Военно космические силы форма. Космические угрозы и ВКС. Почему щит и меч

Павел КУРАЧЕНКО,

Член президиума Вневедомственного экспертного совета по вопросам воздушно-космической сферы, генерал-лейтенант, начальник Главного штаба, - первый заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами.

По материалам доклада «Воздушно-космические силы - новый щит России»

Россия и мир

Результаты анализа военно-политической ситуации в мире показывают, что западные государства во главе с США возвращаются в своих политических амбициях к временам холодной войны. Первоочередной мишенью избрана Россия, поскольку представляет собой, с одной стороны, потенциальное организационное ядро сопротивления планам Запада, а с другой - ресурсную базу любой незападной коалиции.

Россия - единственная глобальная сила, способная и готовая к противодействию в военном и идеологическом плане. Для её ослабления, огораживания, лишения геостратегического манёвра идут в ход и меры информационной войны, и экономические санкции, и демонстрация военного превосходства. Самый опасный период для России наступит на рубеже 2020-2025 годов, когда начнётся технологическое перевооружение развитых стран и Китая, а Соединённые Штаты и другие западные государства выйдут из депрессии 2008-2018 годов и совершат новый технологический скачок.

Закономерность, что «ход и исход военных действий в значительной мере определяется успешными действиями в воздушном и космическом пространстве», определяет реальное состояние дел в этой сфере. Об этом убедительно свидетельствует опыт военных конфликтов второй половины XX и начала XXI века.


Роль систем ПВО в вооружённой борьбе

Активные действия или бездействие национальных систем противовоздушной обороны (ПВО) государства и ударных сил определяли ход и исход вооружённой борьбы. Так было во Вьетнаме, где активные и эффективные действия национальных сил ПВО вынудили агрессора отказаться от ведения войны. И напротив, бездействие или слабость национальных систем ПВО привела к развалу ряда государств. Так было в Ираке, Ливии, Югославии.

Проблема обеспечения безопасности РФ в воздушно-космической сфере становится как никогда актуальной. В интересах её решения с 1 августа 2015 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации к выполнению поставленных задач приступил новый вид Вооружённых сил - Воздушно-космические силы (ВКС). Он является одновременно мечом и щитом России в воздушно-космической сфере.

Боевой состав Воздушно-космических сил включает: Главное командование ВКС, командование дальней авиации, командование военно-транспортной авиации, четыре объединения ВВС и ПВО военных округов, объединение ПВО‑ПРО и объединение Воздушно-космических сил, а также государственный испытательный космодром.

В составе ВКС России имеются три рода войск: Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной и противоракетной обороны, Космические войска. Кроме того, в состав ВКС входят специальные войска: воинские части и подразделения радиоэлектронной борьбы; связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления; инженерные и метеорологические.

Решению о создании Воздушно-космических сил предшествовала длительная дискуссия в открытой печати, участниками которой являлись многие из членов ВЭС ВКО. Высказанные в её ходе соображения, как и позиции, изложенные в различных документах, внимательно изучались членами группы Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, на которую была возложена разработка предложений по созданию нового вида Вооружённых сил. Окончательные выводы сформированы на основе творческого синтеза различных взглядов и накопленного опыта строительства и применения сил, действующих в воздушно-космической сфере. При этом учитывался опыт как собственный, так и передовых держав.

Авиационные, ракетные и космические средства вооружённой борьбы сейчас составляют основу не только военно-воздушных сил ведущих государств мира. Они являются также неотъемлемым компонентом современных военно-морских сил и сухопутных войск. Это привело к тому, что охват воздушной (а в последние десятилетия - воздушно-космической) сферы стал непременным атрибутом современного общевойскового боя. Борьба за господство в воздухе прочно вошла в разряд самых приоритетных задач вооружённого противоборства.


Основными задачами Воздушно-космических сил являются:

Поддержание потенциала войск (сил) на уровне, обеспечивающем во взаимодействии с другими видами и родами войск Вооружённых сил, гарантированное решение задач стратегического сдерживания;

Ведение разведки воздушно-космической обстановки и вскрытие начала нападения;

Отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита от ударов из космоса и с воздуха промышленно-экономических районов, важных объектов страны и группировок войск;

Поражение объектов и войск противника;

Обеспечение запусков космических аппаратов и управление ими в орбитальном полёте.

