Что такое гордость и зачем она нужна людям. Либеральный миф: гордиться своей национальностью стыдно

Многие хотя бы раз в жизни задумывались над тем, чем на самом деле является гордость и нужна ли она вообще. А может без нее лучше? Может чувство гордости губит человека или же наоборот отличает от животного? Давайте разберемся с этой проблемой.

Чем же на самом деле является гордость?

Сложность определения этого понятия состоит в том, что это оно обозначает собой конкретную эмоцию. Как известно все люди индивидуальны и нельзя обобщать чувства, которые они способны испытывать. Что для одного будет чувством гордости, для другого будет иной эмоцией. Однако на этом поприще психологи проделали титаническую работу: они провели множество исследований (анкетирование, тестирование, опрос, эксперимент) и выявили некоторые закономерности между тем, что чувствуют отдельные люди или их группы и тем, как они это называют.

Таким образом был сделан вывод, что гордостью можно считать ощущение своего превосходства, высшего положения или статуса. Было выявлено, что человек, который преуспел в учебе, работе, увлечении чувствует особое удовлетворение, которое не похоже на удовлетворение от, например, употребления вкусной пищи. Ведь оно возникает от того, что человек становится на новую ступень саморазвития и самопознания. В одно мгновение он понимает, что в данный момент он стал более значимым, нежели был вчера.

Человек начинает себя уважать за собственные достижения. Он выражает чувство гордости примерно так же, как это делают представители животного мира. Например, человек, испытывающий гордость излучает спокойствие, уравновешенность и в то же время внутренний оптимизм и радость. Животные поступают так же. Лев (вожак стаи) всем своим поведением излучает те же поведенческие особенности. Как и у льва-вожака, у гордого человека меняются внешние повадки: осанка прямая, спина ровная, голова поднята, глаза смотрят в упор и смело. Психологи отмечают, что у человека, который горд собой или событиями своей жизни всегда хорошее настроение, хорошая стрессоустойчивость и много жизненных сил. Врачи также отмечают, что гордость благосклонно влияет на здоровье. А именно гордость повышает уровень серотонина в крови.

Стоит отметить, что гордость может быть реакцией не только на поступки или достижения, но и на внутренние догматы. Некоторые люди умеют договорится сами с собой и испытывать это чувство без явных на то причин. Например, «Я живу и я горжусь этим». Психологи отмечают, что такая позиция также правильная и полезная, если не переходить границ.

Грань между гордостью и завистью

Как говорилось выше, гордость — это чувство собственного превосходства, преимущества над остальными. Таким образом, испытывая гордость человек на подсознательном уровне желает, чтобы ему завидовали.

Чувство зависти и гордости соотносятся как похожие и в то же время различные понятия. Их схожесть проявляется в том, что они возникают при сравнении себя с другими. Различий значительно больше. Во-первых, если гордость чаще всего положительное чувство, то зависть наоборот. Во-вторых, чувство гордости возникает при сравнении себя с худшими, зависть — с лучшими. В-третьих, гордость всегда положительно сказывается на здоровье человека, зависть — наоборот. Иногда она может стать причиной многих психологических или даже физических недугов.

Зависть можно рассматривать как изнанку гордости. Так как любая зависть возникает на месте, где потенциально могла возникнуть гордость. Например, если вы завидуете коллеге, который ступает семимильными шагами по карьерной лестнице, это чувство может быть заменено гордость за него. При желании вы можете себя убедить в том, что ваш коллега действительно молодец и гордиться его достижениями. Светлая или темная сторона — это уже ваш личный выбор.

Нужна ли гордость людям?

По результатам многих исследования были сформулированы три точки зрения по этому вопросу: врачей, психологов и просто человека, не владеющего знаниями в области психологии.
Врачи единогласно утверждают, что гордость необходима всем и каждого. Как говорилось ранее, чувство гордости положительно влияет на здоровье. Таким образом врачам абсолютно все-равно чем будет гордиться человек, лишь бы был здоров.
Вторая позиция — мнение дипломированных психологов, мнение которых научно обоснованно. Они заявляют, что не всякая гордость полезна для человеческой психики. Психологи утверждают, что имеет право на существование лишь «здоровая» и обоснованная гордость.

