Фгос во расшифровка. Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения. Стандарт включает в себя требования к

Все чаще упоминается в образовании ФГОС. Что такое новые образовательные стандарты и как они изменили систему отечественного образования? Постараемся найти ответы на эти важные и актуальные вопросы.

Что собой представляют новые образовательные стандарты

Данная аббревиатура расшифровывается как федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Программы, требования зависят не только от специфики учебной дисциплины, но и от ступени обучения.

Предназначение стандартов второго поколения

С какой целью внедряются ФГОС? Что такое УУД? Для начала отметим, что не во всех развитых странах существуют единые образовательные стандарты. В РФ они предназначены для обеспечения преемственности между отдельными ступенями обучения. После окончания одного этапа ученик должен обладать определенным уровнем подготовки, чтобы перейти на следующий образовательный этап.

ФГОС общего образования, предназначенные для воспитанников, имеющих ограничения по здоровью, характеризуются как система требований, являющихся обязательными при реализации адаптированной программы для ребят с ОВЗ.

Требования стандартов 2-го поколения

Определенные требования к уровню обученности и воспитанности по стандартам содержит каждый класс. ФГОС предполагает определенные требования к структуре программ, объему материала. Также учитывают условия реализации образовательных основных программ, включая материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение процесса. Если ФГОС 1 поколения были направлены на усвоение школьниками теоретического материала, то новые стандарты предназначены для гармоничного развития подрастающего поколения.

Составные части новых стандартов

ФГОС 2-го поколения появились в 2009 году. Они включают в себя три основные части.

Первая часть содержит требования к результатам освоения школьниками образовательной программы. Акцент делают не на совокупность умений и знаний, а на универсальные учебные действия, предполагающие самостоятельное добывание необходимой информации посредством применения современных технологий, а также на коммуникативные качества.

Кроме того, в стандарте указываются предполагаемые результаты обученности по каждой учебной области, описаны те качества, которые будут формироваться у школьников: здоровый образ жизни, толерантность, бережное отношение к природе, уважение к родному краю.

Урок по ФГОС предполагает элементы проектной и исследовательской деятельности. Особое внимание новые стандарты отводят внеурочной деятельности в виде творческих студий, кружков, клубов. Указываются требования к компетентности и профессионализму педагогического состава образовательных учреждений.

Стратегия развития страны, разработанная по 2020 год, направлена на формирование компетентного гражданина, умеющего отвечать за свои поступки, готового к саморазвитию и самосовершенствованию.

Специфические особенности ФГОС НОО

Продолжим рассмотрение ФГОС. Что такое новые стандарты для школы, вы выяснили. Теперь выявим их отличия от традиционной образовательной программы. Содержание программы направлено не на получение знаний, а на формирование духовности, нравственности, общей культуры, социальное и личностное развитие.

Особое внимание уделяется физическому развитию подрастающего поколения. Требования к результатам обучения указываются в виде предметных и личностных результатов, это отличает новые стандарты от первого поколения ФГОС. Что такое УУД?

Обновленные стандарты предполагают повышенное внимание к внеурочной деятельности. Ее организация осуществляется по следующим направлениям: социальное, спортивное, нравственное, духовное, общекультурное развитие.

Как формируется дополнительная группа? ФГОС предполагает проведение диспутов, конференций, организацию научных школьных обществ, соревнований, олимпиад. Время, которое по новым стандартам отводится на внеурочную деятельность, не включается в основную нагрузку школьников. Чередование внеурочной и учебной деятельности определяет образовательное учреждение, учитывая пожелания родителей обучающихся.

Отличительные характеристики нового стандарта

Каковы отличительные особенности ФГОС? 5 класс считается началом второй ступени обучения, где основной акцент делают на формирование метапредметных и личностных результатов.

Основной целью нового стандарта стал деятельностный подход, который направлен на развитие личности школьника. Общеучебные умения считают ядром ФГОС, поэтому для каждого предмета разработаны конкретные учебные действия.

