Детские писатели в начальной школе. Сказочные повести и сказки. Народные русские сказки в обработке Алексея Толстого































1 из 30

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Якуб Колас Лауреат Государственной премии СССР (1946г.) за стихотворения военного времени, Государственной премии СССР (1949)г. за поэму "Рыбакова хата". Якуб Колас был поэтом, прозаиком, драматургом, детским писателем и педагогом, публицистом, критиком, переводчиком.

№ слайда 3

Описание слайда:

Сергей Баруздин Род. 1926, ум. 1991. Писатель, автор стихов, рассказов и повестей: "Повести о женщинах" (1967), "Я люблю нашу улицу" (1969), "То, что было вчера" (1975), "Люди и книги" (1978, лит. заметки), "Пора листопада" (1982), "Стихи минувших лет" (1983). В 1965-1991 гг. главный редактор журнала "Дружба народов".

№ слайда 4

Описание слайда:

Игорь Мазнин 6 июня - 70 лет со дня рождения Игоря Александровича МАЗНИНА (р. 1938), русского поэта, переводчика. 6 июня родился не только Пушкин, но и ещё один поэт - Игорь Мазнин, о котором в дневниках Агнии Барто мы находим строки, полные тепла и благожелательности: «Поэты жадны до разговоров о стихах. В особенности о своих. На днях с Берестовым читали мы друг другу стихи до часа ночи, а вчера молодой Игорь Мазнин пришёл со своими стихами. Читали, беседовали чуть не до четырёх утра. Поэзию Берестова я давно люблю, а новые стихи Мазнина были для меня неожиданностью, некоторые показались интересными, многообещающими. Есть у него стихотворения, которые как бы опровергают иных молодых литераторов, утверждающих, что в детской поэзии все темы уже “разобраны” первооткрывателями, мастерами. Сколько написано о весне, а Мазнин пишет свою “Весну”, и звучит она свежо, не “вторично”.

№ слайда 5

Описание слайда:

Евгений Чарушин Чарушин Е. И. (1901 - 1965) -- один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

№ слайда 6

Описание слайда:

Ирина Токмакова Ирина Петровна Токмакова (родилась 3 марта 1929 года) - детский поэт и прозаик, переводчик детских стихов. Её перу принадлежат несколько образовательных повестей-сказок для детей дошкольного возраста и классические переводы английских и шведских фольклорных стихов. Жена художника-иллюстратора Льва Токмакова.

№ слайда 7

Описание слайда:

Борис Заходер Борис Владимирович Заходер родился в 1918 году в молдавском городе Кагул, детство провел в Москве. После школы Заходер поступил в Литературный институт, откуда в 23 года ушел на фронт. Институт Заходер окончил в 1946 году, после демобилизации. В армейской печати военных лет появились его стихотворения, однако к профессиональным занятиям литературой Заходер пришел лишь в начале 1950-ых. Первой серьезной публикацией был сборник переводов "Веселые стихи польских поэтов". Наиболее известны переводы-пересказы Владимира Заходера сказок Милна "Винни-Пух и все-все-все", Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше", Памелы Треверса "Мэри Поппинс ", Джорджа Барри "Питер Пен, или Мальчик, Который Не Хотел расти", Льюиса Кэрролла "Приключение Алисы в стране чудес", сказок братьев Гримм, Карела Чапека, стихов польских поэтов, польских народных песенок, стихотворений Иоганна Гете. Борис Заходер скончался во вторник, 7 ноября утром, на 83-м году жизни. Об этом радиостанции "Эхо Москвы" сообщил литературовед Владимир Глоцер.

№ слайда 8

Описание слайда:

Иван Барков Отчество его указывается различно: Бекетов называет его "Степановичем", митрополит Евгений и Геннадий из духовного звания, Барков сначала обучался в семинарии при Александро-Невской лавре, а 26 Апреля 1748 г. явился к Ломоносову и заявил о своем желании быть студентом при Академии наук. Ввиду этого Ломоносов "говорил с ним по латыне и задавал переводить с латинского на российской язык, из чего усмотрел, что он имеет острое понятие и латинской язык столько знает, что он профессорские лекции разуметь может".

№ слайда 9

Описание слайда:

Елена Благинина Родилась 27 мая 1903 года. Над рожью, дождиком примятой, Стоит денёк почти сквозной. Орловский ветер пахнет мятой, Полынью, мёдом, тишиной… Автор этих строк, уроженка орловской деревни Елена Благинина не сразу поняла, что родилась поэтом. Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же - в годы студенчества - в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.

№ слайда 10

Описание слайда:

Геннадий Цыферов Нет ничего удивительного в том, что писатель Козлов нашёл такие добрые и верные слова для писателя Цыферова. Автор ласковых сказок про Ёжика, Медвежонка и Лошадь, утонувшую в тумане, наверное, лучше всех понимал автора сказок про одинокого ослика, облачковое молочко и китёнка, который умел летать. Сергей Козлов написал так: «…Не знаю, как это сказать, но мне кажется, что Цыферов, прежде чем выпустить несколько слов в свет, на какое-то мгновение удерживал их на губах, чуть покусывая, как золотые монеты. Отсюда ощущение, что он искал продолжение фразы - о щ у п ь ю. Геннадий Михайлович Цыферов был и м п р о в и з а т о р о м. Импровизаторы - это такие люди, к которым ноты или слова приходят мгновенно, вспыхивая драгоценной бусинкой на незримой нити воображения. И только потом, дойдя до конца, если надо, они более тщательно отделывают своё произведение… Геннадий Михайлович Цыферов никогда сразу не записывал своих сказок и каждый раз рассказывал их по-новому. - Но вчера эта сказка была лучше! - изумлялся я. - Ты забыл? - Нет, - отвечал он. - Ничего я не забыл. Я ищу…» Эти слова стали предисловием к самой, пожалуй, известной книжке Геннадия Цыферова, которая называется «Тайна запечного сверчка». В книжке говорится про Моцарта, только не взрослого, а маленького. Но ведь Моцарт тоже был импровизатором…

