Левши и правши исследовательская работа. Исследовательская работа «Правшество – левшество: влияние отмены переучивания левшей на учебную деятельность и психологические особенности обучающихся педагогического лицея. Переучивание леворуких как это было, пос

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулигинская средняя общеобразовательная школа»

Кезского района Удмуртской Республики

Исследовательская работа

«ЛЕВШИ В МИРЕ ПРАВШЕЙ»

Руководитель: учитель биологии

Гажимова Надежда Александровна

2017 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

Обзор литературы…………………………………………………….…………...5

Откуда они берутся?................................................................................................7

Чем отличаются левши и правши?........................................................................8

Методики и тесты выявления рукости у детей………………………………….9

Трудности, с которыми встречаются леворукие дети и взрослые в современном мире……………………………………………………………….12

Исследовательская часть………………………………………………………..15

Заключение ………………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………………22

Приложение...…………………………………………………………………….23

ВВЕДЕНИЕ

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них – другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее.

Действительно, большая часть человечества - праворукие и только 5-12% из них леворукие. Но следует по нимать, что и праворукие и леворукие - это не однород ные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или дру гой рукой только некоторые действия, среди них и амби декстры (обоерукие), люди, одинаково хорошо владею щие и правой, и левой рукой.

Кончено леворуких меньшинство, еще меньше их становится по мере взросления. Левору кость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких порой с огромным трудом при спосабливаться, переучиваться, становиться как все.

Чем раньше у ребенка выявлена рукость, тем раньше он начинает приспосабливаться к праворукой среде. Перед нами встала проблема, с какими неудобствами встречаются левши в мире правшей?

Цель работы: изучить с какими проблемами встречаются леворукие дети в процессе обучения в школе

Задачи:

    Расширить теоретические знания о леворукости, праворукости детей;

    Изучить признак леворукости и праворукости, используя определенные тесты – задания;

    Определить группу «леворуких» детей в школе, используя самые простые способы;

    Определить с какими проблемами встречаются учащиеся в процессе обучения в школе;

Степень изученности проблемы: эта тема на территории села Кулига исследуется впервые.

Гипотеза: я левша, поэтому в школе и дома возникают трудности и неудобства при использовании предметов, рассчитанных на праворуких людей. Возможно, только я испытываю проблемы в праворуком мире.

Объект исследования: леворукость

Предмет исследования: проблемы леворуких людей

Место и сроки проведения исследования: исследование проводилось на территории МО «Кулигинское» с 1 октября 2016 года по 1 марта 2017 года.

Методы :

    изучение научной литературы по вопросу леворукости;

    наблюдение за группой леворуких детей;

    использование специальных заданий для определения «рукости»;

    анкетирование учащихся школы;

    измерение и систематизация полученных результатов;

    обобщение полученного материала

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Левшей и правшей мы будем изучать на уроках биологии в 8, 9, 10 классе.

Изучив литературу, ресурсы Интернета, мы узнали, что л еворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, притягивающей внимание. Стремление разгадать эту загадку по сути - отражение глубинного, часто неосознанного желания человека по стичь природу иного, необычного, исключительного, желания заглянуть в Зазеркалье и тем самым осознать свою неособенность, равность, большинство. По-види мому, генетически и исторически это определяет отно шение к леворукости (а левшество чаще всего восприни мается как леворукость) не как к индивидуальному вари анту нормы, а как к аномалии, нарушению развития.

Кто же не знает, что большинство из нас лучше владеет правой рукой?! Она становится для нас ведущей, более развитой, более сильной, ловкой и быстрой. Именно правой рукой большинство из нас пользуется, когда необходимо выполнить какие-либо сложные манипуляции. Правой рукой мы пишем; в правой руке держим во время еды ложку или нож; этой же рукой застегиваем одежду независимо от того, что приходится застегивать: пуговицы, крючки или «молнию»; вдеваем нитку в иголку; режем ножом, ножницами; работаем пилой, молотком и лопатой; чистим зубы; стреляем и бросаем гранату; держим ракетку во время игры в теннис; поднимаем бокал, когда произносим тост; жестикулируем – в общем, все, что требует специального навыка, обычно выполняется правой рукой. Даже выпавший из кармана носовой платок мы скорее всего поднимем с пола именно правой рукой-умелицей, конечно, если в этот момент она не будет занята другим делом. И безусловно, любую новую для себя работу мы будем выполнять правой рукой, причем для этого чаще всего не потребуется какой-то специальной длительной тренировки. Правая рука все «схватывает» на лету.

Куда менее способна наша левая рука. Все, что мы обычно делаем левой рукой, потребовало от нас в свое время серьезной тренировки, особенно если с этой проблемой мы столкнулись уже достаточно взрослыми. Присмотритесь внимательно к детям. Если родители слишком поздно начинают приучать ребенка есть ножом и вилкой, овладение этим навыком редко проходит гладко.

Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди. Философы подчеркивали, что, как и умение говорить, праворукость является отличительной чертой человека.

Неправоруких людей следует разделить на две неравные части. Большую составляют левши, люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее.

В третью, самую меньшую, часть входят амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой.

Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отлича ются праворукие и леворукие люди, одно несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или от клонений в развитии, причиной сниженных интеллекту альных и физических возможностей. Ясно и другое - преимущественное владение рукой зависит не от «хоте ния» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некото рые особенности организации высших психических функ ций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий – это, по-видимому, путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

Я обратил внимание на то, что в нашей школе, есть ученики, которые так же как и я пишут левой рукой . Вопрос леворукости заинтересовал меня, потому что я «левша» и все делаю левой рукой. В дополнительной литературе, которую я читал, было много интересного материала о леворукости, мне хотелось привести полученные знания в систему.

ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ?

Никто не скажет вам однозначно, почему одни становятся правшами, а другие – левшами. На этот счет существует множество теорий и предположений.

Археологические данные дают основания считать, что предки человека в основном были праворукими. Каменные орудия, во множестве дошедшие до нас, приспособлены для правой руки. Наскальные изображения обведенных рук, как правило, левые. Значит древние «художники» работали правой рукой.

Однако уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, и не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина «из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо», т.е. леворукие были ловкими, меткими, умелыми воинами.

Теория щита и меча объясняет праворукость необходимостью защищать сердце во время сражений. Воин держал щит левой (пассивной) рукой, а оружие – правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество.

Генетическая теория объясняет возникновение левшества наследственным фактором, однако это теория не всегда подтверждается на практике. Вероятность рождения левши в семье, где на протяжении нескольких поколений все владеют только правой рукой, достаточно велика.

Средовая теория объясняет появление на свет левши неблагоприятными экологическими факторами. Никто не может исключить того, что негативная среда порождает все большее количество левшей.

Самый очевидный путь возникновения леворукости – травматический, когда в результате внешнего воздействия человек не может манипулировать правой рукой и приспосабливается производить все действия или их часть левой.

Каждая из этих теорий имеет свои сильные и слабые стороны. Но дело в том, что явления левшества и правшества отмечаются не только у людей, но и у животных. Есть описания наблюдений за приматами, лошадьми, попугаями, собаками, белыми медведями, которые доказывают, что и среди братьев наших меньших тоже имеются левши, правши и амбидекстры.

Короче говоря, на сегодняшний день так и остается неясным, что играет важную роль в процессе формирования левши – генетическая предрасположенность, социальные факторы, окружающая среда или комплексное сочетание этих факторов.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЛЕВШИ И ПРАВШИ?

Можно выделить несколько пунктов о том, чем отличается левша от правши, в чем разница между ними. У левшей более развито правое полушарие мозга (рисунок 1) . У правшей, соответственно, наоборот. В первом случае это креативность, эмоциональность, впечатлительность, резкая смена настроения, развитая интуиция; во втором – логическое мышление, способности к математике и другим точным наукам. Оба полушария осуществляют контроль за движениями тела, но делают это перекрестно.

Рисунок 1. Моторные пути, связывающие руки и мозг.

Многие спортсмены являются левшами. Это касается различных единоборств, бокса, фехтования, где они отрабатывают удобную им и проблематичную для соперника тактику.