Стратегическое сдерживание

Рассматривая участие системы ВКО РФ в стратегическом сдерживании, необходимо отметить, что первоочередной и относительно малозатратной реакцией на обострение угрозы «разоружающего» удара, вследствие развития стратегического потенциала США, может быть повышение роли ответно-встречного удара Стратегических ядерных сил РФ (СЯС). Задача ВКО в этих условиях состоит в совершенствовании возможностей по предупреждению в рамках создаваемой системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (СРПВКН).

Её решение возможно за счёт эшелонирования СРПВКН, включения в её состав элементов космического, воздушного, наземного и морского базирования, функционирующих на различных физических принципах. Такое построение СРПВКН позволит обеспечить выполнение требований по времени выдачи и достоверности информации предупреждения. Состав средств разведки по эшелонам должен определяться с учётом характера возможных действий СВКН противника, климатических и геофизических особенностей на конкретном стратегическом воздушно-космическом направлении.

При всей важности повышения эффективности ответно-встречного удара необходимо учитывать, что стратегическая стабильность будет максимально надёжной при способности нанести агрессору неприемлемый ущерб в ответном ударе, то есть в наиболее тяжёлых для СЯС РФ обстоятельствах. Эта способность обеспечивается высокой живучестью СЯС. Участие ВКО в реализации такой живучести сводится к огневому прикрытию объектов СЯС. В качестве первоочередных предлагаем рассматривать объекты Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Первоочередной характер их прикрытия обусловлен тем, что в этих войсках находится основной потенциал СЯС и весь потенциал ответно-встречного удара.

Анализ развития возможных сценариев военного противостояния с участием Российской Федерации, основанный на учёте факторов военно-политического, военно-технического и военно-географического характера, позволяет сделать следующие выводы.

В различных по масштабу войнах с применением только обычных средств поражения вооружённое противоборство в воздушно-космической сфере будет играть решающую роль, особенно в начальном периоде войны.



Задачами ВКО в таких войнах будут:

Непрерывное ведение разведки воздушно-космического пространства, выдача разведывательной информации и информации предупреждения об оперативном развёртывании сил и средств воздушно-космического нападения, начале нападения, оперативном построении и действиях группировок СВКН;

Прикрытие важнейших объектов Вооружённых сил, стратегических резервов от ударов СВКН противника в местах их дислокации, сосредоточения, при выдвижении, развёртывании и в проводимых ими операциях, сил флотов в пунктах базирования и в море на радиус действия сил и средств ВКО, ключевых объектов экономики и инфраструктуры в районе конфликта.

Эффективное решение силами и средствами ВКО информационных и силовых задач поможет не допустить завоевания и удержания противником превосходства в воздухе.

Применительно к Российской Федерации следует отметить факторы, создающие благоприятные условия для применения группировок СВКН иностранных государств и обусловливающие предпочтительность воздушно-космического вторжения по сравнению с сухопутным.

К числу таких факторов следует отнести:

Наличие крупных группировок СВКН иностранных государств вблизи границ РФ;

Близость РФ к очагам нестабильности и повышенной конфликтности, наличие таких очагов в пределах границ СНГ и самой РФ;

Большая протяжённость границ, площадь территории, что усложняет возможность сосредоточения сил ПВО (ВКО) на угрожаемых направлениях;

Наличие анклава (Калининградская область), а также удалённых и труднодоступных районов (Приморье, Сахалин, Камчатка, Чукотка);

Наличие объектов стратегических ядерных сил, АЭС, химических предприятий и других потенциально опасных объектов;

Отсутствие достаточного информационного предполья на важнейших направлениях.

Эти и другие факторы в совокупности создают благоприятные условия для применения группировок СВКН потенциальным противникам, обусловливают предпочтительность воздушно-космического вторжения по сравнению с сухопутным и одновременно затрудняют решение задач воздушно-космической обороны страны.

При определённых условиях цель агрессии может быть достигнута и без сухопутного вторжения. Если же конечная цель агрессии будет заключаться в захвате части территории РФ и установлении контроля над её природными ресурсами, то воздушная (воздушно-космическая) фаза вооружённого противоборства будет направлена на создание благоприятных условий для сухопутного (морского) вторжения.