№ слайда 11

Описание слайда:

Агния Барто Барто Агния Львовна (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.

№ слайда 12

Описание слайда:

Марина Бородицкая (р. 28. 06. 1954) Род. в Москве в семье музыкантов. Окончила Московский пед. институт иностр. языков (1976). Работала гидом-переводчиком, учителем англ. яз. в школах. Автор кн. стихов для детей: Убежало молоко. М., 1985; Давайте мириться! М., 1985; На кого же он похож? М., "Малыш", 1988; Последний день учения. М., 1989; Перелетный штукатур. М., "Детская литра", 1991; Синяя сказка. М., "Малыш", 1992; Я раздеваю солдата. М., "Независимая служба мира", 1994; Азбука. М., "ОЛМА-Пресс", 1999; Одиночное катание. СПб., "БАК", 1999. Печатает стихи в журнале "НМ" (1998, № 1). Переводит прозу (Р. Киплинг, А. Гарднер) и стихи с англ. яз. - кн.: В один прекрасный день. М., "Детская лит-ра", 1986 (с участием Г. Кружкова); Песенки. Стихи. Считалки. М., "АСТ-Пресс", 1997. Член СП СССР (1990). Член редсовета журнала "Детская лит-ра". Диплом 3-го молодежного конкурса "Артиада" (1997), премия Британского совета по культуре (1998).

№ слайда 13

Описание слайда:

Лев Толстой ТОЛСТОЙ Лев Николаевич - граф, русский писатель, родился 28 августа (9 сентября) 1828 года, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

№ слайда 14

Описание слайда:

Валентина Осеева Валентина Осеева "Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной" - такой запомнил писатель А. Алексин Валентину Осееву. В 21 год юная Валя Осеева пошла работать в Трудовой комитет для безнадзорных детей. И это предопределило ее дальнейшую судьбу. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.

№ слайда 15

Описание слайда:

Корней Чуковский Критик, поэт, переводчик, историк литературы, лингвист. РодилсяКорней Чуковский в Москве. Чуковский был выгнан из пятого класса гимназии и всю дальнейшую жизнь учился самоучкой. В 1901 году он напечатал свою первую статью в «Одесских новостях», в 1903 - был послан корреспондентом от этой газеты в Лондон, где продолжил свое самообразование в Библиотеке Британского музея, изучил английский язык и навсегда увлекся английской литературой. До революции Чуковский печатал критические статьи о современной литературе в газетах и журналах, а также выпустил несколько критических сборников: «От Чехова до наших дней », «Критические рассказы », «Книга о современных писателях », «Лица и маски » и книги: «Леонид Андреев большой и маленький », «Нат Пинкертон и современная литература ».

№ слайда 16

Описание слайда:

Самуил Маршак 1887 - 1964 Русский поэт, переводчик. Стихи, сказки, пьесы для детей. Переводы Р. Бернса, сонетов У. Шекспира, сказок разных народов и др. Философические миниатюры ("Избранная лирика", 1962; Ленинская премия, 1963), лирические эпиграммы. Литературная критика (кн. "Воспитание словом", 1961). Книга воспоминаний "В начале жизни" (1960). Государственные премии СССР (1942, 1946, 1949, 1951).

№ слайда 17

Описание слайда:

Валентин Берестов Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) - российский детский поэт. Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске, Калужской области в семье учителя. Читать будущий поэт научился в четыре года. Стихи начал писать с детства. Во время второй Мировой войны семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. И там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова.

№ слайда 18

Описание слайда:

Генрих Сапгир Родился в г. Бийске Алтайского края. Сын сапожника. С конца 50-х гг. участник круга эстетически близких поэтов и художников, получившего впоследствии название "лианозовской школы". Первая публикация стихов Сапгира за границей – в 1968 г., в СССР – в 1989 г. С начала 60-х активно работает как детский писатель (сценарии классических мультфильмов "Лошарик", "Паровозик из Ромашкова", слова песни "Зеленая карета" и мн.др.). Выступал также как переводчик (прежде всего, выдающегося еврейского поэта Овсея Дриза). Умер в октябре 1999 г.

Описание слайда:

Ирина Полянская Родилась в 1967 году в г.Бердичев Житомирской области.В 1991 окончила ЛГИТМиК(курс И.О.Горбачева).1991-1994 работала в театре драмы "Фаворит" Малого предприятия "Фонд": Молли("Сверхпослезавтра" по пьесе Бабанского, реж.А.Григорьянц). Санкт-Петербургский Муниципальный драматический театр: несколько ролей в спектакле по пьесам А.Аверченко, роль Гермии в спектакле "Сон в летнюю ночь", реж.Хайнс Люк. Работала в Театральной студии предприятия "Арт-Территория", в Театре творческой ассоциации "Серебряный век".

