Психологические законы формирования навыков и привычек. Навыки, умения, привычки и процесс их формирования. Навык выбирать близкое окружение

За счет научения человек приобретает в первую очередь разнообразные знания о себе и мире. Кроме знаний, в процессе научения человеком осваиваются также умения, навыки и привычки. Они представляют собой основные фрагменты деятельности, которые формируются и развиваются у человека в результате научения и составляют основу человеческих способностей. Умения, навыки и привычки являются хорошо освоенными элементами деятельности и общения людей. Рассмотрим их более подробно.

Умения можно определить как фрагменты деятельности или общения, позволяющие человеку что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию. Умения в свою очередь в качестве своих составляющих могут включать в себя автоматически выполняемые компоненты, называемые навыками. Умение представляет собой действие, еще не полностью доведенное до автоматизма, поэтому его выполнение обычно предполагает сознательный контроль.

Главное в управлении умениями состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность действия, а также его гибкость. Это означает исключение случаев низкого качества выполнения действий, их изменчивость и возможность приспособления к меняющимся время от времени условиям с сохранением конечных позитивных результатов деятельности или общения в целом. Например, умение что-либо хорошо делать руками означает, что обладающий таким умением человек в любых условиях способен сохранить высокое качество своего труда. Умение обучать означает, что учитель в состоянии будет научить любого способного к научению ученика тому, что знает и умеет делать сам.

Одно из основных свойств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек, обладающий ими, в состоянии сознательно менять структуру действий и операций, а также последовательность их выполнения, сохраняя при этом высокий конечный результат деятельности. К примеру, умелый (или, что то же самое, - способный) человек сможет заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать нечто руками или воспользоваться имеющимися в его распоряжении инструментами. Словом, он почти всегда найдет выход из сложившейся ситуации, пользуясь различными умениями и варьируя их использование в практике.

Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность человека, включают в себя внутренние, в частности мыслительные, процессы. Интеллектуальный контроль - это то, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в процессе реализации умений обычно происходит в те моменты их выполнения, когда изменяются условия деятельности и возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия решений. Большое значение в формировании умений принадлежит упражнениям и тренировкам. Благодаря тренировкам и упражнениям происходит совершенствование умений и их дальнейшее развитие. Без постоянных систематических упражнений умения со временем утрачиваются или теряют свои положительные качества.

Навыки, в отличие от умений, - это полностью автоматизированные компоненты деятельности или общения, которые выполняются быстро, точно и безошибочно. Выполнение навыка сознательно, как правило, не контролируется, он осуществляется в основном на бессознательном уровне по автоматической, внутренне регулируемой программе. Навыки входят в состав почти всех видов развитой деятельности или форм общения человека.

Чаще всего навыки представляют собой разнообразные автоматизированные движения. Поэтому в психологии и других науках, где изучаются навыки, в первую очередь обращают внимание на двигательные навыки. На примере их изучения можно понять закономерности формирования, функционирования, совершенствования, нарушения и восстановления любых других навыков.

В начальный период своего формирования движения, связанные с навыками, человеком осознаются, а формирование навыка контролируется сознанием. По мере того как навык формируется, происходит постепенный уход контроля процесса его выполнения из сферы сознания в подсознание. Этот уход, однако, происходит не сразу, не полностью, а постепенно, по частям. Выключение отдельных компонентов формирующегося навыка из сферы сознательного контроля связано с их автоматизацией и доведением до высокого уровня выполнения. То, что данное действие в конечном счете стало навыком, означает, что человек в результате длительных упражнений и тренировок приобрел возможность осуществлять соответствующее действие быстро, точно и безошибочно, не делая вместе с тем его выполнение своей сознательной целью.

Основными, наиболее распространенными, характерными для человека видами двигательных навыков являются следующие.

  • 1. Движения, позы, включающие в себя работу мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы, обеспечивающие поддержание и изменение положения тела, что достигается путем активной тонической напряженности определенных групп мышц).
  • 2. Локомоции - движения, связанные с перемещением тела или его частей в пространстве. Особенности этих движений выражаются, например, в походке, осанке, в которых, кроме того, иногда отражается психический облик, склад человека, по крайней мере некоторые особенности его темперамента или характера.
  • 3. Выразительные движения частей лица, рук человека и всего тела (мимика, жесты и пантомимика). В таких движениях непосредственно проявляются эмоциональные состояния человека.
  • 4. Семантические движения - разнообразные перемещения рук, частей лица, головы и туловища, которые выражают смысл того, что говорит или намерен сказать человек. У глухонемых людей при их общении друг с другом, а также у людей, которые пользуются языком мимики и жестов (иногда его называют жестовым языком), эти движения несут в себе основную смысловую нагрузку. Ими обычно пользуются, но в гораздо меньшей степени, чем глухонемые, и говорящие люди.
  • 5. Речевые движения голосовых связок, которые реализуют речемоторную функцию в ее внутреннем, динамическом аспекте. Эти движения также являются физическими носителями семантики речи.
  • 6. Движения руки человека при письме и многих других выученных им сложных движениях, включенных в различные виды профессиональной деятельности (например, движения рабочего, хирурга, музыканта, спортсмена и т.д.).

Все перечисленные виды движений, представляющие собой разнообразные двигательные навыки, входят в состав многих видов деятельности, характерных для человека. Это наводит на мысль о том, что двигательные навыки в жизни играют весьма существенную роль.

Главными свойствами двигательных навыков являются скорость (быстрота выполнения навыка или прохождения всей связанной с ним траектории движения), сила, темп (количество движений, совершаемых за единицу времени), ритм (временной, пространственный и силовой), координированность (сочетание данного двигательного навыка с другими навыками), точность, пластичность и эффективность. Двигательный навык в процессе его формирования и функционирования может оцениваться по всем перечисленным параметрам. Множество этих параметров указывает на то, что двигательные навыки представляют собой сложное образование и процесс их формирования требует больших усилий и времени.

В выработке навыков и в их функционировании существенную роль играют индивидуальные различия людей. Одни и те же навыки, особенно сложные, вырабатываются у одних людей быстрее, чем у других. Это, в частности, зависит от качества обучения, от задатков и способностей, имеющихся у человека. У людей, обладающих нужными задатками (в их число могут входить, например, хорошо устроенный анатомо-физиологический аппарат, общие умственные способности и специальные задатки человека к освоению разнообразных движений), двигательные навыки формируются быстрее, чем у тех, кто не обладает соответствующими задатками.

Кроме того, индивидуальные различия в формировании двигательных навыков могут зависеть от жизненного опыта человека. У спортсменов, занимающихся сложными по составу входящих в них движений видами спорта, например гимнастикой, акробатикой, прыжками в воду, фигурным катанием и другими, имеющих большой опыт формирования разнообразных двигательных навыков, любые новые движения могут вырабатываться быстрее, чем у людей, не занимающихся систематически подобными видами спорта. Индивидуальные различия в формировании двигательных навыков могут зависеть от других особенностей людей, например от внимания, памяти, воображения, мышления, воли, темперамента, черт характера, мотивов поведения и т.п.

Процесс выработки навыков - это не единовременный акт, а длительный и неравномерно протекающий процесс. Он представляет собой последовательные изменения, которые, как правило, имеют скачкообразный характер. Эпизодически при выработке двигательного навыка может наступать период, когда дальнейшие упражнения не приводят к сколько-нибудь заметному его совершенствованию. Однако затем двигательный навык может быстро и существенно улучшиться, и это, на первый взгляд, происходит как бы само собой, без дополнительных усилий и упражнений.

Иногда в процессе формирования навыков возникают трудности. Основными их причинами являются, с одной стороны, снижение частоты и активности упражнений вследствие временной утраты интереса человека к формированию соответствующего навыка (после длительных упражнений человеку может показаться, что в формируемом навыке ничего существенно не улучшается). С другой стороны, причиной задержки в формировании навыка может стать необходимость время от времени методически перевооружаться, переходить к новым приемам и методам его формирования. Иными словами, развитие навыка может задержаться потому, что человек в процессе его формирования долгое время будет пользоваться одними и теми же приемами.

