У каких стран есть территориальные претензии к россии. Россия v США. Россия v Грузия

Территориальные претензии

Арктика привлекает многие страны богатыми запасами газа и нефти. Таяние льдов и общее потепление, по прогнозам учёных, могут сделать Северный Ледовитый океан оживлённой транспортной магистралью между Европой, Азией и Америкой. Составлена карта возможного территориального раздела региона.

арктика борьба северный природный ресурс

Борьба за Северный полюс

В конце 50-х права на Северный полюс предъявила Канада. Тогда международный суд постановил, что территория может отойти к этой стране, если в течение 100 лет никто аргументировано не докажет, что дно Северного ледовитого океана принадлежит ему.

В 2004 году Дания объявила, что имеет права на Северный полюс Земли, поскольку полюс связан с Гренландия двухтысячекилометровым подводным хребтом Ломоносова, а сама Гренландия является полуавтономной территорией датского королевства.

«Кремль вызвал на западе „учащенное сердцебиение“, установив в 2007 году свой государственный флаг на дне Северного Ледовитого океана под Северным полюсом, Россия таким образом хотела продемонстрировать свои территориальные претензии на полярный регион».

Арктика поделена на сектора. Границы данных секторов устанавливаются по краям территорий стран, примыкающих к Арктике соединённых с центром арктического полюса. Что закреплено странами имеющих северные границы в соответствующем документе под эгидой ООН.

В настоящее время США и Канада, организуют арктические экспедиции, для того чтобы доказать свои права на большую часть арктического шельфа, чем та которой они могут распоряжаться сегодня. На лето 2010 г. запланированы очередные такие экспедиции, ранее успешно завершились две американо-канадских предпринятые с этой целью. В 2001 г. Россия стала первой из пяти арктических стран, обратившейся с заявкой о расширении границ своего континентального шельфа свыше стандартного 322-х километрового лимита. ООН отвергла эту заявку, сославшись на недостаток доказательств. Россия, в свою очередь, заявила, что планирует потратить в 2010 г. около 1,5 млрд рублей (50 млн долл.) на определение протяженности своего континентального шельфа в Арктике.

Вид на Балаклаву, TASS

Территориальные претензии к России, как к самой большой стране на планете, явление не новое и реакция России в этом вопросе — настоящий повод для гордости. По каждой «спорной» территории спокойно и вежливо, с сочувствием и с пониманием пытается объяснить, что все земли, принадлежащие России и русскому народу навсегда останутся за Россией. Но с этой очевидной позицией лидеры ряда стран не хотят считаться, то и дело поднимая шум вокруг так называемых «спорных» российских территорий.

Но самое интересное в другом — Россия территориальных претензий не предъявляет ни к одной стране в мире, и как уж сложилось исторически — так и сложилось. Ведь, если начнем предъявлять, то придётся вспомнить о могущественной Российской империи, территория которой еще в 19 веке составляла 21,8 млн км² (то есть 1/6 часть суши) - она занимала второе место в мире, после Британской империи. И это без учета территории Аляски, которая входила в её состав с 1744 по 1867 годы и занимала площадь 1 717 854 км², без учета Алеутских островов, а также части Тихоокеанского побережья США и Канады… Обо всем об этом Россия не напоминает, а могла бы…

Итак, у каких стран есть территориальные претензии к России?

Республика Корея: остров Ноктундо

Фото: smitsmitty.livejournal.com

Ноктундо принадлежал корейской династии Чосон с XV века. В 1587 году на его территории произошла битва между отрядами чжурчжэньских кочевников и местным гарнизоном под командованием Ли Сунсина, национального героя Кореи.

Во время обмеления северного рукава Туманной, русло реки время от времени менялось, в результате чего иногда Ноктундо соединялся с сушей Приморья. Несмотря на это территория острова продолжала находиться под корейской юрисдикцией.

В 1860 году, без согласия корейской стороны, Ноктундо отошёл к Российской империи в соответствии с пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. На протяжении XX века территория острова находилась в составе Хасанского района Приморского края.

В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать территорию Ноктундо своей.

Япония: Курильские острова

Пожалуй, наиболее актуальными на сегодняшний день являются претензии Японии к России в отношении южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи. Эти территории впервые появились на карте России в середине XVIII века, когда капитан русского флота Мартын Петрович Шпанберг нанес на нее Малую Курильскую гряду. Екатерина II закрепила эти присоединения указом от 1786 года, назвав их «землями, Российскими мореплавателями приобретенные».

Однако уже в 1855 году они были переданы Японии согласно Симодскому договору как залог «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». За этим соглашением последовал и Санкт-Петербургский договор, по которому все Курилы переходили Японии в обмен на японскую часть Сахалина. Последняя была впоследствии утрачена в ходе русско-японской войны.

Шанс вернуть утраченные территории представился после Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года, на которой была достигнута договоренность о вступлении СССР в войну против Японии, при условии передачи ему Южного Сахалина и всех Курильских островов. В соответствии с этим соглашением, генерал союзных войск Дуглас Макартур в 1946 году специальным Меморандумом исключил из территорий Страны восходящего солнца Курильские острова (острова Тисима), группу островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

Однако мирный договор между Россией и Японией так и не был подписан. Япония отказалась признать ряд Курильских островов, перешедших к России, «Курильскими». Согласно официальной позиции Страны восходящего солнца, острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (Южные Курилы) в состав Курил не входили и Япония от них не отказывалась.