Каждый пятый выдающийся человек – левша. Проводили исследование: "левым" и "правым" предлагали решить одну и ту же задачу. Левши справлялись быстрее и почти всегда находили больше вариантов решения. В сложных обстоятельствах правши действуют более оперативно, однако левши находят оригинальные выходы из положения.

Переученные леворукие люди при возврате к своим природным данным могут вернуть и свой ""божественный дар"". Есть и обратная сторона. Многие психически больные, известные серийные убийцы, маньяки и насильники являлись левшами либо проявляли скрытую "леворукость".

МЕТОДИКИ И ТЕСТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РУКОСТИ У ДЕТЕЙ

Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Однако нельзя упускать из внимания, что у большинства детей до определенного возраста доминирование руки бывает достаточно сложно определить только на основании наблюдения за играми и выполнением простейших операций по самообслуживанию. Поэтому лишь в возрасте 4-5 лет взрослые начинают обращать внимание, какую руку ребенок использует активнее. Быстрее замечают это в семьях с так называемой наследственной леворукостью. Если ведущая рука не была выявлена до школы, то сделать это необходимо в первый год обучения. Этот процесс осложняется тем, что в ранний период развития ребенка могло произойти переучивание, в результате чего позже он уже рисует и пишет правой рукой, но бытовые действия выполняет левой.

Для установления доминантной руки существует множество тестов. Ниже приводятся несколько из них.

Специальные тестовые задания для первоклассников.

Для выявления ведущей руки в младшем школьном возрасте детям предлагаются специальные тестовые задания, в ходе выполнения которых каждый ребенок производит следующие простейшие действия: открывает коробочку, банку с завинчивающейся крышкой, строит колодец из палочек, развязывает узелок, протирает доску тряпкой, поднимает с пола предмет. Активные действия при выполнении данных заданий ребенок будет производить ведущей рукой. На основании этого и будет сделан вывод о том, является он леворуким или праворуким.

Для установления доминантной руки у детей старшего и среднего возраста предлагаются следующие классические тесты.

Переплетенье пальцев рук (рисунок 2). При выполнении задания на переплетенье пальцев рук у ребенка сверху всегда оказывается большой палец ведущей руки. Если попросить его изменить положение переплетенных пальцев на противоположное, то это потребует времени на обдумывание, а само исполнение вызовет ощущение неудобства.

Рисунок 2. Переплетенье пальцев рук.

Скрещивание рук (поза Наполеона). При выполнении задания на скрещивание рук у детей кисть ведущей руки первой отправляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху (рисунок 3).

Рисунок 3. Поза Наполеона

Аплодирование (рисунок 4). При аплодировании более активна и подвижна ведущая рука, она совершает ударные движения о ладонь неведущей руки. Считается, что этот тест имеет большую, чем другие пробы, информационную ценность.

Рисунок 4 . Аплодирование

Очень часто заданий бывает недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская исследовательница М. Озьяс:

1. Выпить воду из стакана.
2. Почистить обувь щеткой.
3. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.
4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).
5. Перелить воду из одного сосуда в другой.
6. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать “мишень” на листе бумаги или использовать игру “Дартс”).
7. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во флакон с узким отверстием).
9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
10. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
11. Продеть нитку в иголку.
12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
13. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
14. Достать бусинку ложкой из стакана.
15. Позвонить в колокольчик.
16. Закрыть, открыть застежку-молнию.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12, 13, 14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ ВСТРЕЧАЮТСЯ ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Леворукие люди часто испытывают неудобства из-за преобладающих в обществе предметов, предназначенных для правшей (использования правой рукой). Многие инструменты и устройства разработаны с расчётом на удобство использования именно правой рукой. Например, устроены таким образом, чтобы линия разреза была видна человеку, держащему их в правой руке, хотя в таком случае она окажется скрытой для пользователя-левши. Кроме того, ручки часто штампуются в сторону, обратную для левши, следовательно, ему их неудобно держать, и частое применение таких ножниц может привести к серьёзному дискомфорту.

На некоторых рабочих местах, оборудованных компьютером, мышь может быть расположена только с правой стороны, делая неудобным её использование для левшей. В то же время назначение левой и правой кнопок мыши может быть изменено для удобства левшей (рисунок 5).

Рисунок 5. Левша держит мышь, «заточенную» для использования правой рукой

Кухонные ножи европейского стиля являются симметричными, в то время как японские кухонные ножи имеют усечённое асимметричное лезвие; модели для левшей редки, и обычно их необходимо специально заказывать (рисунок 6).

Рисунок 6. Кухонные ножи (1) симметричный, (2) предназначенный для правой руки, (3) предназначенный для левой руки

Нехватка инструментов и механизмов, предназначенных для левшей, на множестве рабочих мест не только создаёт неудобства в использовании, но и фактически может привести к опасным последствиям.

Ребёнку-левше трудно научиться писать, если преподаватель отказывается научить ученика правильному и лёгкому для него способу письма. Это происходит потому, что считается, что письмо левой рукой является зеркальным отображением письма правой рукой, что делает ещё более трудным и запутанным процесс обучения письму. В результате большинство левшей во время письма изгибают руку вокруг ручки таким образом, чтобы наклон бумаги имел тот же самый угол, что и у правшей, вместо того, чтобы просто наклонить бумагу в противоположную сторону. Как только эта привычка сформирована, её трудно разрушить. Такое выгибание кисти приводит к тому, что руку, располагающуюся позади написанных символов, необходимо поднимать над строкой письма, что приводит к ещё большим неудобствам. Когда левая рука расположена правильно, то она находится ниже строки письма, точно так же, как и у правшей.

Люди, являющиеся левшами, в арабском мире и Израиле не имеют таких трудностей с письмом, так как письмо на данных языках происходит справа налево, что препятствует левшам проводить своей рукой по чернилам как случается при письме слева направо. Это также актуально для языков и .

Множество компаний из «благих намерений» изготовили товары, подходящие для левшей, но они всё ещё не в состоянии восполнить их потребности. Например, много компаний производят «ножницы для левшей», просто зеркально отражая ручки ножниц, делая тем самым удобный хват для левши. Однако на ножницах, для того, чтобы ими действительно могли пользоваться левши, лезвия также должны быть зеркально перевёрнутыми, иначе левша выполняет «слепой разрез», потому что само лезвие закрывает человеку вид на разрезаемый объект (рисунок 7).

Рисунок 7. Два типа ножниц: справа - «стандартные» (для правшей), слева - предназначенные для использования левой рукой

Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения про фессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии.

Во многих странах есть специальные магазины для левору ких людей, где можно купить ножи и ножницы, различ ные приспособления, спортивные принадлежности, швей ные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, при способленной для работы леворуких людей. Предпочте ние руки учитывается не только в детстве, леворукий взрос лый может получить практически любую специальность, т.к. есть станки, устройства и приспособления, предна значенные для леворуких. У нас, к сожалению, всего этого пока нет, возможно, огра ничение в выборе некоторых профессий и толкает роди телей на переучивание.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ) ЧАСТЬ

Проанализировав источники информации, мы решили воспользоваться, на наш взгляд, самыми простыми методами проверки на рукость: переплетенье пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование и тест М. Озьяс.

Предварительно были подготовлены бланки опроса (таблица 1).

Таблица 1

Бланк опроса учащихся

Фамилия, имя, класс__________________________________

С помощью тестов были проверены учащиеся МБОУ «Кулигинская СОШ» с 1 по 11 класс (диаграмма 1):

в 1 классе участвовали в тестировании 10 детей, среди них 2 леворуких;

во 2 классе участвовали 15 человек, леворуких детей не выявили, но есть ученик, имеющий скрытую леворукость;

в 3 классе участвовали 9 человек, леворуких детей не выявили, но есть ученик, который на бумаге пишет левой рукой, а все остальные действия выполняет правой;

в 4 классе участвовали 12 человек, леворуких детей не выявили;

в 5 классе участвовали 5 человек, леворуких детей не выявили;

в 6 классе участвовали 16 человек, среди них 2 леворуких и 1 ученик, владеющий и правой и левой рукой одинаково (кроме письма);

в 7 классе участвовали 16 человек, среди них 1 леворукий;

в 8 классе участвовали 13 человек, леворуких детей не выявили;

в 9 классе участвовали 10 человек, леворуких детей не выявили;

в 10 классе участвовали 7 человек, среди них 1 леворукий и 1 ученик, имеющий скрытую леворукость;

в 11 классе участвовали 3 человека, леворуких детей не выявили.

