Где антиохия. Историческая экскурсия по Антиохии (Турция)

Антиохия
Из 16 городов, носивших в древности это название, представляют интерес лишь два.

I. АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ, или ГАЛАТИЙСКАЯ
Была пограничным городом между Фригией и Писидией. Ко времени апостола Павла город был отнесен к римской провинции Галатии. Он располагался в самом сердце Малой Азии, в маловодной горной местности северо-восточнее гор Тавра. О его былом великолепии и поныне свидетельствуют величественные развалины римского храма, площадей, триумфальной арки Августа, римского акведука:
1) Основанная сирийскими властителем Селевком I Никатором (312-280 годах до Р.Х.) и названная в честь его отца, Антиохия в 189 году до Р.Х. стала свободным городом (с избираемой администрацией). В 24 году до Р.Х. стала столицей римской провинции. Жители с особым статусом граждан Рима занимали главенствующее положение; местные уроженцы пользовались меньшими правами. Языком общения является греческий – международный язык в восточной части империи. В 11 году до Р.Х. город превратился в римскую колонию – место поселения солдат-ветеранов;
2) Являясь оживленным торговым центром с хорошо развитым кожевенным промыслом, удобно расположенном на торговом пути из Эфеса к Киликийским воротам, Антиохия привлекала к себе многочисленных иудейских торговцев, которые построили здесь синагогу. Кроме того, в городе размещалось множество гражданских и военных учреждений;
3) Антиохия была центром почитания бога плодородия Мена, которого изображали в образе воина с бычьей головой и во фригийском колпаке. Мессианские ожидания, оживившиеся в эпоху императора Октавиана (первого носителя титула Август, 31 год до Р.Х. – 14 год по Р.Х.) и позволившие отождествить бога Мена с императором, сменились после смерти Августа глубоким разочарованием;
4) Павел и Варнава впервые посетили Антиохии во время своего первого миссионерского путешествия (около 48 года по Р.Х.) и основали там христианскую общину, которая, утвердившись, по обыкновению, при иудейской синагоге, оказывала сильное влияние на всю округу (Деян 13:14 и следующие, Деян 13:50 и следующие). Такой успех миссии Павла, вероятно, был отчасти обусловлен и разочарованием в мессианских ожиданиях, связанных с Августом (сравните мессианские моменты в миссионерской проповеди Павла, Деян 13:16-41 ). Как полагают, эта церковь состояла преимущественно из принявших христианство язычников. Во всяком случае, у Павла появились серьезные противники среди осевших в Антиохии иудеев (Деян 14:19 ; 2Тим 3:11 ). На обратном пути Павел вновь побывал в Антиохии (Деян 14:21 ); возможно он еще раз посетил этот город в начале своего второго путешествия (51-52 годах по Р.Х., сравните Деян 15:41 ; Деян 16:1 и следующие, 6).

