Бонифаций VIII и тамплиеры. Бонифаций viii Папа бонифаций 8

Бонифа́ций VIII (Bonifacius) (в миру Бенедетто Каэтани, Caetani) (ок. 1235, Ананьи - 11 октября 1303, Рим), папа римский (понтификат 1294-1303). Сторонник церковной супрематии, способствовал усилению светской власти церкви, внес вклад в развитие теократической доктрины. Следствием его политики стала резкая конфронтация с французским королевским домом, которая привела к так называемому авиньонскому пленению пап , на период которого папство стало орудием политики французских королей и утратило значение самостоятельной силы.

Будущий папа происходил из древнего и благородного рода, владевшего землями в округе Рима и стремившегося играть большую роль в самом Риме. Изучал церковное право в Болонье и еще совсем молодым занимал важные должности в правительстве Папской области. Будучи кардиналом, Каэтани сумел оказать серьезное влияние на папу Целестина V . Именно под влиянием кардинала Каэтани произошло отречение Целестина, мечтавшего вновь обрести покой монаха-отшельника. Однако Каэтани жестоко обманул своего предшественника: Целестин V окончил жизнь узником в местечке Ананьи, являвшемся вотчиной Каэтани. Взойдя на престол под Рождество 1294, Бонифаций VIII - полная противоположность предшественнику - стал бороться за усиление политической роли папства.

С этой целью Бонифаций начал сложную игру с Анжуйской династией и Валуа , пытаясь посеять рознь среди Капетингов . В самой Италии Бонифаций прославился своим непотизмом . По словам анонимного хрониста, «что ни год, то очередной Каэтани получал важный пост в церкви». Представители рода Каэтани скупали владения не только в округе Рима, но и в самом городе, потеснив несколько древних римских родов (Аннибальди и Колонна). Колонна первоначально поддерживали избрание Бонифация, но сразу после интронизации между бывшими союзниками произошел конфликт, который вылился в настоящую войну. Колонна напали на папский кортеж на пути между Римом и Ананьи и разграбили папскую сокровищницу. В ответ папа взял несколько замков своих врагов, крупнейший из которых, Палестрина, был стерт с лица земли.

Эта война ослабила позиции папы в Риме, он не мог успешно соперничать в разгоревшемся противоборстве с французским королем Филиппом IV . Резкий протест папы вызвали попытки короля обложить поборами французское духовенство и ордена, действовавшие на территории Франции. С момента провозглашения буллы «Clericis laicos» (1296) началась открытая борьба властителя церкви за признание теократического идеала государями христианского мира. В булле («Unam Sanctam», 1302) Бонифаций отстаивал превосходство церкви, единственной главой которой являлся папа, и разрабатывал доктрину «двух мечей» о спиритуальной (духовной) и темпоральной (светской) власти, в том смысле, что христианские государи владеют мечом светской власти лишь с согласия и по милости римского первосвященника. Все верующие, в том числе и правители, подчиняются папе по причине греха. Духовная власть, воплощаемая папством, является судьей для любой светской власти и правителя, сама же не дает отчет никому, кроме Христа. Как указывалось в заключительной части буллы, для спасения каждого человеческого существа необходимо признание им верховной власти наместника Св. Петра.

Французский король Филипп IV - один из могущественнейших государей своего времени - резко воспротивился тому, чтобы признать свое право на власть лишь уступкой Церкви. Это право, таким образом, не могло быть неотъемлемым «по причине греха», как указывал в своих разъяснениях папа. Тем самым создавалась предпосылка узурпации светской власти любого правителя со стороны наместника св. Петра, и французский король не мог не почувствовать прямую угрозу в теоретических рассуждениях буллы.

Филипп IV сумел нанести папе сокрушительный удар, использовав недовольство Бонифацием в Италии. Француз Гийом Ногарэ, неблагородного происхождения, но приближенный к королю вместе с главным врагом папы в Италии Шиара Колонна, силой проникли в папскую резиденцию в Ананьи и, подвергнув оскорблениям, арестовали Бонифация. Жители Ананьи поднялись против дерзких захватчиков и освободили понтифика. Но папа был морально уничтожен случившимся и через месяц после пережитого унижения скончался.