Диаграмма 1

Таким образом общая доля леворуких учащихся среди всех опрошенных составляет 6 % (диаграмма 2)

Диаграмма 2

Мы решили проверить ближайших родственников у наших учеников, владеющих левой рукой, чтобы выяснить не является ли владение рукой наследственным признаком.

Проверить родственников леворукой ученицы 1 класса нам не удалось, так как девочка является опекаемой, и близких родственников в Кулиге у нее нет.

У другого левши 1 класса 5 сестер, которые владеют правой рукой, родители также владеют правой рукой.

У ученика 3 класса сестра и родители владеют правой рукой, а дядя по отцовской линии – левша, но скорее всего это приобретенная леворукость, так как кисть правой руки во время травмы была ампутирована.

У ученика 6 класса брат и родители владеют правой рукой.

У меня (также ученика 6 класса) брат и родители владеют правой рукой, но двоюродная сестра по материнской линии (ученица 10 класса) владеет левой рукой.

У леворукой ученицы 7 класса сестра-близнец, младшая сестра и родители владеют правой рукой.

Исходя из полученных данных вывод о леворукости, как наследственном факторе невозможно, необходимо изучить родословную до бабушек и дедушек.

Следующим этапом нашего исследования была беседа с выявленными левшами. Этим учащимся мы задали следующие вопросы и оформили полученные результаты в таблицу (приложение 1)

В результате этой беседы мы выявили проблемы, с которыми сталкиваются леворукие дети в школе и дома:

    При обучении чтению и счету, читают слова и решают примеры справа налево.

    Ручки на дверцах тумбочек, шкафов и бытовых приборов находятся с другой стороны.

    Возникают трудности при использовании ножа и ножниц.

    Бытовые приборы (электропила, швейная машинка и др.) приспособлены только под праворуких людей.

    При управлении компьютерной мышью приходится использовать правую руку.

    При встрече с друзьями нужно пожимать правую руку правой рукой.

    Не получается вязать крючком, приходиться помогать пальцем вытягивать петлю.

    Очень сложно подобрать ручку для левши. Как правило, сейчас уже есть специальные, но они очень мажут, потому что по написанному ведут рукой.

    В школе нужно всегда сидеть на первом варианте, чтобы не мешать соседу правше.

    10.

    11. , леворукие дети. ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 86» городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Секция «Окружающий мир»

Я – ЛЕВША!

ученик 3 А класса

Руководитель: Гаврилова С.В.,

учитель начальных классов

гимназии № 86

2016 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Кто такие левши?

1.2. Леворукость – это навсегда.

1.3. Известные левши.

1.4. Я – ЛЕВША!

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Организация и анализ анкетирования учащихся 3-их классов гимназии № 86

2.2. Организация и анализ экспериментальной работы среди учащихся 3-их классов гимназии № 86

Заключение.

Ты левша, и это классно! Ты левша, и это классно!

Говорят, что склад ума

У левшей столь необычный,

Прямо кругом голова.

Ты особенность природы

С честью, гордостью прими.

И талант, что дан от Бога,

Ты достойно пронеси.

Введение

Я – левша! Я понял, что со мной что-то не так еще в детском саду, когда на занятиях или во время еды меня воспитательница все время поправляла, предлагая взять карандаш или ложку в другую руку. А когда я делал это, то мне становилось неудобно и ничего не получалось. Тогда моя мама пошла к воспитательнице и поговорила с ней о чем-то. И больше мне подобных замечаний не делали. Потом пришла пора идти в школу. И моя мама с первого дня предупредила учительницу, что я левша. В школе меня учительница всегда старается посадить с левой стороны. Я начал обращать внимание на то, что практически все дети все делают правой рукой. Вот тогда я решил выяснить у мамы, что со мной не так, почему я не такой как все?! Мама объяснила мне, что левша это такой же человек, как и все, просто людей пользующихся левой рукой намного меньше, чем людей работающих правой рукой. И что, когда моя мама была маленькая, то левшей переучивали, и потому их было еще меньше. Я тогда спросил маму – почему же она меня не переучила? На что она мне ответила, что не хотела причинять мне неудобства и что не видела в этом необходимости. Сказала, что ей важнее, что бы я был здоров и счастлив и неважно какой рукой я буду держать ложку. Но ведь это мнение моей мамы, а для мамы действительно неважно правша ребенок или левша. А ведь сама мама то правша. И я задумался – а права ли она в том, что не стала меня переучивать с точки зрения ученых.

Актуальность темы. А ведь я совсем не одинок в этой своей особенности. Только в моем классе насчиталось 3 человека – левшей. Я могу нормально кушать, я научился хорошо писать, но вот, например, ножницами я не очень ловко управляюсь. Ведь все в нашей стране сделано под правую руку, что создает нам левшам определенные неудобства. Так может нужно переучивать левшей? Или нет?

Цель исследования: узнать, сколько нас – левшей, и надо ли нас переучивать.

В работе я планирую решить следующие задачи :

    Изучить литературу на заданную тему;

    Узнать кто же такие левши на самом деле;

    Узнать в чем причина «леворукости»;

    Узнать особенности развития левшей;

    Узнать, как определить кто ты – левша или правша;

    Провести опрос учащихся 3-их классов;

    Провести эксперименты на уроках;

    Сделать выводы.

Объект исследования: леворукость.

Предмет исследования: влияние леворукости на процесс обучения.

Гипотеза работы: левшу не надо переучивать, т.к. это не влияет на уровень знаний.

Методы исследования:

    Анализ литературы по заданной теме.

    Анкетирование.

    Эксперимент.

    Анализ полученных результатов.

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Кто такие левши?

Левшами принято называть людей, которые для выполнения тех или иных действий предпочитают пользоваться не правой рукой, как большинство людей, а левой. Существует мнение, что люди, у которых левая рука развита больше, чем правая, имеют значительное превосходство над правшами. Согласно этой теории, левши легче обрабатывают информацию, способны быстрее анализировать ситуацию, да и вообще - чаще добиваются успеха в жизни, становясь крупными руководителями и зарабатывая более крупные суммы, чем правши. Так ли это на самом деле?

Некоторые ученые считают, что соотношение левшей и правшей во все времена оставалось примерно одинаковым. Интересно, что наскальные рисунки запечатлели людей, делающих что-либо именно правой рукой. На стенах пещер и египетских пирамид таких изображений предостаточно. Более того, сохранившиеся еще с эпохи палеолита орудия труда и изделия древних оружейников явно предназначались под правую руку.

Но есть работы, доказывающие, что в каменном веке было одинаковое количество праворуких и леворуких, а в бронзовом веке правшей стало уже две трети. Любопытно, что в животном мире в этом смысле царит равноправие. Хотя ряд исследований убедительно доказывает, что обезьяны предпочитают тянуться за кормом левой рукой, а выполнять различные манипуляции – правой. То есть старые функции управляются правым полушарием, а новые – левым.

А вы не задумывались, почему у нас принято подавать правую руку при приветствии, почему на наручных часах заводная головка справа, трубки в телефонных будках висят справа, прорезь для проездной карточки в турникетах метро – справа, рабочие инструменты - для правой руки, спусковая кнопка у фотоаппаратов справа, ручки у дверей, и те ставятся так, что правшам удобно, а левшам нет? Ученые считают, что в древности человечество было леворуким. Причины возобладавшей праворукости существуют на уровне гипотез. Одна из них говорит, что во времена беспокойные, представлявшие собой череду бесконечных рукопашных войн, где главными были щит и меч, левши были попросту истреблены, потому что держали меч в левой руке, а щит - в правой, не умея защитить им левую половину груди, где находится сердце. Однако наиболее вероятная причина уменьшения числа левшей – это постепенная активизация роли левого полушария.

