К школе имажинизма принадлежал. Язык с точки зрения имажинизма. Разногласия и распад

Имажинизм как литературное направление в русской поэзии Серебряного века возникло после Великой Октябрьской Революции в 1918 году под влиянием основных идей футуризма. Его идейные основатели и организаторы, создавшие Орден имажинистов - писатель и поэт Анатолий Мариенгоф, поэт и переводчик Вадим Шершневич (кстати, начинавший как футурист) и молодой крестьянский поэт Сергей Есенин. Целью своего творчества имажинисты провозглашали создание литературных образов, для их появления обязательно использование метафоры или метафорических цепей, которые сопоставляют разнообразные элементы в прямых и переносных образах.

Творчество имажинистов характеризуется наличием эпатажных литературных приемов, присутствием анархических мотивов, намеренным разрушением предметного значения слов, которое достигалось сопоставлением совершенно непохожих предметов, объектов или явлений («ресницы стучат в тишине как копыта», закат как «отелившееся небо лижет красного телка»).

Литературные исследователи утверждают, что термин имажинизм был позаимствован у английских поэтов-авангардистов, основавших в начале ХХ века (1910 год) новую поэтическую школу, носившую название имажизим. Её основателями были английские поэты Т. Элиот, У. Люьис, Т. Хьюм, Э. Паунд и Р. Олдингтон, их целью было прямое воспроизведение действительности с помощью свежих, еще не превратившихся в шаблонные клише, образов (от английского «image» - образ, отсюда и название литературного учения). Их главным стремлением было обновление и создание нового поэтического языка, что было отображено в их теории свободных образов и стихотворений.

В России впервые узнали о школе имажизма в статье «Английские футуристы» (1915 г.), её автор писательница и литературный критик Зинаида Венгерова. Схожесть терминов «имажизм» и «имажинизм», как и общность или различие их концепций весьма спорна и единого мнения у литерных исследователей на этот счет не существует.

В России впервые «имажионизм» заявил о себе как особенное литературное направление после появления книги Вадима Шершневича «Зеленая книга» (1916). Бывший футурист Шершневич в ней впервые заостряет внимание не на форме поэтического образа, а на его содержании. Вадим Шершневич как идеолог нового направления закрепляет термин «имажионизм» как литературное направление, которое провозглашало главенство словесного образа над содержанием.

(Воронежский литературный журнал "Сирена" )

В конце 1919 года воронежский литературный журнал «Сирена» публикует «Декларацию» Ордена имажинистов, в нем в виде манифеста утверждаются основные правила и концепции нового учения, заявляющие о том, что образы занимают ключевое значение в структуре любого художественного произведения, и в искусстве только с помощью образов и их особенной ритмики можно в полной мере выявить жизнь во всех её проявлениях. На первом литературном вечере имажинистов в Союзе поэтов в их ряды влились новые члены: поэты И. Грузинов, А. Кусиков, М. Ройзман, Л. Моносзон, Н. Эрдман.

В начале двадцатых годов ХХ века имажинизм переживает свой расцвет и становится одним из самых организованных поэтических движений Москвы. Имажинисты устраивали разнообразные литературные встречи и вечера в популярных богемных заведениях, выпускали множество поэтических сборников, даже специализированный журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (было опубликовано четыре номера с 1922 по 1924 год). Официальной структурой был «Орден имажинистов» имевший зарегистрированный и одобренный Луначарским (нарком просвещения СРФСР с 1917 по 1929 год) Устав и председателя Сергея Есенина, утвержденного в 1920 году.

Среди представителей новой литературной школы никогда не существовало особенного единства, будучи друзьями и соратниками в реальной жизни, поэты-имажинисты имели разные подходы к творчеству, абсолютно разнородные теоретические основы и особенности творческого искусства. Например, поэзия Анатолия Мариенгофа (сборники «Витрина сердца», «Руки галстуком», «Новый Мариенгоф) и Вадима Шершневича (книга поэзии «Лошадь как лошадь») отличается урбанистичностью, богемностью, здесь присутствует упадническая эротика, творчество рисует картины духовного опустошения и декадентского нигилизма, темы поэзии пропитаны глубокими личными переживаниями, в которых отражается пессимизм и неверие в светлое будущее, неприятие революционных перемен.

