Пространственная локализация ощущений. Основные свойства и характеристики ощущений. К основным свойствам ощущений относят

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. К основным свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация, абсолютный и относительный порог ощущений.

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отражаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующуюся в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый; обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.; слуховые ощущения дают информацию о высоте, тембре и громкости звука и т.д.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения есть его временная характеристика ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период, т.е. при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков, так для тактильных ощущений от составляет 130мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

Пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела действует раздражитель.

Эти описанные свойства ощущений в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако, не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности .

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию .

Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию - способность ощущать различия между раздражителями .

Пороги чувствительности - это ее предельные возможности. Диапазон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами.

Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения.

Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так звуковые раздражения, лежащие ниже абсолютного порога ощущения, могут вызвать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка.

Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог , т.е. максимальная интенсивность раздражителя, при которой ощущение еще возможно. Выше верхнего порога возникают болевые ощущения или исчезновение ощущения.

Абсолютный нижний порог ощущения характеризует уровень абсолютной чувствительности данного анализатора .

Различные анализаторы обладают различной чувствительностью.

Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора .

Другая характеристика чувствительности - это чувствительность к различению. Ее еще называют относительной или разностной, т.к. это чувствительность к изменению раздражителя.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом .

Порог различения ощущений определяется соотношением

ДI / I = const (закон Бугера-Вебера),

где ДI - величина, на которую должен быть изменен исходный, ужу породивший ощущение стимул, чтобы человек заметил, что он действительно изменился; I - величина действующего стимула.

Причем, величина, характеризующая порог различения, является постоянной для конкретного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/1000, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30 .

1. Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.д.

2. Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность - определяется временем действия раздражителя и функциональным состоянием органа чувств. Причем, при воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторый отрезок времени, который называется латентным (скрытым) периодом ощущения. Этот период различен для различных видов ощущений. Ощущения также и не исчезают сразу с прекращением действия раздражителя (так называемое последействие).

Например, болевые, звуковые, температурные, зрительные ощущения (в темноте зажечь лампу и сразу выключить). Благодаря такому последействию мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров.

3. Адаптация. Чувствительность анализаторов, определяемая ве-личиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, сре-ди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствитель-ности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности этого явления .

1. Адаптация как полное исчезновение ощущенияв процессе про-должительного действия раздражителя. В случае дейст-вия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощу-щение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные произволь-ные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерыв-ность зрительного ощущения.

2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к опи-санному, которое выражается в притуплении ощущения под влияни-ем действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном свето-вом раздражении называют световой адаптацией.


Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

3. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительно-сти под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адап-тации, свойственный некоторым видам ощущений, можно опре-делить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда уве-личивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. По их чувствующему нерву при приложении какого-либо длительного раздражения пробегает лишь небольшой залп импульсов в начале действия раздражителя. Сравнительно медленно адаптируется зрительный рецептор (время адаптации к темноте достигает нескольких десят-ков минут), обонятельный и вкусовой.

4. Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одного органа чувств под влиянием раздражения другого органа. Также проявляется в понижении или повышении чувствительности (слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии). Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией .

Хорошо развита у слепых, глухих, появляется с возрастом, при беременности повышается вкусовая чувствительность, при некоторых профессиях. Тренируется с помощью упражнений (заниматься музыкой и развить звуковысотный слух).

Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздра-жителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики.

Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности.

Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).

Память

1. Понятие и виды памяти.

2. Процессы памяти.

1. Понятие и виды памяти.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью . Память - обязательное условие любой деятельности. Никакое актуальное действие немыслимо без памяти, т.к. протекание даже самого элементарного психического акта предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими.

Виды памяти. Выделяют память генетическую (это информация, которая передается по наследству) и прижизненную . Если говорить о прижизненной памяти, то существуют следующие классификации.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют следующие виды памяти:

1. Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Обнаруживается раньше других видов памяти (т.к. первым условным рефлексом новорожденного является память на положение тела при кормлении). У некоторых людей этот вид памяти является ведущим. Признаками этого будет физическая ловкость человека, сноровка в труде («золотые руки»).