II. АНТИОХИЯ СИРИЙСКАЯ:
1) Этот некогда великолепный, но утративший былой блеск и значение город (турецкий Антакья) расположен между горными хребтами Ливана и Тавра в плодородной пойме реки Оронт, в 32-х километрах восточнее Средиземного моря и в 300-х километрах севернее Дамаска;
2) Он также был основан Селевком I Никатором (около 310 или 300 года до Р.Х.), в 64 году до Р.Х. стал вольным городом и, одновременно, столицей римской провинции Сирии, где размещалась резиденция римского наместника;
3) Наряду с Римом и Александрией Антиохия считалась третьим главным городом Римской империи и служила своеобразным мостом между Западом и Востоком. Вместе с располагавшимся по соседству портом Селевкией она являлась крупным торговым центром, что привлекало сюда неисчислимые богатства. Ко времени Павла Антиохия могла насчитывать от 150 тысяч до 200 тысяч жителей;
4) Культура Антиохии сформировалась под влиянием эллинизма. Город славился своими школами философии, медицины и риторики, а также великолепной библиотекой. Кроме того, здесь были театр, стадион, термы (горячие бани) и амфитеатр для зрелищ. Через город проходила обрамленная столбами трехрядная дорога длинной 6,7 километров. Имелось даже дорожное освещение! Многочисленные мозаичные полы того периода и поныне свидетельствуют о богатстве и мастерстве жителей Антиохии;
5) Антиохия была известна не только своими достижениями в области культуры. Дурную славу ей приносила моральная распущенность жителей, вошедшая в поговорку. Этому способствовали и знаменитые рощи Дафны. В многочисленные храмах совершались ритуальные оргии. Культ Аполлона способствовал процветанию в Антиохии множества увеселительных заведений. Рабы, составлявшие треть населения города, жили в нищете. Известна была находчивость антиохийцев, которую они охотно ставили на службу пустому острословию. Трудно сказать, что дало им повод назвать последователей Иисуса «христианами» [греческое христианой , Деян 11:26 ] – признание или насмешка;
6) Значительную часть населения Антиохии составляли иудеи, с большим усердием вербовавшие в приверженцы своей религии. К их синагогальным общинам примыкали многочисленные прозелиты. В Деян 6:5 среди семи попечителей о бедных упоминается как прозелит и некий Николай Антиохиец;
7) В ходе гонений, начавшихся с убийства Стефана, преследуемые члены иерусалимской христианской общины бежали и в Антиохию. Здесь они стали активными миссионерами, но в первое время обращались с благовествованием только к иудейской части населения, пока к этим благовестникам не присоединились прибывшие с Кипра и из Киринеи обращенные (вероятно, также из иудеев), которые стали проповедовать Евангелие и среди грекоязычных жителей Антиохии (Деян 11:19 и следующие). Таким образом в этом городе с мировым значением возникла большая и очень активная церковь (Деян 11:21 );
8) Когда об этом узнали в иерусалимской церкви, в Антиохию был направлен Варнава (Деян 11:22 ). Этот исполненный Святого Духа добросердечный человек, пекущийся о спасении человеческих душ, тотчас же оценил возможности для проповеди Евангелия и активно взялся за дело (Деян 11:24 ), а затем привлек и Павла, отыскав его в Тарсе (Деян 11:25 и следующие). В течение года они исполняли миссионерское служение и учили в Антиохии (до 48 года по Р.Х.). Начиная с этого времени связь с Иерусалимом не прерывалась. Оттуда в Антиохию пришли пророки, укрепившие христианскую общину (Деян 11:27 и следующие). В Антиохии проводились сборы пожертвований для страждущих братьев в Иерусалиме (Деян 11:29 и следующие). Когда иудействующие братья внесли раздор в общину (Гал 2:11 ), то Павел и Варнава были направлены в Иерусалим, чтобы прояснить отношение христиан к Закону Моисея (Деян 15:1-3 ). Ответ начальствующих мужей иерусалимской церкви был передан через Иуду и Силу (Деян 15:22,27 );
9) Важнейшим событием для церкви в Антиохии, вероятно, явилось направление Павла и Варнавы, по повелению Святого Духа и по решению общины, на миссионерское служение среди язычников. Данное апостолам поручение было подкреплено возложением на них рук и молитвой (Деян 13:1-3 ). Таким образом эта очень сильная в духовном отношении церковь, в которой не было недостатка в образованных учителях (Деян 13:1 ), стала местом рождения миссии к язычникам, и этому делу Павел в дальнейшем посвятил себя. Из Антиохии он начал и здесь окончил два своих первых миссионерских путешествия (Деян 13:1-3 ; Деян 14:26 ; Деян 15:36 ; Деян 18:22 ). Антиохия была базой его миссионерской деятельности. Благодаря мужественным шагам, предпринятым христианами, вынужденными бежать в Антиохию, и мужеству здешней общины, отважившейся на поиски нового, церковь избежала превращения в одну из малозначительных иудейских сект (как это произошло с иудействующей ветвью христианства после разрушения Иерусалима в 70 году) и смогла начать свое триумфальное шествие по всему миру.