№ слайда 21

Описание слайда:

Василий Левин Родился 21 февраля 1923 года в Самарканде.Режиссер. Участник Великой Отечественной войны. Учился в Московском институте легкой промышленности (1943-1944), окончил режиссерский факультет ВГИКа (1950, мастерская Г. Козинцева). Во время учебы во ВГИКе снял несколько документальных очерков.

Описание слайда:

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной, и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.

№ слайда 26

Описание слайда:

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

№ слайда 27

Описание слайда:

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 19 (31) мая 1892 года. Как вспоминал Паустовский, отец его был протестантом и неисправимым мечтателем, по причине чего часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставляет семью, и юному Косте пришлось зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством.

№ слайда 28

Описание слайда:

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля (2 августа) 1903 года в Москве. В четыре года, совсем еще малышом, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику.

№ слайда 29

Описание слайда:

Иван Сергеевич Соколов-Микитов, русский писатель, натуралист и путешественник, родился в урочище Осеки, что в Калужской губернии, 30 (18) мая 1892 года, в семье приказчика, который служил у купца, торговавшего лесом. Детство и ранняя юность Вани прошли на Смоленщине, на просторах Угры. В 1910 году он едет в Петербург, где поступает учиться на курсы сельского хозяйства, а вскоре после этого устраивается в Ревеле (сейчас Таллинн) на торговое судно, благодаря чему за несколько лет побывал во многих странах Европы, Азии и Африки. В 1918 году, после демобилизации, Иван Сергеевич вернулся на Смоленщину, к родителям. Здесь он работал учителем в единой трудовой школе. К этому моменту он уже успел опубликовать свои первые рассказы, которые заметили Бунин и Куприн.

№ слайда 30

Описание слайда:

Виталий Валентинович Бианки родился 30 января (11 февраля) 1894 года в Санкт-Петербурге, в семье ученого-орнитолога. Необычная фамилия - Бианки - наследие итальянских предков. Виталий с детства очень любил писать стихи. Вместе со своим отцом, которого он называл своим первым "лесным учителем", мальчик часто бывал в Зоологическом музее. По совету отца вел дневник наблюдений за природой. Эти записи он продолжал делать и много позже, уже во время учебы в Петроградском университете, на естественном отделении физико-математического факультета, и еще позже - в Институте истории искусств.

Коэффициент полезности от совместного с ребенком чтения очень велик: польза несоизмеримо высока в соотношении с затратами времени, правда с обязательным условием систематичности этих затрат.

И польза не только в формировании и развитии умственного и эмоционального потенциала ребенка, но и в закладке базовых принципов выстраивании отношений ребенка с обществом в целом, и с различными представителями общества в частности.

На примерах героев книг легче объяснить, что такое добро и зло, плохие и хорошие поступки.

Где вы еще возьмете столько примеров?

Только книги должны соответствовать возрастным интересам и потребностям ребенка. Ведь они развивают воображение, кругозор, умение фантазировать, учат дружить, любить, сопереживать, мечтать, шутить.

Книги не должны быть пустыми и, тем более, вредными.

Можно, конечно, ограничиться показом мультфильмов и фильмов, но так вы познакомите ребенка с фантазией режиссера. Через прочтение книг вы проложите дорогу развитию его собственной фантазии, а потом уже предложите сравнить с фантазией режиссера.

Значение сказок

Начинайте приобщать ребенка к чтению с народных сказок. В них четко разделены понятия добра и зла, плохого и хорошего, они не спутаны, а ярко выражены и понятно вырисованы, что соответствует уровню развития сознания детей 3-4 лет.

В народных сказках как бы законсервирована житейская мудрость наших предков, они учат, что добро и зло обязательно получают по заслугам.

Конечно, в жизни все сложнее, зло не так явно проявляет себя, а часто скрывается под личиной добра. Но понимание этого должно приходить вовремя, не торопите время. Не игнорируйте сказки, даже если они вам кажутся несовременными. Они закладывают ребенку азы понятий, на которых базируются основные представления о человеческих чувствах, о принципах выстраивания взаимоотношений между людьми.

Выбирайте сказки с качественной подачей: с красивым художественным переводом и литературной обработкой.

Например, сказки Андерсена без обработки не адаптированы под восприятие современных детей. Его поучительные глубокие сказочные истории без обработки подойдут для старшего возраста детей, если ребенок сам сможет посмотреть на историю сквозь призму современной реальности, и если ему это будет интересно.

Обязательно возьмите на заметку:

Одни из лучших и известных переводчиков детских книг:

  • Корней Чуковский.
  • Николай Чуковский (сын Корнея Чуковского).
  • Борис Заходер.
  • Самуил Маршак (переводы детской, и не только, поэзии).

Один из самых известных пересказчиков сказок – Алексей Толстой.

Это писатели-классики. Их произведения и переводы относятся к прошлому веку. Но ведь понятия добро и зло тоже можно отнести к классике, они не стареют. Их произведения познакомят ребенка с классическим литературным языком и образным художественным стилем написания.

И помните: книги, как и любые знания, должны соответствовать возрасту.

Народные сказки

Народные русские сказки в обработке Алексея Толстого.

