Образование Московского государства. Аптекарский приказ, школа лекарей. Функции Аптекарского приказа, его роль в подготовке медицинских кадров. Банная школа лекаря Подготовка медицинских кадров школа русских лекарей

В истории Отечества XVI – XVII века занимают особое значение. В Северо-Восточной Руси укрепило свои позиции Московское государство. Население к концу XVI в. составляло более 7 млн. человек, насчитывалось более 220 городов. Развивается общегосударственное законодательство, в XVII в. усиливается ориентация России на западноевропейские ценности.

При изучении ответов на первого вопроса рекомендуем выделиться следующее:

1. на основные направления деятельности московских царей по укреплению единой государственности;

1.2.отражение практики врачевания и помощи больным, призрения калек и немощных в общегосударственных документах («Судебник» 1550г.), решения Стоглавого собора - «Стоглав»)

Второй вопрос имеет следующее содержание:

2.1. два направления эмпирической медицины: народная и монастырская, их содержание;

2.2. травники и лечебники как отражение народного опыта. Отрасли народного врачевания;

2.3. в XIV - первой половине XV вв. в России было основано 180 монастырей. Во многих из них были построены больницы. Обратите внимание на особенности излечения, в т.ч. их роль в лечении раненых воинов;

2.4. остановитесь на опыте создания первых гражданских больниц – частных богаделен, «шпитален» для населения.

Русь, Россия никогда не были в изоляции от других стран. Развивалась торговля, дипломатические отношения, приглашались иноземцы («немцы») в качестве специалистов и учителей. Это расширяло познание русских людей и о иноземной медицине и лекарственных средствах. Однако, торговые ворота зачастую открывали путь эпидемиям, которые в средние века бушевали в Европе. XIV - XVI вв. в истории медицины России были самыми страшными по своим последствиям от эпидемий и пандемий.

В третьем вопросе важно выделить главное из имеющихся многочисленных фактов и событий::

3.1. общая история и факторы распространения инфекционных болезней в XV - XVII вв.;

3.2. народное лечение и профилактические меры населения;

3.3. первые карантинные мероприятия властей, как необходимость предосторожности и поворота государства к развитию медицинского дела.

С XV века власти стали активно привлекать иноземцев – медиков, которые несли новые идеи и практику, связанные с развитием анатомии (А.Везалий ), новой хирургии (А.Паре ), терапии (Парацельс ), физиологии (У.Гарвей ). Врачебные школы Запада все активнее отходили от христианства и монастырской медицины, которая не воспринимала научных достижений.

В четвертом вопросе обратите внимание на существенные явления и процессы:

4.1. мероприятия Ивана III, Ивана IV (Грозного) по созданию светской медицины. 1581 г. – устроение придворной Государевой аптеки – шаг к созданию центрального органа по организации медицинского дела;

4.2. расширение функций Государевой аптеки в конце XVI – начале XVII вв. Учреждение около 1620г. Аптекарского приказа и зарождение элементов государственной медицины. Аптекарские огороды (1672г.);

4.3. аптечное дело в XVII в., система обеспечения лекарственными средствами. Опорные аптекарские склады в провинции;

4.4. кадровое обеспечение - московская врачебная школа (1654г.) при Аптекарском приказе, ее краткая история и значение;

4.5. Соборное Уложение 1649г. Исторические проблемы, слабые стороны в организации российской медицины в XVII в.

Последний, пятый , вопрос темы посвящен началу процесса вхождения представителей славянского сообщества в европейскую научную медицину:

5.1. врачи – иностранцы при дворе русских царей и их роль в утверждении новой медицины и подготовки кадров.

5.2. лекари и доктора медицины. Сущность деятельности и отличие. Подготовка докторов в 3ападной Европе и лекарей в Московском государстве;

5.3. первые доктора медицины из представителей восточных славян: Георгий Дрогобич – Котермак (1450-1494), энциклопедист Николай Коперник (1473 – 1543), просветитель и первопечатник Франциск Скорина (1490-ок.1551) , врач – переводчик Епифаний Славинецкий (1609 - 1675), доктор медицины Петр Васильевич Постников (1676 – 1716).

Достижения европейской медицины, становление медицинской организации в России, создание больниц и начало подготовки врачей из прирожденных россиян явились этапными в развитии Отечественного медицинского дела. В то же время возникла необходимость ускорить темпы и последовательность организации здравоохранения, создать условия для развития медицинской науки и системной подготовки врачей. Не сформировалось к концу XVII в. и гражданское здравоохранение. Решение этих проблем предстояло в будущем XVIII веке.

Обратите внимание студентов на предложенные вопросы для самопроверки знаний

1. Русская народная и монастырская медицина периода Золотой Орды и борьбы за создание центрального государства.

2. Борьба с эпидемиями «повальных болезней» и первые шаги государственного регулирования медицинского дела. Государева аптека, Аптекарский приказ.

3. Подготовка кадров в лекарских школах. Первые доктора медицины из «прирожденных россиян»

4.Идеи государственного призренияв «Стоглаве», в период правления династии Романовых в XVII в. Первые городские приюты для бедных больных, нищих и пьяных. Развитие сестринского ухода.

Литературные источники

1. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

2. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.И. История сестринского дела в России. – СПб.: СПб ГМА, 1998.

3. Самойлов В.О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. Глава I. Допетровская Русь.

4. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. Часть III, глава 5.

Дополнительные

1. Бужилова А. Французская болезнь Французская болезнь по-русски. – Родина, 2005, № 3, с. 79-81.

2. Власов П.В. Обитель милосердия. - М.: Моск. рабочий, 1991.

3. Мирский М.Б. и др. Приказная медицина – важный этап в истории Отечественного здравоохранения. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2005, № 5, с. 53-56.

4. Миронов С.П. и др. Кремлевская медицина (от истоков до наших дней). – М.: Известия, 1997.

5. Мирский М.Б. Немецкие медики в средневековой Руси (XV – XVII века). – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2003, № 3, с. 51-53.

6. Такала И.Р. Веселие Руси: История алкогольной проблемы в России. – СПБ.: «Журнал «Нева», 2002.

7. Федорова Г.В., Ахтулова Л.А., Щербаков Д.В. История гигиены. Учеб. пособ. /Под ред. Г.В. Федоровой. – Омск: Изд-во Ом ГМА, 2007.

8. Яровинский М.Я. Века Москвы медицинской /под ред. А.М. Сточика. – М.: Медицина, 1997.

Первая государственная Лекарская школа в России была открыта в 1654 г. при Аптекарском приказе на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме аптечного дела, ученики изучали фармацию, фармакологию, латинский язык, анатомию, диагностику, болезни и способы их лечения. Их учебниками были знаменитые «Травники», «Лечебники», составляющие богатейшее наследство Древней Руси. Но особое место в преподавании занимали «дохтурские сказки» (истории болезни). В обучении российских врачей использовали и европейский опыт. Так, в 1658 г. Епифаний Словенецкий перевел «Анатомию» Андрея Везалия - лучший в мире учебник, который еще не был известен во многих европейских университетах.

Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Принятые на учебу обещали: «...никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать...» Обучение длилось 5--7 лет. Лекарские помощники, прикрепленные к иноземным специалистам, учились от 3 до 12 лет. В разные годы количество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск Лекарской школы ввиду большой нехватки полковых лекарей состоялся досрочно в 1658 г. Функционировала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Систематическая подготовка врачебных кадров в России началась в XVIII в. После окончания «Школы русских лекарей» вручались дипломы, где указывалось: «... лечит раны колотые и сеченые и рубленные и делает пластыри и мази и иные статьи, что достойно к лекарскому делу, и лекарское де дело ево будет». Первым лекарям Московского государства приходилось сталкиваться со многими болезнями. Вот список известных в то время болезней: цинга, лихорадки, золотуха, короста, «каменная», «чечуйная» (геморрой), «пильные» (болезни суставов), «чепучичные» (венерические заболевания), «проносная», желтуха, рожа, астма и другие.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевской лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней, так же как и больничные палаты Ново-Девичьего, Кирилло-Белозерского и других монастырей. В Московском государстве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во времена вражеских нашествий на базе их больничных палат создавались временные госпитали для лечения раненых. И, несмотря на то, что Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, в военное время содержание больных и врачебное обслуживание во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счет государства. Это было важной отличительной особенностью русской медицины XVII в. Первые доктора медицины из российских людей появились в XV в. Среди них Георгий из Дрогобыча, получивший степень доктора философии и медицины в Университете г. Болонья (современная Италия) и преподававший впоследствии в Болонье и Кракове. Его труд «Прогностическое суждение текущего 1483 г. Георгия Дрогобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета», изданный в Риме, является первой печатной книгой российского автора за рубежом. В 1512 г. степень доктора медицины в Падуе (современная Италия) получил Франциск Скорина из Полоцка. В 1696 г. также в Падуанском университете степени доктора медицины был удостоен П.В. Постников; будучи весьма образованным человеком, он впоследствии служил российским послом в Голландии. 3. Горелова Л.Е. Первая медицинская школа России // Русский медицинский журнал.- 2011. - №16.

Рябиков Олег Евгеньевич родился 7 сентября 1965 года в старейшем городе России, г. Дербент, имеющим зафиксированную в летописях историю развития более 5 000 лет. Воспитывался дедом и бабушкой, после смерти которых в возрасте 11 лет был перевезен родителями в Башкирию, где и закончил и школу и медицинское училище. Первый массаж сделал в возрасте 8 лет, ногами, соседу по просьбе бабушки после смерти деда, когда получил похвалу и 300 грамм «золотого ключика» решил стать врачом. Окончательное решение лечить людей пришло во время тяжелой болезни бабушки и осознания собственного бессилия и невозможности ей помочь. Лекарем впервые «обозвали» на о.Кунашир в 1986 году во время оказания экстренной помощи при крушении вертолета. Первичную школу массажа прошел на о. Шикотан у доброго доктора Сергеева, в те же времена получил и первые навыки банного дела на о. Танфильева у старшего прапорщика на пограничной заставе. Решил стать массажистом во время реабилитации после ранения в центральном госпитале ВМФ г. Владивостока, ощутив на себе его целительные и восстановительные возможности. Профессиональную массажную подготовку начал в 1987 году на базе Кисловодского медицинского училища, дальнейшее самообучение продолжает и по сегодняшний день.

…Веник дубовой, Хозяин Лесовой, с Добром сложен да мне в руку вложен. Веником да жаром охожу тело умело, что б оно пропотело, да ни в жисть не болело, огнем охвачу, водой окачу, листы к телу приложу, присказ расскажу, о том, что быть телу молодым, здоровым, да к доброй баньке всегда готовым…

Семь веников Лекаря

Рождению интегрированной технологии «7 веников» я обязан старой методике банного ремесла, называемого «многорукий банщик». Методика была увидена и опробована в бане предуралья.

Сколь есть на Руси мастеров-искусников ремесла банного, столь и техник парения. Всяк веник в разную руку по разному ложиться да по разному ходит. Коли простый чёс банный, то всяк мастер, а коли ЛАДный чёс в баньке надобен, то таков мастер редок, не во всякой волости сыщешь…..
(Уездный лекаръ Сава. Фельдшер 1-го ранга.)

Шаг 1.
Прогрев.

Постепенный, предварительный нагрев и начальные механические воздействия, имеющие осознанную направленность, снижают напряженность тканей любой локализации, любого происхождения. Организм «отказывается» от напряжения, дрожи, тканевой неподвижности, появляется чувство расслабленности и это влечет необходимость дальнейших действий, углубленного механического воздействия, дополнительного растяжения мышц, связок, суставов.

Комфортность процедуры обеспечивается именно медленным, постепенным нагревом, при подавленной стадии спастики и выраженной фазой расширении сосудов. Человек ощущает «благостное» проникающее тепло. Внешним признаком расширения сосудов (правильной реакции) является кожная гиперемия (покраснение), пульс усиливается, артериальное давление понижается! (происходит перераспределение крови). Нам нужна именно эта реакция, она есть наше стремление приносящее наибольшую пользу организму. Мы повышаем обмен и ускоряем кровоток.

Задачи подготовительного этапа:

А. Открытие пор и получение первичного выпота.
Б. Стартовое усиление крово- и лимфотока.
В. Подготовительная активация работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Видов исполнения большое количество, мы рассмотрим технику «неделя» (семь).

Атрибуты:

- 7 веников (подготовленные по технологии «легкий веник»);
- травяная шапка;
- применение 3-х пихтовых веников;
- травяной отвар 500-600 мл.

Все движения выполняются от легкого касания до отведения веника на 15-20 см от тела. Гость сидит на полке на двух вениках уложенных ручками в стороны. Руки на коленях. Ноги в горячем травяном отваре на веничном ложе, прикрыты веником.
- Парильщик лицом к гостю, хват веника «открытой» рукой. После 7-ми кратного окружного смешивания воздуха руки над головой.
- ГОРЯЧИЙ ДОЖДЬ: Веники окунаются в травяной отвар и мягко стряхиваются на тело гостя с легкими касаниями, с верху вниз 7 раз, как бы прессуя воздух вокруг тела.

- УКРЕПЛЕНИЕ ДУХА (УСИЛЕНИЕ ЖАРА): 7 точек внимания, 7 точек фиксации по 7 раз. (плечи, печень, почки, колени) при выполнении этого приема веник производит захватывающее круговое движение нагнетая разогретый воздух вглубь, с последующим прижиманием горячего веника к точкам фиксации.
- СВЕЧЕНИЕ (ИЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕТА): Скольжение в низ и в верх по боковым и передне-задней поверхностям тела 7 раз.
- КРЕП ХРЕБРА (УСИЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА): 7 движений от крестца до шеи, 7 сближений веника горизонтальных и 7 вертикальных с легким массажем - поглаживанием вениками вдоль и поперек в стороны от позвоночника. С легкими похлопываниями и короткими компрессами.
- СВЕЧЕНИЕ (С ПОТИРАНИЕМ И ФИКСАЦИЕЙ): При ощущении незавершенности возможно проведение мощного приема нагнетания горячего воздуха, веники захватывают горячий воздух и нагнетают его в нами определенное место (живот, плечевые суставы, почки, тазобедренные суставы, пах, колени).
- БАЛАНСИРОВКА: Парильщик за ручки веников на которых сидит гость, производит встречно-колебательные движения малой амплитуды, балансируя и восстанавливая миофасциальные структуры тела.
- ОРОШЕНИЕ и РАСТИРАНИЕ: Производится травяным настоем (отваром или напаром).

