Треугольник гласных звуков. Классификация гласных звуков. Определение фонетики. Артикуляционная классификация гласных звуков

Гласные - это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный гон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка -

это тс резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках: участии губ; степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу; степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.

  • 1. По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные) и неогубленные (или н е л а б и а л и з о в а н н ы е). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а|, [э], [и], [ы] Iпогубленные.
  • 2. По степени подъема языка по вертикали по отношению

к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и],

[ы], [у]; среднего подъема: [э], [о]; нижнего подъема: [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта; поэтому гласные верхнего подъема называют также узки м и. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта; поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

3. По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а]; заднего ряда: [у], [о]. При артикуляции гласных переднего, среднего или заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а].

Но деление на три подъема и три ряда не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют "[и] открытый"; в более точной транскрипции это [и э ], т.е. "[и], склонный к [э]". Есть "[э] закрытый" - звук, отличающийся от [э] несколько большей закрытостью рта и чуть более высоким подъемом языка; в более точной транскрипции это [э и ] или [э]. Таким образом, открытые и закрытые гласные - это "оттенки" звуков, произносящиеся с несколько большей открытостью/закрытостью рта и несколько меньшим/большим подъемом языка.

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальной (хотя и в ней показаны, конечно, не все русские гласные):

Гласный [о] произносится, например, в словах по]роход, горэ]д. Изолированно его можно произнести, если образовать непрерывный ряд звуков от [ы] к [а] и остановиться посередине.

Гласные [а], [э], [о], [у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а], [э], [о], [у]. Произносятся они между мягкими согласными: пять [п"ат"], петь [п"эт"], тётя [т"бт"э], тюль [т"ул"].

Гласный [э] произносится под ударением после твердого согласного: м[эр, ш[эст. (Для обозначения этого гласного употребляется знак [ „ ] иод буквой - знак Международного фонетического алфавита, указывающий на отодвинутость гласного назад.)

Гласные [и э ], [ы э ], м бывают только в безударном положении: [и э ]скрйтъ, д[ы°]шй, е[а э ]да. У некоторых говорящих вместо [а°] звучит [д] - неогубленный гласный, но положению языка средний между [а] и [о].

Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

В русском языке гласные классифицируются по трём признакам:

1) по ряду (место образования);

2) по подъему (способ образования);

3) по наличию или отсутствию лабиализации.

При классификации гласных по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные переднего ряда , при артикуляции которых язык сильно продвинут вперед: [и], [э];

2) гласные среднего ряда , при артикуляции которых язык немного отодвигается назад: [ы], [а];

3) гласные заднего ряда , при произнесении которых язык сильно отодвинут назад: [у], [о].

При классификации гласных по подъему языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные верхнего подъёма , при произношении которых язык сильно поднят вверх, т.е. занимает самое высокое положение: [и], [ы], [у];

2) гласные среднего подъёма , при произношении которых язык занимает более низкое положение: [э], [о];

3) гласные нижнего подъёма , при произношении которых язык занимает самое низкое положение: [а].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на

1) широкие, т.е. акустически наиболее звучные: [а];

2) средние, т.е. акустически средней звучности: [э], [о];

3) узкие, т.е. акустически наименее звучные: [и], [ы], [у].

Третьим признаком классификации является наличие или отсутствие лабиализации , т.е. вытягивания или округления губ. При этом гласные делятся на

1) гласные лабиализованные (огубленные): [у], [о];

2) гласные нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].

Классификация гласных может быть представлена в таблицах.

Простейшая таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Деление на три ряда и три подъёма не отражает всего богатства гласных звуков.

Есть так называемые редуцированные гласные звуки: [Λ], [и э ], [ы э ], [ъ], [ь].

[Λ] – редуцированный гласный [а], [о] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова; этот звук называют «а – узкое»;

[и э ] – звук, средний между [и] и [э]; это звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка, чем звук [и]; звук называют «[и] открытый» или «[и] с призвуком [э]», или «[и], склонный к [э]»;

[ы э ] – звук, средний между [ы] и [э]; звук называется «[ы] с призвуком [э]», или «[ы], склонный к [э]»;

[ъ], [ь] – редуцированные гласные [а], [о], [э] во всех безударных слогах, кроме первого предударного; [ъ] – звук, средний между [ы] и [а];

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальна.

Таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Верхне-средний и э ь ы э
Средний э ъ о
Нижний а Λ

ВОПРОС 6

КОНСОНАНТИЗМ

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает различные преграды.

Согласные русского языка классифицируются по 5 признакам:

2) по месту образования;

3) по способу образования;

4) по наличию или отсутствию палатализации (по твёрдости – мягкости);

5) по наличию или отсутствию назальности.

Основными признаками согласных являются место и способ образования. Определить место образования согласного – это значит указать, в каком месте речевого аппарата происходит сближение или смыкание активного органа с пассивным. Определить способ образования согласного – это значит указать, каким образом создается преграда и как она устраняется. Важными признаками согласных являются также глухость – звонкость и твердость – мягкость.