Территориальный спор лишь усугубился в условиях «Холодной войны». В 1956 году СССР, согласно морской декларации, был готов уступить Японии острова Хабомаи и Шикотан, оставив за собой стратегически важные Кунашир и Итуруп. Однако в случае подобного компромисса, США пригрозили Стране восходящего солнца лишением архипелага Рюкю с островом Окинава, который тогда находился под управлением Америки.

Несостоявшийся компромисс был, фактически, последним прецедентом в истории, когда Курильский вопрос мог сдвинуться с мертвой точки. Принятый незадолго после этого « Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», узаконил пребывание американских войск на японской территории, что было естественно расценено СССР как угроза собственным интересам. Спор «о северных территориях» зашел в полнейший тупик.

На сегодняшний день, четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина, остаются главным камнем преткновения в российско-японских отношениях, который препятствует подведению итогов Второй мировой войны и подписанию мирного договора. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны.

Россия готова, по-прежнему, пойти на уступки, в виде островов Хабомаи и Шикотан. Япония, позицию которой последовательно поддерживает США, считает все Южные Курилы своими исконными землями, незаконно оккупированными Россией, а Северные Курилы и Южный Сахалин, территориями с неопределенным статусом. С ее стороны, мирный договор возможен лишь при возвращении всех четырех спорных островов. При этом есть еще третья сила – коренные жители айны, которые настаивают на своих суверенных правах на Южные острова.

Коренные жители Айны

Ситуация порой доходит до абсурда. Так, в 2012 году японское правительство официально выразило сожаление, в связи с посещением российским президентом Дмитрием Медведевым, острова Кунашир, назвав это «серьезными препятствиями в двухсторонних отношениях».

Возврат Курил – краеугольный камень внешней политики нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ. На сегодняшний день, японские СМИ придерживаются позиции, что территориальный вопрос, наконец-то, сдвинулся с мертвой точки, в связи с заявлением Владимира Путина, что отсутствие мирного договора с Японией является ненормальным.

Латвия: претензии на Пыталово

Наследием революции и последующего раздела Российской империи, стал длительный территориальный спор России и Латвии за Пыталовский район Псковской области. Эта территория была передана последней по условиям Рижского мирного договора между Советской Россией и Латвией от 1920 года. Согласно официальной латышской версии, при определении границы в 1920 году был применен этнографический принцип. По другим источникам, Латвия настояла на передачи ей этой области, поскольку на ней находился важный железнодорожный узел. В любом случае, Пыталово стало частью отделившейся Латвии, и вскоре было переименовано в Яунлатгале.

Но утраченные территории были возвращены спустя двадцать лет, в 1940 году, после включения Латвии в состав СССР в качестве Латвийской ССР. А в 1944 году, Пыталово и окрестности стали частью РСФСР, после освобождения от нацисткой оккупации. После распада СССР, Латвия отказалась признать эти территориальные изменения, назвав свое включение в Союз Социалистических республик, оккупацией, а Пыталово – незаконно аннексированной территорией, настаивая на возвращении границ 1920 года. Район с говорящим названием «Пыталово» надолго стал источником раздражения в отношениях Москвы и Риги.

Он сорвал подписание российско-латвийского пограничного договора, когда Латвия неожиданно включила в проект одностороннюю, «разъяснительную» декларацию с претензиями на эти территории. По мнению латвийских политиков, нахождение Пыталово в собственности России нарушало латвийскую конституцию, согласно которой, границу (естественно, соответствующую границе 1920 года) нельзя менять без согласия граждан на референдуме. В ответ на это Владимир Путин произнес свою знаменитую фразу: «От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».

Латвия могла бы еще долго настаивать на своей несомненной собственности на «пять километров» Псковской области, если бы не ее желание вступить в Евросоюз, одним из основных требований которого являются четко определенные границы. В 2007 году президент Вике-Фрейберга отказалась от своих территориальных притязаний, высказав надежду, что это: «поможет разморозить реально замороженные отношения с восточным соседом».

Финляндия: карельский вопрос

В то время как Латвия отказалась от своих территориальных претензий, в Финляндии все растет число общественных организаций, выступающих за возвращение Карелии и других территорий, утраченных в ходе Второй мировой войны. О предстоящей публичной дискуссии, посвященной гипотетическим путям возврата Карелии, которая может состояться в самое ближайшее время, сообщили «Вести Карелии». По их словам, среди инициаторов – реваншистская организация ProKarelia, клуб Karelia, а также журнал Karjalan kuvalehti.

За свою историю Карелия была и шведским герцогством, и Корельским уездом, и Олонецким наместничеством. Эта земля не раз становилась спорной.