Шаг 2.
Пиллинг-пеленание (пролангированный пиллинг) производится вне парной (процедурный кабинет массажа, предбанник).

На рабочем столе льняная ткань, пропитанная травяным настоем или пластиковая простыня для обертывания, поверх выложенные веники. О силе воздействия травяных пеленаний–обертываний можно говорить бесконечно, так как по силе и глубине воздействия масел и травяных композиций нанесенных на предварительно разогретое тело с очищенными выпотом порами, процедура не имеет аналогов.

Выкладка веников:

- Один под головой;
- Два в области поясницы;
- Два в районе голени.

Парильщик производит активное растирание заранее приготовленным травяным составом.

Подбор состава для растирания, очищения, питания и тонизации подбирается с учетом:

- ДОШИ (используются теплые или холодные свойства растений и масел);
- Состояния кожи и здоровья клиента (учитываются увлажняющие, релаксирующие или тонизирующие свойства применяемых средств);
- Пожеланий гостя (учитываются индивидуальные особенности организма клиента, способность к тепловой переносимости, болевой порог чувствительности.);
- Поставленных целей и задач;
- Тематики предусмотренной процедуры: детокс, релакс, антистресс.

Растирания-пиллинг и нанесения состава производим по схеме:
- спина (с учетом массажных линий рекомендованных школой русского классического массажа);
- ноги (от бедра к стопе) (по принципу дренажных технологий);
- руки (от плеч к кисти).

Активным инструментом является веник и рука парильщика. Используем только продольные скольжения веника для избегания нанесения травмы кожного покрова.

После поворота гостя на спину используем схему: грудная клетка, живот, ноги (по массажным линиям классического массажа). Перед пеленанием один из веников выкладываем на грудь другой на живот ручками друг к другу. Длительность обертывания 20-25 минут.

Во время обертывания возможно проведения массажных действ на волосистой части головы и лице. Показан аурикуло-массаж, и мягкие техники освобождения С0-С1.

Шаг 3.
«Парение» проводится в парной. Проводиться без предварительного ополаскивания тела гостя после пеленания.

Под действием банного жара расширяются сосуды (просвет увеличивается почти вдвое), соответственно ускоряется крово-лимфообращение. Хорошо разогретая кровь приливает к коже, орошает ее и питает (к коже приходит около 40% резервной крови). Такой отток крови к перефирии облегчает работу сердца, тренируя сердечнососудистую систему, понижается артериальное давление, минутный объем сердца возрастает до 150%, а пульс до 120-140 ударов в минуту.

Нередко в процессе процедуры возникает озноб. Это не патологическая, а вполне нормальная реакция, кровь нагревается, нагревает внутренние органы, организм включает третью очередь рефлексов, через нервные окончания кровеносных сосудов мозга.

Парение проводится «поверх пеленания», т.е. состав применяемый для пиллинг-пеленания не смывается, а дополнительно как бы «вклепывается» в тело, усиливая его активность повышением температурного режима и физических воздействий.

Выкладка веников:
- Два веника «укутывают» голову: один под головой, второй на голове.
- Три веника под пояснично-крестцовым отделом: первый веник под крестцом, ручка вниз, два веника под ягодицами, ручки в стороны.
- Два веника «активные» находятся в руках парильщика.

Исходное положение гостя: лежа на спине. Обрабатываем вениками все части тела. Используем классические приемы парения - поглаживания, стягания, припарка похлопывание с вытяжением. Акцентируем парение на животе: в области печени. Далее переходим к технике специального парения:

«7 прихлопов»
Суть техники в сегментировании тела на условные зоны и квадранты с соблюдением основных точек тепловой фиксации. Парильщик производит 6 активных движений вениками, а на седьмом движении делает кратковременный компресс на точку фиксации.
Перед поворотом гостя на живот, парильщик за ручки веников выкладки проводит балансировку таза за счет приемов сепарации на мио-фасциальных структурах.
После переворачиваем гостя на живот.

Выкладка веников:
- Два веника на голове (термозащитная функция);
- Два веника под животом (баланс-успокоение);
- Один веник на промежности (термозащита).

Проводим приемы классического парения или ЛАДного парения (банный чес) греем по схеме – от правой ноги до левого плеча, от левой ноги до правого плеча. Акцентируя парения на стопы, икроножные мышцы и позвоночник.

По окончании прогрева, травяным настоем или водой необходимо охладить затылок, кисти и стопы гостя, затем помочь ему присесть и медленно вывести из парной.

Шаг 4.
Восстановление. Выполняется вне парной.

На тело гостя, после предварительного, теплого или прохладного окупывания (в зависимости от выраженности доши и самочувствия) наносится масляная композиция. Как общее продолжение и усиление действия травяного пиллинг-пеленания, композиция определяется до начала процедуры, учитывая индивидуальные особенности организма гостя, типа кожи и поставленных задач.

Положение для отдыха гость выбирает сам. Положение должно быть удобным для релаксации и полноценного отдыха гостя и работы парильщика.

В классическом исполнении техники, на ноги гостя надеваются «колючие валенки». В валенки укладывается сено и надевается на ноги на 15-20 минут. Ноги предварительно натираются масляно-скипидарно-керосиновой смесью.

В условиях СПА производиться массаж ног. Массаж может иметь несколько вариантов, но предпочтительными остаются азиатские техники рефлекс-массажа ног. До начала массажа гостю предлагается выпить 100-150 мл горячего напитка. Могут быть использованы классический чаи, сбитни или свежеприготовленные взвары, с учетом направленности программы, вкусов клиента и определенными показаниями.

Шаг 5.
В парной.

Основная часть процедуры. Этот шаг нацелен на работу с мышцами, глубокими связками и сочленениями, используемые приемы и манипуляции выполняются на глубоко прогретых и расслабленных тканях, что делает их атравматичными, а поэтапное воздействие на ткани позволяет достичь наибольшего лечебно-оздоровительного воздействия.

Исходное положение гостя: лежа на животе.

Выкладка веников:
- два под животом в его верхней части, ручки в стороны;
- два под нижней третью бедра;
- один веник, из числа активных в нанесении травяного состава, под головой.

Техника.
Растирание. Активное поглаживание и растирание вениками от стоп до шеи, по срединным линиям вверх и по латеральным поверхностям тела вниз. Прогрев веники в верхних слоях парной комнаты, парильщик с прихлестом и прессом прикладывает веники к точкам фиксации.