Артикуляция каждого согласного складывается из одновременных работ разных произносительных органов. При этом основной работой является та, при которой возникает основной фокус, т. е. то место, где образуется шум. Так, звуки [п] и [б] называются губными, т. к. местом образования шума являются губы, звуки же [с] и [з] являются, соответственно, зубными и т. д.

Артикуляция, направленная на образование основного фокуса, называется основной .

Кроме основной, при образовании согласного может использоваться также дополнительная артикуляция, которая, не изменяя основного характера шума, придает ему специфический оттенок. Наиболее распространенной дополнительной артикуляцией согласных русского языка является палатализация (от лат. palatum – нёбо). Она выражается в напряжении и подъеме средней части языка к твердому нёбу. При помощи палатализации образуются мягкие (палатализованные) согласные. Веляризация (от лат. vеlaris – задненёбный) – это дополнительная артикуляция, при которой в противоположность палатализации, образуются твердые согласные (например, русский твёрдый [л]). Артикуляция веляризации состоит в подъеме задней части спинки языка к мягкому нёбу. Дополнительной артикуляцией является также назализация (от лат. nasalis – носовой), т.е. с точки зрения артикуляционной – участие нёбной занавески при образовании носовых согласных ([н], [н"], [м], [м"]) в отличие от остальных звуков.

1. Классификация согласных по участию голоса и шума:

1) согласные сонорные , образуемые с помощью голоса и незначительного шума: [м], [н], [л], [р], [j];

2) согласные шумные , подразделяемые на шумные звонкие , образуемые шумом в сопровождении голоса: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [ж"], [з], [з"], [j], [γ], [γ"], [дз], [дж]; и шумные глухие , образуемые только с помощью шума, без участия голоса: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [ш"] (на месте щ), [х], [х"], [ц], [ч"].

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по звонкости-глухости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своём звучании. Сравните: роза – роса и роз – рос [рос – рос ]. Соотносительный ряд звонких и глухих согласных представлен 12 парами звуком. Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j] – внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] – внепарные глухие.

Таблица классификации согласных по звонкости-глухости

2. Классификация согласных по месту образования.

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.

Если активный орган - нижняя губа , то согласные могут быть губно-губными (пассивный орган - верхняя губа): [п], [б], [м] и губно-зубными (пассивный орган - верхние зубы): [в], [ф].

Если активный орган - язык , то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц], и нёбно-зубными (передненёбными), когда она направлена к передней части нёба: [р], [ш], [ж], [ч"]. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: [j], [и]. Заднеязычные либо средненёбные: [к"], [г"], [х"], [γ"] либо задненёбные: [к], [г], [х], [γ].

1) согласные губные , подразделяемые на губно-губные : [б], [п], [м] и губно-зубные:

2) согласные язычные , подразделяемые на переднеязычные , к которым относятся зубные [д], [т], [з], [с], [н], [л], [ц] и нёбно-зубные [ш], [ш"], [ж], [ч"], [р];

3) среднеязычный (средненёбный) [j], [и];

4) согласные заднеязычные (задненёбные) [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"], а также редкие

звуки [γ], [γ"], [н ].

Звук [н ] – носовой заднеязычный – редок в русском языке. Он произносится на месте [н] перед [к], [г], обычно в тех случаях, когда дальше следует согласный: пу [н ] ктир, фра [н ]кский, ко [н ]гресс .

3. Классификация согласных по способу образования:

В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на:

1) согласные взрывные (смычные): [б], [п], [д], [т], [г], [к];

2) согласные фрикативные (щелевые): [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [ш"], , [х];

3) аффрикаты [ц], [ч"];

4) согласные смычно-проходные , к которым относятся носовые [м], [м"], [н], [н"] и боковой [л], [л"];

5) дрожащий [р], [р"].

4. Классификация согласных по наличию или отсутствию палатализации:

1) согласные твёрдые , образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные, кроме [ж"], [ш"], [ч"], [j]);

2) согласные мягкие , образуемые с дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ж], [ш], [ц]).

По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых - в задней части ротовой полости; ср.: [в"]ил - [в]ыл, [п"]ил - [п]ыл, [л"]ёг - [л]ог, [р"]яд - [р]ад.

Согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости: [б] - [б"], [п] - [п"], [в] - [в"], [ф] - [ф"] , [з] - [з"], [с] - [с"], [д] - [д"], [т] - [т"], [м] - [м"] и др. Непарными твёрдыми являются звуки [ж], [ш], [ц]; непарными мягкими – [ж"], [ш"], [ч"], [j].

У [j] приподнятие к средней части нёба средней части спинки языка является не дополнительной, как у других согласных, а основной артикуляцией, поэтому [j] - палатальный , а не палатализованный согласный.

Таблица классификации согласных по твёрдости-мягкости

5. Классификация согласных по наличию или отсутствию назальности:

1)согласные назальные (носовые): [н], [н"], [м], [м"];

2) согласные неназальные (неносовые, ртовые): все остальные.