Важным этапом формирования УУД на начальной ступени обучения является ориентация младших школьников на овладение коммуникативными и информационными технологиями, а также на грамотное применение современных ИКТ инструментов.

Современные цифровые инструменты и коммуникационные среды указываются в стандартах второго поколения как оптимальный вариант формирования УУД. Существует специальная подпрограмма, направленная на формирование у подрастающего поколения информационных компетенций.

Начальное образование в новых реалиях

Стандарт предполагает определенные требования к результатам школьников, которые освоили программу начального образования. Личностные УУД предполагают желание и способность школьников к саморазвитию, сформированность позитивной мотивации к познанию и обучению, смысловые и ценностные установки обучающихся, которые отражают их индивидуальные позиции, социальные компетенции.

Выпускники начальной школы должны обладать гражданской идентичностью, личностными качествами.

В метапредметных компетенциях подразумевается полное освоение ребятами учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, благодаря которым они овладевают основными компетенциями.

Предметные УУД предполагают получение информации по определенным дисциплинам, преобразование, использование информации, формирование на основе полученных знаний полноценной научной картины мира.

Например, ребенок учится самостоятельно подбирать к тексту заголовок, записывать тезисы текста. Выпускник начальной школы обязан по готовому заголовку составлять тезисный план, продумывать пересказ материала.

Значимость ИКТ в ОУ

Реалии современности таковы, что, помимо классического письма, ребенок практически одновременно осваивает и компьютерную клавиатуру. Многие родители, использующие компьютер в своей профессиональной деятельности, понимают значимость ИКТ в современной школе. Знакомство с окружающим миром, проведение опытов и исследований в наши дни предполагает использование цифровых камер, микроскопов. Для обобщения результатов, полученных в ходе практической деятельности, школьники пользуются цифровыми ресурсами.

Проектная методика

Для проектного метода, который является по стандартам второго поколения обязательным элементом современной школы, также нужны информационные технологии.

Интегрированный подход к обучению, используемый в стандартах второго поколения, связан с активным применением знаний, которые получены на другом уроке. К примеру, работу с текстами, описаниями, проводимую во время русского языка, продолжают при знакомстве с природными явлениями на уроке окружающего мира. В качестве результата подобной деятельности будет выступать видеорепортаж, который описывает природные явления, картины окружающей среды.

Информационно-образовательная среда

Она должна быть оптимальной для информатизации учащегося и педагога. Именно через информационную среду по новым федеральным стандартам обеспечивается дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, включая и внеурочный период. Что входит в ИС? Мультимедийные устройства, компьютеры, выход во Всемирную паутину, доступ к электронным ресурсам.

Именно через информационную среду осуществляется взаимодействие педагога с ребятами, которые по состоянию здоровья не могут посещать обычные уроки и внеурочные мероприятия.

Стандарт касается не только уроков, но и внеурочной деятельности. В нее включают индивидуальные занятия, выполнение домашних заданий, групповые консультации.

Содержание такой деятельности отражается в образовательной основной программе ОУ. ФГОС допускают внеурочную работу младших школьников в размере десяти часов в неделю. На первой ступени обучения он способствует обеспечению равных возможностей в получении качественного общего начального образования, воспитания, нравственного развития школьников, формирование их гражданственности.

Заключение

В связи с изменением социального заказа в российском образовании назрела необходимость существенных преобразований. Вместо классической системы, в которой основное внимание уделялось получению максимального количества теоретических знаний, в российские школы внедряют программы, направленные на саморазвитие подрастающего поколения. ФГОС второго поколения дают возможность получать начальное образование на родном языке, овладевать культурными и духовными ценностями своего народа.

Благодаря применению педагогами инновационных методик преподавания у каждого ребенка есть возможность выстраивать собственную образовательную и воспитательную траекторию, постепенно передвигаться по ней, совершенствовать свои умения и навыки. Стандарты второго поколения направлены на удовлетворение социального заказа - воспитание гражданина и патриота, любящего свою страну, гордящегося ею.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

| Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", реализация программ высшего профессионального образования осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования (или образовательные стандарты).