Карельский вопрос возник в результате условий Тартуского мирного договора 1920 года, по окончанию гражданской войны в Финляндии и советско-финской войны. По его условиям, Западная Карелия переходила в собственность Финляндии. Территории были возвращены в ходе Второй мировой войны, а карело-финское население эвакуировано в Финляндию. В 1956 году Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР.

Несмотря на то, что Финляндия официально не поднимает вопроса о пересмотре границ, в стране, по данным последних опросов, 38% респондентов выступают за возвращение Западной Карелии. В 2011 году лидер уже известного нам движения ProKarelia, Вейкко Сакси выступал с подобной инициативой, сообщая, что возвращение Карелии Финляндии соответствует всем нормам Евросоюза. Однако президент Финляндии, Саули Ниинисте, во время своего рабочего визита в Москву в 2013 году, опроверг эту информацию, заявив, что ни разу не услышал подобного предложения среди финских законодателей.

Китай: спор о 17 гектарах

На сегодняшний день, Китай имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям. Россия не исключение. Совсем недавно, в 2005 году российско-китайская граница претерпела изменения в виде 340 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский, в месте слияния рек Амур и Уссури, перешли под юрисдикцию КНР. Однако на этом, в территориальных претензиях Китая к России, не была поставлена точка.

В 2012 году, при проверке государственной границы между странами, Китай заявил о необходимости сместить ее вглубь России, выдвинув претензию на «исконно китайские» 17 гектаров алтайской горной местности. Стоит отметить, что спор возник из-за небольшого участка труднодоступной территории, расположенной на высоте 2500-3000 метров, и не оборудованной, на данный момент, пропускными пунктами. В итоге, китайская сторона не смогла предоставить никаких документов в поддержку своих притязаний на алтайские 17 гектаров, превратившихся, в одночасье, в спорные территории.

Украина: Крым
Вид на Балаклаву, TASS

Крымский полуостров, на котором расположены Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошёл в состав России 18 марта 2014 года по результатам состоявшегося на его территории референдума, на котором подавляющее большинство крымчан проголосовали за воссоединение с Россией.

При выходе из состава Украины Крым использовал те же основания, что и она в 1991 году при выходе из состава СССР, а именно:

  • Право народов на самоопределение
  • Угроза безопасности из-за государственного переворота
  • Продолжение многовековых исторических традиций

Украина, в состав которой Крым входил до этого, в момент проведения референдума уже утратила ранее существовавшую государственность, поскольку переворот, в ходе которого действующий президент был низложен парламентом с явными нарушениями конституционных процедур, автоматически поставил вне конституции всю власть в стране и юридически уничтожил государство как таковое.

Результаты референдума открыто не признаются Украиной и Западом, остальной мир в массе своей просто обходит вопрос стороной. Тема в любом случае ещё на какое-то время останется открытой, помимо прочего и потому, что в 1954 году Крым был передан Украине с другими границами - с тех пор северная часть Арабатской косы с селом Стрелковое остаются до сих пор в Херсонской области. В целом же вопрос тесно связан с дальнейшей судьбой Новороссии.

Территориальные претензии на Арктику

а. Российская Федерация

Начиная с 1926 года, Советский Союз, а затем и Российская Федерация предъявляли претензии на суверенитет по географическому треугольнику, который начинается в Архангельске, тянется к востоку до Берингова пролива и завершается на Северном Полюсе (так называемый Российский Арктический Сектор: 35°E до 170°W долготы). Особым стратегическим участком, на который распространяются притязания России, является земля Франца-Иосифа. Этот архипелаг, состоящий примерно из двухсот покрытых льдом островов, является самой северной группой островов Евразии. Эти почти необитаемые острова являются административной частью Архангельского региона, но недавно на земле Франца-Иосифа был установлен новый российский пограничный пост.

В 1997 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), и уже в 2001 году оказалась первой страной, подавшей в ООН заявку на расширение своей Эксклюзивной Экономической Зоны (EEZ) в Северном Ледовитом Океане за пределы 200-мильной зоны, хотя и в пределах так называемого Российского Арктического Сектора. Российские претензии распространяются на большую часть Северного Ледовитого Океана вплоть до Северного Полюса, но опять таки в пределах так называемого Российского Арктического Сектора. Данная заявка не была ни принята, ни отклонена. Компетентная Комиссия Объединенных Наций потребовала проведения дополнительных исследований для поддержки Российских претензий. Учитывая тот факт, что Россия должна доказать обоснованность своих претензий не позднее 2009 года, Москве необходимо найти объективные факторы. В качестве основного аргумента Россия утверждает, что так называемый Ломоносовский хребет – подводная горная цепь Северного Ледовитого океана, которая одним концом упирается в Россию, а другим в Канаду и Гренландию, – является продолжением Евразийского континента, и следовательно продолжением Российской материковой зоны, что и объясняет несколько недавних полярных экспедиций, организованных Россией, целью которых был сбор геологических проб со дна Северного Ледовитого океана.

б. Дания

Дания, представляющая Гренландию, также предъявляет претензии на Северный Полюс, поскольку Гренландия является ближайшей континентальной береговой линией, видимой с Северного Полюса. Однако у Дании есть время до 2014 года для подачи в ООН своей заявки на расширение своей Эксклюзивной Экономической Зоны. В 2004 году Копенгаген объявил о выделении 25 миллионов долларов с тем, чтобы доказать, помимо всего прочего, что Ломоносовский хребет является геологическим продолжением Гренландии.

