Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека

Все живое, в том числе и человек, подвержены влиянию биологических ритмов. Мы не можем быть постоянно в тонусе, все процессы в нашем организме то замедляются, то активизируются, и все это проходит согласно нашим внутренним биологическим часам.

Изучением биоритмов занимается хронобиология («хронос» — время, «биос» — жизнь). Знания в этой области помогают правильно распределять свое время, наладить правильный режим питания, сна, подобрать лучшие часы для умственной и трудовой деятельности.

Наш организм начинает просыпаться уже в 4 часа. К этому времени возбуждаются центры дыхания. К 5-6 часам «включается» обмен веществ, увеличивается артериальное давление. В 7-8 часов – время усиленного сердцебиения .

С 7 до 9 часов достигает максимальной активности желудочно-кишечный тракт . Это оптимальное время для завтрака, т.к. пища в этот промежуток времени хорошо усваивается и не откладывается в организме в виде жира.

В 9 часов «на высоте» оказывается кратковременная память , что способствует интеллектуальной деятельности. В промежуток от 10 до 12 циркуляция крови по всему организму увеличивается, мозг снабжается кровью, и наступает время его максимальной работоспособности.

С 12 до 13 организм начинает испытывать чувство голода , происходит отток крови к желудку, и, умственная деятельность снижается. К 14 часам происходит спад, возникает сонливость, усталость, падает температура тела . В этот момент организм наименее чувствителен к боли. К 16 часам работоспособность восстанавливается.

Промежуток между 17 и 18 часами считается идеальным для занятий спортом , так как именно тогда у человека идеальная координация движений и хорошая реакция. К 20 часам снижается артериальное давление и температура тела, замедляется обмен веществ .

С 21 часа организм начинает готовиться ко сну , постепенно повышается количество мелатонина, гормона сна и расслабления. С 22 до 4 часов обновляются клетки в организме, отдыхает нервная система . Поэтому недостаток сна в этот промежуток делает человека менее стрессоустойчивым¸ слабым.

Также ученые выяснили, что организм человека подчиняется 3 основным биоритмам : физическому, эмоциональному, интеллектуальному.

Физический биоритм влияет на выносливость, силу, координацию, скорость реакции, на общее физическое состояние, уровень иммунитета. Его период составляет 23 дня. Американские исследователи доказали, что он связан с деятельностью нервной системы. В первой половине цикла человек бодр и силен, во второй половине все его показатели снижены. Но, самыми опасными считаются первый и одиннадцатый день цикла. Именно тогда случаются аварии, различные падения, травмы, напоминают о себе болезни. Специалисты советуют избегать операций, прививок во второй половине цикла, т.к. восстановление организма будет протекать медленнее.

Эмоциональный цикл влияет на творчество, любовь, чувствительность. Его продолжительность составляет 28 дней. Первые 14 дней этого цикла человек бывает чаще всего весел и оптимистичен, хорошо удаются творческие работы, вторые 14 дней – менее дружелюбен и открыт, а во время смены этих периодов многие чувствуют раздражительность, становятся вспыльчивыми и агрессивными, теряют контроль над собой.

Интеллектуальный биоритм влияет на умственные способности человека, его период составляет 33 дня. Некоторые ученые считают, что этот биоритм связан с секрецией щитовидной железы. Как и в предыдущих биоритмах, в первые дни цикла идет подъем: информация легко воспринимается и усваивается, поставленные задачи решаются мгновенно, а в оставшиеся 16,5 дней способность логически мыслить уменьшается. В 1 и 17 дни цикла лучше не браться за решение серьезных задач, отложить важные вопросы на другое время. Чтобы знать время спада- подъема ваших биоритмов, их необходимо рассчитать, опираясь на дату рождения.

Человек живет, подчиняясь целому ряду биоритмов, и, прислушиваясь к своему организму, мы можем многого добиться и достичь. Минуты слабости также естественны, поэтому следует любить и беречь себя, а не изводить мыслями о лени и тунеядстве.

Тюкова Александра

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

«Человек – один из видов животного царства со сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, в значительной мере … (делающими малозаметными) биологические …(первично-поведенческие) свойства организма (Н.Ф. Реймерс), но не уменьшающими их значимость в жизни человека. (Автор) «Натура человеческая действует вся целиком, всем, что в ней есть, сознательно и бессознательно, и хоть врет, да живет» Ф. Достоевский

Жизнь на Земле развивалась в условиях регулярной смены дня и ночи и чередования времен года из-за вращения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ритмика внешней среды создает периодичность, то есть повторяемость условий в жизни большинства видов. Регулярно повторяются как критические, трудные для выживания периоды, так и благоприятные. Приспособленность к периодическим изменениям внешней среды выражается у живых существ не только непосредственной реакцией на изменяющиеся факторы, но и в наследственно закрепленных внутренних ритмах.

Ритмичность – основное свойство живой природы. Периодически повторяющиеся изменения активности присущи всем живым организмам. Они носят название «биологические ритмы». Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения активности процессов жизнедеятельности организмов, обеспечивающие способность адаптации организма к изменениям внешних условий существования. Биологический ритм – один из механизмов, который позволяет организму приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Эти условия, повторяющиеся в определённом ритме, воздействуют на наш организм. И наш с вами организм тоже подчинен определенным колебаниям, как и все живое в природе.

примеры ритмических колебаний нашего организма – ритмично сокращается наше сердце; – происходит ритмичная смена вдоха и выдоха; – сон и бодрствование; – труд и отдых; – покой и движение;

Микробиоритмы (сердцебиение, дыхание, питание, выделение) Суточные ритмы (сон и бодрствование, труд и отдых, покой и движение) Недельные ритмы (рабочие и выходные дни, гигиенические процедуры, двигательная активность на свежем воздухе и отдых) Биологические ритмы Месячные ритмы (физиологические и лунные) Годичные (смена времён года, температурного режима и протяжённости светового дня и адаптация к ним, время годового отдыха и работы) Возрастные ритмы (возрастные периоды и кризисы, открытие новых ресурсов, сил и возможностей организма)

Биоритмы – это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Подобная периодичность отражается в биоритмах и требует от организма приспособления. Биоритмы – это колебания, максимальные и минимальные значения которые наступают через приблизительно равные промежутки времени. Такие циклические процессы происходят на всех уровнях нашего организма. Например, на клеточном. В клетках происходят два противоположных процесса: простые вещества соединяются между собой и образуют более сложные, а также разрушение и деление сложных веществ на более простые. Влияют на эти процессы свет и температура, то есть смена дня и ночи. Днём наш организм максимально работает, быстро идет накопление и разрушение различных веществ. Ночью активность организма уменьшается, наши клетки отдыхают.