2. Эмоциональная память - память на чувства. Проявляется в сохранении и последующем воспроизведении определенного эмоционального состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

3. Образная память - память на картины жизни и природы, а также на звуки, запахи, вкусы. Информация накапливается в виде образов. Образы бывают единичные (образ единичного объекта) и общие (воссоздаются объекты с некоторой степенью обобщения, например, лес, город). Виды образной памяти: зрительная , слуховая , осязательная , обонятельная , вкусовая .

Кроме этого, выделяют особый вид образной памяти - эйдетическую память - это способность воссоздать образ ранее воспринятого предмета или ситуации во всех деталях, с яркостью равной восприятию.

4. Словесно-логическая память (символическая) - память на слова, символа, мысли.

По продолжительности закрепленного и сохраненного материала выделяют:

1. Мгновенная память - чувственный образ раздражителя в течении нескольких долей секунды. Данная информация не поддается управлению, ее нельзя задержать, воспроизвести. Но ее значение велико: она обеспечивает слитность образа, например, при просмотре кино.

2. Кратковременная память - характеризуется кратким сохранением материала (несколько секунд) после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала). Например, память машинистки. При повторении может удерживать на более длительный срок.

3. Долговременная память - длительное сохранение материала. Время хранения и объем сохраняемой информации неограничен. Основной механизм ввода данных - повторение (осмысленное) на уровне кратковременной памяти. Здесь хранится смысл, но может теряться поверхностная форма материала. Важно отметить, что каждый момент времени человек не осознает всего, что хранится у него в долговременной памяти.

4. Оперативная память - обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Время хранения - до нескольких часов. Если через несколько часов материал не повторить, то он забудется.

2. Процессы памяти.

В памя-ти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в про-цессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятель-ности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забы-ванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный мо-мент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

1. Запоминание - это обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Это удержание происходит благодаря закреплению нового материала с уже приобретенным ранее. Запоминание называют мнемическим процессом.

Выделяют два вида запоминания: непроизвольное и произвольное. При непроизвольном запоминании человек не ставит задачу запомнить и запоминание осуществляется без волевых усилий. Но при этом виде запоминания, в памяти удерживается не все, а лишь то, что интересно, важно и т.д. (как и при непроизвольном внимании). Произвольное запоминание является специальным действием, конечной задачей которого стоит запомнить на максимальный срок с целью последующего воспроизведения.

Для того, чтобы лучше запомнить тот или иной материал, существуют специальные способы произвольного запоминания :

Составление плана;

Выделение смысловых опорных пунктов;

Представление материала в форме наглядного зрительного образа;

Соотнесение с имеющимися знаниями;

Конкретизация (пример на правило);

Понимание материала;

Сравнение;

Воспроизведение;

Нахождение искусственного смысла;

Установка на запоминание;

Установка на время запоминания и т.д.

2. Забывание и сохранение - два обратных процесса. Забывание - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, в невозможности воспроизвести или даже узнать то, что было известно. Сохранение - это удержание того материала, который человек запомнил. Забывание может быть связано с влиянием предшествующей деятельности (проактивное торможение , «наперед действующее») или отрицательным влиянием последующей деятельности (ретроактивное торможение , «назад действующее»).

Это проявляется особенно, когда предшествующая или последующая деятельность была сложной или сходной по содержанию с настоящей деятельностью, если деятельность следует без перерыва. Поэтому важно чередовать предметы по сложности, соблюдать перерывы. В связи с этим, как правило, хуже запоминается середина материала, т.к. она подвергается влиянию и проактивного и ретроактивного торможения. Иногда встречается явление реминисценции (временное забывание), когда отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем непосредственное.

Процесс забывания особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, затем замедляется (поэтому рекомендуется повторять урок сразу придя домой). Забывание происходит быстрее, если материал непонятен, неинтересен, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Т.о., скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения.

Причиной забывания могут быть различные болезни нервной системы, ушибы, травмы. Забывание быстрее наступает при утомлении, при действии посторонних раздражителей. Нужно предупреждать процесс забывания в учебном процессе, но сам по себе этот процесс необходим. Если бы человек вообще не обладал способностью забывать, то память была бы заполнена массой ненужных деталей и фактов.

3. Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного содержания психики путем извлечения из долговременной и перевода в оперативную или кратковременную память.

В зависимости от различной степени трудности процесса актуализации усвоенного материала выделяют такие виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание - воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признака объекта, но уверен, что он ему знаком.

Наибольшая степень узнавания не вызывает у субъекта никаких сомнений в знании объекта, человек может безошибочно отнести объект к определенной категории, может точно назвать время, место и другие признаки знакомства с ним. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия объекта, который воспроизводится. В тех случаях, когда не удается вспомнить то, что необходимо и приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности, воспроизведение будет проходить в виде припоминания (человек припоминает, но с трудом).

Выделяют также непроизвольное и произвольное воспроизведение. О непроизвольном воспроизведении речь идет, когда человек не ставит задачу воспроизвести. Непроизвольное воспроизведение возникает под влиянием представлений, чувств, мыслей, вызванных каким-либо объектом или ситуацией, либо деятельностью, выполняемой в данный момент. О произвольном воспроизведении говорят, когда человек ставит задачу вспомнить. Существуют специальные способы произвольного воспроизведения : составление плана, использование наглядных средств и т.д.

Кроме этого выделяют непосредственное и отсроченное воспроизведение. Непосредственное воспроизведение происходит сразу после заучивания, без перерыва на выполнение других видов деятельности. Используется при заучивании стихов, правил и т.п. Отсроченное происходит через большой промежуток после запоминания. Причем, между запоминанием и воспроизведением происходят другие процессы.

Все процессы памяти взаимосвязаны, т.к. мы запоминаем для того, чтобы воспроизвести; воспроизводим при заучивании; забываем, если не воспроизводим и т.д.

Индивидуальные различия в памяти. Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом хранимой информации, скоростью запоминания и воспроизведения, прочностью сохранения и точностью воспроизведения. У одних людей более сильная память, у других более слабая. Есть люди с феноменальной памятью.

Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, на какой вид представлений опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут услышать, другие то, что могут увидеть, третьи - то, что может быть практически выполнено. В соответствии с этим выделяют двигательный, слуховой и зрительный типы памяти. Чаще же всего встречаются смешанные типы памяти - слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой и т.д. Тип памяти может зависеть как от типа нервной системы, так и от воспитания. Тип памяти может упражняться в зависимости от характера профессии.

Мышление

1. Общая характеристика мышления.

2. Процессы мышления.

3. Мышление и решение задач.

4. Виды мышления.

1. Общая характеристика мышления.

Познание мира человеком начинается с ощущений и восприятия. Но знаний, получаемых только через анализаторы, недостаточно для глубокого и всестороннего познания мира. Мышление - наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный человеку. В ходе мышления осуществляется более глубокое познание внешнего мира.

Благодаря мышлению человек выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятии (т.е. непосредственно не наблюдаемы). В данном случае говорят о теоретическом познании мира. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием (строится на ощущениях и восприятии).

Мышление - социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза.

Мышление взрослого нормального человека неразрывно связано с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческим мышлением и элементарным, простейшим мышлением животных. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она (мысль) только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Чем основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко она выражается в словах. И, наоборот, чем больше оттачивается словесная формулировка, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.

Кроме этого, человек в своей мыслительной деятельности, использует все знания, приобретенные в ходе человеческой истории. Такая передача информации от поколения к поколению также возможна только при помощи языка. Т.о., развернутая речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Мышление неразрывно связано с речью, но мышление и речь не тождественны. Например, одну и туже мысль можно выразить разными словами, или мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Логика и психология мышления . Человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими частными науками - логикой и психологией. Логика изучает уже сложившиеся, выработанные человечеством способы мышления, логические формы мышления - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение - отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение «Земля вращается вокруг Солнца» устанавливает связь между двумя небесными телами. Суждения бывают общими (утверждается что-либо относительно всех предметов данной группы: все рыбы дышат жабрами), частными (утверждение относится лишь к некоторым предметам: некоторые студенты - отличники), единичными (утверждение относится к одному предмету действительности: этот студент не выучил урок). Суждения образуются двумя способами: а) непосредственно, т.е. когда в них выражено то, что воспринимается, б) опосредствованно, т.е. путем умозаключений.