Точки фиксации:
- крестцово-подвздошные сочленения и ягодицы;
- область почек;
- область нижнего отдела грудной клетки;
- область нисходящей порции трапециевидной мышцы;
- уши.

Также, на этом этапе проводится растяжения-вытяжения. Манипуляции проводятся пошагово на фасциях, мышцах и суставах. Количество манипуляций зависит от опыта мастера, тренированности гостя, необходимости применения и температурного режима парной. Гармонизация или балансировка проводиться поэтапно, за ручки выложенных веников, не меняя вектора и без смещения веника, по принципу мио-фасциальных сепарационных техник.

После поворота гостя на спину проводим активацию-компресс на область:
- колени;
- живот в трех точках: середина между пупочным кольцом и лоном, пупочное кольцо, середина между пупочным кольцом и мечевидным отростком;
- область большой грудной мышцы и плечевого сустава;
- лицо и уши.

С середины XII до конца XV вв. в стране был период феодальной раздробленности.

Причины феодальной раздробленности:

1) развитие феодального земледелия, а также становление нового боярства – вотчинников;

2) слабые экономические связи между различными регионами страны;

3) рост городов;

4) боярство, заинтересованное в более близкой и более эффективной власти местного князя;

5) падение экономического и политического влияния Киева.

27 февраля 1425 г. – смерть Василия I Дмитриевича, который правил с 1838–1425 гг. В это время начинается феодальная война.

К итогам феодальной войны можно отнести следующее:

1) политическую нестабильность;

2) признание Москвы столицей;

3) разорение и ослабление страны, что позволило Орде и Литве совершить новые захваты русских земель;

4) формирование на Руси жестокой, сильной княжеской власти;

5) победа отсталого центра над экономически мощным Галичем, что предопределило развитие на Руси деспотизма.

1480 г – свержение монголо-татарского ига.

1549 г. – созван I Земский собор – новый орган власти, занимающийся решением наиболее важных государственных дел вплоть до избрания нового царя.

1530–1584 гг. – годы жизни Ивана Грозного.

1565 г. – вышел указ об опричнине. Опричнина была выгодна тем, что царь мог пополнить казну, войско, а также расширить свои владения.

Итоги опричнины:

1) безграничная власть царя;

2) введение «заповедного лета» – временного запрещения крестьянам уходить от феодала, даже в Юрьев день;

3) разорение земель. Крестьяне перемещаются на Урал, в Поволжье;

4) установление исторической традиции сплоченности монарха и боярства;

5) всеобщее недоверие, препятствующие успешному развитию экономики;

6) превращение многих дворян, чьи поместья и вотчины были разорены во время опричнины, в нищих;

7) опричнина сыграла главную роль (если не решающую), в утверждении в России крепостного права.

1589 г. – введение патриаршества.

1598–1605 гг. – правление Бориса Годунова.

Это время в истории России получило название смуты. Смута – это гражданская война, которая столкнула различные сословия: дворян, посадских людей, бояр, холопов, крестьян.

Причины Смуты следующие.

1. Экономические:

1) усиление феодальной эксплуатации крестьянства;

2) экономический кризис, который был вызван опричниной.

2. Политические:

1) нарастающее недовольство дворянства своим положением вне власти;

2) династический кризис (появление Лжедмитрия).

3. Расшатанность нравственных основ общества.

1613 г. – начало правления первого из рода Романовых – Михаила Федоровича Романова.

В это время появляются новые черты в экономике России:

1) появление мануфактур, которое обусловило наступление эпохи капитализма;

2) возрастание значения во внутренней торговле ярмарок;

3) складывание внутреннего рынка, специализация регионов;

4) происходит устранение натуральной замкнутости сельского хозяйства и постепенное втягивание его в рыночные отношения;

5) улучшение внешней торговли;

6) мануфактуры, обслуживающиеся трудом крепостных.

1649 г. – принятие Соборного уложения.

Соборное уложение

1. Церковь и государство.

Права церкви были достаточно урезаны: земли, принадлежавшие церкви, передавались в управление государству. Церквям запрещалось передавать вотчину.

2. Оформление крепостного права.

Была произведена отмена урочных лет, закрепление крестьян за землевладельцем пожизненно. Городское население закреплялось за городом и должно было заниматься ремеслом и торговлей.

3. Дворяне – привилегированное сословие.

Обязанность – военная служба, за которую они получают землю и крестьян. Раньше вотчина могла передаваться по наследству, а поместье отдавалось за службу. Теперь поместье могло передаваться по наследству.

Значение:

1) оформление крепостного права;

2) оформление в России сословного строя, включающего духовенство, городское население, дворянство, крестьян.

В XVII в. происходит раскол в Русской православной церкви. Этот раскол назрел давно, поскольку существовало достаточно много разногласий в церковных обрядах, книгах. Собственно поэтому возникает идея привести все в порядок. Раскол закончился тем, что церковники разделялись на сторонников Никона и сторонников Аввакума. Никон проиграет в этом противостоянии.

Раскол – это религиозное общественное движение, вылившееся в отделение от Русской православной церкви части верующих, которые не приняли реформ Никона.

Причины раскола:

1) реформы Никона практически совпали с оформлением крепостного права;

2) по мнению старообрядцев, Никон нарушил главный принцип церкви – соборность! Все реформы проводились от имени одного только патриарха, что нарушало автономию церкви и косвенно подчиняло ее государству.

В рассматриваемый нами период исторического развития необходимо отметить, что происходило развитие Московского княжества, которое становилось достаточно мощным средневековым государством.

Необходимые понятия

Эпидемия – это широкое распространение какой-либо инфекционной болезни.

Пандемия – это эпидемия, охватывающая область, страну или ряд стран.

Эндемия – это постоянное наличие в данной местности определенного заболевания, обусловленное ее природными особенностями и своеобразием условий жизни населения.

2. Развитие медицины в начале XV в. Медицинские направления

Дело в том, что монголо-татарское иго, под которым Русь находилась продолжительное время, затормозило развитие Великой Руси, Киевского государства, которое, кстати говоря, считалось одним из самых цивилизованных и крупных. Поэтому после победы над монголо-татарским игом, в 1480 г., медицина не претерпела значительных изменений. В Европе же в этот период открывались университеты, увеличивалось число врачей, даже несмотря на то, что господствовала схоластика, были гонения церковью подлинной науки. В Москве, которая объединяла вокруг себя княжества с целью создания централизованного мощного государства, медицина по-прежнему оставалась народной. Обучение происходило по типу семейного ученичества. Необходимо отметить тот факт, что национальная культура и вместе с ней медицина носили в первую очередь гражданский характер, они не подвергались гнету, власти церкви. Например, в Европе были сожжены Коперник, Ян Гус, Дж. Бруно, Сервест и др. Хотя на Руси также преследовали колдунов, ведьм и так далее и сжигали их, однако это никак не сравнимо с так называемой охотой на ведьм в Европе (надо сказать, что тысячи людей погибали на церковных кострах).

В рассматриваемый период развивались два основных направления медицины:

1) народная;

2) монастырская.

А также, кроме этого, появились первые лекари в войсках.

3. Судебник 1550 г. и народная медицина. Государева аптека

В 1550 г. Иван Грозный собрал в Кремлевском дворце Земский собор, который получил название «Стоглавый» (по числу статей законов или глав, утвержденных им). Так, «Стоглавый» собор утвердил Судебник. Постановили, что в Москве, а также в других городах, необходимо создавать училища, которые бы обучали детей грамоте, а также обустраивать в городах богадельни для призрения больных, престарелых и увечных, «чтобы жили в чистоте и в покаянии и во всяком благодарении».

Однако в XVI–XVII вв. практически для всего населения России единственным средством для поддержания своего здоровья оставалась народная медицина. Опыт русской народной медицины передавался в устной форме, а также сохранялся в многочисленных лечебниках и травниках, отражался в законодательных актах, историко-бытовых повестях (среди которых «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – повесть записана в XV в., в ней рассказывается о чудесном исцелении Муромского князя Петра), летописях. Надо сказать, что в лечебниках достаточно большое место отводилось «резанию» (т. е. хирургии). Среди «резальников» были кровопуски, костоправы, зубоволоки. Кроме этого, на Руси проводили такие операции, как чревосечения, черепосверления, ампутации. Мандрагору, вино, мак использовали в качестве средств для усыпления больного. Инструментами были: щупы, топоры, пилки, ножницы, долота и т. д. Инструменты эти проводили через огонь. Обработка ран производилась вином, золой, березовой водой. Зашивание ран проводили волокнами конопли, льна, а также тонкими нитями из кишок животных. Для того чтобы извлечь металлический осколок, стали использовать магнитный железняк. Интересен тот факт, что на Руси создавались оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Было ясно, что медицина требовала создания центрального органа, т. е. требовала, по сути, организации процесса. При Иване IV, в 1581 г., была образована аптекарская палата (придворная государева аптека). Она была необходима для обслуживания царской семьи, а также ближайших бояр. Помещения государевой аптеки были обставлены очень роскошно. Стены, потолки были расписаны, полки и двери обиты «английским добрым» сукном, окна были с разноцветными стеклами. Работали в аптеке каждый день – с раннего утра до позднего вечера, а когда заболевал кто-то из членов царской семьи, аптекари работали круглосуточно. Очень строгим было поднесение лекарств царю. Сначала лекарство, которое предназначалось для царя, пробовали доктора, которые его выписали, а также аптекари, которые готовили это лекарство. Затем лекарство пробовал боярин, который впоследствии и отдавал его царю. Приняв от царя рюмку с остатком лекарства, боярин был обязан «что в ней останется вылить на ладонь и выпить». Переселение в Москву иноземных врачей, хирургов, аптекарей началось в первой половине XVI в. Они фигурировали в царских списках «нужных людей». Надо отметить, что иноземные доктора не нуждались практически ни в чем. Например, при Борисе Годунове каждый иноземный врач, который приезжал на службу в Россию, получал поместье с крепостными крестьянами, достаточно большое ежегодное жалование (примерно 200 рублей), различные товары и продукты питания, лошадей, на содержание которых в достаточном количестве выделяли сено и солому, а также, когда прописанное врачом лекарство оказывало положительный эффект, царь награждал доктора дорогими подарками. Кроме того, надо отметить, что служба при российском царском дворе была довольно престижной.

Эпидемии и государственные противоэпидемические мероприятия

Особое внимание нужно уделить эпидемиям, которые уносили сотни тысяч жизней. Развитие торговли с другими странами имела не только положительные, но и отрицательные стороны. Торговые ворота достаточно часто открывали путь страшным эпидемиям, которые в средние века бушевали в Европе. Очень часто подвергались эпидемиям Псков и Новгород – крупные торговые города.

В 1401 г. (а если рассматривать летопись Никона, то в 1402 г.) был описан мор в городе Смоленске, однако не было указано никаких симптомов. Если же мы обратим свое внимание на Псков, то там в 1403 г. случилась эпидемия, которая была охарактеризована как «мор железою». Ученые сделали вывод, что эту эпидемию можно отнести к чумным эпидемиям. Интересен тот факт, что во время этой эпидемии были зафиксированы случаи выздоровления, но, к сожалению, это происходило крайне редко. Обычно люди, подвергшиеся этому заболеванию, погибали на 2-3-й день болезни. Такие эпидемии в Пскове повторялись в 1406 г., а также в 1407 г. Надо заметить, что люди считали нашествие этих эпидемий виной своих князей. Именно поэтому в 1407 г. псковские жители отреклись от своего князя Данилы Александровича и призвали к себе другого князя. Нужно отметить, что начиная примерно где-то с 1417 г. эпидемии чумы практически беспрерывно «ходили» по России. В некоторых источниках встречаются заметки о том, что «смерть косила людей, как серп косит колосья». Эти эпидемии продолжались вплоть до 1427 г. С 1427 до 1442 гг. не упоминается ни об одной эпидемии. Однако в 1442 г. в Пскове опять проявляется эпидемия, которую по описаниям можно отнести к чумным. В дальнейшем возникали различного рода эпидемии, которые уносили сотни тысяч жизней. Например, в эпидемиях 1552–1554 гг. в Новгороде, Старой Руссе, а также во всей новгородской области погибло 279 594 человек, а в Пскове – более 25 тыс. человек. Надо сказать, что особенно много погибало лиц духовного звания (священников, монахов и т. д.). Народ во время эпидемий использовал обычные средства лечения – посты, постройка церквей, молитвы и т. д. Наряду с чумой в России бушевали и другие смертельные болезни. Например, в 1552 г. войско князя, которое должно было воевать с Казанью, в городе Свяжске было поражено цингой. К концу XVI в. люди начали осознавать, что бороться с эпидемиями нужно реальными действиями, а не постройками церквей, молитвами и т. д.

Теперь необходимо поговорить о методах борьбы с эпидемиями (в частности с чумой) в средневековой Руси. Как уже говорилось в предыдущей лекции, в XIV в. начали появляться первые заметки о борьбе с эпидемиями. В XVI в., в 1551 г., в летописях встречается первый пример того, как были устроены заставы. Улица, где были больные, закрывалась с обеих сторон: в Пскове во время эпидемии чумы «князь Михайло Кислица велел… улицу Петровскую заперети с обою концов, а сам князь побеже на руху в паствище». В 1552 г. во время эпидемии в Новгороде «бысть застава на Псковской дороге, чтобы гости с товарами не ездили во Псков, ни изо Пскова в Новгород». Обратим внимание на Новгородскую летопись. Там сказано, что в Новгороде в 1572 г. стали запрещать хоронить людей, которые погибли от «заразной» болезни, около церквей. Их необходимо было хоронить далеко за городом. На улицах, где были обнаружены больные, ставили заставы, дворы, где погибал человек от «заразной» болезни, запирали, не разрешая выходить другим оставшимся в живых людям. Рядом был сторож, который подавал людям пищу, воду прямо с улицы, т. е. он не входил во двор. Священникам также не разрешалось посещать больных. За несоблюдение последнего правила они сжигались вместе с человеком, который был болен. Теперь обратим внимание на «Историю Московии» Милтона. Дело в том, что здесь был приведен первый случай введения карантина в России, причем это было сделано по отношению к иностранцу. Дженкинсон – английский посол, приехал в Россию уже в третий раз. Это было в 1571 г. Он приплыл по Белому морю на корабле. Его долго держали в Холмогорах, так как в России в этот период была чума. В российских городах впервые карантин был зарегистрирован во время чумы в Пскове – в Ржеве в 1592 г.

В Москве, Киеве, Пскове и других городах устраивались больницы и богадельни. Нужно сказать также, что появлялись и первые «гражданские» лечебницы. Например, Ртищев в одном из московских подворьев организовал больницу, состоящую из двух палат, которая вмещала 15 коек. Из числа служащих этой больницы была организована команда рассыльных, которая обходила улицы и собирала «больных и калек» и доставляла их в эту больницу. В народе ее называли «Больница Федора Ртищева». По словам современников в этой больнице предоставляли «амбулаторный приют нуждающимся во временной помощи».

Надо отметить, что за период с 1654–1665 гг. было подписано свыше 10 специальных царских указов «о предосторожности от морового поветрия», а во время чумных эпидемий 1654–1655 гг. повелевалось устанавливать на дорогах заставы и никого не пропускать под страхом смертной казни, это касалось всех, несмотря на звания и чины. На этих заставах также сжигали зараженные предметы, а деньги промывали в уксусе. Что же касается писем, то их многократно переписывали по пути их следования, а оригиналы сжигали.

Во время эпидемий приостанавливались вывоз и ввоз различных товаров, прекращались работы на полях. Вследствие этого возникали неурожаи и голод, которые всегда тянулись вслед за эпидемиями.

Аптекарский приказ и аптеки

Аптекарский приказ был создан в 1620 г. Он включал в себя постоянный штат, который обеспечивался полностью за счет царской казны. С самого начала Аптекарский приказ включал в себя небольшое количество человек:

2) 5 лекарей;

3) 1 аптекаря;

4) 1 окулиста;

5) 2 переводчиков (толмачей);

6) 1 руководителя – подьячего.

Однако в дальнейшем (спустя 60 лет) в Аптекарском приказе служило уже 80 человек:

2) 4 аптекаря;

3) 3 алхимика;

4) 10 лекарей-иноземцев;

5) 21 русский лекарь;

6) 38 учеников лекарского и костоправного дела;

7) 12 подьячих, переводчиков, огородников, хозяйственников.

Руководство аптекой и Государевым аптекарским приказом доверялось только особо приближенным к царю боярам.

Вокруг Кремля стали разводить лекарские сады, аналогичные сады выращивали у Никитских ворот, а также в других местах. Именно поэтому в Аптекарском приказе были необходимы огородники. Они ведали этими лекарскими садами. Первый из государевых аптекарских огородов был создан у западной стены Московского Кремля (кстати сказать, теперь на этом месте расположен Александровский сад). Можно сделать вывод о том, что Аптекарский приказ – первое государственной учреждение здравоохранения. Теперь необходимо обозначить основные функции Аптекарского приказа:

1) организация медицинской помощи членам царской семьи;

2) организация медицинской помощи стрельцам, боярам и другим людям, обращавшимся за ней;

3) организация обеспечения отечественными и импортными зельями;

4) строгий контроль земель;

5) принятие определенных мер профилактики и защиты при эпидемиях;

6) приглашение зарубежных лекарей и докторов;

7) подготовка лекарей в лекарской школе при Аптекарском приказе;

8) надзор за ученичеством в аптекарском приказе;

9) обеспечение стажировки будущих отечественных лекарей у известных докторов;

10) организация заготовки лекарств.

В 1634 г. недалеко от Москвы, около деревни Духолино, был создан особый «стекляночный» завод. Это была своего рода небольшая мануфактура, где работали 15 человек. Этот завод производил так называемые алхимические сосуды.

В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта школа, которая готовила русских лекарей. С самого начала в ней обучались около 30 человек. Обучение длилось от 4 до 6 лет. После того как лекарь заканчивал обучение в такой школе, он, как правило, направлялся в войска, причем не только в военной время. Дело в том, что чуть позже каждый полк будет иметь личного военного лекаря. Таким образом, наряду с гражданским и монастырским направлениями в медицине существовало еще одно – военная медицина, которое не входило в ведение Аптекарского приказа. Обратим внимание на учебные пособия школ при Аптекарском приказе. В качестве учебников использовали различные лечебники, зельники, травники, прохладные вертограды, а также произведения, переведенные с латинского и греческого языков, таких авторов, как Везалий, Гален, Аристотель «О строении человеческого тела», «Тайна тайных», «Аристотелевы врата» и различные другие, которые были дополнены комментариями отечественных переводчиков).

Аптекарский приказ согласно указаниям царя должен был организовывать заготовку лекарств. Главным образом это растительные лекарства.

Лекарственные зелья население получало в рынках, зеленых рядах. В дальнейшем царским указом в Москве были организованы 2 аптеки. В 1581 г. – только для царя и его близкого окружения, а вторая аптека, организованная 20 марта 1672 г. – «для людей и всяких чинов». Третья аптека была открыта в 1682 г. – при первом гражданском госпитале у Никитских ворот. В Московские аптеки были приглашены зарубежные фармацевты (Френч Якоби и т. д.).

Снабжение аптек лекарственными средствами осуществлялось различными путями. С самого начала лекарственное сырье завозили из Англии. Одновременно с этим некоторые материалы закупали в торговых рядах. Например, сало свиное на пластырь – в мясном, различные целебные травы и ягоды – в зелейном ряду, серу горючую и смолу черную – в москательном ряду. Существовала еще так называемая ягодная повинность: к воеводам в разные концы Руси отправлялись царские указы, которые предписывали собирать различные травы, которыми славятся эти земли, для Государевой аптеки. Так, например, из Коломны везли корень черной чемерицы, из Костромы – можжевеловые ягоды, из Астрахани и Воронежа – солодовый корень и т. д. За невыполнение ягодной повинности полагалось тюремное заключение. Еще одним способом снабжения аптек лекарственным сырьем был завоз их иностранцами. Так, еще в 1602 г. аптекарь Джеймс Френч привез с собой из Англии очень ценный по тем временам запас лекарств. Эти лекарства были самыми лучшими по тем временам. Когда завезенные запасы истощались, сырье закупалось или выписывалось из других стран – из Англии, Голландии, Германии и т. д.

Надо сказать, что обычно лекарства выписывались из-за границы, но потом все больше применялись народные средства. Наряду с растительными средствами применялись и экзотические, такие, например, как рог единорога в порошке, сердце оленя, порошок из молодых зайчат в вине, «камень безуй» (его находили на берегу моря) и т. д. Также имел место здоровый образ жизни: применении пихты, сосны от цинги, соблюдение чистоты, баня, которая была панацеей от многих болезней.