Антиохия -

1) город в Северной Сирии (совр. Антакия) на р. Оронт, один из древнейших и крупнейших городов древнего и средневекового Востока. Основана в 301 г. до P. X. Селевком Никатором и названа им в честь своего отца Антиоха, полководца македонского царя Филиппа. Уже в первые века нашей эры Антиохия стала важнейшим экономическим, политическим и культурным центром на востоке Римской империи. Император Юлиан Отступник (361-363) даже избрал его своей резиденцией. В византийское время этот город часто назывался Великой Антиохией, в отличие от Малой Антиохии в Малой Азии на р. Меандр. С V в. Антиохия стала кафедральным городом одного из христианских патриархов. В 526 г. город был разрушен мощным землетрясением и последующим пожаром. В этом стихийном бедствии погибло, по некоторым данным, до 250 тыс. человек. Одной из жертв землетрясения стал антиохийский епископ Евфразий, погребенный под обломками кафедрального собора. При непосредственной помощи императоров Юстина I и Юстиниана I Антиохия была практически заново отстроена и в 529 г. переименована в Феополь («Божий город»), чтобы оградить горожан от бедствий и катастроф. Тем не менее очередное землетрясение, произошедшее в 588 г., унесло жизни еще 60 тыс. антиохийцев. Во время длительных войн Византии с Ираном персидские цари стремились овладеть Антиохией. В 540 г. царь Хосров I Ануширван (531-578 или 579) захватил и раз-рушил Антиохию, но император Юстиниан I восстановил город. Повторно покоряли Антиохию в 613 г. войска персидского царя Хосрова II (590- 628), но византийцы сумели разгромить Иран и ненадолго вернули все свои владения на Ближнем Востоке. В 638 г. Антиохию захватили арабы и владели ею до 969 г., когда Михаил Вурца, полководец императора Никифора II, возвратил город Византии. Однако в 1084 г. город оказался во власти турок-сельджуков и был навсегда потерян для империи;

2) византийская фема-дукат, образованная в X в., после отвоевания г. Антиохия у арабов. Освободитель города Михаил Вурца и стал после смерти императора Иоанна I Цимисхия (969-976) первым антиохийским дуксом с титулом магистра. Дукат охватывал прибрежную полосу, с запада омываемую Средиземным морем, с юга граничившую с владениями эмиров Триполи, а на востоке - с землями эмиров Халеба (Алеппо).

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 99-100.

Княжество Антиохия

Это государство крестоносцев возникло во время . На совете предводителей 5 ноября решено было отдать только что захваченную Антиохию князю Тарентскому Боэмунду.

Антиохийские князья формально признавали над собой сюзеренитет императоров Византии, фактически же были независимыми правителями.

Норманнская династия, 1098-1160 гг.

Боэмунд I 1098-1100

Танкред 1100-1103

Боэмунд I (вторично) 1103- 1104

Танкред (втор., как регент) 1104-1112

Рожер дель Принчипато 1112-1119

Боэмунд II 1119-1124/8

Констанца 1128-1130

Раймон Пуату (муж Констанцы) 1130-1149

Констанца (вторично) 1149-1153

Рене де Шатильон

(второй муж Констанцы) 1153-1160

Констанца (в третий раз) 1160-1163

Аквитано-Норманнская династия, 1160-1268 гг.

Основатель династии был сыном Констанцы и Раймона Пуату.

После битвы при Ипсе .

Город делился на 4 квартала, каждый из которых был окружён отдельной стеной, а вместе они были обнесены ещё более высокой и укреплённой стеной. Находясь на перекрёстке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек.

Под властью Византии

В IV-VII веках Антиохия входила в состав Византии . В течение второй половины IV века Антиохия приобрела роль крупнейшего культурного и интеллектуального центра римско-византийского Востока. Здесь процветала риторическая школа Либания, одним из воспитанников которой стал св. Иоанн Златоуст . С Антиохией был связан происхождением крупнейший позднеримский историк Аммиан Марцеллин . Посетив Антиохию перед Персидским походом, император Юлиан убедился в тщетности усилий по возрождению традиционного язычества. Здесь же жил и работал автор «Хронографии» от Сотворения мира до Юстиниана Иоанн Малала (VI в.). В городе существовала интенсивная муниципальная жизнь, конкурировали местные «партии цирка», продолжали устраиваться конские ристания и другие зрелища. Здесь были воздвигнуты величественные христианские храмы, в том числе «Великая церковь», освященная в 341 г., а также храм св. Феклы, мартирий мученика Вавилы и др. В пригородном районе Дафны были построены многочисленные виллы богатых горожан, украшенные великолепными мозаиками. Преобладало грекоязычное население, имевшее муниципальную организацию, но в городе проживали также и сирийцы. В ранневизантийское время в городе часто случались разрушительные природные стихийные бедствия (528 г. и др.). Пострадавший от сильного землетрясения город в VI веке был на короткое время завоёван и разрушен иранским шахом Хосровом I Ануширваном . Юстиниан I восстановил Антиохию. В начале VII в. в ходе византийско-иранских войн персы также захватывали город. В 637 г. Антиохия была на длительное время захвачена арабами-мусульманами.