Суточные ритмы – ритмы, которые приспосабливают организмы к смене дня и ночи. Проявляются суточные ритмы в чередовании сна и бодрствования, изменении двигательной активности, частоты пульса, температуры тела. У человека обнаружено около 100 периодически повторяющихся процессов. Например, в течение суток максимальная масса тела отмечается в 18–19 часов, температура тела – в 16 –18 часов, частота дыхания – в 13 – 16 часов, частота сердечных сокращений – в 15 – 16 часов, даже кожа более чувствительна к косметическим процедурам в светлое время суток. Периодичность передается по наследству. Нарушения суточной ритмики организма в условиях ночной работы, подводного плавания, космических полетов другие представляют серьезную медицинскую проблему.

График работоспособности в течение суток

В течение суток наблюдается три дважды повторяющихся периода биоритмов, по 4 часа каждый. Период “тяжести, покоя и влаги”. Он соответствует утру перед восходом солнца, когда выпадает роса. На нас он отражается покоем и тяжестью. Это наиболее благоприятный период для первого приёма пищи. 10-12 часов – в это время нам особенно хочется есть, пища полноценно переваривается. 14-18 – часы наивысшей работоспособности, наиболее благоприятны для занятий спортом. 18-22 – человек хорошо расслабляется. Мы получаем удовольствие от прошедшего дня, голова полна впечатлений. 22-2 – чаще всего снятся “вещие сны”, появляется также аппетит. 2-6 – если встать из постели под конец этого периода, то весь день будешь чувствовать легкость и свежесть.

Недельные биоритмы

Недельные биоритмы Замечено, что в одну неделю у нас повышенное настроение, легко даются физические и умственные упражнения. В другую –настроение подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать свои недельные биоритмы, в неделю “отдыха” – нужно стараться не перегружать организм.

Влияние луны Под воздействием луны происходят приливы и отливы на морях и океанах, их мощность увеличивается или уменьшается в зависимости от дня лунного месяца, это также влияет и на человека. В дни новолуния и полнолуния сильно меняется влажность, давление, человек в зависимости от этого, по-разному себя чувствует. Существуют также метеочувствительные люди, самочувствие которых меняется в зависимости от уровня геомагнитной активности и уровня солнечной активности.

Смена сезонов года Смена сезонов года также оказывает на нас влияние. Изменяется количество энергии, поступающей от солнца, следовательно, меняется влажность, плотность кислорода с связи с чем легкие человека активно работают осенью. Плотность кислорода наибольшая в январе, минимальная в июне и июле. Это отражается на деятельности всего организма, особенно почек (активный зимний период).

Возрастные биоритмы Возрастные биоритмы связаны с особенностями человеческого организма, самочувствия, психики и особенностей деятельности человека в разные возрастные периоды. Они связаны также с изменением солнечной активности.

Возрастные кризисы – особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития. Для ребенка кризис означает резкую перемену во многих своих чертах. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. Для взрослого человека кризисы также играют значительную роль в жизни. В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но обязательно создается и что-то новое, необходимое для преодоления дальнейших жизненных трудностей. Возрастные кризисы происходят каждые 7 лет и связано это со сменой возрастного периода, появления психических новообразований, изменения требований к занятиям и видам деятельности.

Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов также подчинена биоритмам. Скорость заживления ран повышается в9-15 часов. Смертность при ночных хирургических операциях в три раза выше, чем при дневных. Обострение заболеваний сердечно-сосудистой системы чаще в 9 часов, чем в 23. Туберкулёз обостряется весной, язва – весной-осенью. Осенью и зимой большее выявление больных диабетом. Заболеваемость и смертность выше на 12 месяц от рождения.

Острота болевых ощущений возрастает с полуночи до 18 часов, а с 18 до 24 часов снижается. Время приёма лекарств также имеет большое значение. Приём инсулина в ночное время, даже небольшими дозами, может привести к нежелательным последствиям. Днем восприимчивость к инсулину понижается, и он может быть принят в значительном количестве.

Подготовила Ученица 10-а класса Средней школы №2 Тюкова Александра

Глава 1

Теоретическая часть

Временная организация жизни:

Что такое биоритмы?

Солнце и Луна оказывают сильное влияние на Землю, вызывая приливы и отливы, колебания коры, земной магнетизм.

Состояние организма, отдельных его органов и клеток изменяется, повторяясь в различные интервалы времени. «Пробегают» импульсы по нервным волокнам, бьётся сердце, сокращаются и вновь расслабляются мышцы, меняется артериальное давление, температура тела, настроение, деловая активность.

В процессе эволюции животного и растительного мира, длившейся миллиарды лет, параметры времени воздействовали на животные микроорганизмы не только в виде простой последовательности событий, но и как ритмических повторяющиеся явления внешней среды.

Именно ритмичность функциональных географических изменений, привела к возникновению биологических процессов – знаменитую собой наступление следующего отрезка времени; цветение растений, сезонные миграции животных и птиц, чередование сна бодрствования, способность организма чувствовать и измерять время и многие другие циклические процессы в природе – всё это – проявление биологических ритмов или ход «биологических часов».

На другом конце шкалы биоритмов находится эндогенные (внутренние) ритмы, т.е. периодичность которых зависит в меньшей степени от внешних сигналов. К процессам проявляющих внутренние ритмы относятся: биение сердца, периодические колебания электрического потенциала коры больших полушарий. Кроме того, может наблюдаться сочетание внешних и внутренних ритмов, под действием периодически повторяющихся внешних сигналов и не исчезающие после прекращения их действий, что является одним из главных механизмов адаптации к воздействию внешней среды.

Ритмы бодрствования и сна устанавливаются через несколько недель жизни с огромными различиями индивидуального характера. Постепенно все большее количество функций начинает действовать в суточном ритме, совершенствуется регуляция процессов в организме, приобретают стабильность и значительные резервные возможности. Чтобы сохранить нормальную деятельность «живых часов», забота о них должна начинаться с рождения.

Виды биоритмов:

По длительности периода биоритмы делаться на несколько категорий.

Названия ритмов образованны от латинских слов:

«Цирка» – около;

«Дие» – день

«Ультра» – сверх, выше

«Инфа» – ниже

«Сестем» – семь

«Аннус» – год и т. Д.

Наиболее известны и изучены так называемые циркадные, или околосуточные, биоритмы с периодом 24 часа. Ярко выражены у некоторых обитателей моря «приливные» ритмы, продолжительность в среднем 12,8 часов, «лунные» с периодом 28 часов. Есть ещё и «сезонные», «окологодичные», ритмы, связанные с вращением нашей планеты вокруг Солнца, а также многолетие (11-летие), обусловленные влиянием соответствующего цикла солнечной активности.


Учёные выделяют ритмы с подобными колебаниями в группу – экологических ритмов, что является скорой протеканием биохимических реакций, материальной основой всех проявлений жизнедеятельности человека.