Эффективное решение силами и средствами ВКО информационных и силовых задач поможет не допустить быстрого завоевания и удержания противником безусловного превосходства в воздухе.


Эффективное решение силами и средствами ВКО информационных и силовых задач поможет не допустить быстрого завоевания и удержания противником безусловного превосходства в воздухе

Проблемы и пути их решения

Опыт войн ХХ - начала ХХI столетия убедительно свидетельствует о том, что без современной воздушно-космической обороны война будет непременно проиграна. Однако тот же опыт говорит и о том, что при пассивной обороне нельзя в принципе рассчитывать на благоприятный для обороняющегося исход войны, какой бы эффективной ни была оборона.

Рассмотрение, а тем более планирование в качестве альтернативных вариантов только ударных или только оборонительных действий в ходе вооружённого противоборства допустимо лишь в чисто теоретическом плане. Преимущества сочетания оборонительных и наступательных действий давно доказаны практикой прошедших войн, в том числе и опытом Великой Отечественной войны.

Только в случае комплексного применения обороняющейся стороной и оборонительных, и ударных средств при отражении агрессии, вооружённое противоборство приобретает основные классические черты войны. В противном случае чаще всего имеет место нечто похожее на карательную операцию. Именно так выглядят действия ВВС и ВМС США против Ливии (1986 год), действия многонациональных сил против Ирака (1991 год), действия стран НАТО против Югославии (1999 год). Исход всех перечисленных выше военных конфликтов известен. Отсутствие возможностей одной из сторон по нанесению ударов по противнику однозначно обеспечивает победу другой стороны, какой бы сильной противовоздушной обороной не обладала жертва агрессии. Вопрос только во времени.

Эффективное решение задач вооружённого противоборства в воздушно-космической сфере невозможно без наличия современной системы управления, обеспечивающей комплексное применение ударной и оборонительной компоненты. К настоящему времени создана и совершенствуется система управления войсками (силами) ВКО. К сожалению, система управления ударной компонентой отстаёт от современных требований. Решение данной проблемы позволит создать комплексную ударно-оборонительную систему, решающую задачу ведения вооружённой борьбы в воздушно-космической сфере.

Основными направлениями строительства и развития ВКС в части ВКО являются:

Создание перспективных комплексов ПВО‑ПРО и их интеграция в единую систему управления ВКО;

Перевооружение войск на перспективные образцы ВВСТ ВКО;

Совершенствование разведывательно-информационных систем ПРН (предупреждения о ракетном нападении) и ККП, а также их интеграция в единую систему разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;

Наращивание численного состава и качественных характеристик отечественной орбитальной группировки.

Говоря о важнейшей в настоящее время проблеме наращивания группировок войск (сил) на стратегических направлениях, надо отметить, что её решение должно идти по трём основным направлениям:

Создание совершенно новых группировок войск (сил), оснащённых современными образцами ВВСТ;

Наращивание количественно-качественного состава существующих группировок войск (сил);

Обеспечение стратегической мобильности авиации и войск ПВО.

В целом реализация спланированных мероприятий к 2021 году позволит ВКО Российской Федерации выполнить стоящие перед ней задачи.

Возможности СРПВКН позволят обеспечить своевременное предупреждение о воздушно-космическом нападении с целью обеспечения принятия решения на ответные действия, в том числе применение СЯС.

Существенно увеличатся возможности ПРО.

Будет обеспечено гарантированное зенитно-ракетное прикрытие важнейших военных и государственных объектов, в первую очередь объектов СЯС и высших звеньев управления государством и Вооружёнными cилами.

Реализация намеченных планов по строительству ВКО РФ невозможна без чёткой, качественной и, главное, слаженной работы всех органов военного управления, научно-исследовательских организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Большая роль в этом процессе отводится и ВЭС по проблемам ВКО.

Работы по созданию ВКО РФ должны вестись с общей направленностью, предусматривающей создание и развитие информационных и огневых средств с обязательным сопряжением посредством единой системы боевого управления и связи.

Уже не первый день в СМИ распространяется новость о том, главком ВКС назначен и им станет генерал Суровикин С.В. Он займет этот пост вместо генерала Виктора Бондарева. Главком ВКС получил новое распределение и будет работать в Совете Федерации. Бывший командующий ВКС России будет вести работу с комитетом в области обороны и безопасности и в настоящее время готовиться приступить к новой должности. Новое назначение главкома ВКС и перестановки в руководстве далеко не все однозначно восприняли.