Разберемся с этими двумя понятиями. Обоснованная гордость имеет место быть, когда человек гордится реальными вещами. Например, своими достижениями или успехом друзей. При таком раскладе человек не обманывает себя и его внутренний мир находится в гармонии. Психологи часто диагностируют, что человек может гордиться тем, что еще не сделано. Как ни странно, такое чаще всего встречается у женщин на диете. Они начинают планировать на сколько похудеют и начинаю гордится успехами, которых еще нет. Если им удалось достичь результата, то все хорошо. Если нет, она сразу же разочаровываются в себе, в окружающих, во всем мире. Начинаются серьезные психологические проблемы из-за необоснованной гордости и того, что гордится нечем.

Следующее понятие — «здоровая» гордость. Это понятие означает, что что чувство гордости соизмеримо с тем, отчего оно возникло. Говоря простыми словами, за маленькое дело гордиться нужно немного и наоборот. Почему именно так? — спросите вы. у психологов и на это найдется что ответить. Дело в том, что человеческие чувства сложны. На каждое событие человек должен конкретным образом реагировать. Если на незначительное достижение человек будет отвечать «большой» гордостью, то он не сможет адекватно реагировать на большие успехи. Человек сразу же почувствует конфликт эмоций. Таким образом умом человек понимает, что должен испытывать большую радость, восторг и гордость, но сердцем не испытывает этого. Это тоже приводит к психологическим проблемам.

Обыкновенный человек, конечно, же скажет, что гордость нужна. Однако будьте благоразумны. Соблюдайте правила психологов относительно обоснованности и разумности гордости. Тогда вы сможете адекватно оценивать свои возможности, здраво реагировать на свои успехи и поражения и не отчаиваться, когда что-то пошло не так.

Поводы для гордости будут зависеть от ваших приоритетов. Для кого-то это будут карьерные высоты, другой будет счастлив, что женился на молодой и красивой женщине, третий же победит на районных соревнованиях по шахматам и будет еще долго с улыбкой вспоминать этот день. Вы можете гордиться любыми достижениями, и чем больше таковых наберется, тем лучше для вас. Однако можно выделить наиболее распространенные поводы для гордости.

Работа и учеба

В молодости люди зачастую гордятся отличной учебой, а позже – работой. Причем, предметом собственного довольства могут быть как длительный хороший результат, так и отдельные взлеты. Стабильная учеба на отлично и регулярное выполнение плана не менее хороши, чем победы на олимпиадах и звание лучшего работника года. Также стоит подмечать и малые успехи: выполненная на высший балл контрольная или похвала от начальника также весьма приятны.

Семья

Семья – это еще один повод для гордости. Гордиться можно красивыми и преуспевающими мужем или женой. Ведь вам удалось привлечь внимание столь замечательного человека, добиться его и выстроить прочные отношения. Здоровые румяные дети, которые начинают читать по слогам, показывают свои первые рисунки, на которых смутно угадывается мама – еще одна возможность похвалить самого себя: вы регулярно не спали по ночам, вложили уйму сил в их воспитание, занимались с чадами, покупали им лучшие книжки и развивающие игрушки, и вот результат.

Здоровый образ жизни

Регулярно ходить в спортзал и питаться здоровой пищей – для некоторых это является настоящим подвигом, ведь куда приятнее лежать на диване и смотреть сериалы, лакомясь при этом мороженым из огромного ведерка. Если вы встали на путь борьбы за свое здоровье или хорошую фигуру, исправно занимаетесь спортом, талия сужается, и лишние килограммы уходят – это отличный повод для гордости, ведь вы последовательны и проявляете отменную силу воли. И даже если периодически вы срываетесь и прогуливаете тренировку в кофейне, это не должно омрачить вашей радости.