Человек устроен таким образом, что левое полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое – левой. При этом хотя полушария внешне похожи и работают вместе, но думают и живут по-разному. Это именуется межполушарной асимметрией.

У древнего леворукого человека активнее было правое полушарие, которому свойственны бессознательные инстинктивные действия, чутье и интуиция, образная память, глубокое чувство ритма, красок, звуков, запахов, прикосновений, хорошая ориентировка в пространстве. С появлением же признаков цивилизации многие вышеперечисленные свойства человека остались невостребованными и их стали вытеснять более нужные функции левого полушария, управляющего правой рукой, такие как сознательное конкретное мышление, математические и аналитические способности, речь, чтение и письмо, способность к целенаправленным и дифференцированным действиям. Незаметно потеряв шестое чувство, дитя природы постепенно превратилось в дитя прогресса с активным левым полушарием и активной правой рукой. Праворукость, подкрепленная религиозными и культурными традициями, стала доминировать, а левшей, неловких и неприспособленных, загнали в угол.

А все ли знают, что у людей, которые пользуются левой рукой как ведущей, есть свой праздник? А он есть! Отмечается Международный день леворуких 13 августа. Впервые этот праздник отмечали в 1992 году по инициативе британского Клуба левшей, созданного в 1990 году. Во всем мире в этот день левши стремятся привлечь внимание производителей товаров (как бытовых, так и специальных) к необходимости учитывать удобство их использования леворукими людьми. Для этого левши устраивают разные мероприятия и соревнования. Но главной озабоченностью левшей является факт, что во многих школах мира детей-левшей по-прежнему стараются переучить, чтобы во время письма они начали пользоваться правой рукой, а ведь давно известно, что такое переучивание провоцирует психологические стрессы и понижает успеваемость учеников.

    1. Леворукость – это навсегда.

По мнению ученых леворуких детей не стоит переучивать. Леворукость – это навсегда! Даже переученные левши в ответственные моменты предпочитают пользоваться левой рукой. Никто пока не обнаружил причины, почему некоторые люди являются левшами, но около 13% населения во всем мире – левши. Одной из причин левшевства считается наследственность, так как наблюдается семейная предрасположенность к леворукости. Исследователи недавно обнаружили ген, который, как они считают, несет ответственность за леворукость ребенка, так что, если этот ген есть, один или даже несколько детей в семье могут быть левшами, а при отсутствии этого гена все в семье будут только правшами.

Уже доказано, что еще существует особый вариант леворукости - компенсаторный, при котором это явление является компенсацией нарушений развития мозга вследствие патологии беременности и родов, черепно-мозговых травм или серьезных заболеваний раннего возраста.

То, как работает мозг, невероятно сложно, но несколько упрощенное объяснение даст некоторое представление, где формируется господство левой руки. Мозг работает перекрестным образом – левое полушарие управляет правой рукой и правой стороной тела, и, наоборот, левой стороной тела и левой рукой управляет правое полушарие.

Левое полушарие контролирует речь, язык, письмо, логику, математику, естественные науки – это режим линейного мышления. Правое полушарие управляет музыкальными способностями, искусством, творчеством, восприятием, эмоциями, гениальностью – это режим целостного мышления.

Однако эта тенденция проявляется только в отношении мужчин, леворукие и праворукие женщины здесь демонстрируют одинаковые результаты. Также выяснилось, что левши чаще, чем правши, становятся высококлассными специалистами (53% против 38%). Левшей также непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов (например, бейсболистов, гольферов и боксеров).

Множество людей постоянно интересуются, почему существуют правши и левши. Это и в самом деле чрезвычайно интересный факт! Попробовал проанализировать, какие же все-таки существуют различия между правшой и левшой и почему не следует переучиваться, если ты левша.

Нет общепринятого и четкого объяснения, почему одни люди - правши, а другие – левши. Впрочем, по этому поводу существуют несколько теорий. Одна из них, на сегодняшний день ведущая теория, заключается в том, что наше тело асимметричное (правая половина не идентичная левой). Поэтому и правое и левое полушария мозга человека функционируют тоже по разному. Также, нервы связывают каждое полушарие с противоположной стороной тела: правое полушарие с левым и наоборот.

Отсюда следует, что если левая часть мозга имеет преимущество, то правая часть тела является более совершенной и лучше адаптируемой. Все что мы делаем при жизни (читаем, готовим, пишем) - все это происходит благодаря левому полушарию мозга. У левши наоборот: происходит перестановка, правая часть мозга доминирует над левой, поэтому такие люди лучше владеют левой стороной тела. Такая черта часто передается по наследству, в связи с этим у родителей левшей скорее родится ребенок – левша, а у правшей – правша.

Приблизительно каждый десятый человек – левша. Согласно наблюдениям, среди девушек в два раза меньше левшей, чем среди парней. Такое отличие объясняется тем, что оба полушария головного мозга отвечают за разные стороны жизни. Правое полушарие мозга отвечает за восприятия информации и эмоциональность, поэтому левши все воспринимают обобщенно и интуитивно. Левое полушарие, в свою очередь, отвечает за детали и анализ, поэтому правши более склонны к логике и рациональности.

Как правило, в 5 лет становится окончательно понятно левша ты или правша. А поскольку ими рождаются, то и переучиваться не следует. Причина здесь прячется в работе мозга, который в любом случае не станет от этого работать иначе. Поэтому и переученным левшам бывает еще сложнее писать и учиться вообще.

Согласно социологической теории, благодаря своей исключительности левши показывают лучшие результаты в определенных видах деятельности. Левая рука часто преобладает у композиторов, художников, спортсменов, руководителей; правая – у лингвистов, инженеров, математиков.

Лучше разберемся, что это за люди и какова их роль в жизни человечества (может быть, пока еще не сыгранная). А отбросив настороженно-негативное отношение, поймем, что они не неправильные, а просто не правые.

    1. Известные левши .

Леонардо Да Винчи, выдающийся итальянский ученый, исследователь, изобретатель и художник, архитектор, анатомист и инженер, выдающаяся личность итальянского Возрождения. Он был амбидекстером. Это особый тип людей, одинаково хорошо владеющих как правой, так и левой рукой. Таких среди нас – каждый пятый.

Чарли Чаплин, английский и американский киноактер и кинорежиссер. Признан как один из наилучших комиков в истории мирового кино, был трижды награжден премией "Оскар". Играл на скрипке тоже левой рукой.

Юлий Цезарь, кроме того, что мог заниматься тремя делами одновременно, он еще и был древнеримским государственным и политическим деятелем, полководцем, писателем.

Левшами также были: Аристотель, Тиберий, Цезарь, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Карл Великий, Наполеон, Ньютон, И.П. Павлов, Н.С. Лесков, Д-К. Максвелл, Ч.Чаплин, Л.Кэррол, П.Пикассо. Из сегодняшних заметных левшей назовем Рональда Рейгана, Пола Маккартни, Брюса Уиллиса, Вупи Голдберг, Опру Уинфри, Дэвида Духовны. Комментарии здесь излишни. Левши с лихвой доказали свою полноценность.

Среди них много архитекторов, художников и музы-кантов. Боксеры – левши известны своими преимущест-вами, так же как фехтовальщики и теннисисты. В эмоциональной сфере у левшей есть свои особенности: они несдержаны, часто робки, впечатлительны, совестливы, чувственны и гораздо более пессимистичны, чем правши и амбидекстры.

    1. Я – ЛЕВША!

Природа наделила левшей необычными (по мнению правшей) свойствами.

Левши:

    способны воспринимать звуки и интонации по-другому, тонко вычленяя то, чего правшам слышать не дано. Они лучше слушают музыку, вернее, лучше слышат ее.

    обладают образной памятью, способностью длительное время сохранять впечатления и воспроизводить яркие воспоминания. Они могут видеть невидимое, разглядев в простом изображении многоплановый подтекст. У них тяга к парадоксам, свой взгляд и особое цветовосприятие.

    легко ориентируются в пространстве, запоминая все ходы и выходы, помнят детали и последовательность действий. Кроме этого, свободно обращаются со временем, фиксируя в памяти очередность пережитых событий и легко возвращаясь к ним, как будто по невидимым меткам.

