пока его вряд ли поддержит подавляющее большинство населения Татарстана. Но и оно сейчас подвергается невиданному идеологическому давлению, а подрастающее поколение вынуждено воспринимать ущербную трактовку истории. В приведённой заметке из журнала "Власть" проскользнула фраза о том, на кого рассчитывают авторы псевдоисторических измышлений: "Порадуются и читатели - потомки монголов, которые объединились с татарами во времена ханов…". Но радуются этому пока только сепаратисты, начинающие формировать свою инфраструктуру по всему Поволжью. Им очень хочется вооружить "потомков монголов", пусть даже вымышленных, антирусской идеологией и ненавистью к России.

Тем не менее, стараниями "ведущих" методистов и авторов учебников система школьного исторического образования уже сейчас сильно пострадала. А ведь её огромную значимость нельзя недооценивать! Это лишь внешняя сторона невиданной идеологической диверсии, но и её последствия могут стать поистине необратимыми. Спецслужбам же давно пора обратить внимание на организационную и скрытую от глаз простого обывателя деятельность, которую татарские националисты ведут на всех уровнях. Конечно, если мы не хотим повторения чеченских событий в Поволжье, способных расколоть Россию на части.

Чувствуется здесь и рука западных недоброжелателей России. Именно сейчас на нашу страну обрушился целый шквал "учебной" литературы, зачастую не отвечающей ни интересам российской государственной политики, ни обычным нормам, предъявляемым к образовательным пособиям. Неудивительно, что издаётся она на средства солидных иностранных фондов. На фоне кризиса русской академической науки появляются новые "специалисты", претендующие на объяснение тех или иных событий русской истории.

Вот один из примеров. 3 февраля 2004 года Совет Европы выступил с предложением к многонациональным государствам, к каковым, по мнению этой титулованной международной организации, относится и Россия, пересмотреть принципы преподавания истории. Руководитель одного из курируемых в Страсбурге проектов, некто Т. Минкина, в интервью "Интерфаксу" заявила следующее: "Фактически до сегодняшнего дня история везде подавалась таким образом, что она разделяла людей. В каждой стране акцент делался на титульной нации, при этом её тесная взаимосвязь с соседями, как правило, учитывалась явно недостаточно. Идея же Совета Европы состоит в том, чтобы история не разделяла, а объединяла… Особенно ярким примером здесь является Россия, где ситуация ещё усугубляется разностью подходов в изложении истории федеральным центром и регионами".

Действительно, некоторые регионы России уже сейчас претендуют на самостоятельное освещение известных исторических событий. Имела ли Т. Минкина в виду Татарстан? Но именно здесь историки-сепаратисты активно продвигают доктрину "нового ханства". Наверное, сказать, что это наносит урон исторической концепции Российского государства, будет слишком мягко. Сразу оговоримся, что речь идёт об официальной исторической доктрине, которая должна быть монолитной идеологической основой государственной политики, а не о сугубо научных оценках и дискуссиях, о которых рядовой гражданин имеет полное право не знать.

В этом смысле историческая концепция России должна представлять собой чёткую систему изложения и интерпретации событий прошлого. В том числе и таких событий, которые кому-то могут показаться неоднозначными, не являясь по сути таковыми. Мы должны принимать историю такой, какой она была в действительности. Причём именно официальная историческая система должна преобладать не только на федеральном, но и на местном уровне во всех регионах страны, что будет служить залогом её стабильности и неделимости. В полной мере это относится и к оценке присоединения Казанского ханства Иваном Грозным к России.

Пока же многие региональные исторические концепции, являясь откровенно антирусскими, стремятся обосновать местный национальный сепаратизм и потенциально угрожают национальной безопасности государства. В таких случаях история явно выходит за рамки научного исследования и становится политическим орудием. Причём таким орудием, скрытую мощь которого принято не замечать.

Официальная историческая доктрина Российского государства, конечно, не должна "разъединять людей". Но она не может также действовать и в ущерб государственной идеологии в стране, где подавляющее большинство населения относит себя к русскому народу. И формирование единой нации будет возможно прежде всего на основе уважения к русской истории. Той истории, которая не придумана для нас ни на Западе, ни на Востоке, но опирается на факты и реальность и нацелена в будущее.

А войску нашему правитель - Бог, а не человек: как Бог даст, так и будет.

Иван Грозный

В 1550-х начинает целый ряд военных походов на Восток. Причина этих походов банальна – Золотая Орда утратила былую мощь, и появилась возможность присоединить к России новые земли, в частности Казани. Присоединение Казанского ханства к России произошло в 1552 году, в ходе удачного похода, которым руководил Иван Грозный. Этот успех удался русскому войску лишь после длительной осады столицы Казанского ханства, а также множества обещаний, данных царем местному населению. В результате Казань была присоединена к России, в составе которой и находится уже более 500 лет.

Казанское ханство перед вхождением в состав России

В 15 веке Золотая Орда, великое монгольское государство, распадается на множество ханств (для монголов начался период раздробленности; этот период был пройден Русью 2,5 века назад).

В 1447 году образовывается Казанское ханство. Центральными городами ханства стали Казань и Алат. Основу населения составляли татары, кроме них жили также ногайцы, башкиры, мордва и чуваши. Как известно, представители последних трех этнических групп уже входили в состав тогдашней России, что могло существенно упростить процесс присоединения Казанского ханства в будущем. Всего население не превышало 450 тысяч человек. Несмотря на большое количество нетатарских народов, государственной религией Казанского ханства был ислам.