Понятие «стандарт» происходит от латинского слова «standard», означаю­щего «образец», «норма», «мерило». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможно­сти реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Основными объектами стандартизации в образовании являются: его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащих­ся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эта­лон при оценке качества основных сторон образования.

Чем вызвана стандартизация образования?

Необходимость проведения стандартизации образования вызвана ко­ренными переменами в сфере образования как общественного явления. Поворот России к демократии, к рыночным отношениям, к правам и сво­бодам личности потребовал переосмысления политики в области образова­ния. Сфера образования теперь ориентирована прежде всего на удовлетво­рение духовных потребностей личности, а не на интересы государства. Это в свою очередь обусловило значительные перемены в организации образо­вания. Учебные заведения приобрели большую самостоятельность в выборе содержания, форм и методов обучения.

Стандартизация образования связана также с тем, что переход школ на новые, более свободные формы организации учебного процесса, измене­ние статуса многих школ, введение новых учебных планов, более свобод­ный выбор школами учебных предметов и объемов изучения последних, введение альтернативных учебников, создание новых технологий обучения, многоуровневое и дифференцированное обучение - все это потребовало заботы о сохранении базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, получаемого обу­чающимися в разных типах общеобразовательных учреждений (лицеях, колледжах, общеобразовательных школах, как государственных, муници­пальных, так и негосударственных, частных). Государственный образова­тельный стандарт и является тем механизмом, который обеспечивает суще­ствование единого в стране образовательного пространства.

Стандартизация образования вызвана также стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего обра­зования учета достижений в этой области международной образовательной практики. Это обеспечивает российским гражданам признание их докумен­тов об образовании за рубежом.

Идея стандартизации образования для России не нова. Она существова­ла еще в советское время. Хотя в СССР, как правило, не употреблялось по­нятие государственного образовательного стандарта, но его роль фактиче­ски выполняли единые учебные планы. Они спускались в республики и были основой реальных учебных планов школ. Учебные программы и планы тех лет отличались излишней идеологизацией, ограничивали учителя в ини­циативе, а учащихся в возможности выбора содержания образования в со­ответствии со своими интересами и способностями. Но тем не менее еди­ные учебные планы как бы выравнивали образование на всей территории Советского Союза. Фактически была проверена на практике идея введения образовательных стандартов.

Существующие в настоящее время государственные образовательные стандарты не подчиняют учебный процесс жесткому шаблону, а, напротив, открывают широкие возможности для педагогического творчества, для со­здания вокруг обязательного ядра содержания (чем является стандарт) ва­риативных программ, разнообразных технологий обучения.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на кон­курсной основе, уточняются не реже одного раза в 10 лет, устанавливаются федеральным законом, являются обязательными для исполнения всеми учебными заведениями страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В образовательном стандарте выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюде­ние которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Федеральный компонент обеспечивает базовый стандарт образования по разным предме­там на всей территории страны.

Национально-региональный компонент стандарта определяет те нормати­вы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области род­ного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и др.). За счет национально-регионального компонента учитываются по­требности и интересы в области образования всех народов стран, нацио­нальное своеобразие культуры.

Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения. За счет школьного компо­нента с учетом федерального и национально-регионального компонентов каждая школа сама определяет объем учебного времени, отводимого на изучение тех или иных учебных предметов, глубину и характер их изучения в зависимости от типа учебного заведения.

Федеральный компонент стандарта - неизменная его часть, которая пересматривается крайне редко; национально-региональный и школьный компоненты - вариативные части, которые систематически обновляются и пересматриваются.

В 2001 г. начат эксперимент по переходу на двенадцатилетнюю школу. В экспериментальные базисные учебные планы общеобразовательных учреж­дений с первого по двенадцатый классы введен ученический компонент. За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы органи­зации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследователь­ской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

(часть 7 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Закон РФ «Об образовании» - N 273-ФЗ - регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.