В середине августа 2007 года датские исследователи снарядили экспедицию для сбора научных обоснований своих требований. Датское правительство утверждает, что время этой экспедиции было выбрано задолго до того, как российские исследователи коснулись дна Северного Полюса в начале августа этого же года.

Датское правительство ведет территориальные споры с Канадой по поводу безлюдного и бесплодного острова Ханс (площадь 1,3 км 2), расположенного между Канадой и Гренландией. Обе страны требуют признания своего суверенитета на остров Ханс, поскольку положительное решение может создать прецендент по контролю доступа к вышеупомянутому Северно-Западному проходу, который сможет сократить морской путь между Европой и Азией в том случае, если он станет доступным для торгового судоходства. В 1984 году датский министр водрузил датский флаг на острове Ханс и оставил там бутылку датского брэнди.

г. Канада

Датские походы на остров Ханс многократно опротестовывались канадским правительством, и в июле 2005 года канадский министр обороны посетил обдуваемый ветрами остров в ходе поездки в Арктику. Собственно говоря, Канада была первым государством, выдвинувшим территориальные претензии на Арктический сектор, протянувшийся к Северному Полюсу. Это произошло в 1925 году, когда Канада официально объявила существование канадского сектора, упирающегося в Северный Полюс (60°W и 141°W долготы). Более того, Канада считает, что морские пути Арктического архипелага – Северо-Западный проход – являются канадскими территориальными водами. Эту позицию оспаривают Соединенные Штаты, которые считают, что Северо-Западный проход, который в настоящее время блокирован льдами большую часть года, является международным проходом, где ни одна страна не может отказать в проходе ни одному судну из других стран. Суда Соединенных Штатов уже три раза проходили через этот проход, не испрашивая разрешения канадских властей.

Растущую активность Канады по отношению к Арктике недавно объяснил Премьер-министр Канады, который заявил, что «основной принцип суверенитета, которым руководствуется Канада в отношении Арктики, состоит в том, что либо вы воспользуетесь своим правом, либо утратите его». Еще в 2006 году канадское правительство объявило о своем намерении усилить свое присутствие в водах Арктики путем строительства глубоководных доков, оборудованных датчиками для обнаружения иностранных судов, и об усилении наблюдения с помощью патрульных судов и современных ледоколов. На эти цели Канада собирается выделить сумму в 5,3 миллиарда канадских долларов. В 2006 году канадские военные объявили о том, что отныне они будут пользоваться формулировкой «Канадские территориальные воды» вместо «Северо-Западный проход». Канада ратифицировала UNCLOS, но может ждать до 2013 года для внесения заявки на расширение своей Эксклюзивной Экономической Зоны.

д. Соединенные Штаты Америки

Соединенные Штаты заявили о своих притязаниях на морское дно между Северным Полюсом и побережьем Аляски еще в 1924 году, а в ноябре 2005 года военная подлодка США вышла на поверхность Северного Полюса сквозь ледовой покров. США не ратифицировали Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), поскольку до последнего времени американские политики считали, что это даст слишком большие полномочия ООН. Сейчас же многие американские политики выступают за ратификацию Конвенции, поскольку таким образом получат право слова, когда ООН должна будет высказаться по вопросу об использовании Арктического морского дна, которое в настоящее время не входит в Эксклюзивную Экономическую Зону ни одного государства. Но ситуация меняется очень быстро, и недавно президент США призвал сенат к ратификации Конвенции.

В июле 2007 года высокопоставленный чиновник подтвердил, что США хотели бы изучить потенциальную возможность расширения Эксклюзивной Экономической Зоны у побережья Аляски, и уже через несколько дней американский ледокол направился в Арктику для составления карты морского дна вокруг Аляски. Основной аргумент американских претензий на Арктику состоит в том, что как Северный морской путь, так и Северно-Западный проход должны быть международными морскими путями при условии права на проход, чему противятся Россия и Канада. Так в ответ на недавние заявления Канады на усиление своего военного присутствия в Северно-Западном проходе, военное министерство США объявило об увеличении своего флота в Арктике.

е. Норвегия

Остров Шпицберген, лежащий в Северном Ледовитом океане, принадлежит Норвегии, которая уже в 2006 году предъявила доказательства в подтверждение своих претензий на расширение Эксклюзивной Экономической зоны. Норвегия не предъявляет никаких претензий на сам полюс, но тем не менее считает, что часть этого региона принадлежит ей. Давние споры между Норвегией и Россией по поводу морских границ в Баренцевом море еще ждут своего разрешения.