Карта Казанских походов Ивана Грозного

Причины присоединения Казани к России

  1. Казанское ханство находилось в Поволжье, где занимало очень выгодное географическое положение. Через государство проходило несколько торговых путей, связывающих Восточную Европу и регион Каспийского моря. Этот факт был одним из главных факторов, почему правители Москвы были заинтересованы в присоединении этих земель.
  2. Агрессивная политика ханства в отношении Москвы, также заставляла Россию думать о силовом усмирении региона. Так, татарские войска из Казани в течении 15-16 веков совершали неоднократные нападения на города и села России. Они грабили Кострому, Владимир и даже Вологду.

В целом, отношения Москвы и Казанского царства в XV-XVI веках характеризовались большим количеством войн. На момент вхождения Казани с состав России, то есть фактически за сто лет с 1450 по 1550 историки насчитывают восемь войн, а также множество татарских грабительских походов на земли Москвы. В 1532 году ханом Казани стал Джан-Али, фактически московский ставленник, после этого отношения между государствами начали улучшаться.

Однако в 1535 году его убивают, а ханом становится приехавший из Крыма Сафа-Гирей, человек, который уже был ханом, и часто ходил на территорию Московского царства с военными походами. Этот факт не мог устраивать царя Василия 3, который в 1535 году объявил Казани войну. Несмотря на частые перерывы в войне, фактически она продолжалась до присоединения Казанского ханства Россией в 1552 году.

Присоединение Казани

В 1547 году новым правителем Москвы стал Иван Грозный. В этом же году он начинает Казанские походы, целью которых была победа над ханством. Всего состоялось три похода:

  • Первый поход (1547-1548). Основные битвы проходили в феврале-марте 1548 года недалеко от Казани, однако из-за погодных условий и неподготовленности армии Москвы, Иван Грозный решил отступить.
  • Второй поход (1549-1550). Не прошло и года, как Иван 4 приказал готовиться ко второму походу. Главная причина – смерть хана Сафа-Гирея. Этот поход также закончился неудачей, однако на пограничье была построена крепость Свияжск, которая должна была стать плацдармом для следующего похода.
  • Третий поход (1552). Увенчался успехом и Казанское ханство пало.

Как происходило присоединение

После нескольких неудач Иван Грозный сделал выводы и не стал спешить, занявшись реорганизацией армии. Купечество Москвы массово выделяло деньги царю, так как захват Волжской территории увеличил бы их доход. В итоге в начале 1552 года царь собрал армию из 150 тысяч человек, которая должна была через полгода выступить в поход на Казань.

Крымские татары, союзники Казани, решили помочь и совершить нападение на Москву с юго-запада, заставив отказаться от похода на Казань. Однако войска Ивана Грозного не просто полностью разбили татарское войско хана Дивлет-Гирея, но и решили продолжить успех и без остановки и перерыва сразу же пойти в поход на Казань.

Татары оказались не готовыми к такому повороту. В августе 1552 года началась осада Казани. Войска Москвы взяли вражескую столицу в несколько плотных колец. Осада длилась больше двух месяцев, однако Казань не сдавалась. Тогда боярину Ивану Выродкову было доверено возглавить отряд саперов, которые заминировали часть стены Казанской крепости. В результате взрыва стена рухнула, и московские войска смогли проникнуть в город. 2 октября войска Ивана Грозного полностью захватили столицу Казанского ханства. Через неделю большая часть войска вернулась в Москву, а в Казани остался гарнизон во главе с князем Горбатым-Шуйским. Фактически на этом присоединение Казанского ханства к России было завершено.

Результаты войны с Казанским ханством


После захвата Казани представители Московского царя распространяли среди населения ханства весть о том, что Казань входит в состав России, но при этом населению гарантируется право сохранить свое вероисповедание. После окончания Казанских походов Россия включала в свой состав территорию Среднего Поволжья. Это создавало благоприятные условия для дальнейших походов на Урал и Сибирь, а также для захвата Астраханского ханства с целью установить полный контроль над Волгой. Также присоединение Казани благоприятно повлияло на развитие торговых связей России с народами Кавказа и странами Востока.

Примечательно, что Россия никогда не узурпировала покоренный народ. Им оставлялось практически все богатство, не менялась религия, не было этнических чисток. То есть не было всего того, без чего не мыслимы завоевательные походы, например, Англии (вспомним Индию).

В марте 1549 года в возрасте 39 лет скоропостижно скончался Сафа-Гирей, не успев объявить своего преемника. У него было несколько жен и четверо сыновей. Двое взрослых жили тогда в Крыму и один из них, Буляк-Гирей, после смерти отца был приглашен ханом в Казань, но эту кандидатуру отвели сами же казанцы. Еще один сын Сафы-Гирея, от русской жены, не имел права на трон, и остался самый младший сын Утямиш-Гирей, которому было всего два года. Его и выбрали новым казанским ханом, назначив ему регентшей его мать Сююмбике. Портрет Сююмбике

Имя Сююмбике хорошо известно учащимся, но многие еще не знают ее истории. То, что она была дочерью ногайского князя Юсуфа, мы уже говорили выше. Юсуф же происходил из рода, прославленного Идегея: он был правнуком Нуретдина, младшего сына Идегея, следовательно, последний являлся пращуром (отец прадеда) Сююмбике. В этом отношении Сююмбике и Нур-Салтан были даже родственницами: дед Нур-Салтан и прапрадед Сююмбике являлись родными братьями, сыновьями Идегея.