Умозаключение - такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Например, все металлы - электропроводны; олово - металл; значит, олово - электропроводно.

Человек избавлен от необходимости получать информацию из непосредственной личной практики, т.к. может усваивать переданный опыт поколений, а многие суждения получает теоретическим логическим путем. Но умозаключения человек может делать не на всех ступенях своего развития, а лишь предварительно научившись этому.

Т.о., логика исследует уже возникшие мысли и устанавливает отношения между ними, учит, как правильно мыслить. Но эти закономерности хотя и необходимы, но недостаточны для полного объяснения человеческого мышления. Логика не объясняет, как конкретно протекает процесс возникновения и развития данной мысли. В отличие от логики, психология изучает мышление как процесс, т.е. как возникает и развивается мысль, изучает внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию результатов.

2. Процессы мышления.

Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение - сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то. Сравнение бывает односторонним и многосторонним, глубоким и поверхностным, неопосредствованным и опосредствованным.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение. Обобщение - мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы - фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Например, зеленый цвет - полезен для глаз, но мы не называем, какой предмет зеленого цвета. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

3. Мышление и решение задач.

Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными . В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

Задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель , условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба). Принцип решения задачи : неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

В тех случаях, когда можно обойтись старыми способами действия, проблемная ситуация не возникает и мышление не требуется.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом). Усвоить какое-то понятие - это совершить умственное действие.

Гальперин выделяет четыре этапа формирования умственных действий:

1) Действие в материальном плане.

2) Действие в плане громкой речи.

3) Действие в плане проговаривания про себя (это первая форма собственно умственного действия).

4) Действие в умственном плане (человек пишет, решает и не задумывается о том, «как» он это делает).

4. Виды мышления .

Выделяют следующие виды мышления .

Наглядно-действенное - здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения - практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное - ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

Словесно-логическое (теоретическое, рассудочное, отвлеченное) - мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость).

Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.

С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. С понятием творческого и воспроизводящего мышления связан ряд других понятий.

Творческое - Нетворческое

Продуктивное - Репродуктивное

Новое - Старое

Новаторское - Догматическое

Неконформное - Конформное

Нестандартное - Стандартное

Неалгаритмическое - Алгаритмическое

Нестереотипное - Стереотипное

Оригинальное - Неоригинальное

Остроумное - Неостроумное

Дивергентное - Конвергентное

Боковое - Прямое

Дивергентное - мышление, при котором человек в состоянии на один вопрос дать несколько правильных ответов. Конвергентное - мышление, при котором человек считает, что на данный вопрос существует только один правильный ответ. Стандартное и нестандартное мышление связано с характером методов, которые человек использует при решении задач. Прямое мышление: человек решает задачу, но если не решил, то откладывает. Боковое : человек постоянно держит задачу в сфере сознания и пытается решить периодически вспоминая, занимаясь при этом другими видами деятельности.

По степени развернутости мышление бывает: дискурсивным (поэтапно развернутый процесс) и интуитивным (быстрота протекания, минимальная осознанность).

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое .

В зависимости от характера предметной области выделяют мышление естественно-научное и гуманитарное .

В зависимости от характера обобщения в процессе мышления выделяют эмпирическое и теоретическое мышление. Эмпирическое опирается на чувственный, практический опыт. Теоретическое опирается на логические, абстрактные категории.

По степени вовлечения личности в процесс мышления различают такие виды мышления: аутистическое (проявляется в том, что человек пытается выдавать желаемое за реальное), эгоцентрическое (проявляется в том, что личность любую задачу соизмеряет со своей самооценкой, пропустить через свое самосознание и выразить свою позицию), реалистическое (мышление с учетом реальных фактов).