Из книги Тайны пропавших экспедиций автора Ковалев Сергей Алексеевич

Генри Гудсон. Жизнь за Арктику Исключительно быстрый рост в конце XVI века экономической и политической силы Республики Соединенных провинций привел к тому, что на мировом рынке голландцы всюду начали вытеснять португальцев и испанцев. В

Из книги Глубина 4261 метр автора Лизун Владимир Николаевич

Возрождение территориальных притязаний на Арктику Несмотря на то, что многие страны притязают на территорию Арктики, эти притязания оставались под спудом в течение многих лет, что, скорее всего, объясняется тем, что эти страны не видели особых оснований для разрешения

Из книги Воспоминания о академике Е. К. Федорове. «Этапы большого пути» автора Барабанщиков Ю.

«Я люблю тебя!» – летело через Арктику Давно это было, в тридцатые годы. Но вспоминая о первой встрече со своей будущей женой – Анной Викторовной Гнедич, маститый академик Федоров разволновался так, словно случилась она лишь вчера… А.В. Гнедич и Женя Федоров (младший)А

Из книги Как убивают Россию (с иллюстрациями) автора Хинштейн Александр Евсеевич

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ РОССИИ · 864 - основаны первые поселения славянских племен: весь, мери и мурома. Белоозеро, Изборск· 882 - Киев, Южная Русь (от Новгорода до бассейна Припяти и до Днепра на юго-западе)· 883 - поселения племен древлян, северян и радимичей укрепляются

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

Территориальные штабы Центральный штаб партизанского движения осуществлял реальное управление фронтовыми штабами, в частности в вопросах, касающихся назначения и отстранения командных кадров, а также в вопросах проведения важных в политическом или стратегическом

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Императоры и территориальные князья Характерные особенности исторического развития Германии - слабые экономические связи между ее частями и то, что процесс централизации происходил здесь в масштабе отдельных провинций и территорий, - получили свое политическое

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941-1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Псевдогосударственные территориальные образования На протяжении периода оккупации в некоторых областях СССР возникали территориальные образования, так называемые республики, претендовавшие на экономическую, политическую, военную и даже, иногда, религиозную

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками, 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Псевдогосударственные территориальные образования На протяжении периода оккупации в некоторых областях СССР возникали территориальные образования, так называемые республики, претендовавшие на экономическую, политическую, военную и даже, иногда, религиозную

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Территориальные и демографические изменения Важнейшим территориальным приобретением для украинцев в итоге второй мировой войны стало включение Западной Украины в состав СССР. К величайшему огорчению поляков, Сталину удалось убедить Великобританию и США признать

Из книги Советский Союз в локальных войнах и конфликтах автора Лавренов Сергей

Глава 5. Территориальные споры Военно-политические кризисы на этой почве возникали, как правило, в том случае, когда оспариваемые территории имели для обоих претендентов важное военно-стратегическое или экономическое значение, а также вследствие споров сопредельных

Из книги Поход «Челюскина» автора Автор неизвестен

Заместитель начальника экспедиции И. Баевский. Познаем Арктику Северный морской путь - одна из величайших проблем второй пятилетки. Освоив эту гигантскую водную трассу, мы получим регулярную транспортную связь богатейших районов сибирского Севера с портами

Из книги Екатерина II без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Административно-территориальные реформы Екатерина II в секретной инструкции генерал-прокурору Александру Алексеевичу Вяземскому (1727–1793; князь, русский государственный деятель, один из ближайших сановников Екатерины II):В положении помещичьих крестьян таково

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Вильяльмур Стефансон покоряет Арктику В свое первое большое путешествие по Арктической Канаде Вильяльмур Стефансон отправился в 1906 г. В течение года он исследовал жизнь и быт эскимосских племен в окрестностях близ устья реки Маккензи. Ранней весной 1908 г.

Из книги Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории автора Бунтовский Сергей Юрьевич

Территориальные споры Не успела отгреметь Гражданская война, а два победителя - УССР и РСФСР - уже сцепились между собой за право обладания восточной частью Донбасса.Поводом к конфликту стало включение в состав Донецкой губернии УССР части территорий Области Войска

Из книги Соединенные Штаты Америки. Противостояние и сдерживание автора Широкорад Александр Борисович

@ Анатолий Кошкин
Среди комментариев на одну из моих статей прочитал мнение девушки-студентки: «Конечно, Курилы отдавать не надо. Думаю, они и нам пригодятся. Но, раз японцы так упорно требуют острова, у них, наверное, есть для этого какие-то основания. Они, говорят, ссылаются на то, что у Москвы, дескать, нет юридических прав для владения островами». Полагаю, разъяснение этого вопроса теперь, когда японская сторона вновь муссирует так называемый «территориальный вопрос», особенно кстати.

О том, как принадлежавшие с 1786 года Российской Империи Курильские острова переходили из рук в руки, читатель может узнать из соответствующей исторической литературы. Поэтому начнем с 1945 года.

В 8-ом пункте Потсдамской декларации союзных держав об условиях безоговорочной капитуляции милитаристской Японии записано: «Условия Каирской декларации должны быть выполнены, японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые мы укажем».

В период острой дискуссии внутри высшего руководства милитаристской Японии о выработке отношения к Потсдамской декларации, а именно, споров, капитулировать на ее основании или нет, этот пункт практически не обсуждался. Не желавшую сложить оружие японскую «партию войны» беспокоила не территория побежденной страны, а собственная судьба. Генералитет соглашался капитулировать лишь при условии сохранения существующего государственного строя, наказания военных преступников самими японцами, самостоятельном разоружении и недопущения оккупации Японии союзниками.