    связаны с бессознательным, пусть это не прозвучит как нечто из области кухонной психологии. Левши видят мир по-другому, обнаруживая и переживая его другие грани и качества. Этим объясняются феноменальные свойства некоторых левшей: способность жить на шаг вперед и предсказывать будущее. Озарение для них - естественная способность.

На фоне этих удивительных левшей, правши, умеющие оперировать цифрами, мыслить логически и складно говорить, выглядим весьма приземленными. Левшество это не яркое, а скрытое, проявляющееся в более активном пользовании левым ухом, левым глазом или левой ногой.

Если у вас ребенок левша, то не давите на него, а посоветуйтесь с психологом, способного адаптировать и научить его полноценно жить его в нашем "правом", слишком рациональном мире. Если левшу оставить в покое, не пытаясь переучивать, он ответит высокими показателями психического развития, креативностью мышления, незаурядными способностями и достижениями в архитектуре, музыке, художественном творчестве. Левшей стоит поберечь, возможно, они еще не раскрыли полностью своих потенциальных возможностей. А еще они смотрят цветные сны и способны увидеть будущее.

Узнав все эти факты, я теперь могу с гордостью сказать: «Я-левша!»

1.5. Тесты на определение ведущего полушария

Во-первых: известно, что правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое – правой.

Поэтому люди с ведущей левой рукой (левши), относятся к правополушарникам, а правши - к левополушарникам, но это деление условное.

Вы можете проделать несколько упражнений и узнать, какое полушарие ведущее, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. Приготовьте лист бумаги и карандаш. После каждого задания вы будете фиксировать на листке, какой тип реакции – ПРАВЫЙ или ЛЕВЫЙ – проявился у вас. Их можно отмечать, например, буквами "П" и "л".

Приступаем к первому заданию. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции (ведущее полушарие - левое), так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый, а ведущее полушарие - правое (и в следующих заданиях - соответственно также).

Приступаем ко второму заданию. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза!).

А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции левый.

Приступаем к третьему заданию. Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте.

Наконец, четвертое задание. Сначала немного поаплодируйте. А сейчас обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху – правая или левая. Теперь зафиксируйте этот результат на своем листке.

Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии.

Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим (левополушарник) или эмоциональным (правополушарник)

Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность.

Третье – указывать на склонность к простодушию или кокетству.

Четвертое – на решительность или нерешительность характера.

А вот более подробное описание типов по результатам тестирования:

ПППП – ориентация на общепринятое мнение (стереотипы), консервативный тип характера, наиболее стабильное (правильное) поведение.

ПППл – неуверенный консерватизм, слабый темперамент. Нерешительность.

ППлП – способность к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный характер не воспринимает слабые типы.

ППлл – редкий и самостоятельный тип характера. Кокетство, чувство юмора, мягкость, артистизм. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера. Высокая контактность, но медленное привыкание.

ПлПП – деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость. Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип "деловой женщины".

Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт "в лоб", у них преобладает расчет, терпимость, "вязкость", замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.

ПлПл – самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость. Подверженность различным влияниям. Встречается только у женщин.

ПллП – склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликты. Некоторое непостоянство, способность кокетничать в аналитической манере, особая мягкость. Эмоциональная медлительность, томность. Простота и редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Чаще встречается у женщин.

Пллл – непостоянный и независимый характер, основная черта – аналитичность. Встречается редко.

лППП – часто встречающийся тип характера с очень хорошей адаптацией к разным условиям. Эмоциональность в сочетании с недостаточной настойчивостью, которая прежде всего проявляется в основных стратегических вопросах (брак, образование и т. п.). Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.

лППл – слабая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность. Требует особо тщательного отношения к себе – чаще у женщин, тип "маленькой королевы".

лПлП – самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных целях. Сильная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения.

Такие люди не любят инфантильности.

лПлл – Сильный и ненавязчивый характер. Практически не поддается убеждению.

Основная черта – внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.

ллПП – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.

ллПл – основные черты: простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип (1% женщин, у мужчин практически не встречается).

лллП – эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта), энергичность, некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые, непродуманные решения. Поэтому в общении с ними важны дополнительные "тормозные механизмы".

лллл – способность по-новому взглянуть на вещи (антиконсерватизм), наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, защищенность, иногда переходящая в замкнутость.

Способность ослепительно улыбаться.

Определили? Соответствует вашему характеру?

Глава 2. Практическая часть

Изучив все материалы про левшей, я сделал вывод, что переучивать нас ни в коем случае нельзя! Это - вмешательство в работу структур мозга.

Много лет подряд воспитатели в детских садах, педагоги, педиатры упорно боролись с леворукостью. Все учебные программы были рассчитаны на праворуких, быт был настроен лишь под них. Левшей не всегда поддерживали даже родители, потому что не хотели, чтобы их дети выделялись среди других, остерегаясь, что это повлияет на их отношения с окружением. И хотя общество всячески игнорировало леворукость, прогрессивные медики всегда констатировали: левши - особые. Ведь важные нейрофизиологические реакции у них протекают не так, как у правшей. И именно ученые первые подняли голос в защиту левшей, потому что знали: каждое насильственное психологическое действие на организм человека, запрет пользоваться тем, что удобно, негативно влияет на личность.

Теперь хотелось бы все это доказать на практике!

2.1. Организация и анализ анкетирования учащихся 3-их классов гимназии № 86

Я решил провести свое исследование, которое проходило в два этапа:

1. Анкетирование учеников 3-их классов.

2. Эксперимент на уроке.

Цель проведения анкетирования: узнать, сколько левшей учиться в нашей школе в параллели третьих классов. И действительно ли что левшей девочек в два раза меньше, чем мальчиков? Сколько из них левша «по наследственности», а сколько нет? И влияет ли это на их увлечения и успеваемость в школе.

Для достижения данной цели была составлена анкета, которую заполнили школьники 3 классов гимназии № 86 г. Уфы, всего 83 человека, среди них 45 девочек (54%) и 38 мальчиков (46%).

Заданные вопросы:

    Кто ты – девочка или мальчик?

    Какой рукой ты пишешь – правой или левой?

    Есть ли у тебя в семье «левша»?

    Кем ты хочешь стать в будущем?

Выяснилось, что среди наших третьеклассников 7 человек левшей, а это всего 8%. Это действительно мало. Но вот действительно ли девочек меньше левшей, чем мальчиков? В нашем случае это не подтвердилось: оказалось 4 девочки (57%) и 3 мальчика (43%). И что примечательно среди правшей количество девочек и мальчиков также разделилось практически поровну: 54% и 46 % соответственно.

При ответе на второй вопрос я хотел узнать все ли левши – левши по наследственности. Выяснилось, что «потомственные» левши – 3 человека (43%). А у 20% правшей был очень большой шанс родиться левшой.

При ответе на четвертый вопрос 6 человек левшей или 86% выбрали профессии творческой или спортивной направленности, а среди правшей большая часть – 52% выбрали профессии где, требуется больше логического мышления. При этом 10% правшей не знают, кем хотят быть, а 38% выбрали профессии творческой или спортивной направленности.

Кроме того я провел опрос классных руководителей, с целью выяснить влияет ли левшевство на успеваемость и подчерк детей. Все 7 человек левшей учатся на 4 и 5. Почерк тоже практически у всех ровный и аккуратный. Несколько человек закончили второй класс с отличием.


2.2. Организация и анализ экспериментальной работы среди учащихся 2-ых классов гимназии № 86

Цель эксперимента: узнать отличается ли мышление и восприятие окружающей действительности левши и правши.

Эксперимент заключался в том, что:

    Детям было предложено разделить на группы девять слов по любому признаку:

рыба, перья, бегать, собака, чешуя, летать, шерсть, плавать, птица.


В результате первого эксперимента 86% левшей и 20% правшей обладают образным мышлением, т.е. они разделили слова таким образом: рыба+чешуя+плавать и т.п. А 14% левшей (1 человек из 7) и 80% правшей разделили слова согласно логическим цепочкам: животное – действие – покровы или существительное – глагол.