Хотя в Аптекарском приказе и существовала школа, но жители все-таки предпочитали народных целителей. Во-первых, население им больше доверяло, во-вторых, это было гораздо дешевле, чем лечиться у докторов.

Сложилась даже в некотором роде иерархия: «дохтур, обтекарь и лекарь, потому что дохтур совет свой дает и приказывает, а сам тому не искусен, а лекарь прикладывает и лекарством лечит, а обтекарь у этих обоих повар».

4. Монастырские и гражданские больницы

При монастырях строились монастырские больницы. Так, в 1635 г. при Троице-Сергиевой лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты (надо сказать, что эти палаты сохранились до наших дней). До наших дней сохранились и больничные палаты, которые были построены при Кирилло-Белозерском, Новодевичьем и других монастырях. Надо отметить, что монастыри в Московском государстве имели очень важное оборонное значение.

Дело в том, что во время вражеских нашествий на базе больничных палат при монастырях разворачивали временные военные госпитали, в которых занимались лечением раненых. Надо сказать, что лечение и содержание больных во временных госпиталях осуществлялось за счет государства, хотя и не входило в ведение Аптекарского приказа. Это одна из отличительных черт русской медицины XVII в.

Обратим внимание на гражданские больницы. Как уже было сказано выше, боярин Федор Михайлович Ртищев организовывал в своих домах в Москве богадельни, которые можно считать первыми правильно устроенными гражданскими больницами на Руси. Заметим, что лекарства выдавались для этих больниц из Государевой аптеки. В 1682 г. был издан указ об открытии в Москве двух «шпитален» (т. е. больниц), которые обслуживали гражданское население. Помимо лечения больных, в этих учреждениях также обучали лекарскому делу. В том же 1682 г. была учреждена в Москве Славяно-греко-латинская академия. Что же касается военных больниц, то первая из них была открыта в 1656 г. в городе Смоленске.

5. Первые русские доктора медицины

В России в XV в. начали появляться первые врачи из Европы, которые начали занимать доминирующее положение. Среди зарубежных врачей, которые были приглашены на русскую службу, можно встретить достаточно известных медиков. Например, в 1621 г. в Москву прибыл Артемий Дия. Он написал большое количество работ по медицине. Многие из этих работ были напечатаны в Париже.

Также в России работали такие зарубежные врачи, как Лаврентий Блюментрост, Роберт Якоб. Отечественные врачи также ездили за границу для обучения. Среди тех, кто успешно прошел обучение, а также защитил за границей диссертацию, можно отметить П. В. Постникова. Он получил звание доктора медицинских наук в Падуанском университете, в Италии. Надо сказать, что Петр Постников был даже ректором Падуанского университета. В 1701 г. Постников вернулся в Россию и был зачислен в Аптекарский приказ.

К сожалению, Петр Постников, вернувшись в Россию, не смог заниматься медициной и физиологией (это его любимая отрасль медицины), поскольку служил российским дипломатом во Франции, Англии и Голландии. Он закупал книги, хирургические инструменты, контролировал обучение российских студентов за рубежом.

Также можно отметить Георгия из Дрогобыча. Он получил звание доктора медицины и философии в Болонском университете, а также написал сочинение «Прогностическое суждение 1483 г. Георгия Дрогобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета», которое было издано в Риме. В одно время (1481–1482 гг.) он был ректором Болонского университета. Читал лекции в Краковском университете (с 1485 г.), работал в Венгрии (1482–1485 гг.). В 1512 г. Франциск Скорина из Полоцка получил звание доктора медицины в Падуанском университете. Затем он работал в Кенигсберге, Праге, Вильне.

Н ачало ХVII столетия отмечено в отечественной медицине учреждением Аптекарского приказа - центрального правительственного учреждения, в котором сосредоточилось все руководство врачебным делом. Вопрос о времени возникновения Аптекарского приказа - спорный, ибо историки медицины предполагают, что он существовал с конца ХVI века, когда уже встречались такие должности, как «аптекарский боярин», «подъячий Аптекарского приказа» и другие.

Первоначально назначением нового Приказа было наблюдение за лечением царя и его семьи, за деятельностью приглашенных иностранных врачей и особенно за назначаемыми царю лекарствами - «для остерегательства его государева здоровья». В функции Приказа входил и контроль за деятельностью первой аптеки, открытой Иваном IV в 1581 г., имевшей также назначение «про государя». Однако официально деятельность Аптекарского приказа начала разворачиваться с 1620 г., когда, по сути, впервые обозначились подходы к созданию русской медицины и встал вопрос о лечебном деле, охватывающем все слои населения.

В документе от 1673 г. говорится об аптекарской практике лекарских учеников: «... велеть им (ученикам) быть с травниками у збору трав и цветов, и кореньев во все лето и до заморозков беспристанно».

Кроме аптечного дела, ученики изучали фармацию, фармакологию, латинский язык, анатомию, диагностику, болезни и способы их лечения. Их учебниками были знаменитые «Травники», «Лечебники», составляющие богатейшее наследство Древней Руси. Но особое место в преподавании занимали «дохтурские сказки» (истории болезни). В обучении российских врачей использовали и европейский опыт. Так, в 1658 г. Епифаний Словенецкий перевел «Анатомию» Андрея Везалия - лучший в мире учебник, который еще не был известен во многих европейских университетах.

Строго следили и за врачебной практикой будущих российских лекарей. Она проходила в полках, а если будущий медик от нее отлынивал, то «быть в наказанье без пощады». Строго наказывались лекари, окончившие свое образование и отказавшиеся ехать на определенную им службу: «Стеньку Ошурка, что он на службу не поехал... бить батоги нещадно и потому ж выслать на нашу службу тотчас с приставом».

После окончания «Школы русских лекарей» вручались дипломы, где указывалось: «... лечит раны колотые и сеченые и рубленные и делает пластыри и мази и иные статьи, что достойно к лекарскому делу, и лекарское де дело ево будет». Первым лекарям Московского государства приходилось сталкиваться со многими болезнями. Вот список известных в то время болезней: цинга, лихорадки, золотуха, кароста, «каменная», «чечуйная»(геморрой), «пильные» (болезни суставов), «чепучичные» (венерические заболевания), «проносная», желтуха, рожа, астма и другие.

В 1654 г., во время эпидемии чумы и войны с Польшей, при Аптекарском приказе была создана лекарская школа, в которую набраны «стрелецкие дети». В школе преподавались начала анатомии, физиологии, хирургии, терапии, лекарствоведение, «знамена немочей» (симптоматология) и др. Окончившие определялись лекарями в полки «для лечбы ратных людей».

Одновременно с лекарской школой при Аптекарском приказе была создана школа «костоправного» дела с одногодичным сроком обучения. Аптекарский приказ в 1669 г. впервые начал присуждать степень доктора медицины. К сожалению, школа Аптекарского приказа к концу XVII в. прекратила свое существование.