При образовании носовых согласных нёбная занавеска опускается и воздушная струя проходит в полость носа, вызывая носовой резонанс. Характерной особенностью носовых согласных является то, что наряду со смычкой открыт проход воздуха через нос. Поэтому эти звуки относят к особой группе смычно-проходных.

Голос и шум Способ образования Место образования
Губные Язычные
губно-губные губно-зубные Переднеязычные Средне-язычные Заднеязыч-ные
зубные нёбно-зубные
Шумные Взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г г’ к к’
Аффрикаты ц ч’
Фрикативные в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’ ш ш’ ј х х’
Сонорные
Смычно-проход-ные боковые л л’
носовые м м’ н н’
Дрожащие р р’

Таблица артикуляции согласных звуков

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного языка. Однако далеко не все. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз , то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напряжения губ, а перед [у] – с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз , а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium – «губа»), а согласные звуки [с°], [д°], [т"] и т. п. – лабиализованными (или огубленными). Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд , но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но[стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.


Классифицировать гласные звуки значительно труднее, чем согласные. Это связано с отсутствием у гласных опреде­ленного фокуса образования (в § 11 уже говорилось о равномер­ном напряжении органов речи при произношении гласных звуков). С акустической точки зрения гласные противопоставляются друг другу более отчетливо, но линий противопостав­ления оказывается много, и свести их в единую стройную си­стему пока еще не удалось. Поэтому в языкознании чаще пользуются.классификацией гласных, основанной на артику­ляционных признаках, но учитывают при этом и акустические признаки гласных звуков.

Особое значение для классификации гласных имеет рабо­та языка и губ. Изменение положения языка меняет форму резонатора (см, § 10), что является источником большого раз­нообразия гласных. В работе языка важно учитывать 1) сте­пень его подъема; 2) место его л ротовой полости, 3) общее положение языка. При определении степени подъема языка различают верхний (рис. 8, а, б), средний ((рис. 8, в) И ниж­-

Рис 8. Профили положения языка при произноше­нии русских гласных: а _ [„); б - [у]; в - [о]; г - [а].

ний (рис, 8, г) подъем. Определяя место языка в ротовой по­лости, различают его продвинутость «перед (рис. 8, а), отодвинутость назад (рис. 8, б, в), нейтральное положение (рис. 8, г). Под общим положением языка понимают его сжа­тое, собранное положение (рис. 8, а, б) или вытянутое, плос­кое положение (рис. 8, г).

На этой основе принято различать гласные переднего, среднего и заднего ряда и верхнего, сред­него и нижнего подъема.

По работе губ гласные делятся на лабиализованные, т. е. такие, в образовании которых участвуют губы, и нелабиализо­ванные, произносимые без участия губ, с растянутыми, нена­пряженными губами. Лабиализованные гласные встречаются реже, но для многих языков они весьма характерны (напри­мер, для немецкого, французского). Степень лабиализации также различна, в некоторых языках она слабее. Примером может быть английский язык.

Соотношение различных типов гласных показано в табл. 2.

Таблица 2

Классификация гласных звуков

В основу классификации положены звуки русского языка (в таблице они выделены полужирным шрифтом). Звуки, характерные для других языков, приведены как примеры воз­можных типов звуков, неизвестных в русском языке. Лабиализованныеиные переднерядные гласные немецкого и французского языков переданы знаками й (немецкие uber - над, сверх, Backer - книги; французские la rue - улица, tu - ты), о (не­мецкое offnen-открывать, французское реи-мало). Знак ь передает ослабленный гласный, неопределенный по оттенку, встречающийся в безударных слогах (ср.: безударные гласные в русских словах город, выбор; английских along [э"1эт,]--вдоль, above (a"bAvJ - над, наверху, butter ["Ьлгэ] - масло и т. п.). Знак л - характерный для английского языка задне-рядный нелабиализованный гласный, как в словах соте [клт] - приходить, tun - бочка. Сходный звук встре­чается в первом предударном слоге в русском языке (ер. пре­дударный гласный в словах дрова (дрлва] и трава (трлва} Знак аэ передает звук, средний между |е] и (а], как в англий­ских словах: back [Ьжк] - спина, cap [кэер] - кепка; знак э - широкое открытое (о], характерное" для английского языка (op. dog - собака, ox - бык, song ] - песня).

Данное деление очень приблизительно, так как охватывает далеко не все звуки и не учитывает сложности гласных. Его основной недостаток - в установлении слишком резких гра­ниц между отдельными типами гласных, чего в действитель­ности нет. Поэтому такая таблица может быть принята лишь для ".начальной стадии изучения языка.

На начальных стадиях изучения языка пользуются упро­щенными схемами, построенными применительно к звукам одного языка. Например, применительно к звукам русского языка часто используют схему в виде треугольника, распола­гая знаки для звуков так, что они одновременно указывают и движение по ряду (в горизонтальном направлении) и по подъ­ему (в вертикальном направлении)

Такая схема очень удобна практически. Кроме того, она может быть осложнена включением значительного количеств различных промежуточных типов звуков. Л. В. Щерба, напри мер, устанавливает не три, а шесть ступеней подъема гласных. Гласные лабиализованные и нелабиализованные в этой схеме даются рядом. Гласные, более высокие по подъему, яв­ляются вместе с тем и более закрытыми, наоборот, гласные, более низкие по подъему, есть гласные более открытые.