Имажинизм Сергея Есенина имеет совершенно другую основу. В отличие от Мариенгофа и Шершевича, ярких представителей деклассированной городской интеллигенции, он представляет класс зажиточных деревенских крестьян, так называемых «кулаков», которые тоже подвергались гонениям новой Советской власти. Предпосылки появления пассивности по отношению к окружающему миру в его поэзии («Кобыльи корабли», «Я последний поэт древни», поэтический цикл «Москва кабацкая») имеют совершенно другие корни, в основе его имажинизма лежит значимость натурального хозяйства, вещевой конкретности, которые ему были близки с рождения. Имажинизм Есенина основывается на примитивной крестьянской психологии зоо- и антропоморфизма.

(Газета "Правда", 1925 г. )

В рядах поэтов-имажинистов, имеющих различное виденье теории использования образов в искусстве, возникают различные полемики. Они проявляются в форме таких литературных работ как «Остров Буян» Мариенгофа, «Листы имажиниста» Шершевича, «Ключи Марии», «Быт и искусство» Есенина, в которых поэты высказывали взгляды и идеи, противоречащие друг другу. Бурная полемика в рядах имажинистов в итоге привела к расколу данного литературного движения на правое и левое крыло, а в дальнейшем и к полному распаду, о чем заявили Грузинов и Есенин в «Письме в редакцию» (газета «Правда», 1925 г.).

Имажинизм внес значительный вклад в культуру рифмования русской поэзии, а его требования единства стихотворной композиции с лирической точки зрения стали впоследствии очень актуальными и востребованными. Теоретические основы имажинизма стали идейной предпосылкой для развития следующего литературного направления - модернизма.

Имажинизм это литературное (и художественное) течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе исканий русского авангарда, в частности - футуризма. Поэтическая группа имажинистов была создана в 1918 В.Г.Шершеневичем, С.А.Есениным, А.Б.Мариенгофом; в нее вошли И.В.Грузинов, А.Б.Кусиков, Р.Ивнев, а также художники Б.Эрдман и Г.Якулов; близок к ним драматург и поэт Н.Р.Эрдман. В первой «Декларация» (1919) «оруженосцы» имажинизты, используя те же приемы грубого эпатажа, что и футуристы, провозглашали «единственным законом искусства, единственным несравненным методом… выявление жизни через образ и ритмику образов. О, вы слышите в наших произведениях верлибр образов». Ориентация на «образ» диктовала определенные приемы его построения: «Образ - ступенями от аналогий, параллелизмов - сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения - вот орудие производства мастера искусства… Образ - это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия», - подчеркивалось в «Декларации», вышедшей почти одновременно в двух изданиях: «Сирена» (Воронеж, 1919. No 4) и «Советская страна». На первый план выдвигался образ «как таковой»: не слово-символ в его многозначности (символизм), не слово - название вещи (акмеизм), не слово-звук, так называемый «заумный язык» (кубо-футуризм), а слово-метафора: шокирующее новизной восприятия соединение отдаленных по значению предметов или явлений («Он готов нести хвост каждой лошади, Как венчального платья шлейф» - «Исповедь хулигана», 1921, Есенина). Сам процесс возникновения имажинистского образа (намеренное разрушение предметного значения слова путем сопоставления непохожих предметов, явлений, понятий) виден в стихотворении Шершеневича «Принцип примитивного имажинизма» (1918): «И ресницы стучат в тишине, как копыта, По щекам, зеленеющим скукой, как луг…» и в стихотворении Есенина «Не напрасно дули ветры…» (1917): «Плещет рдяный мак заката На озерное стекло. И невольно в море хлеба Рвется образ с языка: Отелившееся небо Лижет красного телка».

