Учеба во вторую смену: хорошо это или плохо? Просим отменить обучение во вторую смену в школах россии Учеба в две смены

В тесноте или в обиде?

Внимание детей и так довольно сложно удержать, а вечером и подавно! – жалуется учитель математики Татьяна Сергеевна. - Только отвернешься к доске, записать условия задачи, как они уже отвлеклись: один в окно смотрит, другой зевает...

Мама восьмилетнего Алеши в слезах:
- Я с утра на работе, постоянно беспокоюсь: как он без меня поел, сделал ли уроки, не забыл ли дверь запереть.

Ученикам начальных классов особенно трудно. Не успели они адаптироваться к новым условиям, а тут, как в кино, "Бац - вторая смена!" У ребят постарше свои проблемы: рано ложиться спать не хочется, а встать надо не позже семи, иначе не успеешь сделать домашние задания. Хорошо еще, что СанПиН (санитарные правила и нормы) запрещают обучение во вторую смену первоклассников, учеников пятых и выпускных классов...

А нельзя ли совсем отказаться от второй смены, например, "раздуть" классы – чтобы сидеть в тесноте, да не в обиде? Многие школы так и делают. Но СанПиН и тут на страже: класс должен состоять не более чем из 25 человек.

В последние годы сильно возросла: стало больше предметов, усложнились программы. Поэтому в школах внедряются инновационные педагогические технологии. Но для учащихся во вторую смену никаких инноваций не предусмотрено - хотя доказано, что умственная деятельность в послеобеденные часы значительно ниже, чем в утренние. Может быть, помогут ученые-физиологи, педагоги, психологи?

Поиграем?

Вся литература, написанная учеными за годы дефицита школьных мест, подсказывает родителям и учителям - важнее всего . Действительно, если ваш ребенок должен, как большинство его сверстников, пройти испытание второй сменой, ничего другого тут не придумать.

При соблюдении режима вырабатываются условные рефлексы ан конкретное время: дети быстро засыпают, легко встают по утрам и не теряют работоспособности весь день. Вначале, конечно, родителям придется запастись терпением, чтобы приучить сына или дочку жить по часам: вовремя уложить-разбудить, вместе позаниматься гимнастикой, позавтракать, усадить за уроки...

Наверняка среди ваших знакомых есть такие, кто успевает и работать, и спортом заниматься, и дому уделять достаточно внимания, а есть те, кто вечно жалуется на нехватку свободного времени. Задумайтесь: ведь в сутках для всех ровно 24 часа, но одни сами командуют временем, а другие ему подчиняются. Поговорите об этом с ребенком. А еще лучше, предложите ему такую игру: пусть он как бы сфотографирует свой день, распишет его с точностью до минуты. Например, гулял 40 минут, делал математику 25 минут и так далее. Потом помогите ему определить, где потеряно время, и спланировать завтрашний день.

От сложного к простому

Никаких послаблений для учащихся во вторую смену не предусмотрено. У учителей есть инструкция, как оптимизировать школьное расписание с учетом "физиологических функций и работоспособности учащихся". Она исключает превышение допустимой нагрузки. На начало и конец недели не планируются предметы, требующие интенсивной умственной работы. Зато во вторник и четверг школьнику нужно быть особенно собранным, чтобы решать непростые задачки по физике и математике. Расписание на каждый день строится по принципу "от сложного к менее сложному и совсем простому". Например, первыми уроками идут математика и физика, а завершается день биологией и . Этот же принцип надо использовать и при выполнении домашних заданий: начинать с письменных предметов и заканчивать устными.

Если же ребенок из тех, кто медленно раскачивается, лучше поступить наоборот. Темп занятий должен быть довольно высоким. Учащимся начальных классов достаточно тратить на уроки полтора-два часа в день. В пятом-шестом классе это время увеличивается до двух с половиной часов, в седьмом - до трех. Ученики восьмого-одиннадцатого классов могут заниматься дома до четырех часов в день. Превышение этих показателей вредно отражается на здоровье и успеваемости. Дети начинают жаловаться на слабость, головные боли, становятся нервозными. Сказываются недосыпание, недостаток свежего воздуха и движения. Нередко уставший ребенок "для отдыха" садится к телеэкрану и смотрит все подряд. Но на самом деле телевизор или компьютер после уроков лишь способствует дальнейшему нарастанию утомления. Врачи рекомендуют телепросмотры не чаще двух-трех раз в неделю: младшим школьникам - около часа; в среднем и старшем школьном возрасте - около полутора-двух часов.

Обед на столе!

Вторая смена – не повод переходить на питание чипсами и хот-догами. Если организм не компенсирует энергетических затрат, рост и развитие ребенка оказываются под угрозой. Надо позаботиться о том, чтобы перед школой он поел горячей пищи. Полноценный режим требует садиться за стол четыре-пять раз в день с интервалами в 3,5 - 4 часа. Рациональное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе школьника составляет 1:1:4 или 1:1:5. Лучше, если две трети объема углеводов будут представлены в виде крахмала (картофель, крупы, хлеб), а одна треть в виде сахара (в том числе в составе напитков, фруктов и ягод). Не давайте ребенку больше 70-75 граммов сладостей в день. Пусть основным принципом питания семьи станет разнообразие, но не излишество пищи!

Если родители не хотят, чтобы их ребенок занимался во вторую смену, они могут обратиться к директору школы. Он обязан помочь найти место в другой школе, где обучение ведется в одну смену.

Оптимальный распорядок жизни школьника

Конечно, родители могут путем проб и ошибок разработать оптимальный распорядок дня для своего ребенка. Но лучше довериться компетентному мнению ученых и сверять режим с научно обоснованной таблицей.

Вид занятий/отдыха Возраст
8-9 лет 10 лет 11-12-13 лет 14-15-16-17 лет
Подъем 07.00 07.00 07.00 07.00
Гимнастика, душ, уборка постели 07.00 - 07.30 07.00 - 07.30 07.00 - 07.30 07.00 - 07.30
Завтрак 07.30 - 07.50 07.30 - 07.50 07.30 - 07.50 07.30 - 07.50
Прогулка 07.50 - 08.20 07.50 - 08.20 07.50 - 08.20 07.50 - 08.20
Приготовление дом. задания 08.20 - 10.00 08.20 - 10.30 08.20 - 11.00 08.20 - 11.30
Второй завтрак около 11 часов
Свободные занятия, чтение, музыка, иностранный язык, помощь по дому 10.00 - 11.30 10.30 - 11.30 11.00 - 11.30 11.30 - 12.00
Прогулка 11.30 - 13.00 11.30 - 13.00 11.30 - 13.00 11.30 - 13.00
Обед 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30
Дорога в школу 13.30 - 14.00 13.30 - 14.00 13.30 - 14.00 13.30 - 14.00
Занятия 14.00 - 18.00 14.00 - 19.00 14.00 - 19.30 14.00 - 20.00
Прогулка, спортивные игры на воздухе 18.30 - 19.00 - - Для детей 13-15 лет 20.30 - 22.00
Ужин и свободные занятия 19.00 - 20.00 19.30 - 20.30 20.00 - 21.00 Для детей 16-17 лет 20.30 - 22.00
Приготовления ко сну, умывание 20.00 - 20.30 20.30 - 21.00 21.00 - 21.30 Для детей 13-15 лет 21.00 - 21.30
Для детей 15-17 лет 22.00 - 22.30
Сон 20.30 - 07.00 21.00 - 07.00 21.30 - 07.00 Для детей 13-15 лет 21.30 - 07.00
Для детей 15-17 лет 22.30 - 07.00

Раиса Генкина

Требования к расписанию уроков

При правильно составленном расписании уроков для старшеклассников наибольшее количество баллов должно приходиться на вторник и (или) среду, а для учащихся младшего и среднего возраста - на вторник и четверг.

Предметы, которым присвоено наибольшее количество баллов, в расписании младших школьников должны приходиться на второй-третий урок, а для учащихся среднего и старшего возраста – на второй, третий и четвертый.

Расписание составлено неправильно, если самая большая сумма баллов выпадает на первый и последний дни недели, или если их количество одинаково для всех учебных дней.

Записная книжка родителя

На вопрос отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

-В школе, где учится мой сын, не очень хорошо организована работа охраны. В здание может беспрепятственно пройти кто угодно, хотя мы регулярно сдаем деньги на оплату услуг ЧОПа. Несмотря на жалобы родителей, ситуация не меняется. Более того, директор школы отказывается представить документы, подтверждающие, что данное частное охранное предприятие имеет право охранять школу. Является ли это нарушением? Куда мы можем обратиться за помощью?

Что нужно знать родителям? Во-первых, в школе на видном месте обязательно должна висеть копия договора об оказании услуг ЧОПа. Во-вторых, этот ЧОП должен входить в список рекомендованных Департаментом образования Москвы. В-третьих, оплата должна осуществляться только через банк. Если родители не удовлетворены работой охраны и не находят понимания у директора, они могут обращаться в окружное управление образования или городскую инспекцию при Департаменте образования.

Нужные телефоны
Департамент образования г. Москвы 369-7332
Окружные управления образования
Восточный учебный округ 963-5535
Западный учебный округ 249-0886
Зеленоградский учебный округ 535-7521
Северный учебный округ 456-0732
Северо-Восточный учебный округ 210-0706
Северо-Западный учебный округ 947-8886
Центральный учебный округ 951-4167
Юго-Восточный учебный округ 350-0722
Юго-Западный учебный округ 120-3156
Южный учебный округ 118-1535

Здравствуйте! Мы пойдем во второй класс, оказалось что в этом году, мы одни единственные будем учиться во вторую смену. ЗАконно ли это, почитала что по действующему САНПИНу, наша школа с углубленным изучением отдельных предметов, не может учиться во вторую смену. Подскажите куда жаловаться по этому поводу и будет ли удовлетворенна наша жалоба.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

Согласно п. 10.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В данном случае Вы можете написать жалобу в территориальный отдел Роспотребнадзора за несоблюдение указанных выше требований.

С СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях» можите ознакомиться здесь:

Действительно, согласно п. 10.1

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены,

обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов

компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Согласно ст. 93 Закона «Об образовании» контрольно-надзорными функциями в сфере образования наделены органы местного самоуправления, в частности в Нижегородской области:

Ищете ответ?

Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Просим отменить обучение во вторую смену в школах России

Родительская общественность обращается к Вам, Владимир Владимирович, с просьбой обратить своё особое внимание на проблему обучения детей во вторую смену в школах России. Дело в том, что родители, а главное сами дети постоянно находятся в состоянии непрерывного стресса, обучаясь во вторую смену в школе либо пребывают в перманентном ожидании перспективы обучения во вторую смену. В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в положении 10.4. находим: В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. В реальности это выглядит следующим образом. Первоклассники обучаются в первую смену, адаптируются, у них налаживается режим, первая половина дня закрепляется как наиболее продуктивная в плане обучения часть дня. Далее на 2-м, 3-м, 4-м годах обучения администрация школы на свое усмотрение может перевести ученика на обучение с первой во вторую смену. В пятом классе ребенок вновь вынужден будет перестраиваться на иной режим активности, обучения. И так далее. Психологи утверждают, что суточный биоритм психической активности человека выстроен таким образом, что первый его пик приходится на 8-12 часов утра, а спад на середину дня – 12-16 часов. Поразительно, что в тех же СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в главе X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса пункт 10.7. читаем: 10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил). В приложении 3 читаем: Гигиенические рекомендации к расписанию уроков Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся 2 и 3 ступени образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках. В связи с этим у нас, родителей, возникает вопрос: почему нашим детям, несмотря на все рекомендации специалистов, навязывается обучение во вторую смену? По какой причине чиновники вместо того, чтобы регулярно проводить мониторинг ситуации по школам относительно достаточного количества школ, кабинетов, учителей и многого другого и устранять причины возникновения классов, обучающихся во вторую смену вынуждают школьников приспосабливаться и учиться во вторую смену? Почему там, где образовательная система даёт сбой крайними оказываются самые беззащитные - дети? Итак, получается, что ребенок, обучающийся во вторую смену трудится умственно в самые непродуктивные часы суток. Страшно представить к каким последствиям со стороны физического и психического здоровья школьников приведут такие перегрузки, нарушение работы внутренних биологических «часов». Как такие скачки в режиме обучения и в режиме дня в целом скажутся на здоровье и работоспособности наших детей? Будет ли в будущем, войдя во взрослую жизнь, человек, системно обучавшийся во вторую смену эффективно работать в первой половине дня? Также очень большая проблема для работающих родителей - обеспечить контроль за приготовлением ребенком, обучающимся во вторую смену, домашних заданий. В то время как родители на работе не ясно кто будет отвечать за соблюдение детьми, обучающимися во вторую смену, режима дня (первой его половины). Далеко не все родители готовы бесстрашно воспринимать тот факт, что ребенок обучающийся во вторую смену будет добираться до школы самостоятельно, а возвращаться домой из школы в темное время суток (особенно это касается зимнего периода). Ведь вторая смена заканчивается в 17.00,18.00, 19.00, а в некоторых школах и в 20.00. В то время как дети, обучающиеся в первую смену, в это время уже несколько часов как дома и, как правило, успели совершить прогулку со сверстниками, сходить на кружки по интересам и спортивные секции, отдохнуть. Очень беспокоит родителей школьников, обучающихся во вторую смену реализация статьи 31 Конвенции о правах ребенка. А именно:Статья 31 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Сложности с реализацией вышеперечисленных прав ребенка возникают в той связи, что секций и кружков, осуществляющих свою деятельность в первой половине дня, крайне мало, а в некоторых населенных пунктах секций и кружков, работающих в утренние часы, не существует в принципе. В результате, школьник, обучающийся во вторую смену, лишен права выбора и не имеет возможности развиваться творчески в тех направлениях, к которым имеет склонности,способности. Стоит особо отметить, что настоящим испытанием для семей, где есть два и более школьников, становится обучение детей в разные смены. Наличие обучения во вторую смену в школах России свидетельствует лишь о недостаточной работе соответствующих должностных лиц в направлении преодоления такой исключительной меры, как обучение во вторую смену. Мы, дети и родители, надеемся, что в 21-м веке у нашего правительства есть все необходимые механизмы для создания таких условий, при которых школьники России будут обучаться только в первую смену. Владимир Владимирович! Просим Вас с вниманием отнестись к проблеме обучения школьников во вторую смену и отменить такую форму обучения.

Читайте также: Характеристика для военкомата с места учебы образец

Адресовано Президенту России Путину В.В.

Новое сообщение

3 класс вторая смена. Законно ли это?

Вычитала, что есть указ президента о том,что дети начальных классов не могут учиться во вторую смену.

Во вторую смену не имеют права ставить уроки 1 и 4 классу. Остальное все вполне законно.

Если так будет продолжаться, то скоро будем радоваться отсутствию третьей смены((((

По нормам СанПиН 2.4.2.1178-02 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, учащиеся 1, 5 и выпускных (то есть 9 и 11) классов должны учиться только в первую смену. Первая смена также предписана ученикам так называемых классов компенсирующего обучения, а также ученикам образовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов. В какие смены должны учиться другие классы, в нормативных актах не оговорено.

Не даром есть продленка для начальных классов. Не у всех есть бабушки и дедушки и. чтоб на них оставить ребенка.

Не уверена. что с 1999 года не было других писем. И не забывайте — Вы уже по новым ФГОСам учитесь, наверняка уже есть доп.рекомендации по поводу второй смены.

Просто 2 смена очень не удобна(((

У вас есть выбор — уйти в другую школу, если так не устраивает смена, в крайнем случае.

У знакомой ребенка в 6 классе во вторую смену перевели — вот где ужас. А сама я. помню. в 8 классе во 2 смене оказалась, так как не хватало кабинета химии на все классы в одну смену.

Думаю если бы мамашки были бы более активными, то отвоевали бы 1 смену. Тем более, что многим не с кем оставить детей.

По новым ФГОСам продленка в 1 классе до 15.00 — ни то, ни се. И те, кто делает в первом классе до 17 и не имеет спален — тоже нарушают.

Законных лазеек вы не найдете, потому что письмо Минобразования не является нормативным актом, его можно использовать только как рекомендацию.

Другое дело, не все детки достаточно организованы, чтобы вовремя самостоятельно собраться в школу. Но и этому можно научиться. В общем, не вижу ужаса ужасного, хотя да, неудобно.

В настоящее время действуют СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

В соответствии с п. 10.4, учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

ЗЗЫ: Я ответил на вопрос, содержащийся в названии темы?

ничего страшного тут не вижу.

вспомните, а как мы учились?

у меня лично в прошлом году расписание и нагрузка утвердились к началу октября).

Вторая смена в школе законно ли это 2017

Присоединяйтесь – это бесплатно!

Перемен! Мы ждем перемен! О пятидневке в школах в 2017-2018 году

В России пятидневка в школах в период 2017–2018 может стать полноценной заменой понедельному шестидневному графику учебного процесса. Вполне возможно. В то же время у руководства учебного заведения останется право решать самостоятельно, внедрять ли такую систему в свою программу, распланированную заблаговременно на целый год, или нет. Ну а теперь давайте обо всем по порядку.

Пятидневка в школах России в период 2017–2018

Для начала заметим: учиться при любых обстоятельствах нужно. И если уж приходится делать это 6 дней в неделю, то стоит принять такое течение жизни как данное. В то же время не стоит упускать из виду реальные варианты, которые предполагают ходить в школу 5 дней в неделю на законных основаниях. Думается, все с этим согласны. Переходим непосредственно к теме нашей заметки.

Плюсы шестидневки: есть ли таковые вообще?

Во-первых, разговоры о том, что шестидневка полностью уступит пятидневке, ведутся давно. Естественно, есть люди, которые выступают за ее (пятидневки) внедрение - преимущественно школьники (оно и понятно: мало кто хочет в выходной день идти учиться, к тому же когда на улице хорошая погодка). Есть и те, кто выступает против изменения давно прижившихся традиций. Собственно, вторую группу представляют в основном руководители учебных заведений. Не совсем понятно, по какой причине, но им хочется, чтобы ученики чуть ли не каждый день приходили в школу, усаживались за парты и проводили за ними все свое свободное время. В кругу единомышленников. Создается впечатление, что они (руководители школ) сами никогда не были учениками - будто бы сразу родились руководителями.

Ну да ладно. С одной стороны, шестидневка - это хорошо. Хотя бы потому, что система 5+1 позволяет получить больше знаний в течение одной недели. «Правда?» Более того, такой подход, если, конечно, руководство учебного заведения не против, дает шанс либо уйти на каникулы раньше, либо зимой больше отдыхать. «Действительно?» Но все же на практике это редкое явление, если оно вообще может быть обнаружено в действительности. «Ну…»

В основном система 5+1 позволяет учителям с легкостью отвести намного больше времени на разбор вместе с учениками новых тем из запланированной программы. К примеру, благодаря этому школьники могут чуть более углубленно изучить новый раздел математики, те же пределы, логарифмы, понять, в чем отличие катета, биссектрисы и вершины, и т. д. Ну а еще: язык подтянуть (как свой родной, так и иностранный), себя привести в форму и пр.

Позитивные моменты пятидневной учебной недели

В общем, как видите, у такого подхода к учебному процессу есть свои плюсы. Но все же и 5 дней в неделю, которые школьники тратят на поход в учебное заведение (просыпаясь при этом рано утром) и отсиживание там за партами несколько часов (порой возвращаясь домой поздним вечером), приносят плоды не меньшие. Здесь вопрос заключается в другом: кто хочет - учится, следовательно, получает необходимые знания еще за школьной партой, кто не хочет - не учится, в смысле, как положено, а значит, либо получает двойки-тройки, либо, что хуже, вовсе прогуливает занятия.

Учение - свет, а неученье - тьма. Будешь учиться - заручишься поддержкой необходимых знаний, которые помогут тебе в будущем. Собственно, так легче добиться успеха в жизни. Зачем протирать штаны, поглядывая при этом на лица недоброжелательных учителей? К слову, таковыми они воспринимаются теми, кто относится к учебе свысока. Вот и оставим их, пускай сами решают, что для них хорошо, а что плохо.

Законопроект, который был отвергнут

Отметим, что не так давно Госдума пыталась рассмотреть законопроект, составленный «Справедливой Россией», согласно которому во всех школах, функционирующих на территории РФ, в скором времени будет внедрена обязательная пятидневная учебная неделя. Стоит ли говорить, что депутаты, чтобы не вызвать негодования со стороны тех или иных категорий людей, решили отклонить такие нововведения. Им показалось, что так будет лучше.

Читайте также: Отчество от имени сосо

Спросите сами себя: лучше учиться 5 дней в неделю, но на совесть, либо отдаться учебе всецело на 6 дней из 7, но лишь создавая видимость? Кажется, третьего не дано. Наверное, лучше выбрать первый вариант. Но к этому надо стремиться. Пока же нужно немного потерпеть и попытаться научиться получать удовольствие от учебы. Во всяком случае, вреда от этого не будет. Главное - это умело распределять время между решением домашнего задания и отдыхом. Тогда все должно быть в порядке: и нервы ученика, и нервы учителя.

Также пятидневка, если бы она была введена, могла забрать уроки у субботы и перенести их на каждый день недели. Это, конечно, нагрузка для школьника, но не такая уж и большая. Если учесть, что учеников и так загружают, по мнению родителей. И все-таки: благодаря такому подходу, как пятидневная учебная неделя, у него (у школьника) было бы в распоряжении целых два выходных дня. Как и у его родителей.

Свобода. Самостоятельность. Выбор

На сегодняшний день остается все так, как было раньше. Руководство учебного заведения оставляет за собой право выбирать самостоятельно, сколько дней в неделю обучаться школьникам, которых родители отправили добывать знания в данное место. Как говорится, на заметку.

5 или 6 учебных дней в неделю? Сколько выбрать во благо? С одной стороны, у школьника тоже есть выбор: предпочесть то учебное заведение, которое установило пятидневку. С другой стороны, шестидневка находится где-то рядом. Хорошо это или плохо? Мы, с вашего позволения, сохраним нейтралитет. Вам же остается самостоятельно решить, чему отдать предпочтение.

Комментарии

Адрес редакции: 630136, г. Новосибирск, ул. Плахотного 74/1

Учредитель: Воробьев Сергей Александрович

12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС 77-59233 от 04.09.2014 г.

Копирование материалов возможно только при разрешении администрации.

Во сколько начинается вторая смена в школе?

Есть люди, которые просто не могут просыпаться с утра пораньше. Они согласны сидеть до поздней ночи, но только, чтобы не вставать, ни свет, ни заря. Таких людей называют «совами», и современное общество создано определенно не для них. Однако и для таких людей существует немного радости в этом мире – вторая смена в школе. Так что, следует рассмотреть ее основные аспекты.

Бывает ли такое?

Для некоторых родителей в новинку слышать о второй смене в школе. Обычно они удивленно изгибают брови и говорят, что такого быть не может. Но так ли это?

Действительно, в советские времена о второй смене практически никто не слышал. Ученики ходили в школу по утрам, а после занятий посещали кружки по интересам или попросту шли домой. Но времена меняются, меняются условия труда и, чего греха таить, демография регионов.

В основном вторую смену в школах вводят в двух случаях:

  • Слишком много учащихся. Согласно действующему законодательству муниципалитет должен обеспечить образованием всех, кто проживает на определенной территории. И если количество учеников превышает количество мест, специально создается вторая смена.
  • Слишком мало педагогов. Эта проблема касается небольших и отдаленных населенных пунктов. Зачастую именно там прослеживается острая нехватка педагогов. Поэтому бывают ситуации, когда школа нанимает учителя на полставки, который уже работает в другом учебном заведении. Чтобы он мог совмещать, специально создаются классы второй смены. Такое, конечно, случается крайне редко, но все же имеет место.

Как видим, учеба во второй половине дня — вынужденная мера, но законна ли вторая смена в школе?

Согласно закону

Рассматривая санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учебных заведениях, можно отметить, что вторая смена в школе вполне закона. Согласно акту в первой половине дня обязаны посещать школу только ученики 1-х, 5-х и выпускных классов, то есть 9-х и 11-х. Остальные школьники могут учиться во вторую смену.

Так что, если ребенок не является учащимся вышеперечисленных классов и учится во вторую смену, то это вполне законно и не нужно паниковать. Но, несмотря на наличие в школе первой и второй смены, занятия не должны начинаться раньше 8 часов утра. Непозволительны также и нулевые уроки.

Помимо этого, важно знать, что если общеобразовательное заведение является специализированным лицеем, гимназией или школой с углубленным изучением чего бы то ни было, то вторая смена здесь не предусмотрена. В таких учебных заведениях нагрузка на учащихся выше и количество изучаемых предметов больше. Если ввести в таких заведениях вторую смену, то нагрузка на учащихся будет слишком велика, более того, ученики второй смены не смогут максимально эффективно усваивать необходимый материал и выполнять домашние задания.

Но во всех остальных учебных заведениях первая и вторая смена в школе – нормальное явление. Главное, чтобы не было третьей смены, так как это противоречит всем писаным и неписаным законам.

Минусы обучения во вторую смену

Итак, вторая смена в школе – законная. Однако хорошо учится во второй половине дня или плохо? Здесь, как и в каждой ситуации есть свои плюсы и минусы. Если говорить о недостатках, то можно сказать, что учеба во второй половине дня несколько ущемляет учеников, хотя многое зависит от расписания второй смены в школе, но об этом потом.

Первый минус обучения, с которым сталкивается ученик второй смены, — это разделенный на части день. Вроде кажется, что времени предоставлено достаточно и до занятий, и после, но по факту ничего не успеваешь сделать. Эта проблема возникает из-за неумения подстроиться под новый режим, а также от неправильного распределения своего времени. Если рассуждать логически, то можно заметить, что некоторые школьники второй смены ведут вполне полноценную жизнь: успевают ходить на кружки, делать уроки и гулять с друзьями. В решении этой проблемы поможет правильно составленное расписание и режим дня.

Еще одна проблема состоит в том, что материал усваивается лучше в первой половине дня, когда организм отдохнувший, а мысли свежие. Этот общеизвестный факт сложно опровергнуть, хотя и с ним можно вполне успешно поспорить.

Третья проблема заключается в плотной загруженности второй половины дня. Если ребенок учится во вторую смену в школе, то ему придется забыть о долгих вечерних прогулках, встречах с друзьями и прочих внешкольных развлечениях. Когда приходишь домой в 7-8 вечера, немногое успеваешь сделать: быстро поужинать, пересмотреть домашнее задание, выполнив самое сложное, ну и еще час-другой посмотреть телевизор или посидеть в Интернете. Однако не стоит полностью отказываться от привычных вещей, лучше сократить время развлечений или совместить прогулки и встречи с друзьями.

Положительные стороны

В школах со второй сменой можно найти и положительные стороны. Первое и самое важное — это никаких звонков будильника в беспросветную рань. В особенности это радостная новость так называемым «совам», у которых биологические часы не настроены на ранние подъемы. Хотя, чего греха таить, просыпаться тогда, когда выспался, а не под звонок будильника мечта для всех: и «сов», и «жаворонков».

Перед занятиями вполне достаточно времени, чтобы доделать уроки, посетить какой-то кружок и не спеша собраться.

Вторая смена не такая уж и плохая вещь, главное правильно подготовить ребенка к изменениям, составить грамотное расписание и научиться рационально распределять время. Тогда от учебы в школе во вторую смену останутся только положительные воспоминания.

Временные рамки

Родители нередко задаются вопросом о том, во сколько начинается вторая смена в школе. Трудно ответить однозначно. Здесь многое зависит от того, на сколько приходят учащиеся первой смены и как долго длятся перемены. Немаловажную роль играет факт: после какого класса занимают кабинет учащиеся второй смены. К примеру, у первоклассников 3 или 4 урока, так что вторая смена может приходить уже к 12 часам и занимать кабинет.

Психолог Наталья Барложецкая , ведущая популярной программы «Суперняня» на телеканале Рен-ТВ

Почему дети хотят в школу ?

Есть две группы детей: с внешней мотивацией и с внутренней. Внешняя мотивация – это когда ребенок сам еще не хочет в школу, но мама ему так хорошо описала первый класс, да еще купила новые карандаши и рюкзак, и роль ученика ребенку начинает нравиться. Если спросить его, почему он хочет в школу, он ответит: «Там будет много ребят, у них будут новые тетрадки, краски, пенал».

Ребенок с внутренней мотивацией уже созрел для того, чтобы узнать что-то новое. Если его спросят, почему он хочет в школу, он ответит: «Там много интересного расскажут, и я научусь вычитать и умножать».

В любом случае, какой бы ни была мотивация, первый класс – это место, где ребенок учится учиться.

Что важнее: школа или учитель?

Когда родители спрашивают меня, что лучше — выбирать школу или учителя, мой совет однозначный: учителя. В первые четыре года закладывается любовь к учебе и будущее отношение к школе. Если вы выберете не учителя, а школу – к пятому классу ребенку может совсем расхотеться учиться.

Чем важен возраст «6 и 6»

Когда родитель приходит в школу, первое, на что он должен обратить внимание — документы, которые его просят подписать. Среди них будет согласие на проведение работы психолога с ребенком.

Психолог имеет право работать с ребенком только после разрешения родителя.

Ребенок, достигший шести с половиной лет, может не проходить психолого-педагогическую комиссию вообще, и должен быть зачислен в первый класс.

Затем я бы советовала родителям выяснить, по каким комплектам учебников будет проходить обучение. Существуют программы, которые требуют особенной подготовки учителя, поэтому не лишним было бы удостовериться, что учитель действительно имеет право преподавать по прилагаемой программе.

Стоит выяснить и учебное расписание. Произвольное внимание (когда ребенок может сосредоточиться, на чем просят) начинает формироваться не раньше 6 лет и 6 месяцев. Именно поэтому психологи не рекомендуют отдавать ребенка в школу до этого возраста: эмоциональная сфера ребенка зачастую к школе еще не готова.

Физкульт-минутки развивают межполушарные связи

Первоклассники приходят в школу в 8.00, как и все остальные дети, но продолжительность урока у них короче — 35 минут. Почему же фактически урок длится 45 минут «от звонка до звонка»? Дело в том, что первоклашкам необходимо время, чтобы сосредоточиться, достать из рюкзака все принадлежности, осмотреться: это пять минут до урока и пять минут после. Нужно понимать, что это нормальный процесс, а это время детям необходимо!

В течение всего первого класса каждые семь минут обязательно должны быть перерывы: пять физкульт-минуток за урок. Это очень важно для развития межполушарных связей и увеличения концентрации внимания детей. Особенно это полезно для ребят с гипо- и гиперактивностью.

Дети, которые гуляют, делают меньше ошибок

Сейчас в каждой школе ввели обязательный динамический час – прогулку между уроками. По сути, это всего лишь 25 минут на свежем воздухе, остальное время уходит на то, чтобы одеться, раздеться, выйти, построиться…

Прогулки очень полезны, даже если на улице дождь: благодаря динамическому часу повышается уровень познавательной активности у детей.

Мы замеряли уровень концентрации внимания и количество ошибок в группах, которые гуляли и которые не гуляли. Выяснилось, что при написании диктантов дети, которые гуляли, делали меньше ошибок, чем дети, которые не гуляли. Это объясняется очень просто: во время прогулки дети, во-первых, переключают внимание, а во-вторых, обогащаются кислородом, полезным для мозговой деятельности.

Бац – вторая смена!

Если вас определили учиться во вторую смену, — вас обрекают на менее успешное освоение ребенком программы.

Наш мозг лучшее воспринимает информацию утром. Абсолютно у всех! Я не встречала ни одного научного обоснования того, что существуют «совы» и «жаворонки». С утра голова ясная.

Во вторую смену учиться ребенку не стоит – лучше поменять школу.

Утро вечера мудренее

У любого человека уровень концентрации внимания в течение дня разный. Утром – повышенный, после 6 часов вечера производительность падает на 60%. Поэтому, когда родители делают с ребенком уроки до полуночи, я говорю: лучше пусть ребенок придет в школу вообще с невыученными уроками, но выспавшийся!

Ничего хорошего после восьми часов вечера из выполнения домашнего задания не выйдет.

Если ребенок не успел сделать письменные уроки – ложимся спать, а утром встаем чуть раньше. Исследования показывают, что задания, которые ребенок вечером выполняет за час, утром он успевает сделать за 20 минут. Особенно страдают от этого детки с повышенной ответственностью: они не могут лечь спать, пока не закончат дело, и если что-то не получается, они говорят: «Я лучше перепишу». А время уходит, концентрация внимания падает, ошибок становится все больше и больше… Это тупиковый путь. Утро вечера мудренее.

За работу — с чистыми руками

Когда вы делаете с ребенком домашнее задание, переключать внимание необходимо каждые семь минут. Введите ритуал, который будет предшествовать выполнению домашнего задания: например, сходите помыть руки. Желательно делать это в одно и то же время. Это повысит концентрацию внимания и поможет выработать привычку.

Начать с простого или сложного?

У одних детей работоспособность увеличивается в процессе урока, у других уменьшается. Кому-то легче сразу сесть и начать, но потом ребенок устает, а кому-то тяжело начать, но в процессе он «втягивается». Нельзя ко всем применять «золотое правило» начинать со сложного. Это правило подходит лишь для 50% детей.

Тест Тулуза-Пьерона поможет определить, с чего надо начинать: с простого или сложного.

Похвала – критика — похвала

До 6 лет, когда ребенок «накалякает» что-то в альбоме и принесет маме — он ждет похвалы и только похвалы. Он еще не осознает, что что-то может делать плохо. И если мама говорит: «Знаешь, твой домик недостаточно хорош: здесь надо добавить тучку, здесь — солнышко», — ребенок не поймет этого совсем. И это нормально.

Только с 5 лет начинает зарождаться рефлексия, а саморефлексия и того позже.

Сначала ребенок замечает, что и как делают другие. Часто это называют периодом ябедничества: малыш оценивает действия других: «А Федя описался!», «А Вася не доел кашу!». И когда его спрашивают: «А ты сам-то доел кашу?» — он задумчиво отвечает: «Нет…» А это для него просто не важно! Важно то, что он стал замечать, что кто-то делает что-то не так или не хорошо.

Как это ни странно, это тоже нормальный процесс! Это закономерный этап личностного развития. Ребенок еще не может перейти к самостоятельной деятельности. Сначала он только учится оценивать, а решать проблему сам пока не может: «А Петя забрал мою игрушку!» — «И что?» — спрашивает педагог. «Накажите его!» — «Но зачем наказывать? Ты попросил его вернуть игрушку?» — «Нет».

И только потом развивается следующий этап: ребенок вдруг открывает, что он и сам что-то делает не так!

Это уже саморефлексия: способность оценить результаты своей деятельности с негативной стороны. Она формируется с шести до семи лет. До этого возраста мы должны хвалить все, что делает ребенок. А потом, прежде чем критиковать, надо найти три вещи, за которые можно похвалить (или больше). Иначе — критика «подрезает крылья».

Критики должно быть не больше трех пунктов! Закончить комментарий нужно опять похвалой — ребенок должен уходить в состоянии подъема.

«Похвала – критика – похвала» — только таким образом можно побудить ребенка осознать свои недостатки и исправлять их.

Если критики больше, чем похвалы – он не станет ничего делать.

Гипо- и гиперактивные дети повышают уровень толерантности в классе

Сейчас часто встречаются такие заболевания у деток, как малая мозговая дисфункция, гиперактивность или дефицит внимания.

Примерно 2-3 таких человека есть в любом классе. Эти детки будут мешать всем непременно.

Они будут ходить по классу, сползать под парту, качать впереди стоящий стул… Такие ученики попадают либо за первую парту, где учитель постоянно его видит и контролирует, либо за последнюю – чтобы меньше мешал классу.

Когда меня спрашивают, где таким детям лучше, я отвечаю: «У подходящего учителя».

Если учитель обладает повышенным авторитаризмом, склонен к тому, чтобы по мелочам прижать к ногтю, мол, «ты мешаешь всему классу», «сядь нормально», «сколько раз тебе говорить» — представьте, какое отношение у одноклассников вырабатывается к такому ребенку. Ведь в этом возрасте дети очень ориентированы на отношение взрослого значимого человека.

У некоторых детей даже бывает, что мама уже становится не такая важная, как учительница: это говорит о высоком уровне учебной мотивации у ребенка. Он уже ориентируется не на отношения с мамой, а на отношения с учителем.

Есть учительницы, которые рассуждают так: «Машенька – зеленоглазая, Васенка – блондин, а Ванечка – очень активный, и что?» И дети понимают: «И ничего!» Учительница делает Ванечку своим помощником: он сбегает за мелом, он помоет тряпку и т.д. Есть масса способов заинтересовать такого ребенка! Можно сделать его «шефом» над другими. Можно похвалить его «авансом», поставить пятерку.

Такие детки могут дать очень много! В классах, где они есть, уровень тревожности ниже, а уровень мотивации и толерантности выше, чем в классах, где таких деток нет.

Детям с гипо- и геперактивностью особенно важно найти хорошего учителя. Если учитель его не полюбит, у него большие шансы стать изгоем. Поэтому я рекомендую не гнаться за уровнем школы и хорошими оценками – пусть лучше ребенок чувствует себя в классе комфортно и учится в своем темпе. Но родителям придется осваивать учебную программу с ребенком дома.

Если ребенку в школе плохо, не ждите — уходите

Когда на вашего ребенка едет велосипедист, вы же не ждете, пока он его собьет! Если ребенку не нравится в школе, ему может быть физически плохо, это психосоматика: его тошнит, у него болит живот, голова, становится тревожным сон на нервной почве. Это все называется школьным неврозом. И даже если вы очень хотели попасть в эту школу, но в первом классе ребенку не нравится – переходите или меняйте учителя.

Чтобы преодолевать тревожность и школьный невроз, лучшие средства – сон и хорошее питание.

Очень помогают снять напряжение спортивные занятия. Спорт дает очень много: дисциплинированность, хорошее здоровье, выносливость. Это миф, что у спортсменов низкий интеллект! Моя практика показывает обратное.

Еще совет: в период с первого по третий класс заведите кошку.

А вот в том случае если вы поменяли школу или учителя, и все повторяется – это повод задуматься, может, не учитель виноват?

Нравится ли учителю ваш ребенок?

Сейчас во всех крупных городах ведутся группы подготовки к школе. Ребенка можно туда не водить, но я бы все-таки советовала. В школе, к примеру, три первых класса. Три учителя распределяют уроки: один ведет у дошкольников обучение грамоте, другой математику, третий – английский язык. И в течение дня ребенок имеет возможность увидеть всех трех учителей.

Спрашивайте у ребенка, какая учительница ему больше понравилась. Это очень важно: уже перед школой начинают складываться отношения с учителями, и ребенок идет к тому учителю, которого уже знает и любит. За неделю это сложнее понять, поэтому я рекомендую ходить в группу год.

Очень важно, когда складываются доверительные отношения родителя и учителя. Спросите вечером, как ваш ребенок сегодня себя вел. И если учитель один раз ответил: «Ну, ничего, нормально», второй раз ответил: «Сегодня что-то не очень», а в третий раз признался: «Тяжеловато» — надо выбирать другого учителя, которому с вашим ребенком будет более легко и комфортно.

Ведь учителя тоже делают отбор в свой класс – усиленно хвалят тех детей, с которыми им больше хочется работать. И это хорошо! От этого лучше и учителю, и ребенку. Если вы хотели к опытной, хорошей учительнице, но она не нравится вашему ребенку или он не нравится ей – лучше пойти к молодой.

Самые говорливые дети – самые популярные

Ребенку в школе предстоит не только усваивать знания, но устанавливать отношения с одноклассниками. Стоит малышу быть чуть-чуть не таким, как все остальные, и он занимает определенную нишу.

Самые говорливые и быстрые занимает самую выгодную нишу. Чтобы тренировать у ребенка реакцию, я советую дома играть в ассоциации.

Часто бывает ситуация: учитель задал вопрос, половина класса тянет руки. Все хотят скорее ответить, хотят, чтобы спросили именно их. И пока они «выпрыгивают из штанов», кричат «я знаю, я знаю!» — часто забывают и сам вопрос, и свой ответ. И получается: учитель спрашивает тянувшего руку Петю, а он впадает в ступор и не может вспомнить, о чем же был вопрос. А в этот момент на него смотрит весь класс! И ребеночек понимает: что-то не так…

Все это очень влияет и на его самооценку, и на его авторитет в классе. А хорошая реакция тут поможет.

Два друга в классе – значит, тебя приняли

Постепенно в классе выделяются малые группировки по общим интересам: если ребенок имеет двух друзей, которые выбрали его — это очень хорошо, этого достаточно.

Как правило, в любом классе найдется 2-3% детей, которые не захотят дружить с вашим ребенком ни за что, каким бы прекрасным он ни был. Выдохните: и с вами тоже не все люди на свете хотят дружить!

Не стремитесь к лидерству! Как показывает практика,

лидеры в школе редко добиваются успеха в жизни. И наоборот:

дети, которые были вторыми, «середнячки» — учатся воевать, противостоять, преодолевать сопротивление.

В 3-4 классе у девочек начинается «проверка»: когда все начинают дружить против одной. Таким образом они проверяют, как она реагирует на давление. Поэтому надо сразу научить ребенка, что ему стоит найти только двух друзей — и не стремиться дружить со всеми. Два друга в одном классе – это значит, что тебя в классе приняли.

В российских школах учится около 13 млн детей. По прогнозам экспертов, через десять лет эта цифра увеличится на 3 миллиона 600 тысяч человек. Минобрнауки подготовило программу содействия строительству новых мест в школах. Новая программа предусматривает, что к 2018 году все школы смогут отказаться от третьей смены, к 2021 году вся началка и выпускные классы перейдут исключительно на первую смену, а к 2025 году во всех школах страны исчезнет и вторая смена.

По данным министра Дмитрия Ливанова, 25 процентов школ работают в две смены. А в некоторых регионах, таких как Чечня, Дагестан, Ингушетия, ученики занимаются даже в третью. Всего на Северном Кавказе более 30 школ с трехсменкой. Еще в семи регионах, включая Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Тыву, Северную Осетию, Иркутскую и Тюменскую области, школы работают на пределе своих возможностей и, если не принять мер, вторая смена там неизбежно увеличится, а кое-где появится и третья. В такой ситуации новые стандарты становятся почти невыполнимыми, так как внеурочной работой негде и некогда заниматься. А на нее отводится 10 часов!

СанПиНы, к слову, запрещают учебу в три смены. Началка по правилам должна заниматься только в первую смену, но в России есть школы, где второклашки учатся с обеда. И если в расписании стоит пять уроков, то приходят они домой только после шести часов вечера. Третья смена в школах заканчивается около восьми часов. Недовольны все - дети, родители и учителя.

Что конкретно предлагает новая программа? Прежде всего будут ремонтироваться старые здания школ. Таких, требующих капитального ремонта, включая оборудование столовых, туалетов, душевых, спортивных залов, примерно 13 тысяч. Еще 633 здания находятся в аварийном состоянии и будут закрыты. Почти 20 тысяч школ имеют уровень износа от 50 процентов и выше. Постепенно они тоже будут выводиться из эксплуатации. Взамен регионам помогут построить новые современные корпуса школ. Продолжится сетевое взаимодействие школ, когда их ресурсы - помещения для кружков, кадры, могут быть объединены.

Если еще несколько лет назад многие эксперты и директора школ активно выступали за индивидуальные и, разумеется, дорогие проекты школ от 15 -18 млн рублей за проект. Сейчас программа четко разъясняет: планируется построить новые образовательные организации с использованием типовых проектов. Надо сказать, почти все школы в свое время строились по типовым проектам, которых не так много - около 15. И, по мнению экспертов, начинать модернизацию школ надо с подготовки документации и проектов реконструкции.

Самый распространенный - "самолетик" - в виде буквы Н. Таких школ полно в любом крупном городе. Но сегодня слово "типовые" совсем не значит "одинаковые". Новых проектов будет гораздо больше. Все помещения новых школ должны быть "функционально гибкими": спортзалы легко превращаются в залы для танцев, а столовые или буфеты, скажем, в кинозалы или помещения для изостудий. Если программа будет принята, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства разработает типовые проекты для разных климатических зон страны и внесет их в реестр, которым смогут пользоваться регионы. Деньги на строительство даст федеральный бюджет.

13 млн детей учится сейчас в российских школах

О массовом проектировании вспомнили не случайно. Оно поможет не только сэкономить, но еще и избежать лишней бумажной волокиты. По словам сотрудников градостроительных институтов, чтобы собрать согласования для одного объекта, нужно принести 22 тома бумаг. Для того чтобы начать проектирование, потребуется 30 разрешительных документов.

В некоторых регионах, таких как Москва, уже есть свои базы данных рекомендованных типовых проектов школ и детских садов. Судя по ним, школы будущего не выше трех этажей: соединенные друг с другом отдельные небольшие корпуса с отдельными входами и рассчитанные только на одну смену! Это не случайно. Ведь школы в перспективе будут не только местом учебы, но и своеобразными культурными центрами, в том числе и для взрослых.

Еще один путь расширения школ - пристройки к зданиям. Недавно на одном из архитектурных конкурсов в Москве было представлено семь вариантов таких пристроек. Архитекторы соблюдали несколько важных правил: время строительства - полгода, цена - до 30 млн рублей, площадь - 900 кв. метров.

Регионам рекомендуется активнее использовать для учебных целей возможности центров творчества и других организаций дополнительного образования, профессионального и высшего образования. Иными словами, если в школе нет спортзала, а рядом находится вуз, где этот зал есть, почему бы не проводить уроки физкультуры в университете?

Что и когда

2018 год - ликвидируется третья смена

2021 год - начальная школа и 10 - 11 классы будут учиться только в первую смену

2025 год - все ученики будут учиться в одну смену

Фотобанк Лори

Некоторые родители бывают недовольными из-за того, что их ребенок полгода будет , но так ли это плохо? Рассмотрим ряд недостатков и приемуществ обучения во вторую смену.

Недостатки обучения во вторую смену

1. Чрезмерно загруженная вторая половина дня и свободная первая половина. Чем это чревато? По утрам школьники подолгу спят, не успевая сделать много дел, зато вторая половина дня перегружена, что приводит к переутомлению.

2. Вынужденный отказ от внешкольного отдыха и хобби. Из-за перегруженности послеобеденного времени дети перестают , гулять с друзьями, мало общаются со сверстниками. Конечно, далеко не все родители считают это минусом, однако для всестороннего развития ребенка это очень важно.

3. Изменение биоритмов организма школьника. Резкая – это серьезный стресс, особенно для детского организма. Учащиеся, привыкшие получать усиленную нагрузку с утра, а вторую половину дня проводить более расслабленно, тяжело переносят смену режима. Организм может тормозить, не сразу приспособится к новым условиям.

4. Ограниченная возможность участвовать во внеклассных мероприятиях. У детей, которые учатся во вторую смену, почти не бывает внеклассных мероприятий. А ведь это немаловажно для гармоничного развития школьника, расширения его кругозора. К сожалению, посещение музеев, театров, кино и прочих культурных мероприятий приходится переносить на выходные или вовсе отказываться от подобного досуга.

5. Проблема встречи детей из школы. К тому времени, когда заканчиваются занятия у учащихся во вторую смену, на улице, как правило, уже темно. Далеко не во всех семьях есть возможность встречать детей после занятий.

6. Отсутствие возможности контролировать времяпровождение ребенка до школы. Утром дети часто остаются дома одни, и собираются в школу самостоятельно. К сожалению, часто это означает, что ребенок может не поесть, забыть закрыть квартиру, оставить включенными электроприборы и т.д.

Придется сократить время прогулок после уроков. Для того, чтобы детский организм получал достаточно свежего воздуха, хватит 30 минут.

Научите ребенка грамотно разделять домашние задания на «вечерние» и «утренние». Вечером рекомендуется выполнять уроки, при выполнении которых может потребоваться помощь взрослых. То, что школьник может выполнить самостоятельно, лучше перенести на утро.