Наиболее высокими и вместе с тем наиболее передними звуками являются неогубленный [i] и огубленный (лабиали­зованный) (Y]. Оба "звука известны, например, в немецком и французском языках (ср.: немецкое Tier - зверь и Тйг -дверь; французские tige - стебель и tu (ty: ] - ты). Гласные П] [V] представляются уже более отодвинуты­ми назад и менее высокими. I - передает открытый краткий звук, характерный для многих языков (ср. звук [Ц в немецком dick - толстый, английском city (- город), а его огубленный вариант [v] известен в немецком (например, fiinf -- пять).

Знаки е и -е передают закрытый (например, в немецком слове Meer [те: г] - море) и открытый (например, в немец­ком denn - так как) вариант неогубленных гласных, а 0 и се-соответственно огубленные варианты (ср.: француз­ские Ыеи [Ы0]-голубой и soeur -сестра) средних по подъему гласных звуков. Нижние переднерядные гласные (например, английский звук в слове cat - кошка) и (а] (например, французское masse - масса) не име­ют соответствующих огубленных парных звуков. Русское уда­ренное [а] несколько оттянуто назад, поэтому его обычно счи­тают гласным среднего ряда.

Среди гласных заднего ряда более широко представлены губные. Наиболее высоким по подъему является гласный [и], отличающийся большим разнообразием оттенков в разных языках. В итальянском это более закрытый звук, чем в рус­ском; в английском и немецком звук [и] продвинут вперед. Близкий к нему гласный [v] - более открытый (ср. немецкие: Bube (bu:be] - мальчик и gesund - здоровый). Не­губные гласные заднего ряда высокого подъема встречаются очень редко.

Гласные [о] («о» закрытое) и [э] («о» открытое) в разных вариантах представлены во многих языках (например, немец­кие Sohn -сьин и Stock -палка). Гласному [э] соответствует нелабиализованный гласный [л] (ср. англий­ские dog - собака и сир [кар ]-чашка).

Среди заднерядных гласных с низким подъемом встречает­ся губной гласный v типа очень открытого «о» (ср. англий­ское all [о: 1] - все) и негубной очень задний звук [а], встре­чающийся во французском и английском языках (ср. англий­ские bark - кора, part - часть и т. п.).

Примерами гласных смешанного ряда являются русский высокий по подъему звук [ы] и гласный среднего подъема, характерный, например, для английского языка: girl - девочка, colour [кл1э] - цвет,

Приведенные факты убедительно показывают разнообра­зие системы гласных в разных языках, ее сложность.

Последнее время Международной фонетической ассоциа­цией (МФА) была предложена новая классификация гласных, представленная в виде трапеции с 6 степенями подъема для передних и 5 - для задних гласных.

С акустической точки зрения гласные различаются сте­пенью сонорности (звучности) и высотой резонирующего (а не основного, который может быть одинаковым по высоте у ряда гласных) тона. Для русского языка эти различия можно пред­ставить в виде следующей таблицы.

Таблица 3

Акустические признаки гласных

Высота тона
Степень сонорности средний низкий
высокий
и ы У
Средняя. ....... э а о

Как видим, деление по высоте тона совпадает с рядом гласного, а по степени сонорности - с подъемом. Но и здесь указаны наиболее общие типы, между которыми" много пере­ходов. В некоторых языках, например в адыгейском, различия по сонорности «гласных составляют основу их вокализма, т. е. системы гласных (от латинского vocalis - голосовой).

Акустически гласные могут быть также чистыми (без носового призвука) и назализованными (носовыми), произносимыми при участии носовой полости (см. § 10).

Важным с акустической точки зрения является различение гласных по их длительности (см. § 9). В одних языках долгота или краткость звука зависит от ряда фонетических причин: от положения в слоге, влияния соседних звуков, уда­рения и т. д. В этом случае долгота или краткость не являет­ся постоянным признаком, присущим данным звукам, так как один и тот же звук может быть то долгим, то кратким. Такое положение, например, в русском языке (ср.: мама! и ма: ма!). Иное положение в языках, где долгие и краткие гласные про­тивопоставлены друг другу, могут использоваться для разли­чения слов (ср.: английские rich - богатый и reach - достигать, sit - сидеть и seat - место и т. д.). В некоторых языках имеется не две, а три ступени противопоставления гласных по длительности. Так, в эстон­ском языке различаются гласные краткие (например, sada - сто, puri - парус), долгие (ср.: saada - пришли, puuri - клетки) и сверхдолгие (saada - получить, puuri - в клетку).

Количество гласного обычно бывает связано с какими-то Другими его признаками. Например, в немецком языке долгие гласные обычно закрытые, а краткие - открытые (см. приме­ры выше).

Различение по долготе в некоторых языках, например эс­тонском, может быть свойственно и согласным, что опять-таки показывает относительность противопоставления гласных и со­гласных.