Сююмбике приехала в Казань в августе 1533 года и была увезена в августе 1551-го... После того как убили Джан-Али, она вышла замуж за Сафу-Гирея, с которым жила 14 лет в любви и согласии, и в 1546 году у нее родился поздний ребенок Утямиш-Гирей. Несмотря на то, что Сююмбике была самой молодой среди других жен Сафы-Гирея, она считалась старшей по своему положению, ибо была его любимой женой. Как сообщают русские летописи, она была «велми красну и мудру», т.е. очень красивой и мудрой. О татарских преданиях и байтах и говорить не приходится на этот счет – ее красота и благородство в них воспеваются. Имя Сююмбике в истории татарского народа является символом борца за свободу и независимость.

А теперь кратко обратимся к событиям самого последнего периода существования Казанского ханства, оставившим трагический след в истории татарского народа, незаживаемую рану в его душе.

В Казани было сформировано правительство во главе с крымским огланом Кучаком, начальником гарнизона. То, что гражданская и военная власть сосредоточилась в руках одного человека, должно было сыграть большую роль в этот труднейший период. Однако правительство было создано лишь спустя три месяца после смерти Сафы-Гирея. Таким образом, было упущено драгоценное время для мобилизации армии и приведения ее в боевую готовность. Московское руководство тем временем готовилось к новым походам на Казань.

С конца 1540-х годов начались общеизвестные в истории «казанские походы Ивана Грозного», руководимые самим Иваном IV, когда он достиг совершеннолетия, и в 1547 году впервые в истории существования Русского государства был объявлен царем (все правители до него, как мы знаем, носили титул «великий князь»). Идейными наставниками молодого царя, сыгравшими определяющую роль в формировании его крайней воинственности и захватнических взглядов, стали два человека. Один из них – митрополит Макарий, он же глава царского правительства, т.е. второй человек в государстве после царя. Другой его идейный вождь – уже названный выше Иван Пересветов, который в своих письмах к царю и публицистических сочинениях постоянно призывал его к завоеванию Казанского ханства. Как справедливо подчеркнул крупнейший русско-советский историк, запрещенный в годы сталинизма, академик М.Н.Покровский, И.Пересветов «требовал завоеваний. Прежде всего завоеваний Казани, а затем вообще наступательной, завоевательной войны».

Иван Грозный отличался своей безнравственной жизнью и человеконенавистническими действиями, и от созданной им системы террора пострадал прежде всего сам русский народ. В отношении же покоренных им народов он проводил политику истребления. Это началось именно с его казанских походов, приведших к завоеванию и ликвидации Казанского ханства.

Итак, события развертывались в следующем порядке. В конце 1548 года царь совместно с митрополитом пошли в поход на татар, однако он был настолько неорганизован, что затянулся до начала марта 1549 года, и «полководцы» вернулись в Москву с пустыми руками. Повторили поход зимой 1550 года, снова во главе с самим царем и... снова неудачно – опять, как и в прошлый раз, начались распутица, дожди, «теплота», «мокрота великая», как отмечают с сожалением русские летописи. Тут, конечно, не «теплота» и не «мокрота» виноваты, а виновата бездарность организаторов. Однако и казанское правительство, несмотря на то, что русская армия целых 13 дней без дела стояла под Казанью, не смогло предпринять каких-либо серьезных мер для нанесения удара по врагу.

После этих столь неудачных походов в Москве была составлена широкая и серьезная программа завоевания Казанского ханства. В ее разработке участвовали знатоки военного дела того времени, государственные и церковные деятели с приглашением специалистов из Западной Европы, а также тех казанцев-перебежчиков, которые хорошо знали сильные и слабые стороны военно-государственного устройства Казанского ханства. Была усовершенствована армия (кстати, воспользовались примером Крыма и Турции в организации передовых корпусов и назвали их стрелецкими), усилена артиллерия, при инспектировании и ближайшем участии немецких и английских подрывников были созданы инженерные войска для взрыва неприступных стен Казани.

Одним из серьезных достижений военно-стратегического плана завоевания Казанского ханства было сооружение на его земле, всего в 30 км от самой Казани, Свияжской крепости как сильного опорного пункта в наступательной операции. Свияжск был построен в кратчайший срок – всего за 28 дней с 24 мая 1551 года, для чего из Углича были привезены по Волге заранее подготовленные части будущей крепости. Свияжск стал не только сильнейшим для того времени опорным пунктом, удобной базой для действующей армии, но и своего рода военно-политическим центром Горной стороны, т. е. доброй половины ханства на западе. Оторванность Горной стороны лишила Казанское ханство значительных экономических и людских (прежде всего воинских) ресурсов в предстоящей войне. Сооружение этого опорного пункта дало русским большие возможности для оккупирования основных речных (Волга, Кама, Свияга, Вятка) и сухопутных путей, блокировав тем самым столицу, в которой созревал серьезный политический кризис.

Возникла большая оппозиция Кучаку, готовился явный переворот. Кучак сбежал с небольшим отрядом, но был пойман русскими в устье Вятки и отправлен в Москву, где его публично казнили. В Казани было образовано новое правительство во главе с Худай-Кулом (это не Петр Ибрагимович, а другой человек) и Нурали Ширином, сыном известного нам Булат Ширина. В Москву отправили посольство с условиями перемирия. Русское правительство потребовало принять в Казань ханом Шах-Али, а Сююмбике со своим сыном отправить в Москву. В случае невыполнения казанцами этого условия Москва пригрозила расторгнуть договор и немедленно ввести в Казань войска.