Термин «имажинизм»

Термин «имажинизм» заимствован у англо-американского литературного течения имажизм , знакомство с которым состоялось благодаря статье З.А.Венгеровой «Английские футуристы» (сборник «Стрелец»). Однако русские имажинисты никогда не называли англо-американских имажистов своими предшественниками, хотя и те, и другие сохраняли зависимость от некоторых принципов теоретика футуризма - итальянского писателя Ф.Т.Маринетти. Само название «новых поэтов на русской почве» появилось в таком написании: «Я по преимуществу имажионист, то есть образы прежде всего», - писал Шершеневич, бывший эгофутурист и будущий наиболее радикальный теоретик имажинизма в книге «Зеленая улица» (1916). В следующем манифесте «2×2=5: Листы имажиниста» (1920) Шершеневич развивал свою теорию, обеспечивавшую победу образа над смыслом и освобождение слова от содержания: «Стихотворение не организм, а толпа образов… Ритмичность и полиритмичность свободного стиха имажинизм должен заменить аритмичностью образов, верлибром метафор»; «лозунги имажинистской демонстрации: образ как самоцель. Образ как тема и содержание» (Поэты-имажинисты,).

«Каталогом образов» (по примеру имажистов) назвал Шершеневич стихотворение из своей книжки «Лошадь как лошадь» (1920). В его творчестве преобладали урбанистические и богемные мотивы, тема любви и искусства при общем декадентско-нигилистическом настрое лирического героя (не случаен его интерес к французским символистам: перевел «Цветы Зла», 1857, Ш.Бодлера, стихи А.Рембо).

Поведение имажинистов, как и футуристов, отличалось скандальностью. Основав «Ассоциацию вольнодумцев», новые поэты проводили свои «заседания» в кафе под названием «Стойло Пегаса». Творчески они объединились вокруг издательств «Имажинисты» и «Чихи-Пихи», а также вокруг журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасное» (1922-24). Как манифест были восприняты имажинистами и есенинские «Ключи Марии» (1920). Поэт так сформулировал свое отношение к свободе творчества при новой власти: «Нам… противны занесенные руки марксистской опеки в идеологии сущности искусства. Она строит руками рабочих памятник Марксу, а крестьяне хотят поставить его корове». Но именно в «Ключах Марии» Есенин утверждал, что не победа над смыслом, а лишь тесная связь образа с содержанием делает его органичным и полноценным (в этом проявилось несогласие поэта с ортодоксальным имажианистами). Истоком своей поэзии Есенин назвал народную словесность и обряд, а целью поэта - одухотворение вещного мира. Позднее Есенин признавался, что его имажинизм берет начало в образности «Слова о полку Игореве». По сути он возглавлял «умеренный» фланг имажинистов, крайности которого в 1921 пытался критиковать в печати как «простое акробатство». Элементы имажинистского эпатажа, «эстетики увядания» (мотивы одиночества в городе, темы гибнущей России, «избяной Руси», мотивы бродяжничества, богемной жизни) отразились в «Кобыльих кораблях» (1919), стихах «Я последний поэт деревни…» (1921) ив цикле «Москва кабацкая» (1924).