Их много, самые известные:

  • «По щучьему веленью».
  • «Царевна-лягушка».
  • «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  • «Морозко».
  • «Иван царевич и серый волк».
  • «Пузырь, соломинка и лапоть».
  • «Мужик и медведь».
  • «Гуси-лебеди».

Былины о богатырях.

В литературной обработке Александра Афанасьева:

  • «Алеша Попович».
  • «Илья Муромец и змей».
  • «История о славном богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Перышко Финиста ясна сокола».
  • «Покатигорошек».

Также много известных русских народных сказок: и про Елену Прекрасную, и про Кощея Бессмертного, и про Иванушку-дурачка – было пересказано Александром Афанасьевым.

В литературной обработке Ирины Карнауховой:

  • «Вольга Всеславьевич».
  • «Микула Селянинович».
  • «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
  • «Как Илья из Мурома Богатырем стал».
  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  • «Про прекрасную Василису Микулишну».
  • «Святогор-богатырь».

В данной обработке былины поданы простым и доступным для детского восприятия языком.

Сказки народов мира.

  • Сказки славянских народов:
  1. Украинские;
  2. белорусские;
  3. молдавские.
  • Сказки народов севера.
  • Сказки народов востока, самые известные из которых представлены в серии сказок «Тысяча и одна ночь».
  • Скандинавские сказки.

Завершите знакомство с народными сказками просмотром мультфильмов. Например, мультипликационные сказки из цикла «Гора самоцветов» познакомят ребенка с современной интерпретацией не только русских сказок, но и сказок других народов.

Истории в стихах

Стихи легко воспринимаются и записываются в детской памяти. Самые интересные отрывки пробуйте с ребенком учить наизусть.

  • Для детей младшего возраста.

Корней Чуковский. Сказки в стихах:

  1. «Айболит».
  2. «Муха-цокотуха».
  3. «Тараканище».
  4. «Краденое солнце».
  5. «Мойдодыр».
  6. «Федорино горе».

Самуил Маршак. Детские стихи:

  1. «Детки в клетке».
  2. «Вот какой рассеянный».
  3. «Сказка о глупом мышонке».
  4. «Багаж».
  5. «Веселая азбука».
  6. «Веселый счет».
  7. «Урок вежливости».
  8. Английские и шотландские баллады и стихи. Одна из самых известных – «Дом, который построил Джек».

Сергей Михалков. Детские стихи и басни:

  1. «А что у вас?»
  2. «Дядя Степа».
  3. «Как старик корову продавал».

Александр Пушкин. Сказки:

  1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  2. «Сказка о царе Солтане».
  3. «Сказка о золотом петушке».
  4. «Сказка о золотой рыбке».
  5. «Сказка о попе и работнике его Балде».
  6. «У Лукоморья дуб зеленый».

Продлите удовольствие от знакомства с творчеством Пушкина мультипликационными экранизациями этих сказок, и тогда они останутся в памяти ребенка на всю жизнь.

Мировая классика

  • Для детей младшего возраста.

Шарль Перро. Сказки:

  1. «Золушка или хрустальная туфелька».
  2. «Кот в сапогах».
  3. «Спящая красавица».
  4. «Мальчик с пальчик».
  5. «Ослиная шкура».
  6. «Красная шапочка».

Братья Гримм. Немецкие народные сказки в литературной обработке братьев Гримм:

  1. «Белоснежка и семь гномов».
  2. «Бременские музыканты».
  3. «Храбрый портняжка».
  4. «Госпожа Метелица».
  5. «Король Дроздобород».
  6. «Рапунцель».
  7. «Волк и семеро козлят».
  8. «Горшочек каши».
  • Для детей дошкольного возраста.

Ганс Христиан Андерсен. Самые известные сказки:

  1. «Снежная королева».
  2. «Дюймовочка».
  3. «Дикие лебеди».
  4. «Русалочка».
  5. «Принцесса на горошине».
  6. «Огниво».
  7. «Стойкий оловянный солдатик».
  8. «Свинопас».
  9. «Гадкий утенок».

Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» в литературной обработке Алексея Толстого:

  1. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

Редьярд Киплинг. Сказки:

  1. «Рикки Тикки Тави».
  2. «Слоненок».
  3. «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  4. «Откуда у носорога шкура».
  5. «Откуда взялись броненосцы».
  6. «Отчего у верблюда горб».
  7. «Откуда у кита такая глотка».

Многие из перечисленных сказок имеют не только мультипликационные экранизации, но и свои киноверсии. Интерес к сказкам мировой классики не пропадает, появляются и современные экранизации, например, довольно новый мультфильм «Рапунцель».

Приключенческие истории

С циклами приключенческих историй начинайте знакомить ребенка ближе к 5 годам, когда уровень восприятия, способность запоминать и анализировать, уже более развиты. С них вы можете начинать учить ребенка самостоятельно читать.

Эти сказочные приключения подарят ребенку длительное путешествие в придуманный мир увлекательных историй из жизни героев.

Некоторые из историй вполне могли бы произойти и в его детском мире, а к каждому герою легко подобрать прототип из окружения ребенка, включая его самого.

За время прочтения всех историй из одного цикла ребенок обязательно привяжется к какому-то полюбившемуся персонажу, которому будет и сопереживать, и радоваться вместе с ним.