Как к назначению отнеслись военнослужащие в ВКС

Особенно отрицательно отнеслись к этому назначению военнослужащие Воздушно-Космических Сил. Хотя увольнение Бондарева, командующего ВКС, тоже связано с тем, что его руководство отличилось возросшим количеством воздушных происшествий. Но в отличие от своего предшественника, Сергей Суровикин никогда не имел отношение к военно-воздушному флоту, он большую часть военной карьеры командовал мотострелковыми соединениями, а в последние годы возглавлял работу отряда в Сирии. По словам летчиков, доверить командование ВКС человеку, который не имел опыта работы за штурвалом самолета, крайне опрометчивое решение.

Генерал – майор ВВС Алексндр Циалко также без особого энтузиазма воспринял эту новость. По его мнению главнокомандующий ВКС должен быть профессионалом в своем деле. При таких назначениях часто бывает, что приходится командира сначала обучать базовым знаниям. Ему будет трудно вникнуть в документы, организацию работы и просто понять быт летчиков. Командование таких войск обучается в специализированных военных учебных заведениях.

Именно из-за некомпетентности руководящего состава бывают случаи гибели летчиков при исполнении. Командующий ВКС должен прислушиваться к своим заместителям, чтобы избежать ошибок в руководстве. Циалко считает, что Суровикин не всегда будет это делать. Поэтому проблем избежать не удастся.

Ни для кого не секрет, что летчики недолюбливают пехоту. Это происходит не из-за великой гордости, а по причине того, что в летном деле нужно разбираться. У летчиков есть свой особенный язык для приказов. Благодаря этому генералы ставят все необходимые задачи своим подчиненным. Только по этой причине у нового ГК ВКС могут быть проблемы с взаимодействием и управлением.

Что известно о новом начальнике

Главком ВКС С.В. Суровикин проделал непростой воинский путь. Его биография имеет сложные моменты. Новому главе ВКС 50 лет, он является кадровым профессиональным военным, окончившим военное общевойсковое командное училище, расположенное в Омске. Службу Сергей Владимирович начал еще во времена советской армии. Сразу по окончании училища был направлен на службу в Афганистан. Он служил в период войны на территории Таджикистана, а также в Северном Кавказе. В 2002 стал выпускником военной академии при Генштабе.

В период 2002-2004 года возглавлял 34 мотострелковую дивизию дислоцированную в Екатеринбурге. Затем служил в составе 42 дивизии в период проводимых военных действий во времена военного конфликта в республике Чечня. Там он занимал в основном должности командного состава и принимал участие в работе штаба. С октября 2013 года он руководил войсковыми соединениями в составе ВВО. С 2017 года возглавлял работу российских войск в Сирии. Имеет боевые награды, удостоен орденов таких как «за отвагу» и «за мужество».

В 90 годы в Таджикистане он с риском для жизни доставил военную технику и личный состав для обеспечения ликвидации серьезных последствий стихийного бедствия в пострадавшие регионы этой страны. Многие сослуживцы генерала отзываются о нем как об опытном и профессиональном военном.

Но не все так гладко в биографии будущего главнокомандующего ВКС РФ. Был в его жизни момент, когда его заключили под стражу после гибели гражданских людей. Это случилось в 1991 году, когда он был еще капитаном Томанской дивизии. Ему предстояло по приказу ГКЧП участвовать в наведении порядка в неспокойной Москве. 21 августа в ночь ему был отдан приказ прорвать баррикады из гражданских людей, выставленные у Садового кольца. Он возглавлял колонну БМП. В результате столкновения погибли трое пикетчиков.

После этой трагедии он семь месяцев вынужден был провести в «Матросской тишине», но, в последствии, обвинения были сняты, а звание было повышено до майора, с легкой руки Бориса Ельцина.

Еще один случай произошел с Сергеем Суровикиным в 2004 году. Его подчиненный написал рапорт в прокуратуру об избиении его своим командиром, из-за неверного голосования на выборах, а месяцем позже застрелился его подчиненный. Но в обоих случаях вина командующего дивизией не была доказана.