Что касается территориальных владений, то они рассматривались как предмет торга при попытках выйти из войны, избежав капитуляции. Чем-то пожертвовать, что-то выторговать. При этом особую роль в дипломатических маневрах принадлежала отторгнутым Японией от России Южному Сахалину и Курильским островам. Эти земли предполагалось уступить СССР в обмен на его отказ вступить в войну против Японии на стороне США и Великобритании. Более того, летом 1945 года до советского руководства доводилась информация о возможности «добровольной» передачи Советскому Союзу одного из основных островов Японского архипелага - Хоккайдо, на который в отличие от Южного Сахалина и Курил Москва никогда не претендовала. Это допускалось в расчете на то, что советский руководитель Иосиф Сталин вместо объявления войны выступит посредником между воюющими сторонами на переговорах о перемирии на выгодных Японии условиях.

Однако история распорядилась по-иному. В результате вступления СССР в войну и атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки для японской верхушки не осталось иного выхода, кроме безоговорочной капитуляции с принятием всех пунктов Потсдамской декларации, которые японское правительство обязалось неукоснительно соблюдать.

В 6-м пункте Акта о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года записано: «Настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его приемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой другой назначенный союзными державами представитель». Приняв условия Потсдамской декларации, японское правительство согласилось и с указанным в ней пунктом о будущих границах своей страны.

В утвержденном президентом США Гарри Трумэном «Общем приказе №1» командования союзных войск о капитуляции японских вооруженных сил определялось: «Включить все (подчеркнуто автором) Курильские острова в район, который должен капитулировать перед Главнокомандующим советскими вооруженными силами на Дальнем Востоке». Выполняя это положение приказа, советские войска заняли острова Курильской гряды вплоть до Хоккайдо. В связи с этим трудно согласиться с утверждением японского правительства о том, что советское командование якобы намеревалось занять Курильские острова только до острова Уруп, а острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи оккупировали лишь, «узнав об отсутствии (на них) американских войск». Изобретенная же после войны географическая новация о «не вхождении» указанных четырех островов в состав Курильской гряды (японское название - Тисима рэтто) опровергается японскими документами и картами довоенного и военного периодов.

Принципиальное значение имеет директива командующего оккупационными войсками в Японии генерала Дугласа Макартура № 677/1 от 29 января 1946 года, в которой во исполнение 8-го пункта Потсдамской декларации союзным командованием определялись острова, изымавшиеся из-под японского суверенитета. Наряду с другими территориями Япония лишалась всех островов к северу от Хоккайдо. В директиве четко указывалось, что из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются острова Тисима (Курильские), а также группа островов Хабомаи (Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу, Тараку) и остров Шикотан. Японское правительство не возражало, ибо это соответствовало условиям капитуляции.

Вслед за изданием директивы во исполнение Ялтинского соглашения о возвращении Южного Сахалина и передаче СССР Курильских островов 2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область с включением её в состав Хабаровского края РСФСР.

Согласие правительства Японии с решением союзных держав о выводе всех Курильских островов из состава японского государства содержится в тексте Сан-Францисского мирного договора 1951 года. Пункт с) статьи 2-й договора гласит: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

Тогда японское правительство исходило из того, что Курилы (острова Тисима) перестали быть японской территорией. Это со всей определенностью проявилось при ратификации Сан-Францисского мирного договора в парламенте Японии. Заведующий договорным департаментом МИД Японии Кумао Нисимура 6 октября 1951 года сделал в палате представителей следующее заявление: «Поскольку Японии пришлось отказаться от суверенитета на острова Тисима, она утратила право голоса на окончательное решение вопроса об их принадлежности. Так как Япония по мирному договору согласилась отказаться от суверенитета над этими территориями, данный вопрос, в той мере, в какой он имеет к ней отношение, является разрешенным». Известно и заявление Нисимура в парламенте от 19 октября 1951 года о том, что «территориальные пределы архипелага Тисима, о котором говорится в договоре, включают в себя как Северные Тисима, так и Южные Тисима». Таким образом, при ратификации Сан-Францисского мирного договора высший законодательный орган японского государства констатировал факт отказа Японии от всех островов Курильской гряды.

После ратификации Сан-Францисского договора в политическом мире Японии существовал консенсус по поводу того, что в ходе мирного урегулирования с СССР территориальные претензии следует ограничить лишь близкими к Хоккайдо островами, а именно добиваться возвращения только Малой Курильской гряды Хабомаи и острова Шикотан. Это было зафиксировано в принятой единогласно парламентской резолюции всех политических партий Японии от 31 июля 1952 года. Тем самым фактически признавалась принадлежность СССР остальных Курильских островов, включая Кунашир и Итуруп.