Формирование навыка как процесс имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внутренняя сторона формирования навыка - это то, что происходит в организме при его формировании. Внутренняя сторона развивающегося навыка может быть скрыта от внешнего наблюдения, может не проявляться в каких-либо внешних признаках. Поэтому иногда при формировании навыков временно возникает так называемое плато (временная задержка в дальнейшем улучшении навыка). Упражнения повторяются, но заметного улучшения внешних проявлений навыка при этом не происходит. Можно предположить, что как раз в этот момент времени идет активный процесс формирования внутренней стороны навыка. Это подтверждается тем, что практически за каждым таким плато в процессе формировании навыка наступает период его быстрого и значительного улучшения.

Внешняя сторона двигательного навыка - это входящие в его состав движения, которые можно наблюдать со стороны и которые выполнятся с помощью мышц. Эти движения можно сознательно контролировать и оценивать по мере формирования соответствующего двигательного навыка.

Навыки формируются, как правило, не «с нуля», т.е. все связанные с ними движения для человека абсолютно новыми не являются. Они могут входить в структуру других, уже имеющихся у человека двигательных умений и навыков. Кроме того, перед тем как навык начнет формироваться, он уже должен присутствовать у человека в виде умения. При автоматизации существующих умений по мере их превращения в навыки в структуре деятельности человека, включающей в себя соответствующие умения и навыки, происходит ряд преобразований. Вначале автоматизированные действия и операции, превратившиеся в навыки, сливаются в единый целостно протекающий акт. Им, например, является сложная система движений человека, осуществляемых при письме, или движений гимнаста при выполнении сложного упражнения. При этом лишние, ненужные движения постепенно исчезают, а количество ошибочных и неточных движений уменьшается. Далее отпадает необходимость сознательного контроля каждого движения, отдельно взятого действия или операции, входящих в состав навыка, а после этого - и всего навыка в целом. Кроме того, контроль действия или операции при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат. Внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним контролем со стороны уже имеющейся в мозге человека программы выполнения действия. Скорость выполнения действий и операций при этом резко возрастает, достигая оптимума или максимума. Все это происходит в результате длительных тренировок и упражнений.

Иногда доведенные до совершенства двигательные навыки называют автоматизмами. Такой навык определяется как сравнительно простое, неизменным образом выполняемое движение, не имеющее собственной цели и самостоятельной мотивации. Автоматизмы входят в состав других, более сложных целенаправленных движений, например двигательных навыков и умений. В автоматизмы могут превращаться двигательные умения и навыки, которые сформировались у человека и прошли стадию автоматизации, оказавшись включенными в структуру других, более сложных движений.

Поведение типа автоматизма, однажды начавшись, далее осуществляется как бы само собой, без дополнительной стимуляции. Такое поведение практически невозможно ни остановить, ни прервать, ни изменить в процессе осуществления. В большинстве случаев жизни автоматизмы выполняются полностью на бессознательном уровне.

Нельзя рассматривать навык как затвердевшую, неизменную систему раз и навсегда зафиксированных движений, сцепленных друг с другом лишь временными - условнорефлекторными или ассоциативными - связями. Внутри своей относительной устойчивости навык сохраняет и определенную гибкость, изменчивость, пластичность.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в достаточно большом количестве, они взаимодействуют, объединяются друг с другом, образуя сложные совокупности навыков. Характер взаимодействия навыков в данной системе может быть различным: от полной согласованности до противодействия, от слияния до четкого разделения, от взаимно положительного воздействия (полной взаимной поддержки) до взаимного нарушения (несовместимости).

Существенное значение для правильного понимания и рациональной организации навыков имеет их взаимодействие. Это взаимодействие может осуществляться в трех формах: согласование, перенос и интерференция. Под согласованием навыков понимается их полное соответствие друг другу, при котором выполнение одного навыка не только не мешает выполнению другого, но облегчает его. Переносом навыка называется случай, когда один и тот же навык переносится на выполнение движений с другими предметами, отличающимися от тех, на которых он первоначально был сформирован, или случай, при котором выполнение одного навыка облегчает выполнение другого, похожего на него навыка. Под переносом навыка также разумеют распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на развитие других навыков. Под интерференцией навыков понимают такую ситуацию, когда выполнение одного навыка, напротив, тормозит выполнение другого навыка, т.е. препятствует его реализации.

Согласование навыков может происходить в следующих случаях:

  • - когда система движений, входящих в состав одного навыка, полностью соответствует системе движений, входящих в структуру другого навыка;
  • - когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для осуществления другого навыка;
  • - когда окончание выполнения одного навыка является фактическим началом другого навыка, и наоборот.

Ситуация рассогласования или противодействия (интерференции) навыков имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков друг с другом появляется одно из следующих противоречий:

  • - система движений, включенных в один навык, оказывается несовместимой с движениями, входящими в состав другого навыка;
  • - когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, т.е. ломать структуру уже сформированного навыка;
  • - когда система движений, входящих в один навык, частично тормозится выполнением другого навыка, уже доведенного до автоматизма. В этом случае при выполнении нового навыка возникают движения, характерные для ранее освоенного навыка, и это приводит к искажению движений, необходимых для вновь освоенного навыка;
  • - когда начала и концы навыков, последовательно выполняемых друг за другом, не стыкуются друг с другом.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет явление их переноса. Под ним понимается распространение навыков, образовавшихся в процессе выполнения одних действий и видов деятельности, на другие действия и виды деятельности. Для того чтобы такой перенос имел место, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками и доведенным до уровня автоматизма. Перенос навыков не может быть сведен только к их механической ассоциации на основе тождественных элементов. Для того чтобы выработка какого-либо навыка сопровождалась переносом, навык должен быть не косным механическим агрегатом ассоциативно скрепленных реакций, а значительно более сложным и совершенным образованием, имеющим под собой определенную интеллектуальную основу. Чем на более сознательной и разумной основе будет вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься на новые условия и ситуации.

Все, что обсуждалось до сих пор, относится в основном к двигательным навыкам или к навыкам, состоящим из разнообразных практических движений, осуществляемых разными группами мышц. Однако понятие «навык» не сводится только к автоматизированным движениям подобного рода. Можно говорить о навыках счета, навыках чтения, навыках письма, навыках логических рассуждений, навыках умозаключений, навыках выводов и т.д. Многое из того, что говорилось выше о двигательных навыках, имеет отношение к и навыкам другого типа.

В заключение обратимся к обсуждению привычек, которые представляют собой еще один важный элемент хорошо освоенной человеком деятельности. Привычку можно определить как устойчивую систему взаимосвязанных умений и навыков, которые возникают и выполняются человеком в той или иной конкретной ситуации. Привычка, в отличие от умений и навыков, которые могут существовать и проявляться относительно независимо от ситуации, всегда связана с той или иной ситуацией, актуализируется и полностью реализуется только в ней. Например, оказавшись на работе, человек по привычке совершает определенные, связанные с работой действия, которые в другой обстановке он, как правило, не выполняет. Возвратившись домой с работы, он реализует другие привычки, связанные с поведением в быту. Для каждой ситуации, в которой человек не раз оказывается в течение своей жизни и даже одного дня, у него имеются свои привычки, а их совокупность условно можно назвать «образом жизни данного человека».

Деятельность человека, если она сформировалась и многократно повторяется в одних и тех же условиях, состоит из множества разнообразных привычек, в структуру которых входят умения и навыки. Привычки так же, как умения и навыки, представляют собой автоматизированные или полуавтоматизированные действия. Отличие привычек от умений и навыков заключается в том, что привычка исходит из потребности что-либо сделать для ее удовлетворения и реализуется в ситуации, которая позволяет удовлетворить соответствующую потребность.

У человека могут быть не только полезные, но и вредные привычки. Полезными называются привычки, которые приносят пользу человеку и окружающим его людям. Вредная привычка - такая, которая наносит вред или данному человеку, или другим людям.

Организация жизненного опыта школьников путём планомерного и регулярного выполнения определённых поступков и действий, позволяющая закалить их волю, сформировать положительные привычки и навыки поведения, называются упражнением.