Сююмбике понимала всю сложность положения: ханство расколото на две части, контролируются почти все основные пути подхода к столице, возникла практически нулевая возможность сбора ополченской армии. Будучи еще малоопытной в государственном управлении, она поверила, что московское руководство не станет вводить войска в Казань в случае ее пленения и назначения ханом Шах-Али, и пожертвовала собою в целях сохранения государства. Ее шаг можно было бы назвать исключительно мудрым, если бы она имела дело с нормальным, цивилизованным противником. А противник обманул ее: вопреки своим обещаниям, через год завоевал Казань. В Казань прибыл доверенный русского царя князь Серебряный и увез Сююмбике и Утямиш-Гирея с огромным добром государства.

Сююмбике была навсегда разлучена со своим народом, родиной, наконец, с единственным ребенком и насильно выдана замуж за того же Шах-Али, когда он после падения Казани стал касимовским ханом. Последние годы ее жизни прошли в большом горе и страданиях. В письмах ее отца Юсуфа Ивану Грозному с законными претензиями и большой обидой говорится о том, что Шах-Али замучил ее. А ее сын Утямиш-Гирей был крещен под именем Александр, жил до 1564 года и умер в возрасте 18 лет (причины его смерти не известны). Похоронен он, как и Худай-Кул, т.е. Петр Ибрагимович, в Архангельском соборе Московского Кремля.

Итак, казанский престол в третий раз получил Шах-Али – все тот же ненавистный казанским татарам урод-политик, урод-человек, «русский ставленник», по определению К.Маркса.

На отрыв Горной стороны бурно отреагировала татарская общественность на съезде-курултае, проходившем 14 августа 1551 года в день приезда Шах-Али. Несмотря на сильное возражение Казани против захвата этой территории, Москва ни на какие уступки не пошла, сославшись на «волью божью» в этом деле. Под угрозой начала войны татары вынуждены были подписать договор, после чего и западная половина ханства отошла к России. Москва поставила крайне жесткие требования об освобождении всех русских пленных, «забыв» о татарских невольниках в России. Начались волнения среди татар, возник заговор против Шах-Али и московских посланников, но он был ликвидирован коварством и предательством хана. В центре Казани русские стрельцы устроили настоящую резню – было убито более 70 татар, среди них видные князья и военачальники.

Москва решила перейти к жестким мерам: заменить Шах-Али русским наместником, отторгнуть к России и восточную половину ханства. Этот вопрос обсуждался в царском правительстве в присутствии задержанных там татарских послов, в том числе и Нурали Ширина. Решили оставить Казанское ханство на автономных правах, заменив хана наместником Москвы, освободив всех русских пленных, но не изменив внутреннего устройства ханства и возвратив ему Горную сторону. Татарских послов фактически заставили подписать это соглашение.

В феврале 1552 года в Казань для низложения хана прибыл русский посол Алексей Адашев, который потребовал от Шах-Али разрешения на въезд в город русского наместника и сдать ему Казань. Шах-Али отказался открыть городские ворота московскому войску, но отрекся от престола и уехал в Москву, исполнив волю Ивана Грозного – уничтожить казанский артиллерийский арсенал. Взял он с собой и большое число заложников – более 80 татарских князей и мурз. 9 марта русский наместник Семен Микулинский выехал из Свияжска в Казань в сопровождении усиленного войска, взяв с собой татарских заложников, привезенных туда Шах-Али по пути в Москву. Но казанцы закрыли перед ним ворота. В город вернулся дух вольности, рухнул план Москвы сделать Казанское ханство провинцией России. Наместник уехал обратно вместе с заложниками (потом их ликвидировали). В Казани было организовано временное правительство во главе с князем Чапкуном Отучем.

Новое правительство решительно поставило своей целью организовать борьбу за национальную независимость. Оставшиеся в городе стрельцы были перебиты. Послали приглашение в ханы астраханскому царевичу Ядигеру, находившемуся в это время в Ногайской Орде. Одновременно успешными боевыми операциями отбили Горную сторону, кроме Свияжска. В начале марта в Казань прибыл 30-летний Ядигер и занял престол. Татары воспряли духом, в городе воцарилось приподнятое, патриотическое настроение.

Москва окончательно перешла к решительным действиям. 150-тысячная русская армия во главе с царем в июне отправилась на Казань и в начале августа прибыла в Свияжск. 23 августа армия Ивана Грозного перешла Волгу и со значительно превосходящими силами осадила Казань, к тому же она имела 150 пушек и специально подготовленную группу подрывников-минеров под руководством английского инженера Бутлера (великий русский химик казанец А.М.Бутлеров своей родословной восходит к нему).

Первая вылазка казанцев произошла 23 августа – татары ударили по передовым рядам противника и отошли, не прорвав их, по причине несравнимо большего числа русских. Через несколько дней целое армейское соединение князя Горбатого-Шуйского ликвидировало войско пригородных ополченцев-татар, возглавляемое Яушом и Япанчой. Другой отряд с боями дошел до Арска и, как мы уже знаем, вернулся оттуда с богатой добычей и большим числом пленных. Несчастных привязали к колышкам перед городскими укреплениями и заставили просить своих сородичей сдаться русским.