Индивидуальные особенности мышления. Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам (для всех этих свойств существуют и противоположные).

Самостоятельность - умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта - это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).

Гибкость - умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.

Быстрота - способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.

Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).

Критичность - умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).

Одно ощущение может быть не похожим на другое, даже если они принадлежат одной и той же модальности (зрение, слух и т.д.). Индивидуальные особенности каждого ощущения и определяются понятием "свойства ощущений".

Каждое ощущение может быть охарактеризовано в его свойствах. Свойства ощущений могут быть не только специфическими для данной модальности, но и общими для всех видов ощущений. Основные свойства ощущений, наиболее часто используемые:

Качество,

Интенсивность,

Продолжительность,

Пространственная локализация,

Абсолютный порог,

Относительный порог.

Качество ощущения

Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор - качественные характеристики; вес книги или ее длина - количественные. Качество ощущения - свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой.

Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния - химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д.

Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: "Расскажите о своих ощущениях во время..." И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.

Интенсивность ощущения

Возможно, главной количественной характеристикой ощущения является его интенсивность. В самом деле, для нас имеет большое значение, тихую музыку мы слушаем или громкую, светло в комнате или едва удается разглядеть свои руки.

Важно понимать, что интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно обозначить как объективный и субъективный:

Сила действующего раздражителя (его физические характеристики),

Функциональное состояние рецептора, на который действует данный раздражитель.

Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее ощущение. Например, чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. И чем выше чувствительность рецептора, тем тоже ощущение интенсивнее. Например, находясь после долгого пребывания в темной комнате и выйдя в умеренно освещенную комнату, можно "ослепнуть" от яркого света.

Длительность ощущения

Длительность ощущения - другая важная характеристика ощущения. Она, как следует из названия, обозначает время существования возникшего ощущения. Как ни парадоксально, но на длительность ощущения тоже влияют объективные и субъективные факторы. Главный фактор, конечно, объективный - чем дольше действие раздражителя, тем продолжительнее ощущение. Однако на длительность ощущения влияет и функциональное состояние органа чувств, и некоторая инертность его.

Предположим, интенсивность некоторого раздражителя сначала плавно нарастает, потом плавно убывает. Например, это может быть звуковой сигнал - от нулевой силы он нарастает до отчетливо слышимой, а потом убывает опять до нулевой силы. Очень слабый сигнал мы не слышим - он находится ниже порога нашего восприятия. Поэтому в данном примере длительность ощущения будет меньше, чем объективная длительность сигнала. При этом, если наш слух до этого воспринимал сильные звуки продолжительный период и не успел еще "отойти", то длительность ощущения слабого сигнала будет еще меньше, потому что порог восприятия высокий.

После начала воздействия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - всего 50 мс. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, как известно, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

Пространственная локализация ощущения

Человек существует в пространстве, и раздражители, которые действуют на органы чувств, тоже расположены в тех или иных точках пространства. Поэтому важно не просто воспринимать ощущение, но и пространственно локализовать его. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Абсолютный порог ощущения

Абсолютный порог ощущения - это те минимальные физические характеристики раздражителя, начиная с которых возникает ощущение. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Кстати, это совсем не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Исследования Г. В. Гершуни показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и даже расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г. В. Гершуни "субсенсорной областью".

Существует не только нижний абсолютный порог, но и так называемый верхний - значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Другое название у верхнего абсолютного порога - болевой порог, потому что при его преодолении мы испытываем боль: резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и т.д. Однако есть некоторые физические характеристики раздражителей, которые не связаны с интенсивностью воздействия. Такова, например, частота звука. Мы не воспринимаем ни очень низкие частоты, ни очень высокие: примерный диапазон от 20 до 20000 Гц. Однако ультразвук не вызывает у нас болезненных ощущений.

Относительный порог ощущения

Относительный порог ощущения - тоже важная характеристика. Сможем ли мы отличить вес пудовой гири и воздушного шарика? А сможем ли отличить в магазине вес двух палок колбасы, выглядящих одинаково? Часто бывает важнее оценить не абсолютную характеристику ощущения, а как раз относительную. Такого рода чувствительность называется относительной, или разностной.