Упражнения - неотъемлемая часть методики нравственного воспитания. Это основной путь формирования твёрдых навыков и привычек. Многократное сознательное выполнение установленного правила вырабатывает привычку - способность к определённому в данных условиях поступку, формирует правильное поведение ученика.Хочется подчеркнуть, что для выработки привычки необходимо именно сознательное выполнение действий. Школьник должен хорошо понимать, почему нужно поступать так, а не иначе. Но и этого мало.

Неуклонная требовательность и контроль за выполнением правил со стороны педагога должны сочетаться с такой же требовательностью остальных преподавателей и родителей.

Если мы хотим добиться, чтобы каждое занятие начиналось с чёткой сдачи рапорта, нужно приучать к этому не только на уроке, но и на дополнительных кружках и спортивных секциях, не зависимо от того кто его проводит - учитель или инструктор. Дело в том, что каждая поблажка в лени и установленного на занятии порядка не только тормозит движение воспитанника вперёд, но и способствует формированию отрицательных черт характера.

Воспитание одной привычки облегчает в дальнейшем формирование других, родственных ей привычек.

Успеха в формировании привычки можно добиться лишь при систематичности упражнений. Стоит педагогу несколько раз разрешить нарушить установленное правило. И многомесячная работа идёт на смарку. Причём второй раз выработать привычку будет значительно труднее.

Формирование новых привычек нередко задерживается наличием отрицательных привычек поведения. Например, ежедневная привычка по несколько часов играть в футбол мешает соблюдать режим дня, тормозит развитие интереса к учебным предметам и другим видам деятельности, в частности к необходимым для детского возраста занятиям общей физической подготовкой. Для искоренения отрицательной привычки надо прежде всего устранить причины её появления. Так, ежедневные игры в футбол, чаще всего результат отсутствия или несоблюдения режима дня, неумение правильно организовать свой досуг, иногда и отсутствие условий для занятий гимнастикой, плаванием, баскетболом и т.д. Значит, чтобы ребёнок более рационально проводил свободное время, надо ему помочь разработать режим дня, индивидуальный план тренировок и контролировать его соблюдение, создать условия для гармоничного физического и морального развития детского организма.

Особенно ценно упражнение тогда, когда воспитывающая позиция учителя скрыта. Воспитывают как бы не педагог, а умело используемые им обстоятельства жизни школьников или специально создаваемая ситуация.

Ребёнок проходит большую школу жизни в семье, во дворе дома, где он живёт, в классе. Окружающие условия самым непосредственным образом влияют на воспитание мальчика и девочки, но не все при этом выработанные привычки одинаково ценны. И долг учителя - создать на уроке такую обстановку, которая содействует воспитанию полезных привычек. Лучшее средство для этого - правильно поставленное обучение. На неинтересном уроке, где ученики не заняты учением, где не работают на их сознание, на их мышцы, часто нарушается дисциплина.

Воспитанию положительных привычек в поведении школьников способствует их максимальная загруженность на уроке. При этом имеется в виду и непосредственное выполнение физических упражнений, и активизация мыслительной деятельности школьников. Надо добиваться, чтобы ученики из отделения, занимающегося на перекладине. Не просто ожидали своей очереди, сидя на гимнастической скамейке, а внимательно следили за товарищами, выполняющими упражнения. В любой момент каждый из них должен суметь ответить на вопросы учителя: какие ошибки были допущены при выполнении учеником конкретного задания? В чём их причина? Что надо сделать, чтобы сделать упражнение без ошибки? Ни одну из драгоценных минут урока нельзя расходовать без пользы. Высокая умственная и физическая нагрузка не даёт возможности отвлекаться, нарушать дисциплину, вырабатывает привычку серьёзно относиться к учёбе.

Чтобы успешнее использовать возможности, которые создаются в процессе занятиями физическими упражнениями для нравственного воспитания школьников, учителю следует заранее продумать организацию воспитательной работы на уроке и во всём курсе обучения, а затем настойчиво осуществлять намеченное. Следует добиваться формирования характера школьников путём организации деятельности учащегося, путём загрузки каждого школьника полезным, интересным и нужным делом.

Упражнение - основной метод воспитания навыков и привычек дисциплинированного поведения, трудолюбия, настойчивости, упорства, смелости и других волевых черт характера. Воспитывать волевые качества особенно важно, потому что эти качества - одни из самых существенных сторон личности человека. Как бы хорошо не был развит спортсмен физически, если он слаб духом. Он ничего не добьётся ни в спорте, ни в жизни. И напротив, бесперспективный на первый взгляд юноша может достигнуть высоких результатов благодаря сильному характеру.

Упражнение - основной метод воспитания дисциплинированности. Здесь учителю важно знать основные пути предупреждения нарушения дисциплины, хотя не все они относятся к методу воспитания упражнением.

Высокая требовательность педагога.

К сожалению многие учителя физической культуры пренебрегают мелочами, надеясь, что ребята их дружеское отношение и не будут нарушать порядок. Это серьёзная ошибка. Если на уроке много дисциплинарных проступков, это значит, что раньше педагог не предъявлял требовательности к этим мелочам: нарушение спортивной формы, опоздание на урок, невыполнение команд. Нельзя допускать пререканий школьников с учителем, повторять по несколько раз свои распоряжения.

Неуклонная требовательность, отсутствие пререканий, стремление добиться каждого своего указания, просьбы, обязательная постановка разумных требований при глубоком доверии и уважении к ребятам - вот в чём залог успеха.

Отсутствие грубости и назидательности в речи. Грубость учителя возмущает ребят, подрывает его авторитет, даёт повод к серьёзным нарушениям дисциплины.

Прекрасно понимая, что нудное чтение нотаций не может предупредить нарушение дисциплины, исправить поведение школьника, отдельные учителя всё же нередко злоупотребляют многословием.

Нравоучение, особенно во время урока, когда школьники жаждут движения, накаляют обстановку, провоцируют шалость, грубые выходки занимающихся.

Начало урока сразу после звонка, высокая плотность занятий. Великий русский педагог К.А.Ушинский неоднократно отмечал, что безделье на уроке, минуты, когда школьники не заняты делом, наносят большой урон нравственному воспитанию, чем умственному.

Класс должен работать от звонка до звонка, как часовой механизм, иначе уроки будут способствовать формированию таких черт характера, как разгильдяйство, лень, а школьники любое распоряжение будут выполнять после долгих пререканий с учителем.

С увлечением, бодро, энергично вести урок. Энтузиазм заразителен. Увлечённость работой предотвращает нарушение дисциплины. Излишняя же строгость, сердитое лицо учителя вызывают внутреннее сопротивление школьников.

Заботиться в первую очередь о классе в целом, прежде чем оказать помощь одному ученику, обеспечить активную работу всего класса.

Всегда помнить, что школьники очень чутко относятся к оценке их учебного труда. По тому, как учитель оценивает их работу, ребята судят о его принципиальности и справедливости.

Легкомысленное отношение к выставлению оценок (например, вызов сразу шести человек для выполнения вольных упражнений на оценку, когда. Практически, невозможно заметить ошибки каждого ученика) подрывает авторитет учителя, провоцирует нарушение дисциплины. Рассмотренные приёмы предупреждения недисциплинированности облегчают работу учителя. Однако никогда не следует забывать, что высокая культура учителя, его благородные душевные качества оказывают неисгладимое влияние на сознание и поведение учащихся, являются активнейшим стимулятором сознательной дисциплины школьников.

В ходе занятий физическими упражнениями школьники постоянно преодолевают внешние и внутренние трудности. Практическая работа по преодолению препятствий на уроке физической культуры, в секционном занятии является действенным средством воспитания не только дисциплины, но и воли. Приучать школьников к смелым поступкам, мужественному поведению, упорству и выдержке необходимо на каждом занятии.

В зависимости от материала урока учитель применяет те или иные специальные упражнения для воспитания у учащихся волевых черт характера. На занятиях по гимнастике это опорные прыжки, соскоки с брусьев и перекладины, упражнения на кольцах.

