Краткое имя прилагательное синтаксическая роль в предложении. будет длиться весь урок. Синтаксический анализ предложения на доске
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Роль прилагательного в предложении. Определение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.
Цели урока:
Сформировать понятие о синтаксической роли имени прилагательного в предложении.
Развивать навыки синтаксического разбора предложения, орфографическую зоркость, память.
Воспитывать интерес к чтению поэтических произведений.
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.
Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, коллективные, в группах.
Оборудование: запись на доске, таблица «Синтаксический разбор простого предложения», схема, учебник.
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Посмотри, дружок, в оконце,
до чего же день хороший!
Словно летом, светит солнце,
Ветер - ласковый прохожий.
А ко мне в класс сегодня
тоже лучики вбежали,
И смеются, и играют,
и нисколько не устали!
Пусть такое настроение
будет длиться весь урок.
Скажем нет , друзья безделью,
пусть урок нам будет в прок!
«Вы - талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!»
Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Жан Жака Руссо.
Проверка домашнего задания.
Определение имени прилагательного.
Отгадай часть речи:
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую.
Соцветьем дивных слов легко определю я!
- что вы знаете об имени прилагательном?
(уч-ся вспоминают все что знают о прилагательном:
на какие вопросы отвечает, что обозначает,
какой речью является, как изменяется.
С чем согласуется, какую роль играет в речи).
План ответа (слайд 6)
Что называется именем прилагательным?
Как изменяются имена прилагательные?
В речи употребляются…. (прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы)
Определение.
Обобщение: (слайд 7)
Самостоятельная часть речи.
Обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Актуализация опорных знаний.
Работа в группах.
1 группа «Зима» - выпишите прилагательные по группам:
м. р., ж. р. с. р.
белый зелёная холодное
пушистый нежная жёлтое
первый маленькая яркое
мн. число: высокие, мягкие
2 группа Весна» - подбери антонимы
Белый – чёрный
Кривой – прямой
Длинный – короткий
Горячий – холодный
Толстый – худой (тонкий)
Мягкий – твёрдый
Сытый – голодный
3 группа «Лето» - замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами
4 группа «Осень» - «собери» предложение, нарисуй рисунок.
На крыше избушки лежало много пушистого снега.
Физминутка
«Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)
Закройте глазки и представьте себе,что нос стал длинным.
Напишите своим носом слово жёлтый. Что обозначает жёлтый цвет?
(цвет тепла, радости, спокойствия..)
« Далеко - близко» (упражнение для укрепления глазных мышц).
Быстро глазками отыскать предмет.
(окно, тетрадь, доска, учебник, дверь, парта,потолок,ручка)
Дыхательная гимнастика.
На счёт 1, 2, 3, 4 глубокий вдох,
на 1, 2, 3, 4 - остановить дыхание,
1 ,2, 3, 4 - медленный выдох.
Работа по теме урока.
Оформление тетради под диктовку с доски. (слайд 16)
Минутка чистописания
Словарная работа « Загадки»
Ответы записываем в тетрадь (запись на доске)
*Внутри алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (арбуз)
*На грядке длинный зелёный, а в кадке желтый соленый . (огурец)
*В сенокос горька,а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)
*На лесной поляне растет ягода спелая душистая. (земляника)
*Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (берёза)
*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (баран)
*Сама пестрая, ест зелёное, дает белое. (корова)
*Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. (воробей)
*Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик. (стрекоза)
*Пушистая вата плывет куда-то. (облако)
*Сам деревянный, а голова железная. (молоток)
Проверь себя: (слайд 30)
4. Знакомство с новой темой урока:
Творческая работа: «Сочиняй – ка» (слайд 31)
Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Под старой большой сосной вырос огромный сугроб. Красив лес зимой!
Вставь пропущенные имена прилагательные;
Определи падеж прилагательных;
- 1,2 предложения – выполнить синтаксический разбор, определить каким членом предложения является прилагательное? – (новая тема – объясняет учитель)
Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ О П Р Е Д Е Л Я Е Т признак предмета!
Как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
Определим, каким членом предложения являются прилагательные.
Какие у вас есть предположения?
- нам известно:
(мы уже знаем подлежащее – это существительное –кто?, что?,
сказуемое – это глагол – что делает?)
Прилагательные являются второстепенными членами предложения.
Вывод: Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения – определением. Подчёркивается волнистой чертой.
5.Чтение правила на стр. 132
Проверь себя: Проверка усвоения изученного материала.