Успехи в хобби

Помимо работы, у многих людей имеются хобби. Кто-то по вечерам играет в рок-группе, иные мастерят из дерева и пишут стихи. Приглашения на концерты, восторженные покупатели ваших изделий, публикации в журналах и литературных сборниках – это ли не признание вашего таланта, которым гордиться непременно нужно, ведь вы это заслужили.

Цель: Доказать, что даже если мы хорошие христиане, это отнюдь не повод для гордости.



Хорошо ли быть хорошим?

Хвалящийся! Хвались Господом!

Я хотел бы сегодня продолжить тему прославления человека человеком, которая была начата месяц тому назад.
Хочу напомнить:
Мы изучили два особых вида людей в церкви:

  • «Команду героев» – тех, кто пытается дослужиться до чинов или стяжать славу среди христиан.
  • И «Команду поклонников» – тех, кто страстно жаждет прославлять, возвеличивать, превозносить героев церкви: служителей, начальствующих, людей обладающих особыми дарами...

Вспомнили?!

Причём, «герои» рассматривались именно те, которые своей целью ставят собственную карьеру или собственное возвеличивание. А служение Богу является обыкновенным инструментом такого «самопрославления».
И поклонники рассматривались те, которые гипертрофированно стараются прославить человека, отодвигая на задний план Бога.

Но тогда же мы вскользь упомянули и настоящих героев веры, о которых пишет автор послания к Евреям в 11-ой главе (мы её также читали:

«Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования...» и т.д. и т.п.).

А сегодня я хотел бы сосредоточить ваше внимание вот на чём:

  • А что, если человек действительно изо всех своих сил старается служить Богу,
  • А что, если у такого человека действительно не стоит цель достичь каких-то чинов в церкви или какой-то славы в церковной среде,
  • А что, если такой верующий действительно хороший человек и хороший христианин,
  • А что, если у подобного человека действительно в сердце есть и любовь, и радость, и мир, и долготерпение, и кротость, и воздержание, и вера, и благость, и милосердие...

Скажите, пожалуйста, в этом случае такому брату или сестре есть чем гордиться и чем хвалиться? Хвалиться своей праведностью, своим прекрасным отношение с Богом, своей богобоязненностью... Ну почему бы не хвалиться хорошим? А?
Вот о таких людях мы сегодня и поразмышляем: о хороших христианах, о настоящих верующих, стать которыми, я уверен, стремится всякий нормальный христианин. А на поставленные вопросы (стоит или не стоит гордиться тем, что я хороший христианин?) попробуем ответить позже!

"...Ибо нет такого как он на земле!"

И в качестве образца хорошего богобоязненного верующего человека я хотел бы использовать классический библейский пример. Кто является одним из таких образцовых людей в Писании? Напомню:

«... ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». (Иов.1:8)

Заметим, это сказал об Иове Сам Бог, лично!!!

А сейчас, для начала разговора, я хочу процитировать вступление к комментариям к книге Иова из известного многотомника Толкования Библейской кафедры. Читаю:
Цитата: «Один из наиболее известных миру примеров незаслуженного страдания записан в книге Иова» . Конец цитаты.

Уверяю вас, что такое понимание страданий Иова – не единственное. В том, что Иова незаслуженно отдали в руки сатане убеждено подавляющее большинство верующих. И что подтвердить это, я прочитаю несколько строчек в конце этого же толкования книги Иова, где его авторы пытаются сформулировать цели, к которым стремился Бог, обрушив на Иова этот ураган несчастий:
Цитата: «Три оппонента Иова считали, что страдание не имеет никакой другой цели, кроме наказания за злые дела. Сам Иов полагал, что в отношении него у Бога была лишь одна цель – «разрушить» жизнь его. Елиуй, напротив, подчёркивал, что намерение Господа было уберечь Иова от пути, ведущего к погибели. На самом же деле (мне нравиться эта безаппеляционность: они знают, что Бог хотел сделать на самом деле!) ... итак, на самом же деле Бог преследовал в этой ситуации две цели: посрамить сатану, доказав несостоятельность его утверждения относительно Иова, и, углубить духовное видение Своего праведника.» Конец цитаты.