Это очень напоминает дружескую привязанность. Ребенок будет хотеть возвращаться в мир приключений любимых героев снова и снова, а это поможет зародиться другому желанию – быстрее освоить самостоятельное чтение (из личного опыта).

  1. Юрье Женевьева. Серия приключений «Жили-были кролики» с очень «живыми» иллюстрациями Лоика Жуанниго. Поэтому подойдет для обучения ребенка самостоятельному чтению.
  2. Эдуард Успенский. Серия приключений «Крокодил Гена и Чебурашка».
  3. Алан Милн. Сказки «Винни Пух и все-все-все» с переводом Бориса Заходера.
  4. Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
  5. Джоэль Харрис. Серия приключений Братца Кролика «Сказки дядюшки Римуса» – собранный и литературно обработанный негритянский фольклор.
  6. Редьярд Киплинг. Серия рассказов о Маугли из «Книги джунглей».
  7. Туве Янссон. Серия приключений «Все о мумми-троллях».

После прочтения книг не забывайте знакомить ребенка с их мультипликационными экранизациями.

Русская классика

Знакомство с произведениями русских классиков для вашего ребенка будет очень познавательно и поучительно. Через их произведения, как через «окно», ребенок сможет заглянуть в прошлые века, познакомиться с жизнью людей того времени и услышать сказочные, и не только, истории, рассказанные классическим художественным языком. Он окунется в атмосферу тех времен, проникнется теми же чувствами, что и дети многих поколений. Ведь главные чувства и понятия не меняются ни с годами, ни даже с веками, они понятны и детям нашего времени.

Предложенные произведения рассчитаны на детей дошкольного возраста, поэтому начинайте знакомить с ними ребенка с 5 лет.

Лев Толстой. Притчи, басни и сказки. Известные рассказы:

  • «Лев и собачка».
  • «Два брата».
  • «Акула».
  • «Котенок».

Сергей Аксаков. «Аленький цветочек».

Всеволод Гаршин. Самая известная сказка – «Лягушка-путешественница».

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Самая известная сказка – «Серая шейка».

А еще ваши совместные теплые литературные вечера останутся добрым и светлым воспоминанием в его сердце. В этом и заключается главное волшебство книг.

Мы не могли не опубликовать очень интересную статью из журнала «Дошкольное образование» - списки книг для детей дошкольного возраста – традиционный, современный, классический, исторический, для развития речи.
Редакция журнала попросила педагогов, воспитателей, библиотекарей, издателей - то есть специалистов по детскому чтению - составить список из десяти пунктов и ответить тем самым на вопрос: «Какие книги, по вашему мнению, ребёнок должен прочитать к 7 годам, то есть до наступления так называемого младшего школьного возраста?»

Идея списка, скорее, не методического, не педагогического, а родительского характера. Все родители задумываются над вопросом, что именно читать ребёнку, для чего и в каком возрасте. Кроме того, у нас самих есть любимые с детства строки, которые мы, как заповеданное имущество, хотели бы передать своим детям и внукам. Эти строки - наша общая с детьми духовная территория, основа будущего взаимопонимания и знаки согласия.

Разумеется, список книг для дошкольного чтения не ограничивается десятью пунктами. Тут нам пришлось наших экспертов ограничивать. Было и ещё одно ограничение: каждому понятно, что сказки Пушкина по определению будут стоять первым пунктом в любом списке литературы. Поэтому мы попросили наших экспертов не включать его в свой перечень. Будем считать, что фигура Пушкина незримо присутствует в нашей жизни, в том числе и при составлении списков литературы.
Итак, списки книг.

ТРАДИЦИОННЫЙ список книг для детей

Марина Шурыгина, воспитатель д/с №325
1. Сказки и стихи Корнея Чуковского.
2. Самуил Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке»; «Детки в клетке»; «Усатый-полосатый». Стихи эмоциональные, добрые, простые по содержанию, короткие, легко запоминающиеся. Стихи Маршака отличаются философским содержанием и открывают детям незнакомые грани окружающего мира.
3. Стихи Агнии Барто.
4. Русские народные сказки.
5. Рассказы о животных Евгения Чарушина, Николая Сладкова, Константина Ушинского.
6. Рассказы и сказки Владимира Сутеева.
7. Рассказы Валентины Осеевой.
8. Рассказы Николая Носова.
9. «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова.
10. Сказки Геннадия Цыферова.

СОВРЕМЕННЫЙ

Юлия Глотова, Мария Зимина, представители «Лавочки детских книг», одного из лучших магазинов детской книги в России
1. Константин Сергиенко «Картонное сердце». Почему «Картонное сердце»? Потому что это пронзительная детская недетская книга. Она обязательно понравится маленьким читателям и не оставит равнодушными не сумевших повзрослеть взрослых. Это книга, которую можно перечитывать, и каждый раз будут попадаться всё новые и новые подводные камни.
2. Свен Нурдквист «Петсон и Финдус».
3. Анни М. Г. Шмидт «Саша и Маша».
4. Лобел Арнольд «Квак и Жаб круглый год».
5. Алексей Лаптев «Пик, Пак, Пок».
6. Джулия Дональдсон «Груффало».
7. Секора Ондржей «Муравей Ферда».
8. Бернер Ротраут Сузанна «Летняя книга».
9. Рони Орен «Секреты пластилина».
10. Виктор Лунин «Сдобная Лиза».