В составе халифата

Современность

В настоящее время Антиохия представляет собой город Антакья , центр турецкого вилайета Хатай (с 1516 года).

См. также

Напишите отзыв о статье "Антиохия"

Примечания

Литература

  • Смбат Спарапет . Летопись / Пер. с древнеармянского; предисл. и примеч. А. Г. Галстяна. Ереван: Айастан, 1974.
  • Брюн С. П. . Ромеи и франки в Антиохии, Сирии и Киликии XI-XIII в. М.: Маска, 2015. Том I-II.
  • Степаненко В. П. // Античная древность и средние века. Свердловск, 1975. Вып. 12. С. 86-103.
  • Степаненко В. П. // Античная древность и средние века. 1995. Вып. 27. С. 58-62.
  • Bouchier Ed. S. . 1921.
  • Downey G. . Princeton University Press, 1961.
  • Downey G. Ancient Antioch. Norman, 1963.
  • Liebeschuetz J. H. W. G. Antioch: City and Imperial Administration in the Later Roman Empire. Oxf., 1972.
  • Wallace-Hadrill D. S. . 1982.
  • Cribiore R. The School of Libanius in Late Antique Antioch. Princeton: Princeton University Press, 2007.
  • Курбатов Г. Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города: (Антиохия в IV в.). Л., 1971.
  • Antioch-on-the-Orontes: The Excavations. L.; Princeton, 1934-1972. Vol. 1-5.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Антиохия

– Ax, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит.
– Nous у voila, [В этом то и дело.] отчего же ты прежде ничего не сказала мне?
– В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, – сказала княжна, не отвечая. – Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу всё, всё. Придет время!