В творческой практике все поэты-имажинисты отступали от своей теории. Но и в самих эстетических декларациях обнаруживались черты различия. Мариенгоф выступил как теоретик в двух работах: в книге статей «Буяностров. Имажинизм» (1920) и в статье «Корова и оранжерея» (Гостиница для путешествующих в прекрасное. 1922. No 1). В первой он утверждал, что «образ не что иное как философская и художественная формула», сближал искусство с церковным таинством причащения и видел предназначение современной поэзии в соединении реализма и мистицизма. Во второй он, как и Есенин, назвал источником своих образов «Слово о полку Игореве», а также традиции народной словесности и русской поэзии 18 века. На поэзию Мариенгофа оказали влияние ранний Маяковский и Есенин. Излюбленный лирический образ - поэта, жонглирующий образами, бунтарь-пророк, представитель богемы; мотив города звучит с болезненным надрывом («Анатолеград», 1919; «Развратничаю с вдохновеньем», 1919-20). Поэт опубликовал сборники «Витрина сердца» (1918), «Руки галстуком» (1920), «Новый Мариенгоф» (1926), также « без вранья» (1927), посвященный дружбе с Есениным. Как теоретик выступил Грузинов в книге «Имажинизма основное» (1921), назвав истоком поэзии интуитивное познание: поэзия создается в состоянии сновидения-откровения, когда обнажаются глубинные связи между вещами, не постижимые разумом. Поэт находился под влиянием Есенина; написал книгу «С.Есенин разговаривает о литературе и искусстве» (1927). В стихах (сборники «Избяная Русь», 1925 и «Малиновая шаль», 1926) главная тема - деревня, воссоздаваемая в натуралистически-вещных образах. Для Кусикова, как и для других поэтов-имажинистов, типичны эпатажные образы («О если б вбить в рассвет алмазный гвоздь И жизнь свою на нем повесить!..» - «Буревестник», 1919), а также мотивы тоски, одиночества («Тоска на плетне лошадиным черепом Скалит зубы сквозь просинь в осеннюю даль…» - «На Арбате», 1919), «больной любви», отрицательного отношения к городу. Мистические устремления сказались в сборнике «Зеркало Аллаха» (1918). Попытки сочетать мистику христианства и ислама отличают поэму «причащения» «Коевангелиеран» (1920), название которой составлено из слов «Коран» и «Евангелие».

Объединение имажинистов не было долговечным . 31 августа 1924 Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо в газете «Правда», где заявляли, что распускают группу. В том же году закрылось издательство «Имажинисты». В «Почти декларации» (Гостиница для путешествующих в прекрасное. 1923) имажинисты вынуждены были признать, что «малый образ» (слово-метафора, сравнение) должен быть подчинен образам высшего порядка - стихотворению как лирическому целому, «образу человека», сумме лирических переживаний, а характер - «образу эпохи», «композиции характеров». С отказом от принципа автономности «малого образа» И. терял главное основание для самостоятельного существования. Шершеневич говорил об имажинистах как о течении, которое перестало существовать в результате общего кризиса поэзии.

Слово имажинизм произошло от французского и английского image, что в переводе означает - образ.

Имажинизм в литературе известен каждому, кто знаком с творчеством писателей и поэтов серебряного века. Имажинизм не является столь крупный течением, поэтому его не рассматривают как отдельную составляющую литературы этого периода.

Откуда появился термин?

Имажинизм в литературе появился после того, как одна Английская авангардистская поэтическая школа стала пользоваться широкой известностью. Этот термин был заимствован именно оттуда. Эта школа стала так и называться - школа имажинизма.

В России этот термин впервые встретился после того, как в 1915 году на нашей родине услышали об имажинистах в Англии. Именно после этого в российской печати появилась статья «Английские футуристы», автором которой стала З. Венгерова. Эта публикация рассказывала своим читателям о известной английской поэтической группе, в которую входили Элиот, Хьюм, Паунд и Олдингтон.

Суть течения

Имажинизм в литературе Англии, который появился в 1910-х годах, определялся точной задачей, которую ставили перед собой его представители. Основной целью этого течения стало изображение мира именно таким, каким он представлялся в действительности. Если до этого поэты представляли читателю мир абстрактно-поэтически, то теперь они представляли его более реалистично и пессимистично.

Но главным отличием этого течения стало то, что представители имажинизма представляли публике новые и свежие идеи. Термин, произошедший от английского image, уже говорит сам за себя. Представители такого течения приложили немало усилий для того, чтобы максимально обновить поэтический язык. Эти попытки можно увидеть по образам и формам стихотворений серебряного века.

Имажинизм в русской литературе

Представителем этого течения впервые в России стал В. Шершеневич. Его книга «Зеленая улица» стала первым печатным изданием, написанным в духе имажинизма в литературе 20 века. В 1916 году писатель, несмотря на то, что еще окончательно не попрощался с футуризмом, называет себя имажинистом. Шершеневич обращает особое внимание на содержание поэтического образа. Лишь в 1918 году писатель говорит о том, что это течение гораздо шире, чем футуризм.

Только в 1919 году термин крепко закрепляется в России. С этого периода начинаются частые упоминания имажизма в литературе.

