Почему ребенок плохо выговаривает слова. Что делать, если ребенок не выговаривает свистящие звуки. Упражнение «Что из чего?»

Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста - смягчение речи: «лезецька» (ложечка), «сюмоцька» (сумочка). Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими: «сюба» (шуба), «сяпка» (шапка). Трехлетние часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их другими: «юка», «лука» (вместо « рука»), «вампа», «ямпа» (вместо «лампа»). Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К - Т, Г - Д («торова» вместо «корова», «дулять» вместо «гулять»), а также оглушение звонких звуков («шук» вместо «жук»).

Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками (рука, роза), и не выговаривает в сочетании с согласными (тамвай - трамвай, клыша - крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный. Заменяется другим, имеющимся в том же слове («мумага», «бабака», «форааппарат» и т.п.) Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения звука: просто один звук уподобляется другому, потому что ребенок быстрее уловил его и запомнил. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах: «клювка» (клюква), «аплесин» (апельсин).

Таково, в общих чертах, произношение младших дошкольников.

В среднем дошкольном возрасте (4-4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки (Ш, Ж, Ч), сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно: «сейчас», а через минуту «сейцас», или «жук зуззит». В одном звукосочетании ребенок звук произносит, а в другом еще нет. «Мальцик», и тут же «часы». Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков, например: «горубой» (голубой), «родка» (лодка), «шад» (сад), «жонтик» (зонтик) и т.п. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями. Если вместо «р» он произносил «л», то теперь он делает обратную замену, не сразу понимая, где она нужна, а где - нет.

Большинство детей среднего дошкольного возраста уже произносят звук «р», но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук «р» в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: л, ль, й. Словопроизношение детей в 4-5 лет тоже становится чище. Как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.

Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь (15-20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков Ш, Ж, Ч, а также Ф и Л, причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

Встречаются и более серьезные отклонения: заикания, сложная дислалия, но они составляют сравнительно небольшой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все же у многих детей 6-7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в словопроизношении объясняется подражанием речи взрослых: «яблуко», «мине», «ходить», «фатить».

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладывается у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом и у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде.

Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения.

Что значит «усвоить звуковую сторону языка»? Это значит научиться произносить и воспринимать фонематические единицы языка: слова, слоги, звуки, а также интонацию, представляющую собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. Освоение правильной интонации в совокупности с ударением - особенно важный аспект развития речи.

Восприятие - первое звено в этой цепи, необходимое предварительное условие, без которого невозможно последующее воспроизведение речи.

Между возникновением способности ребенка воспринимать ту или иную звуковую единицу и способности самостоятельно ее воспроизводить может лежать дистанция, исчисляемая месяцами, а иногда и годами речевого развития.

Начинается усвоение фонетической системы от полутора лет и заканчивается к четырем-пяти годам.

Девочки в этом плане обычно опережают мальчиков.

Мы уже говорили о том, какую роль играет роль дословный период в качестве подготовительного этапа к собственно речевой деятельности. Кроме того, что ребенок практикуется в произношении отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит сопоставление слуховых образов и движений губ и языка, отрабатываются необходимые предпосылки для развития фонематического слуха, без которого было бы невозможно произнесение самого простого слова.

Способность воспринимать звуковой состав слова, и есть то, что мы обычно называем фонематическим слухом. Достаточная степень развития фонематического слуха является необходимой предпосылкой начала воспроизведения речи.

Для правильного формирования произношения, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Как мы уже говорили выше, в результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть четким звукопроизношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку пять лет, а он не произносит отдельные звуки ([л], [p]), группу звуков ([c], [з], [ц]) или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими («коска» вместо кошка, «зук» вместо жук, «сяска» вместо чашка, «сетка» вместо щетка); звук [л] произносится как [в] («вошка» вместо ложка), звук [р] - картаво («гхука» вместо рука).

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Внятность и чистота произношения звуков зависят от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата - если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке - исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений ребенок может сам «растянуть» ее. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу-ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([p], [л]), группа звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) или несколько групп звуков: соноры ([р], [л], [н]), свистящие ([c], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и т.д. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением центральной нервной системы.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки.

В первом случае не различается один звук на другой (вместо «На березе распустились почки» он скажет: «На березе распустились бочки»). Во втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или иной звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков («Маса пошла в сколу»). В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.

Родители сами могут помочь своему ребенку, разумеется, при желании и терпении.

Легче предупредить нарушения речи, чем потом тратить время на их исправления.

Работая с ребенком, используйте наглядный материал: цветные картинки (желательно по сериям), различные лото, кубики, игрушки. Старайтесь сделать занятия не скучным уроком, а интересной игрой. Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка и не должно превышать 15-20 минут. Если ребенок увлекся, не стоит резко останавливать его, отрывать от интересного ему занятия.

Пальчиковая гимнастика;

Упражнения для губ;

Сочетания движений губ и выдоха;

Упражнения для языка

Сочетания движений языка и выдоха;

Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребенка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи.

Ребенок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выделение звука из слова, пусть ребенок определяет, где стоит звук - в начале, середине или конце слова.

Закрепление правильного произношения звука проводите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте ее по несколько раз в день.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой - залог успеха.

Материал с сайта: Логопед


Добавить комментарий

Вначале это обычно не беспокоит родителей - их даже умиляет беспомощный детский лепет, и они сами повторяют смешные детские словечки. Время идет, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет. Иногда ребенок привыкает неправильно произносить звуки, и то, что вначале казалось милым и забавным, становится неприятным для постороннего слуха и, главное, вредным для самого ребенка.

Недостатки речи могут задерживать умственное развитие: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребенок до поступления в школу не научится правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении. Ему не придется прочесть стихи на детском утреннике, участвовать вместе с другими ребятами в спектакле. Скольких радостей лишится такой ребенок и сколько слез ему предстоит пролить!

Прислушайтесь же к тому, как говорит ваш малыш, и помогите ему исправить речь.

Как это сделать? Если у вас нет возможности организовать занятия ребенка с логопедом, приглашаем вас на наш заочный семинар по логопедии. Его ведущий - логопед Александр Фадеев.

ИТАК, вы серьезно озаботились мыслью устранить у своего ребенка дефекты произношения. С чего начать? Прежде всего надо выяснить, какие именно ошибки он делает. Наиболее часто дети неправильно произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Р, Л), свистящие (С, 3, Ц).

Заготовьте серию картинок, по которым будете проверять чистоту произношения звуков. Показывайте их, предлагая называть изображенные на них предметы. Важно, чтобы ребенок называл их именно сам, а не повторял слово вслед за вами - в последнем случае оценка его речи будет менее точной.

Каждый звук проверяется в разных сочетаниях, поэтому ему должно соответствовать не менее двух картинок. Например, для звука Ш - шапка, карандаш, для Р - карандаш, пожарник, сахар, для Й - зайка, язык, яйцо, елка, ящик.

Какие варианты неправильного звука надо уловить? Их может быть четыре:

Ребенок совсем не произносит какой-либо звук. Он говорит Апка вместо шапка или кААндаш вместо карандаш.

Заменяет один звук другим. Тогда он произносит Сапка вместо шапка или каЛандаш вместо карандаш.

Искажает звук. В этом случае он заменяет нужный звук другим, не существующим в русском языке. Например, произносит звук С с высунутым между зубами кончиком языка или Р произносит гортанно и т. д.

Пользуется звуком неустойчиво. В одних словах ребенок произносит его правильно, а в других - нет (огуреЦ, но Сыплята, яйСо) или изолированно может произнести звук, а в словах и в самостоятельной речи им не пользуется.

Ваша задача - возможно тщательнее проследить, отчего звук получается у ребенка неправильным, в чем механизм его нарушения. Опыт показывает, что чаще всего причина - в нарушении движений органов речи (языка, губ) и слухового восприятия. Вот почему необходимо обязательно выяснить, достаточно ли подвижны язык и губы у ребенка. Для этого проделайте с ним следующие упражнения:

1. Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.

2. То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой (игра "Маятник").

3. То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова нижней губе и в обратную сторону (не касаясь противоположной губы).

Если ребенок затрудняется делать самостоятельно эти упражнения, необходимо помочь ему, взяв за кончик языка чистым бинтом и передвигая его в нужном направлении. Впоследствии ребенок сам будет помогать себе, пока необходимость в этой помощи не исчезнет.

4. Научите ребенка делать язык "лопаткой" (широкий язык, ненапряженный). Слегка пошлепайте черенком чайной ложки по середине языка, если он будет напряженным.

5. Затем научите ребенка сильно высовывать напряженный остроконечный язык ("иголочка"). Нужно, чтобы ребенок мог сделать язык то "лопаткой", то - "иголочкой".

6. Из положения языка "лопаткой" легко сделать язык "трубочкой", если в этот момент слегка сжать пальцами с двух сторон щеки ребенка и попросить его вдохнуть ртом.

7. Из этого же положения языка "лопаткой" можно сделать язык "чашечкой", если слегка загнуть кончик его вверх.

Упражнения для языка и губ следует проделывать многократно, лучше перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои движения. Цель их в том, чтобы активизировать мышцы речевых органов, научить ребенка управлять ими, удерживать в заданном положении. Без этого он не сможет преодолеть неправильное произношение звуков.

Еще более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание ребенка, его восприятие звуков речи окружающих людей и слуховой контроль за собственной речью. Чтобы оценить, какое значение имеет для ребенка речь окружающих, вспомним известный в истории изуверский эксперимент падишаха Акбара. Задумав проверить придворных мудрецов, утверждавших, что каждый ребенок рано или поздно заговорит на языке своих предков, даже если его никто этому не учил, Акбар на семь лет изолировал от мира нескольких малолетних детей разных национальностей. Прислуживал детям немой. Они никогда не слышали человеческого голоса. Когда же падишах в присутствии своих мудрецов наконец освободил маленьких узников, его встретил вой, нечленораздельные вопли. Так были посрамлены мудрейшие из мудрых...

Доказано, что речь ребенка формируется на основе восприятия им речи окружающих людей, которую он первоначально учится осознавать, различать и которой затем подражает. Вот почему для преодоления недостатков произношения необходимо, чтобы ребенок умел узнавать и выделять звуки речи.

Для обследования и развития у ребенка слухового внимания и контроля можно рекомендовать несколько упражнений и игр. Перечислим их в нарастающей сложности:

1) Узнай предмет по звуку. Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку). Познакомьте ребенка со звучанием каждой из них. После этого предложите ему отвернуться и отгадать, на какой из них вы только что поиграли.

2) Теперь предложите ребенку отгадать, по какому предмету вы постучали палочкой (стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка).

3) Кто это? Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребенок должен отгадать, кому он подражал.

4) Внимательный ли ты? Ребенок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, сначала хорошо слышимый в речи (Р, У) или тот, который он правильно произносит. Затем вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например, Рыба, Рак, голова, стол, коРыто. Ребенок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком Р.