Тем временем кольцо вокруг Казани все более сжималось, и возникла большая опасность прорыва обороны у главных казанских ворот – Ханских и Арских. Произошел взрыв стены между ними, но защитники быстро ликвидировали брешь в укреплениях. 5 сентября взорвали под Муралеевой башней подземный ход, ведущий к единственно оставшемуся роднику с чистой водой. Осажденные вынуждены были брать воду из «поганых» озер, в результате чего среди части горожан началась эпидемия. 30 сентября русские устроили очередной взрыв у Арских ворот, но казанцы снова не пустили их в город. Посланцы Грозного обратились к осажденным с требованием сдаться, но получили решительный отказ. Татары поклялись защищать свой город, свою землю до последней капли крови.

На 2 октября было назначено общее наступление на Казань. Накануне провели сильную артподготовку. Никто не спал той ночью: казанцы готовились к последней, решающей схватке с врагом, русские заняли свои наступательные позиции в ожидании общего сигнала к атаке. И вот перед рассветом у Аталы-ковых и Ногайских ворот одновременно произошли два мощнейших взрыва – в общей сложности там было заложено 48 больших бочек пороха. В городских укреплениях образовались два огромных прорыва, восстановить которые было уже невозможно, и через них в город ринулось полчище русских воинов. Началась страшная битва. Однако численный перевес был явно на стороне противника и он все более начинал теснить осажденных.

Но тут победа чуть было не склонилась в пользу татар: московиты стали грабить дома, клети, амбары, началось самое настоящее мародерство. Увидев все это и испытав мощный подъем сил, татары набросились на врага. С криком «секут, секут!» (так и передано в летописях) русские начали бежать. Однако Иван Грозный ввел в бой свой 20-тысячный резерв, к тому же, взяв в руки «священное» знамя, сам встал у Ханских ворот, воодушевляя своих соколов на войну за «святое» дело. Свежая русская сила начала теснить татар к кремлю.

Здесь произошла последняя битва. Во главе защитников города стояли Ядигер-хан и Кул Шариф, глава всех мусульман страны. Сеид героически пал в бою, к полудню был взят в плен Ядигер. Самым последним оплотом казанцев стал «Царев двор», где собралось до 10 тысяч оставшихся в живых воинов-татар. Вдруг выступили вперед женщины из ханского дворца, но враги и их не пощадили. Последние 6 тысяч татар прорвались из крепости к Казанке, но встретились с новыми силами из соединения Курбского. Лишь незначительная часть казанцев смогла перейти Казанку и уйти в леса.

В городе началась резня. Русские источники (Царственная книга, Никоновская и другие летописи, «Казанская история») сообщают, что мужчин перебили, а женщин и детей раздали русским воинам. Кровь татарская текла рекой, трудно было пройти через множество валявшихся трупов. Ими были переполнены берега Казанки под кремлем, ямы, овраги, рвы оборонительных укреплений; местами их кучи доходили до высоты городских стен. В 3 часа дня в город въехал на коне Иван Грозный, для чего с трудом очистили проход длиной всего в сто шагов от Муралеевых ворот до ханского дворца. Казань пала, Казанское ханство перестало существовать. Последнего казанского хана Ядигера увезли в Москву и крестили под именем Симеона. Были уничтожены правительство и войско, ликвидированы все государственные структуры. Управлять Казанью был поставлен московский наместник Горбатый-Шуйский. Однако татары и другие народы Казанского ханства не прекратили борьбу за свою независимость, хотя она приобрела теперь стихийный характер – форму народной борьбы. Заказанье, Горная сторона и марийский край были охвачены восстаниями, общее руководство которыми взял в свои руки князь Мамыш-Берди. Своей ставкой он избрал хорошо укрепленный Чалымский городок на высоком левом берегу Волги на марийской земле. Возникла крепость и на Арской стороне, в верховьях реки Меши.

Повстанцы достигли вначале значительных успехов – разбили и уничтожили правительственные войска, высланные против них из Казани и Свияжска. Из Сарайчика пригласили в ханы Али-Акрама, брата Сююмбике. Его отец, известный нам князь Юсуф, собрал 100-тысячное войско для помощи казанцам, но в дело вмешался глава Ногайского княжества Исмаил, подкупленный перед завоеванием Казанского ханства московским правительством в целях ликвидации казанско-ногайской коалиции. Исмаил пригрозил Юсуфу войной, и помощь ногайцев, которая совместно с самими казанцами могла бы восстановить Казанское ханство, не состоялась.

Тем временем Москва начала карательные действия против повстанцев. Все лето 1553 года по берегам Волги, Камы, Вятки и Свияги ходили войсковые части, руководимые Адашевым, Микулинским, Шереметьевым, Морозовым, Курбским, оставившими кровавый след в казанских событиях 1552 года. Эти войска пленяли и убивали татар, марийцев, чувашей, грабили и сжигали деревни, в целом терроризировали население всей казанской земли. Как отметил потом известный русский историк С.М.Соловьев, только зимой 1554 года каратели «страшно опустошили всю страну, вверх по Каме ходили на 250 верст, взяли в плен 6000 мужчин, 15000 женщин и детей».