Хотя на японо-советских переговорах об окончании состояния войны и заключении мирного договора японская делегация первоначально выдвинула претензии на все Курильские острова и южную половину Сахалина, в действительности ставилась задача вернуть в состав Японии только острова Хабомаи и Шикотан. Полномочный представитель правительства Японии на советско-японских переговорах 1955−1956 гг. Сюнъити Мацумото признал, что, когда он впервые услышал предложение советской стороны о готовности передать Японии после заключения мирного договора острова Хабомаи и Шикотан, то «сначала не поверил своим ушам», а «в душе очень обрадовался». После такой серьезной уступки сам Мацумото был уверен в окончании переговоров и скорейшем подписании мирного договора. Однако американцы грубо заблокировали такую возможность.

В последнее время в японских СМИ и научных исследованиях стал признаваться факт произвольного требования «возвращения северных территорий» - островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряды Хабомаи под давлением незаинтересованных в советско-японской нормализации США и антисоветски настроенной части японского истеблишмента. Они-то и придумали в марте 1956 года ранее не существовавший пропагандистский лозунг «борьбы за северные территории». Сделано это для того, чтобы избежать в лозунгах название Тисима (Курильские острова), от которых, как указано выше, Япония официально отказалась. Кстати, важно сознавать, что кроме требования четырех южных островов Курильской гряды, в Японии существует и расширительное толкование придуманного понятия «северные территории», а именно включение в него всей Курильской гряды, вплоть до Камчатки, а также Карафуто, то есть Сахалин.

Юридическая база двусторонних отношений была создана подписанием 19 октября 1956 года, а затем ратификацией Совместной декларация СССР и Японии, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В качестве жеста доброй воли тогдашнее советское правительство согласилось внести в текст декларации следующее положение: «…Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Подписав и ратифицировав этот документ, японское правительство юридически признало принадлежность Южного Сахалина и всех Курильских островов Советскому Союзу, ибо последний мог «передать» другому государству лишь свою территорию.

Как неоднократно указывали представители МИД РФ, занятая японским правительством позиция свидетельствует о его открытом непризнании итогов Второй мировой войны и требовании их пересмотра.

Отметим, что притязания японского правительства на территории, владение которыми закреплено в Конституции Российской Федерации, подпадают под понятие «реваншизм». Как известно, в политическом лексиконе реваншизм (фр. revanchisme, от revanche - «отмщение») означает «стремление к пересмотру результатов поражений в прошлом, к возвращению потерянных в войне территорий». Попытки обвинения Российской Федерации в якобы «незаконной оккупации и удержании Курильских островов», на наш взгляд, создают ситуацию, когда российское правительство в случае продолжения подобных утверждений на официальном уровне вправе поставить данный вопрос перед международной общественностью в ООН, а также обратиться с иском в Международный суд в Гааге.

Напомним, что Япония имеет «территориальные проблемы» со всеми соседними государствами. Так, правительство Республики Корея выступает с решительными протестами против включения японских притязаний на находящиеся под управлением Сеула островов Токто в правительственные «Белые книги» по вопросам внешней политике и обороны, а также в школьные учебники. Напряженная обстановка сохраняется и в районе удерживаемых Японией островов Дяоюйдао (Сэнкаку), на которые, ссылаясь на исторические документы и факты, претендует КНР. Не приходится говорить, что нагнетание ажиотажа вокруг территориальных претензий к соседним государствам отнюдь не объединяет, а разделяет народы, сеет между ними рознь, да и чревато конфронтацией, в том числе военной.

Территориальные претензии к России

Весь послевоенный период российско-японские отношения осложняет проблема, получившая название проблема северных территорий. Рассматривать эту проблему важно в контексте всего процесса размежевания России и Японии. Его начало уходит в первую половину $XIX$ века. В это время в районе Курильских островов произошла встреча русских и японцев. Русские промышленники интересовались здесь промыслом морских животных, а японцев острова Хоккайдо интересовало рыболовство. Открыты были Курильские острова русскими в $XVII$ веке, они же начали их осваивать. Острова населяли коренные жители – айны, которых привели в подданство русского царя.

Первый договор о границах был заключен в $1855$ г. По договору за Россией закреплялась северная часть Курил, а их южная часть закрепилась за Японией. Точкой размежевания стал остров Итуруп. Территория Сахалина объявлялась неразделенной.

Новый пограничный договор между Россией и Японией был заключен в $1875$ г. В договоре прописывалось, что северная часть Курил отходит Японии, а весь Сахалин принадлежит России. Оккупация всего Сахалина произошла в ходе русско-японской войны $1904$-$1905$ гг. Позже по Портсмутскому мирному договору Япония получила его южную часть. В разгар Великой Отечественной войны СССР сумел избежать втягивания в военные действия на Дальнем Востоке благодаря Пакту о нейтралитете, подписанном в $1941$ г.

Вступление СССР в войну с Японией Сталин, в ходе переговоров со странами антигитлеровской коалиции, обусловил целым рядом требований.

Они заключались в следующем:

  1. Возвращения южной части Сахалина Советскому Союзу;
  2. Восстановление права аренды Ляодунского полуострова с городами Порт-Артуром и Дальним, утраченные в период русско-японской войны;
  3. Возвращение Курил в качестве компенсации;
  4. Возвращение Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), проданной Японии в 1935 г.

