Развиваем творческий потенциал. От чего зависит креативность

Кен Робинсон в своих публикациях и выступлениях на конференциях TED неоднократно указывает на весомый, по его мнению, недостаток образовательной системы – в ней мало внимания уделяется развитию творческих способностей. Существующие формы обучения приобщают решать задачи в рамках установленных шаблонов, что негативно сказывается на умении генерировать новые идеи и нестандартно разрешать стоящие перед нами вопросы. А между тем, это важные навыки, необходимые современному человеку. Как развить их самостоятельно? Вооружайтесь следующими советами и приступайте.

Читайте

Чтение – универсальный и работающий метод развития воображения, так как сам процесс связан с активной визуализацией. Другими словами, воспринимая смысл написанного, мы строим в голове картину происходящего. Это одинаково справедливо как для исторического романа, так и для фантастического рассказа. Таким образом, мы и что-то новое узнаем, и креативность тренируем, расширяя границы мышления. Но при этом чтение не должно становиться единственным способом поиска идей и решений, ведь в таком случае оно способно убить креативность.

Пройдите онлайн-курсы по развитию креативности

Человек, никогда не интересовавшийся тематикой, наверняка будет поражен тем количеством материалов по развитию творческих способностей, которые легко можно найти в Интернете. И начать обучаться, не выходя из дома. Эту возможность ни в коем случае нельзя отвергать. Более того – ее нужно активно использовать для обучения. Например, содержащий теоретические сведения и практические упражнения, тренинг развития творческого мышления от 4brain . Или МООК от Миннесотского университета «Creative Problem Solving ». Но это лишь капля в море – возможностей для всестороннего обучения гораздо больше. Главное, не тяните с выбором. Начинайте.

Упражняйтесь и играйте

Одного обучения и знакомства с теориями креативности и методами стимулирования творческой активности недостаточно. Основное внимание следует уделить практике. Нужно постоянно держать свой мозг в тонусе, оттачивая способности и упражняясь в использовании инструментов (коими являются различные техники и методики). Вот некоторые из них:

Шесть шляп мышления

Техника, предложенная британским психологом Эдвардом де Боно. По сути, метод 6 шляп – психологическая ролевая игра, позволяющая преодолеть инертность и рациональность мышления. Примеряя ту или иную шляпу, мы включаем разные режимы мышления и получаем возможность взглянуть на проблематику под разными углами. Подробнее о методе можно прочитать .

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) – метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к нему свойств других, выбранных случайно, объектов. Традиционно проводится так. Из энциклопедии, газеты, книги случайно выбираются любые объекты (3-5 штук, существительные). Для каждого из них записываются характерные свойства, которые затем присоединяются к исходному объекту и развиваются путем ассоциаций. Полученные таким образом варианты оцениваются с точки зрения интересности и жизнеспособности.

Техника 100

Техника 100 – вариант личного мозгового штурма. Суть заключается в том, что, работая над какой-то темой, необходимо найти 100 идей для ее решения/развития. Почему именно 100? Психологи подсчитали, что в среднем 30 первых идей генерируются в рамках привычного образа мышления. Последующие 40 помогают выйти за рамки стандартного, разорвать шаблон. А оставшиеся 30 создаются, когда возможности логики и существующего опыта уже исчерпаны и являются наиболее ценными.

Также отдельно стоит сказать о развивающих творческие способности играх. Их с легкостью можно найти в Сети (есть даже отдельные тематические ресурсы) и отобрать те, которые больше всего вам понравятся. Для традиционалистов не составит труда найти описания и оффлайн игр и упражнений – те же друдлы можно скачать и распечатать. С детьми можно потренироваться в развитии креативности, выполнив простое упражнение, рекомендованное ТРИЗ-педагогами (оно, кстати, отлично подойдет и взрослым) – «фантастическое животное». Берите лист бумаги, карандаши и приступайте. Задача – придумать и нарисовать животное, которое соединяло бы в себе как можно больше черт и внешних признаков других.

Пишите

Еще один способ развития креативности – писательство. Которое, в то же время, является и вариантом проявления творчества. Но для многих, особенно тех, кто в школе терпеть не мог писать сочинения, эта задача покажется сложной, а то и мучительной. Так ли это на самом деле? Не узнаете, пока не попробуете. А начать можно с фрирайтинга – писать обо всем, что вам интересно или просто приходит на ум, не задумываясь о смысле, структуре или грамотности. Или заведите дневник. Здесь главное преодолеть психологический блок – страх перед писательством.

Заведите творческое хобби

Повторимся – лучше всего развивать творческие способности, занимаясь непосредственно творчеством. Отлично подойдут рисование, игра на музыкальном инструменте, танцы. А в качестве дополнения такое хобби еще и позволит вам по-новому взглянуть на многие вещи и познакомит с интересными людьми.

Сергей Крутько,

Делитесь своим опытом и дополняйте статью в комментариях. Успехов в развитии креативности!


изучению гораздо большего, чем требуется формально, желание учиться
под руководством известных мастеров (будущие нобелевские лауреаты
стремятся учиться у нынешних) и т. д.
Либин А. В., 2000, с. 352.

Следует также обратить внимание на то, что в теории инвестирования придается зна-
чение и интеллекту (конвергентному мышлению). Особенно важны для творчества: 1) син-
тетическая способность - новое видение проблемы, преодоление границ обыденного созна-
ния; 2) аналитическая способность - выявление идей, достойных дальнейшей разработки; 3)
практические способности - умение других убеждать в ценности идеи («продажа»). Важно,
чтобы у человека они находились в гармоничном сочетании, иначе превалирование анали-
тической способности делает человека блестящим критиком, но не творцом, а превалиро-
вание синтетической способности приводит к выдвижению массы новых идей, не обосно-
ванных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух предыдущих
может привести к проталкиванию ярко представленных, но недоброкачественных идей.

Последняя версия теории Стернберга (WICS : Wisdom , Intelligence and Creativity Synthesized , Sternberg , 2003) настаивает на необходимости исследования трех относительно
независимых видов способностей: аналитических (понимаемых как академический интел-
лект), практических (практический интеллект) и творческих (креативность). Учет этих спо-
собностей, личностных особенностей, мотивации и среды дает корреляцию с успешностью
деятельности.

Дж. Бруннер (1977) к интеллектуальным критериям креативности относит интуи-
цию, предвидение, критичность мышления, высокую интеллектуальную активность, спо-
собность по-новому и нестандартно кодировать информацию.