В результате второго эксперимента 100% левшей выбрали фигуры круг и зигзаг. Эти фигуры согласно психологической оценке означают: символ гармонии (круг) и символ творчества (зигзаг), присущие для людей с правополушарным типом мышления, образным. Те же фигуры выбрали 60% правшей. Фигуры квадрат и треугольник выбрали только правши – 40%, эти фигуры присущи людям с левополушарным типом мышления, логическим.

И в результате третьего эксперимента я сделал вывод, что рисунки левшей радикально отличаются друг от друга. Тут есть и точное исполнение увиденного и какое-то собственное восприятие действительности, и своя образная «геометрия» с учетом дополнительных деталей.

Рисунки же правшей выполнены в соответствии с заданием: дом и дерево. Они определенно схожи все между собой, что говорит о том, что авторы исполняли задание, следуя логике.


Из проведенных мною анкетирования и эксперимента можно сделать вывод, что у правшей и правда больше преобладает левополушарный логический тип мышления, а у левшей – правополушарный образный. Но это никак не влияет на процесс обучения и почерк у левшей. Как и то, что правша может быть человеком творческим образномыслящим. Т.е. нет совершенно никакой необходимости переучивать левшу, причиняя ему этим физическое неудобство и, возможно, психологическое страдание.

Может просто необходимо принять тот факт, что мир не полностью «правильный, праворукий». Сделать его удобнее и для левшей, создавая больше вещей для них. Вот, например, некоторые предметы для левшей, которые уже можно приобрести и которых не было раньше:


И еще многое другое.

Таким образом, поставленные цели и задачи достигнуты:

    Была изучена литература на заданную тему;

    Изучена причина «леворукости» и особенности развития левшей;

    Проведен опрос учащихся 3-их классов и эксперименты на уроках;

    Сделаны выводы.

Материалы данной работы носят ознакомительный характер, и могут быть использованы в качестве дополнительного пособия на уроках или классных часах, как работа, содержащая довольно интересные факты.

Заключение

В мире 20-25% малышей рождаются левшами, а леворуких мужчин вдвое больше, чем женщин. Доказано, что левши - неординарные, талантливые, креативные, умные, умелые. И от большинства людей их, на первый взгляд, отличает лишь то, что во время приветствия они подают левую руку …

Но наука и до сих пор не может дать точного ответа на вопрос, почему у одних родителей рождаются леворукие и праворукие дети, почему природа разделили нас, как одно отображение в зеркале.

Точно известно, что леворукость наследуется. Доказано, что 50% детей становятся таковыми, если их папа и мама - левши. И одновременно более 6% леворуких - дети праворуких родителей. Пожалуй, эта тайну не будет разгадана, пока не раскроют один из крупнейших секретов человеческого мозга - его несимметричность. А наш «главный компьютер» так устроен, что правое и левое полушарие, хотя внешне подобные, отличаются и по строению, и за функциями.

Мы еще не можем разгадать феномен леворукости, но должны оценивать его как вариант нормы и как яркое свидетельство многогранности человеческой натуры. Поэтому если ваш малыш - левша, приветствую! Кто знает, возможно, у вас подрастает маленький Леонардо …

Список используемой литературы:

    Покровский В.И. Леворукость//Энциклопедия здоровья. - М.:ИПО Автор, 1992.-С.248-249.

    Беккелмэн Л. Чувствующий мозг//Человек.- М.:ООО Аст- рель,2002.-С.17.

    Акимов Г.Е. Как помочь своему ребенку. – Екатеринбург, 2003. – 110 с.

    Айрапетянц В.А. Леворукий ребенок //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003 г. - № 3.

    Вартанян Г. А., Клементьев Б.И. Химическая симметрия и асимметрия головного мозга. М: Медицина, 1991 г.

    «Википендия». Свободная энциклопедия. Vikipendia. га.

    Ефремов К. Левый - правый мозг // Знание - сила.- 2002 г. - № 8.

    Маркина Н. Мозг правшей и левшей - В чем разница? «Наука и жизнь» - 2001 г. -№6.

    Не переучивайте левшу. № 8, 2002 г./ Журнал «Наука и жизнь».

    Сайт о проблемах левшей, w.w.w. left hand. ru.

Ахунова Камилла Альмировна

Руководитель проекта:

Саубанова Альфия Ринатовна

Учреждение:

МОБУ "СОШ №1 имени М. Абдуллина", с. Киргиз-Мияки, Республика Башкортостан

Эта исследовательская работа (проект) в начальной школе "Левша или правша" касается и моей семьи – ведь мой брат делает все левой рукой, а я правой. В исследовании я планирую узнать сколько левшей учится в нашей школе, почему их так мало и как относятся к таким людям в обществе и какие они на самом деле.

При подготовке к исследовательскому проекту по начальной школе на тему "Левша или правша" мне захотелось узнать всё о леворуких и праворуких людях и я начала поиск необходимой информации в сети Интернет.


В процессе исследовательской работы по начальной школе на тему "Левша или правша" я проведу анкетирование в начальных классах, выявлю интересы леворуких и праворуких детей детей.

Введение
1. Основная часть.

1.1. Количество леворуких и праворуких детей.
1.2. Анкетирование в классах.
1.3. Интересы леворукого и праворукого ребенка.
1.4. Удобно ли жить леворукому ребенку.
Заключение
Дополнительный материал

Литература

Введение

Меня зовут Ахунова Камилла. Я ученица второго класса.

Я – отличница. Мне очень нравится учиться. Я посещаю художественную школу, люблю читать интересные книги. Посещаю кружок умники и умницы. У меня много друзей.

С Альфией Ринатовной мы выполняем различные исследования. Меня заинтересовал проект- исследование «Левша или правша? » и я решила его выполнить, потому что у меня брат левша.

Мне захотелось узнать всё о леворуких и праворуких людях. Этот проект – исследование касается и моей семьи – ведь мой брат делает все левой рукой, а я правой.

Мне интересно ответить на следующие вопросы:

  • сколько левшей в нашей школе?
  • почему их так мало?
  • как относятся в обществе к таким людям.
  • какие они?

С братом мы соревнуемся, кто быстрее сделает, он - левой рукой, я – правой рукой.

Мне очень интересно знать почему в нашей семье все правши, а мой брат – левша?

Цель исследования: сколько "правшей" и "левшей" среди учащихся младших классов нашей школы.

Задачи:

  1. Каковы интересы «правшей » и «левшей »?
  2. Склонности и успехи в учёбе «левшей » и «правшей ».

Объект исследования: учащиеся.

Предмет исследования: интересы, увлечения, успехи в учебе.

Мои гипотезы:

  1. Леворукость связана с более развитым левым, а праворукость – с развитым правым полушарием головного мозга. Эти признаки передаются по наследству.
  2. Большинство людей – правши, к правшам общество относится лучше, потому что их большинство.
  3. Леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей.
  4. Я предположила, что для "правшей" и "левшей" характерны различия в свойствах характера, предпочтениях в любимых видах деятельности, интересах.

Я выбрала следующие методы исследования:

  • Изучение теоретического материала.
  • Анкетирование.
  • Изучение тетрадей леворуких и праворуких детей.

Этапы исследования:

  1. Изучение теоретических данных.
  2. Выполнение заданий анкеты.
  3. Рассматривание письменных работ леворуких и праворуких детей.
  4. Анализ результатов исследования.
  5. Формулирование вывода.

1. Основная часть

1.1. Количество леворуких и праворуких детей.

Сначала я решила узнать, сколько в начальных классах нашей школы леворуких и праворуких детей.
- всего учащихся - 382;
- праворуких – 360 человек;
- леворуких - 22.

Галина Викторовна Волгина - психолог нашей школы сказала, что это следующее соотношение - 1 к 17, леворуких детей – 5,9 %.

1.2. Анкетирование в классах

Я провела анкетирование в 3-«Б» и в 3-«А» классах.

Анализ анкет показал, что из 40 детей 8 ребенка леворукие.
Свою леворукость – праворукость ребята определяют следующим образом:

  1. пишу, рисую этой рукой – 30
  2. делаю всё этой рукой – 5
  3. пишу, держу ложку этой рукой - 5

Я решила узнать, почему так мало леворуких детей. И чем эти люди отличаются от остальных?

