Древние цивилизации Древнего Востока. Первые цивилизации Древнего Востока. Востока древнего цивилизации

Восточный тип цивилизации (Восточная цивилизация или Цивилизации Древнего Востока) - исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Как правило характерными чертами восточной цивилизации являются:

  1. Традиционализм - ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
  2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
  3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
  4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
  5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма,
  6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
  7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности; а основным методом управления выступает принуждение.

Цивилизации Древнего Востока:
общая характеристика

Древний Восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии; а также многое другое, без чего невозможно представить нынешнее человеческое сообщество. Первые государства возникают в долинах крупных рек. Земледелие в этих районах было очень продуктивно, но для этого требовались ирригационные работы - по осушению, орошению, возведению дамб и поддержанию всей ирригационной системы в порядке. В то время как одна община не могла справиться с этим. В результате назревала необходимость в объединении всех общин под контролем единого государства.

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга - в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV-III тыс. до н. э. Позднее государство возникает в Индии, в долине реки Инд, а на рубеже III-II тыс. до н. э. - в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций .

Самым важным центром древней государственности являлся район Двуречья .

В отличие от других цивилизаций Двуречье было открыто всем миграциям и веяниям. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведения в другие земли. Цивилизация Двуречья непрерывно расширялась и вовлекала новые народы, в то время как остальные цивилизации были более замкнуты. В результате Западная Азия постепенно становится флагманом в социально-экономическом развитии. Здесь появляются гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые прослеживают влияние Двуречья прежде всего на Египет и цивилизацию древней Индии.

Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до к. э. Прежде всего они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменивали зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе торговли с соседями. Но камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предметы бытового обихода, на глиняных таблицах писали.

В конце IV тыс. до н. э. в Южном Двуречье возникло несколько политических центров. В результате они объединились в . На протяжении всей своей древней истории район Двуречья был ареной ожесточенной борьбы. Как правило в ходе этой борьбы власть захватывал какой-либо город или пришедшие со стороны завоеватели. Со II тыс. до нашей эры ведущую роль в регионе начинает играть город , став могучей державой при царе Хаммурапи. Затем усиливается , которая с XIV по VII вв. до н. э. была одним из ведущих государств Двуречья. После падения Ассирийской державы вновь усиливается Вавилон - возникает . Персы - выходцы с территории современного Ирана - сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н. э. основать огромную (державу Ахеменидов ).

Это конспект Всеобщей истории по теме «Цивилизации Древнего Востока» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:
История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни Волобуев Олег Владимирович

§ 2. Цивилизации Древнего Востока

Междуречье: народы, государства, цивилизация. Самые первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества. Таким регионом было Междуречье (Месопотамия), расположенное в долинах рек Евфрат и Тигр. Здесь с появлением шуме?рских городов-государств сформировалась одна из ранних цивилизаций. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, объединивших и скоординировавших усилия множества людей. Увеличение площади обрабатываемых земель в болотистых или засушливых районах стало возможно при организации коллективного труда, требовавшего управления и контроля. Возникновение организующих центров общественной жизни было связано с усложнением социальной структуры – появлением жрецов, воинов, ремесленников, а также с необходимостью отстаивать интересы поселений в конфликтах с соседями и укреплением власти военных вождей. С выделением слоя управляющих и жрецов начала складываться государственная власть, опирающаяся на волю богов, авторитет правителя и военную мощь.

Государство включало религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В каждом городе находились храм, владевший землями вне города, на которых велось храмовое хозяйство, и дворец правителя – военного вождя. В борьбе за власть между верховными жрецами и военными вождями с течением времени одерживали победу вожди, становившиеся царями.

В обширных храмовых хозяйствах, которые постепенно превращались в царско-храмовые, использовался труд крестьян, получавших наделы для ведения личного хозяйства, и рабов. Между городами-государствами велись войны, которые в конечном счёте привели к складыванию единого государства под властью царей Акка?да. Власть царя передавалась по наследству.

Жрецы и писцы являлись носителями культуры. Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – кли?нописи, в дальнейшем применявшейся и другими народами Передней Азии.

В первой половине II тыс. до н.э. бо??льшая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммура?пи (правил в 1792 – 1750 до н. э.). Столица его государства – Вавило?нии стала одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира.

Это был огромный город Вавилон, населённый представителями многих народов. Здания в столице строились из сырцового кирпича, а главные архитектурные сооружения облицовывались глазурованной цветной плиткой, покрытой изображениями животных. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней (90 м), со строительством которой связана библейская легенда: после Всемирного потопа люди решили построить башню до небес; за эту дерзость Господь покарал строителей: наделил их разными языками, и они, перестав понимать друг друга, рассеялись по всей земле.