Что же такое имажинизм?

Дадим определение имажинизма в литературе - это специфическое течение литературы, которое подразумевало главенство слова, словесного образа непосредственно над идеей, которое встало на смену российскому футуризму.

Декларация представителей имажинизма

В литературе России это течение сыграло очень большую роль. Во всех энциклопедиях появились упоминания об имажинизме в литературе серебряного века. Группа поэтов, которая поддерживала это течение, в своей деятельности делала большие ставки на образность. Именно она считалась главной характерной чертой для поэзии серебряного века.

В 1919 году в одном из известных российских журналов появилась, так называемая, «декларация» всех поэтов-имажинистов. Эта декларация стала первым манифестом нового литературного течения. Поэты, которые считались приверженцами нового направления, утверждали, что для того, чтобы образ был по-настоящему стоящим, необходимо сделать его «живым».

Кроме того, имажинисты утверждали, что этот закон применим не только к литературе и поэзии, но и то, что этот закон - основа всего искусства, в общем. В декларации была описана вся программа творчества имажинистов. Особое внимание в ней уделялось образности. Именно поэтический образ стал главной частью теории имажинизма. Именно то впечатление, которое оставлял после себя созданный образ, и стало главной целью в этом литературном течении, направлении.

Два на два равно пяти

Трактат Шершеневича стал еще одним документом, который рассказывал о сути имажинизма. Писатель связывал литературу и математику как нечто схожее, имеющее много общего и, вероятно, имеющее общие истоки. По мнению Шершеневича, было абсолютно неважно понимание любого текста, кроме авторских попыток интерпретации текста. Чтобы возник образ, считал писатель, необходимо принять принцип чистого и нечистого равенства. Зачастую, это подтверждалось исключительно плотскими изображениями и образами.

Языковые требования

Имажинисты предложили публике свое видение русского языка. Представители этого течения доказывали то, что язык поэзии или поэтический, имеет сильное отличие от литературного языка. Полагалось, что у своих истоков, он отличался своей образностью. Именно поэтому имажинисты придерживались изучения поэзии у самых ее истоков. Таким методом они пытались открыть истинное значение слов, а именно - образы, которые несли слова в самом начале своего появления.

Кроме того, следует отметить, что после глубоко изучения словообразования, главной чертой имажинизма в литературе стало создание и своих - новых образов.

Стремление к истокам

Имажинисты ставили на первое место умение правильно и красиво создавать образы, а не только слова. В. Шершеневич сделал переоценку всех достижений футуристов. Особое внимание он уделил теории, которая была создана представителями футуризма. Эта теория получила название «Заумная». Писатель вывел другую концепцию «самовитого слова» (основа триады по языкознанию А. Потебни).

Шершеневич выделил в составе слова внутреннюю форму, внешнюю форму и изначальную образность. Отвергая все звуковые и письменные формы слова, имажинисты ставили на первое место именно образность слова. При этом представители имажинизма стремились к тому, что образы, которые они создают, не были повторяющимися или похожими.

Никакого единства

В вопросах поэзии, несмотря на то что существовала общность имажинистов, среди представителей данного литературного течения не было никакого единства. Те, кто были друзьями и товарищами по сфере литературной деятельности, имели абсолютно разные подходы к своему делу. Самыми яркими представителями имажинизма в русской литературе стали столь известные поэты, как Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и Александр Кусиков.

Вряд ли возможно дать характеристику имажинизма в литературе кратко - это целый поэтический этап, который включал в себе огромное количество нюансов и тонкостей.

В составе школы имажинистов были поэты, которые имели абсолютно разные взгляды на теорию, обладали совершенно непохожими творческими подходами. Даже между Мариенгофом и Кусиковым можно найти гораздо больше отличий, чем сходства. Имажинизм первого наиболее руристичен, как и у Есенина, если взглянуть на некоторые произведения. Имажинизм второго, как и Шершеневича, наиболее урбанистичен в сравнении с представителями первого варианта течения.