Я не рискну быть настолько дерзким, чтобы заявлять, что знаю, для чего Господь поразил Иова.
Но... хочу сегодня вместе с вами посмотреть на особую опасность, которая грозит хорошему верующему на его жизненном пути к Богу. Для этого нам будет очень полезна книга Иова.

В начале было ВСЁ!

Начнём мы с самого начала: Чем обладал Иов в начале?

Иов.1:1-3 «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. И

мения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока».

  • Итак: непорочность – раз;
  • Справедливость – два;
  • Богобоязненность – три;
  • Удаление от зла – четыре;
  • Сыновья и дочери – пять;
  • Большое имение – шесть;
  • Слава среди людей – семь.

Интересное число и мы знаем, что оно означает – полнота, совершенство. А теперь посмотрим, что потерял Иов:

Иов.1:14-22 «И [вот], приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге».

Иов за один день теряет всё своё богатство и сыновей и дочерей – из семи достоинств – два потеряно.

И наступил для Иова второй страшный день:

Иов.2:7-10 «И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.

Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими».

У Иова пропадает то, что не было перечислено вначале, но что как бы подразумевалось – здоровье. Страшная потеря! Сатана ударил точно в цель, когда просил у Бога разрешения коснуться Иова. Помните:

Иов.2:4,5 «И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?»

Когда человек болен и болен тяжело, он уже не может думать ни о чём другом. Ну, или почти не о чём... в чём мы скоро убедимся!
Но, как мы скоро выясним, Иов потерял ещё одну драгоценность, которую имел. О её потере пока не упоминается.
Потерял ли он её вместе с богатством? Возможно!
Потерял ли он её вместе с приобретением страшной болезни? Почти наверняка!
Так что же это за драгоценность? Скоро мы выясним!

Обратили ли вы своё внимание, что на протяжении всей книги Иов вспоминает о своей семье всего два раза:

Иов.16:7,8 «Но ныне Он изнурил меня. Ты разрушил всю семью мою. Ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня; восстает на меня изможденность моя, в лицо укоряет меня».

Иов.19:13-17 «Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня. Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня.

Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их. Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его.

Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего».

Вообще это совершенно не характерно для жителей востока: семья, дети, наследники – в те времена были особенно важны, и почитаемы, и желаемы. Это была великая драгоценность. Этим гордились, это жаждали, это ценили!!!

Обратим внимание, что четыре достоинства сатана так и не смог забрать у Иова: непорочность, справедливость, богобоязненность, удаление от зла... Но что же ещё потерял Иов?

Главная потеря

Попробуем теперь, отталкиваясь от следующего места Писания, обнаружить то, потеря чего для Иова важнее даже потери детей (судя по тому, сколько места уделяется этой драгоценности в его в книге). И о чём он продолжает думать, даже несмотря на своё ужасное состояние. Так что же всё-таки это?

Иов.29:2-25 «...о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы; как был я во дни молодости моей, когда милость Божия [была] над шатром моим, когда еще Вседержитель [был] со мною, и дети мои вокруг меня, когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея!

Когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, - юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их.

Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного.

Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость.

Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно.

Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное. И говорил я: в гнезде моем скончаюсь, и дни [мои] будут многи, как песок; корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих; слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей. Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них.

Ждали меня, как дождя, и, [как] дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им - они не верят; и света лица моего они не помрачали.

Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих».

Иова очень уважали и в его народе, да и вообще на востоке:

«...и был человек этот знаменитее всех сынов Востока»

И он очень ценил это уважение. Мы видим из его слов, что он гордился им.
Больше во всей книге Иов говорит только о своей праведности и о том, как ему сейчас плохо.
И судя по горячности того, как он говорит дальше, его очень потрясла потеря прежней славы, уважения, величия.

Да-да, именно величия! В неканонической Библии написано, что Иов был одним из царей Едома, пятый от Исава.

Но вернёмся к потерям Иова:

Иов.30:1-15 «А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих. И сила рук их к чему мне? Над ними уже прошло время.