5) Разновидностью предыдущей игры будет определение места данного звука в слове (в начале, середине, конце).

6) Более сложная форма - игра с картинками. Среди них ребенку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, название которого содержит заданный звук.

7) Когда ребенок достаточно свободно научится выделять в словах звуки, которые он произносит правильно, поручите ему узнавать один из искажаемых им звуков. Проделайте упражнение 4), 5), 6). Если он с заданием справится, произнесите этот звук. Попросите повторить его за вами.

Если ребенок затрудняется выполнить упражнения, не торопите его, не расстраивайтесь и потренируйтесь на предыдущем материале, который можно варьировать: менять игрушки, картинки, брать новые слова.

8) Еще более сложной формой звукового анализа является сопоставление двух звуков, близких по звучанию или по артикуляции (положению органов речи): С-3, П-Б, Ш-Ж, Ч-ТЬ, Ц-С и др. Здесь также приемлемы упражнения 4), 5), 6); только в этом случае ребенок одно временно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.

9) Разновидностью предыдущего упражнения является вычленение и различение правильного звука от того, которым он заменяется (например, Р-Л, С-Ш, Ц-С).

10) Сам назови слова. Это одна из завершающих форм работы. По заданию взрослого ребенок самостоятельно называет слова с определенным звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть в начале слова, в середине и в конце.

Родители нередко спрашивают: нужно ли обращать внимание детей на дефекты речи?

С 4-5 лет дети обычно и сами осознают свой недостаток и переживают его подчас очень болезненно, замыкаются в себе, становятся нервными, молчаливыми. Если не обращать внимания на речь ребенка, эти нервно-психические нарушения могут усилиться.

В заключение - задание на ближайшие два месяца:

Определите, какие звуки нарушены у ребенка, каков характер их нарушения, достаточно ли подвижны его язык и губы, как развито слуховое внимание и контроль.

Начните в случае необходимости регулярные занятия с ребенком для развития речевых движений и слуха (1-2 раза в день по 10-15 минут). Добивайтесь тщательного сознательного выполнения упражнений.

Чтобы ребенок не уставал и не скучал, проводите занятия в форме игры.

«Кла, кличит волона, клажа, калаул» - если ребенок до 5 лет именно так произносит эту скороговорку, то это не повод для паники. Многие логопеды говорят о том, что неумение ребенка произносить некоторые звуки до этого возраста считается вариантом нормы, но если проблема сохранилась и после, то необходима консультация специалиста. Когда родителям необходимо подключать логопеда для решения проблемы неправильного произношения звуков «р» и «л»? Только ли логопед может участвовать в лечении?

Оглавление:

Когда ребенок научится выговаривать р и л

В формировании речи ребенка сначала встают свистящие звуки, а вот буквы Р и Л считаются трудными для произношения, и полноценно в речи ребенка обычно встают к 4-5 годам.

Обратите внимание

Если рассматривать проблему в целом, то только у 10% детей до этого возраста отмечается чистое произношение звуков «р» и «л». В остальном, можно увидеть проблемы той или иной сложности.

Как утверждают многие специалисты, причины такой проблемы могут быть не только логопедическими, но и стоматологическими. Именно поэтому в ее решении могут участвовать сразу несколько специалистов, иногда именно их слаженная работа помогает решить проблему в короткие сроки.

Родители должны понимать, что выяснение причины нарушения произношения звуков – первый и важный этап в лечении. Но обо всем по порядку.

Причины неправильного произношения звуков

Логопеды акцентируют родительское внимание на том, что проблему считают существующей лишь, в случае если ребенок после 5 лет не может правильно произносить «р» и «л». В остальном, это лишь вариант нормы.

Звуки «р» и «л» считаются сложными, и их освоение происходит в последнюю очередь. Для полноценного произношения необходимо несколько составляющих: достаточное развитие речевого аппарата, умение ребенка удержать произнесенный звук. Если у ребенка после 5 лет не наладилось произношение, то этому может быть несколько причин.

Уздечка языка

Уздечка языка крепится к дну полости рта и другим своим концом вплетается в язык примерно на его середине. В клинической практике можно встретить ее укорочение, когда она вплетается в верхней трети языка, существенно ограничивая его движения.

Обратите внимание

Короткая уздечка языка может диагностироваться еще в родильном отделении, где и проводится его коррекция, так как грудное вскармливание и даже кормление из бутылочки невозможно.

Но чаще всего короткая уздечка выявляется гораздо позже, когда появляются проблемы с речью. К 5-6 годам у ребенка уздечка языка должна быть примерно 8 мм , именно такая длина обеспечивает нормальные движения языка. Если же диагностировано ее укорочение, утолщение, ограничение движения, то у детей практически со 100% вероятностью развиваются проблемы в произношении «р» и «л».

Коррекцией уздечки может заниматься как стоматолог – хирургический метод, так и логопед – консервативно. Решение этого вопроса – камень преткновения между двумя специальностями.

Нарушенное звукопроизношение

Неправильное произношение звуков «р» и «л» может быть связано с неправильным произношением других звуков, освоенных ранее. Чаще всего, у детей формируется путаница в произношении свистящих и шипящих звуков, что выливается в проблему с произношением «р» и «л».

Нередко такие нарушения становятся причиной того, что ребенок путает их в повседневной речи («Кла, кличит волона, клажа, калаул»). Как утверждают логопеды, такие нарушения легче всего поддаются коррекции. Дело в том, что «р» и «л» схожи по методике произношения: язык находится примерно в одинаковом положении, но «л» легче произносится, поэтому дети идут по самому легкому пути. Если же «р» заменяют другим звуками, то ситуация несколько сложнее и специалисты подозревают нарушения фонетического слуха. Если же дети «проглатывают» этот звук, то скорее всего нарушено фонетическое восприятие.

Нарушения фонетического слуха

Выборочное восприятие отдельных звуков, когда ребенок слышит «ш», «ч», «к», «а», но не слышит «р», и автоматически его заменяет на «л» и называется нарушением фонетического слуха .

Фонетический слух достигает пика своего развития к 4-5 годам, но родители могут заметить его нарушения и до этого возраста. Чем раньше была диагностирована проблема и приняты меры по ее коррекции, тем больше шансов на успех.

Обратите внимание

Формирование активного и пассивного словаря, развитие фонетического слуха происходит именно во время устной речи. Поэтому, специалисты не рекомендуют сюсюкаться с детьми, речь родителей должна быть правильной и четкой, что поможет детям избежать множества проблем с устной речью.

Если родители заметили «симптомы» нарушения фонетического звука – нужно как можно скорее показать ребенка специалисту. Такие нарушения могут указывать на некоторые заболевания центральной нервной системы, аденоидные вегетации или отит, имеющие скрытое течение.

Речевой аппарат

Речевой аппарат – это язык, щеки и губы. Пропуск в произношении некоторых звуков может указывать на их недостаточное развитие и тех мышц, которые участвуют в образовании речи, также причина может скрываться в гипо- или гипертонусе, что в равной степени влияет на звукопроизношение.

Проблемы поведения

Освоение звуков «р» и «л» требует от малыша сосредоточенности и некоторых усилий. Замечено, что чаще проблемы с воспроизведением звуков регистрируются у детей с особенными поведенческими реакциями, например, при синдроме дефицита внимания и , но есть и обратная сторона медали – дети, склонные к апатии.

Горловые звуки

Даже если развитие речи идет согласно нормам и среднестатистическим показателям при освоении звуков «р» и «л» дети могут следовать по «ленивому» пути. Под этим путем наименьшего сопротивления понимается воспроизведение гортанного звука, когда вибрации формируются за счет язычка гортани.

Эту логопедическую проблему довольно сложно исправить, ведь она требует переучивания ребенка. Осложняет ситуацию тот факт, что многие родители не могут отличить правильно произнесенный звук от гортанного, и чем дольше существует проблема, тем сложнее переучивание.

Что должны сделать родители?

Для успешной коррекции и обучения правильного произношения звуков, необходимо вычислить причинный фактор. Понять это поможет консультация логопеда и, при необходимости, стоматолога. Именно эти специалисты могут оценить состояние уздечки языка, развитие речевого аппарата, фонетического слуха и выявить проблему горлового произношения.

В индивидуальном порядке, учитывая сложность проблемы, ее причину и наличие дополнительных обстоятельств составляется индивидуальный план лечения и коррекции. Главное, родители должны понимать, что успех во многом зависит от работы специалистов и повторения материала в домашних условиях.

Артикуляционная гимнастика

Коррекция неправильного произношения звуков «р» и «л» начинается с освоения артикуляционной гимнастики. Такие мероприятия преследуют сразу несколько целей:

  • Подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков;
  • Можно использовать как разминку для языка, губ и щек.

Если пропускать артикуляционную гимнастику – дальнейшие упражнения могут и не принести желаемого результата.

Выполнять ее лучше всего находясь друг перед другом или перед зеркалом, для того, чтобы малыш мог видеть, как двигаются губы, щеки и язык взрослого.

Наиболее удобная форма восприятия для ребенка – игра. Чем увлекательнее будет упражнение, тем больше шансов на успех. Для привлечения внимания ребенка, во время упражнения родители могут читать стишки или включить заводную мелодию.

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики направлены именно на тренировку языка, щек и губ, что поможет в правильном произношении звуков «р» и «л». Благодаря им можно будет растянуть уздечку, натренировать язык и увеличить его время пребывания в верхнем положении.

Обратите внимание

Хороший выдох имеет фундаментальное значение для правильного произношения звуков. Помочь натренировать выдох могут мыльные пузыри, малыши могут попробовать загнать шарик от настольного тенниса между двумя препятствиями. Такие увлекательные упражнения помогут сформировать хорошую воздушную струю.

Артикуляционная гимнастика: упражнения

Артикуляционная гимнастика включает в себя многочисленные упражнения для языка, щек и губ ребенка. Главное, чтобы они нравились малышу и были представлены в форме игры. В каждую из них родители могут привносить что-то свое, «изюминку». Вот лишь некоторые из них:

Как научить ребенка правильно произносить звуки?

После благополучного освоения артикуляционных упражнений, логопеды приступают к непосредственному запуску звуков «р» и «л». Обычно, запуск звука «р» сравнивают с заведением мотора и одноименное упражнение – одно из самых популярных и действенных.

На первый взгляд упражнение может показаться сложным к исполнению, но все не так страшно:

При выполнении упражнения язык должен быть расслаблен, а вот кончик языка – вибрировать. Главное – чтобы малыш прочувствовал. Постепенно язык начнет самостоятельно вибрировать и на выходе воздушной струи формируется «р».

Закрепляем результат

Заведенный моторчик – половина успеха. Даже, если малыш научился отдельно произносить звуки «р» и «л», порой очень сложно вставить их в беглую речь и не допускать путаницу. Закрепление результатов или автоматизация звуков – одни из самых длительных и сложных процессов в лечении.

В закреплении результата важно сначала научить ребенка сочетать звук с гласными и согласными, довести сформированные слоги до автоматизма. Логопеды в индивидуальном порядке подбирают нужные закрытые и открытые слоги в течение нескольких упражнений, прорабатывают их с обязательным повторением дома.

Нагрузка и усложнение пройденного материала происходит постепенно: от закрытых слогов переходят к отрытым, от слогов – к словам. Где звуки сначала расположены в начале, после, в середине и конце слова.

Параллельно с освоением этих навыков специалисты учат малыша различить твердые и мягкие звуки «р» и «л». Главное, чтобы малыш понял, где нужно звуки произносить сильнее, жестче, а где расслабленнее и, главное, как правильно это выполнить на практике.

Когда необходимо кардинальное вмешательство?

Логопедические упражнения вполне могут консервативно корректировать длину уздечки языка, но этот процесс длительный и сложный, да и результаты не всегда оправдывают ожидания.

Действовать консервативно или хирургически – была и до сих пор остается одной из спорных тем между стоматологами и логопедами. Каждая группа специалистов приводит доводы в свою пользу.

Между тем, есть строгие показания к хирургической коррекции:

  • Если уздечка вплетается в верхней трети языка и мешает полноценному кормлению или существенно ограничивает движения языка;
  • Появление сильной боли во время выполнения логопедических упражнений;
  • Травмы;
  • И др.

В любом случае, если причина неправильного произношения звуков «р» и «л» кроется именно в укорочении уздечки, необходима консультация стоматолога и совместное решение о тактике дальнейшего лечения.

Современная стоматология располагает безболезненными методиками коррекции уздечки с минимальным периодом реабилитации. Главным образом речь идет об использовании лазера, что позволяет сократить период восстановления до нескольких часов и избежать множества возможных осложнений.

Сама уздечка не имеет нервных окончаний, следовательно, ее коррекция безболезненна, но анестезия требуется для обеспечения комфорта маленького пациента, снижения рвотного рефлекса и др.

После проведения операции, стоматологами рекомендовано тщательно соблюдать гигиену полости рта: полоскать полость рта растворами антисептиков для предотвращения присоединения инфекции.

Ваш малыш уже знает и правильно произносит все буквы, но, как и прежде, продолжает коверкать слова? Его произношение и дальше остается «детским»? Когда можно считать косноязычие нормой, и стоит ли надеяться на то, что рано или поздно все само собой образуется? Или, возможно, будет лучше, если мы постараемся чем-то помочь крохе? Что может повлечь за собой такое косноязычие, если мы не будем обращать внимания на эту проблему? Вопросов, как вы видите, много. Давайте постараемся дать на них ответ.

Наша речь играет далеко не самую последнюю роль в становлении нас как личности. Благодаря ней малыш может входить в жизнь людей, которые находятся возле него. Если малыш хорошо владеет языком, он может свободно общаться с другими детьми, может выразить свои мысли, в полном объеме овладеть программой , который он посещает, а после - программой школы. Чем выразительнее и внятнее ребенок сможет говорить , тем легче ему будет познавать окружающий его мир и выражать собственные мысли.

Для того, чтобы развитие речи у вашего сына или дочурки было нормальным, необходимо своевременно предупредить и устранить все возможные ее недочеты.

В раннем возрасте неправильное произношение ребенком отдельных букв и даже слов вполне оправданно с точки зрения физиологии. Малыш еще не может в полной мере контролировать все свои движения (куда входит и мелкая моторика). Это можно заметить по тому, как неуверенно он передвигается по комнате, как непросто ему научиться пользоваться некоторыми столовыми приборами, и как трудно ему самостоятельно одеваться. Ведь маленькой ручке очень непросто справиться с непослушной пуговицей или молнией. Так же сложно маленькому язычку произносить стучащие, рычащие и шипящие звуки.

Если подобные недостатки не исправить до того времени, пока малышу не исполнится четыре или пять лет, он сам начинает их замечать, из-за чего порой сильно переживает. Это может привести к тому, что ребенок станет замкнутым и стеснительным, он боится насмешек со стороны, поэтому ни с кем не идет на контакт.

Итак, должны ли папы и мамы вмешиваться в процесс своего крохи, чтобы предупредить перечисленные выше неприятные последствия?

Было время, когда многие ученые с полной уверенностью говорили молодым родителям, что малыш с самого рождения имеет навык освоения языка, и взрослым нежелательно вмешиваться в этот процесс. Вот только такие ученые так и не смогли объяснить феномен детей-маугли. Почему они так и не смогли научиться разговаривать? Куда подевался их навык, о котором они так много говорили? Возможно в среде, в которой никогда не звучит человеческая речь, без помощи других людей кроха окажется лишенным дара освоения речи? Так что же должны делать взрослые, чтобы помочь своему ребенку научиться правильно пользоваться речью, и с какого возраста он будет нуждаться в вашей помощи?

Преодолеть недостатки произношения ребенком отдельных букв и слов, а также научить его правильной речи желательно еще до того, как он пойдет в школу. И для этого есть несколько причин:

1. В первую очередь это обусловлено особой пластичностью детского мозга - малыши усваивают и закрепляют новую информацию намного лучше детей школьного возраста.
2. Неправильные речевые навыки закреплены еще недостаточно крепко, и их можно исправить без особых усилий.
3. У детей дошкольного возраста вы можете устранить речевые недостатки при помощи специальных игр, которые не только значительно облегчат папам и мамам их труд, но и доставят радость малышам. Дети дошкольного возраста с видимым удовольствием играют в звуки, и после того, как освоят их правильное произношение, радуются и произносят их многократно. Крохи гордятся своими успехами, из-за чего они становятся более раскрепощенными при общении с окружающими их людьми.