Среди преобразований, проводимых Петром I, реформа медицины занимала одно из ведущих мест. Его указы касались учета рождаемости и смертности - введения специальных метрических книг, открытия домов «для сохранения зазорных младенцев» с наказанием тех родителей, которые будут уличены «в умерщвлении тех младенцев, и они за такие злодейственные дела сами казнены будут смертью». Были изданы указы и о надзоре за пищевыми продуктами на рынках, о поведении продавцов на рынках: «Носили бы белый мундир и наблюдали бы во всем чистоту». Чрезвычайно интересен указ о благоустройстве Москвы, который гласил: «... По большим улицам и по переулкам чтобы помета и мертвечины (животных) нигде, ни против чьего двора не было, а было б везде чисто... А буде... кто станет по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать, ... тем людям за то учинено будет наказание, биты кнутом, да на них же взята будет пеня»...

Но основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ - первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна.

Надо отметить, что Петр I сам хорошо разбирался в медицине. Он прослушал курс в Лейденском университете, там же познакомился с лучшими больницами, анатомическими музеями, выдающимися врачами. В Голландии он приобрел знаменитую анатомическую коллекцию «монстров» (рожденных с пороками развития), ставшую основой первого анатомического музея России - «Кунсткамеры». Со всех стран собирали в «кунсткамеру» раритеты и «монстров», старинные книги и т.д. Петр не жалел на это денег. Одновременно создавалась и Публичная библиотека, костяк которой состоял из книг Аптечного приказа. В 1719 г. «Кунсткамеру» и Публичную библиотеку открыли. Интересно выступление Петра I по этому поводу: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным в самих этих комнатах».

Важнейшим звеном реформ явилось основание Московского госпиталя и лекарской школы при нем. Указом Петра I, подписанным 25 мая 1706 г., предписывалось: «За Яузою рекою против Немецкой слободы в пристойном месте... построить госпиталь», где «больных лечить и врачов учить было можно». Московский военный госпиталь, при котором тоже была организована госпитальная школа, сохранился до настоящего времени - это ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко. В 1707 г. постройка госпиталя была окончена, в него были помещены первые больные, и при нем начала функционировать госпитальная школа - первое высшее учебное медицинское заведение. Таким образом, 1707 г. - это год начала отечественного высшего медицинского образования. Несмотря на такие простые названия, как «школа», «медико-хирургическое училище», подготовка в них не уступала подготовке в европейских университетах.

В госпитальных школах обучение было практическим: учащиеся непосредственно участвовали в лечении больных, вскрывали трупы. «Разобрание анатомическое чинить в палате, определенной на то в госпитале, а особливо которые будут болезни странные, тех отнюдь не пропускать без анатомического действия, и что достопамятно есть, иное велеть рисовальному мастеру срисовать».

В дальнейшем анатомические вскрытия были продолжены в анатомических театрах, открытых в госпитальных школах. По сообщениям иностранных газет, на вскрытиях присутствовали не только царь, сановники, но даже женщины из высшего света.

Мало-помалу сознание необходимости анатомического просвещения распространяется и в провинции. Из города Шуи от целовальников Фомина и Трифонова на имя Петра была прислана петиция о присылке врача для осмотра найденного на льду реки Тезы «мертвого тела и взятия его в убогий дом» (городской морг), откуда брались трупы для публичных аутопсий в Москве.

Обязательное привлечение медицинских врачей для вскрытия трупов при насильственной смерти было определено Воинским уставом Петра I в 1716 г. С выходом же указа 1746 г. занятия на трупах приняли характер обязательных. Будущие лекари получили возможность приобретать навыки в производстве вскрытий, а объяснения «докторов» и «операторов» должны были расширять представления о существе болезней и причинах смерти.

В госпитальных школах полностью отошли от метода обучения в европейских университетах, сохранявшего черты средневековой схоластики: книжно-словесное обучение, заучивание текстов, «диспуты» по заученным текстам. В госпитальных школах в обязанности обучающихся было введено приготовление лекарств. В большом объеме преподавалась и «материя медика» - курс, включавший в себя фармакогнозию, фармакологию, фармацию, а впоследствии и ботанику. Занятия по этим дисциплинам проводились в госпитальных палатах и в ботанических садах.

Один из них, созданных для этих целей Петром, сохранился до настоящего времени (Ботанический сад Российской академии наук). Аптекарскому делу Петр уделял большое внимание. Им был издан указ об открытии «вольных» (то есть частных) аптек для обслуживания населения под контролем аптекарской канцелярии, которая в 1707 г. сменила прежний Аптекарский приказ.

Руководство первым высшим медицинским учебным заведением было возложено на лейб-медика Н. Бидлоо, голландского врача, получившего степень доктора в Лейденском университете, человека весьма одаренного, искусного врача и хирурга. Но важнее всего было то, что он всей душою предан был своему госпиталю и училищу и полагал в нем «всю свою гордость и всю славу». Н. Бидлоо, опираясь на поддержку Петра I, показал себя способным администратором и организатором лечебного дела. Н.Бидлоо был и талантливым педагогом. Составленные им учебные пособия по анатомии и хирургии на протяжении многих десятилетий были учебниками русских врачей. Лейб-медик прекрасно осознавал, что на него возложена Петром I задача государственной важности - создание российского медицинского образования. Строго контролировался отбор в госпитальную школу. Так как преподавание велось на латинском языке, Н. Бидлоо предложил отбор учащихся вести из духовных славяно-греко-латинских школ. Окончившие эти школы знали языки и хорошо были подготовлены по многим дисциплинам: риторике, философии, математике, истории и т.д.

Срок обучения в том первом медвузе колебался в зависимости от успеваемости учащихся. Как правило, учащимся через 2-3 года обучения и успешной сдачи экзаменов присваивалось звание подлекаря, а еще через 2-3 года они сдавали «генеральный» экзамен и получали диплом лекаря. «Генеральный» экзамен в основном проводили по хирургии, которой в госпитальных школах уделялось особое внимание. Клинические обходы, вскрытия трупов в анатомическом театре, хирургические операции в госпиталях дали толчок развитию российской хирургии.

Госпитальные школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Колыно-Воскресенске (Сибирь) и других городах. Всего за время их существования (до организации медико-хирургических училищ в 1786 г. и открытия медико-хирургических академий в Москве и Петербурге) было подготовлено более 3 тысяч высокообразованных врачей. Среди преподавателей и выпускников госпитальных школ были выдающиеся ученые, составившие гордость российской науки, основатели научных медицинских школ: К. Щепкин (анатомия), П. Шумлянский (гистология), П. Загорский (анатомия), Н. Максимович-Амбодик (акушерство) и многие другие.

Таким образом, время Петра I сыграло большую роль в развитии отечественного медицинского образования. Несмотря на тяжелое для России время царствования Анны Иоановны и «биронщины», обучение медиков смогло выстоять и с новой силой развиться при Елизавете Петровне в связи с организацией Московского университета.