Гудеа – правитель шумерского города-государства Лагаш. XXII в. до н.э.

В Нововавилонском царстве, как и в предшествующее время, центрами экономической, культурной и политической жизни являлись крупные города, которые управлялись советом старейшин, состоявшем преимущественно из жрецов. Совет старейшин выполнял административные и судебные обязанности. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Последние работали преимущественно в храмовых хозяйствах и на строительстве. Большое развитие получила торговля – как внутренняя, так и внешняя. Мерилом стоимости были серебряные слитки. Отношения в обществе регулировались законами.

Первый в истории подробный свод законов был составлен царём Хаммурапи.

Царь Хаммурапи получает законы от бога Солнца Ша?маша. Рельеф. XVIII в. до н. э.

В XII – XI вв. до н. э. происходит возвышение другой державы – Ассирии, расположенной севернее Вавилонии. В результате жестоких завоевательных походов ассирийских царей почти вся Передняя Азия оказалась под их властью. В 689 г. до н. э. ассирийцы захватили и разрушили Вавилон, однако так и не смогли установить прочную власть над покорёнными странами. В 605 г. до н. э. Ассирийская держава была уничтожена объединёнными силами миди?йцев, живших к северо-востоку от Междуречья, и возродившегося Вавилона.

Раненый лев. Ассирийский рельеф . VII в. до н. э.

Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э., когда уже существовали шумерские города-государства, сложилось египетское государство, занимавшее долину реки Нил от первого порога до впадения в Средиземное море. В отличие от Междуречья, здесь проживало этнически однородное население и существовала привязанная к разливам Нила единая экологоэкономическая система.

Египетское государство представляло собой классическую восточную деспоти?ю , т. е. сверхцентрализованное государство, в котором вся полнота власти принадлежала наследственному монарху. Слово фараона (царя) было законом: он назначал на высшие должности чиновников, распределял между ними поручения, отдавал приказы. Установление законов, государственное строительство, ирригационные работы, горное дело, внешняя политика – всё определялось правителем. В его распоряжении находились государственные ресурсы – человеческие, земельные, продовольственные, вещевые. В управлении страной фараон опирался на придворную знать и правителей но?мов (от гр . «область, округ») – административно-территориальных единиц, на которые делился Египет.

Египтяне считали фараона сыном бога Солнца, почитали как символ благосостояния и процветания страны.

Одной из главных личных забот правителя было создание ещё при жизни собственной усыпальницы. Согласно религиозным верованиям египтян, человек после смерти продолжал жить в загробном мире. Но поскольку душа не может существовать без тела, его необходимо было сохранить.

В связи с этими верованиями в Египте разработали методику бальзамирования тел, что давало возможность длительного или, как предполагали египтяне, вечного сохранения мумии. Усыпальница и её содержимое – всё, что необходимо умершему в загробной жизни, – должны были соответствовать положению человека в земном обществе.

Рамзес II. Рельеф . XIII в. до н. э.

Одной из обязанностей фараонов было также строительство храмов, украшавшихся статуями богов. Каждый город имел своего бога-покровителя. Верховным богом в Египте считался бог Солнца Ра. Когда столицей государства стал город Фивы, его покровитель бог А?мон начал отождествляться с Ра – Амон-Ра. Грамотность, знания, образование – вся духовная жизнь общества сосредоточивалась в руках жрецов. Жрецы главных храмов оказывали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику фараонов.

Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись ар?ии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на четыре ва?рны (санскр . «качество, цвет») – сословия , отличающиеся положением в обществе. Три из них считались высшими: бра?хманы (жрецы), кша?трии (воины) и ва?йшья (земледельцы, ремесленники, торговцы). Их представители назывались «дважды рождёнными», так как проходили обряд посвящения – второе рождение. В низшую варну входили шу?дры, призванные обслуживать «дважды рождённых». Человека к варне относили по рождению, переход из одной варны в другую был невозможен. В сословно-кастовую систему общества входили также неприкасаемые – те, кто не принадлежал ни к одной варне, – племена, занимавшиеся охотой и собирательством, а также представители «грязных» профессий. В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство.

Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Общины содержали обслуживающих их нужды ремесленников. В Индии община имела не только экономическое значение, она была в большой степени автономна и в политическом отношении. Государство облагало общину повинностями, но в её внутреннюю жизнь не вмешивалось, хотя царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных. В то же время в Индии не было жёстко централизованных держав. Когда применительно к ним используется, например, термин «империя» , то следует помнить, что это было объединение ряда государств и племён, правители которых находились в разной зависимости от центральной власти и друг от друга.

