Конспект открытого урока "Литературное чтение". Прием олицетворения. М. Лермонтов. "Утёс". Конспект урока по литературному чтению "М. Ю. Лермонтов "Утёс" (3 класс). Вопросы и задания

Ответы к школьным учебникам

Любовь поэта видна в словах: «Люблю тебя как сын, как русский - сильно, пламенно и нежно».

2. Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает?

Кремль назван «столетним русским великаном». Поэт сравнивает Кремль с богатырём, которого никто не смог победить.

3. Какие художественные определения (эпитеты) использует автор для описания Кремля?

Эпитеты: «священный блеск седин», «Кремль зубчатый, безмятежный», «ты (Кремль) вздрогнул», Кремль «величавый».

Стр. 73-74 Ответы к стихотворению "Парус"

1. Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Стихотворение «Парус» вызывает желание бороться, не сдаваться, если тебе трудно. Чувства тревоги, одиночества, борьбы и победы сопровождают читателя.

2. Какую вы представляете картину? Опишите.

Представляется такая картина: море, сильный ветер, возможно, шторм, большие волны. И среди этого бушующего бескрайнего пространства белеет парус. Его кидает из стороны в сторону, словно мотылька. А он стойко выдерживает все невзгоды, борется с непогодой, с опасностью. Он - одинокий странник, он - победитель.

3. Поразмышляйте, как поэту удалось передать одиночество паруса.

Одиночество паруса передано в словах: «белеет парус одинокий», «что ищет он в стране далёкой; что кинул он в краю родном».

4. Понаблюдайте, какие художественные определения (эпитеты) употребляет поэт для описания паруса.

Эпитеты: парус одинокий, что он (парус) ищет, что он (парус) кинул, он счастия не ищет и не от счастия бежит, он - мятежный.

5. «Одинокий парус» - метафора. Для чего поэт использует метафору? Объясните.

Поскольку метафора - это переносное значение слова, то её использование помогает перенести образ паруса на образ одинокого борца - самого поэта.

6. Перечитайте каждую строфу. Какие рифмы использует поэт?

Поэт использует перекрёстную рифму, когда рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.

Стр. 74.
Горные вершины
Спят во мгле ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.

Не пылит дорога,
Не дрожат листы.
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

1. Какую картину рисует поэт? Какие чувства вызывает?

Поэт рисует картину ночи в горах: ночная мгла, горы, «спящие» долины, дорога, которая проходит через долину, луна, освещающая путь одинокого странника.
Чувства покоя, усталости и надежды сопровождают читателя во время чтения стихотворения.

2. В каких словах чувствуется надежда?

Надежда чувствуется в словах: «Подожди немного, отдохнёшь и ты».

Стр. 75. Ответы к стихотворению "Утес"

1. Какие чувства вызывает это стихотворение?

Грусть, печаль, одиночество - такие чувства вызывает стихотворение «Утес».

2. Подумайте, почему утёс плачет. Как об этом говорится в стихотворении? Прочитайте.

Утёс плачет, потому что его покинула тучка, ночевавшая на его груди. Поэт пишет так: «Но остался влажный след в морщине старого утёса... и тихонько плачет он в пустыне».

3. Как поэт называет утёс? Вспомните, как называется этот приём.

Утес поэт называет утёс «великаном». Такой прием называется эпитетом.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утес"
Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.
Предполагаемые результаты:
 Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно­
выразительные средства языка, отработать схему чтения “настроения” текста, углублять навыки
первичного анализа стихотворного текста(лирического произведения).
 Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с
романсом на его стихи.
 Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку,
оказавшемуся в одиночестве.
Урок выстроен в логике системно­деятельностного подхода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Использование ТСО: на уроке были задействованы компьютер, проектор, SMART – интерактивная доска.
Также использованы были мультимедийная презентация, видеофрагмент, аудиозапись.
В классе, в котором проводился урок, обучается 26 человек. Социальная обстановка стабильная, дети
доброжелательные, в основном со средними способностями.
Этап урока
Организационный
момент.
Проверка домашнего
задания.
Действия учителя
Действия учеников
Добрый день всем! Я рада вас снова видеть! Готовы
активно поработать? С чем вы уходите с каждого
урока, ребята?
Приветствуем друг
друга (слайд
1) Презентация
Самостоятельная
работа по домашнему
заданию. Способ
проверки:
взаимопроверка и
проверка по
эталону. (Слайд 2)
На сегодняшнем уроке мы снова будем работать с
оценочным листом.
Проверим домашнее задание. У каждого из вас есть
перед собой табличка со словами, значение которых
мы выясняли на прошлых уроках. Ваша задача –
соединить термины и их определения линиями.
Приступайте.
А теперь проверим. Обменяйтесь с соседом по парте
листочками. На слайде вы видите подобную табличку,
кто уверен, что справился с работой и может
выполнить ее на доске? Ну а теперь я покажу вам
ключ. Обратите внимание на баллы внизу. И поставьте
оценку соседу по парте.
Обменяйтесь листочками. Посмотрите свои ошибки и
отметь те в оценочном листе, как вы справились с
заданием.