Я узнала, что ещё не открыты загадки происхождения леворукости. Даже ученые не могут ответить на вопрос, почему один ребенок всё делает правой рукой, а другой левой.

1.3. Интересы леворукого и праворукого ребенка

Я сравнила интересы леворукого и праворукого ребенка.


Я узнала, что головной мозг состоит из 2 полушарий. Левое и правое полушария мозга отличаются друг от друга. Они нужны нам для противоположных действий.

Левое полушарие отвечает математические вычисления, речь, чтение и письмо, двигательные функции. Левое полушарие очень хорошо развито у праворуких людей.

Правое полушарие - за образную память, ритм, восприятие музыки, чувства. Данное полушарие хорошо развито у леворуких людей.

Если посмотреть на интересы леворуких и праворуких ребят, то мы видим подтверждение этого. Поэтому, зная, какое полушарие у нас главное, мы можем правильно выбрать профессию или объяснить, почему у нас что-то не получается в той или иной деятельности.

До недавнего времени левшей старались переучивать, но после выяснилось, что насильственное превращение правой руки в ведущую плохо отражается не только на учебном процессе, но и подавляет творческое развитие, ведёт к различным неврозам и даже может вызвать заикание.

Отношение к левшам в разные времена и у различных народов было неодинаковым.

В Средние века способность пользоваться левой рукой вместо правой считалась знаком дьявола. В более поздние времена людям, пользующимся левой рукой, стали приписывать одаренность и даже талант.

Немало талантливых левшей и среди наших современников: Барак Обама. И многие другие известные люди.

Но также не вызывает сомнения, что очень много известных и праворуких людей.
Это говорит о том, что люди равны между собой, и успехи, достижения зависят не только от природных задатков, но и от желания человека развивать себя, работать над собой.

Попробуйте и вы определить, где писал леворукий ребенок, а где праворукий?

Вот это работы ребят, которые учатся на «4 и 5». А вот это работы детей, которые учатся на «3 и 4».
Мне кажется, что качество выполнения работы одинаковое.

1.4. Удобно ли жить леворукому ребенку

Меня так же интересовал вопрос, а удобно ли жить леворукому ребенку в мире, где всё сделано для праворуких детей.

Леворукие ребята ответили так – не всегда.

Я узнала, что существуют на Западе специальные магазины для леворуких людей. Например, есть прописи для леворуких детей, учебные принадлежности, инструменты, швейные машины. У нас пока таких магазинов нет, но всё же можно найти товары для левшей, например, мой брат пользуется специальной ручкой для левшей!

Я сделала памятку для учителей , которые работают с леворукими детьми. Она следующая:

  • В классе леворуких детей рекомендуется сажать слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу.
  • При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны.

Заключение

Вывод:
1. Среди учащихся начальных классов 6 % левшей, 94% правшей.

2. Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них - другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче.

3. Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из общей картины. В наше время не настороженность, а интерес, желание понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий - это путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

Исследовательская работа « Я - левша»

Выполнил учащийся 1класса:

Ключевской Иван

Руководитель:

Чумак Татьяна Михайловна



Гипотеза : Леворукость - это не патология и не недостаток развития, это норма

Цель исследования : изучить проблему леворукости и доказать, что леворукость является индивидуальным вариантом нормы.

Задачи : 1. Изучить литературу по проблеме леворукости.

2.Узнать сколько левшей учится в нашем классе.

3. Провести анкетирование среди учащихся и педагогов

4 Провести эксперименты по установлению скрытой леворукости у учащихся моего класса.

Предмет исследования : «леворукость»

Объект исследования : учащиеся начальных классов


План работы

  • Изучить литературу по данной теме
  • Провести анкетирование педагогов
  • Провести анкетирование учащихся
  • Оформить результаты своей работы

  • Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую.
  • Левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В России их порядка 15–18 миллионов человек. Повышенное количество леворуких отмечается среди близнецов.
  • Всемирный день левшей был установлен в 1992 году и впервые отмечался 13 августа по инициативе Британского клуба левшей.

  • Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным.
  • Так, среди кошек большинство – правши
  • Зато все белые медведи - левши


Анкетирование учащихся

Вопросы к испытуемому

1.Какой рукой Вы пишете?

правой

любой

2.Какой рукой бросаете камень, мяч?

левой

3.Какой рукой держите ракетку для игры в теннис, бадминтон?

4.Какой рукой режете ножницами бумагу?

5.Какой рукой вставляете нитку в иглу?

6.Какой рукой режете хлеб?

7.Какой рукой расчесываетесь?

8.Какой рукой держите молоток?

9.Какой рукой держите зубную щетку?

10.Какой рукой отвинчиваете крышку тюбика с зубной пастой?



Определение ведущего уха

Определение ведущего глаза

  • Ведущий глаз левый – у 4 человек
  • Ведущее ухо левое – у 4 человек
  • Ведущий глаз правый – у 23 учащихся
  • Ведущее ухо правое - 23 человека

Исходя из проведённой мною работы (опрос психолога, тестирование среди моих одноклассников и анкетирование учителей школы) и изучив научную и художественную литературу по этому вопросу, я пришёл к выводу, что леворукость нельзя считать отклонением в ту или иную сторону. Левши такие же люди, как и все, только с более развитым правым полушарием. В моём классе 4 левши, что составляет – 5 %.


Корелов Иван Артемович

Руководитель проекта:

Сметанина Наталья Александровна

Учреждение:

МБОУ Средняя школа № 3 города Няндома

Ученик 3 класса начальной школы решил начать работу над исследовательским проектом по окружающему миру "Кто такие леворукие дети" после того, как заметил некоторые отличия среди одноклассников.

Он стал интересоваться про различия по видам деятельности и в интересах у "правшей" и "левшей".

В данной проектной работе по окружающему миру "Кто такие леворукие дети" школьник заметил, что «леворукому» человеку очень трудно в праворуком мире, потому что всё оборудование для жизни и труда рассчитано на правшей.


В процессе исследовательской работы по начальной школе на тему "Кто такие леворукие дети" ученик 3 класса провел анкетирование в школе, где выявил интересы леворуких и праворуких детей.

Введение
Основная часть
1. Что мы знаем о левшах?
2. Как узнать, что ты леворукий?
3. Анкетирование детей начальной школы
4. Трудно ли быть левшой в окружении правшей?
5. Стоит ли переучивать левшу?
6. Увлечения леворуких и праворуких детей
Заключение
Литература
Приложения

Введение


Меня зовут Иван Корелов. Я ученик 3 «Б » класса МБОУ СОШ № 3 г. Няндома.

С 1 сентября вместе с ребятами из нашего класса, я посещаю занятия логопеда. В нашей группе есть мальчик, который пишет левой рукой. После звонка мы все расселись по своим местам, но Наталья Александровна попросила Егора пересесть на другое место. Мне стало интересно, почему именно туда?

Учитель улыбнулась и предложила мне провести исследование на тему «Кто такие «леворукие дети ». Меня эта тема очень заинтересовала, потому что в нашем классе несколько ребят, которые пишут левой рукой.

Раньше я не задумывался о том, что у левшей могут быть какие – то трудности в учебе. Я попробовал писать и рисовать так, как они, но мне было очень неудобно. У меня появилось несколько вопросов, и мы с мамой начали искать на них ответы:

  1. Кто такие левши и что о них известно?
  2. Как можно понять, что ты левша?
  3. Трудно ли быть левшой в окружении правшей?
  4. Отличаются ли увлечения леворуких и праворуких детей?

В процессе исследовательской работы по начальной школе на тему " Кто такие леворукие дети " я провел анкетирование в третьих классах нашей школы, выявил интересы леворуких и праворуких детей.

Цель исследования: выявление особенностей леворуких детей в мире праворуких.

Задачи:

  1. Изучить особенности леворуких детей.
  2. Сравнить интересы и увлечения левшей и правшей.
  3. Провести анкетирование и тесты на определение рукости.
  4. Проанализировать результаты исследования.

Объект исследования: особенности леворукости и праворукости.