Поможем малышам развить речь

Родители должны всячески поощрять лепет и гуление малыша, начиная с . Обращаться к крохе следует ласково, и совместно стараться разборчиво проговаривать все слоги и звуки.

Ближе к годовалому возрасту, когда ребенок начинает произносить отдельные слова, разговаривать с ним нужно как можно медленнее, не забывая при этом про интонацию. Свои слова старайтесь подкреплять указаниями на те предметы, которые они обозначают. Старайтесь чаще хвалить ребенка за любое достижение. Если он какое-то слово произносит неправильно, укажите ему на ошибку, и несколько раз произнесите его так, как следует. Только ни в коем случае не предъявляйте годовалому малышу каких либо претензий или требований, и не настаивайте на том, что он должен правильно произносить все слова - возможно, такое произношение ему еще не доступно по физиологическим причинам. Тогда зачем требовать от него невозможного? Главное на данном этапе развития - закреплять верное произношение букв и слов на слух, и не выработать у него отторжение к речи.

В период от двух до трех лет старайтесь как можно меньше разговаривать с ребенком «лепетными» вариантами тех или иных слов. Например, при общении с ним кошка должна быть «кошкой», а не «мяу», процесс принятия пищи - «кушать», а не «ням-ням». И так далее. Сами вызывайте у малыша желание общаться с вами, чего можно добиться отсутствием вашей реакции на его жесты. Ведь согласитесь, проще всего - показал пальчиком, чего хочешь, и папа с мамой сразу все поняли. Для начала сами проговаривайте его просьбу. Например, если он хочет игрушку, и показывает на нее пальчиком, произнесите вслух его просьбу: «Мама, дай мне игрушку». Если он старается самостоятельно повторить эту просьбу, всячески поощряйте его.

По достижении трех или четырехлетнего возраста развитие ребенка уже разрешает ему правильно произносить практически все слова. Именно с этого возраста вы должны усиленно следить за произношением своего чада и всячески помогать ему успешно осваивать свой родной язык.

Немаловажное значение в развитии детей играют и окружающие его люди. Очень важно, чтобы с малышом такого возраста вы говорили медленно и с расстановкой, использовали интонацию, четко произносили все слова и буквы. Таких детей очень привлекает мелодика речи. Иногда она привлекает их даже больше, чем само ее содержание. По-возможности старайтесь говорить нежным и приятным голосом, выражайте свои чувства. Всегда помните про интонацию.

На ребенка крайне пагубное воздействие оказывает позиция родителей, считающих, что их чада должны вести себя так, чтобы их было видно, но не слышно. Это неправильно, дети должны говорить как можно больше, ведь с развитием речи у них развивается также и мышление.

Если кроха не может правильно произнести тот или иной звук, поиграйте с ним. Например, если малышу трудно дается произношение звука «ж», можно поиграть с ним в маленьких жучков. А вот если необходимо подправить произношение буквы «з», он (с вашей помощью, конечно) может вообразить себя Винни-Пухом, который полез на дерево за медом , а на него напали пчелы, которые постоянно зудят «зззззз».

Кроме того очень полезно развивать с ребенком направленную воздушную струю, которая играет немаловажную роль в произношении многих звуков. С этой целью вы можете предложить карапузу подуть на небольшие шарики, сделанные из ваты, или поставить импровизированные ворота, и играть с ним в игру, кто быстрее загонит в них ватный шарик при помощи струи воздуха.

Если в процессе игры малыш произносит звук правильно, то есть он в состоянии его произнести, а в разговоре всегда употребляет его на детский манер, вы должны непременно обратить на это внимание ребенка . Скажите ему, что он опять произнес этот звук неправильно, и постарайтесь вместе проговорить данное слово несколько раз, пока у него не получится произнести его так, как должно быть. К примеру, во время игры, когда мама просит его показать, как делает змейка, он шипит «шшш», и, спустя несколько минут после этого, подбегает к маме и просит, чтобы она дала ему «сапку» вместо «шапки». Такая методика даст возможность малышу задействовать слух для выработки правильно произношения (различение звуков в науке называется фонематическим слухом, и от того, насколько оно сформировано, зависит правильность речи ребенка ). Таким образом, малыш начнет намного внимательнее относиться к собственной речи, и станет самостоятельно исправлять свои ошибки.

Если у вашего крохи никак не получается произнести правильно тот или иной звук, постарайтесь помочь ему. Покажите, как выглядят губки и где находится язычок, когда мы произносим определенный звук. Пусть малыш попробует самостоятельно произнести его, подражая вам. Если и после такого урока у него ничего не получается, не стоит требовать от него многократного его повторения- и так у вас ничего не получится. Лучше на некоторое время отвлекитесь от проведения урока, и попробуйте снова через несколько дней.