Актуализация
знаний.
Итак, озвучим эти понятия, ведь работать с ними мы
будем и на сегодняшнем уроке.
Целеполагание и
планирование
работы.
Мотивация.
А теперь переходим к главному – к теме
сегодняшнего урока. Тема звучит следующим
образом: “Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова
“Утес”. Я предлагаю вам постараться наиболее точно
сформулировать нашу учебную задачу на этот урок,
выбрав ее из предложенных в задании 2 оценочного
листа. (ответ – на слайде по щелчку)Проверьте себя.
Кто озвучит цель нашей работы на уроке?
Ну а теперь я предлагаю вам попробовать
спланировать нашу работу. В оценочном листе вы
видите этапы урока. Сможете ли вы выстроить урок
так, чтобы нам было удобно работать?
Проверка домашнего задания.
Постановка цели.

Работа с лексикой стихотворения (можно спросить,
что такое лексика).


Справились? А теперь проверим. У кого
верно? (Слайд 4)
Ребята, что такое утес?
На слайде вы видите картину… Называется она
“Окрестности села Караагач”. автор ее –
М.Ю.Лермонтов. На ней вы видите утес… может, это
и не тот самый, из стихотворения, но он очень похож
на него. Послушайте,
пожалуйста, стихотворение (читаю).
Это небольшое стихотворение так вдохновило его
читателей, что более шестидесяти композиторов
написали музыку и появились прекрасные романсы на
эти стихи. Послушайте один из них в исполнении
Александра Матюхина.
Озвучивают понятия –
изобразительно­
выразительные средства
языка и “лирический
герой”.
Выполняют учебную
задачу: выбор цели,
затем – следующую,
планирование.
Обсуждаем в классе,
если есть варианты, и
приходим к одному
выводу.
(Слайд 3­4)
Отвечают на вопрос.
Лексическая работа.
(Слайд 5)
Слушают
стихотворение.
Слушают романс
Лексическая работа. – О чем это стихотворение? Назовите двух героев
(утес и тучка).
– Речь идет только о природных явлениях?
Беседа о фигурирующих
в стихотворении
образах утеса и тучки.

В стихотворении два образа, которые символизируют
непрочность человеческих отношений.
Давайте составим лексические цепочки к каждому
образу и подберем ассоциации к ним (в результате
работы создается таблица).
Тучка.
Утес.
Проверяем.
Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке
как о живых людях?
Дети. Олицетворение.
Сколько частей в стихотворении? (2)
Кому посвящена 1 часть (1 строфа) стихотворения?
(Тучке.)
2 часть (“ строфа) – (утёсу).
По описанию эти картины одинаковые? Они
противопоставлены друг другу. Какой приём здесь
использовал автор?
Контраст.
Учитель. Найдите контрасты.
Дети. Тучка – великан.
Тучка золотая – старый утес.
Умчалась рано – одиноко он стоит.
Весело играя – тихонько плачет.
Играет в лазури – стоит в пустыне.
Контрастом выступают первая и вторая строфы
стихотворения.
Какую роль играют выразительные средства в
стихотворении? (они помогли оживить героев
произведения, помогли показать чувства, которые эти
герои переживают, помогли представить в цвете
образы стихотворения)
Давайте ближе познакомимся с героями
стихотворения.
ТУЧКА– какая она? Что мы о ней узнали?
(Тучка золотая Почему она золотая?)
(Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым
цветом, а желтый цвет – цвет золота).
Какие действия совершала тучка? Прочти. Только ли
о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти
Делятся впечатлениями
о прочитанном
стихотворении и
возникших ассоциациях.
Составляем
лексические цепочки,
заполняем таблицу 1.
(Слайд 6)
Работают над
понятиями
“олицетворение” и
“контраст”
Ищут контрасты в
тексте стихотворения.
Рассуждают о роли
выразительных средств
в тексте стихотворения.
Отвечают на вопросы
учителя, опираясь на
текст.
(Слайд 7)