Днём температура выше – потому выше активность химических реакций, более интенсивно происходит обмен веществ в организме. К вечеру температура снижается и человеку легче заснуть. Ритм температуры тела повторяются показатели многих систем организма: пульс, артериальное давление, дыхание и т.д. Примером целесообразности существования суточного ритма являются почки. Проксимальные отдел наиболее активен утром и днём. Поэтому выведение веществ минимально днём и максимально утром. Дистальный же отдел наиболее активен ночью и рано утром: вода высасывается, и объём мочи уменьшается.

В реализации ритмических колебаний функций организма особая роль принадлежит эндокринной системе. Свет, падая на сетчатку глаза, через зрительные нервы передаёт возбуждение в один из важнейших отделов мозга – гипоталамус. Гипоталамус – высший вегетативный орган, осуществляющий сложную координации функций внутренних органов и систем. Он связан с гипофизом – основным регулятором желез внутренней секреции. Гипоталамус – гипофиз – железы внутренней секреции – «рабочие» органы организма. В результате работы этой цепочки меняется гормональный фон, а вместе с ним и деятельность физиологических систем. Стероидные гормоны оказывают непосредственное влияние и на состояние нервных клеток, меняя их уровень возбудимости, поэтому параллельно с колебаниями гормонального уровня меняется настроение человека. Это определяет высокий уровень функций организма днём и низкой ночью.

Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов пищеварительного тракта. Таким образом, организм нуждается в поступлении питания в определённом ритме.

Ритм питания является важнейшим компонентом циркадиальной системы человека (его биоритмов), для достижения высокой производительности труда необходимо учитывать ритмы работоспособности.

Распределение на «жаворонков» и «сов» отражает утренние и вечерние биоритмические типы, обуславливая типы работоспособности.

«Недельные» биоритмы. Солнце испускает во все направления потоки заряженных частиц, которые называются солнечной плазмой. Солнечна плазма «тянет» за собой магнитной поле, которое образует межпланетное магнитное поле. Так как Солнце вращается вокруг совей оси за 27 дней, Земля в среднем пересекает различные сектора межпланетного магнитного поля в течении 7 дней. Это отражается в магнитосфере Земли: от этого меняется погода, изменение магнитного поля влияет на функциональное состояние человека. В недельном биоритме заметно работоспособность: в понедельник – относительно низкая производительность труда, во вторник и среду она возрастает, к четвергу достигает пика, в пятницу и субботу снижается.

«Месячные» биоритмы . Наш календарный месяц насчитывает 30-3 день, никаким периодическим процессам природы не соответствует. Лунный месяц с продолжительностью 29,5 дней – естественный период, с которым связаны циклические изменения в природных процессах Земли. От лунного цикла зависит месячная периодичность овуляций.

Из-за сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли, меняются; влажность атмосферного давления, температура, электрическое и магнитное поле. Небольшие изменения происходят резко и сильно, а организм человека ослаблен, что приводит к появлению заболеваний.

В период воздействия магнитной бури первой страдает печень; она начинает не справляться с обезвреживанием конечных токсичным продуктов обмена веществ, в организме серьёзно нарушается деятельность вегетативной нервной системы, в частности усиливается процесс окисления, что более опасно.

«Годовые» ритмы . Изменения происходящие в окружающей среде в течение года, особенно в средних и высших широтах. Смена сезонов года происходит из-за изменения количества энергии, поступающей от Солнца, а также чередование сухих и влажных периодов.

Годовые ритмы свойственны всем физическим и психологическим функциям. Психологическая и мышечная возбудимость выше весной и летом, зимой она значительно ниже. Летом дети растут быстрее, осенью скорость созревания замедляется.

Установлены сезонные колебания чувствительности холерных вибрионов к антибиотикам и более высокая интенсивность их размножения. Это явление отнесено к сезонным биоритмам.

Холера, брюшной тиф, паротиты и другие кишечные заболевания чаще возникают летом. Скарлатина, корь, свинка – зимой.

Сезонные колебания присущи всем появлениям жизнедеятельности человека; работоспособность, питание, рождение, смерть.

«Привязка» собственных циклов к экзогенным (синхронизация) отмечается практически для всех биоритмов. Синхронизаторами времени для жизни организмов могут быть не только географические, но и биологические, в том числе физиологические процессы. Синхронизаторами биологических ритмов могут быть не только циклы среды, но и внутренние факторы.

«Жаворонки», «Совы» и «Аритмики»:

Существуют 3 типа людей: вечерний, утренний, аритмик.

«Жаворонок» (утренний тип) – рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня, вечером испытывают усталость и сонливость.

«Совы» (вечерний) – засыпают далеко заполночь, просыпаются поздно и встают с трудом.

Наука «Хронобиология»:

Хронобиология – наука, изучающая биологические ритмы, биоритмология.

Оценка функционально состояния человека, диагностика и лечение не возможно без знания этих параметров.

Нет ни одного заболевания, которое протекало бы на фоне нормального хода биологических ритмов организма.

Десинхроноз

Десинхроноз – болезнь, при которой происходит разголосование ритмов в организме или их разлад, связанного с временным сдвигом.

Различают 2 вида десинхроноза: внешний и внутренний. При внешнем десинхронозе указатели времени не соответствуют фазе биологических ритмов, и он наблюдается при быстрой смене часовых поясов. При внешнем десинхронозе наблюдается нарушение суточного режима сна и отдыха, ухудшается самочувствие, деформируются естественный ритм активности, снижется работоспособность. Нарушение биоритмов может обуславливаться расстройством тех ли иных органов. Разсогласование биоритмов наблюдается при употреблении алкоголя.

Влияние биоритмов на жизнедеятельность человека.

Важно учитывать, что способность к перестройке и синхронизации биоритмов имеют значительные индивидуальные колебания, поэтому не все люди одинаково приспосабливаться к искусственным ритмам. В частности 19 % рабочих обладают достаточными адаптационными возможностями.

Недельный ритм имеет социальное происхождение: время начала и окончания рабочего дня, рабочей недели и т. д. Установлено, что в рабочие дни организм более активен, а в выходные дни его системы действуют с меньшим напряжением.

Так же установлена зависимость от времени суток и эффективности умственной работы. Наибольшая точность решения логических задач бывает в утренние часы, а в последующем число ошибок увеличивается. Скорость ответов повышается к середине дня, после чего медленно падает. Хорошо на работоспособность влияют кратковременные перерывы, отдых и особенно сон.

В последнее время пристальное внимание ученых и практиков приковано к «жестким биоритмам с длиной периода в 23 дня (физический цикл) 28 дней (эмоциональный) и 32 дня (интеллектуальный цикл).