Можно по-разному относиться к моделям и экспериментам, которые
проводили Стернберг и сотрудники его группы в Йельском университете.
Но сегодня эти исследования (а также работы Гарднера) задают то
информационное пространство, в пределах которого прокладывает путь
почти каждый исследователь, занимающийся проблемами креативности.

Другой вопрос: много ли добавляют исследования Стернберга и его
последователей к нашему изначальному знанию о природе креативности как
общей способности к творчеству, а также о ее связи с интеллектом? На мой
взгляд, нового здесь гораздо меньше, чем можно было бы ожидать. Размах
строительства грандиозный, а новизна структурных решений сводится к
украшательству, пристройкам и «архитектурным излишествам». Но это
скорее эстетическая оценка, нежели рациональная.
Дружинин В. Н., 1999, с. 199.

8.2. Особенности личности креативов

Эстетическая чувствительность как особенность творческой личности. Ч. Дар-
вин писал, что «эстетическое чувство возникло в процессе антропогенеза в связи и исклю-
чительно в интересах творческой деятельности. Способность к восприятию красоты есть
необходимый элемент творчества» (Сб.: Красота и мозг..., 1995, с. 9). В любой творческой
деятельности, будь то произведение искусства, научная гипотеза, математическая формула
или оригинально разыгранная комбинация в футболе, можно найти такие эстетические каче-
ства, как красота и совершенство формы, гармония, композиционная стройность. Ж. Адо-
мар писал, что тот, кто лишен эстетического чувства, никогда не станет настоящим изобре-
тателем (там же, с. 9).

Специальная эстетическая чувствительность играет роль тонкого решета, и понятно,
почему тот, кто лишен ее, никогда не будет истинным творцом. А. Пуанкаре

Перфекционизм - это стремление к совершенству, высокие личные стандарты, стре-
мление человека доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым
высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным); это потребность в
совершенстве продуктов своей деятельности. Считается, что перфекционизм тесно связан
со способностью к эстетической оценке, с творческой мотивацией. Он проявляется уже в
раннем возрасте.

Творчество свойственно умам, способным мыслить самостоятельно, не
связывая оценку той или иной информации с авторитетностью ее источника
(Rokeach M ., 1965). Люди, ощущающие потребность постоянно опираться
на признанные авторитеты, не способны к творчеству. Иногда утверждают,
что тот, кто не в состоянии пересмотреть им же самим выработанную
и ставшую привычной точку зрения, чья потребность в равновесии и
устойчивости решительно преобладает над интересом к «инакомыслию»,
тот не обладает одной из элементарных предпосылок к творчеству. В числе
других аналогичных предпосылок к нему нередко называют умение видеть
широкие связи между различными элементами, распознать особое значение
и ценность того или иного элемента не только для настоящего, но и для
далекого будущего и, наконец, способность к синтезу. В этой же связи
особо подчеркивается характерное для многих творцов сознание их «особой
миссии», которое позволяет им концентрировать психическую энергию,
благодаря чему таким людям удается преодолевать огромные трудности,
встающие, как правило, на пути к новому.
Матейко А., 1970, с. 10.

Выделены и некоторые другие личностные черты, отличающие креативных людей от
некреативных. Это самонадеянность, самодовольство, непризнание социальных ограниче-
ний. Некоторые исследователи отмечают у креативов склонность к риску, стойкость к поме-
хам окружающей среды, разного рода конфликтам (Sternberg , Lubart , 1996). Важно то, что
личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают. Это делает вероят-
ным предсказание наличия креативности у субъекта по его личностным особенностям уже
в детском возрасте. Высказывается мнение, что креативность является функцией личности
в такой же мере, как и функцией познания (
Wakefield , 1991). А. Олах (1968) отмечает, что
творческим людям присущи:

1) независимость - собственные стандарты важнее стандартов группы, независимость
оценок и суждений;


2) открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость
к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструк-
тивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Характеристика креативов, полученная западными психологами, во многом получила
подтверждение и в исследованиях отечественных психологов.

Т. С. Суслова (1991) отмечает основные черты, характерные для креативных лично-
стей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над
поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социаль-
ная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность.

Личностные факторы, связанные с решением творческих задач,
весьма разнообразны. Исследования показывают, что коррелятами
креативности являются инициатива, уверенность, «внутренний контроль»,
доминирование, поглощенность делом как призванием, критичность
по отношению к своим и чужим недостаткам, а также сочетание
противоположностей, таких как подлинная личностная зрелость и
«детскость» мировосприятия (Д. Морис. К. С. Станиславский, В. Б. Кисин,
Е. Я. Казакина, Л. С. Выготский, Н. С. Лейтес, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн).

В различных работах упоминаются особенности Я-концепции
креативных индивидов, для которых характерны уверенность в своих
способностях и сила характера. Факторами креативности являются
также стремление к самореализации, аутентичность личности (искреннее,
открытое поведение) (А. Маслоу), творческое Я (А. Адлер) и субъектная
(интернальная) позиция жизни (А. Менегетти, В. Э. Чудновский).

Модель творческой личности, по мнению Г. Альтшуллера и И.
Верткина (1994), включает: способность смело выбрать достойную цель
и сделать ее главным вектором своей жизни; видеть проблемы, решение
которых является необходимым и достаточным для достижения цели;
высокая работоспособность; хорошая техника решения творческих задач;
умение при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи и «держать удар».
Барышева Т. А., Жигалов Ю. А., 2006, с. 58-59.

По данным Е. А. Солдатовой (1996), уровень креативности подростков оказался ста-
тистически значимо связанным с такими свойствами личности, как способность к самосто-
ятельному принятию решений, уверенность в себе, стремление к власти, умение держаться
в компании, толерантность.

Е. А. Гуськовой (2001) установлено, что у креативных подростков агрессивность выра-
жена больше, чем у некреативных. В то же время с индексом враждебности креативность
связана слабо. Это значит, что агрессивность у креативных является средством самоутвер-
ждения; это не враждебное защитное поведение, направленное на достижение цели.

Характерные черты творческих личностей

Как вы представляете себе творческую личность? Наверное,
в образе сумасбродного фантазера, не похожего на нормальных
людей. Андрисон (Andreason , 1987) обнаружил, что писатели более
подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других
профессий. Многих из людей, занимающихся творческой деятельностью,
окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и
легко поддающимися смене настроений.


Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также
и большой работы. Мадиган и Элвуд (Madigan , Elwood , 1984) подчеркивают
важное значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они
описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль придумал
застежку - «липучку». Однажды на охоте к его одежде и к шерсти его
собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать репьи от одежды,
де Местраль заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани.
Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке
имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался
найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце
концов у него получилась «липучка».