Она используется как для сравнивания двух разных ощущений, так и для определения изменений в одном ощущении. Предположим, мы услышали как музыкант исполнил на своем инструменте две ноты. Была ли высота этих нот одинаковой? или разной? Был ли один звук громче другого? или не был?

Относительный порог ощущения - то минимальное различие в физической характеристике ощущения, которое будет заметно. Интересно, что для всех видов ощущения существует общая закономерность: относительный порог ощущения пропорционален интенсивности ощущения. Например, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма (не меньше), чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов для той же самой цели потребуется добавить шесть граммов.

Выделяются следующие свойства ощущений:

1) пороги ощущений и их чувствительность

2) адаптация

3) синестезия;

4) сенсибилизация.

Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Для того чтобы ощущение возникло, раздражитель должен быть определенной величины

Например, человек не почувствует несколько крупинок сахара в стакане чая, не воспримет сверхвысокие частоты и т. д. Минимальная величина раздражителя, которая способна вызвать самое слабое ощущение – это нижний абсолютный порог ощущений. Если дальше продолжать проводить опыт с добавлением небольших порций сахара в стакан чая одновременно с несколькими людьми, то может получиться что кто-то почувствует наличие сахара раньше, чем все остальные. Про такого человека можно сказать, что его вкусовая чувствительность выше, нежели у остальных. Способность человека различать самые слабые внешние воздействия называется абсолютной чувствительностью.

Очень велика абсолютная чувствительность у зрительного анализатора. Абсолютный порог и абсолютная чувствительность находятся в обратно пропорциональной зависимости. Это означает, что чем выше чувствительность, тем меньше величина порога (например, человеку требуется меньшее количество сахара, чтобы почувствовать его вкус). В случаях, когда величина раздражителя становится настолько большой, что ощущение пропадает, говорят о верхнем абсолютном пороге ощущений (например, свет солнца ослепляет).

На чувствительность анализаторов и величину порогов влияют многие факторы, наиболее значимые из которых – профессиональная деятельность человека, его интересы.

Адаптация. Многочисленные эксперименты показали, что анализаторы одного и того же человека могут изменять свою чувствительность, приспосабливаясь к новым условиям жизнедеятельности. Эта способность называется адаптацией. Однако разные органы чувств обладают различной степенью адаптации. Очень велика адаптация у зрительного и кожного анализаторов. Например, под действием яркого света чувствительность зрительного анализатора уменьшается в 200 тыс. раз. Гораздо меньше способен к адаптации слуховой анализатор. Как правило, к шуму привыкают, но его все равно слышат.

Сенсибилизация. Иногда можно изменить чувствительность одного анализатора, воздействуя на другой. Это явление и называется сенсибилизацией. Например, известно, что чувствительность зрительного анализатора повышается, если его стимулировать слабыми музыкальными звуками, и понижается, если воздействовать резкими, сильными звуками.

Синестезия. Специальные исследования показали, что иногда люди соединяют различные ощущения в одно. Такое слияние называется синестезией. Экспериментально установлено, что есть звуки яркие и тусклые, радостные и печальные. В случаях, когда в деятельности какого-либо анализатора наблюдается дефект, то другие анализаторы начинают работать в усиленном режиме, то есть наши органы чувств обладают компенсаторными возможностями.

Можно привести множество примеров, когда слепые становились прекрасными музыкантами, а слепоглухие адаптировались в окружающем мире благодаря активной работе тактильных, обонятельных ощущений и т. д.

1.2 Свойства ощущений

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений (рис. 1) .

Рис. 1. Общие свойства ощущений


Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом – временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель .

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не меньшее значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений – степень (пороги) чувствительности (рис. 2).

Рис. 2. Пороги чувствительности

Следует помнить, что один и тот же раздражитель для одного человека может оказаться ниже, а для другого – выше порога ощущения. Чем слабее раздражители, которые способен ощущать человек, тем выше его чувствительность. Иными словами, чем ниже абсолютный порог ощущений, тем выше абсолютная чувствительность, и наоборот .