Но если взглянуть на причины такого разделения, то можно сделать вывод: имажинизм делился еще на несколько ветвей потому, что его представители входили в разные социальные группы, поддерживали разные взгляды и имели разные понятия о мире.

Поэзия Анатолия Мариенгофа

Как уже было сказано выше, творчество поэта стало одним из примеров имажинизма в литературе. Поскольку Анатолий придерживался руристичного имажинизма, стоит сказать о том, что сам поэт принадлежал к городской интеллигенции, которая утрачивала твердую почву под ногами. Все представители такого течения, как и сам Мариенгоф, изображал картины сильного упадка и опустошенности.

Вся сущность поэта находила лишь одно пристанище - богема. Темы, которые затрагивал поэт в своих прекрасных произведениях, связаны с глубокими внутренними переживаниями. Стихотворения наполнены пессимизмом, тоской и печалью. Это можно объяснить тем, что Октябрьская революция была принята далеко не всеми, а поэты имажинисты были ярыми противниками таких изменений в государственном строе.

Имажинизм в творчестве Есенина

Если посмотреть на творчество Сергей Александровича, то можно увидеть, что в его творчестве имажинизм носит совершенно иной характер. Это можно объяснить тем, что Есенин был выходцем из деревни, где вырос в богатой семье.

Семья Сергея была образцом деревенского кулачества. Когда началась революция, Есенин стал замечать, что к его соотечественникам относятся совсем не так, как обещало государство. Это и стало главной предпосылкой к имажинизму. Все его стихотворения, которые можно отнести к литературному течению имажинизма, наполнены печалью, горечью и угнетенностью, вызванные проблемами с натуральным хозяйством. В его стихотворениях видно ту психологию обычных крестьян, которая и определяла различия между жителями деревни и города.

Полемика имажинизма

В своей работе «Листы имажиниста» Шершеневич провел ряд наблюдений, опираясь на творчество Сергея Александровича Есенина. В этой работе он высказывал свои идеи на счет улучшения всей теории имажинизма. Но кроме своих наблюдений, Шершеневич подверг серьезной критике многих поэтов-имажинистов. Кроме того, Шершеневич дал четкое определение стихотворению: это огромное количество образов, собранных воедино, но это не целостный организм. Из стихотворения можно взять один образ и заменить его десятком других, но при этом для литературной единицы не будет никакого ущерба.

С теми идеями, которые поддерживал Сергей Есенин, не соглашался и Анатолий Маренгоф. Свое мнение на этот счет он высказал в сочинении «Буян-остров». Марегноф считал, что работы поэтов-имажинистов должны быть сумеречными. Иными словами, такие произведения должны являть собой второй сорт российской поэзии, в которых нуждается публика так же сильно, как и в произведениях первого сорта. Также Маренгоф точно указывал на то, что эти произведения не играют никакой роли как в мировой, так и в отечественном, искусстве.

Сергей Есенин ответил на эти замечания своим сочинением «Быт и искусство». В этой работе поэт сделал вывод о том, что для Маренгофа и Шершеневича сам принцип имажинизма не имеет никакого значения. К такому выводу он пришел исходя из рассуждений литературных деятелей. По словам Есенина, они отказывались от принятия связи и сочетания между словами и образами.

Раскол

Таким образом, среди представителей имажинизма 20 века назрел раскол. Окончательное признание этого раскола было в 1924 году. Именно в этом году в газете «Правда» было опубликовано письмо, написанное Есениным и Грузиновым. В письме литературные деятели говорили о том, что они, как создатели общества имажинистов, вправе сообщить о роспуске своего сообщества.

Роль имажинизма

Роль имажинизма в русского литературе серебряного века нельзя недооценивать. Именно благодаря этому течению в русском языке появилось множество новых слов, которые несут определенный образ. Оценивая это обстоятельство, литературоведы ведут споры о том, стоит ли поместить течение имажинизма в один ряд с символизмом, футуризмом и прочими течениями. Скорее, верным решением будет рассмотрение этого направления, как и других, которые существовали в огромном многообразии в 1920-х годах прошлого века. При этом нельзя не учитывать тот значительный вклад в русскую литературу представители имажинизма: развитие культуры рифмования, единство лирической стихотворной композиции и многие другие достижения в области поэзии.