Прекрасно воспитываются воля и мужество спортсмена в процессе занятий лыжным спортом. Лыжные гонки на разные дистанции требуют умения преодолевать усталость. В борьбе с усталостью закаляется воля. Спуски со склонов разной крутизны и особенно скоростные спуски по склонам - прекрасное средство воспитания у ребят решительности, смелости, мужества.

Для воспитания волевых черт характера полезны и легкоатлетические виды спорта.

Большие возможности для воспитания у спортсменов целеустремлённости, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в подвижных играх и спортивных играх. Любая спортивная игра требует высокой дисциплины участников, умения подчинять свои интересы и желания интересам коллектива. Игрой нужно руководить. Игра, пущенная на самотёк, может содействовать проявлению высокомерия и эгоизма.

Уроки физической культуры способствуют формированию у школьников навыков культурного поведения. На уроках и внеклассных занятиях по физической культуре создаются возможности и для воспитания гигиенических привычек, привычки заботится об окружающих, считаться с ними, привычки быть опрятным и подтянутым.

Таким образом, в процессе занятий различными видами спорта формируются привычки волевого поведения, воспитываются волевые качества. Но нам не безразлична направленность волевых качеств школьника - спортсмена.

Трудно измерить вред, наносимый личности и обществу неправильной постановкой физического воспитания, когда в жизнь входит здоровый, сильный, волевой, но общественно пассивный человек. Главным мотивом деятельности наших спортсменов всегда должно быть чувство общественного долга.

воспитание школьник нравственный

Навык - это действие, которое выполняется довольно быстро, без особого напряжения + повышается качество (автоматизм). Формируется путем повторения. Привычки появляются в результате упражнений, но могут формироваться и стихийно - моменты подражания. Привычки могут перерастать в потребности. Привычки - это действие, которое выполняется довольно быстро, без особого напряжения.

Навыки - это автоматизмы.

  • - формируется путем повторения. Может формироваться сознательно и неосознанно.
  • - характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Привычка и навык во многом сходны - привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. В основе навыков, как и в основе привычек лежат динамические стереотипы. Есть надёжный признак, по которому можно отличить привычку от навыка - привычка имеет наклонность автоматически запускаться в типичных ситуациях. Мы печатаем этот текст методом десятипальцевой «слепой» печати - это навык, мы делаем это автоматически, не задумываясь, но «запускаем» его сознательно. А ковыряние в зубах - это привычка, она срабатывает на автопилоте, как только в зубах что-нибудь застревает, и человек просто «ловит себя на этом». Привычка становится потребностью в отличии от навыков.

Привычка и навык тесно связаны. Привычка - это навык, ставший потребностью. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка - побуждение производить эти действия. Например, навык умываться даёт ребёнку возможность делать это быстро и ловко. Привычка умываться заставляет его делать это охотно и без принуждения. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Чтобы лучше понять, что общего у привычки и навыка и чем они отличаются, обратимся к примерам. Ребенок двух лет, едва научившийся ходить, уже самостоятельно ходит по квартире и вместе со взрослыми выходит на улицу. В это время он обучается открывать и закрывать двери.

Сначала он несколько раз с помощью старших сосредоточенно учится поворачивать ручку двери, затем после многократных повторений он начинает выполнять это действие легко, как говорят автоматически. Он не смотрит уже на ручку, не думает о том, в какую сторону нужно ее повернуть, вообще, открывая дверь, он может не обратить внимания на то, как он ее открыл. В этом время он может быть даже увлечен чем-нибудь другим, например, игрушкой, которую несет в руке. Этот ребенок, говорим мы, овладел навыком открывания и закрывания дверей. Процесс выработки навыков происходит в жизни ребенка каждодневно. Без приобретения навыков, то есть без автоматизации действий, немыслимо было бы ни учиться в школе, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки позволяют экономить силы и достигать лучшего результат в выполнении действия.

Что касается привычки - то рассмотрим это на примере малыша с дверью. Малыш научился осторожно открывать и тихо, плотно прикрывать за собой дверь. Но он не только умеет это делать, у него возникает стремление каждый раз именно так открывать и закрывать дверь. Если он заметит, что дверь, мимо которой он прошел, осталась открытой, ему захочется прикрыть ее. В таких случаях мы говорим, что у ребенка возникла хорошая привычка тихо прикрывать двери. Если же малыша не научили, как следует закрывать двери, он привыкнет хлопать дверью или оставлять ее открытой. Это значит, что он приобрел плохую привычку. Подросток, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает тягостное чувство, если ему приходится лечь спать неумытым. Тот, кто привык много читать, - страдает от отсутствия интересной книги. Девушка, имеющая привычку мыть посуду и убирать комнату, всегда найдет время и способ выполнить эту работу.

Таким образом, навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка - это еще и потребность, стремление выполнять данное действие. Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка, а навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение.


В беседах с родителями воспитатель должен подробно и в доступной форме разъяснить, при каких условиях наиболее успешно формируются навыки и привычки.

Для того чтобы ребенок овладел теми или иными навыками, надо не только рассказать, какие действия он должен выполнить, но и показать составляющие их отдельные элементы, научить производить каждый из них сначала в отдельности.
Чем моложе ребенок, тем в большей мере он нуждается в таком наглядном показе. Демонстрируя, как выполнить то или иное действие, необходимо замедлять движение и сопровождать его объяснениями. Например, обучая малыша чистить зубы, надо показать, как вымыть зубную щетку, выдавить из тюбика пасту, правильно водить щеткой сверху вниз и снизу вверх.
Затем можно предложить самому выполнить эти действия в присутствии взрослого. В первое время надо следить за тем, чтобы ребенок делал все правильно и тщательно.
Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык.
Обучая ребенка тем или иным навыкам, надо позаботиться о том, чтобы задание было ему посильным, соответствовало возрастным возможностям и уровню его развития.
Требовать от четырехлетнего ребенка, чтобы он самостоятельно пришил пуговицу, так же неправильно, как не требовать этого от ребят шести лет. Двигательные умения, координация движений, развитие мелкой мускулатуры рук у четырехлетнего малыша еще недостаточны для того, чтобы он мог, не причинив себе вреда, действовать иголкой.
Предъявление к ребенку непосильных требований вселяет чувство неуверенности, а иногда может послужить причиной отрицательного отношения к делу.
На одном из собраний в детском саду отец трехлетнего Димы рассказал о постигшей его неудаче. Вдохновленный идеями трудового воспитания, молодой папа предложил сыну отремонтировать деревянный автомобиль. Дал мальчику молоток, гвоздик и показал, как прибить отломившуюся стенку кузова. Дима с интересом взялся за дело, но сразу же поранил палец. Помахав рукой и подув на палец, подбадриваемый отцом, малыш мужественно принялся снова за дело, но оно никак не клеилось. Разочарованный, он сдался, бросив в сторону молоток, а в ответ на настойчивые уговоры отца пустился в рев. «Чтобы отвлечь Диму и успокоить, - рассказывал отец, - я предложил ему построгать со мной дощечку. Но Дима воспринял это предложение как наказание: подозрительно посматривая то на ушибленный палец, то на маленький рубанок, решительно отказался от предложения».

Вместе с тем существует и другая опасность - опоздание в формировании того или иного навыка.