В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.
– Здесь на половину княжен? – спросила Анна Михайловна одного из них…
– Здесь, – отвечал лакей смелым, громким голосом, как будто теперь всё уже было можно, – дверь налево, матушка.
– Может быть, граф не звал меня, – сказал Пьер в то время, как он вышел на площадку, – я пошел бы к себе.
Анна Михайловна остановилась, чтобы поровняться с Пьером.
– Ah, mon ami! – сказала она с тем же жестом, как утром с сыном, дотрогиваясь до его руки: – croyez, que je souffre autant, que vous, mais soyez homme. [Поверьте, я страдаю не меньше вас, но будьте мужчиной.]
– Право, я пойду? – спросил Пьер, ласково чрез очки глядя на Анну Михайловну.
– Ah, mon ami, oubliez les torts qu"on a pu avoir envers vous, pensez que c"est votre pere… peut etre a l"agonie. – Она вздохнула. – Je vous ai tout de suite aime comme mon fils. Fiez vous a moi, Pierre. Je n"oublirai pas vos interets. [Забудьте, друг мой, в чем были против вас неправы. Вспомните, что это ваш отец… Может быть, в агонии. Я тотчас полюбила вас, как сына. Доверьтесь мне, Пьер. Я не забуду ваших интересов.]
Пьер ничего не понимал; опять ему еще сильнее показалось, что всё это так должно быть, и он покорно последовал за Анною Михайловной, уже отворявшею дверь.
Дверь выходила в переднюю заднего хода. В углу сидел старик слуга княжен и вязал чулок. Пьер никогда не был на этой половине, даже не предполагал существования таких покоев. Анна Михайловна спросила у обгонявшей их, с графином на подносе, девушки (назвав ее милой и голубушкой) о здоровье княжен и повлекла Пьера дальше по каменному коридору. Из коридора первая дверь налево вела в жилые комнаты княжен. Горничная, с графином, второпях (как и всё делалось второпях в эту минуту в этом доме) не затворила двери, и Пьер с Анною Михайловной, проходя мимо, невольно заглянули в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Васильем. Увидав проходящих, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад; княжна вскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее.
Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василья, был так несвойствен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу.
Анна Михайловна не выразила удивления, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как будто показывая, что всего этого она ожидала.
– Soyez homme, mon ami, c"est moi qui veillerai a vos interets, [Будьте мужчиною, друг мой, я же стану блюсти за вашими интересами.] – сказала она в ответ на его взгляд и еще скорее пошла по коридору.
Пьер не понимал, в чем дело, и еще меньше, что значило veiller a vos interets, [блюсти ваши интересы,] но он понимал, что всё это так должно быть. Коридором они вышли в полуосвещенную залу, примыкавшую к приемной графа. Это была одна из тех холодных и роскошных комнат, которые знал Пьер с парадного крыльца. Но и в этой комнате, посередине, стояла пустая ванна и была пролита вода по ковру. Навстречу им вышли на цыпочках, не обращая на них внимания, слуга и причетник с кадилом. Они вошли в знакомую Пьеру приемную с двумя итальянскими окнами, выходом в зимний сад, с большим бюстом и во весь рост портретом Екатерины. Все те же люди, почти в тех же положениях, сидели, перешептываясь, в приемной. Все, смолкнув, оглянулись на вошедшую Анну Михайловну, с ее исплаканным, бледным лицом, и на толстого, большого Пьера, который, опустив голову, покорно следовал за нею.
На лице Анны Михайловны выразилось сознание того, что решительная минута наступила; она, с приемами деловой петербургской дамы, вошла в комнату, не отпуская от себя Пьера, еще смелее, чем утром. Она чувствовала, что так как она ведет за собою того, кого желал видеть умирающий, то прием ее был обеспечен. Быстрым взглядом оглядев всех, бывших в комнате, и заметив графова духовника, она, не то что согнувшись, но сделавшись вдруг меньше ростом, мелкою иноходью подплыла к духовнику и почтительно приняла благословение одного, потом другого духовного лица.
– Слава Богу, что успели, – сказала она духовному лицу, – мы все, родные, так боялись. Вот этот молодой человек – сын графа, – прибавила она тише. – Ужасная минута!
Проговорив эти слова, она подошла к доктору.
– Cher docteur, – сказала она ему, – ce jeune homme est le fils du comte… y a t il de l"espoir? [этот молодой человек – сын графа… Есть ли надежда?]
Доктор молча, быстрым движением возвел кверху глаза и плечи. Анна Михайловна точно таким же движением возвела плечи и глаза, почти закрыв их, вздохнула и отошла от доктора к Пьеру. Она особенно почтительно и нежно грустно обратилась к Пьеру.
– Ayez confiance en Sa misericorde, [Доверьтесь Его милосердию,] – сказала она ему, указав ему диванчик, чтобы сесть подождать ее, сама неслышно направилась к двери, на которую все смотрели, и вслед за чуть слышным звуком этой двери скрылась за нею.
Пьер, решившись во всем повиноваться своей руководительнице, направился к диванчику, который она ему указала. Как только Анна Михайловна скрылась, он заметил, что взгляды всех, бывших в комнате, больше чем с любопытством и с участием устремились на него. Он заметил, что все перешептывались, указывая на него глазами, как будто со страхом и даже с подобострастием. Ему оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвестная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предложила ему сесть, адъютант поднял уроненную Пьером перчатку и подал ему; доктора почтительно замолкли, когда он проходил мимо их, и посторонились, чтобы дать ему место. Пьер хотел сначала сесть на другое место, чтобы не стеснять даму, хотел сам поднять перчатку и обойти докторов, которые вовсе и не стояли на дороге; но он вдруг почувствовал, что это было бы неприлично, он почувствовал, что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги. Он принял молча перчатку от адъютанта, сел на место дамы, положив свои большие руки на симметрично выставленные колени, в наивной позе египетской статуи, и решил про себя, что всё это так именно должно быть и что ему в нынешний вечер, для того чтобы не потеряться и не наделать глупостей, не следует действовать по своим соображениям, а надобно предоставить себя вполне на волю тех, которые руководили им.
Не прошло и двух минут, как князь Василий, в своем кафтане с тремя звездами, величественно, высоко неся голову, вошел в комнату. Он казался похудевшим с утра; глаза его были больше обыкновенного, когда он оглянул комнату и увидал Пьера. Он подошел к нему, взял руку (чего он прежде никогда не делал) и потянул ее книзу, как будто он хотел испытать, крепко ли она держится.
– Courage, courage, mon ami. Il a demande a vous voir. C"est bien… [Не унывать, не унывать, мой друг. Он пожелал вас видеть. Это хорошо…] – и он хотел итти.
Но Пьер почел нужным спросить:
– Как здоровье…
Он замялся, не зная, прилично ли назвать умирающего графом; назвать же отцом ему было совестно.
– Il a eu encore un coup, il y a une demi heure. Еще был удар. Courage, mon аmi… [Полчаса назад у него был еще удар. Не унывать, мой друг…]
Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.