В первые послереволюционные годы в России возникло новое литературное и художественное течение имажинизм (от французского image - образ), опиравшееся на искания русского авангарда, в частности, футуризма. литература серебряный век символизм

Поэтическая группа имажинистов была создана в 1918 году Сергеем Александровичем Есениным, Вадимом Габриэлевичем Шершеневичем и Анатолием Борисовичем Мариенгофом. В группу также вошли Иван Грузинов, Александр Кусиков (Кусикян) и Рюрик Ивнев (Михаил Ковалев). Организационно они объединялись вокруг издательства «Имажинисты» и небезызвестного в свое время литературного кафе «Стойло Пегаса». Имажинистами выпускался журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», прекратившийся в 1924 году на четвертом номере.

В Московском отделении Всероссийского союза поэтов 29 января 1919 года прошел первый поэтический вечер имажинистов. Вскоре они выступили со своей декларацией в воронежском журнале «Сирена» и московской газете «Советская страна», в которой были провозглашены принципы творчества «передовой линии имажинистов».

Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (футуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. «Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов». Воспоминания о серебряном веке/Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. - М.: Республика, 1993 - стр. 117

Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.

Имажинисты отрицательно относились к социально-газетной тематике позднего футуризма, публицистическим стихотворениям и пропагандистским рифмованным произведениям. В программных статьях «Буян остров» (1920) Мариенгофа, «2Ч2=5. Листы имажиниста» (1920) Шершеневича и «Имажинизма основы» (1921) Грузинова была выдвинута идея возвращения поэзии ее образной основы, однако создание поэтических образов предполагало рациональную деятельность, конструирование, комбинирование, создание специальных каталогов. Воспоминания о серебряном веке/Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. - М.: Республика, 1993 - стр. 128

Творческое содружество поэтов разных дарований распалось после споров между Есениным и Шершеневичем и возникших разногласий в понимании сущности и предназначении главного нерва имажинизма - художественного образа. 31 августа 1924 года Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо в газете «Правда», где заявляли, что распускают группу. В том же году закрылось издательство «Имажинисты».

Бесспорно, что самое яркое дарование имажинистов - поэт С.А. Есенин. Он редко выступал на публике с речами о теории имажинизма, об основных его принципах и т.д. Он писал стихи, которые брал из своего сердца. То сердечная тоска или радость была в его строках, то обида и бессилие, то любовь к родным, к женщинам и к России.

Есенин - единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить цикл стихов о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано «чувством родины». Это не тютчевская вера («В Россию можно только верить»). Не лермонтовская «странная любовь» («Люблю Россию я, но странною любовью…»). И даже не страсть-ненависть Блока («И страсть и ненависть к отчизне…») Это именно «чувство родины». В определенном смысле Есенин - художественная идея России.

Имажинизм

На основе художественных поисков авангарда в первые послереволюционные годы возникло литературное течение имажинизм (от лат. imago – образ). Название восходит к английскому имажинизму, возникшему в начале XX в. и представленному творчеством Т. Хьюма и Э. Паунд, знакомство с которым в России произошло после статьи З. Венгеровой «Английские футуристы», опубликованной в 1915 г. в сборнике «Стрелец». От английского имажинизма было воспринято тяготение к конкретно-зримому образу, порожденному непривычным взглядом на вещи и оказывающему неожиданное и внезапное воздействие на читателя. Формальным началом имажинизма считается публикация в воронежском журнале «Сирена» (1919, № 4) и в газете «Советская страна» (1919, 10 февр.) литературной декларации нового движения, объединившего С. Есенина, И. Грузинова, А. Кусикова, Р. Ивнева, В. Шершеневича, А. Мариенгофа, Г. Якулова и Б. Эрдмана. Местом их встреч стал литературный клуб (имажинистское кафе) «Стойло Пегаса», а публикаций – журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922). Вышло четыре номера этого журнала. Имажинисты образовали свое издательство «Имажинисты», в котором печатались коллективные сборники: «Явь», «Конница бурь», «Плавильня слов», «Харчевня зорь», «Золотой кипяток», «Звездный бык». Вел. Хлебников написал ироничное стихотворение «Москвы колымага» (1920) по поводу новаций имажинизма:

Москвы колымага,

В ней два имаго.