Танцующий бог Шива. Индия

Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты. Письменность на древнеиндийском языке – санскри?те – носила слоговый характер. Мифология изложена в Ригве?де – первом известном памятнике индийской литературы, содержащем более 1000 религиозных гимнов, и в эпических поэмах «Махабха?рата» и «Рама?яна».

Высшее место в пантеоне богов занимали Бра?хма – творец Вселенной, Ви?шну – сохранитель и Ши?ва – разрушитель. Древняя религия брахманизм со временем видоизменялась. В результате её развития сложился индуи?зм, который в настоящее время широко распространён в Индии и считается одной из мировых религий.

В середине I тыс. до н. э. в Индии появляется новая религия – буддизм. Её основателем стал Бу?дда (санскр . «просветлённый»), наследный принц из рода Гаута?ма (другое имя – Шакьяму?ни – отшельник из племени ша?кья). Вступив на путь аскетической жизни, Гаутама пришёл к заключению, что поскольку жизнь – это страдание, то выход из круга страданий – в отказе от желаний. «Просветлённым» он стал после того, как достиг особого состояния – нирва?ны (санскр . «блаженство»), абсолютной отрешённости от внешнего мира. После смерти Гаутамы его ученики составили жизнеописание и свод высказываний Учителя. Статуи Будды и бодхиса?тв (существ, стремящихся к просветлению), установленные в храмах, призваны спасти всё живое от страданий.

В религиозно-философских и этических воззрениях индуистов и буддистов важнейшее место занимает понятие «ка?рма» (санскр . «дело, действие»). Сумма добрых или злых деяний в прежних существованиях определяет, в какой форме произойдёт перевоплощение человека после смерти – реинкарнация (лат . «повторное воплощение»). В отличие от индуизма, буддизм не признаёт кастового деления и наличия богов – творцов мира, управляющих человеческими жизнями. С течением времени индуизм в Индии вытеснил буддизм, который получил широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии.

Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. здесь возникло первое государство. В последующие века территория Китая постоянно расширялась, он стал огромной по размерам страной.

В V в. до н. э. Китай распался на ряд государств – наступил так называемый период Борющихся царств. К этому времени относится возникновение конфуциа?нства – этико-политического учения, ставшего в дальнейшем основой государственной идеологии и образа жизни китайцев. В условиях крушения устоев семейно-кланового быта, бедствий и страданий простого народа основатель учения Конфу?ций (ок. 551 – 479 гг. до н. э.) обратился к старинным традициям общественной жизни. В них учёный нашёл основы, обеспечивающие государственную устойчивость. В центре конфуцианского учения – социальные идеалы и нормы поведения. Образцом для подражания, по Конфуцию, становился благородный человек, обладающий идеальными качествами, главные из которых – гуманность и долг. Гуманность, в трактовке философа, включала справедливость, чувство собственного достоинства, бескорыстие, любовь к людям и т. д.; долг понимался как моральные обязательства, к числу которых относилось стремление к знаниям.

Конфуций учил, что каждый человек, включая правителя, должен знать свои права и обязанности, строго следовать нормам поведения. Место в общественной жизни определяется не знатностью и богатством, а только знаниями и добродетелями. Важнейшим принципом поведения является подчинение старшим. Конфуцианский культ предков – как умерших, так и живых – и сыновняя почтительность обеспечивали прочность семьи, а семейная иерархия проецировалась на иерархию социально-политическую.

Всадник на верблюде. Китай

В конце III в. до н. э. в Китае сложилось единое централизованное государство , основателем которого стал император Цинь Шихуанди? (259 – 210 до н. э.). При следующей династии Хань (правила в 206 до н. э. – 220 н. э.) конфуцианство утвердилось в Китае в качестве государственной идеологии («хань» стало самоназванием китайцев). Под его влиянием появилось особое привилегированное сословие чиновников – шэньши? (кит . «учёные мужи»), в которое включались лица, выдерживавшие жёсткий экзамен на учёную степень и получавшие после этого право занимать государственные должности. С упрочением положения шэньши в Китае сложилась централизованная бюрократическая империя, идеологически опиравшаяся на конфуцианские устои и буддизм.

Культурное наследие Древнего Востока. Древневосточные цивилизации внесли немалый вклад в развитие мировой культуры. К культурному наследию Древнего Востока относятся изобретение письменности и числовых обозначений (цифровых символов), календаря, зачатки научных знаний, архитектурные памятники, произведения художественной литературы, первые законы, регулирующие общественную жизнь, и т. п.