Антиохия - один из самых известных городов античного времени, прославившийся богатствами материальными и архитектурными, от которых остались лишь легенды. Несмотря на то что в древней истории известны шестнадцать городов с таким названием и на их месте сохранились хотя бы руины отдельных зданий, исчезнувшая Антиохия на Оронте все же самая известная.
Задолго до появления Антиохии на этом месте находилось финикийское поселение Мероя, известное храмом во славу Анат - богини охоты и войны и сестры самого верховного финикийского бога Баала. К тому времени, как здесь появились селевкиды, богиня Анат под эллинским влиянием в представлении местных жителей уже отождествлялась с Афиной Палладой.
Паломничество в храм считалось в Древней Греции делом весьма почетным, хотя и небезопасным из-за постоянной угрозы нападения кочевников с юго-востока. Тут же, у подножия горы Сильпия, находилось еще одно поселение - Иополис, названное так в честь Ио - богини Луны, что впоследствии использовали антиохийцы как доказательство своего происхождения от ионийцев - одного из главных древнегреческих племен.
К слову, антиохийцы были известны в древнем мире кичливостью, заносчивостью и распущенностью нравов, что служило темой множества острот в античной литературе.
Поселения на месте будущей Антиохии успешно вели торговлю, выступая посредником между Ближним Востоком и Малой Азией, когда здесь появился Селевк I Никатор - полководец и сын полководца по имени Антиох.
В 23 года, в 334 г. до н. э., Селевк присоединился к Александру Македонскому, вышедшему в поход на Азию. Перед вторжением в Индию, в 327 г. до н. э., Селевк, прославившийся отвагой, граничившей с безрассудством, удостоился должности командира гвардии Александра - Агираспидов, или «Серебряных щитов». После смерти Александра Селевк стал вторым человеком в армии огромного государства, и со временем стал повелителем значительной части бывшей империи Александра. Селевк погиб последним из полководцев Александра в результате предательства.
При жизни, в 300 г. до н. э., Селевк I Никатор основал столицу своего царства и назвал ее Антиохией в честь отца.