У других творческих личностей процесс творчества происходит
примерно так же. Бетховен проводил долгие часы за сочинением
музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал все заново. Лаурет
Нобелевской премии Томас Манн утверждал, что он усилием воли заставлял
себя ежедневно писать не менее чем по три страницы.
Квин В. Н., 2000, с. 164-165.

А. Р. Агабабян и Н. Д. Арутюнян (2007) выявили, что на выраженность креативности
положительно влияют степень выраженности Супер-эго (сильный характер), уровень тре-
вожности и нонконформизм (независимость и самодостаточность). В то же время интел-
лект и экстраверсия не обнаружили связи с креативностью. Вербальная креативность поло-
жительно коррелирует с аутией, эго-напряженностью и отрицательно с сензитивностью.
Кроме того, для креативов характерны богатое воображение, поглощенность своими иде-
ями, собранность и энергичность, сензитивность, высокая нормативность.

А. В. Ассовской с соавторами показано, что при наличии высокого уровня креатив-
ности мальчики более тревожны, чем девочки. Н. Е. Кузьмина показала, что креативные
мальчики проявляют большую эмпатийность, дружелюбие, воспринимают другого человека
как ценность, проявляют большую устойчивость к критике. У девочек связи креативности

Что такое творчество и из каких этапов оно состоит, что такое креативность и какие способности она включает, какие есть проблемы и результаты творчества и каковы последствия творческой деятельности


В процессе творчества используется воображение для комбинирования имеющихся знаний и идей до получения нового, уникального результата.

Полученный результат позволяет решить определенную проблему и достичь поставленной цели . Поэтому такой результат обладает дополнительной значимостью, отсутствующей у результатов практической деятельности, по сути, создающую копии.

Занимаясь творчеством, человек изменяет как окружающую среду , так и себя. У него появляются новые возможности , которые позволяют оказывать еще более полезное воздействие и еще больше развиваться .

Творчество необходимо в любой предметной области , в любой профессии. Во всех областях есть нерешенные проблемы и огромный потенциал для развития .

Для поддержания творческого процесса у человека должно быть хорошее физическое состояние . Нельзя употреблять вредную пищу, алкоголь, курить и т.п. А как можно больше заниматься спортом. Это позволяет обеспечивать интеллект необходимыми питательными веществами и ограничить его от вредного воздействия.

Изучением творчества занимается эвристика . Ее основной задачей является построение моделей, описывающих процесс оригинального решения задач.

В настоящее время известны следующие эвристические модели :
- слепой поиск : основывается на методе проб и ошибок;
- лабиринтная : проблема представляется как лабиринт, а ее решение – перемещение по лабиринту для поиска выхода;
- структурно-семантическая : проблема представляется как система , имеющая определенную структуру и семантические связи между ее элементами .

В процессе творческой деятельности иногда возникает необходимость в проведении алгоритмических, четких вычислений . В этом случае нужно воспользоваться помощью разработанных вычислительных систем, позволяющих проводить эти расчеты. Человеку же необходимо заниматься именно творческим, эвристическим размышлением.

В быту креативность проявляется как смекалка - способность смело, нетривиально и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные и неспециализированные средства и .

Креативность позволяет быть более чувствительным к проблемам, недостатку или противоречивости знаний. Это позволяет определить направление, в котором необходимо развиваться для появления возможности решить известные проблемы и достичь определенных целей.

Т.к. основным компонентом, отвечающим за генерацию оригинальных идей, является воображение , то для развития креативности можно воспользоваться тренингом для развития воображения .

Креативные способности

Креативность состоит из набора способностей . Они позволяют ясно понять, как проявляется креативность и что нужно для ее развития.

К таким способностям относятся:

Беглость – это способность генерировать большое количество идей в единицу времени. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее.

Оригинальность - это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей.

Гибкость - это способность использовать различные способы для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между способы и идеями.

Открытость - это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов.

Восприимчивость - это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность . Позволяет находить необычное в обычном, простое в сложном .

Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов .

Абстрактность - это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей.

Детальность - это способность детализировать проблему до понимания каждого ее элемента. Позволяет разбивать проблему на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясна суть проблемы, ее мельчайшие элементы.

Вербальность - это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные слова и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы.

Стрессоустойчивость – это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде.

Определение этих способностей у себя и их осознанное развитие позволяет значительно повысить оригинальность и полезность генерируемых идей. Это способствует повышению успешности и ускорению процесса реализации предназначения.

Творческий процесс и его этапы

Креативность имеет определенный творческий процесс , повторяющийся каждый раз при получении уникального результата.

Суть творчества заключается в использовании личного таланта и воображения для решения проблем, достижения целей и реализации предназначения. Результатом творческого процесса является новый, уникальный элемент, позволяющий улучшить его создателя или окружающую среду и дающий новые возможности.

Творческий процесс состоят из следующих этапов:

1. Подготовка

Формулируется проблема и возникает намерение ее решить. Сознание наполняется знаниями из всех доступных источников (память, книги, журналы, Интернет…). Выдвигаются гипотезы и предположения. За небольшой промежуток времени выполняется попытка решить проблему на основе имеющихся возможностей сознания.

2. Обработка

Если возможностей оказалось недостаточно, то выполняется временное отвлечение на другую проблему или дело. В это время решение проблемы переходит на обработку от сознания к подсознанию. Начинают выполняться подсознательные процессы, незаметные для человека и выполняющие автоматическую генерацию новых идей до получения приемлемого решения проблемы.

3. Вдохновение

После генерации идеи, возможно позволяющей решить проблему, она передается от подсознания к сознанию – появляется вдохновение . Обычно это происходит абсолютно неожиданно для сознания и в совершенно случайных ситуациях.

4. Оценка

Получив идею, сознание оценивает ее на возможность использования для решения проблемы. Для этого оно выполняет анализ и сравнение идеи с личным опытом и определяет, можно ли ее реализовать в текущих условиях окружающей среды.

5. Реализация

Если противоречия не найдены, то принимается решение реализовать идею. Формируется план реализации и выполняются фактические действия . Результатом является инструмент , метод или технология , позволяющие решить исходную проблему.

6. Проверка

После реализации идеи и применении полученного результата проверяется, решена ли проблема или нет. Выполняется доказательство или опровержения выдвинутых гипотез и предположений. Если проблема не решена, то процесс начинается сначала. Если проблема решена, то выполняется переход к решению следующей проблемы.

Подсознательный этап творческого процесса

Особое место в творческом процессе занимает этап обработки проблемы. Его особенность состоит в том, что решение проблемы выполняется абсолютно незаметно для человека его особой способностью – подсознанием .

Лень и слабая воля . Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину .

Отсутствие приоритезации . В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи, цели и дела .

Загруженность сознания . После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.

Конформизм . Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами "зачем, почему, для чего…".

Нетерпеливость . Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину , а особенно упорство .

Ригидность . Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.

Устранение всех этих препятствий гарантированно повысит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс реализации предназначения.

Типы результатов творчества

В результате творческой деятельности создается новая или улучшается существующая система. В зависимости от полезности эти результаты делятся на следующие типы.

Открытие

Обнаружение ранее неизвестного закона , системы, признака или связи, подтвержденное экспериментально. Оказывает революционный эффект на развитие системы и изменяет существующие цели и парадигмы .

Изобретение

Средство, позволяющее решить определенную проблему и достичь определенных целей. Также позволяет выполнять определенные действия эффективнее, чем с помощью существующих средств, и имеет принципиально новое строение.

Рационализаторское предложение

Улучшение эффективности существующих средств достижения целей без существенного изменения их строения.

Независимо от типа результата творчество создает новые знания , позволяющие решить аналогичные проблемы и достичь схожие цели в других областях. Также результаты дают и новые идеи для творчества , чтобы решать новые проблемы и достигать новые цели.

Последствия выполнения творческой деятельности

Использование креативности на практике может повысить риск нанесения вреда. Это происходит, потому что недостаточно опыта использования новых, неиспытанных идей и средств для решения определенной проблемы или достижения цели. Но с опытом и развитием креативности придет понимание, какие оригинальные идеи являются полезными, а какие вредными.

С развитием креативности появляется вера в то, что любая, даже самая абсурдная и нереальная идея, поможет достичь определенной цели. Эта вера является одним из мотивов , подталкивающих к реализации революционных идей и созданию новых, огромных систем, решающих глобальные проблемы. Как сказал Генри Форд: "Вы можете верить, что можете. Вы можете верить, что не можете. В обоих случаях вы правы ".

Многие успешные люди утверждают, что 30-50% успеха их проектов и компаний приносят именно креативные, оригинальные идеи, сгенерированные ими самими, либо специально нанятыми профессионалами с хорошо развитой креативностью. Также они отмечают замкнутый круг - креативность дает новые успехи , а они, в свою очередь, являются источником креативности и вдохновения. Это говорит о том, что человек и творчество являются единым целым, что не может существовать друг без друга.

Поэтому постоянно уделяйте личное время на развитие творчества и своих креативных способностей. Это всегда будет оказывать полезное влияние на успешность. Не прекращайте заниматься творческой деятельностью, ведь она – главное средство в реализации предназначения.

Креативность – важный фактор, способствующий успеху во многих областях жизни. Поэтому логичным и естественным выглядит желание, как можно больше узнать о развитие креативности.

Развитие креативности напрямую связано жизненным опытом, уровнем знаний, образом жизни человека, с его межличностными взаимоотношениями. Расширив свой кругозор - став больше читать, путешествовать, общаться с интересными людьми – вы делаете большой шаг в сторону развития креативности своего мышления. Ведь креативное решение - это, по сути, результат сплетения различных знаний.

Если у вас небольшой запас знаний либо они сильно поверхностны, или что еще хуже - если весь ваш багаж знаний сосредоточен лишь в одной сфере, то шансы на рождение креативных мыслей и принятие креативных решений, из-за незначительного количества исходного материала, сильно малы. Так что коллекционируйте знания, эмоции и впечатления.

Креативность не является единичной способностью - это совокупность качеств личности и особенностей ее интеллекта. Поэтому желая развить креативное мышление надо:

Воспринимать себя как человека творческого и разносторонне развитого;

Быть человеком независимым и уметь противостоять внешним требованиям;

Быть способным оспорить чужие предположения, а также иметь готовность и желание действовать путем «А что если?!»;

Быть любознательным, восприимчивым, непредубежденным, готовым к чему-то новому;

Быть энергичным человеком, легким на подъем;

Иметь проницательность и наблюдательность;

Уметь совмещать несовместимое;

Уметь преподнести свои идеи и мысли, убедить человека;

Обладать чувством юмора и игривостью…

Из этого списка следует выделить первое «надо». Есть интересное мнение - Единственное, что отличает «креативного» человека от «некреативного» - то, что «креативный» убежден, что он таким является. Поэтому все, что он делает, он делает именно с этой мыслью. Задумайтесь!

Пару слов о независимости. Развить креативность и стать креативным проще человеку независимому, ведь его мнения и решения редко поддаются чужому влиянию и деструктивной критике. А следовательно меньше ограничений и больше простора и свободы для действий.

Методы развития креативности

Психология понимает под креативностью - особые творческие способности, а творчество во всех своих проявлениях основано на воображение. Следовательно, важная часть развития креативных способностей – развитие воображения.

Психологи, анализировавшие составляющие креативности пришли к выводу, что для развития креативного мышления также важным составляющим является интуиция (интуитивное понимание). Читайте - «Как развить интуицию».

Общайтесь с креативными и творческими людьми, добившимися определенного успеха, пытайтесь проводить с ними как можно больше времени, если есть возможность, обязательно понаблюдайте, как они работают. Это необязательно должны быть люди искусства, ведь креативного человека можно встретить в любой профессии.

Не бойтесь экспериментировать. Наши строгие правила, рамки в которые мы сами себя ставим (как нужно себя вести и думать), приводят нас к тому, что мы отвергаем хорошие идеи, которые могли бы внести вклад в развитие креативности. Боясь стать мишенью для насмешек, мы контролируем наше поведение на предмет правильности и приемлемости. Экспериментируйте и не бойтесь показаться смешным!

Важным моментом, который сдвинет с мертвой точки развитие креативности мышления, является призыв к действию. Не стоит ждать подходящего момента, чтобы попробовать создать что-то оригинальное, интересное и удивительное, не думайте, что вы не готовы. Начните творить и уже в процессе работы вы поймете, что вам долгие годы так не хватало.

Развивая креативность, ради тренировки, ставьте перед собой задачи, решение которых ничего вам не дает.

Процесс развития креативности можно начать с заимствования чужой идеи, у людей, работающих в вашей сфере. Не примите это за призыв к плагиату. Речь идет о развитии, о том, чтобы узнавать что-то новое, новые веяния и тенденции, и пропускать их через призму собственного восприятия.

Как рождается креатив

Креативная мысль иногда приходит внезапно через озарение, но в основном рождается методом ориентировки сознания на поиск идей. То есть для начала мы определяем, какие идеи нам нужны (область применения), потом фокусируемся на них и начинаем разрабатывать (устраиваем мозговой штурм), далее, после того как на ум приходит одна или несколько достойных идей, следует их фиксация и разносторонняя проработка (шлифовка). Спросите и где тут совет по развитию креативного мышления? Значительный прирост креативности как раз и дает умение разрабатывать, улавливать и фиксировать вдруг промелькнувшие мысли и идеи.

Для того, чтобы развить креативность и сделать этот процесс более легким и понятным надо следовать правилам:

Берясь за выполнения задания или приступая к разработки идеи – будьте предельно сосредоточены (на начальных этапах развития креативности это особенно необходимо), не отвлекаясь ни на что другое, сконцентрируйте свое внимание на какой-то одной идеи или предмете.

Если нужно создать новый оригинальный продукт или для решения задачи необходим творческий подход, ваш ум должен быть пластичным и гибким. Научитесь нестандартно мыслить, переключаться с одного хода мыслей на другой. Стройте неожиданные комбинации, проигрываете всевозможные варианты, перемешиваете идеи, рассматривайте ситуацию со всех сторон. Чтобы исследовать все новые и новые возможности, делайте самые немыслимые предположения.

5 упражнений, развивающих креативное мышление

Итак, 5 упражнений:

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберете 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. o_O Вот, что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Тест на креативность

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки

Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберете наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ )

Кафедра общей и педагогической психологии

Практико-ориентированный проект

по курсу «Современные тенденции применения методик в работе педагога-психолога»

тема: « »

выполнил:

педагог-психолог МОУ Голицынская СОШ № 1

г.Одинцово Московской области

Трипуть М.В.

проверил:

старший преподаватель О.А. Ашихмина

Москва 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана в рамках психологического сопровождения учебного процесса и предназначена для развития и стимуляции креативного мышления у старших подростков, принимающих участие в школьной команде КВН. Она составлена на основании запроса педагога-организатора, проводящего репетиции с ребятами.

Основной целью программы является развитие креативности у членов команды, а также создание у них групповой сплоченности.

Задачи программы:

  1. Активизировать творческое мышление: гибкость, беглость мыслей, разработанность идей.
  2. Расширить кругозор подростков по теме креативность, творчество, творческое мышление.
  3. Научить их видеть заданную ситуацию с нескольких сторон.
  4. Расширить у ребят диапазон паттернов поведения и общения.
  5. Научить применять креативное мышление в повседневной жизни.
  6. Научить более спонтанно проявлять себя на репетициях.
  7. Развить у ребят «командный дух», умение действовать сообща, прислушиваться к себе и окружающим в совместной деятельности.

Креативность - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, и на 95% формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности начиная с учебной.

Креативность проявляется в успешном осуществлении трех фаз - умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решение и творчески воплощать их в конкретный продукт. А так же, главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности.

Таким образом, настоящая программа базируется на социально-педагогическом детерменизме и деятельностном подходе в развитии креативности.

Групповая развивающая работа с подростками по этой программе построена в форме тренинга, так как тренинг – это одна из наиболее активных форм обучения, воспитания и развития. Занятия в данной форме позволяют каждому участнику проявить свои индивидуальные качества, работать как в группе, так и самостоятельно, проявлять творчество, реализовать потребности в самораскрытии и самоуважении.

Так как есть дополнительная задача по групповому сплочению, в программу будут включены упражнения не только развивающие креативность школьников, но и упражнения на командообразование. Также в проведение занятий будут включены информационные «раздатки» для подростков, в которых будет рассказываться о креативности как о личностном качестве, как о форме мышления, о способах и рекомендациях к его развитию, и также о некоторых интересных особенностях творческого мышления. Подобного рода информация и обсуждение, особенностей творческого мышления подготовит ребят к более серьезному восприятию проблемы, поможет в будущем возвращаться к этим заметкам, как к уже знакомым точкам отсчета, проверяя правильность научной точки зрения своим опытом.

Структура занятий выглядит следующим образом: 1. Приветствие 2. разминка, 3. Основная часть: 2 упражнения на развитие креативности 4. упражнение на групповую сплоченность 5. Рефлексия (обмен чувствами, эмоциями и мнениями) в кругу 6. прощание. Последнее занятие планируется провести в качестве 1 итоговой игры или выполнения какого-либо – группового/индивидуального итогового проекта.

Осуществлять программу планируется по схеме формирующего эксперимента: О х1 Х О х2 , где О х1(2) – диагностика уровня развития креативности у подростков до и после проведения тренинга, а Х – само формирующее воздействие (тренинг по развитию креативности).

Обработку полученных результатов планируется проводить с помощью Т-критерия Вилкоксона, позволяющего оценить достоверность сдвига показателя (в данном случае уровня развития креативности) на 1 малой выборке.

Программа состоит из 5 разделов: Пояснительная записка (в ней дано описание самой программы, методологии на основе которой разработана программа, цели и задачи программы, а также описаны структура и формы проведения занятий); тематический план (с указанием тем занятий и времени отводимом на них); далее - основное содержание программы (здесь описаны ход проведения занятий и предлагаемые упражнения); завершает структуру программы библиография и приложение, где даны необходимые материалы для диагностики и проведения занятий.

Диагностику уровня развития креативности в начале и в конце тренинга планируется проводить при помощи теста Торренса и его альтернативного варианта.

В группу посещающую тренинг входят подростки 9, 10 и 11 классов, принимающие участие в школьной команде КВН (15 человек).

Занятия планируется проводить 2 раза в неделю по возможности перед репетициями команды.

Условие проведения: для многих упражнений необходимо просторное свободное помещение.

Программа рассчитана на 12 занятий по 1-1,5 часу. Всего 14 часов.

Предполагаемый результат: повышение уровня креативности у подростков, расширение диапазона проявления себя, спонтанности, гибкости и лабильности мышления, а также укрепление чувства «мы» в команде.

Данный результат будет использован педагогом-организатором для повышения продуктивности репетиций и достижения большего успеха школьной команды КВН на выступлениях и соревнованиях.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

« Программа занятий по развитию креативности у подростков »

14 час.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Занятие №1. Знакомство. (с группой, тренингом, групповыми правилами)

Занятие №2. «Разминка креативности».

Занятие №3. «Взгляд с другой стороны»

Занятие №4. «Вот, так ситуация».

Занятие №5. Ассоциативное мышление

Занятие №6 . «Творим своими руками»

Занятие №7. «Креативность в движениях»

Занятие №8. Музыкальное восприятие

Занятие №9. Словесное творчество

Занятие № 10. Словесное творчество (продолжение)

Занятие №11. «Скульпторы и Пантомимы»

Занятие №12. Итоговое. «КВН креативности»

Итого:

Занятия по развитию креативности у подростков.

Занятие №1.

«Знакомство».

1. Приветствие ведущим участников тренинга, приглашение к началу занятий.

Каждое занятие будет начинаться с приветствия в круге и поочередного ответа всех участников на вопрос: «Какого цвета мое настроение сейчас?»

Ознакомление ребят с целью тренинга.

Упражнение 1: «Что в имени тебе моем?» (стр. 7 )

Цель: упражнение на знакомство группы, содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, образной.

Материалы: ватман, фломастеры.

Время : в зависимости от кол-ва участников.

Упражнение 2. « Необычное имя» (стр.36 )

Цель: знакомство, изготовление бейджиков.

Материал: карточки для бейджиков, фломастеры.

Время: 5 мин.

Представление ведущим правил тренинговой группы и обсуждение их с ребятами:

Доверительный стиль общения

Конфиденциальность

Персонификация высказывания (от собственного имени)

Недопустимость оценок в адрес другого

Уважение к говорящему, активное слушание, или правило 1 голоса (когда 1 говорит – другие слушают)

Активное участие во всех упражнениях

Добровольность участия.

2. Основная часть:

Упражнение 3. «Человек-цифра» (стр. 12 )

Цель: развить способности к визуализации образа, содействовать переходу от обычной форме мышления к необычной.

Ресурсы: просторное помещение или открытая площадка.

Время: 7 - 15 мин.

Упражнение 4. «Чудо-стул» (стр.10 )

Цель: стимуляция творческой работы группы, с помощью театральной игры, импровизации; поощрение непринужденности; развить способности по визуализации образа; содействовать от обычной формы мышления к необычной.

Материалы: стул

Время: 10 – 20 мин.

3. Упражнения на сплочение коллектива

Упражнение 5 «Что дальше?» (стр.82 )

Цель: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении; ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.

Материалы: легкий мячик из резины, или теннисный мячик.

Время: 20 мин.

4. Завершение тренинга.

Прощание.

Занятие№2.

«Разминка креативности»

1.Приветствие

Упражнение 1. «10 сек». (стр.9 )

Цель: снизить тревожность участников; помочь участникам лучше узнать друг друга; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ресурсы: свободное помещение.

Время: 5-15 мин.

2. Упражнение 2 «Добраться до клада»(стр.21 )

Цель: раздвинуть границы креативности путем погружения в игру для снятия страха

Перед неизвестным, перед поставленной проблемой; создать проблемную и не директивную среду, способствующую самостоятельному поиску решению проблемы.

Материалы: не требуется.

Время: 10-20 мин.

Упражнение 3 . « Ширма превращения» (стр.35)

Цель: мобилизовать творческие возможности участников; побудить участников тренинга к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности, воображения; развить путем упражнения спонтанность участников тренинга.

Материалы : ширма или переносная кулиса, желательно - размером не менее полутора-двух метров в ширину и высотой около 2-х метров.

Время: до 20 мин.

Упражение 4. «Волшебный обруч» (стр.17 )

Цель: к концу игры участники должны ощутить себя более сплоченной группой; определить лидеров группы и выявить господствующие в команде настроения; проверить эффективность группового взаимодействия на основе договора между участниками.

Материалы: большой пластмассовый обруч деаметром около метра.

Время: 10 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №3

«Взгляд с другой стороны»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. « Стаканчик» (стр.38 )

Цель: снять напряжение; облегчить вхождение в групповой тренинг; поддержать открытое выражение положительных эмоций; способствовать развитию не стандартного творческого мышления участников.

Материалы: Стул для каждого из участников и несколько разовый пластиковых стаканчиков.

Время: до 10 мин.

Упражнение 2. «Рефрейминг» (стр.17 )

Цель: освоить на практике методику рефрейминга, позволяющего отказаться от прошлого опыта и увидеть предмет исследования по новому, в многообразии признаков; продемонстрировать в ходе игры различия, присущие подходам различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы ее разрешения.

Материалы: Листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цвет. ткани, парики, и др.театральные атрибуты. + информационная раздатка «Рефрейминг».

Время: 60- 90 мин.

Упражнение 3. « Путаница» (стр.88)

Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

Материалы: не требуется.

Время: 20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №4.

«Вот так ситуация!»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Передай рукопожатие»

Цель: способствовать созданию благоприятной и дображелательной атмосфере группе.

Инструкция участникам: «По кругу передайте рукопожатие и улыбнитесь друг другу».

Упражнение 2. «Ситуации»

Цель: Тренировать подвижность мышления как фактор криативного поведения; стимулировать не стандартный подход к решению проблемы.

Материалы: не требуется.

Время: 15 мин.

Упражнение 3 . «Проблемы, проблемы» (стр.47)

Цель: Развить у участников тренинга спонтанное и органическую реакцию на событие; стимулировать не стандартный подход к решению проблемы.

Материалы: не требуется.

Время: 15-20 мин.

Упражнение:4. «Пишущая машинка»

Цель: Развитие внимания членов группы друг к другу, сосредоточения всех участников на одной коллективной цели; создание групповой сплоченности.

Материалы : листы ф.А4 с буквами использующимися в предложении на всех участников группы и предложения записанное на доске.

Время : 15 мин.

Ход упражнения: На доске пишется какое либо сложное предложение со знаками препинания. Всем участникам группы раздаются карточки с используемыми буквами в предложении, по 1-2 карточке участнику (в зависимости от кол-ва участников и букв). Далее группе необходимо «напечатать» предложение, называя каждому свою букву. Пробелы между словами и знаки препинания обозначаются всей группой одновременно, путем притопа: пробел – 2 притопа, запятая – 1 притоп.»

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 5.

«Ассоциативное мышление»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1 . «Если нравиться тебе, то делай так..»

Цель: разогрев группы перед началом занятия; создание атмосферы принятия в группе.