Подобные прогнозы помогают сократить число дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и аварий на производстве.

Биоритмы и Характер

Многое зависит от генетических предпосылок, которые затем реализуются в большей или меньшей степени в зависимости от социально обстановки, конкретных условий жизни человека, экстремальных ситуаций. Биоритмы сказываются на поведении людей. Десинхроноз может обострять или искажать присущее нам черты характера.

Темперамент влияет на биоритм человека, тем самым на его здоровье и работоспособность.

Глава 2

Практическая часть

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Поповка»

«Влияние биоритмов на

работоспособность школьников»

Учитель биологии, экологии,ОЗОЖ

Кухта Наталия Александровна

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Основная часть

2.1.Биоритмы и работоспособность школьников.

2.2. Следуй биоритмам

2.3.Исследовательская работа, ее методика.

2.4. Результаты исследования

    Выводы

IV. Заключение

V. Используемая литература

Приложение А

Приложение В

    Введение

Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы отмеряют время.

Биологические ритмы - это регулярное периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний и событий.

«Биологические часы» в организме - отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. Темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку.

Проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто являются следствием не знания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и.т.д.

Гипотеза

Планирование школьного процесса, а также режима дня школьника с учетом влияния биоритмов на организм школьника будет способствовать повышению их работоспособности.

Цель работы

Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность школьников.

Задачи:

1.Провести тестирование учащихся МОУ «СОШ села Поповка » по определению биоритмов школьников.

    Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с особенностями работоспособности обучающихся МОУ «СОШ с.Поповка».

    Основная часть

2.1.Биоритмы и работоспособность школьников

Внутренние причины, циклические изменения физического, эмоционального и интеллектуального состояния зависят от биоритмов. Они влияют на активность, выносливость, уровень иммунитета, мыслительные способности и прочие качества человека с момента рождения и на протяжении всей жизни. Колебания их не одинаковы и составляют: физического - 23 дня, эмоционального - 28 дней, интеллектуального - 33 дня. Стартовой точкой для всех трёх биоритмов принято считать дату рождения, она соответствует нулевому значению.

Если изобразить биоритмы графически, то каждый из них возрастает до максимума, потом убывает и в полупериоде достигает нуля; продолжая убывать, достигает минимума и снова начинает возрастать до нулевого значения.

Цикличные спады и подъёмы функций организма можно не только учитывать, но и регулировать. Во время физического спада не стоит принимать зачёты по физической культуре, в период эмоционального спада надо знать, что ребёнок более, чем обычно, раздражительный, при интеллектуальном спаде - невнимательный, не всегда способен понять, что от него требует учитель.

Каждый человек по-разному подвержен влиянию биоритмов. Это зависит от его индивидуальных особенностей, уровня развития, социальной сферы и прочих факторов. Критические дни, когда значения биоритмов переходят через нулевое значение, наиболее заметно проявляются в состоянии человека. Редко, но бывает, когда все три биоритма одновременно пересекают нуль. В такие дни нужно быть предельно внимательным, сдержанным, воздерживаться от напряжений. К счастью, такие дни редки. Но и самые благоприятные дни, когда все три биоритма одновременно находятся на максимуме, тоже бывают не часто.

Когда тот или иной биоритм находится на графике в верхней точке, человек способен наиболее полно раскрыть соответствующие способности. Так, например, высокое значение физического биоритма повышает шансы на победу в спортивных соревнованиях.

Помимо трёх индивидуальных биоритмов в жизни школьника проявляются недельные ритмы. Жизнь учащихся подчинена ритму труда и отдыха: 5-6 дней в неделю - учёба, 1-2 дня - отдых. Работоспособность в течение недели меняется: в понедельник у многих она низкая, потому что предыдущий день был выходным, со вторника по четверг - она на максимальном подъёме и в пятницу опять спадает, сказывается усталость.

Не всем одинаково работается и в течение суток. Одни легче справляются с делами в первую половину дня, другие - в послеобеденную пору. Одни рано просыпаются, легко встают и предпочитают рано ложиться спать; другим свойственно позднее и трудное пробуждение, они тяжело включаются в рабочий ритм, «расходятся» только к вечеру, спать ложатся далеко за полночь. Первых называют «жаворонками», вторых - «совами». Есть и третьи - «голуби» (аритмики) - легко адаптирующиеся во времени.

Надо ли об этом знать? Надо. Я сам «жаворонок», мне легче работается в первой половине дня. Но жизнь частенько заставляет трудиться вечером, тогда продуктивность снижается. А каково же детям-«совам»? Как им приходится перестраиваться и заставлять себя подниматься и учиться в утреннее время? Конечно, можно сказать, что всё подправляется образом жизни, создаются привычки. Но не так это просто.

И учителю, и учащимся полезно определить свою принадлежность к группам по суточным биоритмам. Для этого надо хотя бы ответить на простые вопросы: если бы вы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались исключительно личными желаниями, когда вы пред почли бы вставать? А ложиться спать? К какому типу людей - утреннему или вечернему - вы отнесли бы себя?

Даже по наблюдениям за учащимися можно выявить «жаворонков»: кто-то раньше всех приходит в школу, никогда не опаздывает на утренние встречи или соревнования и - самое важное - в утреннее время показывает результаты лучше, чем в послеобеденное время. Жалко, что неправильный образ жизни - прогулки до позднего времени, ночные дискотеки и телепередачи - заставляют ребят ложиться спать позже обычного: «ломается» то, что дано от природы.

На что влияют биоритмы? На двигательную активность, физическую силу, выносливость, устойчивость к болезням и к воздействию неблагоприятных погодных условий, на настроение, устойчивость эмоций, творческий настрой, интуицию, мышление, логику, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума.

При желании, сделав несложные расчёты, можно составить графики своих биоритмов на любой срок. Для этого надо вычислить количество прожитых дней: 365 умножить на цифру, выражающую возраст, прибавить по 1 дню на каждый високосный год и сумму разделить на 23, потом - на 28 и на 33. Считается, что первая половина цикла - положительная фаза, вторая - отрицательная, а дни перехода из положительной в отрицательную - критические дни.

Положительная фаза биоритмов: физический цикл - со 2-го по 11-й день (характерны максимальная энергия, сила, выносливость, наивысшая устойчивость к воздействию экстремальных факторов); эмоциональный цикл - со 2-го по 14-й день (наиболее благоприятное время для прохождения тестов и испытаний); интеллектуальный цикл - с 2-го по 16-й день (творческие дни, наиболее благоприятное время для решения сложных вопросов).