Решение о месте строительства главного города государства было принято сообразно планам его расширения: Селевк желал обогатить свою империю, а Антиохия стояла на пересечении торговых путей. Это позволяло расширить не только торговые, но и информационные связи, разнести весть о богатстве и славе Антиохии по всему миру. Процветанию города также способствовали плодородие местных почв и возможность использовать воды Оронта, в том числе для орошения.
Город, в котором жило полмиллиона человек, был устроен по принципу военного лагеря (сказалось походное прошлое его основателя): разделен он был на четыре квартала, каждый был окружен отдельной стеной, и весь город дополнительно окружали еще более высокие и отлично укрепленные стены. Был построен дворец Селевка и сохранен старый храм богини Тихе, теперь именовавшийся храмом Артемиды.
Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов и стояла на стратегически важном торговом пути, контролировала торговлю между Востоком и Западом, между Ближним Востоком и Малой Азией.
В отличие от многих других античных городов, от Антиохии не сохранились даже руины, лишь отдельные предметы, найденные археологами.
После распада империи Селевкидов Антиохия непродолжительное время находилась в составе Великой Армении эпохи Тиграна II (95-55 гг. до н. э.), прежде чем была завоевана римлянами. С 64 г. Антиохия входила в состав римской провинции Сирия и служила резиденцией наместника. Бывший дворец Селевка облюбовал для себя полководец Гней Помпей. Город был столь велик и прекрасен, что восхищенный император Коммод (161-192 гг.) повелел провести в нем Олимпийские игры.
Закат Римской империи совпал с расцветом христианства в Антиохии: христиан здесь не преследовали, и после смерти первомученика Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима именно в Антиохию.
В I в. Антиохия стала местом крещения апостола Павла, отсюда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия на Кипр и в другие земли, и здесь же после проповеди Павла и Варнавы образовалась первая община из обращенных язычников Древнего Рима.
В истории христианства Антиохия навсегда осталась городом, где, по преданию, спустя всего лишь два десятка лет после смерти Иисуса Христа его последователей впервые стали называть христианами.
В Антиохии было проведено десять Вселенских Соборов, здесь располагалась резиденция патриарха. В наши дни патриарх Антиохийский живет в Дамаске, но сохраняет прежний титул.
Постепенно переживавшая упадок Аниохия снова стала крупным политическим, торгово-ремесленным и религиозным центром. О ее размерах можно судить хотя бы по тому трагическому факту, что при землетрясении 115 г. погибло 200 тыс. жителей. В 526 г. еще более сильное землетрясение едва не сровняло Антиохию с землей.
Бесчисленные войны и грабежи также способствовали ее уничтожению. Например, в 538 г. Антиохию захватил иранский шах Хосров I Ануширван: он не только разрушил город, но еще и увез с собой ремесленников.
Частично город восстановил византийский император Юстиниан Великий: он возвел здесь прекрасные здания и храмы, и в VI-VII вв. Антиохия входила в состав Византии.
К тому времени, как город захватили арабы калифа Омара в 637-638 гг., Антиохия уже утратила прежнее значение.
Некоторая надежда на восстановление прежнего влияния появилась в 1098 г., когда городом овладели крестоносцы и он превратился в важный центр распространения христианства на Ближнем Востоке. Этому способствовало то, что крестоносцы сделали Антиохию столицей Антиохийского княжества (1098-1268 гг.) - одного из самых могущественных государств крестоносцев.
Однако власть крестоносцев оказалась недолговечной, и в 1268 г. Антиохия была захвачена и разграблена мамлюками, а в 1401 г. - войсками Тимура.
В 1516 г. Антиохию - тогда уже незначительный провинциальный городок - завоевали турки, и она была присоединена к Османской империей под новым именем - Антакья (так турки произносили древнее название города).
Больше осад и штурмов Антиохии не было, но точку в ее истории поставили землетрясения, в частности 1822 и 1872 гг., когда было разрушено все античное наследие города. Сейчас на месте Антиохии - турецкий город Антакья.


Общая информация

Местонахождение : граница Ближнего Востока и Малой Азии, юго-восток современной Турции.
Административная принадлежность : иль (область) Хатай, Турция.
Дата основания : 300 г до н. э.

Современный населенный пункт : город Антакья - 216 960 чел. (2012 г.).

Языки : турецкий, арабский.

Религии : ислам (суннизм), алавизм, христианство.

Этнический состав : турки, арабы.
Денежная единица : турецкая лира.
Крупная река : Оронт.

Цифры

Удаленность : около 40 км на восток от Средиземного моря, 300 км на север от города .
Пещерная церковь Св. Петра (гора Стариус) : глубина - 13 м, ширина - 9,5 м, высота - 7 м.

Климат и погода

Средиземноморский.

Средняя температура января : +7°С.

Средняя температура июля : +26°С.
Среднегодовое количество осадков : 1145 мм.

Относительная влажность воздуха : 60%.

Экономика

Полезные ископаемые : зеленый мрамор.

Промышленность : пищевая, табачная и текстильная.
Торговый центр сельскохозяйственного района.
Традиционные ремесла : лавровое мыло, ковроткачество, изделия из кожи и шелка.

Сфера услуг : туристические, торговые, транспортные.