Бедностью и голодом истощенные, они убегают в степь безводную, мрачную и опустевшую; щиплют зелень подле кустов, и ягоды можжевельника – хлеб их. Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров, чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов. Ревут между кустами, жмутся под терном.

Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их. Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим.

Так как Он развязал повод мой и поразил меня, то они сбросили с себя узду пред лицем моим. С правого боку встает это исчадие, сбивает меня с ног, направляет гибельные свои пути ко мне.

А мою стезю испортили: все успели сделать к моей погибели, не имея помощника. Они пришли ко мне, как сквозь широкий пролом; с шумом бросились на меня. Ужасы устремились на меня; как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако».

Иов потерял то, что ценил чрезвычайно: величие, уважение, и славу у человеков.
Был ли Иов праведником? Да, конечно! И об этом много говорит и сам Иов, об этом же говорит и Господь.
Дай нам Бог всем, чтобы и о нас когда-нибудь так сказал Господь: «Видел ли ты ты рабу мою Таню, или Анну, или Ирину... видел ли ты раба моего Васю, или Андрея, или Серёжу... «ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла».
Хочется вам, чтобы о вас так сказал Господь? И мне хочется!

Справедлив ли Бог?...

Но позвольте мне вернутся к начальному утверждению о незаслуженном страдании.
Видите ли, я совершенно убеждён, что Бог обладает абсолютной справедливостью. Да! Иногда её трудно, а иногда просто невозможно понять, но она, безусловно, есть!
И позволив сатане лишить Иова богатства, детей, здоровья, Господь избавил его от качества, которой совершенно лишнее для богобоязненного человека – элементарной гордости за свою праведность.
Причём, это ужасная трагедия, в результате только добавила Иову, и мы видим это из Писания, и праведности и богобоязненности.

Почему я думаю, что именно по гордыне Иова был нанесён удар?

Попробуем раскрыть глаза и ещё раз внимательно вглядется в речи Иова.

А для этого вернёмся к построению некоторых фраз в 29-ой и 30-ой главе книги Иова. Давайте почитаем слова якобы «не имеющего гордыни» человека:

Иов.29:7-11 «...когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, - юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их. Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня»

Конечно, Иова уважали за праведность, справедливость, доброту. Никаких на это нет возражений.

Но... он это очень-очень-очень ценил и гордился этим уважением.
Читаем дальше слова Иова:

Иов.29:14 «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло».

Мантия – накидка царя или священника. Увясло – головная повязка священника.
Не знаю как вы, а я чувствую за этими словами лёгкий душок гордыни. Нет?

Иов.29:20-25 «...слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей. Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем.

После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и, [как] дождю позднему, открывали уста свои.

Бывало, улыбнусь им - они не верят; и света лица моего они не помрачали. Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов...»

До этого места.
Нет тут гордости за самого себя? Нет?

Читаем ещё особенное место, которое показывает ту дистанцию, которую Иов устанавливал (будучи и добросердечным и праведным и заботящимся о бедных и нищих), но... тем не менее, всё-таки устанавливал между собой и, скажем так, некоторыми людьми:

Иов.30:1 «А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих».

И вы хотите сказать, что это говориться о человеке, не имеющем гордыни?!

Читаем ещё слова Иова:

Иов.19:4-10 «Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается.

Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим, то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью.

Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей.

Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою».

Читаю ещё раз: Бог...

«Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей»

А что по поводу всего этого думает Бог?...

Ещё раз особое внимание на то, что говорил Бог Иову!!!

Но и в обращении Бога из бури к Иову тоже звучат слова, которые просто-напросто ставят Иова на место, как часто Господь ставит на место многих людей, в том числе, как он иногда ставил и ставит на место и меня. Но не обо мне сейчас речь.

Читаем обращение Бога к Иову:

Иов.40:5-9 «Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.

Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя».

Вседержитель как бы с насмешкой говорит своему праведнику: «Ты считал себя великим на земле? Покажи-ка, дружок, это вот таким образом и Я признаю тебя великим!»

Самое важное - резюме Бога!