Критические дни биоритмов: физический цикл - 1-й и 12-й дни (нестабильность физического состояния, вероятность травм, аварий, обострения хронических заболеваний, головная боль); эмоциональный цикл - 1-й и 15-й дни (эмоциональная неустойчивость, склонность к снижению реакций, угнетённому состоянию, спорам и ссорам); интеллектуальный цикл - 1-й и 17-й дни (склонность к снижению внимания, ошибочным заключениям, ухудшению запоминания).

Отрицательная фаза биоритмов: физический цикл - с 13-го по 23-й день (пониженный физический тонус, быстрая утомляемость, некоторое снижение сопротивляемости организма к заболеваниям); эмоциональный цикл - с 16-го по 28-й день (повышенная напряжённость, часто плохое настроение); интеллектуальный цикл - с 18-го по 33-й день (процесс мышления вялый, нестабильный).

Подчиняясь законам природы, человеческий организм реагирует на все изменения, продиктованные ритмами - многолетними, годовыми, суточными. Учитывать влияние биоритмов - значит помогать своему здоровью, а для нас, педагогов, - ещё и здоровью наших учащихся. (Приложение А)

    1. Следуй биоритмам

Организм человека подчиняется особому часовому распорядку, который определяется нашими внутренними биологическими часами.

Биоритмы влияют на нашу жизнедеятельность, поэтому иногда с самого утра бывает настроение превосходное и хочется горы свернуть, а иногда апатия и раздражительность не проходят весь день.

Хронобиологи - специалисты, изучающие биологические циклы человеческого организма, объясняют это тем, что наш организм подчиняется внутреннему часовому ритму. Если в часах случается какая нибудь неполадка, то ритм сбивается. Так и в организме, стоит только сбиться с ритма, как сразу же возникают проблемы: недосыпание, апатия, раздражение. И даже лишние килограммы могут появиться в результате нарушения биологических ритмов.

7.00 - Идеальное время пробуждения организма. Именно в это время надпочечники выделяют первую утреннюю порцию гормонов, среди которых преобладает адреналин. Именно он ускоряет пульс и кровообращение. Тело готово к пробуждению, сердце работает в дневном режиме.

7.30 - время утренней активности. В это время хорошо сделать зарядку, небольшую пробежку, заняться гимнастикой. Энергия полученная от такой разминки в эти ранние часы даст заряд энергии на весь день.

8.00 - 9.00 - Идеальное время для завтрака. Желудок на пике активности, благодаря чему и пища лучше переваривается и организм получает из нее максимум энергии, необходимой для дальнейшей работы.

10.00 - это пик работоспособности, когда и совы и жаворонки чувствуют себя отлично.

11 часов - время, когда полезны все виды самосовершенствования - йога или медитация. Полезны спа - процедуры и массаж.

12.00 - пик работы сердечной мышцы. В это время сердце работает на полную катушку, поэтому не следует перегружать его физическими нагрузками. Стоит воздержаться от употребления кофе и шоколада. Специалисты-хронобиологи рекомендуют в это время занять интеллектуальной работой -любые задачи вы будете щелкать как орешки.

13.00 - время для полноценного обеда. Желательно чтобы он содержал полноценные белки и сложные углеводы, а после обеда хорошо бы немного отдохнуть. В это время происходит спад биологических ритмов и организм нуждается в небольшом отдыхе.

14.00 - в середине дня притупляется ощущение боли и анестетики действуют вдвойне эффективней, чем утром или вечером, поэтому на это время хорошо планировать визит к стоматологу.

15.00 -16.00 - навалилась лень-матушка, так и хочется вздремнуть. Сердце и другие органы, работают медленнее обычного, кровообращение мозга и органов замедляется. Только желудок работает, он то и тянет энергию на себя. Лучше заняться какой -нибудь работой, не требующей особых усилий.

17.00 - новый виток трудоспособности. Энергетический спад уменьшается, появляется прилив жизненных сил.

18.00-19.00- Организм нуждается в покое. В это время полезны процедуры для расслабления мышц, например массаж, а также солярий, кожа загорит быстрее в эти часы.

20.30 - Самое время позаботиться о коже, поры кожи в это время особенно восприимчивы и впитают как губку крем и питательные маски, а это значит что кожа быстрее восстановится и отдохнет за ночь.

22.00- 23.00 - Сон. Для восстановления организма требуется не менее семи часов спокойного сна.

2.2.Исследовательская работа, ее методика

В настоящее время этот вопрос становится более актуален среди населения. Одной из важнейших проблем современной биологии является изучение цикличности процессов, протекающих в живом организме.

Заинтересовалась, а как обстоит дело с этим вопросом у нас, в школе.

Объект исследования: суточная активность организма обучающегося МОУ «СОШ с.Поповка». Изучение влияния биоритмов на работоспособность обучающихся проводилось в течение месяца . В исследовании были охвачены учащиеся 1-11 классов МОУ «СОШ села Поповка».

Произведено тестирование учащихся - Тест для определения индивидуального биологического профиля [Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

(приложение В) МОУ с последующей обработкой результатов. Собран и проанализирован материал разных возрастных групп школьников, что позволило сделать общие выводы по теме исследования.

На основе полученных данных были разработаны рекомендации для обучающихся по улучшению их работоспособности с учетом биоритмов. Основной задачей исследовательской работы было выявить (при помощи тестирования, анализа, наблюдения и контроля) влияние биологических ритмов на работоспособность обучающихся.

Главная задача данного исследования - рассмотреть человека, его структурные и функциональные процессы не только в пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Вторая задача заключается в следующем - определить коллективный биологический профиль каждой возрастной группы исследуемых обучающихся, помочь им в повышении работоспособности, с учетом особенностей биоритмов.

2.3.Результаты исследовани я

Анализируя проделанную работу по выявлению взаимосвязи биоритмов и работоспособности, было выявлено, что они непосредственно влияют на успешное освоение учебного материала школьником. Так в младших классах ребята успешно овладевают знаниями, т.к. они относятся в основном к активному в утренние часы хронотипу. Занятия у них проходят в первой половине дня, что повышает проявление их работоспособности в это время. Ребята успешно овладевают знаниями, активны на уроке, подвижны во время перемен. В 5-8 классах изменение хронотипа, проведение занятий в первой половине дня, негативно сказывается на работоспособности обучающихся. Успеваемость падает, активность учащихся на уроках снижается, подростки не внимательны, пассивны. Это проявляется не только в оценках. Но и в записях в дневнике школьника. Все чаще появляются обращения к родителям детей по поводу успеваемости и поведения. Дети чаще пропускают уроки, или же опаздывают, просыпая. В старших классах ситуация становится еще более выраженной.

В проделанной работе подтвердился тот факт, что у исследуемых школьников с утренним биологическим типом работоспособность выше в утренние часы. В вечернее же время показатели работоспособности ниже, а значит, биоритмы оказывают положительное воздействие на детей в утренние часы и отрицательное - в вечернее.