Достопримечательности

Природные : река Оронт, горный хребет Hyp (Аманос), водопад Харбийе, пещеры Безикли.
Культурные : Хатайский археологический музей.
Исторические : римские постройки(городская стена, стадионы, термы Диоклетиана, дома с мозаичными вымостками I в.), церковь Св. Петра (около 1100 г., реконструкция XIX в.), район Старого рынка, кинотеатр «Гундуз» (бывшее здание парламента иля Хатай).
Культовые : оттоманская мечеть Хабиб-и-Неккар Камий, монастырь Св. Симона.

Любопытные факты

■ Селевк I Никатор основал около 75 городов, среди которых - шестнадцать Антиохий (по имени отца), девять Селевкий, три Апамеи, одна Стратоникея, пять Лаодикей (в честь матери Лаодики). Прочие города были названы по имени императора Александра, а также македонских или греческих городов или в память о победах Селевка.
■ В настоящее время женское имя Анат - одно из самых распространенных в Израиле.
■ Антиохия периода расцвета была столь богатым городом, что могла позволить себе неслыханную роскошь - ночное освещение самых широких улиц и даже дороги в соседние города.
■ При римлянах Антиохия не только была административным центром провинции Сирия, но и третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии.
■ Турецкий иль (область) Хатай, в котором находится Антиохия, долго оставался причиной территориального спора между Турцией и Сирией, не признававшей турецкого суверенитета над Хатаем до начала 2005 г. Причиной разногласий послужил тот факт, что после Первой мировой войны Антиохия была частью Сирии, находившейся под французским мандатом, а в состав Турции вернулась в 1939 г.
■ Археологический музей Антакьи хранит в своих фондах вторую по величине коллекцию античных мозаик в мире.
■ Патриарх Антиохийский был одним из трех патриархов на Первом Вселенском Соборе.

- (Antiochia) на Оронте (Антиохия Писидийская), город в древней Сирии, на юге современной Турции, столица государства Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ). В 32 км от Антиохии ее аванпорт Селевкия. Антиохия на Оронте самый известный из шестнадцати древних… … Энциклопедический словарь

Антиохия. Из 16 городов, носивших в древности это название, представляют интерес лишь два. I. АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ, или ГАЛАТИЙСКАЯ, была погран. городом между Фригией и Писидией. Ко времени ап. Павла город был отнесен к рим. провинции Галатии.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

- (Antiochia, Αντιόχεια). 1) Столица Сирийского царства на р. Оронте, ныне Антакия. Она основана Селевком Никатором около 300 г. до Р.Х. В Антиохии последователи Христа впервые стали называться христианами; Антиохия была также резиденцией одного из … Энциклопедия мифологии

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Антакья Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Антиохия - (Antioch), один из самых процветающих городов античности, основан в 300 г. до н.э. Селевком I. Расположенный на стратегически важных торг, путях, связывавших Восток со Средиземноморьем, был также столицей Селевкидов. В 64 г. до н.э. Помпей… … Всемирная история

Антиохия - название двух городов, которые встречаются в Нов. Завете 1) расположен на реке Оронте, около 40 километров от ее впадения в море. Он основан Селевком Никатором в 300 году до Р. Хр. и назван по имени его отца Антиоха. Этот город был столицей… … Словарь библейских имен

АНТИОХИЯ - [греч. ̓Αντιόχεια] (совр. Антакья, Юго Вост. Турция), город на р. Оронт (совр. Аси), исторический центр Антиохийской Православной Церкви. Поскольку в древности существовало неск. городов с этим названием, А. на Оронте обозначалась также как А.… … Православная энциклопедия

- (противонесущий, противостоящий) (Деян.11:26). Город означенного наименования долгое время был столицею Сирии и основан за 300 лет до Р.Х. Селевком Никатором и был назван Антиохиею, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта,… …

Анти’охия (Деян.6:5 ; Деян.11:19 ,20,22,26,27; Деян.13:1 ; Деян.14:26 ; Деян.15:22 ,23,30,35; Деян.18:22 ; Гал.2:11 ; 2Тим.3:11) город на реке Оронт на север от Дамаска, основанный около 300 г. до РХ Селевком Никатором и названный в честь его… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Путешествия в мультивселенной. сборник рассказов , Андрей Миколайчук. В сборнике собраны впечатления автора от совершенных и вымышленных путешествий. Сюжеты разворачиваются на островах Маргарита и Гаити, в странах Средней Азии и Ближнего Востока, на мистических…