Благодаря письменности стала возможной устойчивая передача накопленных знаний от поколения к поколению, сложилась система образования. Распространение письменности, её активное использование в делопроизводстве и при заключении торговых сделок привело к переходу от её сложных форм (иероглифической и клинописной) к более простой и доступной (буквенной). Первый фонетический алфавит, возникший в Финикии, лёг в основу современных алфавитов – греческого, латинского, кириллического и др.

Первые литературные произведения также появились на Востоке. Это и героический шумерский эпос о Гильгаме?ше, и произведения разных жанров, созданные египтянами. Около 900-х гг. до н. э. в Палестине началось составление текстов Пятикнижия (То?ры), рассказывающего об истории еврейского народа. На рубеже II – I вв. до н. э. были созданы «Исторические записки» Сы?ма Ця?ня, в которых описывалось прошлое Китая.

Немалыми были и достижения в медицине. Мумифицируя умерших, египтяне знакомились со строением человеческого тела, составляли описания болезней и фармакологические предписания. До наших дней сохранился папирус, являвшийся учебником по анатомии и хирургии. Методика иглоукалывания, возникшая в Китае, с успехом применяется в медицине и в настоящее время.

Астрономические наблюдения, позволявшие египтянам, вавилонянам, китайцам предсказывать разливы рек, определять время солнечных и лунных затмений, стимулировали развитие математических знаний. В Междуречье использовалась шестидесятиричная система счисления, а год делился, как это было в древнеегипетском календаре, на 12 месяцев. В странах Древнего Востока на основе математических расчётов и с применением технических навыков были созданы монументальные архитектурные сооружения, получило развитие изобразительное искусство – живопись, барильефы, скульптура.

Памятники древневосточных цивилизаций – пирамиды, храмы, статуи, живопись, украшения – поражают воображение: одни – своей грандиозностью, другие – яркой художественной изобразительностью.

Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Европейская цивилизация через Античность восприняла культурные достижения народов Месопотамии и Египта. Культурные достижения индийской и китайской цивилизаций стали известны европейскому миру много позже, уже в период Нового времени.

Вопросы и задания

1. Где и когда зародились самые древние цивилизации?

2. Сравните, что общего в цивилизациях Древнего Востока и выявите их главные отличия друг от друга.

3. Охарактеризуйте деспотию и её основные черты. Приведите примеры.

4. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, подготовьте проект об одном из религиозно-философских учений Древнего Востока.

5. Обсудите на уроке, какой вклад внесли древневосточные цивилизации в мировую культуру.

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 2. Цивилизации Древнего Востока Междуречье: народы, государства, цивилизация. Самые первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества. Таким

автора

Из книги Другая история литературы. От самого начала до наших дней автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Из книги История отравлений автора Коллар Франк

Монархии древнего Востока Страна фараонов слыла центром распространения ядов, таким же, каким в свое время станет ренессансная Италия. Вместе с тем мы знаем не так уж много примеров политических отравлений в Египте. До нас дошло достаточно сведений о попытках незаконной

Из книги Цивилизации Древнего Востока автора Москати Сабатино

Глава 9 Лицо древнего востока Восточные изоиды На предыдущих страницах мы рассмотрели большое количество событий, политических и социальных форм, религиозных концепций, литературных и художественных произведений. Но всему этому по-прежнему не хватает единства,

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Первые в мировой истории крупные цивилизации образовались на Востоке. Древнейшие зачатки государственности возникли несколько тысяч лет назад в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ, в бассейнах Черного и Каспийского

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

ЦИВИЛИЗАЦИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА Древнейший город на планете? В Сирии обнаружены руины города, возраст которого, по мнению ученых, составляет не менее 6000 лет. Возможно, это самый старый город на планете. Находка фактически изменила традиционные представления о появлении на

автора Семенов Юрий Иванович

2.4.11. Линейно-стадиальное понимание истории и советская (ныне российская) историология древнего мира вообще, историология Древнего Востока в первую очередь Сейчас у нас принято изображать советских историков как несчастных жертв марксистского диктата. В этом,

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

4.3.3. Эпоха Древнего Востока (III - II тысячелетия до н.э.) Первые классовые общества возникли как небольшие острова в море первобытного общества. Это произошло в конце IV тысячелетия до н.э. почти одновременно в двух местах земного шара: в с северной части долины Нила и на юге