Создание военной полиции

Сергей Владимирович Суровикин стоял у истоков создания структуры военной полиции, именно он открывал эту структуру. В полномочия этого подразделения входит деятельность ФСБ и военной контрразведки. Военной полицией не только выполняются задачи по патрулированию, но также проводится оперативная деятельность. Военнослужащие этих подразделений также обязаны следить за содержанием Гауптвахты.

Создавая, эту структуру С.В. Суровикин должен был стать ее главой, но в связи с тем, что всплыла давняя судимость, за которую он получил 1 год условно, его кандидатуру сняли с рассмотрения.

Судимость он получил в результате дела, где он был признан виновным в обороте огнестрельного оружия. В дальнейшем выяснилось, что его подставили, судимость была погашена, но такой инцидент не забыли в прокуратуре. Против его кандидатуры выступил главный военный прокурор РФ и в 2011 году в своем письме министру обороны, он высказал свою позицию. Главнокомандующий Российской Федерации, чтобы избежать конфликта направил Суровикина на должность заместителя главнокомандующего Восточного военного округа.

Последнее назначение

Сведения о том, что Суровикина назначат главнокомандующим войсками ВКС, среди военнослужащих обсуждались давно. Есть мнение, что такое назначение он получил после его прекрасной работы, проведенной при Сирийском конфликте. Несмотря на то, что он типичный командир-сухопутчик, он сумел организовать работу авиации, средств ПВО, космических войск и мотострелковых соединений.

На эту должность рассматривались еще два других кандидата:

  1. генерал-лейтенант Игорь Мокушев;
  2. представитель космических войск Александр Головко.

С.В. Суровикина в числе возможных кандидатов с особой серьезностью не рассматривали. Оба кандидата прошли свой военный путь и были связаны с деятельностью в сфере ракетно-воздушных сил, но данном вопросе выбор был сделан из иных соображений.

Кандидатуру Александра Головко не хотели видеть летчики. Так как в момент создания ВКС, ракетно-космические силы очень активно начали осваивать бюджет, выделенный всей структуре. По этой причине, Головко, как представитель ракетно-космических сил был не самым лучшим вариантом. Поэтому выбор не в его пользу только обрадовал представителей ВВС.

Генерал Сергей Суровикин был выбран ввиду того, что у него имеется богатый общевойсковой опыт. На такой должности представитель одного вида войск будет испытывать сложности. Пример его предшественника Виктора Бондарева является показательным. Есть мнение, что главком ВКС генерал-лейтенант Виктор Бондарев уходит именно по причине случившейся авиакатастрофы в 2016 году в Сочи. Эта трагедия повлияла на принятие решения не в его пользу.

Для Суровикина новость о назначении также стала неожиданностью, но он имеет хороший опыт в командовании разными видами войск и действует как хороший управленец. Поэтому, несмотря на всю сложность, есть надежда, что и в этом вопросе он прекрасно разберется, как это делал всегда. В связи с тем, что ВКС становится настоящей межвойсковой структурой, в нее входят не только войска ВВС, а также ПВО и космическо-ракетные войска. Это такая структура, которая действует в интересах всех войск вооруженных сил РФ.

Военный опыт генерала Суровикина по командованию общевойсковым военным округом, в который входит такие военные соединения как флот, системы ПВО и другие различные рода войск имеет большое значение для работы на этой должности.

Генерал получил хороший опыт в Сирии, где пришлось управлять различными системами и организовывать работу по их взаимодействию. Примеры назначения командующих из других военных структур уже были в истории России. Были случай назначения на важнейшую должность министра обороны Анатолия Сердюкова, не имеющего никакого отношения к армии. Но, несмотря на этот факт, он смог войти в курс дела и даже начал масштабную военную реформу.

Поэтому было логичным принятие такого решения, назначить командующим ВКС, по решению главнокомандующего, общевойскового генерала, Сергея Владимировича Суровикина, ведь его опыт взаимодействия различных войск обеспечит эффективную работу на занимаемой должности.

Ответ редакции

4 октября в России отмечается День космических войск. Праздник приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника Земли ПС-1 (Простейший спутник-1). Он был выведен на орбиту 4 октября 1957 года ракетой-носителем Р-7 с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, который впоследствии стали называться космодромом Байконур. Космический аппарат представлял собой шар диаметром 58 сантиметров, весил 83,6 килограмма, был оснащён четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 метра. Успешный запуск первого в мире спутника стал открытием летописи космонавтики, в том числе и военной.