Бонифацию VIII принадлежит первенство в установлении так называемых «юбилеев» (с 1300), во время которых в Рим стекалось до 300 тысяч паломников, производилось отпущение грехов и канонизация святых. Обладая хорошей юридической подготовкой, папа внес значительный вклад в развитие идей средневековой теократии. В самой церкви проводил взвешенную политику в отношении нищенствующих орденов, ограничивая их свободу.

Переписка с монгольскими ханами была только эпизодом в сложной дипломатической деятельности Филиппа IV, в правление которого были заложены основы всей дальнейшей французской дипломатии. Царствование Филиппа IV отмечено большим количеством переговоров, которые имели целью либо предотвращение войн, либо прекращение их, либо, наконец, территориальные приобретения. Все это содействовало развитию и усовершенствованию французской дипломатии. Дипломатия стала играть весьма важную роль, подготовляя выгодные союзы и вызывая к жизни мощные коалиции. Раньше дипломатические сношения с иностранными государствами сводились к редким и кратковременным миссиям. Переговоры велись большей частью устно. Лишь при Филиппе заведены были письменные дипломатические сношения, и посольства стали более частым явлением. Представителями дипломатических миссий по-прежнему оставались капелланы и духовники короля; при составлении договора присутствовали нотариусы, формулировавшие его содержание в ясной письменной форме, свидетельствовавшие подписи и пр. Договоры составлялись обычно на латинском языке, переговоры же обыкновенно происходили на французском. Начали уточняться и принимать более устойчивый характер и внешние формы переговоров.

Дипломатическим путем были разрешены сицилийский и арагонский вопросы, которые достались в наследие Филиппу IV от его отца Филиппа III Смелого. Любопытно, что для улаживания их был даже созван в 1291 г. в Тарасконе настоящий международный конгресс - вроде конгрессов нового времени, на котором присутствовали представители паны, французского, английского, неаполитанского и арагонского королей, и где обсуждались общеевропейские дела.

Далеко не так мирно протекали другие начинания Филиппа IV, царствование которого было одним из наиболее бурных в истории французской монархии.

Крупнейшим событием правления Филиппа IV, раскрывшим его дипломатические таланты и упорство в достижении поставленных целей, было столкновение короля с папой Бонифацием VIII. 76-летний Бонифаций, избранный в 1294 г. папой, был выучеником римской курии, посвященным во все важнейшие интриги папского двора, при котором он успел пройти весьма разнообразную карьеру и основательно разбогатеть. Этот надменный старик известен был своей неиссякаемой энергией и необоримым упрямством, которых не укротили и годы. Петрарка писал о нем, что он не знал «владыки более неумолимого, которого трудно сокрушить оружием, а склонить смирением или лестью невозможно». В лице Бонифация VIII папство в последний раз перед тем как впасть в ничтожество, обычно называемое «вавилонским пленением пап», померялось силами с окрепшей королевской властью и потерпело в этой борьбе решительное поражение.


Конфликт Филиппа с Бонифацием начался из-за чрезвычайных налогов на французское духовенство. Эти налоги взимались для целей крестового похода, но Филипп пользовался ими по своему усмотрению. Последовала грозная булла Бонифация: под угрозой отлучения она запрещала светским государям взимать какие бы то ни было чрезвычайные налоги с духовенства, а духовенству уплачивать что-либо без папского разрешения. В ответ на это Филипп прибег к решительному средству: он запретил вывоз серебра и золота из Франции, лишив тем самым римскую курию каких-либо поступлений от французского духовенства. Папа, очутившийся в это время в крайне трудном положении в Италии, вынужден был пойти на уступки. Кое-как конфликт был на время улажен, но вскоре он разгорелся с еще большей силой из-за притязаний Бонифация на верховенство папской власти. Последовала искусная кампания против папы, организованная знаменитыми легистами, ближайшими советниками Филиппа, - Флотом, Ногарэ, Дюбуа. Были пущены в ход фальшивки: вымышленные папские буллы и вымышленные же ответы на них короля. Были созваны впервые в истории Франции Генеральные штаты, которые одобрили линию поведения короля. Вслед за этим эмиссары Филиппа с большими денежными суммами и векселями отправились в Италию; там с помощью золота и других средств против папы был составлен форменный заговор, к которому были привлечены самые могущественные враги Бонифация. Заговорщики проникли в папский дворец в Ананьи, где подвергли папу тяжким оскорблениям. Надломленный этой катастрофой, Бонифаций вскоре умер. Так была бита последняя ставка папства в борьбе с королевской властью. Правление следующего папы было кратковременным. В 1305 г. был избран папой архиепископ бордоский, считавшийся врагом Филиппа, но бывший с ним давно в тайном соглашении. Через несколько лет новый папа перенес свою резиденцию из Рима в Авиньон (на границе Франции). Здесь авиньонские папы вскоре подпали целиком под влияние политики французских королей, став их подручными.

В своей продолжительной войне с Фландрией Филипп старался играть на той внутренней борьбе, которая происходила во фландрских городах: там стремившаяся к власти цеховая верхушка объединилась с фландрским графом, между тем как стоявший у власти патрициат вступил в союз с французским королем. Наиболее драматическим моментом в войне Филиппа с Фландрией было восстание фландрских цехов, вспыхнувшее в таких промышленных городах, как Брюгге, Гент и Ипр, против французского владычества. В знаменитой «битве шпор» при Куртре цеховые ополчения фландрских городов нанесли жестокое поражение французским рыцарям. Вся Фландрия была очищена от французов. Но вскоре Филипп предпринял новый поход во Фландрию. В конце концов, ему удалось в результате не столько военных действий, сколько ловких дипломатических маневров навязать фламандцам в 1305 г. тяжелый мир: под видом залога за свои военные издержки Филипп присоединил к Франции ряд фландрских городов.

К концу правления Филиппа Франция стала самой могущественной державой в Европе: папская власть была унижена; Германская империя утратила всякое влияние; ее князья находились на жаловании - одни у Филиппа, другие у английского короля; члены Канетингской династии правили в Неаполе, в Наварре. Французская дипломатия играла выдающуюся роль почти во всех международных столкновениях того времени.

XIV и XV столетия в истории католицизма были временем упадка и разложения. Папство переживало тогда один из самых сильных кризисов, какие только были в его истории. Нравы духовенства тоже очень испортились и стали вызывать совершенно справедливые нарекания. В обществе громко заговорили тогда о порче церкви в главе и членах, и начали создаваться планы церковной реформы, видевшие в папстве весь корень зла. С другой стороны, те силы, которые прежде были, так сказать, придавлены могуществом средневековой церкви, теперь получили значительное развитие и обнаружили стремление к освобождению от папской и монашеской опеки. Такими силами были новое государство, выраставшее на развалинах феодализма, и светское образование, которое в XIV и XV вв. сделало уже очень значительные успехи.

199. Папа Бонифаций VIII

В самые последние годы XIII и первые годы XIV вв. на папском престоле сидел Бонифаций VIII (1294 – 1303), говоривший и действовавший по примеру самых знаменитых своих предшественников, Григория VII и Иннокентия III. Человек высокомерный и властолюбивый, он отличался страшною самонадеянностью и совсем не видел, что в его время общие политические отношения и настроение общества были уже далеко не те, какими они были за век перед ним. Внешнего блеска у папства оставалось еще много, и Бонифаций VIII даже его увеличил, привлекши в Рим в 1300 г. сотни тысяч богомольцев объявлением юбилейного года католической церкви с отпущением грехов за посещение святынь Рима, но собственно внутренняя сила папства исчезла. Бонифацию VIII удалось смирить только немецкого короля Альбрехта Австрийского, который за свое признание папою поступился даже всеми прежними правами империи. Зато государи других стран не обнаруживали большого желания повиноваться папе. Самое упорное сопротивление оказал Бонифацию VIII французский, король Филипп IV Красивый (1285–1314).

200. Спор Бонифация VIII с Филиппом IV

Епископы Англии и Франции пожаловались Бонифацию VIII на своих королей, облагавших духовных лиц податями. Тогда папа издал буллу, в которой пригрозил отлучением от церкви за обложение духовенства без папского на то согласия. Английский король (Эдуард I), в других случаях действовавший самостоятельно, не счел нужным спорить, но Филипп Красивый ответил на папскую буллу запрещением вывоза из Франции драгоценных металлов и, следовательно, всех денег, которые шли из этой страны в папскую казну. Но это было лишь началом спора. Во время борьбы папа и король обменялись посланиями, в которых наговорили друг другу дерзостей. Бонифаций VIII созвал в Риме против Филиппа IV церковный собор, но и французский король собрал государственные чины Франции, т. е. сейм из прелатов, сеньоров и городских властей (генеральные штаты 1302 г.), которые заявили, что в светских делах они подчинены лишь королю, а сам он – только одному Богу. Разгневанный таким оборотом дела. Бонифаций VIII отлучил тогда Филиппа IV от церкви и объявил его лишенным престола. После этого и король прибег к крайней мере. Он послал в Италию своего канцлера (Ногаре) с поручением захватить папу и привезти его во Францию. Королевский по сланец с помощью одной враждебной папе римской аристократической фамилии (Колонна) напал на Бонифация VIII в его замке (Ананьи) и взял его в плен. Придание прибавляет, будто при этом папа претерпел и оскорбление действием (удар по лицу железной перчаткой). Правда, сторонники папы скоро его освободили и отвезли в Рим, но гордый старик был не в силах пережить такого унижения и скоро умер.

201. Авиньонское пленение пап

Победа Филиппа IV Красивого над папством выразилась главным образом в том, что один из преемников Бонифация VIII, Климент V , по желанию этого короля переселился во Францию и выбрал для жительства южнофранцузский город Авиньон , перешедший к папскому престолу (1305). Продолжая заявлять прежние папские притязания по отношению к другим государям, Климент V надолго подчинил папство французской политике, что, конечно, заставило многих из этих государей стать в неприязненные отношения к папству. В Авиньоне паны прожили около семидесяти лет, и это время получило название вавилонского пленения католической церкви. Авиньон сделался для церкви «Вавилоном» и в том отношении, что папский двор (курия) превратился в вертеп самой порочной жизни . Авиньонские папы XIV в. более всего хлопотали об умножении своих доходов, ради чего придумывали новые поборы и даже открыто занимались торговлею церковными местами. Это роняло папство и в нравственном отношении и, конечно, усилило оппозицию, вызывавшуюся притязаниями пап: их недостойное поведение возмущало всех порядочных людей.

Страница 1 из 3

БОНИФАЦИЙ VIII (Бенедетто Каэтани) – папа Римский с 24 декабря 1295 г. по 11 октября 1303 г., правовед, один из защитников папской теократии. Происходил из влиятельной и богатой семьи, воспитывался при дворе дяди, Тодийского епископа (г. Тоди, Италия), закончил факультет права в Болонском университете, затем продолжил учебу в Париже, в 1260 г. стал каноником кафедрального собора в Тоди. После возвращения в Рим был назначен адвокатом и нотариусом при Римской курии, ему поручались важные дипломатические миссии во Франции (1264 г.), в Англии (1265 г.) и ряде других стран. Он поочерёдно исполнял функции секретаря пап Адриана V (11 июля – 18 августа 1276 г.), Николая III (1277–1280 гг.), Мартина IV (1281–1285 гг.), пользовался репутацией высокообразованного правоведа. Вскоре стал заметной фигурой в Римской курии: в 1281 г. папа Мартин IV возвёл его в кардинала-диакона, а папа Николай IV (1288–1292 гг.) в 1291 г. – в кардинала-пресвитера. Назначенный в 1290 г. папским легатом во Франции, он сумел уладить конфликт между епархиальным духовенством и нищенствующими орденами, принимал участие в урегулировании конфликта внутри Парижского университета, в переговорах между Францией и Англией способствовал примирению Франции с королём Альфонсо III Арагонским. Властолюбивый 76-летний Каэтани склонил своего предшественника, смиренного и благочестивого папу Целестина V (5 июля – 13 декабря 1294 г.), к отречению и в декабре 1294 г. был избран на папский престол (в Неаполе) при поддержке короля Карла II Анжуйского. Однако часть духовенства поставила законность этих выборов под сомнение. В ответ Бонифаций VIII, опасаясь популярности своего предшественника, приказал заключить Целестина V в тюрьму, где вскоре умер при невыясненных обстоятельствах, а Бонифаций VIII лицемерно объявил, что святой монах умер от старости. Поскольку эти действия Бонифация VIII вызвали недовольство влиятельного семейства Колонна, папа объявил его представителям войну, отлучил их от церкви, конфисковал имущество и разрушил их оплот – г. Палестрину. Его понтификат стал поворотным пунктом в истории папства: Бонифаций VIII освободил Апостольскую столицу от зависимости от Неаполя и перенёс оттуда папскую резиденцию обратно в Рим; вывел из состава Римской курии ставленников сицилийского короля, пытавшегося оказывать влияние на политику Ватикана. Проводя достаточно взвешенную политику в церкви, папа ограничил свободу нищенствующих орденов. Но своей главной целью Бонифаций VIII считал утверждение папской теократии в противовес формирующимся национальным государствам. Усердный почитатель, но неудавшийся подражатель Григория VII (1073–1085 гг.) и Иннокентия III (1198–1216 гг.), пытался осуществить их идеи, но был высокомерен, даже с королями говорил тоном диктатора. С этой целью он окружил себя знатью, ввёл пышный этикет в курии, всеми силами стараясь вернуть папскому престолу прежнее величие. Его непомерные спесивость и заносчивость, однако, свидетельствовала о слабости папы как политика. Он только раздражал всех своими ругательствами и проклятиями, но никто не чувствовал к нему ни страха, ни уважения. Будучи сторонником крайней теократической идеи, он пытался полностью подчинить светскую власть духовной. Желая утвердить верховенство папы, Бонифаций VIII признал избрание германским королём Альбрехта I Австрийского Габсбурга (1298–1308 гг.) при условии его отказа от императорских прав в пользу папства. Для демонстрации величия папской власти и пополнения казны ввёл празднование юбилейного года («Annus sanctus») и установил, что подобные юбилейные годы будут отмечаться каждые 100 лет (булла «Antiquorum habet fide» от 22 февраля 1300 г.).

Это последний из пап XIII в., пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской. Неудачи Бонифация VIII в этой деятельности объясняются прежде всего изменением политической ситуации. Вместо феодально-раздробленной Западной Европы Бонифацию VIII пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами - Францией и Англией.Некоторых успехов Бонифаций VIII добился в политических интригах, связанных с борьбой за королевскую власть в Германии. Попытка вмешаться в англо-французские отношения оказалась неудачной. Готовясь к очередной войне, король Франции Филипп IV и король Англии Эдуард I ввели в своих странах налог на духовенство без согласования с папой, что нарушало сложившуюся в XIII в. практику. Бонифаций VIII ответил буллой «Clericis laicos», в которой запретил светским правителям взимать налоги с духовенства без разрешения папы под угрозой отлучения от церкви. Однако духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе, и Бонифаций VIII не решился применить отлучение.Office #5 Новый толчок амбициям Бонифация VIII дало проведение в 1300 г. первого юбилейного года, когда в Рим съехалось более 200 тысяч паломников. Конфликт с французским королём снова разгорелся после того, как королевские чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из епископов, не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церковному суду. В 1302 г. появилась папская булла «Unam Sanctam», где Бонифаций VIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой - светскую власть. По утверждению Бонифация VIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (где участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церковного собора. Для того, чтобы такой суд состоялся, Филипп IV послал в Италию своего приближённого Гильома Ногаре с отрядом, чтобы схватить Бонифация VIII и доставить его во Францию. Ногаре арестовал папу, избил его, но вывезти не смог - папу отбили его земляки в г. Ананьи. Через месяц оскорблённый престарелый Бонифаций VIII скончался.Поражение Бонифация VIII в борьбе с могущественным королём Франции означало крах политических амбиций папства. Наступил период авиньонского пленения пап, когда те были марионетками в руках французской монархии.Данте был непримиримым врагом Бонифация VIII. В этом недостойном папе он видел ненавистника вольной Флоренции и главного виновника своего изгнания. Он хулит его устами Чакко (А., VI, 69), Николая III (ст. 55-57), Гвидо да Монтефельтро (А., XXVII, 70-111), Бонавентуры (Р., XII, 90), Каччагвиды (Р., XVII, 49-51), апостола Петра (Р., XXVII, 22-27) и Беатриче (Р., XXX, 148). Данте помещает Бонифация в восьмой круг ада как симониста.Упоминается Бонифаций VIII и в «Декамероне» Боккаччо (вторая новелла десятого дня), а также в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле среди других пап, королей и императоров, которые влачат жалкое существование в аду (вторая книга, эпизод со смертью и воскрешением Эпистемона).