Когда у малыша все-таки получится произнести правильно определенный звук, он может настолько этому обрадоваться, что потом будет вставлять его там, где надо, и там, где не надо. Не нужно этого бояться, со временем все само собой образуется. Если он где-то неправ, просто ласково поправьте его. Вместе с ним проговаривайте звуки, сходные между собой по звучанию, делая при этом акцент на разницу между ними. К примеру, звук «сссс» немного схож на дуновение ветерка. Во время воспроизведения этого звука из ротика вырывается прохладная струйка воздуха, в чем малыш и сам может убедиться, поднеся ко рту ладошку. А вот при воспроизведении звука «шшшш» (именно так шипит змейка) воздух, который выходит из ротика, теплый. Когда мы произносим букву «ш» - кончик языка должен находиться за верхними зубами, а во время произношения буквы «с» кончик языка упирается в нижние зубки. Для того чтобы ваш карапуз не путал глухие согласные со звонкими, вы можете предложить ему каждый раз во время их произношения класть ручку на горлышко. Во время произношения звонких звуков таких как «ж», «з» и других, можно ощутить пальчиками вибрацию горлышка, а вот при произношении глухих звуков, таких как «ш» или «с», такого эффекта не возникает. Зависимо от того, чем чаще вы будете уделять внимание различению различных звуков на слух, тем скорее кроха начнет их правильно выговаривать.

Очень часто родители не замечают или не хотят заметить того, что их чада неправильно произносят тот или иной звук. В некоторых случаях это происходит из-за того, что они просто уже привыкли к его речи, и не замечают в ней ошибок. Постарайтесь внимательно прислушаться к своему ребенку . Действительно ли правильно он произносит все звуки? Он выговаривает все слоги в словах, и не переставляет их? Ведь для того, чтобы приступать к коррекции какого-либо нарушения речи, необходимо сначала его выявить. Не стоит ждать, что со временем речь ребенка улучшится сама по себе - помогите ему сами. К тому же это поможет вам наладить с малышом более тесный контакт. Ведь у вас теперь появится еще один повод для того, чтобы уделить немного времени совместным играм, единая цель которых будет - научить ребенка правильно, и, главное, качественно пользоваться родным языком.

Невнимание пап и мам к речевому развитию своих чад в конечном результате может привести к закреплению неправильно произношения звуков и слов. И вы должны понимать, что от того, насколько долго он произносит эти звуки, зависит время, необходимое для его переучивания. Неумение ребенком правильно различать звуки и произносить слова могут привести к проблемам в учебе или к насмешкам окружающих, следствием чего станет значительное ослабление мотивации к посещению занятий. Ребенок замкнется в себе, и вам будет очень трудно вернуть его к прежнему состоянию.

Если вы сделали все возможное для того, чтобы научить малыша правильно разговаривать, но он до четырех или пяти лет так и не научился произносить верно все звуки, и его речь и далее остается неразборчивой, пришло время обращаться за помощью к специалисту.

Итак, подытожив сказанное, мы пришли к следующему выводу:

Папы и мамы должны постоянно следить за развитием речи своего малыша, и всяческими способами стараться сделать этот процесс правильным;
- если у ребенка получается правильно произнести определенный звук - постоянно следите за тем, чтобы и в процессе разговора он также выговаривал его без ошибок. В противном случае неверное произношение может закрепиться в его обиходной речи, и потом исправить что-либо будет намного сложнее;
- в том случае, если малыш просто не в состоянии произнести определенный звук правильно, постарайтесь помочь ему, показав на собственном примере, как это следует делать. После этого пусть ребенок , подражая вам, сам произнесет его. Ни в коем случае не ругайте его за неудачу и не настаивайте, если он сейчас не хочет учиться правильному . Всегда и во всем проявляйте внимание и ласку, чтобы у ребенка не сложилось негативной реакции на речевое общение;
- Если до четырех- или пятилетнего возраста ребенок так и не научился правильно произносить отдельные звуки, это должно стать для вас поводом, чтобы обратиться за помощью к специалисту;

Итак, под конец хочется пожелать успеха вам и вашим малышам в освоении языка. И не забывайте, что чем ребенок меньше, тем легче преодолеть языковые трудности. И делать это желательно только в процессе игры.

Вначале это обычно не беспокоит родителей - их даже умиляет беспомощный детский лепет, и они сами повторяют смешные детские словечки. Время идет, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет. Иногда ребенок привыкает неправильно произносить звуки, и то, что вначале казалось милым и забавным, становится неприятным для постороннего слуха и, главное, вредным для самого ребенка.

Недостатки речи могут задерживать умственное развитие: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребенок до поступления в школу не научится правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении. Ему не придется прочесть стихи на детском утреннике, участвовать вместе с другими ребятами в спектакле. Скольких радостей лишится такой ребенок и сколько слез ему предстоит пролить!

Итак, вы серьезно озаботились мыслью устранить у своего ребенка дефекты произношения. С чего начать? Прежде всего надо выяснить, какие именно ошибки он делает. Наиболее часто дети неправильно произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Р, Л), свистящие (С, 3, Ц).

Заготовьте серию картинок, по которым будете проверять чистоту произношения звуков. Показывайте их, предлагая называть изображенные на них предметы. Важно, чтобы ребенок называл их именно сам, а не повторял слово вслед за вами - в последнем случае оценка его речи будет менее точной.

Каждый звук проверяется в разных сочетаниях, поэтому ему должно соответствовать не менее двух картинок. Например, для звука Ш - шапка, карандаш, для Р - карандаш, пожарник, сахар, для Й - зайка, язык, яйцо, елка, ящик.

Какие варианты неправильного звука надо уловить?

Их может быть четыре:

Ребенок совсем не произносит какой-либо звук. Он говорит Апка вместо шапка или кААндаш вместо карандаш.

Заменяет один звук другим . Тогда он произносит Сапка вместо шапка или каЛандаш вместо карандаш.