КЛАССИЧЕСКИЙ

Елена Потапкина, учитель начальных классов, один из основателей Театра детской книги «Волшебная лампа»
1. Классические рассказы для детей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого.
2. Дж. Родари.«Приключения Чиполлино».
3. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
4. Все авторские сказки.
5. Стихи А. Барто.
6. Произведения А. Усачёва.
7. Рассказы Л. Пантелеева и А. Гайдара.
8. Г. Мало. «Без семьи».
9.Ф. Х. Бёрнетт. «Маленький лорд Фаунтлерой».
10. Э. Портер. «Поллианна».
«Без семьи», «Маленький лорд Фаунтлерой», «Поллианна» - всё это книги о детях, попавших в трудные жизненные ситуации, из которых они выходят самостоятельно. Бог дал им веру, каждый из них свято верит в добро, и поэтому им встречаются люди, которые помогают им преодолеть сложные обстоятельства их жизни. Герои этих книг несут внутри себя могучий заряд счастья и внутренней силы, и это должно вызвать резонанс в душе ребёнка. Это важный пример для маленького человека, потому что в раннем детстве почти каждый переживает момент сомнения в себе и в своих силах. Выбранные книги предназначены для чтения взрослыми детям, потому что если взрослый сам сочувствует герою, он сможет сгладить тем самым все сложности текста. Вообще, это хорошая школа сопереживания, воспитания духа и формирования чувств - герой выдерживает выпавшие ему испытания, и читатель должен выдержать их вместе с ним.
Что касается «Приключений Буратино» и «Чиполлино» - герой в них также попадает в трудную ситуацию, но выходит из неё другим способом, авантюрным. Такие книжки важны в раннем детстве, потому что у ребёнка должно быть чтение, которое его смешило бы и увлекало.

ИСТОРИЧЕСКИЙ

Екатерина Каширская, директор издательства «Пешком в историю»
1. Л. Токмаков. «Потешные прогулки по Москве».
2. Э. Шендерович. «Про битвы и сражения».
3. Английские народные сказки (издательство «Московские учебники»).
4. «Гора самоцветов». Сказки народов России. По мультфильмам студии «Пилот». Все выпуски («Сапфир», «Янтарь», «Изумруд», «Жемчуг», «Рубин»). Сказки народов России - «Гора Самоцветов» - прекрасный проект, в пяти книжных сериях которого собраны разнообразные сказки. Дети очень быстро начинают любить какие-то конкретные и просят их перечитывать. Это очень хорошо, потому что можно поговорить с ребёнком, попытаться понять, почему он просит прочитать сказку ещё раз, может быть, она ему чем-то очень понравилась, а, может быть, наоборот - чем-то пугает. Тогда у родителей есть шанс понять своего ребёнка, разобраться, что его волнует и о чём он переживает.
Литература для маленьких детей и должна быть именно такой - рассказывать о жизни, о чувствах и мыслях, а исторические и этнографические подробности должны идти «фоном», создавать необходимый контекст, но не быть объектом повествования.
5. Дж. Дональдсон. «Любимая книжка Чарли Кука», «Груффало». И всё остальное.
6. М. Бонд. Все книги про Медвежонка Паддингтона.
7. Е. Боярских. «Эй становится взрослым».
8. Е. Завершнева. «Мы живём в каменном веке». Энциклопедия для детей.
9. И. Жуков. «Русская пленница французского кота».
10. Л.Борзова, М. Дударев. «История России для детей: путешествия во времени, встречи с волшебником, приключения».

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Елена Симонова, учитель русского языка и литературы, почётный флагман отряда «Каравелла», мама троих детей
1. Русские народные сказки.
2. Классические авторские сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена.
3. Сказки Корнея Чуковского.
4. Стихи Даниила Хармса.
5. Бажов. «Серебряное копытце». Почему так важен для дошкольника именно жанр сказа? Потому что, с одной стороны, он приближен к сказке, а с другой - к рассказу, то есть малому жанру, идеально под-ходящему для ребёнка младшего возраста. Будучи максимально приближен к устной форме, сказ прекрасно передаёт особенности речи автора, учит воспринимать индивидуальный стиль рассказчика и формировать собственный.
6. Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
7. Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города».
8. Николай Носов. «Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе», рассказы.

10. Джанни Родари. Сказки.

ДЛЯ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКИ

Наталья Вишнякова, литературный редактор «ДО»
1. Рассказы Сергея Козлова.
2. Стихи Юнны Мориц.
3. Рассказы и повести Николая Носова.
4. Стихи в переводах Ирины Токмаковой.
5. Рассказы Юрия Коваля.
6. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» АлексеяТолстого.
7. Стихи и сказки Корнея Чуковского.
8. Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Не могу себе представить ни собственного, ни чьего-либо детства без этого рассказа. Он и трогает, и заставляет сопереживать, и позволяет испытать облегчение в финале, когда героя освобождают от данного им слова. В нравственном смысле - одно из самых убедительных доказательств необходимости порядочности.
9. Виктор Драгунский. «Денискины рассказы».
10. А.А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».

Статья из журнала Дошкольное образование 09-2012

В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании — иными словами, помещается ли она в рот. Тем не менее, читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во‑первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем крошечные малыши хорошо воспринимают ритм и умеют различать родительские интонации.

Как читать?