Народная война в течение 1554 – 1555 годов шла с переменным успехом. Однако позднее отряд Мстиславского устроил новое опустошение, пленил и казнил людей тысячами. Весной 1556 года войско Морозова окружило Чалымский городок и повторило там казанский вариант взрывных работ 1552 года. Крепость пала, Али-Акрам был убит, а Мамыш-Берди под усиленным конвоем отправлен в Москву и там казнен. Восстановившееся в какой-то степени Казанское ханство было ликвидировано окончательно. Но народная война за свободу и независимость не прекращалась.

Теперь же попытаемся кратко перечислить основные причины поражения татар в 1552 году:

1. Наличие противника Казанского ханства в лице Русского государства, общая агрессивная политика которого приобрела с 40-х годовXVI века форму экспансионистских, завоевательных войн на востоке при крайне враждебном отношении воинствующей церкви к татарам-мусульманам («басурмане», «антихристы», «нечестивцы», «поганые», «татарва», «мерзость казанская» и др.).

2. Отсутствие ополченской армии Казанского ханства, т.е. армии всей страны, общая мобилизация которой стала невозможной после возникновения Свияжской крепости с одновременным отторжением западной половины государства и блокированием основных водных и сухопутных дорог всей казанской земли, что привело в конечном счете к изоляции столицы государства.

3. Ликвидация артиллерийского арсенала Казани в решающий момент защиты города и ханства, проведенная по указке царского правительства.

4. Отсутствие единства среди самих татар, особенно в руководстве страны, в ответственный период защиты целостности государства в конце 40 – начале 50-х годов. Антинародная, антигосударственная политика Шах-Али, Кель-Ахмеда, ногайского князя Исмаила, других предателей, созданная и постоянно поддерживаемая правительством Ивана Грозного и органами самодержавно-церковной идеологии.

5. Активная дипломатическая и иная работа Москвы с целью помешать созданию казанско-ногайской, казанско-крым-ской и казанско-сибирской коалиций в общей борьбе против вторжения с запада. Слабость казанской дипломатии в этом плане, в поисках новых союзников как за пределами государства, так и внутри страны. Недостаточная деятельность даже некоторых известных государственных деятелей (Булат и Нурали Ширины, Гаухаршад, Боюрган, Чура Нарыков, Кучак и др.) в создании единства политических и общественных сил, отсутствие сплоченности работы ханского аппарата и правительства.

В течение нескольких веков главной заботой русских князей была оборона своей земли от грабительских татарских набегов. Освобождение от даннической зависимости лишь отчасти этому способствовало. Набеги продолжались и через два столетия после разгрома Золотой орды. Наконец русские дружины сами повернули оружие на восток, и после ряда неудач, в октябре 1552 года, было разгромлено Казанское ханство

Казанское ханство появилось после разгрома Золотой орды, но не играло самостоятельной политической роли, зачастую оказываясь под влиянием ставленников Крымского ханства. С его подачи казанский хан Сафа-Гирей, признавший вассальную зависимость от Турции, возобновил грабительские набеги на русские земли. Попытки Москвы дипломатически решить эту проблему оказались безрезультатными. Однако и первые военные операции не привели к успеху.

Иван Грозный начал подготовку к новому походу на Казань, приказав возвести в 30 км от неё опорную крепость Свияжск. Основную силу русского войска составляла конница, но вместе с ней появились первые регулярные части - стрельцы, а также артиллерийские "наряды". Летом 1552 года во главе основных военных сил царь выступил к Коломне. В это время крымский хан Девлет-Гирей, стремясь воспрепятствовать походу, вторгся в русские пределы. Он предполагал, что Иван Грозный уже осадил Казань и будет вынужден повернуть назад, чтобы оборонить свои земли. Но на своём пути крымские татары неожиданно встретили главные силы русской армии и бежали "с великим срамом", бросив пушки и обозы. Дорога на Казанское ханство была открыта.

В конце августа 1552 года русское войско подошло к Казани. В летописи говорится, что начало осады было омрачено сильным ураганом, повалившим русские шатры и потопившим многие корабли на Волге. Но Иван Грозный объявил, что не отойдёт от города до его полной сдачи. Вокруг Казани возвели две осадные линии и начали рыть подкопы под ворота и под тайник у реки Казанки, где находился водоисточник. После пяти недель осады русским войскам удалось прорваться в город, штурм начался с возгласами "С нами Бог!". Мощный взрыв пороховых бочек, заложенных в подкопы, разрушил ворота и часть стены. Тяжёлая битва развернулась на улочках города, но вскоре руководивший штурмом князь Воротынский послал сообщить царю: "Радуйся, благочестивый самодержец! Казань - наша, её царь в плену, войско истреблено". Это случилось 15 октября 1552 года.

Со взятия Казани свободу обрели более ста тысяч угнанных в плен людей, среди которых были, конечно, не только русские. К слову, в самой Казани осталось несколько десятков тысяч "кряшенов", то есть татар, принявших православие. Русская власть многими из них была принята с облегчением, так как она обещала не только сохранение культурных традиций, но и послабление в различных поборах. На сторону Москвы переходили отдельные татарские князья, признавая главенство Русского государства.

Казалось бы, оценка исторических событий, связанных с покорением Казанского ханства, может быть только однозначной. Однако в последнее время всё чаще и чаще предпринимаются попытки пересмотреть историю. Зачастую это не просто иной взгляд на известные факты, но намеренное искажение действительности в угоду региональным политическим интересам. К сожалению, федеральная власть старается не замечать этих попыток, и они не встречают должного отпора со стороны официальной государственной доктрины, которая попросту отсутствует.