Искажает звук . В этом случае он заменяет нужный звук другим, не существующим в русском языке. Например, произносит звук С с высунутым между зубами кончиком языка или Р произносит гортанно и т. д.

Пользуется звуком неустойчиво. В одних словах ребенок произносит его правильно, а в других - нет (огуреЦ, но Сыплята, яйСо) или изолированно может произнести звук, а в словах и в самостоятельной речи им не пользуется.

Ваша задача - возможно тщательнее проследить, отчего звук получается у ребенка неправильным, в чем механизм его нарушения. Опыт показывает, что чаще всего причина - в нарушении движений органов речи (языка, губ) и слухового восприятия. Вот почему необходимо обязательно выяснить, достаточно ли подвижны язык и губы у ребенка. Для этого проделайте с ним следующие упражнения:

1. Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.

2. То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой (игра «Маятник»).

3. То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова нижней губе и в обратную сторону (не касаясь противоположной губы).

Если ребенок затрудняется делать самостоятельно эти упражнения, необходимо помочь ему, взяв за кончик языка чистым бинтом и передвигая его в нужном направлении. Впоследствии ребенок сам будет помогать себе, пока необходимость в этой помощи не исчезнет.

4. Научите ребенка делать язык «лопаткой» (широкий язык, ненапряженный). Слегка пошлепайте черенком чайной ложки по середине языка, если он будет напряженным.

5. Затем научите ребенка сильно высовывать напряженный остроконечный язык («иголочка»). Нужно, чтобы ребенок мог сделать язык то «лопаткой», то - «иголочкой».

6. Из положения языка «лопаткой» легко сделать язык «трубочкой», если в этот момент слегка сжать пальцами с двух сторон щеки ребенка и попросить его вдохнуть ртом.

7. Из этого же положения языка «лопаткой» можно сделать язык «чашечкой», если слегка загнуть кончик его вверх.

Упражнения для языка и губ следует проделывать многократно, лучше перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои движения. Цель их в том, чтобы активизировать мышцы речевых органов, научить ребенка управлять ими, удерживать в заданном положении. Без этого он не сможет преодолеть неправильное произношение звуков.

Еще более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание ребенка, его восприятие звуков речи окружающих людей и слуховой контроль за собственной речью. Чтобы оценить, какое значение имеет для ребенка речь окружающих, вспомним известный в истории изуверский эксперимент падишаха Акбара. Задумав проверить придворных мудрецов, утверждавших, что каждый ребенок рано или поздно заговорит на языке своих предков, даже если его никто этому не учил, Акбар на семь лет изолировал от мира нескольких малолетних детей разных национальностей. Прислуживал детям немой. Они никогда не слышали человеческого голоса. Когда же падишах в присутствии своих мудрецов наконец освободил маленьких узников, его встретил вой, нечленораздельные вопли. Так были посрамлены мудрейшие из мудрых…

Доказано, что речь ребенка формируется на основе восприятия им речи окружающих людей, которую он первоначально учится осознавать, различать и которой затем подражает. Вот почему для преодоления недостатков произношения необходимо, чтобы ребенок умел узнавать и выделять звуки речи.

Играем в игры...

Для обследования и развития у ребенка слухового внимания и контроля можно рекомендовать несколько упражнений и игр.

1) Узнай предмет по звуку . Возьмите 3–5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку). Познакомьте ребенка со звучанием каждой из них. После этого предложите ему отвернуться и отгадать, на какой из них вы только что поиграли.

2) Теперь предложите ребенку отгадать, по какому предмету вы постучали палочкой (стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка).

3) Кто это? Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребенок должен отгадать, кому он подражал.

4) Внимательный ли ты? Ребенок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, сначала хорошо слышимый в речи (Р, У) или тот, который он правильно произносит. Затем вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например, Рыба, Рак, голова, стол, коРыто. Ребенок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком Р.

5) Разновидностью предыдущей игры будет определение места данного звука в слове (в начале, середине, конце).

6) Более сложная форма - игра с картинками. Среди них ребенку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, название которого содержит заданный звук.

7) Когда ребенок достаточно свободно научится выделять в словах звуки, которые он произносит правильно, поручите ему узнавать один из искажаемых им звуков. Проделайте упражнение 4), 5), 6). Если он с заданием справится, произнесите этот звук. Попросите повторить его за вами.

Если ребенок затрудняется выполнить упражнения, не торопите его, не расстраивайтесь и потренируйтесь на предыдущем материале, который можно варьировать: менять игрушки, картинки, брать новые слова.

8) Еще более сложной формой звукового анализа является сопоставление двух звуков, близких по звучанию или по артикуляции (положению органов речи): С-3, П-Б, Ш-Ж, Ч-ТЬ, Ц-С и др. Здесь также приемлемы упражнения 4), 5), 6); только в этом случае ребенок одно временно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.

9) Разновидностью предыдущего упражнения является вычленение и различение правильного звука от того, которым он заменяется (например, Р-Л, С-Ш, Ц-С).

10) Сам назови слова. Это одна из завершающих форм работы. По заданию взрослого ребенок самостоятельно называет слова с определенным звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть в начале слова, в середине и в конце.

Нужно ли обращать внимание детей на дефекты речи?

С 4–5 лет дети обычно и сами осознают свой недостаток и переживают его подчас очень болезненно, замыкаются в себе, становятся нервными, молчаливыми. Если не обращать внимания на речь ребенка, эти нервно-психические нарушения могут усилиться. Проводите занятия в форме игры.