Физкультминутка.
Работа с образами
главных героев.
Выполняют движения,
те, которые показывает
учитель.
Отвечают на вопросы
учителя, опираясь на
текст.
Отвечают на вопросы,
опираясь на личный
опыт.
Вспоминают понятие
“лирический герой”.
действия?
(Человек. Молодая девушка).
Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая,
способная к движению, путешествиям девушка. Она
веселая, жизнерадостная.
Физкультурная пауза.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
Посидим­ка мы с тобою!
Почему ночевала на груди утеса– великана?
(Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было
плохо.)
– Почему утеса– великана? Какой он – утёс?
(Он большой, высокий, сильный, может помочь,
поддержать в трудную минуту.)
Почему “одиноко” стоит? (Прикован к месту,
недвижим, никого нет рядом, и тучка его покинула.)
Почему остался влажный след в морщине старого
утеса?
Может, это слезы тучки? (Ответы детей.)
А может это слезы утеса?
Встреча оставила след в его душе. Почему задумался
глубоко? После встречи особенно остро
переживаются чувства одиночества и обреченность на
невостребованность.
– Почему тихонько плачет?
Тяжело, когда тебя кто­то покидает.
Утёс остается наедине со своими воспоминаниями.
Его сердце переполняют чувства …КАКИЕ?
Помогите мне.
(Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.)
А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о
своем одиночестве?
Лирический герой Лермонтова, одинокий человек.
Самостоятельная
работа: составление
настроения текста.
А сейчас я предлагаю вам каждому поработать
самостоятельно.
В тетради сделайте три графы я, мы, все. Кто скажет,
какую работу вы будете выполнять? (уточнить, что
характеризовать будут 8 строчек). Но у меня есть
просьба. Кто сможет нарисовать утес и тучку?(на
доске, которая закрывается к стене)цветными
Выполняют
самостоятельную
работу по созданию
таблицы “настроение
текста”
Один человек рисует на

доске утес и тучку,
затем решаем,
соответствует ли
нарисованное тексту.
Отмечают после
проверки результат в
оценочном листе.
(Слайд 8)
Выразительно читают
стихотворение.
Ответы детей. (Слайд
9–10)
Подводят итоги урока,
проговаривают, удалось
ли достичь цели.
Записывают домашнее
задание.
мелками
Приступайте. В это время рисуют на доске.
А теперь проверим.
Поставьте плюсы в оценочном листе.
Выразительное
чтение.
Кто попробует прочитать стихотворение в
соответствии с тем какие стрелочки вы поставили.
Вам удалось передать чувства одиночества, тоски.
Рефлексия.
Домашнее задание.
В чем же главный смысл стихотворения?
(Одиночество.)
Достигли ли мы запланированной цели урока?
Подведите итог на оценочном листе, поставьте себе
оценку и передайте оценочные листы на первые
парты.
Да. Одиночество – самое большое несчастье в жизни
человека, но его нужно преодолевать. Если человек
одинок, как ему помочь?
И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята,
что где– то рядом есть те, кому одиноко. Пусть
внутренний мудрый голос подскажет вам, как
поступить.
Домашнее задание – на слайде.
Спасибо за урок, до новых встреч.
Оценочный лист.
………………………………………………………………………………………………………….
(Напиши здесь, как тебя зовут)
№ Текст задания
Резуль
тат
1
2
Вы справились с заданием, правильно соединив понятия, или допустили 1­2 ошибки –
ставьте “+”. Если же не справились, допустив 3 и больше ошибок – ничего не ставьте, вам
есть, что повторить!
1. Поближе познакомиться с творчеством М.Ю. Лермонтова.
2. Понять смысл стихотворения “Утес” и подготовиться к выразительному чтению.

3. Научиться выразительно читать стихотворение “Утес”.
3 Поставьте номера этапов – от 1 до 6.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения и прослушивание романса.
Самостоятельная работа и проверка.
Постановка цели и планирование работы.
Работа с лексикой стихотворения.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ошибок. Вы молодцы!
4
5
Работа с изобразительными средствами.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ­трех ошибок.
Работа с “настроением” текста.
Ставьте себе плюс, если у вас не более трех ошибок. Вы уловили настроение текста!
А теперь подведите итог.
Сколько плюсиков – такая и оценка!
Ты молодец! Спасибо за урок!
Таблица 1
тучка
эпите
т
олицетворе
ние
метаф
ора
Ассоциации к образу тучки
утес
эпитет
олицетворени
е
Ассоциации к образу утеса

Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841 г.), написанное незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.