В апреле $1945$ г. Пакт о нейтралитете с Японией СССР расторг. В ходе военных действий Южный Сахалин и Курильские острова были освобождены. В следующем году освобожденные территории вошли в состав Сахалинской области РСФСР. По договору с Китаем СССР получил Порт-Артур, Дальний и КВЖД, а в результате победы китайских коммунистов в гражданской войне возвратил их. В $1951$ г. Япония отказалась от Южного Сахалина и Курил.

В $1956$ г. между СССР и Японией произошло восстановление дипломатических и консульских отношений и СССР, остров Шикотан и островную гряду Хабомаи, готов был передать Японии.

Ситуация вокруг мирного договора с Японией с $1960$ по $1990$ гг. была заморожена . Одна сторона отрицала существование территориальных проблем, а другая выступала за возвращение северных территорий.

С распадом СССР руководство России пыталось активизировать диалог с Японией, но, безрезультатно.

С приходом В.В. Путина в отношениях с Японией начался новый этап – подписание российско-японского плана действий, чтобы придать новое качество двусторонним отношениям.

В рамках принятого плана стороны определили для себя задачи:

  1. Для решения имеющихся проблем активизировать переговоры;
  2. Важность заключения мирного договора должна разъясняться общественности обеих стран;
  3. Безвизовый обмен между островитянами и японскими гражданами;
  4. Сотрудничество в области морских биоресурсов;
  5. Совместная хозяйственная деятельность в районе островов.

По мнению К. Сивкова, первого вице-президента Академии геополитических проблем, японцы уверены в том, что Россия слабеет и воздействовать на неё можно по следующим направлениям:

  1. Экономическое давление через «большую семерку»;
  2. Информационное давление – Россия является агрессором;
  3. Прямое силовое одностороннее давление.

С целью решения территориального вопроса Япония использует дополнительные санкции на ряд российских организаций и частных лиц, якобы напрямую вовлеченных в конфликт на востоке Украины.

Территориальные претензии к Китаю

Камнем преткновения японско-китайских отношений является самый южный и стратегически важный остров Окинотори . С помощью искусственных коралловых рифов японцы увеличивают его территорию, о чем официально сообщают представители японского Управления рыболовства. В дальнейшем число коралловых колоний увеличится в $2$ раза, и появятся «десятки тысяч» таких насаждений, а это поможет разрешить спор с КНР.

Китай считает Окинотори «скалами », а не «островом» и не признает международного права Токио, чтобы учредить вокруг этого клочка суши $200$-мильную исключительную экономическую зону.

Ещё один территориальный спор между странами касается архипелага в Восточно-Китайском море. Суть спора заключается в том, что с $1885$ г. японское правительство утверждало, что острова необитаемы и следы китайского контроля над ними отсутствуют. На этом основании в $1895$ г. Япония официально включила острова Сенкаку в свой состав. После Второй мировой войны она потеряла все свои территории, приобретенные в $XIX$ веке, включая Сенкаку, которые оказались под юрисдикцией США. В $1970$ г. американцы вернули острова Японии. Китай в $1992$ г. спустя $20$ лет, заявил о своём несогласии и объявил территорию «исконно китайской». Территориальный спор между странами продолжается.

Территориальные претензии в Антарктике

В первой половине $XX$ века Япония заявила свои претензии на территориальный суверенитет над частью Антарктики. Подобные претензии связаны с тем, что ещё в $1910$-$1912$ гг. японцы совершили первую экспедицию в Антарктику. Экспедицией руководил лейтенант Сирасэ Нобу. В январе $1912$ г. он достиг $80$ параллели в точке пересечения её со $156$ меридианом. Дальнейшее продвижение к Южному полюсу экспедиция не смогла, и Нобу сделал вывод о том, что команда не готова. Место, где они остановились получило название Снежная долина Ямато и открытые земли объявили владениями Японии. О своих правах на открытые земли в Антарктике Япония официально заявила в $1939$ г. Территориальные претензии касались пространства, находящегося между сектором Росса и Фолклендским сектором.

По Сан-Францисскому мирному договору, заключенному в $1951$ г. Япония отказывается от всех территориальных претензий на права или интересы любой части Антарктического района. Ни одно государство мира сегодня официально не претендует на сектор Земля Мэри Бэрд и Земля Элсуорта, которые выдвигались до вступления в силу Договора об Антарктике. Только Норвегия выдвигает претензии на остров Петра Первого и Чили претендует на восточную часть до $90$ меридиана на западе. Согласно Договору об Антарктике Япония не может выдвигать территориальные претензии в этой зоне – это официально, а неофициально такие претензии выдвигаются. Более того, они имеют своеобразное обоснование, связанное с тем, что разведанные здесь месторождения углеводородов находятся на такой большой глубине, что никто кроме Японии не сможет заняться их добычей, потому что только Япония имеет необходимые технологии.

Замечание 2

Палатой представителей японского парламента в июле $2015$ г. был принят закон о расширении полномочий Сил самообороны. Аналитики считают, что данный закон даст возможность стране в вопросах территориальных претензий применять Силы самообороны.