  • В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
  • Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее — в общем, добросовестно развлекайте малыша.
  • Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
  • Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
  • Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Что читать?

  • Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.
  • Стихи со звукоподражанием.

Что покупать?

  • Прочные, «неубиваемые» и безопасные книжки-игрушки, которые можно с удовольствием грызть, мять и даже купать в ванной.
  • Книжки с «живыми» иллюстрациями: мохнатыми зверушками, квакающими лягушками и т. п.
  • Книги с простыми, яркими и реалистичными картинками.

Список литературы
1. Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег»
2. Аронзон Л. «Кому что снится»
3. Барто А. «Игрушки»
4. Бергельсон А. «Ура для комара»
5. Берестов В. «Про машину», «Веселое лето»
6. Благинина Е. «Стихи для детей»
7. Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха»
8. Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда»
9. Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»
10. Майер Н. «Лесные смешинки»
11. Маршак С. «Детки в клетке»
12. Мошковская Э.Э. «Зоопарк» 13. Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких»
14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского
16. Степанов В.А. «Как живете? Что жуете?»
17. Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»
18. Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года»
19. Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа»
20. Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

Книги для детей от 2 до 4 лет

Книги для детей от 2 до 4 лет

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. В один прекрасный день вы, возможно, обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. В общем, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!

Как читать?

  • Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном — всегда в одно и то же время.
  • Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
  • Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
  • Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во‑первых, скорее всего понимает он куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

Что читать?

  • Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
  • Небольшие стихотворения (4−12 строк).
  • Стихотворные загадки.
  • Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», — теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.

Что покупать?

  • Книжки с крупными и очень простыми, соответствующими тексту иллюстрациями.
  • Ищите книги, позволяющие ребенку делать что-то самостоятельно, — наклеивать стикеры, раскрашивать картинки.
  • Отдавайте предпочтение прочным и недорогим изданиям, время для чтения раритетных книг наступит позже.
  • Список литературы
    1. Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка», Огниво", «Сказка о стойком оловянном солдатике»
    2. Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат»
    3. Гаршин В. «Лягушкапутешественница»
    4. Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»
    5. Даль В. «Старик-годовик»
    6. Дональдсон Д. «Груффало»
    7. Ершов П. «Конек-Горбунок»
    8. Заходер Б. «Мишка-Топтыжка»
    9. Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке»
    10. Левин В. «Глупая лошадь»
    11. Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки»
    12. Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет»
    13. Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
    14. Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка»
    15. Мориц Ю. «Крыша ехала домой»
    16. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»
    17. Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
    18. Сеф Р. «Кто на кого похож»
    19. Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?"
    20. Толстой Л. «Сказки и рассказы»
    21. Тувим А. «Азбука», «Где очки»
    22. Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик»
    23. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр»
    24. Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь»
    25. Яснов М. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять»

    Книги от 4 до 6 лет

    Книги для детей от 4 до 6 лет

    Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать — это такая трагедия, рядом с которой меркнет даже гибель Помпеи. По крайней мере, именно в этом вас начнут убеждать все окружающие! Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально — и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку.

    Как читать?

    • Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.
    • Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз — так проще запоминаются детали.
    • Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.
    • Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях и справочниках. Интернет в деле приучения к чтению — плохой помощник, слишком уж много соблазнов.
    • Сводите чадо в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы.

    Что читать?

    • Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.
    • Истории в духе «добрым молодцам урок» — в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.
    • Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.
    • Обучающие пособия для подготовки к школе.
    • Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе, а перед 9 Мая — военные рассказы.

    Что покупать:

    • Книжки со сложными, рассчитанными на долгое изучение иллюстрациями.
    • Детские журналы и комиксы.

    Список литературы
    1. Бажов В. «Серебряное копытце»
    2. Бернетт Ф. «Маленькая принцесса»
    3. Бианки В. «Рассказы о животных»
    4. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
    5. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города»
    6. Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
    7. Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»
    8. Гэллико П. «Томасина»
    9. Доктор Сьюз «Сказки»
    10. Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке»
    11. Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу»
    12. Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица»
    13. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
    14. Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
    15. Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все»
    16. Сказки народов мира
    17. Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»
    18. Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»
    19. Остер Г. Б. «Котенок по имени Гав и другие истории»
    20. Пришвин М. «Лесной хозяин»
    21. Пушкин А.С. «Сказки»
    22. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
    23. Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы»
    24. Романова Н. «Муравей Красная Точка»
    25. Русские народные былины
    26. Толстой А.Н. «Приключения Буратино»
    27. Уайлд О. «Звездный мальчик»
    28. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»
    29. Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса»
    30. Чаплина В. «Кинули»

    Книги для детей 7 лет

    Книги для детей 7 лет

    Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги — одну выбираете вы, вторую — он.

    Как читать?

    • Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять — на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.
    • Читайте сказки и басни по ролям.
    • Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.
    • Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т. д. Аккуратно поправляйте все ошибки, а если у малыша вдруг обнаружатся проблемы с произношением и пониманием прочитанного, обязательно обратитесь к врачам.
    • Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» — в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.

    Что читать?

    • Неадаптированные детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.
    • То, что «все читают». В этом возрасте детям очень важно чувствовать себя «своими» в коллективе ровесников, так что придется немного потерпеть.
    • Электронные книги. От технологий никуда не деться, так что лучше использовать их во благо.