Таким образом, ощущение – простейший психический процесс отражения отдельного качества (свойства) предмета при непосредственном воздействии раздражителей на воспринимающую часть анализатора.

1.3 Физиологические механизмы ощущений

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных анализаторами. Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И.П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей:

1) периферический отдел, называемый рецептором (рецептор – это воспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, его основная функция – трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящие нервные пути (афферентный отдел – передает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел – по нему передается ответная реакция из центра к периферии);

3) ядро анализатора – корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры .

Таким образом, органом ощущения является центральный отдел анализатора.

Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий. Кроме того, чтобы ощущения возникли, необходимо наличие еще 2 условий:

· Источники раздражения (раздражители).

· Среда или энергия, которая распределяется в среде от источника до субъекта.

Так, например, в вакууме не бывает слуховых ощущений. Кроме того, энергия, которую излучает источник, может быть настолько малой, что человек не ощущает ее, но она может быть зарегистрирована приборами. Т.о. энергия, чтобы стать ощутимой, должна достичь определенной величины порогов анализаторной системы.

Также, субъект может находиться в состоянии бодрствования, а может и спать. Это тоже следует учитывать. Во сне существенно повышаются пороги анализаторов.

Таким образом, ощущение – это психическое явление, которое является результатом взаимодействия источника энергии с соответствующим анализатором человека. При этом, имеется в виду элементарный единичный источник энергии, создающий однородное ощущение (света, звука и т.д.).

Необходимо существование 5 условий для возникновения ощущений:

· Рецепторы.

· Ядро анализатора (в коре головного мозга).

· Проводящие пути (с направлениями потоков импульсов).

· Источник раздражения.

· Среда или энергия (от источника до субъекта).

Следует отметить, что ощущения человека – это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.

Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания – это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы – приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины – неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико .

Выделяют следующие функции ощущений.

Сигнальная – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная) – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности .

Существует несколько теорий ощущений.

Рецептивная. Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощущение – есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В.Л. Ленин).

Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора .

Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4–5 лет).

Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слуховые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощущения (реагирует на звук – в первые недели жизни, на направление – через два-три месяца, а на пение и музыку – на третьем-четвертом месяце). Речевой слух развивается постепенно. Сначала ребенок реагирует на интонацию речи (на втором месяце), затем – на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни.

Абсолютная чувствительность к свету у младенца низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце.

В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).

Ощущения в известных пределах можно развивать методом постоянных тренировок. Благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию).

Среди нарушений ощущений выделяют количественные и качественные изменения.

К количественным нарушениям относятся: утрата или снижение способности ощущать различные виды раздражителей и повышение этой способности. Потеря чувствительности распространяется, как правило, на тактильную, болевую, температурную чувствительность, но может охватывать и все виды чувствительности.

Обычно это связано с различными заболеваниями индивида. К качественным расстройствам ощущений относят синестезию. Еще один вид патологии ощущений проявляется в различных, неприятных ощущениях: онемении, покалывании, жжении, ползании мурашек и др. При различных патологических заболеваниях могут быть изменения болевой чувствительности. Они заключаются в разной болевой чувствительности и выносливости к боли.

Индивидуальные различия в ощущениях – мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения – в 20–30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие – хуже); пол (женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины – к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.) .

Развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное. 2. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ И ИХ МЕХАНИЗМЫ Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов) основных видов ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Эта...


А С - постоянная интегрирования. Отсюда следует, что интенсивность ощущения растет гораздо медленнее, чем сила раздражителя. Этот закон справедлив лишь в зоне комфорта. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. В образной форме они представлены в таблице 2. Таблица 2 Средние значения абсолютных порогов ощущений для разных органов чувств человека Органы чувств Величина...

И отдельных частей тела относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи. Статические ощущения в жизнедеятельности человека играют роль: определения тела в пространстве. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный...

Группой ощущений, и связывает человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения разделяют на две подгруппы: контактные (вкус, осязание) и дистантные (слух, зрение, обоняние) ощущения. 2. Ощущение как источник познания Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и...