Дело в том, что успех в обучении ребенка пред дошкольного и дошкольного возраста во многом зависит от его заинтересованности, так как все поведение детей этого возраста носит преимущественно непроизвольный характер, т. е. строится на их интересе к выполняемому заданию.
То, что привлекает ребенка, что радует его, что ново, выполняется им охотно и поэтому успешнее. Если ребенок уже «перерос» то простое дело, которому его вовремя не научили, оно перестает его интересовать. Известно, например, что легче научить ребенка есть самостоятельно до полутора-двух лет, чем в более старшем возрасте, когда он, во-первых, уже привыкает к тому, что его кормят взрослые, и, во-вторых, у него появляется много других занятий, благодаря которым он может удовлетворить возрастающую потребность в проявлении самостоятельности.
Воспитание навыков и привычек - одна из задач всестороннего развития ребенка. Поэтому при их формировании необходимо соблюдать все педагогические правила. Особенно большое значение имеет пример окружающих ребенка взрослых. А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» указывал на огромную роль личного примера родителей в воспитании ребят.
Он говорил: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение» (1).
Эти слова А. С. Макаренко, безусловно, в полной мере относятся и к формированию привычек. Действительно, поведение окружающих ребенка взрослых оказывает значительно большее влияние на поступки и привычки детей, чем словесные указания. Как бы часто ни говорили ребенку, что, входя в комнату, надо переобуваться, если это не выполняется самими взрослыми, у ребенка прочной привычки не образуется.
На занятиях по счету в детском саду девочка особенно внимательно и с большим интересом слушает объяснения воспитателя. Когда ее просят ответить на вопрос, она вначале тянет руку к затылку, затем дает правильный ответ. И так несколько раз. И всегда, прежде чем произнести слово, рука направляется к затылку, будто только с помощью такого жеста она может правильно ответить. За девочкой в детский сад пришел папа. Не стоило начинать с ним разговор с упоминания об этой нежелательной привычке. Девочку сначала похвалили за сообразительность. «Считать она любит»,- сказал папа, теребя сзади волосы. Стало ясно, откуда у ребенка некрасивый жест.

В поведении ребенка, его манерах, умениях, привычках находит отражение весь уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений между ее членами. Детям необходима спокойная, радостная обстановка, понимание их внутреннего мира. Вместе с тем доброжелательность в отношениях взрослых с детьми должна сочетаться с требовательностью.

Большое значение для закрепления навыков имеет единство требований, предъявляемых ребенку всеми взрослыми, воспитывающими его. Если это не соблюдается, если требования детского сада не поддерживаются родителями или один из них отменяет то, что считает необходимым требовать другой, прочные навыки и привычки не могут образоваться.

Жертвой как раз такого положения дел стал четырехлетний Миша. Его мама Татьяна Леонидовна в полном согласии с воспитателем приучает мальчика самостоятельно одеваться и терпеливо добивается этого по утрам. Но когда сына в детский сад ведет папа, у него не хватает терпения наблюдать неловкие движения малыша, и он быстро одевает Мишу сам, сэкономив несколько минут, но не подумав, какой ущерб воспитанию сынишки тем самым он наносит.
Результат не замедлил сказаться: мальчик начинает одеваться только после маминых напоминаний, в детском саду после дневного сна одевается неумело, медленнее других детей.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых. Но не менее важно и поощрение. И малыш, самостоятельно надевший и даже зашнуровавший ботинок, и ребенок постарше, так старательно уложивший игрушки в игровом уголке, будут рады услышать слово одобрения. Оно поддержит желание ребят и в дальнейшем поступать так же.
Спокойный, дружелюбный тон старших настраивает детей положительно по отношению к тем действиям, которые должны стать привычкой. Раздражительность, нервозность - плохие помощники в воспитании.
Воспитание новых для ребенка привычек целесообразно связывать с уже имеющимися, закрепившимися ранее.
Напутствуя «выпускников» детского сада, воспитатель напоминает им о необходимости беречь школьные принадлежности, относиться к ним так же бережно, как она учила их обращаться с игрушками и пособиями в детском саду.
К. Д. Ушинский, высказавший много чрезвычайно ценных мыслей о природе навыков и привычек и их воспитании, писал: «Природа наша не только приобретает привычки, но и приобретает наклонность приобретать их, и если хотя одна привычка установится твердо, то она проложит дорогу и к установлению других однородных».
В воспитании навыков и привычек не должно быть муштры. Можно найти множество средств, чтобы закрепить ту или иную полезную привычку. Для закрепления многих навыков и привычек целесообразно использовать игру. Игра - самый близкий, понятный, увлекательный вид деятельности ребенка-дошкольника. То, что он осваивает в процессе игр, дается без напряжения, как бы само собою и закрепляется прочно.
Однако игра - средство воспитания при условии руководства ею со стороны взрослых.
Родители могут тактично помочь ребенку довести игру до завершения, при необходимости подсказать возможные варианты ее продолжения или усложнения, включившись в игру, напомнить о том или ином правиле.
Стараясь сохранять игрушки, не портить их, не разбрасывать, ребенок учится бережному отношению к вещам вообще.
Предлагая ребенку надеть кукле платье, ботинки, родители тем самым закрепляют у него навыки одевания.
Игра позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Она, пожалуй, самое эффективное средство воспитания у дошкольника привычки доводить начатое дело до конца. Этому способствует заинтересованность ребенка игрой, ее конечным результатом: построить что-то, переодеть кукол и т. п.

Вите три года. Он уже вполне освоился в детском саду, знает, где хранится каждая игрушка. Он взял кирпичики, стал накладывать один на другой, но вскоре неустойчивое сооружение развалилось; взгляд мальчика блуждает по комнате и останавливается на полке с книгами. Витя берет одну из них, перелистывает страничку-другую и, оставив книжку открытой, направляется к кукольному уголку. Берет мишку, наклоняет его, прислушивается к его рычанию. Воспитатель видит, что ребенок не знает, чем заняться. Она предлагает Вите вместе построить башню, а на самый верх водрузить красный флажок. Мальчик с удовольствием соглашается. Пока Витя старательно кладет кирпичики, воспитатель вставляет флажок в отверстие катушки так, чтобы его можно было поставить на самый верхний кирпичик. Но вот беда: башня рассыпается. Однако Витю это не останавливает, он берется за дело снова, и вскоре флажок на самой верхушке.

Две девочки играют в дочки-матери. Мама принимается за приготовление обеда, а дочку отсылает гулять. Хотя приготовление пищи происходит понарошку, серьезности у мамы хоть отбавляй. Наконец обед готов, и дочка приглашается к столу. Воспитатель, наблюдая издали за игрой девочек, с удовлетворением отмечает, как ласково и вежливо ведет себя мама: «Пожалуйста, садись за стол», - приглашает она дочку. Воспитатель, как бы включаясь в игру, замечает: «А дочка вымыла уже руки?»
И другой пример: дети играют в магазин. Коля - продавец, Надя - покупатель. Вот у Нади уже полная корзиночка яблок (желудей), груш (шишек), вишен (семян липы). Надя красиво раскладывает покупки на тарелочки и подает кукле и мишке. Заметив это, воспитатель советует Наде: «Надо помыть фрукты, а то у куклы и у мишки животы будут болеть». Воспитатель воспользовалась случаем, чтобы напомнить еще раз правило.
В процессе воспитания у детей привычек взрослым необходимо быть последовательными и настойчивыми в своих требованиях, систематически упражнять детей в тех или иных действиях. Если ребенку разрешили то, что еще вчера запрещали, или, потребовав чего-то, тут же об этом забыли, можно не сомневаться, что намерения закрепить привычку останутся безрезультатными.

Воспитателя средней группы очень радует заботливость ее воспитанника Максима: мальчик начинает есть только после того, как убедится, что у всех его соседей есть ложки, пододвинет хлеб соседу по столу; на занятиях всегда посмотрит, у каждого ли есть стул, если нет, сам принесет.

Из беседы с отцом Максима выяснилось, что проявлять подобные знаки внимания друг к другу - твердое правило, принятое в семье. Для Максима не делалось скидки на возраст. «Сначала приходилось напоминать: «Что ж ты сел, а Боря стоит, ему сесть некуда, подай ему стул». Иногда специально кому-нибудь из членов семьи не положим ложку. Заметит ли? Стал замечать. А теперь эта привычка прочно закрепилась»,- рассказывал отец.

А вот другой пример. У Нади добрая бабушка, она очень любит внучку. Стоит Наде заплакать, и добрая бабушка отменяет любой свой запрет, разрешает все, что та ни попросит: и пирожок купит по дороге из детского сада, и ветку с цветущей яблони сломит, хотя еще недавно убеждала девочку, что есть на улице некрасиво, что цветы с яблони срывать нельзя - из них яблоки вырастут.
Надя уже усвоила, что «слезами горю можно помочь», и пользуется своим открытием. Вот и растет капризной. В беседе с родителями воспитатель подчеркивает, что только последовательность в требованиях к детям позволяет закрепить у ребенка полезные привычки.