Вы знаете, что важно начало речи, но намного важней её конец. В конце речи, как правило, подводится итог, подчёркивается самое главное. Я сейчас прочту самые-самые последние слова Бога к Иову. И уже вам судить, прав ли я, утверждая, что именно за гордыню, вернее за особый вид гордыни – гордость свой праведностью – и подверг Господь Иова такому страшному испытанию.

Итак, последние слова Бога. Напомню, в своём обращении к Иову из бури Господь в самом конце говорит почему-то о левиафане, как символе особом гордыни:

Иов.41:25,26 «Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости ».

Как вы думаете, почему последние слова Бога к Иову были о сынах гордости? Случайно? Просто так? Или всё-таки в этом скрывается потаённый смысл, который трудно увидеть с первого раза?

Открою страшную тайну: случайного в Библии ничего нет!
Всё, что в ней написано, написано с определённой целью. Нужно просто приложить усилия, чтобы это увидеть. Мы сегодня и пытаемся приложить такие усилия.

Что... ты... имеешь, чего бы не получил?!

В заключении нашего изучения некоторых сторон книги Иова я хочу сказать следующее: Да, наш брат Иов, безусловно был человеком праведным и богобоязненным. Был человеком, которого чрезвычайно ценил и любил Бог.

И к нему особенно применимы слова Писания:

Евр.12:6-11 «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».

Просто об Иове, не правда ли?

Давайте-ка копнём чуть глубже это утверждение, и вот в каком направлении: Если (предположим теоретически) я абсолютно совершенен в каком-то отношении. То есть достиг предела. Ну, предположим, что это возможно для человека. Нужно ли меня ещё чему-то учить, наставлять, изменять?

Нет! Если абсолют достигнут, добавить к нему больше ничего не возможно.

Значит, если наставление от Бога продолжается, значит – есть чему учится, есть от чего избавляться, есть что совершенствовать.

И все эти жуткие вещи произошли с Иовом, в том числе и потому, что его нужно было избавить от гордости за свою праведность (что, между прочим, только добавляет праведности человеку).

Праведник! Стань ещё правднее!

Каждый раз, когда я углубляюсь в Ветхий Завет, для того, чтобы увидеть новые истины Божьи, я благодарю Бога за то, что у нас есть и Новый Завет: Евангелия и книги апостолов.

Как много в Ветхом Завете становиться понятным, когда смотришь на него через истины Нового!

Но вернёмся к Иову:

Иов.42:7,8 «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.

Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов».

И эти последние слова Бога к Елифазу говорят нам о том, что Бог, не смотря на то, что Он допустил в жизни Иова такие страшные вещи, не смотря на то, что он провёл его, в полном смысле этого слова, через долину смертной тени, четыре раза в одном предложении повторяет: «раб Мой Иов»!
И среди многих истин, которым научил Господь Своего верного раба, проведя его через испытания, я уверен была и эта:

Не гордись и не хвались своей праведностью! Гордость даже за хорошее – не то качество человеческой души, которое стоит иметь человеку, стремящемуся войти в Небесное Царство!

Я ещё раз хочу сказать о том, как мы должны быть благодарны Богу за Новый Завет. Потому что многие, очень многие вещи, совершенно непонятные в Ветхом Завете становятся в свете Нового Заветы – просто очевидны.

И вот она печать Нового Завета на книге Иова:

1Кор.4:7 «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?»

И это не какая-то новость, которую совершенно не знали древние роды.

Царь Давид говорит: 1Пар.29:11,12 «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.

И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все.»

Всё, что у нас есть – от Бога!

«Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца». Прит.21:2

Иов был совершенно уверен в своей праведности, но Господь взвесил его сердце и там оказалось немножко лишних элементов.

Задумаемся вот о чём: скажите, Бог знал, что будет с Иовом до всех его бед, бедствий и болезней или это сатана открыл Ему глаза и подтолкнул к таким действиям против Иова?
Конечно, Господь прекрасно всё знал! И сатана только послужил инструментом в Божьих руках, чтобы верный раб Божий Иов стал ещё чище и праведней.