На исследуемых школьниках с вечерним типом биоритмы оказывают положительное влияние в вечернее время суток и отрицательное - в утреннее. А, значит, можно порекомендовать родителям, чьи дети относятся к «совам» обращать внимание на режим дня, и планировать его с учетом индивидуальных биологических часов.

Было замечено, что у школьников при взаимодействии различных функциональных систем организма с окружающей средой, как следствие, выявляется гармоническое согласование различных ритмичных биологических процессов, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.

Замечено также, что суточные изменения внутренних ритмов свойственные здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются.

    Выводы

Существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. Значит нужно учитывать биоритмы человека в планировании его деятельности в течение дня, суток, недели, и.т.д.

На протяжении школьного обучения у детей изменяется хронотип от типичного «жаворонка» до «индифферентного голубя».

    Заключение

В ходе исследований было установлено, что роль биоритмов в работоспособности школьников велика. Определение их, и разработка рекомендаций позитивно сказывается на успеваемости и активности ребят. При этом как самим детям, так и их родителям, учителям необходимо учитывать эти особенности личности. Обработка материала позволила разработать рекомендации по определении хронотипа человека, а так же по работе с детьми, относящимися к разным хронотипам. Собранный материал будет использован администрацией школы в планировании учебного процесса, учителями в планировании учебного материала на уроках, учащимися в составлении режима дня.

1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали предельный уровень, и в то же время были стимулом для общего развития школьника. В этом случае учитывается два основных фактора, взаимодействующие между собой - нагрузка и конкретное функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока должен определяться не только внешними факторами, но и внутренними биологическими часами.

Словом, при определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать учителям при работе с учащимися разного возраста, что позволит добиваться высоких результатов в обучении школьников.

    В работе с детьми педагогам необходимо учитывать, что существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность,

    Важно также учитывать и тот факт, что дети с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом - во второй.

V . Используемая литература

1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) - М.: Сов. Россия,1977.

2. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1989.

    Алексееве.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. -Самара.:Учебная литература, 2005.

    Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1967.

    Детари П., Карцаш В Биоритмы. - М.: Мир, 1984.

    Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. Л. Наука, 1984.

7. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. -М.Знание, 1989.

Приложение В.

Тест для определения индивидуального биологического профиля

[ Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Баллы

Часы

зимой

летом

5.00 - 6.45

4.00 – 5.45

6.46- 8.15

5.46-7.15

8.16 - 10.45

7.16 - 9.45

10.46 - 12.00

9.46- 11.00

12.01- 13.00

11.01 - 12.00

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?

20.00 - 20.45

21.00 – 21.45

20.46- 21.30

21.46-22.30

21.31 - 00.15

22.31 - 1.15

00.16 - 1.30

1.46- 2.30

1.31- 3.00

2.31 - 4.00

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?
Баллы

Совершенно нет потребности 4

В определенных случаях есть 3

Потребность довольно сильная 2

Будильник мне абсолютно необходим 1

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?

Баллы

Абсолютно бесполезной 4

Была бы некоторая польза 3

Работа была бы достаточно эффективной 2

Работа была бы высокоэффективной 1

5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

Баллы

Очень большая сонливость 1

Есть небольшая сонливость 2

Довольно ясная голова 3

Полная ясность мысли 4

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Баллы

Аппетита совершенно нет 1

Снижен 2

Хороший 3

Прекрасный 4

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа?

Баллы

Абсолютно бесполезной 1

С некоторой пользой 2

Достаточно эффективной 3

Высокоэффективной 4

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
Баллы

Очень большая вялость 1

Небольшая вялость 2

Незначительная бодрость 3

Полная бодрость 4

10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры, Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучший и для вас?

Баллы

В это время я бы находился в хорошей форме 4

Я был бы в довольно хорошем состоянии 3

Мне было бы трудно 2

Мне было бы очень трудно 1

12. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

Часы Баллы

    0- 21.00 5

21.01-22.15 4

22.16- 00.45 3

00.46 – 2.00 2

2.01 - 3.00 1

13. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?

Часы Баллы

8.00 - 10.00 6

11.00- 13.00 4

15.00 - 17.00 2

19.00 - 21.00 0

14. Как велика ваша усталость к 23 ч?
Баллы

Я очень устаю 5

Заметно устаю 3

Слегка устаю 2

Совершенно не устаю 0

15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали?

Баллы

Проснусь в обычное время и больше не усну 4

Проснусь в обычное время и буду дремать 3

Проснусь в обычное время и снова засну 2

Проснусь позже, чем обычно 1

16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него - 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?

Баллы

Да, я был бы в хорошей форме 1

Был бы в приемлемой форме 2

Был бы в плохой форме 3

Совсем не мог бы тренироваться 4

17. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?
Часы Баллы

5.00 - 6.45 5

6.46 – 7.45 4

7.46 - 9.45 3

9.46 - 10.45 2

10.46 - 12.00 1

18. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?
Баллы

Четко к утреннему 6

Скорее к утреннему, чем к вечернему 4

Скорее к вечернему, чем к утреннему 2

Четко к вечернему 0

Заключение

Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.

Свыше 72: четко выраженный утренний тип.

60 - 71: слабо выраженный утренний тип.

48 - 59: аритмичный тип.

35 - 47: слабо выраженный вечерний тип.

34: четко выраженный вечерний тип.

Приложение А.

БИОРИТМЫ



Что такое биоритмы?

Человек со дня рождения на ходится в трех биологических ритмах: физическом, эмоцио нальном и интеллектуальном.

23- дневный ритм

Это физический ритм. Он оп ределяет здоровье, силу и вы носливость человека.

28- дневный ритм

Это эмоциональный ритм. Он влияет на состояние нервной системы, настроение, любовь, оптимизм и т.п.

33- дневный ритм

33- дневный ритм - это интел лектуальный ритм. Он опреде ляет творческие способности личности. Благоприятные дни 33-дневного ритмического цикла характеризуются твор ческой активностью, человеку сопутствует удача и успех. В неблагоприятные дни проис ходит творческий спад.

Каждый из трех долговремен ных ритмических циклов начинается с рождения челове ка. Дальнейшее его развитие можно изобразить как синусо иду (график). Чем выше под нимается кривая, тем выше соответствующая этой отметке способность. Чем ниже она падает, тем ниже соответствующая ей энергия. Критическими считаются периодические дни, когда кривая находится на пересечении шкалы. Это неблагоприятное время.