Голгофа Мариенгофа.

Город распорот.

Воскресение Есенина.

Господи, отелись

В шубе из лис!

Эстетической (и главной) основой имажинизма было особое понимание роли эстетического воздействия или впечатления от художественного образа. Это впечатление должно было быть максимально насыщенным и ярким. В. Шершеневич утверждал: «Образ и только образ. Образ – ступени от аналогий, параллелизмов – сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения – вот орудия производства мастера искусства. <…> Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени» . Имажинисты отрицательно относились к социально-газетной тематике позднего футуризма, публицистическим стихотворениям и пропагандистским рифмованным произведениям. В программных статьях «Буян остров» (1920) А. Мариенгофа, «2x2 = 5. Листы имажиниста» (1920) В. Шершеневича и «Имажинизма основы» (1921) И. Грузинова была выдвинута идея возвращения поэзии ее образной основы, однако создание поэтических образов предполагало рациональную деятельность, конструирование, комбинирование, создание специальных каталогов.

Программа носила эклектичный характер. Футуристический опыт В. Шершеневича позволил ему включить в программу прежние лозунги о «самовитом слове» (принцип будетлян), о «беспроволочном воображении» (термин Маринеттк). Под «самовитым словом» он понимал лишь одну из основных составляющих триады, разработанной в языковедческих трудах А. Потебни, – «внутренняя форма» слова (содержание), само слово (форма) и его образность. Образность слова в прямолинейной интерпретации превращалась в самоцель, так как в жертву ей приносилось содержание. «Поедание образом смысла – вот путь развития поэтического слова», – утверждал Шершеневич. К «поеданию смысла» примыкает провозглашение неизбежности ломки «старой грамматики и перехода к неграмотным фразам». Подобная ломка позволила бы, по теории имажинизма, реализовать подлинную свободу образа, которую Шершеневич видел в изолированности образов друг от друга. Художественное произведение должно представлять собой некий «каталог образов». Он писал: «Стих – не организм, а толпа образов, из него без ущерба может быть вынут один образ или вставлено еще десять. Только в том случае, если единицы завершены, сумма прекрасна».

Подобную ограниченность образа изначально не принимал С. Есенин. В статье «Ключи Марии» (1918), воспринятой имажинистами как манифест, поэт утверждал, что не победа над смыслом, а лишь тесная связь образа с содержанием делает его органичным и полноценным. Связав последние годы своей жизни с имажинизмом, по мнению некоторых критиков, Есенин наиболее талантливо воплотил его отдельные черты. В «Москве кабацкой», «Кобыльих корабликах» отразились как элементы имажинистского эпатажа, так и «эстетики увядания» (мотивы одиночества, неудовлетворенность собственной судьбой).

Творческое содружество поэтов разных дарований распалось после споров между С. Есениным и В. Шершеневичем и возникших разногласий в понимании сущности и предназначении главного нерва имажинизма – художественного образа. С. Есенин, И. Грузинов и Р. Ивнев вышли из группы в 1924 г. Во второй половине 1920-х гг. под влиянием внутреннего кризиса и общей тенденции к нивелировке культуры имажинизм прекратил свое существование.

При всех крайностях в понимании природы творчества имажинисты, подобно другим авангардистским течениям (конструктивизм, ОБЭРИУ), обращаясь к потенциальным возможностям образа, указывали на новые пути поиска еще не использованных способов и средств поэтической выразительности, не случайно имажинисты называли себя «образоносцами».

Литература

Львов-Рогачевский ВЛ. Имажинисты и его образоносцы. Ревель, 1921.

Львов-Рогачевский ВЛ. Новейшая русская литература. М, 1927.

Поэты-имажинисты. М; СПб., 1997.

Соколов И.В. Имажинисты. [Б.м.], 1921.

Юшин П.Ф. С. Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969.