Главная тема стихотворения

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.

Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан - немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.

Структурный анализ стихотворения

При написании стихотворения автор использовал пятистопный хорей, а также двухсложную стопу, имеющую ударение на первом слоге, применяется опоясывающая рифмовка. Настроение двух четверостиший диаметрально отличаются друг от друга, первое пропитано ощущением жизнерадостности и веселья, второе - печали и грусти. Для полной передачи чувств и настроения данного произведения поэтом были использованы следующие средства художественной выразительности: олицетворение (тучка ночевала, утром умчалась, утес задумался, утес плачет), метафора (играя по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, старый утес), перифраз (влажный след в морщине утеса - следы слез). Чередование звуков «р», «л», «в» (аллитерация) и повторение звуков «о» и «а» (ассонанс) придает произведению особой плавности и выразительности.

Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес» речь идет о двух персонажах. Ими являются «тучка» и «утес», они, могут быть рассмотрены иносказательно, как герои жизненных ситуаций. Стихотворение начинается со слов: «ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», эти строки указывают нам на то событие, над которым размышляет наш герой – «утес».

Начало стихотворения достаточно интересное, М.Ю. Лермонтов использует метафору для описания персонажей: тучка – «золотая», а утес – «великан», призывая читателя обратить внимание на ценность тучки для утеса, и на мощь и силу утеса в сравнении с ней.

Тучка символизирует легкость – то, что может в любой момент раствориться и улететь, а утес – основательность – то, что имеет опору и с трудом поддается каким-либо переменам. Благодаря выбору именно данных персонажей автор обращает наше внимание на взаимоотношения людей, на их особенности характера, жизненный опыт и стиль жизни.

В стихотворении, как и, часто случается, в жизни, один герой динамичен, в силу своего характера – «тучка», а другой статичен – «утес». Что мы и замечаем из следующих строк: «Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя». Тучка продолжила свой путь, легко и радостно покинув свой ночлег. Данные строки показывают, что женский персонаж в данном стихотворении относится к жизни легко и непринужденно, воспринимая окружающий мир слегка легкомысленно и интуитивно. Мировосприятие утеса, наоборот, отличается способностью мыслить и размышлять, основательностью и твердостью.

Это показывают следующие строки: «Но остался влажный след в морщине старого утеса. Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне». Утес переживает момент ухода тучки, ему становится грустно и одиноко, но изменить что-либо утес уже не может. Мужской персонаж имеет другой жизненный опыт и другие условия, которые отличаются от взглядов на жизнь «героини». В стихотворении М.Ю. Лермонтов показывает различие между тучкой и утесом, из-за которых они не смогут быть вместе. Утес остается печальным персонажем, глубоко переживающим это: «остался влажный след в морщине», «тихонько плачет он».

Тема одиночества присутствует в стихотворении, особенно в последних строках. Возможно, утес вспоминает свою молодость, ностальгируя по ней, ибо сейчас он уже стар. Автор делает героя стихотворения трагичным, так как, ностальгируя по тучке, утес ничего не может изменить, он бессилен. Все что ему остается только помнить об этом радостном моменте прихода тучки и печалиться, зная, что время берет свое и расставляет все по местам.

Золотая тучка ночевала на груди утеса-великана. Но рано утром она покинула своего покрови­теля и умчалась прочь. И дорогой для нее были небесная лазурь, в которой она весело летела и иг­рала. Однако влажный след от тучи остался на груди утеса-великана. Он запечатлелся в морщи­не старого утеса. Утес-великан остался одиноко стоять на своем месте. Он не может последовать вслед за тучей. Все это заставило его глубоко заду­маться. И он тихонько плачет в пустыне.

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

В этом стихотворении Лермонтов выражает еще одну грань одиночества. Оно заключается в том, что в мире очень одиноко тем, кто остался один: без друга или соратника. В памяти остают­ся только светлые воспоминания, связанные с покинувшим тебя товарищем. Это ярко пред­ставлено поэтом в образах легкомысленной и иг­ривой тучки и неподвижного и теперь одинокого утеса-великана.

5 (100%) 1 vote


На этой странице искали:

  • лермонтов утес краткое содержание
  • лермонтов тучи краткое содержание
  • краткое содержание утес
  • сочинение по стихотворению лермонтова Утёс
  • доклад про лермонтова краткое содержание