автора Шишова Наталья Васильевна

3.2. Доосевые культуры Древнего Востока Уровень материальной цивилизации и генезис социальных связейЕсли на Западе друг друга сменяли совершенно различные культуры, то на Востоке мы имеем дело с чем-то незыблемым, которое модифицируется только в своих проявлениях,

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

3.3. Послеосевые культуры Древнего Востока Культура Древней ИндииДревнеиндийская цивилизация - одна из самых величайших и таинственных на Востоке. На ее основе сформировался индо-буддийский тип культуры, отличающийся оригинальностью и своеобразием и существующий до

автора Семенов Юрий Иванович

2. ЭПОХА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (III-II тысячелетия до н.э.) 2. 1. Возникновение первых классовых обществ Первые классовые общества возникли как небольшие острова в море первобытного общества. Это произошло на рубеже IV-III тысячелетия до н.э., по-видимому, почти одновременно в двух

Из книги ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.) автора Семенов Юрий Иванович

2.8. Духовная культура Древнего Востока Возникновение политарного общества было огромным прогрессом в развитии человечества. Существенные изменения произошли в культуре. На протяжении почти всей истории первобытности существовала одна единая культура общества в целом.

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

Тема 3 Религии Древнего Востока

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

4. Эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.) Первое в истории человечества классовое общество было политарным. Оно появилось впервые в конце IV тысячелетия до н.э. в виде двух исторических гнезд: крупного политарного социоисторического организма в долине Нила

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Чудеса Древнего Востока Вавилонская башня Вавилонскую башню древние не причисляли к чудесам света, и совершенно напрасно. Она до сих пор считается одной из самых знаменитых и необычных построек Древнего Вавилона, расположенного на берегу реки Евфрат в Передней Азии. О

Введение

1. Древнейшие цивилизации Востока

1.1 Феномен Востока

2. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока

2.2 Египетская цивилизация

Список литературы


Введение

Тема реферата «Древнейшие цивилизации Востока» по дисциплине «История мировых цивилизаций».

История мировой цивилизации является новой дисциплиной, которая по своему синтетическому и эвристическому потенциалу способна выступить основой гуманитарного образования в целом. Она не является традиционной историей (в ней не рассматриваются сценарии и картинки конкретных событий, поскольку нас интересуют типологические процессы). Не является она и историей культуры или культурологией (потому что мы не погружаемся в процессы воплощения истины, добра, красоты в конкретных явлениях искусства или науки).

В советское время подобные функции пытался выполнять исторический материализм. Сегодня он в качестве официальной доктрины уже не выступает, однако альтернативы ему в системе образования так и не предложено.


1. Древнейшие цивилизации Востока

1.1 Феномен Востока

Восточный тип – тип циклического развития возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего в Индии и Китае.

Культура и религия народов Востока развивалась, переплетаясь, и обогащая друг друга.

Ментальность народов, относящихся к этому типу, наделена особым своеобразием. Общественное сознание носит харизматический характер: действительность воспринимается через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Это связано с тем, что на Востоке боги, небесные силы воспринимаются как часть живой природы. Они существуют рядом с человеком, участвуют в его жизни, влияют на него. Человек, на свою очередь, влияет на живущих рядом богов.

Представление об историческом времени на Востоке имеет меньшие особенности: прошлое, настоящее и будущее существуют как бы одновременно, вместе.

Человек живет одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Такое понимание времени объясняется тем, что на Востоке душа считается бессмертной, меняется только форма ее существования. Отсюда особое представление о предках: умершие предки существуют в настоящем, но в другой форме, и влияют на человека. Не родившиеся потомки существуют также и в настоящем, но в другой форме. Проблема “отцов и детей” на Востоке, поэтому не возникла.

Цель существования обществ понимается на Востоке как движение и приближение к высшему божественному идеалу. А жизнь воспринимается бесконечным спектаклем, в котором участвуют и люди, и боги. Постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей – главная ценность бытия народов Востока. Общества Востока построены на принципах коллективизма. Личностное начало развито слабо, личные интересы полностью подчинены общине. Общество построено на особом типе связей вертикального характера. Горизонтальные связи между общинами не развиты. Власть единого правителя ничем не ограничена, человек зависел от бюрократии и чиновников, управляющих от имени властелина.

Государственная машина восточного деспотизма обезличена, личная инициатива и ответственность исключались: здесь не могли возникнуть партии, борьба идей.

Изменения в таких обществах происходили медленно, опыт многих поколений канонизировали как высшую общественную ценность. Авторитет старшего поколения был очень высок.