Однажды в журнале "Власть" (№ 13 за 2000 год) была опубликована заметка под названием "Россия меняет школьную программу по истории…". За громким утверждением скрывались, главным образом, претензии к общепринятой трактовке исторических обстоятельств, благодаря которым Казань была включена в состав Русского государства. В частности, говорилось, что "татары-мусульмане утверждают, что их воинственные предки заложили основы современного российского государства. Из учебников для старших классов будут изъяты оскорбительные для татар материалы о периоде с IX по XVII век". Подобные претензии можно признать разве что блефом, исходящим от региональных кланов, стремящихся к возрождению татаро-монгольского ханства.

Именно так уже окрестили интриги, связанные с принятием в Думе Договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном, противоречащего Конституции и угрожающего целостности страны. Один из парламентариев прямо указал на то, что "сегодня правовая система Татарстана обособляется от России. В результате получается, что на территории РФ создаётся татаро-монгольское ханство, мы откатываемся в древнюю историю, которая потребует опять каких-то чудовищных государственных усилий по воссоединению страны".

Вместе с тем в Казани регулярно проходят митинги, посвящённые Дню памяти татар, погибших при взятии Казани царём Иваном Грозным. Именно на них принимаются "резолюции" о полной независимости Татарстана и создании "конфедерации поволжских республик Идель". На одном из таких мероприятий его участники, не стесняясь, сжигали портреты Ивана Грозного и плакаты с российской государственной символикой.

Следующим шагом будет обвинение русских в "оккупации"? Другое дело, что пока его вряд ли поддержит подавляющее большинство населения Татарстана. Но и оно сейчас подвергается невиданному идеологическому давлению, а подрастающее поколение вынуждено воспринимать ущербную трактовку истории. В приведённой заметке из журнала "Власть" проскользнула фраза о том, на кого рассчитывают авторы псевдоисторических измышлений: "Порадуются и читатели - потомки монголов, которые объединились с татарами во времена ханов…". Но радуются этому пока только сепаратисты, начинающие формировать свою инфраструктуру по всему Поволжью. Им очень хочется вооружить "потомков монголов", пусть даже вымышленных, антирусской идеологией и ненавистью к России.

Тем не менее, стараниями "ведущих" методистов и авторов учебников система школьного исторического образования уже сейчас сильно пострадала. А ведь её огромную значимость нельзя недооценивать! Это лишь внешняя сторона невиданной идеологической диверсии, но и её последствия могут стать поистине необратимыми. Спецслужбам же давно пора обратить внимание на организационную и скрытую от глаз простого обывателя деятельность, которую татарские националисты ведут на всех уровнях. Конечно, если мы не хотим повторения чеченских событий в Поволжье, способных расколоть Россию на части.

Чувствуется здесь и рука западных недоброжелателей России. Именно сейчас на нашу страну обрушился целый шквал "учебной" литературы, зачастую не отвечающей ни интересам российской государственной политики, ни обычным нормам, предъявляемым к образовательным пособиям. Неудивительно, что издаётся она на средства солидных иностранных фондов. На фоне кризиса русской академической науки появляются новые "специалисты", претендующие на объяснение тех или иных событий русской истории.

Вот один из примеров. 3 февраля 2004 года Совет Европы выступил с предложением к многонациональным государствам, к каковым, по мнению этой титулованной международной организации, относится и Россия, пересмотреть принципы преподавания истории. Руководитель одного из курируемых в Страсбурге проектов, некто Т. Минкина, в интервью "Интерфаксу" заявила следующее: "Фактически до сегодняшнего дня история везде подавалась таким образом, что она разделяла людей. В каждой стране акцент делался на титульной нации, при этом её тесная взаимосвязь с соседями, как правило, учитывалась явно недостаточно. Идея же Совета Европы состоит в том, чтобы история не разделяла, а объединяла… Особенно ярким примером здесь является Россия, где ситуация ещё усугубляется разностью подходов в изложении истории федеральным центром и регионами".

Действительно, некоторые регионы России уже сейчас претендуют на самостоятельное освещение известных исторических событий. Имела ли Т. Минкина в виду Татарстан? Но именно здесь историки-сепаратисты активно продвигают доктрину "нового ханства". Наверное, сказать, что это наносит урон исторической концепции Российского государства, будет слишком мягко. Сразу оговоримся, что речь идёт об официальной исторической доктрине, которая должна быть монолитной идеологической основой государственной политики, а не о сугубо научных оценках и дискуссиях, о которых рядовой гражданин имеет полное право не знать.

В этом смысле историческая концепция России должна представлять собой чёткую систему изложения и интерпретации событий прошлого. В том числе и таких событий, которые кому-то могут показаться неоднозначными, не являясь по сути таковыми. Мы должны принимать историю такой, какой она была в действительности. Причём именно официальная историческая система должна преобладать не только на федеральном, но и на местном уровне во всех регионах страны, что будет служить залогом её стабильности и неделимости. В полной мере это относится и к оценке присоединения Казанского ханства Иваном Грозным к России.

Пока же многие региональные исторические концепции, являясь откровенно антирусскими, стремятся обосновать местный национальный сепаратизм и потенциально угрожают национальной безопасности государства. В таких случаях история явно выходит за рамки научного исследования и становится политическим орудием. Причём таким орудием, скрытую мощь которого принято не замечать.