Существенным дополнительным признаком гласных яв­ляется напряженность - ненапряженность. При напряженной мускулатуре речевых органов стенки надгортан­ных полостей становятся твердыми, тогда звуки приобретают четкий ясный характер. При отсутствии такого напряжения гласные оказываются более вялыми. Степень напряженности гласных в языках различна. В русском языке гласные менее напряженны, чем, например, во французском, вокализм кото­рого характеризуется большей четкостью. Но и в пределах одного языка напряженность звуков разная. Ударенные глас­ные в русском более напряжены, чем безударные. Есть раз­ница и в произношении гласных верхнего подъема, когда мышцы речевых органов более напряжены, и среднего и ниж­него, когда напряженность меньшая, что приводит к ослабле­нию у гласного четких акустических признаков вследствие затухания тонов резонатора. Гласные верхнего подъема все­гда устойчивее, а гласные среднего и нижнего подъема легче ослабляются, редуцируются (см. § 17).

Очень важным для классификации гласных оказывается их деление на монофтонги и дифтонги.

Большинство звуков является монофтонгами (от гре­ческих слов monos - один, единый и phtongos - звук), т. е. однозвучными, цельными по составу, но наряду с ними встре­чаются звуки, представляющие собой сочетание двух звуков, произносимых слитно и обязательно в один слог. Такие звуки называются двугласными, или дифтонгами (от греческого 1 di - дважды). Дифтонги известны многим языкам. Очень богата дифтонгами звуковая система английского языка, где встречаются дифтонги (time - время), - стол), {э1] (boy - мальчик), (go - 1 идти), (down -вниз), [Щ (here [Ыэ] - здесь)J [еэ] (chair ftj"es] - стул), (poor [риэ] - бедный) J В английском языке дифтонги могут, соединяясь с нейтральным гласным, давать еще более сложные сочетания из трем главных, произносимых в одном слоге, например: our [аиэ] -наш, flower [Ноиэ] - цветок, fire - огонь. В немецкой языке имеется три дифтонга: (ае] [ао], [о2)] (ср.: mein - моЯ Mai - май, Haus - дом, Auge - плаз, heute - сегодня и deutsch - немецкий). В русском и французском языках дифтонгов нет.

Дифтонги принято называть истинными, если оба звука у них равноценны (например, в латышском: tauta - нароЯ rneita - дочь), и ложными, если звуки неравноценна Дифтонги называются нисходящими, если у них первый эвЯ слоговой, а второй неслоговой. Таковы дифтонги в английском и немецком языках (ср.: английские boy - мальчяИ down - вниз; немецкие mein - мой, kaufen - покупать И Дифтонги, у которых слоговым является второй звук, а п(Н вый-неслоговым, называются восходящими. Такие дифточИ есть в испанском (duelo-траур, печаль; puerta-дверь, воров cuarto - четвертый), румынском и других языках. В некоторых языках возможны оба типа дифтонгов. Так, литовские дифтонги могут произноситься с нисходящей интонацией (kaimas - деревия, kaina - цена, sdule - солнце, viidas - лицо, juodas - черный) и с восходящей (vaikas - дитя, laukas - поле, muilas - мыло, ruduo - осень и т. д.).

Некоторые исследователи выделяют как особую категорию гласных дифтонгоиды, т. е. звуки, подобные дифтонгам. Так называют звуки, неоднородные на протяжении их произно­шения. Например, русское [о] начинается с небольшого эле­мента [у], а затем постепенно переходит к [о], звук [е] иногда начинается с элемента близкого к [\] и т.д.

В последнее время сравнительно широко стало использо­ваться противопоставление звуков по признаку диф-фузности -компактности. Компактными называются звуки, в спектрах которых расстояние между первой и второй формантами (см. § 9) незначительно, т. е. полосы усиления характерных для звуков частот сближены. Примерам могут быть русские гласные {а], [о]. При диффузных звуках рас­стояние между двумя полосами типичных частот, т. е. двумя формантами, значительно. Таковы русские гласные [и], {у}. Акустические различия компактных и диффузных звуков от­ четливо видны на спектрограммах (юм. § 25) этих звуков (рис. 9). Различение компактных и диффузных звуков свя­зано с разной формой ротового и глоточного резонаторов.

Рис. 9. Спектрограммы гласных звуков [а] - первая и [и] - вторая.

Деление на компактные и диффузные может быть распространено и на согласные звуки (компактными звуками являются [ш], [ч’], [ж], [р], [р’], [j] и т.д. Диффузными: [п], [п’], [б], [в’], [ф], [ф’], [в] и т.п. Что опять-таки подчеркивает условность противопоставления гласных и согласных. Приме­нительно к русскому языку интересную попытку построения единой классификации для гласных и согласных на основе акустических признаков сделал М. В. Панов.