Развитие в странах Востока идет циклами. Графически этот путь можно изобразить в виде пружины, где каждый виток – это один цикл развития, от одного витка к другому – это шаг поступательного движения. Но при таком медленном, циклическом развитии общество имело высокоразвитую науку, культуру, философию, тончайшее искусство, богатейшую духовную жизнь. Однако человек, личность на Востоке не имели собственной ценности. Человек – песчинка на берегу океана вечности, от него ничего не зависело. Символ восточной культуры – человек в лодке без весел, течение реки определяло жизнь человека.

феномен восток цивилизация шумер


2. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока

Шумер современный совсем непохож на то место, где когда-то цвета самая ранняя цивилизация человечества. Это место от Багдада до Персидского залива – однообразная равнина, созданная нанесенным илом от сезонных наводнений Тигра и Евфрата. Лето здесь длиться 6 месяцев, температура подымается до 52 О. Когда-то здесь была очень плодородная земля. Ирригация начала здесь развиваться в 6 тыс. до н.э. Она обеспечивала достаточное питание, давала условия для развития городов.

Пышноцветие шумерской земли были роскошным, что вполне могло породить в Ветхом Завете миф о рае на земле – об Эдеме. Считают, что именно в Месопотамии его место. В руинах Неппура была найдена клинописная табличка, в которой обнаружена связь между шумерским мифом и библейской историей. В ней говорится о чистой и светлой земле, не знавшей ни болезней, ни смерти. Встречаются там слова «Эдем», «Адам». Слово «Эдем» означает «дикая, невозделанная равнина», а «Адам» - поселение на равнине. В первой книге «Пятикнижия» - Бытие – говорится, что из Эдема выходила река для орошения рая, а потом разделялась на 4 реки. (Ефрат, Тигр, Фисона, Гихона). Но ученый из штата Миссури установил, что река сегодня называется Карун, берет свое начало в Иране и течет к Персидскому заливу, и есть тот самый Гихон, а высохшее русло в пустыне Саудовской Аравии было когда-то р. Фисон. Позже снимок Саудовской Аравии из Космоса подтвердил все это.

В Шумере в течении 5 тыс. до н.э. впервые в человеческой истории люди стали тратить меньше усилий для удовлетворения своих собственных потребностей. Житель производил больше, чем ему надо было и мг обмениваться излишками с соседями, которые получили возможность посвятить себя другим занятием – гончарному делу, работе по металлу, административной работе впервой в мире бюрократии, службе богам. Так родилась цивилизация. Однако, богатые города с переполненными рынками и зиккуратами все больше притягивали сельских жителей. В итоге поля становились менее продуктивными. В длинный список достижений Шумера, которые по праву могут быть отнесены к категории «впервые», есть и первый пример неразумного обращения с природой.

Приблизительно к 2000г до н.э. Шумер ослабил, язык его народа повсеместно вышел из употребления. Но шумерская культура не пропала бесследно, она легла в основу вавилонской цивилизации.

Шумеры так понимали свое происхождение: вначале был город Эриду. На табличках второго тысячелетия до н.э. клинописью описывается не такой уж и рай. «Вся земля была – море. Потом был создал Эриду».

Развалины Эриду найдены к Западу от Ефрата: безмольные холмы, барханы и один только памятник старины возвышается над этим местом – Зиккурат в очень плохом состоянии. В 1946г. Начали первые масштабные раскопки (Фуад Сафар и Сетон Ллойд). Их привлекла легенда, что город существовал в эпоху предшествовавшей потопу.

Добравшись до руин седьмого храма (над развалинами люди вновь сооружали новые) археологи нашли кладбище в 1000 могил, возраст которого 6 000 лет, керамику, личные вещи. Экскурсия обнаружила 12 храмов друг над другом. Нашли серпы, мотыги, примитивные ручные мельницы.

Люди делали простую, но удивительно тонкую керамику, на которую наносили черной краской рисунки, выращивали пшеницу, ячмень, разводили скот.

Позже археологи обнаружили около 600 глиняных табличек, датируемых 3300 г до н.э. с пиктограф и символами.

Жители Урука сделали гигантский шаг по направлению к цивилизации: создали средство ведения административных и торговых дел, опередив Египтян на 300 лет, шумеры создали письменность.

Никто не знает, когда возникла шумерская цивилизация, археологи лишь приоткрыли завесу ее происхождения. В то время, когда большинство занималось собирательством, шумеры жили в городах, их общество четко было разделено на классы, и управлялось религиозной и политической элитой. Они собирали налоги и принимали судебные решения, осуществляли большие ирригационные проекты, возводили прекрасные здания. Развивалось искусство.