Предмет исследования: интересы, увлечения, успехи в учебе леворуких и праворуких детей.

Мои гипотезы:

1. «Леворукому » человеку очень трудно в праворуком мире, потому что всё оборудование для жизни и труда рассчитано на правшей.
2. Я предположил, что у "правшей" и "левшей" есть различия в предпочтениях по видам деятельности и в интересах.

Я выбрал следующие методы исследования:

  • изучение теоретического материала;
  • анкетирование;
  • анализ результатов исследования.

1. Что мы знаем о левшах

Сначала я решил узнать кто такие леворукие дети, и что в них особенного. Оказывается, леворукость и праворукость зависит от того, какое у человека ведущее полушарие мозга .
Итак, наш головной мозг состоит из 2 полушарий. Левое и правое полушария мозга отличаются друг от друга. Они нужны нам для противоположных действий.

Левое полушарие отвечает за математические вычисления, речь, чтение и письмо, двигательные функции. Левое полушарие очень хорошо развито у праворуких людей.

Правое полушарие - за образную память, ритм, восприятие музыки, чувства. Правое полушарие хорошо развито у леворуких людей.

Зная, какое полушарие у нас главное, мы можем правильно выбрать профессию или объяснить, почему у нас что-то не получается в том или ином виде деятельности.

Леворукие дети – правополушарные, а значит более эмоциональные, чувствительные, творческие натуры.

В литературе мы нашли еще и такие интересные факты и особенности левшей:

  • у них необычный взгляд на мир, стремление к новому, интересному.
  • наличие творческих и музыкальных способностей, высокий уровень интеллекта, который помогает добиваться хороших результатов в профессии. Часто левши встречаются среди деятелей искусств: художники, музыканты, актеры, например: Валерий Меладзе, Микеланджело, Чарли Чаплин.
  • левши незаменимы в отдельных видах спорта, например: теннисе, фехтовании, боксе. Они считаются самыми «опасными » и непредсказуемыми противниками.
  • у левшей даже есть свой праздник «Всемирный день левшей », который проходится 13 августа.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что леворукость – это не болезнь, а особенность человека, у которого правое полушарие работает лучше, чем левое.

2. Как узнать, что ты леворукий ребенок?

Протестировать ребенка можно разными способами, я предложил ребятам 2 теста:

Тест №1

Возьмите расческу и расчешите волосы. Возьмите ручку и напишите несколько слов. Возьмите карандаш и нарисуйте солнышко. Послушайте часики. Вырежьте цветочек (Приложение № 1 )
Если из 4 заданий вы сделали 3 – левой рукой, то, скорее всего, вы леворукий человек.

Тест №2

Этот тест мы провели для того, чтобы определить ведущую руку, глаз, ухо. Для этого я:

  1. Сделал в небольшой коробочке одно отверстие для глаза, положил туда светящийся предмет и попросил ребенка заглянуть в коробочку, спросив, что там внутри. В это время я отмечал, каким глазом он чаще прикладывается к коробке. (Ведущий глаз )
  2. Приготовил коробочку с горохом, завязал ребенку глаза и попросил побрякать ей и угадать, что там. Отмечаю, каким ухом слушает. (Ведущее ухо )
  3. Предложил брать одной рукой школьные принадлежности. (Ведущая рука )

Если большинство действий определили ведущую левую сторону тела - ребенок левша. Если ведущая правая сторона тела - правша (Приложение №2)

3. Анкетирование детей начальной школы.


Сначала я решил узнать, сколько в начальных классах нашей школы леворуких и праворуких детей. Оказывается в начальной школе 398 учащихся.

Из них 361 правша и 37 левшей.

Я провел анкетирование в начальных классах (Приложение №3) .

1. Какой рукой ты пишешь (ешь, бросаешь мяч)?
2. Трудно ли тебе было учиться писать в первом классе?
3. Чем ты любишь заниматься? (спорт, рисование, музыка, чтение, поделки)
4. Как относятся к твоей леворукости окружающие?
5. А если ученик работает правой рукой – как ты относишься к левшам?

Анализ анкет показал:

  • что большая часть одноклассников не знала как определить ведущую руку, и ее определение им очень понравилось;
  • что учиться в первом классе было трудно всем;
  • большая часть ребят ответили, что они даже не обращали внимания на то, какой рукой работает их сосед, друг;
  • левши ответили, что им иногда бывает сложно писать быстро, читать и считать. Свою леворукость – праворукость ребята определяли впервые;
  • а еще анализ показал, что 21 ученик умеют работать обеими руками.

4. Трудно ли быть левшой в окружении правшей?

Отношение к левшам в разные времена и у различных народов было неодинаковым. В Средние века леворукость считалась знаком дьявола. В дальнейшем левшам стали приписывать одаренность и талант.

Однако, среди праворуких людей тоже очень много известных людей. Это говорит о том, что люди равны между собой, и успехи, достижения зависят не только от природных задатков, но и от желания человека развивать себя, работать над собой.

5. Стоит ли переучивать левшу?

До недавнего времени левшей старались переучивать, но после выяснилось, что если переучивать их силой, то это плохо отражается на учебном процессе, ведёт к различным неврозам и даже может вызвать заикание.

Я попробовал это на себе: (Приложение № 4) как праворукий человек я привязал к телу с помощью мамы правую руку и попробовал все делать левой рукой – это, конечно, возможно, но я очень нервничал, потому что уходило очень много времени, получалось некачественно, и очень хотелось отвязаться.

Во время тестирования 21 ученик написал, что умеет работать обеими руками. Можно предположить, что это переученные левши. По моим наблюдениям эти ребята часто нервничают, торопятся, расстраиваются при неудачах.

Мой вывод: переучивать нельзя, ребенку от этого лучше не будет. Можно пробовать, развивать другую руку, только если он сам этого хочет.

6. Увлечения леворуких и праворуких детей.

Я сравнил интересы леворуких и праворуких детей, вот, что у меня получилось: левши действительно больше предпочитают творческие занятия, рисовать, петь, слушать музыку, а правши больше предпочитают точные науки и спорт (Приложение № 5).

Из всего этого можно сделать вывод, что левшам трудно жить в праворуком мире. Потому что все прописи, ручки, мебель и даже ручки на дверях сделаны для правшей.

Заключение


В ходе исследования мне удалось выяснить, что:

1. Среди учащихся начальных классов 37 левшей, 21 умеют работать обеими руками, 340 правшей.
2. Я научился и научил одноклассников определять ведущую руку.
3. Леворукий человек испытывает неудобства в праворуком мире.
4. Интересы левшей и правшей немного отличаются. Леворукие люди склонны к творчеству. Они увлекаются музыкой, литературой, но им труднее дается чтение, письмо, счет. Праворукие – любят точные науки, спорт. Но, леворукость – это не препятствие для достижения успеха в жизни.
5. Еще я сделал вывод, что переучивать ребенка – левшу не надо, а можно развивать правую руку, если ребенок этого хочет.

Проделав эту работу, я получил ответы на все интересующие меня вопросы. Было очень интересно подтверждать теорию практикой. Считаю, что моя гипотеза подтвердилась полностью.

В заключении хочу сказать, что я сейчас знаю и могу порекомендовать леворуким ребятам следующее:

  • Чтобы сосед не мешал вам писать, садитесь от него слева.
  • Ручку берите пальчиками на расстоянии 2-3 см от пера.
  • Тетрадь разворачивайте к себе правым уголком, а не левым как это делают правши.

Все это нужно делать для того, чтобы видеть, что вы пишете.

Литература

1. Безруких М.М. Леворукий ребёнок. - 2-е изд. дораб. - М.: Вентана - Граф, 2008. - 64 с. (Будущий первоклассник. Подготовка к школе).
2. М.М.Безруких. Почему учиться трудно. - М.,1995.
3.Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2008. - 88 с.
4. Воробьёва Т.А., Гузенко Т.В. Леворукий ребёнок: 50 уроков для подготовки к письму. - СПб.: Издательский дом «Литера », 2011.- 80 с. (Готовимся к школе).
5. Е.И.Николаева. Леворукий ребёнок: диагностика, обучение, коррекция.- С-Петербург.,2005