§ 14. Фонетическое членение речи

До сих пор рассматривались отдельные звуки в их изоли­рованном произношении, но в речевом потоке такой изолиро­ванности нет и не может быть. Как показали исследования последнего времени, в потоке речи происходит членение не на отдельные звуки, а на слоги. Слог может состоять из одного звука, но значительно чаще в слог входит несколько звуков (ср.: о-кно, па-су, па-стух, ко-ню и т. п. - в произношении [а-кно], [па-су], (па-стух], [ка-н"у]). То, что слог - это наимень­шая произносительная единица, признается всеми, но при определении слога и установлении принципов его выделения наблюдаются существенные различия. Старая точка зрения на слог, как на звукосочетание, произносимое одним выды­хательным толчком, опровергнута новейшими исследования­ми 2 ; ее несостоятельность можно считать доказанной. В на­стоящее время наибольшее распространение имеют два под-< хода (к пониманию слога. Одни исследователи исходят из акустической природы слога, другие при определении слога] и его выделении опираются на особенности артикуляции J Первая точка зрения наиболее отчетливо была представлена в работах датского языковеда Есперсена, который считали что слог - это сочетание более звучного элемента с менее звучным. Более звучный элемент становится слоговым, он выступает как слогообразующий звук, менее звучный является неслоговым и примыкает к более звучному. Наиболее звучными оказываются гласные, поэтому они и выступаю! в роли слогообразующих звуков (ср.: кни-га, и-ди, ро-лш и т. п.), но если в слоге нет гласного, слогообразующим становится согласный, опять-таки самый звучный, например, в чешском языке <в односложных словах krb (очаг, каминЯ krk (шея), prst (палец) и т. п. слоговым будет согласный [■ в русских сочетаниях тс, тш (призыв к тишине) слоговые являются звуки fie] и [ш], которые все же более звучны, чЩ глухой смычный [т]. Граница слога при таком понимании проходит в месте наибольшего ослабления звучности, т, е. после гласного перед согласным (ср.: при-шли, па-стух и т. п.).

Акустический подход к слогу разделяется и многими со­ветскими исследователями. Так, Н. И. Жинкин считает, что «слог акустически есть не что иное, как непрерывное нара­стание и падение интенсивности звука, воспринимаемого слу­хом как дуга громкости».

Другой подход к слогу представлен в работах Л. В. Щербы. Л. В. Щерба считает, что в основе слогоделения лежит нарастание и ослабление мускульного напряжения. Целост­ность слога определяется тем, что он произносится одним импульсом мускульного напряжения. Границы слога совпа­дают с наибольшим ослаблением мускульного напряжения, т. е. это граница между двумя импульсами мускульного на­пряжения. Практически оба подхода совпадают, так как вершина мускульного напряжения обычно связана с наибо­лее сонорным (звучным) звуком.

Слоги могут иметь разную структуру. Так, по расположе­нию слоговых и неслоговых звуков принято выделять не­сколько типов слогов. Слог называется неприкрытым, если ш начинается со слогового звука, и прикрытым, если он начинается с неслогового звука, например, в слове о-са первый слог о - неприкрытый, а второй - са - при­крытый. Слог, кончающийся иа слоговой звук, называется открытым, а на неслоговой - закрытым, например, в слове до-мов (первый слог открытый, а второй - закрытый.

Если слоговой звук обозначить буквой а, а неслоговой буквой /, то можно схематически представить следующие возможные типы слогов:

а - неприкрытый, открытый;

ta - прикрытый, открытый;

аt- неприкрытый, закрытый;

tat - прикрытый, закрытый.

Следует учесть, что неслоговых элементов может быть несколько. В приведенных выше примерах (кни-га, и-ди, па-стух, он, ро-ли, чешское krk) имеются неприкрытый, от­крытый слог (и в и-ди); прикрытые открытые слоги (кни-га, ди в и-ди, па в па-стух, ро-ли); неприкрытый закрытый (он); прикрытый, закрытый {-стух в па-стух, чешское krk).

В каждом языке есть свой преобладающий тип слогов, что связано с особенностями слогоделения в разных языках. Для русского языка характерно преобладание открытых сло­гов. Это связано с тем, что в русском языке слогораздел (граница слога) обычно проходит после звука, обладающего наибольшей звучностью. Эта особенность строения русского слога называется законом возрастающей звучности. Поэтому для русского языка типично деление на слоги по-дбор, про­смотр, то-чка, а-ктер и прочее, а не под-бор, прос-мотр, точ­ка, ак-тер. В русском языке редко граница слога проходит между согласными. В современном французском языке, на­оборот, граница слога часто проходит между сочетаниями согласных (ср.: ac-teur, dis-irait - рассеянный, absent - отсутствующий, ad-ver-saire - противник и т. п.).

Наблюдая за звучащей речью, мы выделяем в ней более крупные фонетические единицы - такты.

Группа слогов, объединенных одним ударением и отделенных от другой группы паузой, называется тактом. Иногда такт может включать только один слог. Самостоятельны слова обычно имеют собственное ударение, служебные слов чаще безударны и примыкают к ударным, но иногда ударение переносится на служебное слово, а безударным оказывается знаменательное слово. Если безударное слово сто перед ударным, то оно называется проклитикой, а если после ударного, то энклитикой. Например, в предложении День на день не приходится первый такт состоит одного слога, второй - из двух, а третий - из пяти. Во втором такте ударение перешло на предлог и слово день ста энклитикой. В предложении В снопы / перевяжут / на риг свезут предлог на является проклитикой.

Как видим, границы слова и такта могут и не совпадать. Многие исследователи не считают необходимым выдел речевой такт и говорят о фонетическом слове, s «большом слове» (А. Н. "Гвоздев), а сам термин «речевой такт употребляют со значением: «отрезок речи между двумя паузами».

Не всеми языковедами принято и понятие синтагмы как единицы фонетического членения речи, наиболее обоснованное Л. В. Щербой, который под синтагмой понимал интонационно неделимую единицу речевого потока (внутри синтагмы не может быть пауз), связанную с синтаксической и смысловой стороной речи. Например, в предложении По­среди дремучего леса /на узкой лужайке/ возвышалось ма­ленькое земляное укрепление выделяется 3 синтагмы. Иссле­дования по речеобразованию, проведенные в институте физиологии им, И. П. Павлова, подтвердили правомерность выделения синтагмы как особой артикуляционной единицы, связанной со смыслом, содержанием речи. Целостность синтагмы создается интонационными средствами (см. § 15).

Некоторые ученые выдвигают понятие фразы как самой крупной фонетической единицы, представляющей фонетиче­ски цельную часть предложения или охватывающей несколь­ко предложений. Однако общепринятого точного определения понятия фонетической фразы в науке нет.

В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).

По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки го щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:

1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. labia - губы), а все остальные гласные - нелабиализованными;

2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем);

3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд). Описанная выше классификация гласных фонем представлена в таблице 1.

Таблица I Классификация гласных

Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:

2) способ артикуляции;

3) место артикуляции;

4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;

5) место резонирования.

По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:

2) сонорные (от лат. sono - звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л", р,р", м,м", н,н", и (j),

3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п", т,т", к.к", ф,ф", с,с", х, ц, ч", ш, щ.

По второму признаку (по способу артикуляции) согласные делятся на:

1) смычные - смычно-взрывные: б,б", п,п", д,д", т,т", г,г", к,к" и смычно-проходные: м,м", н,н", л,л";

2) щелевые (фрикативные): в,в", ф,ф", з,з", с,с", ш, ж, щ, х,х", и (j),

3) аффрикаты: ц, ч";

4) дрожащие: р,р" .

По третьему признаку (по месту артикуляции) согласные делятся на:

1) губные - губно-губные: м,м", п,п", б,б" и губно-зубные: ф,ф", в,в".

2) язычные - язычно-зубные: т,т", д,д", н,н", с,с", з,з", ц; язычно-альвеолярные: л,л", р,р"; язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ; язычно-средненёбные: к", г", х","й (j ); заднеязычные (задненёбные): г, к, х.

По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:

1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;

2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.

По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:

1) носовые: м,м", н,н";

2) ротовые: все остальные согласные.

Таким образом, каждый согласный звук (фонема) имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесен одновременно к нескольким группам.

Наглядное представление о распределении согласных по пяти произносительным признакам можно составить по таблице 2.

Таблица 2 Классификация согласных

Гласные, как уже указывалось,- это чисто тоновые звуки. Воз­никнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музы­кальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных поло­стях. Рот и глотка - те резонаторы, в которых и формируются раз­личия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный звук у всякого говорящего произносится при особом, свойственном только данному звуку укладе органов рта.

Классификация гласных строится на трех признаках: 1) участии губ, 2) степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, 3) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.

По участию губ гласные делятся на о г у б л е н н ы е (ла­биализованные) и неогубленные (нелабиализо­ванные). При образовании огубленных гласных губы сближают­ся, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отвер­стие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.

По степени подъема языка по отношению к нёбу раз­личаются гласные верхнего подъема [и, ы, у], среднего подъема [э, о] и нижнего подъема [а]. При артикуля­ции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее по­ложение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верх­ней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узким и. При артикуляции гласных нижнего подъ­ема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодви­нутости его назад по горизонтали различаются гласные передне­го ряда [и, э], среднего ряда [ы, а] и з а д н е г о р я д а [у, о]. При артикуляции гласных переднего, среднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта.


_ _ _ [ы] Схема артикуляции гласных:

Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к перед­ней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образова­нии гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как иногда бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а].

Простейшая таблица русских гласных такова:

Огубленные гласные обозначены жирным шрифтом.

Изучение гласных в школе ограничивается этим набором звуков.

Но эта таблица слишком схематична. Деление на три подъема и три ряда не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей откры­тостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называ­ют [и] открытым. В более точной транскрипции это [и э ]. Есть [э] зак­рытый - звук, отличающийся от [э] несколько большей закрытостью рта и чуть более высоким подъемом языка. В более точной транс­крипции это [э и ] или [ э¨].

Таким образом, от к р ы т ы е и з а к р ы т ы е гласные - это «оттенки» звуков, произносящиеся с несколько большей открытостью или закрытостью рта и несколько меньшим или большим подъемом языка.

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. Такова следующая таблица (хотя и в ней показаны, конечно, не все гласные звуки русского языка).

Гласный [ъ], один из самых частых звуков русской речи, произносится, например, в словах [въдавόс] водовоз, [пърахόт] паро­ход, [гόрът] город. Изолированно его можно произнести, если обра­зовать непрерывный ряд звуков от [ы] к [а] и остановиться посре­дине.

Гласные [ä, э, ö, у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а, э, о, у]. Произносятся они между мягкими согласными, напри­мер, в словах [п’äт’] пять, [п’эт’) петь, [т’öт’ъ) тетя, [т’ул’] тюль.

Гласные [и э, ы ъ, а ъ ] бывают только в безударном положении. Например: [и э скр’йт’] искрить, [с’и э жу] сижу, [ды ъ шы] дыши, [жы ъ ры] жиры, [ва ъ дá] вода, [тра ъ вá] трава. У некоторых говорящих вместо [а ъ ] звучит [Λ] - неогубленный гласный, по по­ложению языка средний между [а] и [о].

СЛОГ

Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Наша речь чле­нится на слова, а слова на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (или слого­образующий), остальные неслоговые (неслогообра­зующие).

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосо­четание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое определение слога наиболее наглядно. Именно оно дается в начальной школе. Проверить это можно так. Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука - пламя дрогнет два раза, молоко - три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем однослож­ное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! - и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании наиболее признана сонор­ная теория слога, основанная на акустических критериях. Приме­нительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наи­более звучный - слоговой (слогообразующий) звук, остальные зву­ки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслоговым: [иу-б’и-л’эи] - юбилей. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают со­норные согласные, как самые звучные из согласных.

Вот стихи Лермонтова:

Поцелуями прежде считал

Я счастливую жизнь свою...

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер - анапест:

При этом слово жизнь произносится в два слога [жы-з’н’]. Слогооб­разующим второго слога выступает сонорный согласный.

Можно по степени звучности обозначить: гласные - 4, сонорные звонкие согласные - 3, шумные звонкие согласные - 2, глухие - 1. Паузу обозначим 0. На линейках, соответствующих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получатся волны сонорности, характеризующие слово.

Тогда слово длинношерстая будет представлено так:

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и сло­гов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки.

Слова льды, смотр на этой схеме выглядят так:

Эти слова двусложные - у них две вершины сонорности: [л’ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова мхи, Мценск, льстить, львы, °лжет, рты, ртуть, рвы, ржав, рдеть и Петр, вепрь, смысл, мысль, казнь и т. п.

Но эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:

Сонорный при таком произнесении частично или полностью оглушается, его звучность на уровне шумного согласного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься слова [мх’и], [л’с’т’ит’], [в’эпр’] и др.

Двуликость подобных слов используют поэты. Так, в стихотвор­ной строке Хлебникова В. «Эта жизнь и жизнь та» слово жизнь в первом случае односложно, а во втором двусложно.

Но слоговые согласные нетипичны для русского языка. Поэтому они часто развивают перед собой гласный. Произносится [кáз’ин’], [т’иá’тър] казнь, театр, [ ъ ржы], [ ъ л’н’инόи] ржи, льняной, а в диа­лектах [аржанόи], [ил’н’инои] и т. п. Глухой сонорный плохо воспринимается на слух, поэтому он часто выпадает. С этим связано произношение [руп’] из рубль, [акт’áпск’ии] из октябрьский и т. п. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения перестал произносить­ся и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.

В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, напри­мер в сербскохорватском и чешском: серб.-хорв. рж - «рожь», крв - «кровь», прет - «перст, палец», врба - «верба»; чеш. vrch - «верх, вершина»,vlk - «волк», slza - «слеза».

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шум­ные, даже глухие. Так, русские могут подзывать кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! и в призыве к молчанию тс! В русской разговорной речи, в южнорусских говорах безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове при этом может сохра­няться. Роль слогового звука в этих случаях принимает на себя согласный, в том числе и глухой: [т] порá - топора, вы [с] пано - высы­пано. Такой слоговой согласный отличается от соседних звуков большей напряженностью. Таким образом, вершину слога может образовы­вать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повы­шенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении ампли­туды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - не­слоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом. В рус­ском литературном языке дифтонгов нет, но они встречается в рус­ских диалектах, где произносится кор [у ^ о ] ва, молок [у ^ о ], л [и ^ е ] с, с [и ^ е] но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равно­весными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длитель­ностью, как, например, встречается в русском диалектном произно­шении. Если в дифтонге первый гласный слоговой, а второй несло­говой, то это нисходящий дифтонг, например в английском time - «время», table - «стол», go - «идти», в немецком mein - «мой», heute - «сегодня». Если в дифтонге первый согласный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий дифтонг, например в испанском puerta -«дверь», tierra - «земля», пиеvo - «новый». Дифтонги всегда относятся к одной фонеме (см. §119).

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым: [он], [ил], [á-ист]. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да-скá], [иу-лá] юла.

Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется о т крытым: [да-лá], [за-кό-ны], [т’и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [край], [паи-мáт’] поймать.