Потребность вести учет заложенных на хранение или купленных товаров вызвала появление письма. Оно появилось около 3300 г до н.э., и первые его образцы содержали перечисление таких товаров, как зерно, пиво, скот. С развитием системы письма более сложные понятия стали выражаться сочетанием знаков. Постепенно пиктограммы становились все более абстрактными, со временем клинописью стали изображать не только вещи, но и звуки.

Шумеры были великими строителями, строили из обожженных солнцем глиняных кирпичей. Для защиты от непогоды, они облицовывали здания, делали глиняные конусы, красили, вдавливали в стены (первая в мире мозаика).

Город Урук в 4 тыс. был самым большим городом в мире. К 4 тыс. Южная Месопотамия проложила торговые пути по всему древнему Востоку – от Иранского плато, через Южный Иран в Турцию. В Сирии закупали лес для строительства и металлу.

Тысячи клинописных табличек составляют красноречивое наследство в области обучения, образование рассказывают о медицине, праве, математике.

Перевденные таблички говорят о том, что проблема «отцов и детей» была актуальна 4 000 лет назад, как и сегодня. Шумерское академическое обучение было строгим и скучным. При царе Саргоне Аккадском города – государства Месопотамии были слиты в первую в мире империю (2330 г до н.э.).

В Аккаде Саргон возглавлял первую в мире регулярную армию. Новая столица – Аккад – стала центром империи, брала дань с завоеванных царств.

Примерно в 2193 году до н.э. империя перестала существовать и воцарилась анархия. Орды гутеев обрушились на эту землю. Аккад не выдержал и сдался. И даже месторасположение города до сих пор не определено археологами.

Шесть тысяч лет назад человечество переходит в новый этап своего развития – в Древний мир (4 – 1-е тысячелетие до нашей эры), когда на сцену жизни выходят первые цивилизации.

На чем зиждились цивилизации?

Этот способ существования племен (на некоторой стадии их перехода в народ) и народов стал возможным лишь с появлением государств. Неважно, какого размера они были – в пол-Востока или в рамках одного полиса.

Другой важной чертой цивилизационного процесса являются наличие государственной власти и появление общественных классов. Появлялся глава государства – император, царь или деспот. За ним тянулся особый класс – аппарат управления страной. Довольно многочисленный, такой же тиранический, как и глава государства.

Шла классификация общества. Сочетались рабство и свободные сословия. Значительным моментом в деятельности древних цивилизаций являлось наличие армий для защиты границ, как от варваров, так и таких же новых государств. И не всегда рядом расположенных.

Но чаще воинские формирования существовали для захвата других территорий для привлечения трудовых и обладания природных ресурсов или для выхода на торговые пути, морские территории.

Цивилизации Древнего Востока

История свидетельствует, что некоторые цивилизации (античные греческая и римская) как будто специально создавались для присоединения чужеземных государств и народов, чуждых друг другу по менталитету, традициям, характеру деятельности, верованиям: одни поклонялись конкретному богу, другие – держались за многобожие.

Плодородие дало толчок торговле продуктами питания, потому что сами шумерцы все не съедали. За ней пошло и ремесленничество, поскольку меньше людей стали выращивать пропитание.

Эта часть народа позже переродилась в управленцев, жрецов. Шумер, с его безразмерным плодородием, породил и негатив: города притягивали крестьян, а поля заболачивались или засыпались песчаными барханами.

Шумерская письменность, потребность в которой диктовала торговля, возникла за три столетия до египетской. На артефактах найден перечень продаваемого зерна, скота.

Но не все так безоблачно происходило в Шумере. Он фактически состоял из ряда политически самостоятельных городов. Некоторые объединялись между собой, возвышаясь над другими, искали новые территории.

Шумерский зикурат — древнее культовое сооружение. Реконструкция

Так, аккадский правитель Саргон подчинил себе все другие города цивилизации Шумер, а затем увеличил его территорию до Средиземного моря.

Так родилась первая мировая империя. Но и она просуществовала недолго. Но, как и все цивилизации, Шумер закономерно подошел к своему концу. Но его культура стала основой для возникновения цивилизации Вавилона.

Вавилон

После гибели Аккадского царства роль переходит к шумерскому городу Вавилон с умнейшим правителем Хаммурапи, известным создателем свода правовых норм. Последующие двадцать веков он становится крупнейшим в мире и столицей цивилизации, взявшей с собой все лучшее от погибшей, шумерской. Ее знаменитая, хотя и недостроенная стометровая башня-храм, признана одним из семи «чудес света».