Отец Кости рассказал, что родители приучили мальчика помогать старенькой прабабушке, которая с трудом передвигается: принести ей очки, палочку, справиться, не нужно ли ей что-нибудь подать.
Мать Юли очень довольна тем, что девочка охотно участвует в уборке квартиры. Эту привычку удалось закрепить благодаря общим усилиям родителей, дедушки и бабушки, которые всегда находят для Юли посильные задания.

Формирование привычек - процесс постепенный, не допускающий «авралов». И если есть в воспитании пробелы, восполнить их можно также постепенно. Именно поэтому родителям, намеревающимся отдать ребенка в ясли или детский сад, так настойчиво предлагается заранее готовить детей к этому событию, и в первую очередь соотнести круг их умений с теми требованиями, которые будут предъявляться в дошкольном учреждении.

Воспитателю надо познакомиться с родителями еще до прихода ребенка в детский сад, сообщить им о режиме дня, предложить приобщать к нему ребенка.
Желательно приблизить и рацион питания, и способ приготовления пищи к тому, который принят в дошкольном учреждении. Следует также приучать ребенка к посильной самостоятельности.
В беседах с родителями воспитатель рассказывает о том, что должен уметь ребенок, чтобы в коллективе сверстников он мог чувствовать себя равным.
Посещая семью своих будущих воспитанников, педагог узнает о привычках ребенка, его индивидуальных особенностях. Все это важно, чтобы с приходом в детский сад можно было создать лучшие условия для скорейшего привыкания малыша к новой обстановке.
Для успешного воспитания навыков и привычек необходимо учитывать, кроме общих закономерностей, и индивидуальные особенности их формирования.
Это не значит, безусловно, что одни дети могут усвоить такие навыки и привычки, которые недоступны другим.
Однако нетрудно заметить, что одних детей легче, например, приучить доводить начатое дело до конца, аккуратно складывать игрушки, раскрашивать картинки, не выходя за пределы контура.
Другим больше по душе все, что связано с движением, что требует быстроты, ловкости, сноровки.
Они охотно участвуют в подвижных играх, физкультурных занятиях и быстро усваивают соответствующие навыки. Зато такие дети с трудом приобщаются к выполнению тех дел, которые требуют терпения, усидчивости. Но есть дети, которые в равной мере проявляют склонности к занятиям, требующим как усидчивости, так и подвижности; приобретение ими различных навыков и привычек протекает примерно с равной затратой сил.
Чем же объясняются эти различия? Немалую роль здесь играют уклад жизни семьи, ее интересы, профессия старших, семейные традиции. В семье, где увлекаются спортом, дети рано начинают приобщаться к гимнастике, лыжам, конькам, плаванию, рано приобретают соответствующие навыки. А в другой - интересы иные...

Л. И. Каплан, "Посеешь привычку - пожнешь характер", М., 1980.

1. Навык - автоматизированный элемент сознательного дей­ствия, который вырабатывается в процессе выполнения этого дей­ствия.

Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки большого объема ин­формации. Для эффективной работы необходимо часть инфор­мации вывести из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык.

Формирование любого навыка начинается с получения ин­формации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следую­щем:

В процессе деятельности на человека многократно воз­действуют сходные раздражители (например, выполняет­ся однотипная производственная операция);

Под влиянием раздражителей у субъекта формируется оп­ределенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и передается на уро­вень подсознательного контроля. Эта программа не тож­дественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации;

Формирование профессиональных навыков идет не пас­сивно, а под влиянием специально организованных уп­ражнений, включенных в систему профессиональной подготовки.

Упражнение - это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количе­стве упражнений, необходимых для полной отработки навыка.

Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений. Наличие у учащегося психологической системы действия определяется по следующим признакам:

Ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;

Наличие ориентировочной основы действия в виде систе­мы необходимых и достаточных информационных призна­ков, на которые ориентируется учащийся при выполне­нии действия;

Частичная автоматизация действия;

Наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия;

- «запуск» системы саморегуляции действия, направлен­ной на устранение недостатков и исправление ошибок;

Систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.

Наличие данных признаков позволяет считать навык сфор­мированным и закончить регулярные упражнения по его отра­ботке. Однако, если упражнения прекратить полностью и од­новременно не выполнять действие, навык может постепенно разрушиться. Для его восстановления требуется новая серия уп­ражнений.

Наиболее полную теорию психофизиологического механизма формирования сенсомоторного навыка предложил Н/А. Бернш-тейн. Конструктивно эта теория была дополнена концепцией модели поведенческого акта П. К. Анохина и анализом структу­ры психической функции, предложенным Б. Г. Ананьевым. Та­ким образом, на сегодняшний день имеются серьезные теорети­ческие основы для разработки практических способов формиро­вания навыков и включения их в систему профессиональной подготовки.

2. Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением. Умение - это знание, которое понято уча­щимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты опера­тивности. На этапе умения усвоенный способ действия ре­гулируется знанием и по мере тренировки достигается преобра­зование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно вы­полняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения. Формирование умений, по мнению К. К. Платонова, прохо­дит ряд стадий:

Первоначальное умение;

Недостаточно умелое действие;

Развитые отдельные умения (умелые, относительно за­конченные элементы действия);

Высокоразвитые умения;

Мастерство.

На этапе умения полный сознательный контроль обеспечива­ет оперативную перестройку системно-структурной основы дей­ствия при существенном изменении условий его осуществления. В этом плане умение отличается от навыка. Навык имеет стан­дартизированную форму и при радикальном изменении условий осуществления может стать неадекватным.

Навык – способ выполнения действия, сложившийся в результате упражнений и представляющий собой автоматизированные компоненты сознательной деятельности. Умения рассматриваются как способность (подготовленность) к выполнению определенной деятельности, опирающейся на знания и навыки и совершенствующейся вместе с ними.
Формирование навыков – это сознательный, целенаправленный процесс, решающее значение в котором имеет активное сопоставление учащимися, с одной стороны, цели и представления о правильном способе деятельности, а с другой – своих собственных действий и их результатов. В итоге происходят самооценка и активная регуляция совершаемых действий, направленные на их совершенствование.
Для процесса формирования любого навыка характерны некоторые общие черты: объединение ряда элементарных движений в единое целое; постепенное исключение лишних движений (или элементов действия) и уменьшение напряженности; сосредоточение внимания на результате труда; отработка ритма выполняемых действий, благодаря которому человек, владеющий навыком, может трудиться длительное время не утомляясь; произвольное изменение темпа работы.
Установлено, что активное, сознательное усвоение трудовых навыков с опорой на знания делает их более пластичными, легко поддающимися регуляции и перестройке при изменении задач и условий деятельности. Сложившиеся навыки, будучи автоматизированными компонентами осознанной деятельности, существенно отличаются от автоматизмов, проявляющихся помимо сознания (импульсивные и рефлекторные движения, некоторые привычки и др.). Они способствуют легкости регуляции деятельности, для которой являются способами ее реализации.
Существует классификация трудовых умений и навыков: по профессиям (слесарные, токарные и т.д.), политехнические, основные и вспомогательные, исполнительные, ориентировочные и контрольные, общетрудовые и специальные и т.д. С психологической точки зрения при всем многообразии производственных навыков их можно разделить на три основные группы: сенсорные (зрительные, слуховые, осязательные и др.), двигательные и умственные (вычислительные, чтение чертежей, решение производственных задач и др.).
Обучение сенсорным навыкам с применением упражнений необходимо в тех случаях, когда особенно важны четкое различение и оценка разного рода признаков (пространственных величин, цветовых оттенков, слуховых сигналов и т.д.), а также узнавание особенностей большого количества всевозможных предметов, достаточно сходных между собой (определение сорта материалов по внешнему виду, состояния инструмента, деталей и др.). К сенсорным относятся и более сложные умения и навыки: глазомер, скорость и точность восприятия информации, получаемой с помощью измерительных приборов.
Основной принцип обучения дифференцированию признаков и явлений – постепенный переход от их сопоставления к различению все более сходных. При этом специально построенные упражнения по сравнению с неорганизованным обучением в процессе производственной практики дают преимущества и в сроках и в качестве обучения. Они применяются, например, во время занятий будущих сталеваров по определению проб состава металла, различению на глаз оттенков цветов накаливания и установлению по ним температуры стен и свода мартеновской печи.
При формировании двигательных навыков ведущую роль играет двигательный анализатор – орган различения и восприятия человеком движений частей тела. За основу обучения в этом случае берется тщательная отработка моторных дифференцировок, всех элементов действия. В зависимости от уровня требований к координации движений, к их точности, скорости двигательные навыки различаются по трудности усвоения.
Примерами умственных навыков могут служить умения по разметке материалов, чтению чертежей, осуществлению вычислительных операций и др.
Во всех указанных случаях мы имеем дело со сложными психическими образованиями, в состав которых входят и сенсорные, и двигательные, и мыслительные элементы. Поэтому речь идет только о выделении ведущих компонентов, которые при обучении наиболее значимы для освоения навыка в целом. При выборе методических приемов и организационных условий нельзя опираться лишь на общие закономерности формирования навыков, необходим анализ конкретных их особенностей.
Навыки в своем развитии в процессе профессионального обучения делятся на ряд этапов. Первый этап – начало осмысления навыка, характеризующийся отчетливым пониманием цели, но смутным представлением способов ее достижения и грубыми ошибками при попытках выполнения действий. Второй – сознательное, но неумелое выполнение, когда учащийся определенно знает, как надо выполнять действие, но само выполнение неточно, неустойчиво, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания. На этом этапе выполнению действий присуще много лишних движений. Третий этап – автоматизация навыка – все более и более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании и появлении возможности его распределения; исключение лишних движений и возможность положительного переноса навыка. Четвертый – высокоавтоматизированный навык – точное, экономное выполнение действия, которое иногда становится средством осуществления другого, более сложного действия, но всегда проводимого под контролем сознания.
Решающее значение для овладения навыком имеет, прежде всего, активный поиск учащимися способов совершенствования своих действий. Поэтому нужно так организовывать обучение, чтобы оно стимулировало их инициативу и мыслительную активность. Немаловажны при этом пробные действия учащихся. Одна из особенностей практического мышления (мышления в процессе практической деятельности) – его частое слияние с практическими действиями работника. Пробные поисковые действия, где происходит такое слияние, в большинстве случаев нельзя отнести к механическим.
Обязательным условием формирования навыков является также оценка работы обучаемых с указанием их ошибок и достижений. Своевременность и объективность оценок работы учащихся требует самого серьезного внимания. В процессе активных, целенаправленных сознательных поисков правильных способов выполнения заучиваемых действий они могут совершенствовать их, только опираясь на самоконтроль и оценки со стороны.
Следует учитывать и важность создания условий, обеспечивающих пластичность навыков, т.е. способность к их перестройке в новых условиях. Установлено, что перенос навыков облегчается, в первую очередь, благодаря общности приемов и способов работы, когда ранее приобретенные частные навыки переносятся в новые условия. Например, навыки работы на токарном станке значительно упрощают работу на других металлорежущих станках.
Наряду с положительным влиянием уже приобретенных навыков при освоении новых бывают, как известно, случаи отрицательного воздействия прежнего опыта – интерференции навыков, или отрицательного переноса. Интерференция – снижение уровня запоминаемого материала в результате поступления другой информации, которой оперирует субъект. Для предупреждения интерференции сходных в каком-то отношении навыков необходимы специальные упражнения, основанные на отчетливом понимании различия условий, требующих того или иного действия, и активном контроле за правильностью выполняемых операций. В результате каждый из интерферирующих способов закрепляется за соответствующими условиями. Тогда ошибки перестают возникать и при отсутствии активного контроля.
В современных условиях в связи с развитием техники, технологии и совершенствованием организации труда очень часто возникает необходимость перестройки навыков – переучивания. В одних случаях это связано с заменой ранее усвоенных, менее совершенных навыков на более совершенные, в других – c изменением условий работы (переход на новые станки, освоение новых изделий и т.п.). Все это влечет за собой трудности в плане формирования новых связей в центральной нервной системе.
Явления перестройки, переноса и интерференции навыков говорят о том, что они нечто застывшее и неизменное. Определенные изменения начинают происходить и при длительных перерывах в упражнениях. Недостаточно закрепленные навыки могут быть даже полностью утрачены. Для их восстановления, т.е. для достижения прежней скорости, точности и слаженности в работе, требуются специальные упражнения. Разрушение и деавтоматизацию навыков предупреждают их закреплением. При ограниченном количестве часов, отводимых программой на повышение мастерства, чтобы увеличить объем упражнений, ранее усвоенные навыки включают в процесс выполнения более сложных заданий.
Вместе с тем для закрепления умений необходимы определенные перерывы в упражнениях, так как их чрезмерность может привести даже к нарушению навыков, известному у спортсменов как перетренировка.
Потеря способности имеет место и при переутомлении. Это временное явление снимается отдыхом. Сознательный контроль в процессе выполнения хорошо автоматизированных действий также может вызвать их временное нарушение. Это не противоречит признанному важному значению сознательной регуляции действий при овладении навыками, так как роль сознания на разных их этапах развития меняется. На тех ступенях развития навыков, когда активное обдуманное управление действиями сменяется общим контролем за их результатами, осознание частных действий ведет как бы к возврату на первые этапы формирования умений.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА различаемые по эффективности и осознанности компонентов действия промежутки процесса формирования навыка. Выделяют шесть этапов: 1) начало осмысления (понимание цели, смутное понимание средств, грубые ошибки исполнения); 2) сознательное, но неумелое использование (осознание средств и способов выполнения, неустойчивость выполнения при концентрации внимания, много лишних компонентов); 3) автоматизация (повышение качества исполнения при ослаблении интенсивности внимания, устранение лишних компонентов); 4) высокоавтоматизированный навык (точное экономное, устойчивое выполнение, превращение действия в элемент более сложного действия); 5) деавтоматизация (возвращение на второй этап); 6) вторичная автоматизация (возвращение на четвертый этап).

Структурно-логические схемы:

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.

Этапы формирования навыков и умений

Практической целью обучения является формирование коммуникативных знаний и речевых навыков, обеспечивающих познавательно – коммуникативные потребности учащихся из старших классов, обучение англоязычному обучению в контексте диалога культуры, формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры.

Говорение

Обучение общению в старших классах строится на аутентичные (или приближенные к ним) ситуации общения в школе, семье, в общественных местах. При этом основное внимание уделяется развитию этики общения на межличностном и межкультурном уровнях.

Умение осуществлять устно – речевое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно – трудовой, бытовой, культурной сфере общения, в том числе умение делать краткие связные сообщения о себе, своём окружении.

Аудирование

Аудирование осуществляется на основе аутентичных текстов различного жанра, (интервью, обмен – мнениями, диалог – беседа и т.д.)

Прежде чем приступить к работе над текстами предлагается прослушать трижды в таком порядке:

прослушать и понять общее содержание без опоры на текст:

тема (проблема)

кто участник

возраст участника

о чем идет речь (в общих чертах)

Прослушать текст в третий раз и самостоятельно прочитать (по задании учебника), обращая внимание на интонацию, ударение, произношение.

Если дополнительные тексты, материалы, на основе которых может осуществляться совершенствование и дальнейшее развитие навыков восприятия иноязычной речи на слух. 1) прослушивание понимание основного содержания. 2)ответить на вопросы 3)выполнить ключевые слова

Чтение

Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра. Цель: а) для ознакомления с общим охватом содержания текста (ознакомление)

б) для выборочного ознакомления с определенными положениями текста (просмотровое чтение)

в) для подробного изучения содержания прочитанного материала (изучающее чтение)

К числу умений, которые необходимо сформировать на завершающей ступени обучения, относятся следующие:

Рецептивные умения:

предвосхищать содержание текста с помощью заголовки

понимание общего содержания прочитанного, выделение идеи

понимание полного содержания с опорой на лексических единиц

извлекать факт, событие.