Эмблема Войск воздушно-космической обороны. Фото: ommons.wikimedia.org

О том, чем занимаются космические войска, их составе и истории возникновения рассказывает АиФ.ru.

Задачи

Космические войска — род войск в составе Воздушно-космических сил РФ. Их основными задачами являются:

  • предупреждение высшего военно-политического руководства страны о ракетном нападении;
  • противоракетная оборона города Москвы;
  • контроль космического пространства;
  • создание, развёртывание, поддержание отечественной орбитальной группировки и управление космическими аппаратами военного, двойного, социально-экономического и научного назначения.

Состав космических войск:

  • Командование Космических войск;
  • Главный центр предупреждения о ракетном нападении;
  • Главный центр разведки космической обстановки;
  • Управление по вводу новых систем и комплексов Космических войск;
  • Соединения противоракетной обороны;
  • Главный испытательный центр имени Германа Титова;
  • Государственный испытательный космодром Плесецк.

Численность личного состава Войск воздушно-космической обороны РФ — 165 000 человек.

Орбитальная группировка

Орбитальная спутниковая группировка России на сентябрь 2015 года является второй в мире и состоит из 149 аппаратов. Совместно с орбитальными группировками стран СНГ — 167 аппаратов.

Для сравнения, самой крупной орбитальной группировкой обладают США, которым принадлежат 446 искусственных спутников. На третьем месте находится Китай со 120+ спутниками. Индия поддерживает на полярных орбитах 40+ действующих спутников съёмки Земли.

Лётчики во время учений по проверке боеготовности Войск воздушно-космической обороны, 1-го командования ВВС и ПВО Западного военного округа на аэродроме Балтимор в Воронеже. Фото: РИА Новости / Александр Уткин

Наименования

  • Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1964-1970),
  • Главное управление космических средств (ГУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1970-1981),
  • Главное управление космических средств (ГУКОС) Генерального штаба Вооружённых сил (1981-1986),
  • Управление начальника космических средств (УНКС) Министерства обороны СССР (1986-1992),
  • Военно-космические силы (ВКС) (1992-1997),
  • в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1997-2001),
  • Космические войска (КВ) (2001-2011),
  • Войска воздушно-космической обороны (ВВКО) (с 1 декабря 2011 года - 1 августа 2015),
  • Космические войска (КВ) Воздушно-космических сил (с 1 августа 2015).

Генерал-майор, командующий Войсками воздушно-космической обороны (ВКО) Александр Головко. Фото: РИА Новости / Михаил Климентьев

Командующие

1964-1965 — К. А.-А. Керимов
1965-1979 — А. Г. Карась
1979-1989 — А. А. Максимов
1989-1996 — В. Л. Иванов
2001-2004 — А. Н. Перминов
2004-2008 — В. А. Поповкин
2008-2011 — О. Н. Остапенко
2012 — В. М. Иванов — временно исполняющий обязанности по должности
с декабря 2012 — А. В. Головко

Учебные заведения

Подготовкой офицеров для космических войск занимаются:

  • Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского,
  • Военная академия воздушно-космической обороны имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

История

Первые части космического назначения были сформированы в 1955 году в составе артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК), когда постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве научно-исследовательского полигона.

В 1964 году для централизации работ по созданию новых средств, а также оперативного решения вопросов применения космических средств было создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В 1970 году оно было реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) РВСН.

В 1986 году ГУКОС было преобразовано в Управление начальника космических средств МО СССР.

Военнослужащие Войск воздушно-космической обороны приветствуют министра обороны РФ Сергея Шойгу во время парада, посвящённого 68-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, на Красной площади. Фото: РИА Новости / Владимир Остапкович

В 1992 году Управление начальника космических средств преобразовано в род сил центрального подчинения — Военно-космические силы (ВКС).

В 1997 году Военно-космические силы для повышения эффективности управления войсками и экономии оборонного бюджета были включены в состав Ракетных войск стратегического назначения.