- Логический диктант. (поставить знак +, если согласны с утверждением;
знак - , если с утверждением не согласны;)
1. имя прилагательное – это часть слова;
2. имя прилагательное отвечают на вопросы кто? что? ;
3. имя прилагательное обозначает признак предмета;
4. имя прилагательное изменяется по родам;
5. имена прилагательные бывают только мужского или женского рода;
6. имя прилагательное не изменяется по числам;
7. имена прилагательные являются второстепенными членами предложения;
8. имя прилагательное в предложении является второстепенным членом - определением;
9. имя прилагательное мужского роды имеет окончания – ый, - ой, - ий;
10. имя прилагательное женского рода имеет окончания – ая, - яя;
Взаимопроверка
VI . Подведение итогов урока.
О какой части речи мы говорили и закрепляли наши знания?
Каким членом предложения может быть имя прилагательное?
Как имя прилагательное обозначается в предложении?
Рефлексия.
Сегодня на уроке мы много заданий выполняли вместе, работая в группах и парах. (хлопаем)
Как вы оцениваете свою работу? работу в паре? работу в группе? (хлопаем)
Я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети. Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок!
VII . Оценки за урок с комментированием.
VIII. Домашнее задание.
Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов. С грамматической точки зрения в предложении есть члены - главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только
Синтаксическая роль существительного
Как правило, выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения. В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж. Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.
Синтаксическая роль имя прилагательного
Наиболее частая роль прилагательного в предложении - согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.
Синтаксическая роль наречия
Обычной ролью наречия является обстоятельство - образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.
Синтаксическая роль глагола
Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните - это также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.
Синтаксическая роль причастия
Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения. Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм. Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.
Синтаксическая роль деепричастия
Деепричастие в предложении выступает только обстоятельством. Однако в составе оно может стать другим второстепенным членом предложения, но важно помнить о том, что оборот рассматривается как единое целое.
Синтаксическая роль местоимения
Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения - в зависимости от контекста.
Синтаксическая роль числительного
Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.
1). Общая беседа
Каким членом предложения может быть прилагательное?
Приведите примеры из домашнего задания:
а) определение;
б) полное прилагательное и краткое прилагательное.
Определение: На чужой стороне и весна не красна.
Глупая та птица, которой гнездо свое немило.
2). Самостоятельная работа по таблице
I вариант
Вписать в таблицу № предложения, где сказуемое выражено полным
прилагательным (№2).
II вариант
Вписать в таблицу № предложения, где сказуемое выражено кратким прилагательным.
Ш вариант
Вписать в таблицу № одного предложения, где прилагательное является определением.
Кто быстрее остальных закончит, найти предложение, соответствующее схеме:
|
|
3). Проверка работы по ключу (вывешивается на магнитной доске) -
сами проверяют.
Поднимите руку, кто ошибся.
Вывод о синтаксической роли прилагательного.
4). Тест по теме "Имя прилагательное" и проверка по ключу (меняются тетрадями). Ключ вывешивается на магнитной доске.
I вариант
I. Найти прилагательное
1. Дерево.
2. Деревянный.
3. Древесина.
4. Одеревенеть.
5. Древесный..
II. Списать, дописывая окончания, обозначить род и падеж прилагательных
о зелен... сочн... траве по широк... колхозн... полю
душист... весенн... цветкам по безоблачн... небу
III. Найти прилагательные с буквой "о" после шипящего и "ц" в окончании
1. Чуж...го человека.
2. Свеж...го хлеба.
3. Старш...го брата.
4. Боль..го города.
5. Хорош...й оценке.
IV. Найти простые прилагательные с основой на шипящую, выписать их
3. Горяч…
4. Хорош…
1. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.
2. Верный друг и через век другом будет.
3. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей.
4.Зубасты, а не кусаются.
5. Ходит дом ходуном на столбе золотом.
VI. Найти ошибки в употреблении полных и кратких форм прилагательных
1. Щенок был голодный и несчастен.
2. Мост через реку был узок и шаток.
3. Глаза собаки были ярко-рыжего цвета, живые и серьезны.
4. Их взгляд был тверд, доверчив и проницателен.
I вариант
I. Найти прилагательное
2. Лесной.
3. Лесничество
II Списать, дописывая окончания, обозначить род и падеж прилагательных По хорош... проселочн... дороге;к крут... каменист... берегу; в далек... сибирск... городке; высок... урожая морозн…ночью.
Ш. Найти прилагательные с буквой "о" после шипящего в окончании
1. Горяч...го источника.
2. Больш... сумки.
3. Чуж... тетради.
4. Неуклюж...го медвежонка.
5. Колюч…го растения.
V. Найти краткие прилагательные с основой на шипящую, выписать их
3. Блестящ...
4. Много туч...
5. Скрипуч...
V. Найти предложения с краткими прилагательными
1. Кто аккуратен, тот и людям приятен.
2. Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно.
3. Болтовня и красна, и пестра, да пуста.
4. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
5.Враг бойкий, да наш народ стойкий.
Ключ: I – 2; II - ; III – 2,3; IV – 3,5; V – 1,3,4.
III вариант
I. Найти прилагательное
2. Сонный.
4. Сонливый.
5. Сонник.
Обозначая признак предмета, эта часть речи делает человеческую речь образной и точной.
Всего существует три качественные, относительные и притяжательные. У каждой из этих групп свои особенности и функции, на которых в рамках данной статьи мы подробно останавливаться не будем. Поговорим подробно о таком как форма - полная или краткая.
Краткие формы прилагательных и их особенности
Собственно наличие «усечённого» варианта - это та «лакмусовая бумажка», определяющая вид прилагательного. У притяжательных и относительных этой ипостаси нет. В виде непостоянного она присутствует только у качественных.
Сегодня краткая форма прилагательных, хоть и существует, но с каждым годом становится менее употребительной.
Мало кто знает, что в праславянском языке у прилагательных вообще не было полной
Формы, она образовалась значительно позже. Вспомним примеры из Сказки, пословицы и поговорки дают нам немало таких примеров: «Мила не бела», «красна девица», «добры молодцы» и т.д.
Краткая форма прилагательных может быть близка по лексическому значению с полной. Различаются они только вопросами и окончаниями. Например: дети (какие?) послушные (полн.ф.), дети (каковы?) послушны (кр.ф.)
Но краткая форма прилагательных иногда отличается от своего полного эквивалента смысловым оттенком. Так, слово «болен» указывает на настоящее время, а «больной» - на более постоянный признак. Иногда формы одного и того же слова вообще имеют разное толкование.
- Ясная погода держится уже неделю.
- Задача стала ясна после разговора с коллегами.
Во втором случае мы видим очевидную метафору, не имеющую прямой смысловой параллели с первым словом. Также краткая форма прилагательных может указывать на избыточное проявление признака:
- пестрый (разноцветный) попугай;
- одежда пестра (очень яркая, обращающая на себя внимание).
Некоторые слова вообще употребляются только в краткой форме: «рад», «готов», «способен» и проч. Связано это с тем, что данные лексемы утратили семантическую связь со своими полными аналогами.
В отличие от прилагательных в полной форме, краткие часто конкретизируют признак в связи с обстоятельством своего проявления:
- короткая стрижка (может быть у любого человека);
- брюки коротки (конкретному лицу).
кратких прилагательных
В предложении «усечённая» форма выступает исключительно в роли составного именного сказуемого. Если полные прилагательные могут быть практически любым членом предложения, у кратких роль только одна:
Дуб могуч (кр.ф.- сказуемое)
Могучий (полн. ф.- определение) дуб стоит под окном.
Краткая форма прилагательного может иметь при себе глагольную связку, которая чаще всего указывает на время:
Она была болтлива. (прошед.вр.)
Стена будет крепка. (буд.вр.)
Как мы видим, роль кратких прилагательных в языке достаточно велика. Во-первых, они могут выражать как лексические оттенки полной формы, так и существовать самостоятельно, обозначая отдельное понятие. Во-вторых, наличие или возможность образования этой формы указывает на то, что перед нами качественное прилагательное. В-третьих, синтаксическая роль таких слов однозначна - в предложении они выполняют функцию сказуемого.
- Словарная работа.
Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках,
Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи,
а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении.
3. Минутка чистописания.
Откройте тетради, запишите чис-ло, классная работа.
Дайте характе-ристику букве.
Ф.И ученика
Словарная работа
Работа в парах
Включись
Самостоятельная работа
Итоговая оценка
Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит. В
етер.
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. О
блака
Под кустом сидит, дрожит.
Видит волка — и бежит. З
аяц
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. Д
ятел
В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. У лица
Шайбу здесь вовсю гоняют
И в ворота всё бросают.
Здесь на поле лёд везде,
Рады мы такой игре! Х
оккей
Воздух
К слову воздух подбери столько имён прилагательных, сколько кругов вокруг слова. Составь и запиши одно предложение и сделай синтаксический разбор предложения - фронтальная работа.
- Что такое определение?
Памятка.
Определение —
Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!
Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Мо-жете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!
Все: Вместе служим - вместе дружим.
Просмотр содержимого документа
«Синтаксическая роль имен прилагательных. »
Предмет: русский язык
Дата: 4.12.13
Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.
Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксической роли имен прилагательных; способствовать формированию каллиграфических навыков, орфографической грамотности, умению находить определение в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; развивать навыки самоанализа и самоконтроля; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы, задач урока.
Сегодня мы отправляемся в страну Грамматику.
Мотивация: «Грамматика, грамматика! Наука очень строгая. Тебя моя грамматика, Осилю понемногу я » - В каком значении употребили слово «осилю».
Подберите к этому глаголу синонимы, (выучу, узнаю, изучу, преодолею трудности, научусь грамотно писать)
А вы хотите этому научиться?
Если так, я приглашаю всех вас и эту удивительную страну Грамматику, в которой правят Король Синтаксис, Королева Морфология и Принцесса Фонетика.
Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках,
Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи ,
а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении.
Это значит, что мы узнаем, какую роль играет в предложении имя прилагательное.
3. Минутка чистописания.
Начнем с минутки чистописания.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Поиграем в игру «Буква заблудилась». Б, в, г, л, д, ж, з
Дайте характеристику букве.
Пропишите буквы, выполните упражнение для скорописи.
Сегодня будем работать с листом самоанализа и самоконтроля оценок, в конце урока подведём итог.
Ф.И ученика |
||||
Словарная работа | Работа в парах | Включись | Самостоятельная работа | Итоговая оценка |
Словарная работа.
Предоставляются загадки, учащиеся самостоятельно записывают слова и определяют орфограммы.
Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит... В
етер.
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. О
блака
Под кустом сидит, дрожит.
Видит волка - и бежит. З
аяц
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. Д
ятел
В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. У лица
Шайбу здесь вовсю гоняют
И в ворота всё бросают.
Здесь на поле лёд везде,
Рады мы такой игре! Х
оккей
По первым буквам соберите последнее словарное слово. Воздух . Самопроверка и самооценка в лист оценивания
К какой части речи относятся все словарные слова? Расскажите всё об имени существительном.
К слову воздух подбери столько имён прилагательных, сколько кругов вокруг слова. Составь и запиши одно предложение и сделай синтаксический разбор предложения – фронтальная работа.
Вспомните, что вы знаете о свойствах воздуха?
- Какую роль в предложении играет имя прилагательное?
- Что такое определение?
- На какие вопросы отвечает определение?
- Как обозначаем на письме определение?
Памятка.
Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?", "чей?", "чья?", "чье?", "чьи?" и обозначает признак предмета. Определения обычно выражают прилагательными и подчёркивайте волнистой чертой.
5. Инсценирование сказки «Скромные просители».
Послушайте и ответьте, почему так называется сказка?
Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!
Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Можете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!
Автор : Понравились Скромные просители Существительным, взяли их к себе, а заодно и формы свои одолжили. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.
Все: Вместе служим - вместе дружим.
Учитель: Итак, кого в сказке называют Скромными просителями?
Вывод: Какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное.
6.Работа в парах.
Прочитай слово. К имени существительному подбери как можно больше имён прилагательных. С одним прилагательным составь и запиши предложение, определите род, число, падеж имени прилагательного.
1п – берёза 2 п – игрушка 3п - друг 4 п – тетрадь
5п – ручка 6 п- карандаш 7п - яблоко 8 п - морковь
Физминутка.
Пописали, почитали,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Потанцуйте, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите…
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь.
7. «Включись»
От имён существительных образуй имена прилагательные единственного числа. Запиши их. С выделенным словом составь и запиши предложение. Лучшее предложение записываем и делаем синтаксический разбор предложения. Выделенное слово – фонетический разбор.
Река- …, радость - …, молоко - …, звезда - …, грусть-..., лес -… .
8. Самостоятельная работа.
Прочитай текст, употребляя прилагательные в нужных формах рода и числа. Выделенное предложение спиши и сделай синтаксический разбор предложения.
На дворе стоит глубок… осень. Скучн… картина! Льют част… дожди. Осенн… ветер срывает последн… листья с деревьев. Перелётн… птицы давно улетели. Утренн… заморозки затянули лужи тонк… ледком.
С опорными словосочетаниями составь и запиши небольшой рассказ на тему «Зимнее утро». Подчеркни имена прилагательные во множественном числе. Определи их падеж.
Раннее утро, чистые снега, пушистый иней, хрупкий ледок, весёлые ребята.
9*. (дополнительный материал) Лингвистическое задание - игра «Подбери слово».
* Солнечный, весёлый........... день
* Ясная, холодная............... погода
* Серое, хмурое........... утро
* Карие, голубые - ……….. глаза
*Осенние, весенние............. каникулы
Самопроверка. (Учитель читает,)
10. Итог урока. - В какую страну мы совершили путешествие?
С чем познакомили нас Принцесса Фонетика, Королева Морфология, Король Синтаксис?
Какую роль в предложении играет имя прилагательное?
11. Домашнее задание. Страница 86 упр. 261