Иов был конечно удивительный праведник, но он допускал одну маленькую ошибку, поскольку тогда ещё не было 2-го послания к Коринфянам:

2Кор.10:17,18 «Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь».

Иова хвалил Господь? Да, хвалил! И этого было достаточно! Иову просто не надо было, в дополнении к этому:

  • ещё и самого себя хвалить,
  • и так высоко ценить похвалу других людей – вот и всё!

И пусть жестоко и страшно, но я верю, что Справедливый и Премудрый Бог навсегда избавил Иова от этого недостатка! Но, видимо, по-другому было нельзя! И Иов выдержал это испытание, потому что Господь детям своим и верным своим никогда не даёт испытания сверх сил!

Несколько слов к нынешним праведникам...

Обратили ли вы ваше внимание, что в сегодняшней проповеди я намеренно не касался ни современной церкви вообще, ни нашей общины.
Но, вы понимаете, что всё, о чём мы сегодня размышляли также актуально и для нас, как и тысячи лет тому назад было актуально для Иова.

  • Тебе подарил Господь спасение! Один из сотни окружающих тебя людей, ты, человек, войдёшь в Царство Небесное, попадёшь на новую землю под новым небом, тебя назвал Бог царственным священством, сыном или дочерью Своей?!

Не гордись, но бойся по глупости своей отдать эту драгоценность за миску мирской похлёбки, которая приправлена богатством, славой и дутыми ценностями этого мира!

  • Ты имеешь удивительные, необычные дары от Бога?!

Не гордись, но бойся. Поскольку тебе это дано от Бога для служения Ему, а не для прославления своего собственного имени, а тем более не для набивания карманов деньгами.
Берегись, в этом случае, чтобы однажды утром не проснуться весь белым от проказы, как снег.

  • Тебе дано служение Богу и его народу? И у тебя успехи в этом служении? И ты видишь, что дела идут всё лучше и лучше?

Не гордись, но бойся. Потому что именно Бог ставит человека на служение. Но если ты начинаешь считать других людей ниже себя, если ты начнёшь думать о себе, как о совершенно незаменимом служителе, если ты вообразишь, что только твоим старанием достигнуты в служении такие впечатляющие результаты?
Готовься, дружок, что в скором времени придут к тебе твои друзья, чтобы поплакать и посетовать вместе с тобой, над твоим ушедшим величием и успехом!

Потому что (я открываю страшную тайну) именно Бог и убирает человека из служения (иногда на время, чтобы человек пришёл в себя от своего собственного величия, а иногда и навсегда).

И как итог нашего сегодняшнего размышления, я хотел бы, чтобы прозвучали слова из...

1Кор.1:26-31 «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом ».

Аминь!

Проповедник: брат А.

В рамках Всероссийского репрезентативного опроса Независимая исследовательская служба «Среда» интересовалась у сограждан, какие ассоциации возникают у них со словом «Родина». Формулировку «гордость Родиной, патриотизм» выбрали 8% респондентов, по частоте упоминаний она заняла 6-е место среди 14 позиций. Это единственная строчка, по которой опрошенные женщины и мужчины статистически значимо различаются (соответственно 6% и 10% упоминаний).

Можно ли гордиться своим родом, своей страной?

Алексей Ильич ОСИПОВ , заслуженный профессор Московской Духовной Академии

Мы убеждены: наш народ имеет своё лицо, он не хуже других народов. Мы знаем, что он неоднократно показывал замечательные образцы и ума, и знания, и мужества, и стремления к свободе, и доброты, и любви. В нашем понимании гордость за народ не есть самомнение и не есть презрение к другим.

Дело в том, что само понятие «гордость» может иметь различные смыслы. Одно – это почитание себя выше и лучше других. С христианской точки зрения такое чувство имеет отрицательный характер. Но, говоря о гордости за свой народ, за свою страну, мы, русские, не мыслим себя лучше других и не презираем другие народы. В понятие «гордость» мы вкладываем нечто другое.