В связи с возрастанием роли космических средств в системе военной и национальной безопасности России Указом Президента в 2001 году на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и частей запуска и РКО создан самостоятельный род сил — Космические войска. При этом учитывалось, что космические силы и средства, силы и средства РКО имеют единую сферу решения задач — космос, а также близкую кооперацию предприятий промышленности, обеспечивающую создание и развитие средств вооружения.

24 марта 2011 года исполнилось 10 лет Космическим войскам РФ. Они были созданы в соответствии указом № 337 от 24 марта 2001 года президента России «Об обеспечении строительства и развития вооружённых сил Российской Федерации, совершенствовании их структуры». И решением Совета безопасности Российской Федерации от 6 февраля 2001 года.


Справка: Космические войска - отдельный род войск вооружённых сил Российской Федерации, отвечающих за оборону России в космосе. 4 октября отмечается День космических войск. Праздник приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника Земли, открывшего летопись космонавтики, в том числе и военной. Первые части (учреждения) космического назначения были сформированы в 1955 г., когда постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве научно-исследовательского полигона, ставшего впоследствии всемирно известным космодромом Байконур. До 1981 года ответственность за создание, развитие и применение космических средств возлагалась на Центральное управление космических средств (ЦУКОС) РВСН Вооружённых Сил СССР. В 1981 году было принято решение о выведении Главного управления космических средств (ГУКОС) из состава РВСН и подчинении его непосредственно Генеральному штабу. В 1986 году ГУКОС было преобразовано в Управление начальника космических средств (УНКС). В 1992 году УНКС было преобразовано в род войск центрального подчинения - Военно-космические силы (ВКС), в состав которых вошли космодромы Байконур, Плесецк, Свободный (в 1996 году), а также Главный центр испытаний и управления космическими аппаратами (КА) военного и гражданского назначения имени Германа Титова. В 1997 году ВКС вошли в состав РВСН. С учётом возрастания роли космических средств в системе военной и национальной безопасности России высшим политическим руководством страны в 2001 году было принято решение о создании на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и частей запуска и РКО самостоятельного рода войск - Космических войск.

Основные задачи ВКС:

Своевременное предупреждение высшего военно-политического руководства страны о начале ракетно-ядерного нападения;

Создание, развёртывание и управление орбитальными группировками космических аппаратов военного, двойного и социально-экономического назначения;

Контроль освоенного околоземного космического пространства, постоянная разведка территорий потенциального противника с помощью спутников;

Противоракетная оборона Москвы, уничтожение атакующих баллистических ракет противника.

Состав войск:

Ракетно-космическая оборона,

Государственные испытательные космодромы МО РФ – Байконур, Плесецк, Свободный,

Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова,

Управление по вводу средств РКО,

Военно-учебные заведения и части обеспечения.

Численность – более 100 тыс. человек.

Вооружение ВКС:

Спутники видовой разведки (оптико-электронной и радиолокационной разведки),

Радиоэлектронного контроля (радио и радиотехнической разведки),

Связи и глобальная система спутниковой навигации для войск, всего в орбитальной группировке, примерно 100 аппаратов,

Вывод спутников на заданную орбиту обеспечивают ракеты носители легкого ("Старт 1", "Космос 3М", "Циклон 2", "Циклон 3", "Рокот"), среднего ("Союз У", "Союз 2", "Молния М") и тяжелого ("Протон К", "Протон М") классов,

Средства наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами (НАКУ КА): командно измерительные системы "Тамань База", "Фазан", РЛС "Кама", квантово оптическая система "Сажень Т", наземная приемно-регистрирующая станция "Наука М 04",

Системы обнаружения, радиолокационные станции "ДОН 2Н", "Дарьял", "Волга", "Воронеж М", радиооптический комплекс распознавания космических объектов "КРОНА", Оптико электронный комплекс "ОКНО".

ПРО Москвы А-135 - система противоракетной обороны города Москвы. Предназначена для «отражения ограниченного ядерного удара по российской столице и центральному промышленному району». РЛС «Дон-2Н» под Москвой, возле поселка Софрино. 68 ракет 53Т6 («Gazelle»), рассчитанных на перехват в атмосфере расположены в пяти позиционных районах. Командный пункт - город Солнечногорск.

Объекты Космических войск размещены по всей территории России и за ее границами. За рубежом они дислоцируются в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане.