Новый министр образования уволила калину. Уйдет ли столичный министр образования в отставку

Самой одиозной фигурой в российском образовании в настоящее время можно смело считать Исаака Иосифовича Калину - неуёмного оренбургского реформатора, который в 2004-10 годах работал в Министерстве образования и науки РФ (директор Департамента государственной политики в сфере образования, заместитель министра образования и науки, глава рабочей группы Минобрнауки по ЕГЭ), а 10.11.2010 указом Сергея Собянина назначен министром правительства Москвы, руководителем Департамента образования г. Москвы (ДОгМ); переназначен 21 сентября 2018 года.

РИА Катюша: "Этот «эффективный менеджер» из Оренбурга 8 лет целенаправленно уничтожал доступное фундаментальное образование в столице, под ширмой оптимизации сливая школы в многопрофильные «холдинги» с коррупцией и поборами, увольняя и подминая под себя независимых директоров и талантливых педагогов, ставя над детьми цифровые эксперименты (проект «Московская электронная школа») и полностью игнорируя мнение родительской общественности. Прошедший в конце 90-х переподготовку в РАНХиГС (кузница кадров либерал-глобалистов №2 — после ВШЭ), Калина действовал в тесной связке с основной командой ликвидаторов русской школы: Ярославом Кузьминовым (ректор ВШЭ), Исаком Фруминым (фигурант гомоскандала в ВШЭ, куратор низложения образования до уровня передачи «базовых навыков и компетенций»), Дмитрием Песковым (трансгуманист, под форсайт-проекты которого в 2011 году было создано Агентство стратегических инициатив при Правительстве, ныне — спецпредставитель Президента по цифровизации; не путать с президентским пресс-секретарём), Германом Грефом (корпоративный университет и различные «благотворительные» фонды Сбербанка внедряют кастовую систему и «образование в кредит» по лекалам глобалистов из Стэнфордского и Йельского университетов, берут шефство над школами и вузами России, переформатируют педагогов и т. д.). Именно принадлежностью Калины к этой секте объясняются абсурдные для любого адекватного учителя инициативы ДОгМ вроде полной отмены экзаменов и внедрения «персональных траекторий развития», в рамках которых искусственный интеллект будет с рождения определять место человека в социуме, а также отказа от традиционных методов оценки полученных знаний. Кроме того, Исаак Калина является разработчиком Стратегии развития московского образования до 2025 года (по сути, это плохо закамуфлированная версия тех же форсайтов «Образование-2030» и «Образование-2035») и вдохновителем школьных управленцев «новой волны» — директоров-бизнесменов от образования, ничего не смыслящих в педагогике. Ущерб, нанесённый российскому образованию деятельностью Калины, невозможно описать в рамках сжатого материала — он заложил бомбу замедленного действия непосредственно в его фундамент. Оценивая его деятельность, мы можем смело вести речь именно о преднамеренном вредительстве и диверсии — даже соотечественник Калины, часто появляющийся на федеральных каналах политолог Евгений Сатановский, назвал главу ДОгМ «успешно покончившим со школьным образованием столицы ». «Половина примерно школ, уничтоженных в Российской Федерации, была уничтожена в Москве, за что я лично хотел бы поблагодарить — низкий поклон Сергею Семёновичу Собянину и Исааку Иосифовичу Калине, которого я лично, как бывший президент Российского еврейского конгресса, полагаю большим позором еврейского народа и говорю об этом, горько плача. Я считаю, что больший вред нанёс разве что Березовский — был такой, Борис Абрамович. От сокращения 628 школ в Москве может быть одна польза, от их слияния, от всего остального, в том числе от сокращения и слияния профильных школ: площадь можно застроить. Кому война, кому мать родна! Кому — школа или, кстати говоря, институт Академии наук, или, кстати говоря, вуз, а кому — дорогая земля, которую можно застроить. А когда тяжёлое жлобство, замешенное на традициях, на самых мрачных традициях 90-х, сталкивается с будущим страны, то будущему страны не выжить», — справедливо отмечал Сатановский в начале прошлого года ".