Хетты

Ближайшим «соседом» Шумер и Вавилона была Хеттская цивилизация. Хетты появились в Малой Азии (современная Турция) почти одновременно с развитием Шумерской цивилизации. От племен они быстро сформировались в народ. Осознали, что выживают только сильные, и они создали мощную по тем временам армию. Передвигались быстро на лошадях, а не пешим ходом, как соседи по Древнему Востоку, и с более поражающим оружием из металла. Их государство крепко простояло на «ногах» пять веков.

Хетты стали влиять на политику всего Ближнего Востока, показав свою военную силу. Один из полководцев захватил даже хорошо укрепленный Вавилон и разграбил его. Об этой тенденции, присущей всем цивилизациям, мы рассказали выше.

После Вавилона хетты обратили взоры на Египет. Но силы были равны, и битва закончилась «ничьей», — правители побратались. И хетты, и египтяне поняли, что лучше дружить, чем враждовать. Поэтому стали дожидаться, когда кто-то ослабнет, чтобы добить. В тринадцатом веке до нашей эры хеттская цивилизация пала под напором более сильных народов Средиземноморья.

Египет

Египет — один из несравненных долгожителей в восточной цивилизации. Географически он чем-то похож на Шумер: с двух сторон пустыни, а посредине полноводный Нил с плодородными долинами. Так же разливался, как Тигр и Евфрат, причиняя неудобства земледельцам и одновременно помогая им. Иначе этот народ просто не выжил бы.

Социальной особенностью цивилизации Египта было сплошное подчинение пяти миллионов человек правителям – фараонам, царям, а иногда жрецам, в которых видеть богов народ приучали с малолетства. В царстве была периодизация династий – ранняя, древняя, переходная, новое царство и так далее, по которым исчисляли года. Велось деление на территории по географическому принципу – Верхний и Нижний.

Его история – период расцвета городов, земледелия, торговли, культуры, искусства (правление Тутанхамона), ремесел, строительного дела (пирамиды, храмы, двух- трехэтажные жилые дома из кирпича) и так далее.

Восьмой, или Поздний период, оказался самым критическим для египетской цивилизации. Она разрывалась на части многочисленными войнами – ассирийцев, персов, Александра Македонского. Жирную точку поставил Цезарь Август в тридцатых годах до нашей эры. Исчезло и государство, и его язык.

Древний восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии.

Первые государства возникают в долинах рек. Земледелие на древнем востоке было очень продуктивным, но для этого требовались ирригационные системы (осушение, орошение). Для строительства ирригационных систем требовалось большое количество рабочей силы. Одна община не могла справиться с такими работами, и была необходимость объединения общин под контролем единого государства. Впервые это происходит в Двуречье (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.
  Двуречье (Междуречье, Месопотамия) . В отличие от других цивилизаций оно являлось открытым государством. Через Двуречье проходили многие торговые пути. Двуречье постоянно расширялось, вовлекало новые города, в то время как остальные цивилизации были более замкнутые. Здесь появились: гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, и новые формы письменности. Земледельцы заселили Двуречье в 8 тысячелетии до нашей эры. Постепенно они научились осушать заболоченные участки.
   Двуречье было богато зерном. Жители меняли зерно на недостающие предметы в хозяйстве. Глина заменяла камень и дерево. Люди писали на глиняных табличках. В конце 4 тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье, возникло государство Шумер.
  Во 2 тысячелетии до нашей эры возрастает значение Вавилона, где правил царь Хаммурапи. С 14 по 7 век до нашей эры усиливается Ассирия, а её сменило Нововавилонское государство. В 6 веке до нашей эры Вавилон был завоёван Персидским царством.
  Египет . Располагался в долине реки Нил, который делился на верхний и нижний. Первые государственные объединения назывались номы. В результате длительной борьбы верхний Египет присоединил к себе нижний. В Египте были сильны позиции жречества.
  Китай . Сформировался в долине реки Хуанхэ. Река Хуанхэ часто меняло своё русло и затопляло обширные территории. Во главе государства стоял обожествлённый правитель. В Китае существовал тотальный контроль над населением, население выполняло тяжёлые повинности.

  
  Индия . Сложилась в долине реки Инд. Здесь были созданы крупнейшие ирригационные системы и большие города. На высоком уровне развития было ремесло, были созданы канализационные системы. Высшим органом управления был Паршиат – Брахманы - Царь. Во второй половине тысячелетия до нашей эры в Индию вторглись племена Ариев, которые заселяли реку Ганг. Они установили систему Варн.