Мы убеждены: наш народ имеет своё лицо, он не хуже других народов. Мы знаем что он неоднократно показывал замечательные образцы и ума, и знания, и мужества, и стремления к свободе, и доброты, и любви. Ещё раз подчёркиваю, что в нашем понимании гордость за народ не есть самомнение и не есть, следовательно, презрение к другим. Хотелось бы, чтобы все народы мыслили именно так.
Наряду с этим мы употребляем другой термин – патриотизм. Если перевести его на христианский язык – любовь к своему народу, любовь к своей стране. Вообще любовь является важнейшей характеристикой сознания нашего человека.

Недаром Достоевский писал, что наш народ обладает всемирной отзывчивостью. Это означает, что мы относимся с благожелательством к другим людям. Обратите внимание, у нас в России может человек любой национальности заниматься любым делом.

Действительно, наш человек очень широк. Мы позволяем всем жить у нас, всех привечаем. Есть такая важная черта у русского народа. И я думаю, что эта черта самая лучшая с христианской точки зрения. Этим мы можем гордиться.

В очень условном смысле мы можем применить понятие «гордость» к нашему национальному самосознанию. Мы говорим, скорее, о любви к Родине, о любви к своему народу.

Протоиерей Николай ОЗОЛИН ,
профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже :

С того момента, когда мы начинаем чем-то гордиться, мы это портим
– Прежде всего, надо договориться о терминах. Когда гордость касается высших ценностей, ничего страшного, ничего отрицательного в ней нет. Вся проблема гордости в том, что люди грешны и потому легко впадают в самомнение. Наверное, не случайно гуманизм породил самообольстительную формулу «человек – это звучит гордо».

А одна из высших христианских добродетелей – обратное гордости смирение, к которому призван каждый христианин. Смиренный человек всегда к себе располагает. Он способен вас выслушать, он может войти в положение другого человека. С того момента, когда мы чем-то гордимся, мы портим то, чем гордимся, и прежде всего, для себя самих. Свой же род, свою семью, свою страну надо не портить, их надо в первую очередь любить. А любовь – это всегда ответственность, и тогда можно забыть про гордость. Это нелегко, но это наше христианское понимание дела, и, в общем, самая суть нашей жизни.

Протоиерей Владислав ЦЫПИН ,
заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, профессор, доктор церковной истории и церковного права :

Гордостью может называться уважение к предкам
– Всякого рода личная гордость – гордыня. А значит, чувство греховное, за которое перед Богом предстоит нести ответственность. Но и уважение к предкам может быть названо гордостью за них. Любовь к своей стране проявляется по-разному. В том числе она предполагает и гордость за прошлые успехи, за совершенные предками подвиги, за достойное место среди других стран и народов.

То же самое относится к чувству человека, которое его связывает со своим народом, с согражданами, с диаспорой за пределами Отечества. То есть, помимо патриотизма, который Церковь благословляет, есть ещё и вполне дозволенное чувство причастности к судьбе и к жизни своего народа, к прошлому и будущему своего этноса. Всё это справедливо и для России, и для русского народа.


Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
,
ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе :

По-настоящему гордиться следует святыми и подвижниками
– Народ – это организм, единство которого можно сравнить с семьей. Равно как в доброй семье каждый блюдет ее общие интересы, и в своем народе всякий верный сын не вправе убежать на страну далече ради собственной корысти. В наши дни, увы, мы часто видим прямо противоположные примеры. Еще недавно слово «патриотизм» было чуть ли не ругательным, и многие считали почетным покинуть свою Родину и искать счастье на чужбине. Но ведь это противно самому человеческому естеству!

Зато когда оказываешься вдали от Родины, начинаешь ценить свое Отечество. Это не только географическое понятие, не только народные традиции. Это понятие святое. Оно корнями уходит в духовную жизнь, а теряя корни, человек теряет будущее. Мне кажется, само воспитание должно строиться на любви к своему Отечеству, к своим святым и подвижникам. В общем, к яркому идеалу, которым является русская святость, сама душа нашего народа.

О своей гордости за Россию мужчины заявляют в 1,5 раза чаще чем женщины