"Оптимизация" московских школ и других образовательных учреждений, включая школы-интернаты, спецшколы для детей-инвалидов и трудных детей, школы для одарённых детей - давно стала притчей во языцех. Сам Исаак Иосифович любит сравнивать слияние школ, где учатся дети с разными способностями, с заготовкой разносолов. "Какой огурец в хороший рассол ни попадёт — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками ", - рассуждал он в ходе профильного круглого стола, организованного "МК". Слова Калины вызвали целую бурю среди московских учителей, придумавших начальнику Департамента образования оригинальную кличку - Девиантный Огурец.

68-летний Калина является доктором педагогических наук (злые языки утверждают, что диссертация столичного министра "Аксиологические основания модернизации педагогического образования" в некоторых местах буквально слово в слово повторяет работу члена-корреспондента РАН Оксаны Поздняковой), заслуженным учителем РФ, награждён почётной грамотой правительства РФ "за большой вклад в совершенствование системы российского образования и многолетний добросовестный труд ", благодарностью мэра Москвы, орденом Почёта, медалью К. Д. Ушинского, нагрудным знаком "Отличник народного просвещения". Один из наиболее состоятельных московских чиновников.

К Новому году вновь оживились слухи о скором завершении блистательной карьеры Исаака Иосифовича. Есть мнение, что "многолетний добросовестный труд" погромщика российского образования всё-таки подходит к концу.

"Наши источники сообщают, что в рамках «зачистки» московских властей от постепенно становящихся «токсичными» руководителей, сейчас настаёт черёд расшатывания кресла под «непотопляемым » главой Департамента образования Москвы Исааком Калиной. На фоне его недавней итоговой пресс-конференции, в ходе которой Калина озвучил много чего радостного, бодрого и победного, возглавляемая им структура сейчас попала под различные проверки. Особое внимание уделено тендерам, проводимым в интересах Департамента образования, и их победителям. В частности, по словам одного из наших источников, в настоящее время ФСБ заинтересовалась ситуацией с закупкой компьютерной техники для пунктов приёма экзаменов. Компания «Ланит-Интеграция», входящая в структуру ГК «Ланит», перед Новым годом решила заработать 3 млрд рублей на поставке этой самой компьютерной техники для столичных пунктов приёма экзаменов (в общей сложности — 10 закупочных процедур с суммарной начальной ценой 4 млрд. 136 млн. руб). И для этого компания готова поставить в московские школы технику китайского производства. Специалисты обратили внимание (в том числе — и контролирующих органов) на низкую надёжность этого «железа», в результате чего поставка данных ноутбуков приведёт к существенным эксплуатационным рискам. Интересно, что реальная стоимость таких ноутбуков составляет не более 15-18 тыс. руб. за единицу, то есть в 3 раза ниже цены в контракте. Однако при этом, по договорённости с ФАС, «Ланит» фактически вытеснил российского производителя подобной техники — ООО «Технопрогресс». В условиях контракта было прописано требование к расположению портов ввода/вывода именно на тыльной стороне корпуса. А появление в техзадании столь «принципиального» условия сделало фактически невозможной поставку в рамках этих закупок ноутбуков от ведущих мировых производителей, которые по своим характеристикам значительно превосходят китайскую технику от «Ланита». Сейчас ответственные за конкурсные процедуры чиновники Департамента образования Москвы готовятся отвечать на неудобные вопросы. По-видимому, с определением победителя этих закупок придется повременить. И не исключено - переписать условия техзаданий. Но проверки коснутся не только этого, поэтому подчинённые Исаака Калины перед Новым годом почувствовали некую нервозность в поведении своего шефа ", - пишет сегодня Telegram-канал "Незыгарь".

В 1972 году окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова по специальности «Математика».

С 1973 года - преподаватель СПТУ-62 села Шарлык Оренбургской области, с 1981 года - учитель математики средней школы № 2 села Шарлык. В 1984 году переезжает в Оренбург, директор школы-интерната № 1.

С 1989 года на государственной службе - заведующий отделом районного образования Промышленного района г. Оренбург, с 1992 года - заместитель начальника Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. В 1996-2002 гг. начальник Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. Активно продвигал информационные технологии в учебный и управленческий процесс в системе образования Оренбургской области. Существенно улучшил систему переподготовки учителей области. Кардинально изменил работу ИУУ ныне ОИПКРО с внедрением информационных технологий.

В 1998 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам развития региональной системы образования.

В 2002-2004 гг. - заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение». С 2004 года - Директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. С 11 сентября 2007 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. С 10 ноября 2010 г. Указом Мэра назначен министром Правительства Москвы, руководителем департамента образования г. Москвы.

Критически относится к проблеме стандартизации образования:

В 2009 году возглавлял рабочую группу Минобрнауки России, которая отслеживала вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы.

Исаак Калина, как отмечает украинский ресурс seychas.com.ua, известен «активным внедрением в школах учебника по истории РФ под редакцией Александра Филиппова. В нем школьникам рассказывается об Иосифе Сталине как эффективном менеджере XX столетия, а репрессии граждан называются „издержками“.»

Исаак Калина в феврале 2012 г. стал объектом внимания интернет-сообщества после истории с организацией митинга в поддержку В. В. Путина на Поклонной горе.

Награды

  • Орден Почёта (9 ноября 2010 года) - за заслуги в области образования и науки и многолетнюю плодотворную работу
  • Заслуженный учитель Российской Федерации

Министр Правительства Москвы, Руководитель Департамента образования города Москвы.

Образование:
1972 г. Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова, специальность "Математика".
1998 г. Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации, специальность "Государственное и муниципальное управление".
Кандидат педагогических наук.

Занимаемые должности:
1973 г. Преподаватель СПТУ-12 села Шарлык Оренбургской области
1981 г. Учитель математики средней школы N2 села Шарлык.
1984 г. Директор школы-интерната N1 в Оренбурге.
1989 г. Заведующий отделом районного образования Промышленного района города Оренбурга.
1992 г. Заместитель начальника Главного управления образованием администрации Оренбургской области.
1996-2002 гг. Начальник Главного управления образованием администрации Оренбургской области.
2002-2004 гг. Заместитель генерального директора ФГУП Издательство "Просвещение".
2004 г. Директор Департамента государственной политики в сфере образования министерства образования и науки Российской Федерации.
2007-2010 гг. Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.
С 2009 г. Заместитель председателя Комиссии при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
2010 г. Руководитель Департамента образования города Москвы.

Награды и звания:

Заслуженный учитель Российской Федерации.
Почетная грамота Правительства РФ.

Чебурашка на селекторе

Действующие лица: руководитель городского методического центра (РГМЦ), руководитель департамента образования (РДО), директор школы (ДШ)