Репродуктивные умения:

воспринять прочитанное

делить на смысловые части

сокращать текст (для передачи в форме диалога)

конструктировать в форме интервью

составлять рефераты, записывать тезисы.

Репродуктивно – продуктивные умения:

раскрывать и обсуждать проблемы

составлять план

передавать содержание

Продуктивные:

использовать новые языковые и речевые средства на основе текста, писать реферат или выступление в классе.

участвовать в проектной работе.

Письмо

Учащиеся должны уметь:

выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения.

делать нужные записи для обсуждения проблем.

составлять и отвечать на вопросы анкеты, текста.

писать заявления о приеме на работу

писать автобиографию

писать письмо деловое, употребляя нужную форму речевого этикета

письмо личного характера.

Продолжается обучение умениям и навыкам грамматической, лексической, фонетической сторонам речи.

Для развития фонетических навыков учащимся предлагаются разнообразные по жанру аутентичные тексты, которые предъявляются трижды, что дает возможность отрабатывать фонетику новых слов. Особое внимание уделяется (фонетике) интонации.

Литература

«Педагогическая энциклопедия» А.П.Александров, А.В.Арциховский и др.

«Организация урока» У.Древс, Э.Фурман.

«Современные требования к урокам» С.В.Векслер.

Программы (немецкий язык 10-11кл).

Что такое умение? Умение – возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится работать (действовать). Умения могут быть действия как практические, так и теоретические. Например, умение грамотно писать и умение делать грамматический анализ слова в уме. Умение предполагает использование ранее полученного опыта, определенных знаний, без знаний нет умений. Знания и умения – две неотделимые и функционально взаимосвязанные (участия) части любого целенаправленного действия. Качества умений определяется и содержанием знаний, о выполняемом действии.

Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующими целями и условиями, в которых приходится действовать. Но, в отличии от навыков, умения, может образовываться и без специального упражнения в выполнении какого – нибудь действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении заданий, действий, только сходных с данными.

Навык – действие, характеризующиеся высокой мерой освоения: на этой ступени действие становится автоматизированным сознательный контроль настолько свернут, что возникает иллюзия его полного отсутствия; при этом действие выполняется слитно, как единое целое, и настолько легко и быстро, что кажется будто его выполнение идет «само собой». Высокая степень освоения действия отличает навык от умения.

Образование навыков – процесс сознательный. Существенная роль в формировании навыков принадлежит осознанию целей и задач действия - что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах. Выделение учителем четких задач, их ясное осознание учащихся существенным образом сказывается на успешности формирования навыков.

Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактичны говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то на занятиях необходимо осуществлять их контроль и оценку. Важнейшим значением при формировании навыков отводится формированию ориентировочного компонента.

Возможны в основном две пути формирования навыков: стихийный и планомерно управляемый. Конечно в практике существует множество и других путей, которые представляют собой сочетание тог и другого. Стихийный путь складывается в том случае, если условия правильного выполнения действия, обучающимся не учитываются или учитываются не полностью. Указания, которые он получает, либо не содержит всех необходимых ориентиров для действия, либо их применение не обеспечивается при выполнении задач. Недостающие ориентиры учащиеся начинают искать в ходе упражнений, но как искать он не знает и поэтому вступает на путь проб и ошибок; формирование навыка затягивается.

В конце концов учащиеся достигают требуемого результата; однако этот результат весьма не устойчив; при незначительных изменениях условий вновь появляются ошибки.

Управляемое обучение предусматривает определенную организацию действий учащихся, обеспечивающую формирование навыков с желаемыми, заданными свойствами.

При управляемом обучении получаются не только более высокие качества навыков, но и изменяется картина его формирования. Вместо стихийных поисков недостающих ориентиров происходит организованное, планомерное, исследование данных ориентиров, выявление их значения, что даёт возможность учащимся правильно выполнять действие с первого раза. Отсутствие проб и ошибок ведёт к значительному сокращению сроков обучения. Управляемое обучение обеспечивает разумность действия, что ведёт к формированию таких качеств навыка, как обобщенность действия, гибкость, устойчивость результатов. Меняется и отношение учащихся к обучению: учиться становится интересно: вместе с формированием полноценных навыков происходит формирование и соответственно (полезных) познавательных мотивов.

Для воспитания привычка – это одно из важнейших явлений нашей природы. Повторение и периодичность одних и тех же действий есть необходимое условие установления привычки. Она дает возможность в процессе различной деятельности двигаться вперед и вперед, не начиная все сначала, а, сосредотачивая волю воспитанника на приобретении новых, полезных для него принципов, так как прежние его уже не затрудняют.

В воспитании и освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Также невозможно воспитать ребенка, не привлекая его к активной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма. Результат упражнения – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д.Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы человека на каждом шагу. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Вот почему, то воспитание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных привычек и заботится лишь об умственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.

Планируя в процессе воспитания вид деятельности ребенка, родителям надо предусмотреть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Воспитание должно формировать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями. Правила поведения у детей, по мнению английского философа Дж.Локка, должны закрепляться постоянным упражнением всякий раз, как представится случай, это создает в них привычки, которые, раз установившись, будут действовать сами собой».Задача родителей состоит в том, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе. Способность реализовать себя в социальных отношениях, быть ответственным за свои поступки требует формирования определенных черт личности, таких, как мужество, твердость, решительность и др. Такие качества личности в детях необходимо воспитывать. «Твердость и закаленность души есть самая надежная броня против зол и бедствий жизни и т.к. упражнением и привычкой можно скорей приобрести эту твердость, следует, как можно раньше приучиться этому», - писал Дж.Локк.

Образование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. От их поведения в значительной степени зависит, какие привычки приобретет ребенок. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение (научение) как можно раньше, ибо, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки,- писал К.Д.Ушинский. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Непременное условие эффективности воспитания – создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений, в которых постепенно развиваются и крепнут полезные навыки и привычки. Для воспитания культуры поведения у школьников в 1 классе можно использовать ориентировочный план прогрессивных упражнений.

Условия формирования привычки

Бегать полезно всем, и не обязательно делать это быстро. Главное - ощущение легкости и радости!

Чтобы у человека сформировалась привычка, у человека вначале нужно привлечь внимание. И не просто привлечь, а зацепить. Потом - заинтересовать. Когда заинтересовался - создать ощущение и уверенность, что для него это в принципе возможно. Дать возможность попробовать и обеспечить легкий первый шаг, первые удачи. Далее дать четкое видение, что нужно для успеха, какие ему предстоят шаги, и обеспечить процедуру выполнения.

Если человек начал уже что-то делать, то дальше нужно обеспечить регулярность. Привычка - результат повторения и обычно формируется на 21 день (при ежедневном повторении).

Станет ли привычка чертой характера? - Станет при сложении нескольких обстоятельств: если человек понимает смысл, нужность этой новой привычки; если новые действия человека хорошо вписываются в его образ жизни и поддерживаются его окружением; и, наконец, если скоро начинают появляться видимые положительные результаты от усвоенной привычки.

Вы решили бегать по утрам. Зачем? Если это решение случайное, импульсивное, вам просто сказали что это хорошо и вы просто решили попробовать - скорее всего, толку будет мало. Если же вы действительно понимаете смысл утреннего бега, можете объяснить этот смысл всем своим друзьями и знакомым, тем более если вы уже кого-то увлекли тоже этой идеей - начало хорошее. Далее: а при вашем образе жизни утренний бег вам подходит? Если выбегать вам некуда и некогда, если из-за вашего бега вы напрягли уже всю свою семьи и себя самого - скорее всего, нужно придумать что-то другое. Если бег легко вписывается в ваше утро, после бега приятно принять душ, позавтракали и радостно начать новый день - это ваше. Когда же уже через пару месяцев вы почувствуете себя намного легче и бодрее, когда вам начнут завидовать друзья и коллеги. вы получите несколько комплиментов по поводу своего внешнего вида и общей бодрости - вы поймете, что с этой привычкой вы не будете расставаться никогда. Это легко, и это приносит вам радость!


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07