    Что покупать:

    • Книги из школьной программы.
    • Книги об увлечениях ребенка. Если малыш любит кошек, выбирайте зоологическую энциклопедию (или кошачий детектив), если увлекается хоккеем — спортивную и т. д. Даже к мультикам и компьютерным играм, которые часто отвлекают детей от чтения, можно подобрать соответствующие новеллизации или арт-буки.

    Список литературы
    1. Адамс Р. «Обитатели холмов»
    2. Барри Дж. «Питер Пэн»
    3. Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король»
    4. Грэм К. «Ветер в ивах»
    5. Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика»
    6. Даррелл Дж. «Моя семья и другие животные»
    7. Диккенс Д. «Истории для детей»
    8. Драгунский В. «Денискины рассказы»
    9. Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе»
    10. Крюс Дж. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех»
    11. Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»
    12. Легенды и мифы Древней Греции
    13. Лондон Дж. «Белый клык»
    14. Льюис К. «Хроники Нарнии»
    15. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
    16. Одоевский В. «Городок в табакерке»
    17. Олеша Ю. «Три толстяка»
    18. Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»
    19. Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
    20. Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
    21. Таск С.Э. Тайна рыжего кота
    22. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
    23. Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей»
    24. Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»
    25. Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»

Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться. Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах.

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты.

1 Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее - книги о природе, животных, приключениях и т,д.

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4 Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут).

7 Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и Фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание.

(младшая, средняя группы, 3-5 лет)

1. Русские народные сказки о животных.

2. Сказки разных народов о животных.

3. Бременские музыканты. Братья Гримм.

4. Красная шапочка. Ш.Перро.

5. Три медведя. Л.Толстой.

6. Стихотворные сказки К. Чуковского.

7. Доктор Айболит (в прозе). К.Чуковский.

8. Стихотворные сказки С.Маршака.

9. Кто сказал «Мяу». Мышонок и карандаш. И др. В.Сутеев.

10. Рассказы Л.Толстого («Котенок», «Галка хотела пить», «Лев и собачка», «Пожарный собаки» и др.)

11. Что я видел. Б.Житков.

12. Сказка про храброго зайца. Д. Мамин-Сибиряк.

13. Сказки А.Пушкина.

14. Дюймовочка. Сказки Андерсена.

15. Приключения Буратино. А Толстой.

16. Капризка. В. Воробьев.

17. Чебурашка и крокодил Гена. Э.Успенский.

18. Аленушкины сказки. Д. Мамин-Сибиряк.

19. Рассказы. Н.Носов.

20. Паровозик Пых. Т.Крюкова.

21. «Паровозик из Ромашково». Г. Цыферов.

(старшая, подготовительная группа, 5-7 лет)

1. Сказки. А.Пушкин.

2. Аленький цветочек. С.Аксаков.

3. Лягушка –путешественница. В.Гаршин.

4. Приключения Буратино. А.Толстой.

5. Аленушкины сказки. Серая шейка. Д. Мамин-Сибиряк.

6. Чиполлино. Дж. Родари

7. Капризка. В. Воробьев.

8. Маугли. Р.Киплинг.

9. Дядя Федор, кот и пес. Э.Успенский.

10. Соленый пес. Ф. Кнорр.

11. Слепая лошадь. Ушинский.

12. Гадкий утенок. Андерсен.

13. Путешествие Нильса с дикими гусями. С.Лагерлёф.

14. Рассказ о неизвестном герое. С. Маршак.

15. Необыкновенные приключения Карика и Вали. Я.Ларри.

16. Рассказы. Н.Носов.

17. Лёлишна из третьего подъезда. Л.Давыдычев.

18. Приключения Незнайки и его друзей. Н.Носов.

19. Денискины рассказы. В. Драгунский.

20. Волшебник изумрудного города. А. Волков.

21. Уральские сказы. П.Бажов.

22. Маленький принц. А. Сент-Экзюпери.

23. Конек – горбунок. П.Ершов.

24. Волшебные русские народные сказки.

25. Тридцать восемь попугаев. Г.Остер.

26. Филиппок. Акула. Прыжок. и др. Л.Толстой.

27. Ванька. А.Чехов.

28. Воробьишко. Про Иванушку –дурачка. Самовар. М.Горький.

29. Двенадцать месяцев. С.Маршак.

30. Дедушка Мазай и зайцы. Н.Некрасов.

31. Тема и Жучка. М.Гарин-Михайловский.

32. Снежная королева. Г-Х.Андерсен.

33. Детство Никиты. А. Толстой

34. Песнь о вещем Олеге. А.Пушкин.

35. Мифы Древней Греции.

36. Ташкент - город хлебный.

37. Маленькая Баба-Яга. Отфрид Пройслер.

38. «Королевство кривых зеркал». В.Губарев.

39. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. Л ьюис Кэрролл.

40. Малыш и Карлсон, который живет на крыше. А.Линдгрен.

41. Руслан и Людмила. А. Пушкин.

42. Пеппи Длинныйчулок. А.Линдгрен.

43. Винни-Пух и все-все-все. А. Милн.

44. Цикл рассказов про Лелю и Миньку. Михаил Зощенко.

45. Ослик Мафии и его друзья. Энн Хогарт.

46. Муми-тролль и комета. Туве Янссон.

47. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый. Ян Экхольм.

48. Приключения барона Мюнхаузена. Распэ Э.

Приятного чтения!