Официальная историческая доктрина Российского государства, конечно, не должна "разъединять людей". Но она не может также действовать и в ущерб государственной идеологии в стране, где подавляющее большинство населения относит себя к русскому народу. И формирование единой нации будет возможно прежде всего на основе уважения к русской истории. Той истории, которая не придумана для нас ни на Западе, ни на Востоке, но опирается на факты и реальность и нацелена в будущее.

М ожно ли называть нацией тот народ, который не помнит день и год потери столицы своего независимого государства? К сожалению, на сегодняшний день татар, не знающих этой даты, очень много. Для многих людей дата 15 октября 1552 года не пробуждает никаких ассоциаций. Его часто называют еще и днем поминовения погибших защитников Казани. То, что это дата начала потери нашего государства и колонизации татарских земель, почему то четко не определяют. Это дата начала геноцида и этноцида против татарского народа, который продолжается уже 460 лет. Есть ли в истории человечества народ, который в течении пяти веков смог противостоять и выжить в жесточайших условиях русского колониализма? Есть — и это мы татары!

Но мы как-то начали об этом "забывать". А должно ли забываться такое?! "Когда сражение было окончено в городе была произведена страшная резня, так как русское командование распорядилось произвести поголовное истребление всех мужчин, но немало было убито женщин и детей, а оставшиеся в живых женщины и дети были отданы в рабство русским завоевателям. Огромный город представлял ужасное зрелище: реки крови, в буквальном смысле, текли, заполняя овраги и рвы города и дальше попадая в Идель (Волга), а трупами были завалены все улицы, что невозможно было и шагу ступить; а в некоторых местах гора трупов была равна высотой со стенами Казанского Кремля. Для вьезда Ивана Грозного в город смогли освободить лишь сто метров улицы.

Такова была жестокая расправа христолюбивого русского государства, таково было первое выступление русского государства на путь территориальных завоеваний." Надо сказать Казань защищали не только татарское воинство и жители города, но и воинства народов, проживающих на территории Казанского ханства. В этот день отдавали свои жизни вместе с татарами за свободу общего государства марийцы, чуваши, башкиры и другие. С захватом Казани русскими завоевателями, уничтожением правительства и регулярной армии борьба за свою свободу приобретает, действительно, народный характер.

Район военных действий охватил всю территорию. Русские отряды беспощадно опустошали страну. Они шли от селения к селению, уничтожая все на своем пути, сжигая деревни, отбирая скот, уводя жителей в плен. Война приняла характер, какой то чудовищной бойни. Но татарский народ упорно отстаивал свою независимость, и его в этой борьбе поддерживали народы Казанского ханства, объединившиеся с татарами против чужеземных завоевателей.

Столетиями татары вместе с соседями поднимают восстания против русской империи. На подавление этих восстаний русское государство бросает регулярные армии, которые просто истребляли население. Подумайте только, лишь в одном августе 1740 года на Южном Урале, возле Оренбурга были зверски замучены и убиты около 6 тысяч татар! Только потому что татары отказались креститься. В 1735—1737 годах на территории Идель-Урала было сожжено вместе с людьми 696 татарских деревень, 17 тысяч татар было убито, 5 тысяч выселено, 10 тысяч татарских женщин и детей отдаются в рабство русским.

Это лишь малая часть известных фактов о геноциде татарского народа русским государством и русской православной церковью. Русские колонизаторы не только уменьшали численность непокорного населения, но и разлагали татарское общество изнутри. Уничтожив непримиримую часть духовенства (суфиев), они на службу в духовенство поставили соглашателей, т.е. предателей, создав российский исламский муфтият. Громадная убыль людей и неисчислимый материальный урон нанесли страшный удар по нашему народу.

В войне за независимость погибли тысячи и тысячи жизней, татарский народ лишился лучших своих сыновей и дочерей. Чтобы представить масштабы истребления населения приведем такой пример: в 1552году русских было 8 миллионов, а татар — 6 миллионов; по истечении 455 лет, русских стало 120 миллионов, а татар все те же 6 миллионов. Если составить обыкновенную пропорцию — нас должно было бы быть сейчас 98 миллионов!!! "

Прошло много лет, прежде чем он, вынужденный перейти от городского быта к крестьянскому, утративший свои культурные приобретения, приспособился к новым условиям существования. Страшное понижение культурного уровня, экономический регресс, сопровождавшийся переходом к примитивным формам хозяйства и сокращением всех потребностей, упадок промышленности и торговли, обеднение и убыль населения, отвыкание от активного участия в строительстве государственной и общественной жизни — вот те последствия, которые принесло казанским татарам русское завоевание" и потеря своей государственности.

А 455 летний срок существования на своей земле, но под властью чужого государства характеризуется незнанием родного языка почти 80% татар, распространением пьянства и смешанных браков, отчуждением от своей истории и религии, низким национальным самосознанием. Незнание истинной истории присоединения Казанского ханства породило среди народов Идель -Урала такое явление как празднование добровольного вхождения народов в российскую империю. 13 октября 2007г. в Уфе торжественно отмечали "добровольное" присоединение башкир к России. То что "добровольное присоединение" — это миф показывает численность этих народов, которая за 455 лет добровольного проживания в России никак не увеличилась, а только уменьшалась, у некоторых народов уменьшилась до нуля. 15 октября — это День Памяти не только татарского народа, а всех народов Поволжья и Урала, которые вместе с татарами смогли сохраниться как народы за 455 лет под беспощадной русской властью.