Материалы: не требуются.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Каждому участнику необходимо придумать и продемонстрировать какое либо движение со словами «Если нравиться тебе, то делай так…». А группе необходимо запомнить и повторить показанное движение. И так по кругу все участники группы. Затем всей группе одновременно нужно восстановить всю цепочку движений по памяти».

Упражнение 2 . « Ассоциации» (стр.77)

Цель: через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций; способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Материалы: не требуются.

Время :30 мин.

Упражнение 3 . «Игра в цвета» (стр.25).

Цель : тренировать подвижность мышления как фактор креативного поведения;

Побудить участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

Материалы : не требуется.

Время : 15 мин.

Упражнение 4 . «Считалка»

Цель : Создание доверительной атмосферы в группе и эффекта группового сплочения.
Материалы : не требуется

Время : 10 мин.

Ход упражнения : Группе с закрытыми глазами необходимо поочередно называя числа (не договариваясь о последовательности) сосчитать по порядку до 20. Если два человека называют число одновременно игра начинается сначала».

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №6

«Творим своими руками»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1 . «Подарок»

Цель : разогрев группы стимулирование творческого мышления, развитие способов не вербального общения.

Материалы : не требуется

Время : 10 мин.

Инструкция : « Сидя в кругу, подарите своему соседу слева воображаемый подарок, пользоваться словами при описании подарка нельзя, а только мимикой и жестами. Соседу необходимо угадать, что за подарок ему подарили, и поблагодарить за него. И т.д. по кругу».

Упражнение 2 . «Патентное бюро» (стр. 31 )

Цель : мобилизовать творческие возможности участников; развить спонтанность участников тренинга; участников к активному проивлению криативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

Материалы : (из расчета на каждую подгруппу): одно сырое яйцо, 4 трубочки для коктейля, 10 деревянных палочек для эскимо, 10 аптечных резинок,2 шарика из пенопласта или для настольного тенниса (пластиковые),3 воздушных шарика, 2 деревянных карандаша, катушка ниток, 4 метллические скрепки, клей ПВА, ножницы, клейкая лента, коробок со спичками.

Кроме того, цветная бумага, листы ватмана, фломастеры, гуашь, ножницы и прочие оформительские материалы для этапа рекламы.

Время : 60 мин.

Упражнение 3 . «Шарик»

Цель : создание групповой сплоченности, побуждение группы действовать сообща.

Материалы : теннисный шарик, пластиковая крышка диаметром 10-12 см, с привязанными к ней нитками по количеству участников тренинга.

Инструкция : «Необходимо всем участникам вместе держа за нитки подставку с шариком поднять ее от пола на высоту прямого угла вытянутых рук и пронести по комнате в направлении двери, не уронив при этом мячик. Если мячик упал – упражнение начинается сначала».

Время :15 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 7.

«Креативность в движениях»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Одно из 3-х» (стр.106)

Цель : тренировать подвижность мышления и адекватную самооценку; способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Ресурсы : свободное помещение.

Время : 15-20 мин.

Упражнение 2. «Флеш» (стр.49)

Цель : мобилизовать творческие возможности участников; развить спонтанность участников тренинга; участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения; развить спонтанность участников тренинга.

Материалы : не требуется

Время : 15-20 мин.

Упражнение 3 . « А что это вы тут делаете? » (стр.52)

Цель : содействию от обычной формы мышления к необычно; развить готовность отказаться от прошлого опыта полученного при решение сходных задач.

Материалы : не требуется

Время : 20 мин.

Упражнение 4. «Упрямая сороконожка » (стр.12)

Цель : проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации и в ее отсутствии, влияние договора на достижение групповой цели; выявить лидерские возможности игроков; побудить командные эмоции взаимоподдержки ответственности и сплоченности.

Материалы : просторное помещение.

Время : 10 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №8

«Музыкальное восприятие»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Броуновское движение»

Цель : Разогрев группы.

Материалы : просторное помещение

Время : 5 мин.

Ход упражнения: Участники тренинга начинают двигаться по комнате в хаотичном порядке. По хлопку они объединяются в малые группы (по 2,3, и тд. человек, в зависимости от называемой тренером цифры), а затем продолжают движение дальше. Желательно последнее число назвать равное количеству участников, тогда упражнение несет дополнительный эффект группового сплочения.

Упражнение 2 . «Звуки музыки » (стр.59)

Цель : Развить способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

Материалы : магнитофон, запись музыкального произведения без слов, бумага, краски, фломастеры, карандаши, резинки, пластилин.

Время : 60 мин.

Ход упражнения: Упражнение состоит из 5 взаимодополняющих этапов с различными способами восприятия - ассоциативного мышления и выражения возникающих ассоциаций и чувств.

Упражнение 3. «Контакт » (стр.78)

Цель : Создать в группе эмоциональной свободы открытости и дружелюбия: преодолеть тревожность участников группы, интеграция группы за счет постоянной включенной в совместную деятельность.

Ресурсы : свободное пространство

Время : 20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 9

«Словесное творчество»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. « Эстафета движений » (стр.32)

Цель : Снять напряжение участников тренинга, способствовать возникновению партнерских отношений; поощрять эффективное использование языка тела в коммуникации, способствовать физическому раскрепощению.

Материалы : свободное пространство.

Время : 10 мин.

Упражнение 2 . «Мозговой штурм » (стр.40)

Цель : Генерировать максимальное количество идей на заданную тему; развить способность видеть проблему в многообразии подходов.

Материалы : Доска или листы ватмана, фломастеры для записи.

Время : 30 мин.

Упражнение 3. «Акулы пера » (стр.100)

Цель : Обеспецить новый опыт анализа ситуации возникающей из сочетания новых понятий, образов, идей;

Материалы : Масса самых различных предметов, различных по виду, употреблению, размерам, новизне.

Время : 30 мин.

Упражнение 4 . «Переправа » (стр.25)

Цель : Интеграция группы за счет постоянной включенности в совместную деятельность. Создание условий взаимопомощи и партнерства и позитивного эмоционального единства группы

Материалы : Стулья для каждого участника.

Время : 10 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 10.

«Словесное творчество (продолжение)»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Построение спектрограмм »

Цель : Разогрев группы.

Материалы : не требуется.

Время : 10 мин.

Ход упражнения: Участникам группы необходимо распределиться на воображаемой шкале (0 -100) в зависимости от степени выраженности у них каких-либо качеств (любовь к шоколаду, зиме, школе, каникулам и т.д.). Тренер интервьюирует подростков, занимающих крайние позиции.