Счет шаг за шагом

Отталкиваясь от точной даты своего рождения, посчитайте, сколько дней Вы прожили. Аля этого 365 дней в году умножьте на количество прожитых лет, а число високосных лет умножьте на 366 дней. Висо косными были: 1920, 1924, 1928, 1932, 1936, 1940, 1944, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980,1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008 годы. Подсчитайте общую сумму прожитых дней. Теперь Вы знаете, сколько дней уже живете в этом мире. Разделите это число на количество дней того биоритма, который хоти те рассчитать: 23, 28, 33. Ос таток покажет Вам, в какой точке кривой Вы находитесь в настоящее время (см. график). Например, если остаток равен 12, то идет 12 день того био ритма, который Вы считаете. Это первая половина цикла, обычно она бывает благопри ятной. Если цикл на нуле гра фика, то это плохой день. Кроме того, дни, когда линии био ритмов пересекают горизон тальную линию в центре гра фика - это так называемые критические дни, когда Ваши способности совершенно не предсказуемы. Человек в такие дни чувствует упадок сил и от сутствие энергии.

Что означают биоритмы?

23- дневный ритм

Высокая энергия:

    Хорошее физическое самочувствие.

    Устойчивость к стрессам, болезням и высо кая жизненная энергия.

    Сильное половое вле чение.

Опасность переоцен ки своих сил.

Низкая энергия:

    Повышенная утомля емость.

    В это время рекомен дуется больше отды хать и беречь силы

Критические дни:

    Пониженная сопротив ляемость болезням.

    Склонность к ошибоч ным действиям.

28- дневный ритм

Высокая энергия:

    Интенсивная эмоциональ ная и духовная жизнь.

    Благоприятное время для дружбы и любви.

    Повышение творческих способностей и интере са к новому.

    Склонность к повышен ной эмоциональности.

Низкая энергия:

    Неуверенность в себе.

    Пассивность.

    Недооценка своих воз можностей.

Критические дни:

Склонность к душевным конфликтам.

Снижение сопротивляе мости болезням.

33- дневный ритм

Высокая энергия:

Способность ясно и ло гически мыслить.

    Способность к концент рации внимания.

    Хорошая память.

    Творческая активность.

Низкая энергия:

    Снижение интереса к но вым идеям.

    Замедленная реакция.

    Творческий спад.

Критические дни:

    Неспособность сконцент рироваться.

    Невнимательность и рас сеянность.

    Склонность к ошибочным действиям (большая веро ятность аварий).

Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации.

Повторяемость процессов -- один из признаков жизни. При этом большое значение имеет способность живых организмов чувствовать время. С ее помощью устанавливаются суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов. Как показали исследования, почти все жизненные процессы в живом организме различны.

Ритмы физиологических процессов в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называются периодом, или циклом.

Биологические ритмы или биоритмы - это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях. [

Выделим следующие важные достижения биоритмологии:

  • 1. Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы -от одноклеточных до биосферы. Это свидетельствует о том, что биоритмика - одно из наиболее общих свойств живых систем.
  • 2. Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах.
  • 3. Сформулированы положения о временной организации живых систем, в том числе
  • - человека - одним из основных принципов биологической организации. Развитие этих положений очень важно для анализа патологических состояний живых систем.
  • 4. Обнаружены биологические ритмы чувствительности организмов к действию факторов химической (среди них лекарственные средства) и физической природы.

Это стало основой для развития хронофармакологии, т.е. способов применения лекарств с учетом зависимости их действия от фаз биологических ритмов функционирования организма и от состояния его временной организации, изменяющейся при развитии болезни.

5. Закономерности биологических ритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний.

Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические.

Физиологическиеритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека.

Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.

Биоритмы организма - суточные, месячные, годовые - практически остались неизменными с первобытных времен и не могут угнаться за ритмами современной жизни. У каждого человека в течение суток четко прослеживаются пики и спады важнейших жизненных систем. Важнейшие биоритмы могут быть зафиксированы в хронограммах. Основными показателями в них служат температура тела, пульс, частота дыхания в покое и другие показатели, которые можно определить только при помощи специалистов. Знание нормальной индивидуальной хронограммы позволяет выявить опасности заболевания, организовать свою деятельность в соответствии с возможностями организма, избежать срывов в его работе.

Самую напряженную работу надо делать в те часы, когда главнейшие системы организма функционируют с максимальной интенсивностью. Если человек "голубь", то пик работоспособности приходится на три часа дня. Если "жаворонок" - то время наибольшей активности организма падает на полдень. "Совам" рекомендуется самую напряженную работу выполнять в 5-6 часов вечера.

Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологичеких ритмов на трудоспособность человека.

Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно циркадианным не отличаются жесткой стабильностью периода. Эти ритмы обусловленывращением Земли вокруг Солнца. Сезонные ритмы сформировались в ходе естественного отбора и закрепились в естественных структурах организма. Весна -это довольно трудное время года, весной совершается больше самоубийств, чаще наблюдается депрессия у лиц с неуравновешенной психикой. Осень же является оптимальным сезоном года для человека. Годовые ритмы свойственны всем физиологическим и психическим функциям. Психическая и мышечная возбудимость у людей выше весной и в начале лета, зимой она значительно ниже. Значительно изменяется обмен веществ, артериальное давление, частота пульса: он становится реже весной и осенью, а учащается зимой и летом. В окологодовом ритме меняется работоспособность человека осенью она наибольшая. Поэтому для реализации творческих замыслов, бесспорно, хороша осень. Лето лучше использовать для закаливания, формирования выносливости.

Рассмотрим влияние месячного, недельного и суточного цикла на работоспособность организма человека.

Месячный цикл в отличие от недельного существует объективно в окружающей насприроде. Это так называемый сидерический месяц - 27 1/3 дня - период вращенияЛуны вокруг Земли и 29 1/2 дня - синодический месяц - время от одного новолуния до другого. Все месячные циклы так или иначе связаны с ритмом половой активности. При этом,околомесячные циклы, затрагивающие весь организм обуславливают большую устойчивость женского организма, так как колебательный режим у особей женского пола тренирует их физиологические системы и функции, делает их более устойчивыми.

Мы хорошо знаем, что основное действие Луны на Землю связано с

взаимодействием их масс (закон всемирного тяготения), проявляющихся в виде приливов и отливов в реках и морях, а так же с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в виде отраженного света. Это важно знать и учитывать гипертоникам и гипотоникам.

Итак, гипертоникам надо остерегаться полнолуния, когда кровь максимально приливает к голове, а гипотоникам - новолуния, когда кровь отливает к ногам.

На смене лунных фаз необходимо делать перерывы в работе, для восполнения сил, а также делать кратковременные перерывы в работе на пиках фаз. Поэтому, желательно, в течение месячного цикла планировать нагрузку на работе, в соответствии, с биологическими ритмами, т.к. в критические дни цикла снижается работоспособность и ухудшается общее самочувствие организма.

В недельных ритмах подчеркнуто выражен социальный (экзогенный) компонент -недельный ритм работы и отдыха, в соответствии с которым изменяются функциональные отправления нашего организма.

Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает. Следовательно, в понедельник и пятницу рабочую нагрузку стоит уменьшить за счет других рабочих дней. Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других. Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека. Недельный ритм упорядочил трудовую деятельность, приспособив ее к физическим возможностям и потребностям организма. Ритм этот не случаен, и борьба с ним - это борьба человека с его же собственными, но еще не познанными законами.

Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности каждого дня и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее:

  • а) не планируйте трудовые подвиги в понедельник. Понедельник - день конфликтов, инфарктов и инсультов;
  • б) дни активных действий - вторник, среда, четверг;
  • в) пятница - день спокойной, рутинной работы, не требующей нагрузки и напряжения.

Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Суточный цикл, один из основных циклов, влияющих на работоспособность человека.

Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам. Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды. Полный цикл энергетического возбуждения органов завершается примерно за 24 часа. Причем максимальная активность органов длится около двух часов. Именно в это время органы человека лучше поддаются лечебному воздействию.

Ниже приводится время максимальной активности человека в его суточном биоритме:

  • -печень - с 1 до 3 часов ночи;
  • -легкие - с 3 до5 часов утра;
  • -толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;
  • -желудок - с 7 до 9 часов утра;
  • -селезенка и поджелудочная
  • -железа - с 9 до 11 часов утра;
  • -сердце - с 11 до 13часов дня;
  • -тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;
  • -мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;
  • -почки - с 17 до 19часов вечера;
  • -органы кровообращения, половые органы - с19 до 21 часов вечера; -
  • -органы теплообразования - с 21до 23 часов ночи;
  • -желчный пузырь - с 23 до 1 часу ночи.

Значение суточных ритмов можно использовать для усиления, а также для снижения доз лекарственных препаратов, так как в период активности органов максимально усваиваются даже небольшие дозировки. Кроме того, необходимо очень внимательно относится к своему здоровью во время рабочего дня, в соответствии с биологической максимальной активность органа, подверженного какому-либо заболеванию, стараться избегать в это время стрессов и чрезмерных нагрузок.

Кроме того, как уже отмечалось выше, стремительно развивающаяся наука биоритмология сегодня делит людей на большие группы в зависимости от того, кто когда встает и ложится спать. Традиционно эти группы называются по аналогии с птицами, ведущими сходный с людьми образ жизни: "жаворонки", "совы" и "голуби".

Характерные признаки "жаворонка": максимальная работоспособность утром, следование общепринятым нормам, неконфликтность, любовь к спокойствию, неуверенность в себе, наличие психологических проблем.

"Жаворонок" - интроверт: замкнут на самом себе.

По характеру жаворонки - консерваторы. Перемена режима работы или стиля жизни протекает для них мучительно, но жаворонки весьма категоричны и уж если на что-то решились - своих решений не меняют. Часто жаворонки бывают тиранами, педантичными и прямолинейными. Тем не менее, жаворонки в деловой среде всегда весьма уважаемы именно за эти качества, плюс за пунктуальность и невиданную работоспособность в течение дня. биологический ритм работоспособность цикл

У "жаворонков" с пробуждением проблем нет. Только проснувшись, они уже готовы засесть за работу или устроить генеральную уборку. Они склонны с утра включать телевизор, лезть под холодный душ и бегать по улицам. Все это тонизирует и без того подготовленный к ранней деятельности организм.

Просыпаются они резко, без помощи будильника, и отправляются на работу, не накачивая себя кофе.

"Совы" заметно отличаются от "жаворонков". Пики работоспособности у "сов" выявлены вечером (ночью), они достаточно легко приспосабливаются к изменению режимов, запретные зоны сна сдвинуты на более позднее время. Эти люди легко относятся к удачам и неудачам, не страшатся трудностей, эмоциональных переживаний, их можно отнести к экстравертам - людям, у которых интересы направлены во внешний мир. "Совы" более стрессостойки, хотя и в равных условиях обременены большим букетом болезней.

Настоящих сов не так уж и много - всего примерно 40% всего населения нашего государства. Совы живут по внутренне обусловленным, эндогенным ритмам. Совам,действительно, лучше ложиться спать попозже, так как в начале ночи у них самый плодотворный период. В правом полушарии в это время у них возникает очаг возбуждения, что способствует творчеству.

К сожалению, биоритм у сов такой, что практически никаким способом нельзя подвигнуть их на напряженные действия в разгар рабочего дня.

"Голубями" специалисты называют людей, у которых биоритмы и показатели находятся между показателями "жаворонков" и "сов". У "голубей" пик активности физиологических функций приходится на дневные часы.

Соответственно, физическая нагрузка во время зарядки «голубей» должна быть несколько меньше, чем у «жаворонков», но больше, чем у «сов».

Наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом оценки адекватности нагрузки является самочувствие после зарядки.

Знание собственного физического биоритма (продолжительность 23 дня)должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме - профессионально (массажист, танцор, строитель и т. д.) или, например, в спорте. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается.

Эмоциональный ритм (продолжительность 28 дней) влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить.

Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.

Интеллектуальный ритм (продолжительность 33 дня) прежде всего, затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности.

Это касается логики, ума, обучаемости, способности предвидеть то или иное событие, комбинаторики, внутренней и внешней ориентации - в буквальном смысле "присутствия духа". Учителя, политики, референты, журналисты и писатели хорошо чувствуют "маятник" этого биоритма. Легко себе представить, какой эффект он имеет на стадии подъема: поддержка любой интеллектуальной деятельности, хорошее усваивание учебного материала и информации. Человек способен сконцентрироваться. Если вы посещаете семинар повышения квалификации, то на фазе подъема он принесет гораздо больше пользы, чем на фазе спада.

Каждый из этих ритмов на половине своей длины достигает наивысшей фазы. Затем он резко опускается вниз, достигает исходного пункта (критической точки), и переходит в фазу спада, где достигает низшей точки. Потом снова поднимается наверх, где начинается новый ритм.

Критические дни имеют особое значение для каждого биоритма. Они отмечают критическое время, которое может длиться несколько часов, иногда целые сутки или даже больше. Их влияние на тело, мысли и чувства можно сравнить с влиянием, которое оказывает перемена климата или движение энергии в ту или другую сторону во время полнолуния. Кстати, критические точки эмоционального ритма обычно приходятся на тот день недели, когда вы родились.

Влияние биоритмов происходит постоянно, они пронизывают нас, придают сил или напрочь лишают энергии. Все три биоритма связаны между собой и с другими факторами (состояние здоровья, возраст, окружающая среда, стресс и т. д.).

Взаимосвязь тела, чувств и духа ведет к тому, что воздействие каждого из них нельзя толковать однозначно, с этой точки зрения каждый человек индивидуален.