РГМЦ: Уважаемые коллеги, это совершенно замечательное поручение — принести изделие «Чебурашка». И либо вся семья делала это изделие «Чебурашка» дома, либо вся семья искала этого «Чебурашку». А каждый ребенок знает, что Чебурашка живет в ящике с апельсинами. Поэтому я думаю, что есть некоторая проблема. Если это изделие изготавливают в школе, то зачем же мы носим его туда-сюда? РДО : Александр Яковлевич! ДШ : Да, Исаак Иосифович! РДО : Ваше отношение к такому домашнему заданию? ДШ : Исаак Иосифович, ну, у нас после 10 марта был подготовлен приказ после таких вот… когда появляются в электронных журналах от некоторых учителей, чтобы что-то принести. И каждый учитель был ознакомлен. И у нас вообще запрет существует, чтобы включали в домашнее задание что-то приносить. Но в какой-то момент, конечно, это не вопиющий, но… у нас не разрешено, в общем. Был ослаблен контроль за мониторингом, за журналами со стороны администрации. И, в общем, там наказание, конечно, получат, но мы, конечно, против. Вообще против того, чтобы вообще приносили. Школа должна сама обеспечивать всеми связующими материалами… РДО : А вот мне интересно, сколько дней дается несчастной семье на выполнение такого задания? Или это вечером написали, а утром… РГМЦ : Бывает такое, что вечером написали, а завтра утром надо принести… Максимально два-три дня. РДО : Александр Яковлевич, у вас много Чебурашек дома? Лично? ДШ : Ни одного. РДО : Ни одного! А вы говорите, это не вопиющее нарушение! ДШ : Вопиющее нарушение. РДО : А! Вопиющее! ДШ : Да. РДО : Ну и вы сказали, у вас установлен запрет. Ваш работник нарушил ваш запрет. Ваше решение? ДШ : Ну это значит завуч, ему объявлен выговор. Работнику тоже объявлен выговор, учителю. Ну и, в конечном счете, будет проведено еще… педагогический совет, и это будет озвучено. Ну, в общем, до каждого педагога достучимся, что это очень серьезное нарушение. РДО (тяжело вздыхает ): Александр Яковлевич, если запрет можно нарушить фактически безнаказанно, то кто же его будет считать за запрет? Вот я понимаю там на коробке написано: «Не влезай! Убьет!», и череп с костями нарисован. Все понимают, что это запрет, что касаться электрических проводов нельзя. Потому что убьет. Вот это запрет. А у вас это так… Попробовали, нарушили, ничего не случилось — всё, запрет снят. Можете отменить, Александр Яковлевич. ДШ : (кивает опущенной головой ). РДО : Если запрет можно нарушить безнаказанно, то запрет нужно срочно отменять. И написать: «Я ошибся. Всем разрешено носить Чебурашек, крокодилов…» Хорошо хоть не написали: «Принести крокодила», да еще без кавычек. Это Северо-Восток у нас? Инспектор здесь? Значит, передайте куратору, что я жду решений по директору. Петр Саруханов / «Новая»

Учителя который день обсуждают ролик про Чебурашку. И даже, страшно сказать, обсуждают, не написать ли открытое письмо Великому и Ужасному Начальнику департамента образования г. Москвы г-ну Калине о том, что нельзя так себя вести с людьми.

В самом деле: каждому, кто когда-нибудь смотрел трансляцию совещаний в департаменте образования, стиль общения Исаака Иосифовича Калины с подчиненными мучительно знаком. Он напоминает манеру общения Сталина с наркомами. Начальник задает вопросы, на которые только он сам знает ответы, подчиненный заикается, краснеет, мямлит, присутствующие стараются слиться с окружающей обстановкой.

Московская система образования — ​да и не только московская — ​построена на вертикали страха. Все боятся всех. Все, что ты делаешь в школе, ты делаешь до первого родителя, который решит на тебя пожаловаться: объем ли ему домашних заданий не понравится или формулировка темы сочинения.

Родителям школьников нелегко. Когда в одиннадцать часов ночи твое дитя вдруг вспоминает, что завтра в школу надо принести дневник наблюдений за природой за месяц, презентацию на тему «Обитатели лесостепей» или мягкую игрушку «лисенок», родители звереют. Звереют они уже и в том случае, если ребенку предложено выбрать, какое стихотворение о природе он сам хотел бы выучить наизусть, и в том, если ему завтра нужно принести в школу циркуль. Им надоело учиться за своих детей. Покупать за них поделки (вы не знали? Есть целый черный рынок поделок из природных материалов для началки!). Рисовать за них контурные карты, ваять презентации (никто ведь в здравом уме не считает, что ребенок в 8 лет сам способен сделать презентацию в Power Point, правда?).

Весь год родители стенали: какие, к чертовой матери, желуди и каштаны, когда уже три недели снег лежит? Родим мы их, что ли? Почему учитель ставит двойку за отсутствие транспортира? Неужели нельзя выдать каждому по транспортиру на уроке?

Вопли эти достигли нужных ушей. Возмездие настигло виновных. Теперь учителям во многих школах Москвы категорически запрещено писать в графе «домашнее задание» слово «принести», даже если принести требуется циркуль на урок математики. Только «не забыть циркуль».

Виновных публично секут, чтобы остальным неповадно было. Наступило ли торжество справедливости? Да прям.

Знакомая учительница пишет: «Я не имею права повести пятнадцатилетних учеников в парк без второго сопровождающего и без письменного разрешения от родителей. Я не имею права показать им на уроке кино по своему выбору, потому что мой выбор наверняка не понравится кому-то из родителей, и они будут жаловаться».

Родители так устали бояться школы, что взбунтовались, и теперь уже школа их боится.

А для школы бояться — ​привычный образ действий.

В моем детстве школой управлял страх. Вызов к директору, вызов на педсовет, разбор персонального дела на комсомольском собрании — ​всего этого боялись. Одно время казалось, что держать население в постоянном испуге не стоит, что можно попробовать снять испуг. Но если снять испуг, то с людьми тогда надо считаться, разговаривать, а это трудно, потому что они неразумные и шумят на разные голоса.

Каждый, кто был на родительском собрании, наверняка хоть раз испытывал соблазн выстрелить холостым в воздух для острастки, когда мама Пети в очередной раз спрашивает, можно ли на физкультуру не белую, а светло-серую футболку. И кажется тогда, что самый эффективный способ управления этим разбродом — ​перепугать всех до такой степени, чтобы стояли у стены по струнке и кашлянуть боялись.

Фигня в том, что, когда стоишь у стены по струнке и кашлянуть боишься, — ​учиться невозможно. И учить тоже невозможно. Хоть по ФГОСам, хоть по старинке. Познавательная активность — ​капризная штука: просыпается только тогда, когда человек не испытывает тревоги, когда он доверяет тому, кто ведет его по новому миру дальше в непознанное.

А как учить без страха и управлять без страха — ​нынешняя школа не знает. Нет у нее таких способов. И в государстве их нет; не успели еще наработать — ​как опять решили брать на испуг. И как быть, когда тобой пытаются управлять при помощи страха, учителя тоже не знают.

…Никто на совещании в департаменте не встал и не сказал, как Алиса на суде: «Да вы просто карты».

Никто даже не попробовал. Страшно.

На самом деле мы очень храбрые, честное слово. Но вот этот текст я тоже храбро подпишу псевдонимом. Не потому, что я боюсь Исаака Иосифовича и всего департамента образования, вместе взятого. Хотя я очень не люблю, когда на меня кричат, и могу даже заплакать.

Все просто: не я строила эту школу. Не я ею руковожу. Я отведу свои десять часов в неделю и уйду. Я закончу этот год и могу уволиться, на мое место найдут нового учителя — ​а школа останется. А что можно сделать со школой — ​мы все видели в процессе реорганизации школ в большие комплексы.


Исаак Калина. Фото: РИА Новости

Мы знаем: школу можно обезглавить из-за Чебурашки. Это — ​в рамках закона. Школу можно совсем уничтожить, и это мы тоже видели.

И моя индивидуальная храбрость, которая мне ничего не стоит, в общем-то, ведь я ничем не рискую, кроме одного из нескольких рабочих мест, — ​обернется разрушением чьего-то дела жизни.

Учителю трудно быть храбрым — ​у него всегда есть заложники. И научить быть храбрым ему трудно: ну уйдет он из школы из-под власти директора-самодура, как в «Обществе мертвых поэтов», а дети останутся. Это ответственность учителя или безответственность?

Как ни пытаются нам внушить, что наша работа — ​чистая технология, она все равно упирается в этику. И никакая технология без этики не работает. И никакая машина долго на чистом страхе не едет. А если едет, то потом разваливается. У Салтыкова-Щедрина все написано.