Упражнение 2. «Словесная эстафета » (стр.73)

Цель : раздвинуть границы креативности путем погружения в игру импровизацию; научиться связывать воедино новое и старое.

Материалы : не требуется

Время : 15 мин.

Упражнение 3. «В кругу проблем » (стр.84)

Цель : Обратить внимание игроков друг на друга; способствовать интеграции группы совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.

Материалы : 5 стульев.

Время : 30 мин.

Упражнение 4. «Три движения » (стр.66)

Цель : развивать логику мышления и действия в игровой ситуации; раздвижения границ креативности.

Материалы : не требуется

Время : 20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №11

«Скульпторы и Пантомимы»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. Разминка

Цель : разогрев группы.

Материалы : карточки с заданием по количеству участников.

Время : 5 мин.

Ход упражнения: Участники группы получают карточки, где каждому предлагается, входя поочередно в кабинет, произносить фразу, которую может составить группа (все произносят одно и тоже), как:

Робот,

Влюбленный,

Директор школы,

Младенец и т.д.

Упражнение 2. «Скульптура чувств» (стр.68)

Цель : тренировать подвижность мышления; побудить проявления криативных качств.

Материалы : не требуется

Время : 15-20 мин.

Упражнение 3. «Крокодил »

Цель : расширить диапазон проявления себя участниками засчет использования мимики, жестов и пантомимы; стимулировать креативное мышление участников, способствовать спонтанности поведения.

Материалы : заранее приготовленные карточки с названиями профессий.

Время : 15 мин.

Инструкция : «Используя невербальные способы коммуникации изобразить написанную на бумажке профессию, остальные члены группы угадывают».

Упражнение 4. «Фотография группы » (стр.103)

Цель : Через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие всех участников группы; активизировать ассоциативное мышление.

Материалы: не требуется

Время : 20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 12. (Итоговое)

«КВН Креативности»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. Разминка

Цель : Разогрев группы.

Инструкция : Каждый участникпо кругу не вербально изображает какое-либо дело, которое ему приходиться выполнять чаще всего. Другие участники угадывают, что изображается.

Время : 10 мин.

Упражнение 2 . «На творческой волне » (стр.43)

Цель : Развить способность к соединению противоположных идей; тренироваться смотреть на задачу глазами друзей; создать проблемную и не директивную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы.

Материалы : ручки, фломастеры, карандаши, листы бристоля, лоскуты цвет. ткани, обрывки веревки, сухие ветки деревьев, и любой иной реквизит.

Время : 70 мин.

Ход упражнения: КВН состоит из 9 творческих заданий – соревнований. На каждое из которых отводиться около 10-20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание. Подведение итогов тренинга.

Библиография

  1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение подростков в школе. Методические рекомендации по организации групповой работы. - М., 2000. – 68 с.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.//Вопросы психологии. – 2007. - №4. – С16-24.
  3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.,2003. – 304 с.
  4. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М., 2005. – 128 с.
  5. Кипнис М. Тренинг креативности. – М.,2005. – 128 с.
  6. Психокоррекционная работа со старшиклассниками. Тренинги, авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград, 2008. – 99 с.
  7. статья « Современные концепции обучения»

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Методики для диагностики творческого мышления

Ф. И. О. .____________________Дата.___________________

Возраст Класс Пол __________

Вырази свои идеи

с помощью рисунков!

Тебе предстоит выполнить три увлекательных задания. Тебе по-требуются воображение и творческие способности для того, чтобы придумать новые идеи и выразить их с помощью рисунков, изобра-жений. При выполнении каждого задания попробуй придумать что-то интересное и необычное, чего бы не смог придумать никто другой, кроме тебя. Постарайся дополнить и развить свои идеи так, чтобы у тебя получились интересные рассказы-картинки. Ты сможешь хоро-шо справиться с этими заданиями. Но главное, что ты получишь при этом настоящее удовольствие.

Время выполнения заданий будет ограничено, поэтому старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появятся вопро-сы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Подними руку, и ведущий к тебе подойдет.

СОЗДАНИЕ РИСУНКА

Возьми цветную фигуру. Придумай любое изображение, частью которого могла бы стать эта фигура. Ты можешь нарисовать любой предмет или целый рассказ.

Приклей эту фигуру на листе в любом месте - там, где тебе больше нравится. А затем дорисуй ее карандашами или фломастерами так, чтобы получилась задуманная тобой картинка. Рисовать можно и внутри, и за пределами наклеенной фигуры.

Постарайся придумать такую картинку, которую никто другой придумать не сможет. Дополни ее разными деталями так, чтобы получилась как можно более интересная и увлекательная история.

Когда ты закончишь свой рисунок, придумай к нему название и запиши его внизу страницы. Постарайся, чтобы название было интересным, необычным и помогало понять то, что ты нарисовал.

Начинай работать над рисунком. Сделай его не похожим на другие, пусть он расскажет увлекательную и необычную историю.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ФИГУРЫ

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории.

Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку подробной и интересной, добавляя к ней разные детали.

На выполнение задания отводится 10 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя возникли вопросы, задай их сейчас.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ЛИНИИ

На этих трех страницах изображены пары прямых линий. Нарисуй как можно больше предметов или историй, используя эти линии.

Прямые линии должны быть основной частью того, что ты хочешь нарисовать. К каждой паре линий с помощью карандашей или фломастеров добавь другие линии так, чтобы получились законченные изображения. Можно рисовать между линиями, над линиями - везде, где ты захочешь.

Старайся придумать такие рисунки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Нарисуй как можно больше различных картинок, вырази все идеи, которые у тебя появятся.

Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу.

На выполнение задания отводится 10 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя возникли вопросы, задай их сейчас.

Начинай работать над рисунками.

ТЕСТ ТОРРЕНСА

ОК

баллы

бонусы

Образная креативность

Сумма баллов

Т-баллы

6-12

13-19

20-26

27-33

9-17

18-28

29-39

40-50

8-16

17-27

28-37

38-47

Графическое представление результатов

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Предлагаемые темы для информационных «раздаток»:

  1. Что такое креативность, креативное и творческое мышление?
  2. Сравнение творческого и логического мышления.
  3. Рефрейминг.
  4. Цветовые ассоциации и предпочтения и характер человека.
  5. Рекомендации по развитию креативного мышления.
  6. Правое и левое полушарие.
  7. Влияние метафоры в понимании событий, предметов, явлений. Интересные притчи и метафоры в литературе.
  8. Использование невербальной коммуникации.
  9. Рекомендации по проведению презентации и самопрезентации.

И т.п.