Анна Гамалова,
для «Новой»

Вопрос о том, школа ли меняет мир, мир ли меняет школу, сродни вопросу про курицу и яйцо. Однозначно можно лишь утверждать, что тот, кто игнорирует взаимосвязь между меняющимися миром и школой, неизбежно проигрывает.

Этому и посвящён сборник статей руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины «Школа будущего меняет мир сегодня» . Интересен он по двум причинам.

Во-первых, в 2010-е годы московская система образования пережила большие перемены, которые, кроме прочего, заключались во введении единой для всех школ системы нормативно-подушевого финансирования и объединении учебных заведений в центры образования. Всё это не обходилось без полемики. В СМИ регулярно появлялись новости о том, что родительская общественность Москвы требует оставить в покое уникальные школы, которые могут пострадать при объединении с менее сильными учебными заведениями. При этом руководитель московского Департамента образования Исаак Калина не переставал повторять в интервью, для чего всё делается: чтобы дать доступ к качественному образованию всем детям Москвы, а не только счастливчикам, попавшим в сотню выдающихся школ.

С этой точки зрения перед нами - монолог управленца, «очищенный» от полемики. Автор сразу предупреждает, что говорить будет только об успешных решениях, а неудачи и ошибки можно обсудить с помощью различных инструментов, которые предоставляет Департамент.

Во-вторых, московские школы, пройдя через перемены, демонстрируют свою эффективность. Отчёты о результатах их работы можно увидеть на сайте Департамента . Так, здесь вы можете узнать, что в 2016 году доля московских учеников в числе победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников составила 31,9%, а в 2010 была всего 18,9%. Детей, получивших 100 баллов ЕГЭ хотя бы по одному предмету, в 2016 году в московских школах стало на 131 человек больше, чем в предыдущем. А в исследовании, проведённом по стандартам PISA по инициативе московских властей, городские школы показали результаты на уровне топ-10 лучших образовательных систем мира по читательской и математической грамотности и топ-20 по естественнонаучной. К слову сказать, общероссийские результаты PISA обычно становятся поводом для критики системы, а не для гордости.

И с этой точки зрения Исаак Калина описывает в своих статьях «школу будущего», которая для Москвы уже стала настоящим, а для других городов и регионов может быть моделью для будущих изменений.

Вот несколько тезисов Исаака Калины, которые можно взять на вооружение:

  • Образование - это общегородской проект, школа должна использовать возможности, которые даёт город, а город должен стать большой Школой.
  • Система образования должна быть открытой: это значит, что все должны понимать, как принимаются решения, формируются бюджеты и так далее. Другими словами, если ты сам не объясняешь свои решения, это сделают за тебя пользователи социальных сетей.
  • Городской рейтинг может быть эффективным инструментом для развития школ, если соответствует двум принципам. Во-первых, каждый ученик своими успехами повышает рейтинг школы, но ни один ученик не может его понизить. Во-вторых, показатели рейтинга подобраны таким образом, чтобы школа была заинтересована в самых разных учениках и в решении различных педагогических задач. В таком случае школы не будут «жертвовать» детьми ради строчки в рейтинге, стараясь искать индивидуальный подход к каждому.
  • Система нормативно-подушевого финансирования школ без прозрачного рейтинга не работает.
  • Целью различных мониторингов качества образования и проверочных работ должна быть не внешняя оценка школы, а выработка школой правильной самооценки.
  • Задача Департамента образования - быть «будильником», который напоминает школам, что «завтра» уже наступило, пора действовать. Кроме того, Департамент управляет, но не вмешивается: у школы должна быть своя свобода и ответственность за результат.
  • Современный ученик - это ученик знающий и умеющий. Школа должна представлять, какими умениями она награждает учеников за то, что они проводят в ней большую часть своей жизни.

Конечно, говоря об успехах московских школьников, сложно не думать об огромных финансовых ресурсах города, техническом оснащении школ и зарплатах учителей. Но полезно помнить, что любые возможности - это ещё полдела, а их эффективное использование зависит от конкретных людей.